Публикации > Просмотр публикации
Лучший подарок к 1000-летию Казани

Привлечение частного капитала для финансирования окупаемых проектов - дело перспективное и выгодное. С каждым годом все острее ощущается, что дорожная сеть Российской Федерации, включая Республику Татарстан, становится сдерживающим фактором развития народного хозяйства страны, и в особенности промышленности.

Очевидным становится и тот факт, что поставленная Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным задача по удвоению ВВП не может быть решена без опережающего развития дорожного хозяйства, являющегося основой структурных преобразований во всем транспортном комплексе.

С МИНИМАЛЬНЫМ КОММЕРЧЕСКИМ РИСКОМ

Учитывая ограниченные возможности бюджетов федерального центра и регионов, необходимо использовать реальные возможности разработки и реализации коммерческих проектов по привлечению частных инвестиций в дорожное_ строительство и создание объектов транспортной инфраструктуры. Республика Татарстан постарается сделать все от нее зависящее для продвижения в этом направлении.

Напомню, что Татарстан входит а состав Приволжского федерального округа, обладает мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством и по праву принадлежит к числу наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика устойчиво занимает первые места.

Еще несколько цифр. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 14,5 тыс. км, из них 1037,5 км федерального значения. Удельный вес федеральных магистралей, проходящих по территории Республики Татарстан, составляет 2,2% от общей протяженности федеральных дорог России и они являются основой опорной сети автодорог Татарстана, по ним осуществляется большая часть автомобильных перевозок.

По территории республики проходит Панъевропейский автомобильный транспортный коридор N 2 Берлин - Варшава - Брест - Минск - Москва - Нижний Новгород - Казань - Елабуга – Екатеринбург. В перспективе он станет главным маршрутом, соединяющим Европу с Уралом, проходя через столицы и крупные промышленные центры России, Белоруссии, Польши, Германии. Создание этого международного коридора будет способствовать увеличению международных транзитных перевозок и развитию международного туризма.

На рассмотрение конференции выносится ряд проектов, которые являются частью программы стратегического развития транспортного комплекса Республики Татарстан. Критериями отбора проектов являлись сравнительно короткие сроки реализации, высокая ликвидность и минимальные коммерческие риски инвесторов. Часть проектов мы рассчитываем реализовать уже ко дню 1000 летия столицы республики - Казани. то есть к 30 августа 2005 года. Итак, что же это за проекты?

ПРОЕКТ ПЕРВЫЙ

Платная автомобильная дорога Сорочьи Горы - Шали с мостовым переходом через Каму у Сорочьих Гор


Одним из важнейших является самый короткий маршрут, который свяжет Центр, Средний Урал и Сибирь. Он обеспечит транспортную связь Самарской, Оренбургской, Челябинской областей и Республики Башкортостан с правобережными регионами на Каме и Волге в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Мордовии, Нижегородской области, Центральных районах европейской части Российской Федерации. Этот маршрут также обеспечит дальние транзитные грузовые перевозки в страны СНГ и Западной Европы. Сроки доставки грузов с использованием вновь открытого маршрута сократятся а сред нем на 5-6 часов.

Ввод в эксплуатацию второй очереди мостового перехода через Каму позволит не только увеличить в 2 раза пропускную способность и скорость движения, но и повысит безопасность дорожного движения. Автомобильная дорога Шали - Сорочьи Горы, как вторая часть этого инвестиционного проекта, кратчайшим путем соединит и две федеральные магистрали "Волга" и "Казань - Оренбург". Протяженность платного участка 41 км дороги и 14 тыс. погонных метров мостового перехода (в т.ч. четырех мостов - 2,6 тыс. погонных метров).

Ориентировочная стоимость завершения строительства - 3,8 млрд. рублей.

ПРОЕКТ ВТОРОЙ

Реконструкция аэровокзального комплекса международного аэропорта "Казань" с подъездной автомобильной дорогой


8 апреле этого года получен сертификат на круглосуточную эксплуатацию реконструированной взлетно-посадочной полосы номер 2 в казанском аэропорту. И сразу же со всей остротой встает вопрос о реконструкции аэровокзального комплекса, которая позволит увеличить общую площадь здания аэровокзала, обеспечит современные требования к технологической схеме обслуживания пассажиров и обработки багажа с должным уровнем комфорта. И, конечно, это придаст новые привлекательные формы внешнему виду здания аэровокзала, подъезд к которому будет осуществляться по современной трассе.

Прогнозируемая интенсивность движения - до 8 тыс. автомобилей в сутки. Скорость движения - до 120 км в час с повышенным уровнем безопасности Стоимость - 1,1 млрд. рублей.

Что касается аэровокзального комплекса, он должен отвечать самым строгим международным требованиям (класс А). Площадь здания аэровокзала - 28,1 тыс. кв. метров. Пропуская способность на внутренних воздушных линиях - 800 пассажиров в час. На международных воздушных линиях - 400 пассажиров в час.

Стоимость завершения проекта - около 2 млрд. рублей, в том числе 300 млн. рублей в 2004-2005 гг. на реконструкцию здания аэровокзала уже выделенных правительством Республики Татарстан.

ПРОЕКТ ТРЕТИЙ

Автодорога федерального значения Казань – Оренбург


С вводом в эксплуатацию 2-й очереди мостового перехода через реку Кама и автомобильной дороги Шали - Сорочьи Горы прогнозируется резкое увеличение интенсивности движения по автомобильной дороге Казань - Оренбург. Этот маршрут по кратчайшему пути связывает 14 административных районов Закамья и дает возможность выхода грузопассажиропотока на железнодорожную магистраль Москва -Казань – Екатеринбург.

Кроме того, эта федеральная дорога позволит связать центральные и западные регионы Российской Федерации с Оренбургом, обеспечит выход на международный транспортный коридор, проходящий по Казахстану. Из общей протяженности автодороги "Казань - Оренбург" в 666,1 км 399,8 км проходит по территории Республики Татарстан. В настоящее время эта дорога в основном третьей технической категории.

Реконструкция позволит перевести ее во вторую техническую категорию и, как следствие, увеличить пропускную способность и среднюю скорость, повысить безопасность дорожного движения. Ориентировочная стоимость проекта около 10 млрд. рублей.

ПРОЕКТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Транспортная развязка с мостом через реку Казанка в Казани


8 этом году в Казани начато строительство нового моста через реку Казанка, который является частью строительства малого казанского кольца, позволяющего осуществить транспортную разгрузку центральной части города.

Одновременно с этим, благодаря строительству четвертой транспортной дамбы, в миллионном городе появится еще одна транспортная магистраль, связывающая часть города с районами Заречья. Стоимость проекта - 1,5 млрд. рублей.

Более подробно об этих проектах и условиях их финансирования можно узнать в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики, здесь же хотелось выразить уверенность, что конструктивное обсуждение предлагаемых проектов участниками конференции поможет совместно выработать приемлемые для потенциальных инвесторов схемы финансирования и условия гарантий.

Эта уверенность основана еще и на том факте, что за последние годы в Республике Татарстан создана современная дорожно-строительная база, позволяющая реализовывать самые сложные проекты строительства автомагистралей, мостов, взлетно-посадочных полос и т.п. Эта база позволила реализовать такие известные проекты, как строительство первой очереди мостового перехода через реку Кама, провести реконструкцию двух взлетно-посадочных полос международных аэропортов, взлетно-посадочных полос в аэропортах Московской области, Красноярска и Новосибирска, федеральной дороги Нижний Новгород - Казань, других объектов.

Президенты России Владимир Владимирович Путин и Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев неоднократно заявляли, что необходимо решительно переломить ситуацию с извечной проблемой – бездорожьем. И она уже меняется к лучшему, разработана и одобрена транспортная стратегия России, заканчивается работа над Национальной программой дорожного развития до 2025 года. Все это, на мой взгляд, дает основания участникам конференции с оптимизмом смотреть в будущее и принимать конструктивные решения.

Владимир ШВЕЦОВ, заместитель премьер-министра, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Журнал "Автомобильный транспорт", № 5, 2004 г.