Публикации > Просмотр публикации
Тезисы доклада заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан А.М. Пахомова

Цель сегодняшнего совещания - рассмотреть состояние дел в экономике республики по итогам 1 полугодия 2004 года и определить задачи до конца текущего года.

В рамках подготовки к совещанию были подведены итоги работы реального сектора экономики за 1 полугодие текущего года, выполнения Послания Президента Республики Татарстан и Президента Российской Федерации. Получены предварительные выводы о тенденциях, складывающихся в экономике республики.

Была также проведена большая работа в городах и районах республики по анализу итогов их развития, выполнению ими утвержденных индикаторов уровня жизни.

Подводя итоги первого полугодия, необходимо отметить, что позитивные изменения, появившиеся в последние годы в социально-трудовой сфере, укрепились. Об этом свидетельствует положительная динамика таких показателей, как реальные денежные доходы населения, реальная заработная плата, реальный размер пенсий, соотношение денежных доходов в среднем на душу населения и стоимости жизни. Значительно снизились долги по заработной плате. При этом по показателям, характеризующим уровень жизни населения, Республика Татарстан занимает ведущие позиции среди регионов Приволжского федерального округа.

В рассматриваемом периоде по-прежнему имел место рост денежных доходов населения, как в номинальном, так и в реальном их исчислении. Средний денежный доход на душу населения за первое полугодие составил 4504 рубля и возрос по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 19,3%. Доходы россиян за это же время увеличились на 22,2%. Реальные денежные доходы в республике за январь-июнь 2004 года возросли на 8,3%.

Следует отметить, что в текущем году в республике в лучшую сторону изменилась ситуация с реальной заработной платой, которая в январе – июне составила по оценке 113,8%.

Номинальная среднемесячная заработная плата одного работающего по итогам шести месяцев составила 5254 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25,2%. При этом заработная плата в промышленности республики достигла 6991 рубля. В июне заработная плата составила 5743 рубля.

Колебания темпов роста среднемесячной заработной платы по городам и районам республики довольно значительны. Наиболее высокие темпы в январе-июне 2004 года к аналогичному периоду прошлого года в Буинском (189,1%), Сабинском (170,6%), Нурлатском (143,2%), Высокогорском (143,1%), Алькеевском (142,3%), Камско-Устьинском (141,5%) районах.

Более чем на треть ниже среднереспубликанского уровня заработной платы, по-прежнему, был уровень оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

Среднемесячная заработная плата одного работающего в сельском хозяйстве в январе-июне текущего года была в 2,4 раза ниже средней, сложившейся в целом по республике, хотя, пожалуй, впервые она достигла величины прожиточного минимума

В целом по Приволжскому федеральному округу по уровню заработной платы и доходам мы по-прежнему уступаем Самаре и Перми. По покупательной способности - только Самаре.

Учитывая, что подоходный налог является для нас основным бюджетообразующим налогом, и что работающие граждане должны получать такую заработную плату, отчислений с которой достаточно для обеспечения бюджетного финансирования деятельности отраслей социальной сферы на уровне государственных гарантий, средний уровень оплаты труда в республике должен значительно превышать существующий при неизменной численности работающих.

Отсюда, собственно, и вытекают две задачи:

вовлечение в экономику части трудовых ресурсов с "серого" рынка труда;

целенаправленная работа по повышению заработной платы работающих.

В контексте рассматриваемого вопроса остановлюсь еще на одной проблеме. По-видимому, уместно назвать так называемый параметр социального иждивенчества, характеризующий нагрузку неработающих граждан на одного занятого в экономике, имея в виду, что именно результаты их деятельности создают бюджетообеспечение предоставления услуг социальной сферы и транспортного обслуживания всего населения.

Проиллюстрирую это на данных по итогам 2003 года в сравнении с 1992 годом. На одного родившегося человека "выпадает" из экономики в трудоспособном возрасте 0,86 человека. Да еще и огромный "серый" рынок труда! Как мы видим, нагрузка недопустимо велика.

Очевидно, что низкая заработная плата предопределяет и низкую пенсию. В республике удельный вес пенсионеров, получающих пенсии в размере, не превышающем величину прожиточного минимума пенсионера, составит 25,8 процентов после ее индексации с 1 августа текущего года.

При этом, если ситуация не изменится в лучшую сторону (например, по итогам мая 2004 года почти 7% работников (89,9 тыс. чел.) имели заработную плату не выше величины прожиточного минимума), то доля малоимущих пенсионеров будет ежегодно расти, а следовательно, будет возрастать бюджетная нагрузка.

В условиях сегодняшнего дня величина заработной платы для назначения пенсии в размере, превышающем прожиточный минимум пенсионера, должна быть не ниже 3100 рублей.

Из итоговых материалов республиканской межведомственной комиссии по ликвидации задолженности по заработной плате видно, что практически всю половину года наши темпы были ниже среднероссийских и что, как ни парадоксально, даже по сравнению с рядом тех регионов, в которых заработная плата ниже, их средняя пенсия выше, чем в нашей республике. Это означает, что мы должны сейчас сосредоточиться на выполнении решений этой комиссии по реализации мер по повышению заработной платы на предприятиях и персонифицировать работу с каждым из них именно в ключе достижения такой заработной платы, которая позволила бы обеспечить необходимый уровень пенсии работникам.

Поскольку забота о "бюджетниках" лежит на плечах государства, и оно, как самый крупный работодатель, обязано обеспечить необходимый уровень оплаты труда своим работникам, необходимо до конца года в республике реализовать комплекс мер, направленных на повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере. В частности, планируется развивать небюджетные направления, акционировать бюджетные учреждения типа культурно-зрелищных заведений, направлять на повышение заработной платы средства, сэкономленные в результате оптимизации бюджетных расходов, а также ввести договорные формы найма.

Основным индикатором, по которому оценивается эффективность работы органов государственной власти, является качество жизни населения.

В 1 полугодии индикатор "уровень жизни населения" по-прежнему был выше черты бедности. Но пока по первому полугодию дальнейшего его роста не произошло.

В территориальном разрезе наиболее высокий уровень жизни в 10 районах и городах республики, среди которых г.Казань, Альметьевский район и г.Альметьевск, Нижнекамский район и г. Нижнекамск, г.Набережные Челны, Азнакаевский район и г.Азнакаево, Бавлинский район и г. Бавлы.

По-прежнему далеко от нормативного уровня находятся Алькеевский, Верхне-Услонский, Кайбицкий, Муслюмовский, Атнинский районы.

В соответствии с поручением Президента нашей республики в текущем году был введен ещё один параметр оценки уровня жизни татарстанцев – интегральный индикатор "качество жизни". В настоящее время разработана и утверждена совместным приказом трех ведомств методика его расчета. Сейчас Комитетом государственной статистики Республики Татарстан производится расчет этого индикатора в динамике лет, начиная с 2000 года, в целом по республике, а также в разрезе городов и районов с тем, чтобы уже на будущий год включить его в систему индикаторов, доводимых до администраций городов и районов республики в рамках ежегодно заключаемых соглашений.

Параметр качества жизни, который рассчитывается с использованием индикаторов, включающих уровень доходов населения, состояние здоровья, стоимость жизни, уровень комфортности жилья, уровень инфраструктурной обеспеченности (объектами здравоохранения, образования, культуры, спорта, связи, транспорта, дорогами), уровень экологической безопасности, состояние системы правоохранения, доверие к власти также остался на уровне 2003 года.

В первом полугодии текущего года в республике, как и в прошлом году, активно проводилась работа по погашению задолженности по заработной плате. В результате объем долгов на 1 июля составил 123,8 млн. рублей. По состоянию на 1 августа он составил 119,8 млн. рублей.

По объему просроченной задолженности по заработной плате Татарстан занимает одну из последних позиций в рейтинге среди регионов Приволжского федерального округа. Если же эту задолженность отнести еще и к общему месячному фонду оплаты труда, то показатели республики будут еще лучше.

Но какую бы хорошую позицию мы не занимали, задолженность означает, что 33 тысячи работающих заработную плату так и не получили. Если как-то можно понять положение дел на наших проблемных предприятиях, то нельзя принять нарастание задолженности в коммунальном хозяйстве, строительстве, торговле. Следует также отметить, что пусть небольшое, но нарастание задолженности происходит в таких районах, как Алькеевский, Менделеевский, Новошешминский, Черемшанский.

Показателен пример, взятый из информационно-аналитического материала Комитета государственной статистики, характеризующий долю заработной платы в структуре добавленной стоимости. За 1 квартал текущего года она упала по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,1%.

Доля затрат на оплату труда при средней по республике 23,3% колеблется от 0,7% до более чем 100%. При этом есть районы, в которых доля заработной платы в разы превышает объем добавленной стоимости или, другими словами, валовой территориальный продукт. А превышение более 100% в 9 районах является основой для ее невыплаты. К этим районам относятся: Аксубаевский, Алькеевский, Буинский, Камско-Устьинский, Лениногорский, Муслюмовский, Новошешминский и даже г. Заинск.

Если проанализировать добавленную стоимость по отраслям экономики, то подобная ситуация складывается в основном в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, транспорта, торговли и общественного питания

Коротко о других макроэкономических параметрах.

Валовой региональный продукт за шесть месяцев текущего года составил 169,4 млрд. рублей, что на 4,9% выше аналогичного периода прошлого года.

В отраслевой структуре ВРП за январь-июнь доля промышленности увеличилась по сравнению с началом года на 2% и составила 46,6%, доля строительства - 7,7%, сельского хозяйства - 6,3%. Удельный вес торговли и общественного питания составил 12,8%, транспорта - 6,6%.

К сожалению, по-прежнему недостаточно динамично развивается в республике рынок услуг, их удельный вес в структуре валового регионального продукта увеличился только на 0,9% и составляет 36,7%.

По объему промышленного производства среди регионов Приволжского федерального округа республика занимает 2-ое место, уступая лишь Самарской области.

Объем промышленного производства в первом полугодии в действующих ценах составил 153,6 млрд. рублей, индекс физического объема - 106%, что пока несколько выше прогноза.

В разрезе отдельных отраслей успешнее других сработали химическая и нефтехимическая промышленность (рост на 18,1%), машиностроение - на 17,6%, лесная и деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов - соответственно рост на 7,6% и .6,6%. Снизили объем производства предприятия пищевой промышленности (на 1,5%).

Увеличилась добыча нефти на 3,6% к соответствующему периоду предыдущего года (добыто 14,9 млн. тонн), объемы производства грузовых - на 25,5% (13,3 тыс. шт.) и легковых автомобилей - на 6,2% (19,8 тыс. шт.).

Сырьевой сектор продолжает пока играть доминирующую роль в структуре промышленного производства.

Доля топливной промышленности вместе с нефтепереработкой в первом полугодии 2004 года составила 34,8%. Предприятия химической и нефтехимической промышленности производят 18,2% промышленной продукции. Растет доля машиностроения в общем объеме промышленного производства. Начиная с 2000 года, удельный вес отрасли увеличился с 19,7% до 24,9%.

По итогам обследования, проведенного за 1 квартал 2004 года по форме статистической отчетности N 1-ДС, удельный вес добавленной стоимости по экономике республики в целом вырос с 43,2% до 46,5%.

При этом 91,6% всей добавленной стоимости создается в 5 городах: Казани, Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах и Бугульме. Такая диспропорция прежде всего объясняется наличием филиалов у наших крупных компаний-монополистов. Это не позволяет нам объективно оценить реальное положение дел в экономике районов.

Положительная тенденция по данному показателю в первом квартале в основном определялась промышленностью (увеличение на 3,4%).

На 1,5% снизилась доля топливно-энергетических ресурсов в материальных затратах. Причем на 1,9% произошло снижение в промышленности, но увеличились затраты в отраслях транспорта и связи (на 0,8% и 3,4% соответственно).

За пять месяцев 2004 года республиканскими производителями получена прибыль (по крупным и средним предприятиям) в сумме 25,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 21 млрд. рублей.

Динамика прибыли в январе-мае 2004 года характеризуется её увеличением по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,6 раза.

Из отраслевой структуры прибыли, представленной на диаграмме видно, что, 82% прибыли по-прежнему формируется в промышленности.

По данным статистики доля убыточных предприятий в общем числе предприятий и организаций в январе-мае текущего года составила 43%. Сумма убытка убыточно работающих предприятий за 5 месяцев этого года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 44% и составила 1,9 млрд. рублей.

В промышленности убытки в январе-мае 2004 года составили 0,9 млрд. рублей и снизились на 35 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Несколько слов хотелось бы сказать о роли убыточных предприятий при оценке экономического развития районов республики. Следует отметить, что доля убыточных предприятий, рассчитываемая органами государственной статистики, определяется исходя из полученного массива наблюдаемых предприятий в конкретном месяце. Поскольку перечень фактически отчитывающихся предприятий изменяется, рассчитываемая таким образом доля убыточных предприятий не точно отражает фактическое их количество. Изменение перечня предприятий происходит постоянно, как правило, в связи с изменением организационно-правовых форм, разделением предприятий крупного и среднего бизнеса на малые предприятия, либо объединением нескольких предприятий в одно с лишением их права юридического лица.

Искажение реальной картины (в сторону ухудшения) происходит также ввиду того, что данные статистики не учитывают реальной ситуации по группам организаций, использующих во взаиморасчетах систему трансфертных цен. Зачастую это ведет к искусственному "отбрасыванию" в категорию убыточных предприятий-поставщиков комплектующих.

Аналогичная ситуация складывается при оценке добавленной стоимости. В этом случае трансфертные цены также оказывают влияние на долю добавленной стоимости в выручке и саму структуру добавленной стоимости по тому или иному предприятию консолидированной группы.

Чтобы избежать этого, при оценке этих параметров по предприятиям, составляющим единую продуктовую группу, необходимо использовать для расчетов консолидированный отчет компании в целом, а не ее составных частей. Кроме того, доля таких предприятий рассчитывается всего лишь на 4%-ной выборке.

Удельный вес этих предприятий по данным проведенного анализа в общем количестве предприятий составляет лишь 16,3%, а доля численности работающих на них - 19,8%. При этом объем выручки от реализованной продукции составляет 13,4%. Поэтому в настоящее время мы готовим предложения совместно с Комитетом государственной статистики о замене параметра "доля убыточных предприятий" на совокупность 3-х названных параметров не только в наших аналитических материалах, что мы уже второй год делаем, но и в данных официальной статистики.

Несколько слов о положении дел на убыточных предприятиях.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан был проведен аудит производственно – хозяйственной деятельности и кадровый аудит работников на 12 крупных и средних убыточных предприятиях. Его результаты позволили выявить негативные факторы, влияющие на производственно – хозяйственную деятельность обследованных организаций, убыточная деятельность которых привела в настоящее время к потере платежеспособности и большой зависимости этих предприятий от заемных источников финансирования.

Эти недостатки будут учтены при принятии управленческих решений в направлении оздоровления деятельности этих предприятий. В ближайшее время совместно с собственниками будут выработаны предложения и разработаны мероприятия по финансовому оздоровлению этих предприятий, включая, при необходимости, и коренную перестройку бизнеса по достижению безубыточного и дальнейшего устойчивого развития, и пересмотра стратегии кадрового менеджмента для эффективности управленческой деятельности.

Но аудит позволил выявить ряд системных проблем. Обращает на себя внимание отсутствие стратегии развития предприятия. Расчет точки безубыточности не является нормой управленческой культуры на предприятии. Практически отсутствует деятельность по позиционированию предприятия на рынке. Неэффективно используются производственные мощности, и по-видимому, основной причиной этого является неудовлетворительный уровень профессионализма персонала предприятия. По результатам проведенного аудита по мнению экспертов и самих работников только немногие топ-менеджеры способны успешно выполнять возложенные на них функции. 3/4 персонала крайне непрофессиональны. Из них примерно половина способны быть переобученными, остальные должны сменить по мнению аудиторов сферу деятельности. Такая ситуация позволяет предположить подобную картину и на проблемных предприятиях, которые не были подвергнуты аудиту.

В текущем году мы начали наблюдение уровня так называемой "социальной" рентабельности предприятий.

Расчет ведется по разработанной нами методике с использованием данных о налогах, поступивших в консолидированный бюджет республики на одного работающего на данном предприятии и объемах бюджетных средств, потребляемых этим работником, а также так называемыми социальными иждивенцами, отнесенными на одного работника в конкретном городе (районе). К этой категории относится неработающее население. Если средства, потребляемые через услуги отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, транспортное обеспечение и другие), меньше поступивших налогов, то предприятие социально рентабельно и нерентабельно в противном случае.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод и об эффективности одного рабочего места по предприятиям, отраслям и районам.

Результаты расчета мы предполагаем использовать при заключении разного рода соглашений с руководителями предприятий при принятии решений о государственных преференциях и при разработке программ социально-экономического развития территорий и размещения производительных сил.

Коротко о государственном заказе.

В первом полугодии на сайте Агентства по госзаказу внедрена трансляция в режиме on-line заседаний конкурсных комиссий и заполнение протоколов открытых конкурсов. Это позволило обеспечить прозрачность проведения этих конкурсов и определение победителей. В результате значительно увеличилось количество их участников. Вместе с размещаемой на сайте информацией о всех объявленных конкурсах и результатах закупок on-line трансляции обеспечили равнодоступность всех субъектов к информации о государственных закупках.

За первое полугодие 2004 года заключены государственные контракты на сумму 5,2 млрд. рублей.

В целях обеспечения гарантированным государственным заказом предприятий, использующих труд инвалидов, в первом полугодии текущего года принято и реализуется соответствующее постановление Правительства республики.

Увеличился удельный вес контрактов, заключенных в результате открытых торгов. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года закупки по итогам открытых конкурсов выросли в 1,7 раза.

Экономия бюджетных средств за первое полугодие 2004 года составила 287,4 млн. рублей.

Значительно возросла доля предприятий малого бизнеса в общем количестве поставщиков. В первом полугодии 2004 года она составила 36%.

С 28 июня 2004 года введена в действие электронная торговая площадка для проведения электронных редукционов по закупке продукции для государственных нужд. Министерство здравоохранения РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ в течение июля провели более 20 редукционов по закупкам продукции. Процент экономии по итогам редукционов составлял в ряде случаев 30-45 процентов.

Внедрение электронной торговой площадки в системе государственного заказа позволяет не только добиться экономического эффекта, но и уменьшить сроки проведения закупок, сроки согласования цен.

В настоящее время заканчивается работа по формированию сводного прогноза закупок продукции для государственных и муниципальных нужд Республики Татарстан на 2005 год.

Все более значительную роль в экономике республики играет малое предпринимательство.

В текущем году разработан и находится в стадии обсуждения проект Программы развития предпринимательства до 2010 года.

В республике действуют 17,5 тысяч малых предприятий.

Ими в 1 квартале текущего года произведено продукции на сумму 5,8 млрд. рублей. Почти треть этой продукции производится малыми промышленными предприятиями.

Несколько слов об инвестиционной деятельности. На развитие экономики и социальной сферы в первом полугодии 2004 года использовано инвестиций в основной капитал в сумме 27,3 млрд. рублей, на 17,6% больше чем в первом полугодии 2003 года.

За первое полугодие в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы на 2004 год предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных направлениях экономики, предоставлена государственная поддержка в сумме 134 млн. рублей. Кроме того, за счет средств, предусмотренных Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", выделены 23 млн. рублей на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков для реализации одобренных инвестиционных проектов.

В Послании Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан 2004 год обозначен как рубежный в переводе экономики республики на инновационный путь развития. В республике предпринимаются целенаправленные меры по реализации поставленной в послании задачи. В марте т.г. принята Республиканская программа развития инновационной деятельности Республики Татарстан на 2004-2010 годы.

В рамках договоренностей, достигнутых в ходе визита Татарстанской правительственной делегации в Италию, в Нижнекамске ведется активная работа по созданию промышленного округа, призванного объединить усилия предприятий малого и среднего бизнеса, ОАО "Нижнекамскнефтехим", научных предприятий республики в совершенствовании технологий и организации производства по дальнейшему переделу продукции ОАО "Нижнекамскнефтехим". Подготовлен проект Устава "Ассоциации Нижнекамского промышленного округа", определен перечень условий, выполнение которых обязательно для предприятий, изъявивших желание войти в этот промышленный округ. Важным направлением в реализации политики по ускорению внедрения результатов науки в производство в республике стало развитие технопарков. Начало этому процессу положило создание инновационного технопарка "Идея".

В настоящее время уже созданы технопарки в г. Н. Челны, в Лениногорске, Чистополе. Принято принципиальное решение о создании индустриального парка "Мастер" на ОАО "КамАЗ". Изучается возможность создания технопарков в г. Альметьевске и ряде других регионов республики.

Разрабатываются предложения по созданию на базе Заинской ГРЭС инновационного энерго-промышленного комплекса, включающего высокоэффективные источники электрической и тепловой энергии, нефтехимические производства и производства по переработке продукции нефтехимии.

Важным этапом в развитии технопарков, взаимовыгодных отношений малого, среднего бизнеса, науки и крупных республиканских и российских предприятий стали проведенный в Альметьевске в начале июля текущего года Инновационный форум регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга".

В июне т.г. состоялось расширенное заседание Правительственной комиссии Республики Татарстан по научно-технической и инновационной политике под председательством Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, решением которой утверждены 13 отраслевых и межотраслевых рабочих групп в приоритетных направлениях инновационного развития экономики республики с участием представителей профильных министерств, ведомств, промышленности, академической и отраслевой науки, банковских структур и предпринимателей.

Задача, поставленная перед этими группами - провести анализ деятельности предприятий и организаций отрасли, оценить: степень соответствия развития отрасли мировому уровню, наличие необходимой инфрастуктуры, технологического, научно-производственного и кадрового потенциала для активизации инновационной деятельности, направленной на выпуск конкурентоспособной продукции и услуг, в том числе с использованием венчурного капитала и т.д.

Конечным результатом работы групп должна стать подготовка концепций отраслевых инновационных программ и конкретных мер по их реализации.

Несколько слов о федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года".

Всего на реализацию проектов, объектов и мероприятий, включенных в программу, за первое полугодие 2004 года было направлено из федерального бюджета 4,9 млрд. рублей, из бюджета Республики Татарстан - 0,6 млрд. рублей.

Как показало недавнее обсуждение с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, чрезвычайно важно уметь эффективно использовать бюджетные средства. Специалистами республики была разработана методика оценки прямой и интегральной эффективности, которая была успешно защищена и позволила придать убедительность нашим аргументам при защите разделов Программы. В частности, в 2003 году была достигнута точка равновесия, говорящая о том, что в федеральный бюджет начинает поступать средств больше, чем выделяется. Хотя аналогичный расчет в отношении нашего бюджета показал, что мы к этому состоянию придем лишь в текущем году. Этот же вывод о высокой эффективности нашей программы был подтвержден и аудиторами Счетной палаты, которая проводила проверку выполнения программы.

За годы действия Программы в республике построены и сданы в эксплуатацию более ста объектов образования, 60 объектов здравоохранения, более 30 объектов культуры и т.д. В результате обеспеченность учреждениями культуры возросла с 75% в 1999 году до 97,8% в 2003 году, обеспеченность площадью на одного занимающегося в общеобразовательных школах при сменности 1,5 в городах возросла с 47,1% в 2001г. до 54,7% в 2003 году. Произошел значительный рост обеспеченности объектами социального обслуживания.

Вместе с тем, в вопросах эффективного использования государственных капитальных вложений имеются существенные недостатки. Особенно это касается строительства школ на селе. Так, за 2003 год в республике сданы в эксплуатацию школы на 8232 ученических места. Фактическое число учащихся в них составило всего 6870. Сохраняются существенные различия в стоимости строительства одного ученического места. Недостатки имеются и при формировании программы капитального строительства. Например, анализ заявленных к включению в Программу 2005 года строительства школ показывает существенные различия к фактическому количеству учащихся (школа на 168 учащихся в с.Чувашская Чебоксарка Новошешминского района – фактически обучается 129 детей, общественный центр со школой на 110 учащихся в с.Берези Атнинского района, фактически – 70 детей, школа на 110 учащихся в с.Тат.Бездна Дрожжановского района, фактически – 64 учащихся).

Конечно, районы иногда находят способ обойти существующий регламент принятия решений о включении объекта в план очередного года, но не надо забывать, то обстоятельство, что избыточная социальная инфраструктура чуть больше чем через год ляжет тяжелым бременем на местные бюджеты, которые в большинстве районов будут дефицитными, а средств для перераспределения в связи с завершенностью ФЦП будет становиться все меньше. Такой порядок вводится Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основные особенности которого мы уже неоднократно обращали Ваше внимание.

Следует отметить, что объемы поступивших в бюджет средств должны быть сопоставимы с объемами сокращения средств по Федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие республики Татарстан до 2006 года" и для этого начата разработка Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года. В разработке этой программы задействованы ведущие ученые и специалисты. Проект программы будет подготовлен в 4 квартале текущего года.

Как уже выше было отмечено, успешность реализации намечаемых мероприятий в значительной степени зависит и от эффективности системы государственного управления, прежде всего, от эффективности деятельности органов исполнительной власти. В этой связи подготовлен сводный анализ по результатам выполнения Указа Президента нашей республики "О реформировании государственной и гражданской службы Республики Татарстан", в соответствии с которым проведен функциональный анализ эффективности деятельности министерств и их территориальных органов. Каковы выводы из полученных результатов анализа?

Прежде всего, в министерствах выполняется много работы, не всегда имеющей конкретного потребителя. По-прежнему дублируются функции Комитета государственной статистики. Огромные массивы данных собираются параллельно на уровне ведомственной статистики, хотя принято постановление, предписывающее использовать информацию наших органов статистики, и именно для этого ежегодно финансируется государственный заказ на информационно-статистический ресурс. Профильные отделы министерств не имеют, как правило, параметров, по которым возможно оценить эффективность их деятельности. Часто отсутствует регламент организации взаимодействия подразделений внутри министерства и со сторонними организациями. Часть управленческих функций выведена в подведомственные учреждения, число которых продолжает увеличиваться. Избыточна численность территориальных органов ряда министерств. Работа проводилась специально обученными экспертами по утвержденной методике.

Серьезной проблемой является построение новой системы государственного управления, интегрированной с системой муниципального управления, имея в виду, что у нас в республике, да и в России в целом, нет опыта работы в такой системе, когда наряду с государственными органами появляются два уровня публичной власти, если иметь в виду муниципальные образования (поселения) и муниципальные районы.

Хотя мы активно проводим учебу с администрациями городов и районов, с органами местного самоуправления, но тем не менее складывается впечатление о некоторой недооценке фактора времени и сложности поставленной задачи.

Такова ситуация на сегодняшний день и планы на будущее.

Стоящие перед нами задачи сложны и многогранны. Но их решение позволит достичь намеченные на 2004 год цели и подготовить почву для более интенсивного роста экономики республики в перспективе, повысить ее устойчивость и качество жизни населения.

Благодарю за внимание!

Расширенная коллегия Минэкономпрома РТ,

9 августа 2004 года