Публикации > Просмотр публикации
Играем Каравон

Уже 450 лет в иноязычном и иноверческом окружении здесь сохраняют свой уникальный праздник. - Это наш престольный праздник Никола. Наши бабушки, да и прабабушки, серьги надевали, сарафаны, платки повязывали и выходили в середину села. Весело было, народу много. Мария Яковлевна Кузнецова по-молодецки вздернула руки, несколько раз притопнула, прикрыла глаза, как будто «прокручивает» в голове то, казалось бы, забытое время, и продолжила: - Я застала Каравон совсем девочкой и только два раза-то смогла, поиграть его со взрослыми. Собирались вечером, сколько есть на селе народу, все у Каравона - и хорошие, и плохие, тут и песни, смех и драки. А многие там выбирали девушку себе. Считалось как: если мирскую землю на Каравоне не потопчет, она не невеста еще, и сватов не могут к ней засылать. Но как понять слово «Каравон»? Что это все-таки такое?

- Каравон - это хоровод такой, и похожего вы во всей России не сыщите. Сцепляемся мы мизинцами и играем Каравон. У нас издревле три песни поется в Каравоне: «Как по морю-морю...», «При долу-долочке ..» и «Как по речке-речке...», их три раза положено петь. Распеваются они у нас медленно, с роздыхом. Там фигуры еще такие, может, и не сложные, но учить их надо; мы, девчонки, собирались за неделю, за две до праздника «беседками» и спевались, чтобы, значит, ходить в ногу. Но однажды нас и разогнали. Да. Посчитали, что это религиёзный праздник, и стали с ним бороться Сельсовет нас гонял, партком гонял, и под страхом тюрьмы запретили собираться. - И что, больше не собирались?

- А так и жили: больше не собирались. Артелями маленькими собирались, во дворах, и втихаря. Но вот теперь спасибо хоть Сергею Алексеевичу! Если б не он.

С Сергеем Трусовым, главой самоуправления села Русское Никольское, еще познакомимся, но вначале об истории этого необычного села.

Давным-давно в этих краях жили татары и чуваши. Впрочем, татарские и чувашские села здесь, в Заволжье, и теперь существенно преобладают. Никольское является русским анклавом посреди иноязычных поселений. Сейчас в селе с населением 930 человек русские составляют 92 процента. Поскольку история села уходит корнями в глубь веков, трудно судить с точностью, когда оно появилось, но определенные сведения в летописях отыскались. Достоверно известно, что где-то в 30-х годах XVI века на эту местность напала моровая язва, изрядно покосившая местное население и скот, в результате чего жители сами сожгли свое село и оставили его навсегда. Русские люди пришли сюда лет через двадцать после трагедии и, надо сказать, на этих плодородных землях жили они неплохо Естественно, село тогда называлось по-другому: Караево, Происхождение этого названия не известно, но «держалось» оно долго, и это зафиксировано даже в метриках нынешних Никольских бабушек. «Никольское» появилось из-за каменного Никольского храма, построенного в 1848 году. Храму при советской власти сильно не повезло. После Гражданской войны нанятые из другой местности мужики под охраной милиции (встречены они были населением агрессивно) разграбили храм. Почти сразу после позорного разгона Каравона, в 55-м, для постройки на ближайшей речке Меше местной ГЭС разобрали церковную колокольню, самую высокую в округе. Однако той же весной, в половодье, «электрификацию» напрочь смыло. Из-за того что в этом районе Заволжья оказалось два Никольских, это село стало Русским Никольским (другое Никольское стало Татарским).

Сергей Трусов родом из Кемеровской области, но так получилось, что его родители однажды приехали в Татарстан на комсомольскую стройку КамАЗа. Естественно, трудовую свою деятельность Сергей тоже начал с автомобильного гиганта. А в село приехал 18 лет назад на должность директора культурного учреждения и остался здесь навсегда. Теперь он к тому же мэр Русского Никольского.

Первые годы кое-какие рассказы про некогда шикарный местный народный праздник до него доходили, но все это было на уровне какого-то сказания о золотом веке, который уже не вернуть. Тем не менее Сергей решил пройтись по домам и по крупицам кое-что собрать Начиналось все с восстановления песен, тех самых трех хороводных запевов, без которых Каравон таковым не мог считаться.

Нашлись и запевалы. Ведь без запевал никакой хоровод невозможен. Трудности возникли потом. Когда Сергей впервые попросил местных бабушек сыграть Каравон по-настоящему в центре села, те засомневались. «А не посодют ли?»

Но было уже другое время, и в первый раз, когда женщины надели свои обрядовые одежды, долго-долго хранившиеся в сундуках, и прошли по центральной улице, село будто ожило.

И все как бы встало на свои места. За исключением только одного «но», развалины Никольской церкви, возле которой проходило действо, буквально пугали гостей своим жутким видом. Каравон проводился ежегодно, и даже казалось, не исчезал он вовсе, так оно и было всегда. Вскоре возникла еще одна проблема. В Татарстане много русских сел, таких же, как Русское Никольское, но ни в одном из них не сохранился свой, ни на что не похожий праздник.

На Каравон съезжаются гости с каждым годом все больше и больше, и никто не помнит, когда точно родилась идея превратить его в общереспубликанский праздник русского фольклора Сюда приезжают сотни гостей, десятки коллективов со всех уголков Татарии, множество народных умельцев, могущих не только похвастать своими уникальными работами, а и поторговать ими на ярмарке.

Впрочем, сегодня есть еще чем похвастаться: новенькая, буквально «с иголочки», всем миром восстановленная Никольская церковь как утверждение жизни здесь, в Русском Никольском.

"Парламентская газета", 22 мая 2004 г.