Публикации > Просмотр публикации
Будущее великой России рождается в регионах

Назиф Мириханов родился в 1952 году в селе Урсай Азнакаевского района. Выпускник КИСИ. В системе "Татнефтегазстроя" в Альметьевске вырос от мастера до управляющего строительно-монтажным трестом. Окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР. Был заместителем начальника главка Миннефтегазстроя СССР, а после распада СССР и ликвидации этого министерства - директором строительной фирмы "Внештрубопроводстроя". С мая 1999 года - полномочный представитель Татарстана в Российской Федерации в ранге вице-премьера РТ. Кандидат экономических и доктор политических наук. Автор многочисленных публикаций, а также монографии "Федерализм, этничность, государственность: новый курс российской власти".


Поводом для беседы с полномочным представителем РТ в РФ послужила знаменательная дата. Десять лет назад, 13 июня 1994 года, Президент Татарстана издал Указ "О полномочном представительстве Республики Татарстан в Российской Федерации". Какие принципиальные положения лежат в основе его работы, как оно решает и координирует свои международные и внешнеэкономические задачи и связи с федеральными структурами? На эти и другие вопросы мы и попросили ответить нашего собеседника в Москве.

- Назиф Музагиданович, каковы функции полпредства, чем оно конкретно занимается?

- Во-первых, это обеспечение практического взаимодействия органов государственной власти Татарстана и Российской Федерации по вопросам, затрагивающим интересы Татарстана и его граждан. Сюда входит содействие выполнению поручений и программ пребывания в Москве первых лиц Татарстана - Президента, Премьер-министра и Председателя Госсовета, установление и развитие деловых контактов с дипломатическими, торговыми и культурными представителями и миссиями иностранных государств, международными организациями, иностранными фирмами и компаниями, участие в подготовке зарубежных визитов официальных делегаций Татарстана.

Приоритет в развитии внешних экономических связей отдается странам и регионам, являющимся стратегическими партнерами Татарстана, участвующими своими инвестициями в реализации тех или иных совместных экономических проектов. На нас возложена обязанность поддерживать интересы отечественных производителей на потенциальных рынках сбыта, содействовать продвижению татарстанских товаров и услуг на внешние рынки, формировать рациональную структуру экспорта, презентовать возможности Татарстана, его экономического потенциала в международном сообществе.

- Можно ли сказать так, что полпредство, наряду с выполнением важных функций внутреннего характера, выступает в качестве основного связующего звена между Казанью и Москвой в международной и внешнеэкономической деятельности Татарстана?

- Да, работая над обеспечением внешних связей Татарстана, мы стремимся, с одной стороны, совершенствовать взаимодействие с федеральными органами власти на основе российско-татарстанского договора и ряда двусторонних соглашений, а с другой, - тесно контактируем с различными структурами республики, участвующими в системе ее внешних связей.

- Наше полпредство достаточно известно и авторитетно среди федеральных органов власти, дипломатического корпуса и зарубежных партнеров. Что способствует этому?

- Прежде всего - высокий рейтинг Татарстана, его Президента и всего руководства республики. В Москве в каждом федеральном органе есть соответствующие департаменты, службы по работе с субъектами Федерации, с которыми наше полпредство постоянно поддерживает деловые контакты. Тесные связи у нас и с зарубежными дипломатическими и торговыми представительствами. "В одной упряжке" работаем также с Департаментом внешних связей при Президенте Татарстана и нашим Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества. Имеются подписанные на высоком уровне программы, договора, соглашения. Нам остается только активно участвовать в процессе их реализации.

Выражаясь дипломатическим языком, полпредство Татарстана сегодня аккредитовано во всех посольствах зарубежных государств в Москве. Нас часто приглашают на торжественные приемы. На этих раутах, помимо всего прочего, происходит обмен мнениями о состоянии и перспективах сотрудничества, завязываются полезные для республики деловые контакты и знакомства. Мы не только ходим в гости, но и сами приглашаем в постпредство. Вот, например, только в мае приняли у себя посла Финляндии по особым поручениям, советника президента Сербии и Черногории. Активно помогаем республиканскому Министерству торговли и внешнеэкономического сотрудничества в проведении Дней Татарстана в посольствах, организации в них различных выставок, посвященных республике, ее взаимоотношениям с зарубежными партнерами.

- Какие формы инвестирования и в какие сферы являются наиболее выгодными для Татарстана?

- Безусловно, для нас более приемлемы прямые инвестиции, нежели заимствования и так называемые портфельные инвестиции. Точками роста экономики республики определены, как вы знаете, нефтехимия, нефтепереработка и машиностроение. В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую значимость подписанного в апреле соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Российской Академией наук и Кабинетом Министров Татарстана. Нуждаются в прямых инвестициях и наши сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, сфера обслуживания, социальная инфраструктура.

- В одном из своих выступлений Минтимер Шаймиев сказал, что Татарстан должен стать регионом европейского уровня. Насколько, на ваш взгляд, реальна реализация этой смелой задачи?

- Это сложно, но выполнимо. Надо глубже изучать опыт европейских стран, теснее сотрудничать с ними. Не случайно в десятке наших лучших инвесторов и партнеров значатся и страны Европы.

- Помнится, посол США в России Александр Вершбоу во время своего пребывания в Татарстане в марте 2002 года заявил: "Я твердо убежден, что будущее вашей страны рождается здесь, в регионах. И очень рад, что Татарстан нашел свою уникальную модель". Каковы перспективы взаимоотношений Татарстана с американскими деловыми кругами? Как складывается сотрудничество?

- Надо объективно оценивать роль этой страны в развитии мировой экономики. Она велика, и сотрудничество с Америкой остается для Татарстана приоритетным.

- А о ближайших соседях России - странах СНГ - мы не забываем?

- Конечно, нет. Здесь я бы выделил на первый план Казахстан. Возлагаем надежды на многостороннее сотрудничество с ним не только в экономическом, но и в политическом, этническом и культурологическом плане. Независимо от достигнутых успехов и трудностей нам необходимо усилить сотрудничество в различных сферах и с другими тюркскими странами - Турцией, Узбекистаном, Кыргызстаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Ведь будущее России, в том числе и Татарстана, - не только в славянском, но и тюркском единении.

- В соответствии с Конституцией России координация международных и внешнеэкономических связей остается прерогативой федерального центра. А что разрешается в этом плане субъектам Федерации?

- Я бы сказал, что какого-то диктата со стороны центра мы не ощущаем. Да, субъект Федерации, например, не может подписывать межгосударственные документы. Но по согласованию с МИД РФ мы имеем право подписывать документы с регионами иностранных государств - скажем, с провинциями Китая, штатами Индии, воеводствами Польши и т.д. И этого достаточно для рамочных решений. Довольно самостоятельно развиваем сотрудничество с Конгрессом местных и региональных органов власти Европы, Ассамблеей регионов Европы, Советом Европы, ЮНЕСКО. В отношении переговоров по международным экономическим вопросам также практически нет препятствий. Контракты, как конечный результат переговорного процесса, подписываются между хозяйствующими субъектами - юридическими лицами стран. Со стороны администрации региона требуется только поддержка, а если государство является совладельцем компании, то, естественно, оно участвует в принятии решений, как это характерно для крупных предприятий Татарстана. Кроме Конституции России, эти вопросы регламентируются федеральными законами "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

- Как вы оцениваете двусторонние договоры между центром и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий?

- За других судить не берусь, а вот что касается договора между Татарстаном и Россией, то он, безусловно, стал существенным фактором повышения экономической самостоятельности республики. Это позволило нам проводить реформы без каких-либо "шоковых скачков" и только после тщательного анализа предлагаемых мер и возможных последствий их применения. Накопленный Татарстаном опыт свидетельствует, что субъекты Федерации могут и должны стать своего рода катализаторами в процессе укрепления государственности и восстановления потенциала всей России, углубления демократических преобразований и дальнейшего развития федерализма.

Россия - асимметричная федерация по своей сути, попытка всех постричь под одну гребенку в корне ошибочна. Не могут сегодня по одним и тем же правилам, диктуемым из Москвы, жить и развиваться Сахалин и Калининградская область, Карелия и Чечня. Нынешняя централизация - это только наведение порядка, законности после непродуманных либеральных реформ, которые привели страну к олигархическому капитализму. В России невозможна регламентация всего и всех. Федеральные законы должны касаться только общефедеральных задач. К примеру, законы, касающиеся экономики, должны быть рамочными с детализацией в регионах, а вопросы, имеющие отношение к специфике региона (внутриполитические, этнические, географические, исторические и др.), должны регулироваться договорами между центром и субъектами Федерации.

Недавно во время одной из рабочих встреч в Ново-Огареве Минтимер Шарипович Шаймиев представил Президенту Российской Федерации перечень предлагаемых изменений в текст договора 1994 года, подготовленный республиканской комиссией. В него внесены предложения в соответствии с изменениями в Конституции РТ и федеральном законодательстве, а также с учетом сегодняшних политических, экономических и правовых реалий жизни Татарстана.

- В последнее время говорят об отходе России от принципов федерализма, повальном укрупнении регионов и так далее. Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития страны?

- Как говорят дипломаты, прогноз - дело неблагодарное, тем более в нашей стране. Сегодня Россия идет по долгому, тернистому пути сближения с Евросоюзом. Предстоит ее вступление во Всемирную торговую организацию. С 1 января 2006 года вступит в силу новый федеральный закон о местном самоуправлении, который направлен на сближение регионального устройства России и стран Евросоюза.

Однако сегодня, на мой взгляд, нельзя торопиться со вступлением в международные организации. Надо сначала улучшить ситуацию с контролем на наших границах, провести в стране административно-территориальную реформу, приступить к новому делегированию полномочий из центра субъектам Федерации, пройти путь до образования на территории бывшего СССР конфедерации и в конечном итоге - ЕвроАзийского Союза (ЕАС) с привлечением в него желающих стран СНГ. Конечно, этот путь, рассчитанный на собственные силы, который Европа прошла почти за двести лет, для нас очень труден. Но если мы хотим сохранить державность и величие России, по нему нужно идти.

Фарит МАНАСЫПОВ.

Казань - Москва - Казань.

Газета «Республика Татарстан», 12 мая 2004 г.