Публикации > Просмотр публикации
Выступление министра финансов РТ на выездном заседании Комитета по бюджету Совета федерации Федерального Собрания РФ

Казань, 26 марта 2004 года

Уважаемые участники заседания!

Уважаемые гости!

Бюджет Республики Татарстан, является наиболее объемным среди бюджетов Приволжского федерального территориального округа. Его доходная часть с учетом поступлений из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" по итогам 2003 года составила 56,9 млрд. рублей.

Республика Татарстан является одним из крупных доноров федерального бюджета. В 2003 году на территории Республики Татарстан было собрано доходов, таможенных платежей и единого социального налога на общую сумму 133 млрд. рублей, что превысило показатель 2002 года на 14%.

В республике ведется серьезная работа по реформированию бюджетной сферы, повышению эффективности управления региональными и местными финансами. Внедряются новые подходы к финансированию бюджетных услуг: нормативное финансирование общеобразовательных школ (на одного ученика), учреждений здравоохранения (за пролеченного больного). В сфере жилищно-коммунального хозяйства мы перешли от дотирования предприятий к системе Единых адресных жилищно-коммунальных субсидий гражданам республики, что позволило иметь реальную картину об объемах оказываемых населению услуг и эффективнее использовать бюджетные средства. Оптимизация бюджетных расходов, создание условий для расширения внебюджетной деятельности бюджетных учреждений и увеличение за счет этого заработной платы работников, укрепление материально-технической базы – это первоочередные задачи Правительства республики.

К сожалению, проводимые Российской Федерацией изменения в законодательстве, направленные на сокращение налогового бремени, осуществляются во многом за счет региональных и местных бюджетов. На сегодняшнем выездном заседании Бюджетного комитета хотелось обсудить ряд вопросов, которые интересуют при формировании бюджета 2005 года не только Республику Татарстан, но и остальных субъектов-доноров.

Статьей 56 проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", принятого Государственной Думой в первом чтении, устанавливается снижение норматива отчислений НДПИ (нефть) в бюджеты субъектов федерации до 5%. Введение такой нормы приведет к прямому выпадению доходов бюджета Республики Татарстан в объеме 2,0 млрд. рублей (по сравнению с 2004 годом) по НДПИ, по субъектам РФ - 26,4 млрд. рублей.

Кроме того, следствием снижения вышеуказанного норматива станут потери по налогу на прибыль при высоких ценах на нефть на мировом рынке. Высокий НДПИ, рассчитываемый исходя из мировых цен, включается в себестоимость и снижает налогооблагаемую прибыль. При нормативе распределения НДПИ 80:20 снижение налога на прибыль компенсируется ростом НДПИ. При действующем в 2004 году нормативе 85,6:14,4 потери бюджета Республики Татарстан по налогу на прибыль уже не компенсируются НДПИ.

При курсе 28,5 рублей за доллар и нормативе НДПИ в 5% потери по налогу на прибыль в Республике Татарстан составят 800 млн. рублей.

За счет этого фактора при объеме добычи нефти в целом по Российской Федерации в 418 млн. тонн соответствующие потери по налогу на прибыль в консолидированном бюджете Российской Федерации составят 14,4 млрд. рублей, в том числе субъекты Российской Федерации недополучат 11,4 млрд. рублей.

Одновременно следует отметить, что планируется разработка и принятие нормативных актов по вопросу увеличения экспортных пошлин, также уменьшающих налог на прибыль.

Расчеты показывают, что потери налога на прибыль в целом по Российской Федерации составят 10,9 млрд. рублей, по субъектам Российской Федерации 8,6 млрд.рублей, по Республике Татарстан – 1 млрд.рублей.

Необходимо решить вопрос о компенсации выпадающих доходов регионам.

Следующий вопрос, который предлагается обсудить при формировании бюджета 2005 года - налогообложение истощенных нефтяных месторождений. На недавно прошедшем заседании совместной коллегии Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на несправедливое и экономически необоснованное изъятие природной ренты обратил внимание Президент России Владимир Владимирович Путин. Прямое увеличение ставки НДПИ и экспортной пошлины приведет не только к разрушению компаний, разрабатывающих истощенные месторождения и, как следствие, повышению социальной напряженности, но и к серьезному сокращению поступлений в бюджеты регионов по налогам на прибыль и подоходному налогу. Необходимо как можно быстрее ввести дифференцированный подход, учитывающий природные условия добычи нефти, ее качество, подход, обеспечивающий развитие, а не застой в нефтяной отрасли.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что развитие нефтяной отрасли поможет решать вопросы охраны окружающей среды в нефтедобывающих регионах.

Поволжский нефтяной бассейн, в который входят и месторождения Татарстана, является старейшим нефтедобывающим регионом России, имеет развитый нефтегазоперерабатывающий комплекс.

Проводимый в нашей республике мониторинг состояния атмосферного воздуха, водных объектов и почвы указывает на рост техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду в нефтегазодобывающих районах республики. Только ОАО "Татнефть" в год выбрасывает в атмосферу более 60 тыс.тонн загрязняющих веществ, в поверхностные водоемы и подземные горизонты сбрасывается 4,2 млн.куб.метров недостаточно очищенных сточных вод, накапливается до 750 тыс.тонн нефтесодержащих отходов, а ведь есть еще "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез" и другие крупные предприятия. Как вы понимаете, это требует более высокого уровня медицинского обеспечения населения и дополнительных финансовых затрат.

Кроме того, республике требуется более 2 млрд.рублей в год на проведение работ по восстановлению природной среды и ликвидацию аварий, возникающих при порыве нефтепроводов.

Еще один вопрос – об отношении к регионам-донорам, который обсуждался на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.

На коллегии было предложено более внимательно отнестись к регионам-донорам, несущим основную нагрузку по наполнению доходами бюджетов всех уровней. Мы поддерживаем идею стимулирования регионов-доноров, которая должна найти отражение в бюджете 2005 года, может быть, через дополнительные нормативы или участие регионов-доноров в федеральном стабилизационном фонде.

Отдельным вопросом хотелось бы обсудить исполнение федеральным бюджетом обязательств по возмещению регионам расходов на выполнение федеральных мандатов. Например, на выполнение закона "О ветеранах" в части льготирования услуг связи, бюджет республики за 2000-2003 годы затратил более 300 млн.рублей, из которых было компенсировано менее четверти. Дальнейшее предоставление льгот без адекватной компенсации невозможно. Потребность в средствах в текущем году с учетом долгов составляет более 400 млн.рублей. Аналогичная ситуация и с финансированием федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В заключение отмечу, что все вышеназванные вопросы мы в той или иной мере прорабатывали на федеральном уровне. В частности, вопрос выпадающих доходов по НДПИ рассматривался в Министерстве финансов Российской Федерации и в рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства при Аппарате Президента Российской Федерации.

Хотелось, чтобы и другие названные вопросы были обсуждены сегодня и возможные варианты их решения нашли отражение в материалах настоящего заседания Комитета Совета Федерации по бюджету с дальнейшей передачей их в Правительство и Минфин Российской Федерации для учета при формировании бюджета 2005 года.

Спасибо за внимание!