Публикации > Просмотр публикации
Сообщение о социальных аспектах бюджета на 2004 год
1. Бюджет на 2004 год сформирован в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства. Эти изменения снижают налогооблагаемую базу субъектов федерации. У нас потери - 1,2 млрд.рублей.
2. Одновременно уменьшается ФЦП на 1 млрд. рублей (общая сумма 9,1 млрд. рублей).
3. Объем собственных доходов консолидированного бюджета 30,5 млрд. рублей, рост по плану 2003 года - 13 процентов (2003 год - 26,9).
4. В составе расходов консолидированного бюджета на 2004 год учтены следующие принципиальные направления:
- фонд оплаты с учетом роста тарифов и надбавок на 33 % с применением дифференцированных республиканских компенсационных выплат для доведения до прожиточного минимума первых разрядов и стимулирования последующих разрядов (принято постановление KM PT от 09.10.03. N 531). Учтены выплаты повышенных на 33 % дополнительных 3-х окладов работникам бюджетной сферы, установленных только в Республике Татарстан.
Кроме того, в PT существуют дополнительные выплаты отдельным категориям:
- 30 % молодым педагогам;
- выслуга лет работникам библиотек;
- творческим коллективам;
- отдельным службам медицины.
Основные доплаты, увеличивающие заработную плату бюджетников. У нас по сравнению с другими регионами это:
- компенсационные выплаты;
- дополнительные три оклада на каждого работника в смете учреждений, закладываемых при формировании ФОТ (всего - 15 окладов).
Это в совокупности дает превышение нашей зарплаты над российской в среднем на треть (37 %).
Все эти средства гарантированы бюджетами всех уровней от республиканского до местных. Задержек по ним не будет, хотя ФОТ перешагнул критическую черту и составляет в 2004 году 49 %. За два месяца перечислено районам субвенций на выплату зарплаты 253 млн.рублей из 1150 млн.рублей или 22 %, дотаций 164 млн.рублей из 729 млн.рублей или 23 %. ФОТ увеличивается на 1,6 млрд.рублей и составит в 2004 году - 14,9 млрд.рублей;
5. Впервые в бюджете РТ предусмотрены расходы на:
- санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы (30 млн.рублей);
- дополнительное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы (50 млн.рублей, за счет дополнительных доходов);
- увеличение до 25 % доплат учителям за классное руководство (76 млн.рублей);
- подключение школ к сети "Интернет" (20 млн.рублей);
6. Объем расходов на зарплату плюс коммунальные услуги - 57 % от собственных доходов.
7. ЖКХ - 4,2 млрд. рублей (с социальной политикой) (рост 4 %). Продолжается выплата жилищно-коммунальных субсидий.
Организована персонифицированная система начисления жилищно-коммунальных платежей.
8. Приемка жилого фонда и объектов социально-культурной сферы - 200 млн. рублей.
9. На новую сеть бюджетных учреждений, вводимых в 2004 году, предусмотрено 300 млн. рублей.
10. Социальная направленность бюджета - соц.сфера -23,9 млрд. рублей (рост 17 %). Удельный вес в расходах без фондов - 70 %, в собственных доходах - 78 %.
В 2003 году-20,3 млрд. рублей (67%, 75%);
11. Образование - 12 млрд. рублей (рост 20%).
Новшество: финансирование школ целевыми субвенциями из бюджета Республики Татарстан (4,4 млрд. рублей);
Культура - 1,3 млрд. рублей (рост 25 %), здравоохранение - 9,3 млрд. рублей (рост 10 %), физкультура и спорт - 441 млн. рублей (рост 15 %), соцобеспечение - 1,1 млрд. рублей (рост 17 %), социальная политика - 1,2 млрд. рублей (рост 16 %);.
12. Учтена реализация всех социально значимых программ, действующих в текущем году (322 млн. рублей);
- "Дети Татарстана";
- "Языки народов Республики Татарстан";
- "на развитие физкультурно-оздоровительной работы среди детей и подростков";
- "мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков";
- "Республиканская программа профилактики наркотизации населения";
- "Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан";
- "Поддержка малого предпринимательства";
13. Общий объем консолидированного бюджета по доходам – 52,2 млрд. рублей, по расходам – 56,1 млрд. рублей, дефицит - 3,9 млрд. рублей –12,8 %;
l4. Объем бюджета РТ: доходы – 41,1 млрд. рублей (рост 15 %), расходы - 44 млрд. рублей (рост 15 %), дефицит – 2,9 млрд. рублей (14,8 %).
15. О некоторых особенностях социальной политики в 2004 году.
16. Социальная политика
Расходы, связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах", предусмотрены в размере 737 млн. рублей, против 603,3 млн. рублей, запланированных в 2003 г., в том числе:
- предоставление льгот по проезду на транспорте - 81 млн. рублей (индекс роста 1,06);
- предоставление льгот по услугам ЖКХ - 539 млн. рублей (индекс роста 1,11);
- предоставление льгот по услугам связи (абонентская плата за телефон) - 42,5 млн. рублей;
- на обеспечение ветеранов транспортными средствами -4,1 млн. рублей;
- на санаторно-курортное лечение ветеранов - 18,1 млн. рублей;
- компенсация ветеранам расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств - 18,7 млн. рублей;
- льготное лекарственное обеспечение ветеранов - 33,6 млн. рублей;
На реализацию Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" в 2004 г. будет направлено 94,8 млн. рублей (индекс роста 2,6), в том числе:
- на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в сумме 6,5 млн. рублей;
- на обеспечение инвалидов транспортными средствами - 14 млн. рублей;
- на санаторно-курортное лечение инвалидов - 16 млн. рублей;
- на лекарственное обеспечение инвалидов - 58,3 млн. рублей;
17. Кроме того, за счет средств Федерального фонда компенсаций будут производиться расходы по реализации Федеральных Законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О реабилитации жертв политических репрессий", "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
18. На реализацию Республиканской программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан предусмотрено 147,6 млн. рублей, что составляет 123 % от суммы 120 млн. рублей, предусмотренной на эти цели в 2003г. Рост расходов вызван повышением социальных нормативов и увеличением в связи с этим количества получателей и размеров выплат (с 1 августа 2003 года увеличены размеры ежемесячных пособий семьям с детьми и компенсационных выплат неработающим малообеспеченным категориям населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан). Производятся ежемесячные целевые выплаты на хлебобулочные изделия (за 2 месяца профинансировано на 7,9 млн.рублей).
19. Доплаты к пенсиям гражданам, награжденным медалями "За Победу над Германией" и "За Победу над Японией" (9,3 млн. рублей), а также досрочные пенсии работникам скорой помощи (3,5 млн. рублей) на общую сумму 12,8 млн. рублей, с индексом роста 1,36. Увеличение расходов связано с повышением базовой части пенсии;
Выплаты семьям работников, направленных в Чеченскую Республику, - 9,6 млн. рублей;
20. Прочие расходы, носящие социальный характер:
- расходы для выполнения реабилитационных мероприятий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.1999г. N 627 "Об утверждении гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан" в размере 4,9 млн. рублей;
- расходы на приобретение бланков удостоверений различных категорий льготников, проведение семинаров, фестивалей, конкурсов, декады инвалидов. Дня социального работника. Дня пожилого человека и прочие мероприятия - 2,8 млн.рублей;
- расходы на оказание материальной помощи - 200 тыс. руб.;
- на предоставление компенсационных выплат многодетным неработающим матерям - 3 млн. рублей;
на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям - 26,5 млн. рублей (рост в 1,04 раза);
на возмещение ведомствам расходов по содержанию детей работников бюджетных учреждений в детских дошкольных учреждениях - 1,4 млн. рублей (35% от запланированных в 2003 г.). Снижение расходов связано с передачей ведомственных детских садов на бюджетное финансирование;
на погребение неработающих граждан - 6,4 млн. рублей;
(коэффициент роста 1,22);
21. В 2004 году будет продолжено финансирование мероприятий Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан. В проекте бюджета Республики Татарстан на 2004 год расходы на указанные цели определены в сумме 87,2 млн. рублей, что составляет 110 процентов к плану 2003 года.
22. В текущем году доход от предпринимательской деятельности по учреждениям бюджетной сферы планируется в объеме не менее 2021 млн. рублей, в том числе по учреждениям, финансируемых из местных бюджетов -не менее 1310 млн. рублей, по республиканским учреждениям - не менее 711 млн. рублей. По итогам 2003 года этот показатель составил соответственно 1023 и 544 млн. рублей. Таким образом, будет достигнут прирост объема доходов около 29 процентов.
По оперативным данным по состоянию на 1 марта текущего года доход от предпринимательской деятельности по учреждениям районов и городов составил 141 758 тыс. рублей.
В части республиканских учреждений сумма заработанных доходов за январь-февраль составила 88 932 тыс. рублей 23. Хочу также проинформировать, что Государственным Советом Республики Татарстан приняты изменения и дополнения в закон "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год", затрагивающие, в том числе и статью 59. По данной статье снимается жесткое ограничение о направлении 50 процентов доходов от предпринимательской деятельности на повышение уровня оплаты труда работников. В новой редакции вышеуказанной статьи Кабинету Министров будет дано поручение разработать типовой порядок распределения доходов, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности с учетом отраслевых особенностей. Это связано с высокой дифференциацией структуры себестоимости платных услуг в различных отраслях бюджетного сектора. Мы должны совместно с отраслевыми министерствами и профсоюзами провести проработку данного вопроса и, исходя из отраслевой структуры себестоимости, объективно оценить оптимальный объем средств, направляемых на оплату труда. По ряду бюджетных учреждений экономия средств, полученная от проведения мероприятий по оптимизации. Эти средства будут зачисляться на накопительный счет и по итогам работы за 9 месяцев и году расходоваться на нужды и развитие тех учреждений, где эта экономия получена, в том числе и на повышение зарплаты.
1. Бюджет на 2004 год сформирован в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства. Эти изменения снижают налогооблагаемую базу субъектов федерации. У нас потери - 1,2 млрд.рублей.
2. Одновременно уменьшается ФЦП на 1 млрд. рублей (общая сумма 9,1 млрд. рублей).
3. Объем собственных доходов консолидированного бюджета 30,5 млрд. рублей, рост по плану 2003 года - 13 процентов (2003 год - 26,9).
4. В составе расходов консолидированного бюджета на 2004 год учтены следующие принципиальные направления:
- фонд оплаты с учетом роста тарифов и надбавок на 33 % с применением дифференцированных республиканских компенсационных выплат для доведения до прожиточного минимума первых разрядов и стимулирования последующих разрядов (принято постановление KM PT от 09.10.03. N 531). Учтены выплаты повышенных на 33 % дополнительных 3-х окладов работникам бюджетной сферы, установленных только в Республике Татарстан.
Кроме того, в PT существуют дополнительные выплаты отдельным категориям:
- 30 % молодым педагогам;
- выслуга лет работникам библиотек;
- творческим коллективам;
- отдельным службам медицины.
Основные доплаты, увеличивающие заработную плату бюджетников. У нас по сравнению с другими регионами это:
- компенсационные выплаты;
- дополнительные три оклада на каждого работника в смете учреждений, закладываемых при формировании ФОТ (всего - 15 окладов).
Это в совокупности дает превышение нашей зарплаты над российской в среднем на треть (37 %).
Все эти средства гарантированы бюджетами всех уровней от республиканского до местных. Задержек по ним не будет, хотя ФОТ перешагнул критическую черту и составляет в 2004 году 49 %. За два месяца перечислено районам субвенций на выплату зарплаты 253 млн.рублей из 1150 млн.рублей или 22 %, дотаций 164 млн.рублей из 729 млн.рублей или 23 %. ФОТ увеличивается на 1,6 млрд.рублей и составит в 2004 году - 14,9 млрд.рублей;
5. Впервые в бюджете РТ предусмотрены расходы на:
- санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы (30 млн.рублей);
- дополнительное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы (50 млн.рублей, за счет дополнительных доходов);
- увеличение до 25 % доплат учителям за классное руководство (76 млн.рублей);
- подключение школ к сети "Интернет" (20 млн.рублей);
6. Объем расходов на зарплату плюс коммунальные услуги - 57 % от собственных доходов.
7. ЖКХ - 4,2 млрд. рублей (с социальной политикой) (рост 4 %). Продолжается выплата жилищно-коммунальных субсидий.
Организована персонифицированная система начисления жилищно-коммунальных платежей.
8. Приемка жилого фонда и объектов социально-культурной сферы - 200 млн. рублей.
9. На новую сеть бюджетных учреждений, вводимых в 2004 году, предусмотрено 300 млн. рублей.
10. Социальная направленность бюджета - соц.сфера -23,9 млрд. рублей (рост 17 %). Удельный вес в расходах без фондов - 70 %, в собственных доходах - 78 %.
В 2003 году-20,3 млрд. рублей (67%, 75%);
11. Образование - 12 млрд. рублей (рост 20%).
Новшество: финансирование школ целевыми субвенциями из бюджета Республики Татарстан (4,4 млрд. рублей);
Культура - 1,3 млрд. рублей (рост 25 %), здравоохранение - 9,3 млрд. рублей (рост 10 %), физкультура и спорт - 441 млн. рублей (рост 15 %), соцобеспечение - 1,1 млрд. рублей (рост 17 %), социальная политика - 1,2 млрд. рублей (рост 16 %);.
12. Учтена реализация всех социально значимых программ, действующих в текущем году (322 млн. рублей);
- "Дети Татарстана";
- "Языки народов Республики Татарстан";
- "на развитие физкультурно-оздоровительной работы среди детей и подростков";
- "мероприятия по организации оздоровительной кампании детей и подростков";
- "Республиканская программа профилактики наркотизации населения";
- "Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан";
- "Поддержка малого предпринимательства";
13. Общий объем консолидированного бюджета по доходам – 52,2 млрд. рублей, по расходам – 56,1 млрд. рублей, дефицит - 3,9 млрд. рублей –12,8 %;
l4. Объем бюджета РТ: доходы – 41,1 млрд. рублей (рост 15 %), расходы - 44 млрд. рублей (рост 15 %), дефицит – 2,9 млрд. рублей (14,8 %).
15. О некоторых особенностях социальной политики в 2004 году.
16. Социальная политика
Расходы, связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах", предусмотрены в размере 737 млн. рублей, против 603,3 млн. рублей, запланированных в 2003 г., в том числе:
- предоставление льгот по проезду на транспорте - 81 млн. рублей (индекс роста 1,06);
- предоставление льгот по услугам ЖКХ - 539 млн. рублей (индекс роста 1,11);
- предоставление льгот по услугам связи (абонентская плата за телефон) - 42,5 млн. рублей;
- на обеспечение ветеранов транспортными средствами -4,1 млн. рублей;
- на санаторно-курортное лечение ветеранов - 18,1 млн. рублей;
- компенсация ветеранам расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств - 18,7 млн. рублей;
- льготное лекарственное обеспечение ветеранов - 33,6 млн. рублей;
На реализацию Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" в 2004 г. будет направлено 94,8 млн. рублей (индекс роста 2,6), в том числе:
- на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в сумме 6,5 млн. рублей;
- на обеспечение инвалидов транспортными средствами - 14 млн. рублей;
- на санаторно-курортное лечение инвалидов - 16 млн. рублей;
- на лекарственное обеспечение инвалидов - 58,3 млн. рублей;
17. Кроме того, за счет средств Федерального фонда компенсаций будут производиться расходы по реализации Федеральных Законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О реабилитации жертв политических репрессий", "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
18. На реализацию Республиканской программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан предусмотрено 147,6 млн. рублей, что составляет 123 % от суммы 120 млн. рублей, предусмотренной на эти цели в 2003г. Рост расходов вызван повышением социальных нормативов и увеличением в связи с этим количества получателей и размеров выплат (с 1 августа 2003 года увеличены размеры ежемесячных пособий семьям с детьми и компенсационных выплат неработающим малообеспеченным категориям населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан). Производятся ежемесячные целевые выплаты на хлебобулочные изделия (за 2 месяца профинансировано на 7,9 млн.рублей).
19. Доплаты к пенсиям гражданам, награжденным медалями "За Победу над Германией" и "За Победу над Японией" (9,3 млн. рублей), а также досрочные пенсии работникам скорой помощи (3,5 млн. рублей) на общую сумму 12,8 млн. рублей, с индексом роста 1,36. Увеличение расходов связано с повышением базовой части пенсии;
Выплаты семьям работников, направленных в Чеченскую Республику, - 9,6 млн. рублей;
20. Прочие расходы, носящие социальный характер:
- расходы для выполнения реабилитационных мероприятий согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.1999г. N 627 "Об утверждении гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам в Республике Татарстан" в размере 4,9 млн. рублей;
- расходы на приобретение бланков удостоверений различных категорий льготников, проведение семинаров, фестивалей, конкурсов, декады инвалидов. Дня социального работника. Дня пожилого человека и прочие мероприятия - 2,8 млн.рублей;
- расходы на оказание материальной помощи - 200 тыс. руб.;
- на предоставление компенсационных выплат многодетным неработающим матерям - 3 млн. рублей;
на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям - 26,5 млн. рублей (рост в 1,04 раза);
на возмещение ведомствам расходов по содержанию детей работников бюджетных учреждений в детских дошкольных учреждениях - 1,4 млн. рублей (35% от запланированных в 2003 г.). Снижение расходов связано с передачей ведомственных детских садов на бюджетное финансирование;
на погребение неработающих граждан - 6,4 млн. рублей;
(коэффициент роста 1,22);
21. В 2004 году будет продолжено финансирование мероприятий Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан. В проекте бюджета Республики Татарстан на 2004 год расходы на указанные цели определены в сумме 87,2 млн. рублей, что составляет 110 процентов к плану 2003 года.
22. В текущем году доход от предпринимательской деятельности по учреждениям бюджетной сферы планируется в объеме не менее 2021 млн. рублей, в том числе по учреждениям, финансируемых из местных бюджетов -не менее 1310 млн. рублей, по республиканским учреждениям - не менее 711 млн. рублей. По итогам 2003 года этот показатель составил соответственно 1023 и 544 млн. рублей. Таким образом, будет достигнут прирост объема доходов около 29 процентов.
По оперативным данным по состоянию на 1 марта текущего года доход от предпринимательской деятельности по учреждениям районов и городов составил 141 758 тыс. рублей.
В части республиканских учреждений сумма заработанных доходов за январь-февраль составила 88 932 тыс. рублей 23. Хочу также проинформировать, что Государственным Советом Республики Татарстан приняты изменения и дополнения в закон "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год", затрагивающие, в том числе и статью 59. По данной статье снимается жесткое ограничение о направлении 50 процентов доходов от предпринимательской деятельности на повышение уровня оплаты труда работников. В новой редакции вышеуказанной статьи Кабинету Министров будет дано поручение разработать типовой порядок распределения доходов, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности с учетом отраслевых особенностей. Это связано с высокой дифференциацией структуры себестоимости платных услуг в различных отраслях бюджетного сектора. Мы должны совместно с отраслевыми министерствами и профсоюзами провести проработку данного вопроса и, исходя из отраслевой структуры себестоимости, объективно оценить оптимальный объем средств, направляемых на оплату труда. По ряду бюджетных учреждений экономия средств, полученная от проведения мероприятий по оптимизации. Эти средства будут зачисляться на накопительный счет и по итогам работы за 9 месяцев и году расходоваться на нужды и развитие тех учреждений, где эта экономия получена, в том числе и на повышение зарплаты.
Выступление Министра финансов РТ на встрече с профсоюзами 9 марта 2004 г.