Публикации > Просмотр публикации
Итоги деятельности жилищно-коммунального хозяйства за 1 полугодие 2004 года

Уважаемые коллеги!

Мы уже знакомили Вас с одним из основополагающих в реформе отрасли решений, принятых руководством республики, – преобразовании собственности во всех сферах жилищно-коммунального хозяйства. И как говорили, в первую очередь это решение связано с необходимостью привлечения в отрасль инвестиций. А лучшей гарантией инвестору, что он вернет свои средства, является возможность самостоятельно управлять этим процессом.

Но, не смотря на реализацию этой задачи в кратчайшие сроки, с нас никто не снимал обязанность проводить свою обычную работу по производству и поставке услуг потребителям.

Предприятиями жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности за первое полугодие текущего года предоставлено услуг на сумму 6,7 млрд. рублей, к соответствующему периоду прошлого года 108 % ,

в том числе :

населению 2,2 млрд. рублей;

прочим потребителям 3,81 млрд. рублей.

субсидии-дотации 0,69 млрд. рублей.

АДРЕСНЫЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СУБСИДИИ

За 1 полугодие текущего года предприятиям жилищно-коммунального хозяйства профинансировано субсидий-дотаций в размере 687,5 млн.рублей, начислено – 722,6 млн.рублей (недофинансирование 35 млн.рублей от начисленной суммы).

Кроме того, авансом профинансированы субсидии-дотации за июль в размере 110,3 млн.рублей и за август- 107,7млн.рублей.

Основной причиной недофинансирования за 1 полугодие является увеличение объемов, оказанных услуг населению в 1 полугодии 2004 года, по сравнению с объемами за 2003 год. По теплоснабжению увеличение объемов произошло на 5 %, по водоснабжению – 1 %, по водоотведению – 4%. Значительное увеличение объемов по теплу произошло в Буинском, Верхнеуслонском, Камскоустьинском, Мамадышском, Черемшанском, Чистопольском, Ютазинском районах. По водоснабжению и водоотведению в Дрожжановском, Мамадышском, Мензелинском, Ютазинском, Агрызском, Арском районах.

В настоящее время ведется работа по анализу причин изменения объемов. Необходимо отметить, что в связи с установленным лимитом финансирования на год, без объективных причин роста объемов, недофинансирование сохранится.

Адресные жилищно-коммунальные субсидии в первую очередь, как и в первом квартале, направлялись на погашение долгов за потребленный газ. Принимаемые меры позволили значительно улучшить оплату за потребленный газ.

Если в начале года уровень оплаты за газ составлял всего 55-60%, то сейчас предприятия ЖКХ практически вышли на текущие платежи, на сегодня сохраняются только долги прошлых лет порядка 40 млн. рублей.

Одним из самых крупных неплательщиков за газа является Бугульминское предприятие тепловых сетей, долги которого перед "Татгазинвестом" достигли 18 млн. рублей. При этом обязательства бюджета Республики Татарстан и местного бюджета исполнены в полном объеме.

СОБИРАЕМОСТЬ

Несмотря на то, что собираемость за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в целом улучшилась и по платежам населения составляет 100%, в целом по отрасли - 93%, это очень низкий показатель, тем более при переходе к ведению нормального бизнеса.

Хорошо работают по сбору платежей руководители Альметьевского и Зеленодолького производственных трестов жилищного хозяйства, МПП ЖКХ Агрызского, Алексеевского, Лаишевского, Мензелинского, Сармановского районов, Шугуровского МПП ЖКХ Лениногорского района и Нармонского МПП ЖКХ Лаишевского района.

Неудовлетворительно работают по сбору платежей большинство предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, в которых текущие платежи составляют от 53 % до 75%.

Необходимо отметить, что если по населению и объектам социально-культурной сферы работа по платежам значительно продвинулась, то по другим потребителям коммунальных услуг улучшений почти нет и уровень текущих платежей на некоторых предприятиях 40%.

В срочных трудовых договорах с руководителями предприятий предусмотрена собираемость за ЖКУ не ниже 95%. Учтите, что скоро эти договоры будет заключать инвестор.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

(сведения представлены в раздаточном материале)

Из местных бюджетов предприятия профинансированы к плану за первое полугодие на 86 %, из них :

благоустройство 89%,

капитальный ремонт жилого фонда 77 %.

Отрасль недополучила из местных бюджетов 138 млн. рублей.

Нашли возможность и нормально профинансировали предприятия ЖКХ администрации Аксубаевского, Актанышского, Апастовского, Арского, Камско-Устьинского, Лаишевского, Мамадышского, Спасского, Тетюшского, Черемшанского районов.

А администрациями Верхнеуслонского, Зеленодольского, Лениногорского, Муслюмовского, Сармановского районов не выделено с начала года ни рубля на капитальный ремонт жилого фонда

На подготовку жилого фонда к зиме предприятия ЖКХ недополучили с начала года более 52,0 млн. рублей.

Бюджет – это закон любого уровня и он должен соблюдаться.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Средняя заработная плата по отрасли достигла 4686 рублей, что выше чем в начале года на 12% и соответствующего периода прошлого года на 19 %.

Проблемой остается наличие задолженности по заработной плате. В начале года она снова появилась и сохраняется на 4-х предприятиях ЖКХ в сумме 837 тыс. рублей:

в 2-х организациях Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Казани - "Жилсервисе" Казанского посада - 421тыс. рублей и Жилищно-коммунальном управлении Кировского р-на 308тыс. рублей ;

а также в МУП "УЖКХ Елабужского района" - 40 тыс. рублей;

и ООО " Жилсервис" г. Менделеевска - 68 тыс. рублей.

Руководителям направлены письма о расторжении трудовых контрактов.

В целом дебиторская и кредиторская задолженности снизились по сравнению с 1 кварталом 2004 года соответственно на 5% и 3% и составили 4,8 и 5,6 млрд. руб. Превышение кредиторской над дебиторской задолженностью составляет 0,8 млрд. руб.

БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

С целью повышения эффективности технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производственной деятельности организаций с начала года на всех предприятиях жилищно-коммунального хозяйства внедряется бюджетное управление, позволяющее сформировать комплексную финансово-экономической модель функционирования отрасли.

Ежеквартально проводится диагностика произведенных затрат и полученных доходов, актуализируются прогнозные показатели финансовой деятельности, оцениваются фактические параметры исполнения плановых показателей бюджетирования с целью своевременного принятия оперативных решений для повышения эффективности деятельности предприятия.

Работа по внедрению бюджетного управления была начата 3 месяца назад. Однако в соответствии с графиком формирования прогнозных бюджетов данная работа завершена только на предприятиях Тетюшского, Рыбно-Слободского, Ютазинского, Тюлячинского, Тукаевского, Спасского, Зеленодольского, Заинского, Агрызского, Азнакаевского, Арского, Буинского районов. Скоординированная работа по внедрению бюджетного управления не ведется в Кайбицком, Сармановском, Сабинском, Нурлатском, Верхнеуслонском районах.

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО

В связи с принятием решения о преобразовании собственности одним из вопросов, которыми интересуются инвесторы, является вопрос налоговых платежей предприятий по имуществу.

Сумма налога на имущество, начисленная предприятиями отрасли по итогам 1 полугодия 2004 года, составляет 800 млн. руб. Он не включается в себестоимость услуг и в полном объеме относится на финансовый результат организации, что ведет к ухудшению финансового состояния организации, увеличению задолженности по налогу перед бюджетом.

Экспертиза фактических затрат для определения тарифов на услуги была проведена без учета налога на имущество до его введения и изменение тарифов в текущем году не допустимо. Источника для погашения задолженности по налогу на имущество у предприятий отрасли не имеется.

Ряд предприятий начисляют налог на имущество по старому, то есть с учетом льгот, что является нарушением налогового законодательства и в последствии повлечет начисление штрафных санкций.

Министерство обратилось в Министерство финансов Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан по вопросу вынесения на рассмотрение Государственным Советом Республики Татарстан изменений в Закон РТ "О налоге на имущество".

На сегодняшний день этот вопрос остался не решенным, а предприятия отрасли оказались в труднейшем положении, так как налоговая инспекция выставляет предприятиям инкассовые требования на уплату налога на имущество.

В результате, если по итогам 2003 года и 1 квартала 2004 года отрасль ЖКХ была в целом самодостаточной, по итогам первого полугодия образовались убытки в сумме 31 млн. рублей, в том числе по ГУПам 70 млн.руб.

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

На основе действующей методики в настоящее время ведется работа по формированию региональных стандартов оплаты и жилья и коммунальных услуг на 2005 год.

Для выполнения данной задачи в ближайшее время необходимо:

предприятиям и организациям жилищно-коммунального комплекса совместно с администрациями городов и районов республики на основе доведенных прогнозных индексов роста статей затрат предоставить расчет экономически обоснованных тарифов на 2005 год;

администрациям городов и районов республики представить предложения об установлении регионального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, предельной стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

При этом, учитывая предстоящую приватизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, в целях привлечения инвесторов министерством предложено в тарифах на 2005 год заложить инвестиционную составляющую в размере 10 % рентабельности.

БЮДЖЕТ НА 2005 ГОД

По предварительным данным бюджет на 2005 год сформирован на уровне бюджета текущего года.

Дотации, выделяемые на покрытие убытков банного хозяйства, будут переведены в субсидии малообеспеченным и будут зачисляться на расчетные счета граждан.

Дотация на капитальный ремонт жилого фонда рассчитана, исходя из стандарта 2 рубля 60 копеек на 1 кв.м. в месяц. В 2005 году планируются платежи по населению за капитальный ремонт жилого фонда в размере 50% предусмотренных отчислений, 50% необходимой потребности будет заложено в местных бюджетах городов и районов.

Расходы на благоустройство предусмотрены на уровне этого года.

Дополнительных денег не будет, поэтому наша задача- использовать выделяемые средства строго по целевому назначению и вкладывать только в те мероприятия, которые дадут в последующем значительный эффект и обеспечат реформирование ЖКХ.

ГОСКАПВЛОЖЕНИЯ

На 2004 год программами государственных капитальных вложений по Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ предусмотрено на объекты ЖКХ 894,4 млн. рублей, в том числе:

по федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" на программу реконструкции и модернизации объектов ЖКХ по городам и районам РТ – 368,7млн. руб.;

по федеральной адресной инвестиционной программе – 38,6 млн. руб.;

по программе реконструкции и модернизации объектов ЖКХ по городам и районам РТ (за счет средств бюджета РТ) – 233,6 млн. руб.;

по программе капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров РТ –253,5млн. руб.

На 1 июля по указанным программам получено финансирование из федерального и республиканского бюджетов на сумму 636,4 млн. рублей, что составляет 71 % от годового лимита, в том числе:

В то же время на счетах в казначействе по состоянию на 27 июля остатки на счетах заказчиков-застройщиков вместе с финансами по всем инвестиционным программам составляют 531 млн. рублей. Основными причинами задержки средств на счетах и неосвоения выделенного финансирования являются неудовлетворительное состояние проектно-сметной документации по объектам, включенным в программы.

В 1-ом полугодии практически не велись работы по следующим объектам:

строительство очистных сооружений канализации с сетями в Уруссу – заказчик "Татглавинвестстрой" (план – 16 млн. рублей, аванс – 4,8 млн. рублей.);

закольцовка сетей водопровода в Камских Полянах Нижнекамского района –заказчик ГУ ЖКХ ДЕЗ (план – 3 млн. рублей, аванс 0,6 млн.руб.);

по всем объектам в г.Альметьевске - заказчик ГУ ЖКХ ДЕЗ (план – 44,5 млн рублей, аванс 9,73млн. руб.).

В целом освоение средств бюджета Республики Татарстан заказчиками Татглавинвестстрой, ГУ ЖКХ ДЕЗ ведется слабо. При лимите из республиканского бюджета на отрасль водопроводно-канализационного хозяйства 172,7 млн. руб. и финансировании 30,2 млн. рублей выполнено работ всего на сумму 9,6 млн. рублей.

В целях освоения в полном объеме предусмотренного на 2004 год финансирования готовятся предложения по корректировке программ капвложений, по которым все объекты без проектно-сметной документации или без заключений экспертизы на нее из программы будут исключены, а лимиты финансирования перераспределены на объекты, обеспеченные всей необходимой документацией.

Работа водопроводно-канализационного хозяйства

Оснащение жилого фонда объектовыми приборами учета расхода воды.

В 2004году завершается Программа оснащения государственного жилищного фонда РТ объектовыми приборами учета расхода воды. Установлено 12 832 приборов, на коммерческий учет переведено 11 760 приборов (или 92% от установленных). На сегодняшний день Программа выполнена только на 74%. До конца года необходимо установить 4460 приборов учета расхода воды.

Подготовка к зиме.

Подготовка объектов водопроводно-канализационного хозяйства к устойчивой работе в зимний период ведется в соответствии с планами мероприятий, разработанными и утвержденными в каждом водоканале.

На 1 июля 2004г. работы выполнены:

По подготовке поверхностных и подземных водозаборов – 54%,

По подготовке водопроводных сетей - 93%,

По ремонту и замене ветхих водопроводных сетей - 18%,

По подготовке ВНС - 65%.

Отставание работ по замене и ремонту сетей может в зимний период очень обострить работу всей отрасли. Поэтому необходимо штабу по подготовке к зиме усилить контроль за этими работами.

Предприятия коммунальной энергетики

Коммунальными теплоснабжающими предприятиями в 1-ом полугодии оказано услуг на сумму 2 млрд. 112млн. рублей. Получено дотаций на сумму 635,8 млн. рублей. Из них 99% направлено на оплату энергоресурсов. Тепловой энергии выработано 4,2 млн. Гкал.

Из 16 предприятий тепловых сетей в 1-ом полугодии получили прибыль 15 предприятий. Общая прибыль по РПО "Таткоммунэнерго" составила 31 млн. рублей. Из 69 МПП ЖКХ в 1-ом полугодии безубыточно работали 23 предприятия.

Для усиления платежной дисциплины предприятиями в отношении потребителей принимались все имеющиеся законные меры. РПО "Таткоммунэнерго" в 1-ом полугодии подало 194 иска о взыскании задолженности на сумму 128 млн. рублей. По 80 делам принято решение суда на сумму 55 млн. рублей.

Планами подготовки к отопительному периоду 2004/2005 года предприятий ЖКХ предусмотрено подготовить:

1089 котельных;

3021км тепловых сетей;

368 ЦТП;

заменить ветхих тепловых сетей – 110 км,

На 41 объекте запланировано установить системы водоподготовки.

Выполнение ремонтных работ предприятиями коммунальной теплоэнергетики в основном идет по утвержденным графикам. Большой объем работы предприятиями ЖКХ произведен в июле месяце 2004 года. Если на 1 июля готовность предприятий была на уровне 35%, то на сегодняшний день готовность коммунальных теплоснабжающих предприятий следующая:

Котельные – 56%

Тепловые сети – 71%

ЦТП – 65%

Замена ветхих тепловых сетей – 49%

Освоено 143,5 млн. руб. ремонтного фонда, что составляет 50,4% от годового плана. Имеются все возможности для завершения подготовительных работ к 15 сентября 2004 года.

Основные трудности связаны с подготовкой жилищного фонда сельхозпроизводителей и жилищного фонда предприятий сельской местности.

Подробно подготовку к зиме рассмотрим сегодня на штабе, который состоится здесь же в 14. 00.

Однако сейчас хочу обратить внимание директоров Н.Вязовского, Бетькинского МПП ЖКХ, Тукаевского РУЖКХ и других предприятий, подведомственных РПО "Татсельжилкомхоз" на своевременную подачу необходимых документов в Госэнергонадзор для получения лицензии на эксплуатацию тепловых сетей.

ЗАГОТОВКА ТОПЛИВА

По состоянию на 26 июля в республику поступило 16 тыс.195 тонн угля, 46% из запланированных. Ряд районов имеют задолженность перед ОАО "Татлестоппром" за поставленный уголь. Агрызский – 1,2 млн. рублей, Спасский – 1,2 млн. рублей, Рыбно-Слободский – 1 млн. рублей, Буинский – 1,6 млн. рублей, Кайбицкий – 339тыс. рублей.

АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАПАС

На пополнение аварийно-технического запаса в 2004 году перечислено 31,6 млн. рублей. Годовой план 52,0 млн. рублей. Выделено по городам и районам материалов и оборудования на сумму 25,7 млн. рублей.

Арский район – 1,35 млн. рублей

Заинский район – 1,47 млн. рублей

Зеленодольский район – 2,3 млн. рублей

Мензелинский район – 1,6 млн. рублей

Остаток материалов и оборудования на складах аварийно-технического запаса на сумму 36,7 млн. рублей.

Капитальный ремонт жилых домов.

По итогам первого полугодия 2004 года за счет средств местных бюджетов капитальный ремонт профинансирован в сумме 176,7 млн. рубле - 27,5 % от годового плана, которым предусмотрено отремонтировать 1025 жилых домов, в том числе 64 дома – комплексным капитальным ремонтом. Кроме того, предусмотрено произвести капитальный ремонт кровель в объеме 233 тыс.кв.м, труб холодного и горячего водоснабжения - 133 тыс.пог.м и 89 тыс.пог.м соответственно, труб отопления - 278 тыс.пог.м. Фактически за 6 месяцев капитально отремонтировано:

кровель – 53%,

труб ХВС – 43%,

труб ГВС –35%,

труб отопления – 22%.

За отчетный период неудовлетворительно профинансирован капитальный ремонт жилищного фонда в городах: Буинск, Наб.Челны и районах: Азнакаевском, Атнинском, Верхне-Услонском, Заинском, Зеленодольском, Кайбицком, Лениногорском, Менделеевском, Муслюмовском, Сармановском, Актанышском, Балтасинском, Кукморском, Пестречинском, Сабинском, Ютазинском (10-40 % от плана финансирования с начала года).

Причинами неудовлетворительного выполнения плана капитального ремонта являются несвоевременное проведение экспертизы проектно-сметной документации, конкурсных торгов, заключение договоров.

Администрациям городов и районов республики необходимо принять срочные меры по выполнению запланированных работ, связанных с началом отопительного сезона (ремонт труб центрального отопления, кровель жилых домов).

Кроме этого, с целью недопущения подобного срыва планов капитального ремонта жилищного фонда 2005 года указанным городам и районам республики необходимо уже сегодня начинать работу по их формированию.

Благоустройство

В первом полугодии 2004 года на благоустройство городов и населенных пунктов республики финансирование из местных бюджетов составило 539,6 млн. рублей или 89% к плану.

Плохо сработали в вопросе финансирования благоустройства, следующие районы: Заинский, Новошешминский, Черемшанский, Кукморский, Кайбицкий, Тукаевский.

По договорам лизинга предприятиям и организациям ЖКХ республики за 1-ое полугодие 2004 года передано 27 единиц специальной коммунальной техники.

За 1 полугодие 2004г. на полигонах ТБО отсортировано 6118,5 тн вторсырья, по сравнению с тем же периодом 2003 года 118 %.

Обеспеченность контейнерными площадками достигла – 72% (2003г. 66%), контейнерами - 74% (2003г.–74%).

В городах и районах проведен двухмесячник по санитарной очистке. Неплохо поработали в Чистополе, Азанакаево, Бавлах, Бугульме, Альметьевске и Ютазинском районе.

За период 2-х месячника по 31 мая 2004 г. всего по республике посажено 277 тыс. 914 деревьев и кустарников (112 % к плану);

отремонтировано–300 тыс. 438 кв.метров дорог и тротуаров -105% к плану

Всего в 2-х месячнике приняло участие около 657 тыс.человек.

Главам администраций до конца года необходимо:

Усилить контроль за выполнением требований ГОСТов, правил и норм по эксплуатации жилищного фонда со стороны эксплуатирующих предприятий;

Завершить работу по 100% обеспеченности городов и населенных пунктов контейнерными площадками, контейнерами и мусоровозами;

Расширить объем работ по селективному сбору ТБО с целью извлечения вторсырья.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ – ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Мы с Вами уже обсуждали этот вопрос на прошлой неделе. Учитывая его важность и ограниченные сроки еще раз проговорим, что сделано и что предстоит сделать.

Жилищный фонд.

Разделение функций заказчика и подрядчика, наличие управляющих организаций, которые должны в первую очередь ориентироваться на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно - коммунальных услуг. В плане организационно – правовой формы управляющими компаниями могут быть как государственные (муниципальные), так и частные организации.

В конечном счете, Управляющая компания должна обеспечить:

поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг;

выбор и заключение договоров с подрядчиками по выполнению работ и поставке жилищно - коммунальных услуг требуемых объема, качества и стоимости;

осуществление системы контроля за выполнением договоров;

организацию сбора платежей за жилищно - коммунальные услуги и снижение расходов по содержанию и эксплуатации жилищного хозяйства.

Сегодня в 28 районах и двух городах созданы управляющие компании. Общая численность их составляет 47 организаций. В районах, где управляющие компании не созданы, их функции временно возложены на балансодержателей жилищного фонда. Во всех районах созданы единые расчетные центры, которые также создают предпосылки для организации в них управляющих компаний.

Привлечение частных организаций по оказанию жилищных услуг в нашей республике уже стало нормой. Около 50% многоквартирного жилищного фонда обслуживается частниками.

Одним из мероприятий в области реформирования жилищно-коммунального комплекса является создание рынка жилищного фонда.

Необходимо всячески стимулировать инвесторов в эту сферу.

Создание товариществ собственников жилья является краеугольным камнем жилищно – коммунальной реформы. Реализация права собственности через создание большого количество кондоминиумов один из основных путей формирования собственника в жилищной сфере. Только появление реального собственника жилищного фонда способно повлечь за собой реформирование жилищно – коммунальной сферы, развитие энергосберегающих технологий и т.п.

Количество жилья, находящегося в собственности ТСЖ и ЖСК, не сопоставимо ниже количества находящегося на балансе государственных эксплуатирующих организаций (4%). Всего в более, чем 40000 жилых многоквартирных домов зарегистрировано 516 ТСЖ и ЖСК, в том числе в Казани 101. Причем необходимо отметить, что 72 % государственного жилищного фонда приватизировано.

И если неделю назад я говорил, что администрациями и управляющими компаниями проведено 500 собраний жильцов при результате создания всего 14 ТСЖ, то сейчас уже 725 собраний и 17 созданных ТСЖ. "Лидеры" - Лениногорск - проведено 139 собраний, создано 0 (ноль) ТСЖ, Елабуга – 115 собраний и 1 -ТСЖ, Бугульма – 88 собраний и 1- ТСЖ, Альметьевск – 42 собрания и 0-ТСЖ.

Еще раз говорю: хватит фиктивной работы. Надо убеждать людей создавать ТСЖ, а не отговаривать. Выбор уже сделан, когда они приватизировали жилье. И если не Вы, то другие люди сделают эту важнейшую работу. Сегодня для нее вполне достаточно федеральных и республиканских правовых нормативных актов. От Вас же зависит, кого граждане выберут в качестве управляющей компании, здесь Вы вправе убедить, что Ваша управляющая компания лучше всех будет предоставлять интересы жильцов.

Мы уже несколько лет проводим реформу ЖКХ. Многое сделано. Опыт показывает, что только нормальное состояние основных фондов, реальный хозяин и отлаженный рыночный механизм поставки услуг потребителю могут способствовать повышению их качества. Общая потребность в затратах на реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ составляет около 33 млрд. рублей. Инвестор не придет, если у него не будет права реально управлять собственностью и тем самым обеспечить возврат вложенных средств.

Поэтому 16 июня на совещании у Президента был принят принципиальный вопрос реформирования ЖКХ – для того, чтобы были обновлены основные фонды, чтобы пришли инвесторы – решено практически все объекты ЖКХ приватизировать.

Срок проведения всех преобразований – до конца 2004 г.

ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, КАКИЕ ПРЕДСТОЯТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.

Имущественный комплекс бань, гостиниц, оказания ритуальных услуг, оказания жилищных услуг, вывоза и утилизации (захоронение, переработка) ТБО, озеленения, то есть тех видов услуг, где наиболее необходимо развитие конкурентной среды передать в результате преобразований в частную собственность.

Объекты благоустройства, которые не возможно передать в частную собственность (кладбища, дороги, памятники и др.), передаются муниципальным предприятиям.

Единые расчетные центры на период преобразований в ЖКХ сохраняются. Именно они должны обеспечить прозрачность платежей, субсидий и расчетов с подрядчиками. В последующем они превращаются в информационно-аналитический инструмент, посредством которого проводится мониторинг состояния отрасли и планируется ее развитие на уровне предприятия, района, республики.

По коммунальным предприятиям:

Будет проводится акционирование предприятий водоснабжения и водоотведения и ГУП РПО "Таткоммунэнерго", в том числе ГУП "Коммунальные сети", выделенные из предприятий сельской местности.

ОАО "Таткоммунэнерго" учреждает в городах и районах ОАО "Городские … Предприятия ТС", с передачей в уставные капиталы активов теплоэнергетики. Блокирующие пакеты акций ОАО "Городские … Предприятия ТС" передаются в муниципальную собственность.

Оставшиеся пакеты акций приватизированных предприятий (75% - 1 акция) переходят в собственность инвесторов через инвестиционные торги. Обязательным условием при выборе инвестора является участие главы администрации в разработке условий инвестирования и проведении торгов.

Так как стабильность преобразований зависит от стабильности и гарантированном поступления инвестиций, в качестве инвесторов будут привлечены республиканские предприятия, обладающие необходимым потенциалом средств и специалистов - ОАО "Татэнерго", "Ак барс банк" и другие.

При этом гражданам гарантируется государственное регулирование цен и тарифов и при необходимости предоставление субсидий для оплаты услуг.

Организация работы и задачи на ближайший месяц.

Для подготовки и проведения преобразований создана межведомственная комиссия под руководством Премьер – министра и рабочие группы при нашем Министерстве и Министерстве земельных и имущественных отношений.

Учитывая, что сроки для проведения преобразований ограничены, а жилищно-коммунальные услуги для обеспечения безопасности жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения имеют особое значение, преобразования будут проводиться под управлением единой рабочей группы, которая создается на базе РПО ГУП "Таткоммунэнерго", и будет непосредственно работать с предприятиями и рабочими группами Министерств, занимаясь только вопросами преобразования предприятий. Все задания единой рабочей группы должны выполняться предприятиями качественно и в срок, за неисполнение личную ответственность будут нести руководители предприятий.

Еженедельно единая рабочая группа будет отчитываться мне по достигнутым результатам за неделю.

В течение предстоящей недели предприятиям теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения необходимо закончить оформление актов на объекты недвижимости и оформить права на земельные участки. В течение ближайших двух недель – провести инвентаризацию по состоянию на 01.07.04г. и получить все необходимые для акционирования заключения и справки с Министерств и ведомств, либо их территориальных органов. В течение августа – провести и получить заключения аудиторов по общему аудиту за первое полугодие 2004 года и по аудиту по приватизации, подготовить и согласовать с Министерством Устав выделяемого предприятия.

В течение предстоящей недели предприятиям МПП ЖКХ необходимо определить перечень коммунальных объектов и имущества, необходимого для оказания коммунальных услуг, подготовить и согласовать с рабочей группой предварительный группировочный разделительный баланс. В течение ближайших двух недель – подготовить и согласовать с Министерством Устав выделяемого предприятия. В течение августа – провести и получить заключение аудиторов по общему аудиту за первое полугодие 2004 года, оформить актов на объекты недвижимости и оформить права на земельные участки.

Более конкретно задачи предприятиям будут поставлены на совещаниях, проводимых сегодня для предприятий теплоэнергетики, завтра для предприятий водоснабжения и водоотведения, предприятия МПП ЖКХ будут приглашаться индивидуально в течение ближайшей недели по графику. С остальными предприятиями также по индивидуальному графику рабочая группа начнет работать через неделю.

Работа предстоит сложная, времени мало. Необходима напряженная работа не только предприятий, но и постоянные усилия со стороны Администраций. Еще раз передам слова Президента - "Это революционные преобразования, а во время революций не спрашивают кто за, кто против, иначе не сделаешь дело".

Работа предстоит сложная, но она реально выполнима.

Материал предоставлен пресс-службой Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, 11 августа 2004 г.