Публикации > Просмотр публикации
После смерти Сталина его обменяли на китайца
31 мая исполнилось 70 лет известному историку Миркасыму Усманову
"Прошлое - родина души человека" - знаменитые слова Генриха Гейне могут быть лейтмотивом судьбы не одного ученого, посвятившего свою жизнь изучению человеческой истории. А если это многовековая история целого народа, то и судьба исследователя становится одной из ее страниц.
Биография профессора Казанского университета, ученого с мировым именем в области современного востоковедения Миркасыма Усманова уникальна во многих отношениях. Потомок татар, вышедших из Среднего Поволжья, он родился в уйгурском городе Кульджа, в Западном Китае.
Историк Усманов знает свою родословную до двенадцатого поколения! Трепетное отношение к истории своего рода у него наследственное. Причем недостающие звенья древа вписаны им самим лично, когда, уже будучи преподавателем КГУ, он побывал с археографической экспедицией в деревне Большие Менгеры (современный Атнинский район) и обнаружил здесь старинную книгу с описанием местных родословных. Именно отсюда в начале ХIХ столетия предки Миркасыма Усманова перекочевали в поисках счастья на территорию Казахстана. Так бы они и жили там - поколение за поколением, но бурные и непредсказуемые события Октябрьской революции сорвали тысячи людей с насиженных мест. И Усмановы оказались в Западном Китае.
Всего в Китае в то время жило около 10 тысяч татар - крепкая диаспора со своим культурным обществом и хорошей татарской школой. Но большинство из них все же надеялись, что утихнет революционная неразбериха и они вернутся в Советский Союз. Кто же мог предвидеть тогда, что открытые до сего момента государственные границы между Китаем и Советской Россией разом захлопнутся и люди вынуждены будут остаться на чужой земле на несколько десятилетий!
Семья Усмановых увидит свою родину лишь в середине 1950-х годов: после смерти Сталина их обменяют на китайцев, остававшихся в Советском Союзе. А вот на историческую родину Миркасым Усманов ступил, когда ему было уже 24 года. В Казань он приехал с твердым намерением учиться в университете, о котором был столько наслышан. Молодой человек поступает на отделение татарской филологии историко-филологического факультета. Тяга Миркасыма Усманова к историческим дисциплинам, его уникальная способность ориентироваться в тюркских языках, хорошее знание многих из них сразу же стали выделять его среди сокурсников. По словам Миркасыма Абдулахатовича, особую роль в его судьбе сыграли профессора Х.У.Усманов и Ш.Ф.Мухамедъяров. Не без их участия после третьего курса Усманов перешел на историческое отделение и стал учиться по индивидуальному плану. Уже тогда он поставил перед собой цель - изучение письменных источников на тюркских и старотатарском языках.
В поисках старинных рукописей Миркасым Абдулахатович побывает с археографическими экспедициями во многих татарских деревнях страны, защитит кандидатскую диссертацию по этой теме. Забегая вперед, назовем огромную цифру, говорящую об "урожайности" его многолетней экспедиционной работы: почти 10 тысяч рукописей и сотни старопечатных редких изданий самого разного характера - от молитв и изречений до любовных писем - пополнили благодаря Усманову и его ученикам фонды казанских научных архивов.
Диссертация "Татарские нарративные источники ХVII-ХVIII веков и их особенности" легла в основу книги, которая, по признанию специалистов, является самой цитируемой в востоковедческой литературе. Таким же авторитетом в научном мире пользуется и труд Усманова "Жалованные акты Джучиева Улуса". И здесь татарстанский ученый - пионер в своем роде.
Под руководством Миркасыма Усманова уже опубликовано собрание татарских документов периода 1773-1775 годов, открывающих новые страницы истории крестьянской войны и освободительного движения народов Поволжья. Большим достижением стало и введение в научный оборот новых письменных источников по средневековой истории Поволжья, в том числе и самого раннего из известных памятников булгарской письменности домонгольского периода - медицинского сочинения булгарского ученого Танжетдина Булгари "Ат-тирйак ал-кабир" ("Большой Тирьяк").
Усманов ведет свои поиски не только на территории России, но и в библиотеках и архивах дальнего зарубежья. Многие его находки сделаны в Будапеште, Вене, Стамбуле, Каире, Риме, Тегеране и других зарубежных городах. Стоит ли удивляться его убеждению, что историю народа нельзя изучать только в пределах одной республики. Подобный подход для науки советского времени считался почти крамольным. Усманов же вынашивал и пестовал идею создания в Казанском университете кафедры истории татарского народа. И эту идею ему удалось осуществить, когда пришла перестройка. Ныне детищу Усманова пять лет.
В истории нет ничего случайного, говорят. А вот как бы все сложилось, интересно, если бы Советский Союз в свое время не выменял у Китая паренька по имени Миркасым Усманов?
31 мая исполнилось 70 лет известному историку Миркасыму Усманову
"Прошлое - родина души человека" - знаменитые слова Генриха Гейне могут быть лейтмотивом судьбы не одного ученого, посвятившего свою жизнь изучению человеческой истории. А если это многовековая история целого народа, то и судьба исследователя становится одной из ее страниц.
Биография профессора Казанского университета, ученого с мировым именем в области современного востоковедения Миркасыма Усманова уникальна во многих отношениях. Потомок татар, вышедших из Среднего Поволжья, он родился в уйгурском городе Кульджа, в Западном Китае.
Историк Усманов знает свою родословную до двенадцатого поколения! Трепетное отношение к истории своего рода у него наследственное. Причем недостающие звенья древа вписаны им самим лично, когда, уже будучи преподавателем КГУ, он побывал с археографической экспедицией в деревне Большие Менгеры (современный Атнинский район) и обнаружил здесь старинную книгу с описанием местных родословных. Именно отсюда в начале ХIХ столетия предки Миркасыма Усманова перекочевали в поисках счастья на территорию Казахстана. Так бы они и жили там - поколение за поколением, но бурные и непредсказуемые события Октябрьской революции сорвали тысячи людей с насиженных мест. И Усмановы оказались в Западном Китае.
Всего в Китае в то время жило около 10 тысяч татар - крепкая диаспора со своим культурным обществом и хорошей татарской школой. Но большинство из них все же надеялись, что утихнет революционная неразбериха и они вернутся в Советский Союз. Кто же мог предвидеть тогда, что открытые до сего момента государственные границы между Китаем и Советской Россией разом захлопнутся и люди вынуждены будут остаться на чужой земле на несколько десятилетий!
Семья Усмановых увидит свою родину лишь в середине 1950-х годов: после смерти Сталина их обменяют на китайцев, остававшихся в Советском Союзе. А вот на историческую родину Миркасым Усманов ступил, когда ему было уже 24 года. В Казань он приехал с твердым намерением учиться в университете, о котором был столько наслышан. Молодой человек поступает на отделение татарской филологии историко-филологического факультета. Тяга Миркасыма Усманова к историческим дисциплинам, его уникальная способность ориентироваться в тюркских языках, хорошее знание многих из них сразу же стали выделять его среди сокурсников. По словам Миркасыма Абдулахатовича, особую роль в его судьбе сыграли профессора Х.У.Усманов и Ш.Ф.Мухамедъяров. Не без их участия после третьего курса Усманов перешел на историческое отделение и стал учиться по индивидуальному плану. Уже тогда он поставил перед собой цель - изучение письменных источников на тюркских и старотатарском языках.
В поисках старинных рукописей Миркасым Абдулахатович побывает с археографическими экспедициями во многих татарских деревнях страны, защитит кандидатскую диссертацию по этой теме. Забегая вперед, назовем огромную цифру, говорящую об "урожайности" его многолетней экспедиционной работы: почти 10 тысяч рукописей и сотни старопечатных редких изданий самого разного характера - от молитв и изречений до любовных писем - пополнили благодаря Усманову и его ученикам фонды казанских научных архивов.
Диссертация "Татарские нарративные источники ХVII-ХVIII веков и их особенности" легла в основу книги, которая, по признанию специалистов, является самой цитируемой в востоковедческой литературе. Таким же авторитетом в научном мире пользуется и труд Усманова "Жалованные акты Джучиева Улуса". И здесь татарстанский ученый - пионер в своем роде.
Под руководством Миркасыма Усманова уже опубликовано собрание татарских документов периода 1773-1775 годов, открывающих новые страницы истории крестьянской войны и освободительного движения народов Поволжья. Большим достижением стало и введение в научный оборот новых письменных источников по средневековой истории Поволжья, в том числе и самого раннего из известных памятников булгарской письменности домонгольского периода - медицинского сочинения булгарского ученого Танжетдина Булгари "Ат-тирйак ал-кабир" ("Большой Тирьяк").
Усманов ведет свои поиски не только на территории России, но и в библиотеках и архивах дальнего зарубежья. Многие его находки сделаны в Будапеште, Вене, Стамбуле, Каире, Риме, Тегеране и других зарубежных городах. Стоит ли удивляться его убеждению, что историю народа нельзя изучать только в пределах одной республики. Подобный подход для науки советского времени считался почти крамольным. Усманов же вынашивал и пестовал идею создания в Казанском университете кафедры истории татарского народа. И эту идею ему удалось осуществить, когда пришла перестройка. Ныне детищу Усманова пять лет.
В истории нет ничего случайного, говорят. А вот как бы все сложилось, интересно, если бы Советский Союз в свое время не выменял у Китая паренька по имени Миркасым Усманов?
Газета "Республика Татарстан", 1 июня 2004 г.