Публикации > Просмотр публикации
Доклад к коллегии по вопросу "Об итогах работы строительного комплекса республики за 6 месяцев и задачах по выполнению плана 2004 года".

Текущий год складывается для строительного комплекса республики достаточно напряженным и ответственным:

во-первых, это год завершения Программы ликвидации ветхого жилья (по Программе 2004 года 6265 квартир необходимо построить и обеспечить выполнение Программы ЛВЖ в целом), по которой за период с 1996 по 2004 год будет переселено более 50000 семей,

и переходный к программам жилищного строительства на условиях ипотечного кредитования;

во-вторых, это последний год перед 1000-летием нашей столицы - остается практически ровно год до знаменательного события.

Объем инвестиций в основной капитал за 6 месяцев составил по данным Госкомстата 27,3 млрд.рублей, что составляет 117,6 % к соответствующему периоду прошлого года.

Организациями всех форм собственности освоено 17,1 млрд. рублей подрядных работ, что выше уровня прошлого года на 3,6 %, около 36 % этих объемов (6,1 млрд. рублей) выполнено организациями малого бизнеса, а 11 млрд. руб. или 64 % - крупными и средними строительными организациями.

Вырос на 9 % к уровню соответствующего периода 2003г. объем выпуска продукции промышленности строительных материалов и составил – 2,2 млрд. рублей.

Следует так же отметить намечающееся оживление промышленного строительства в республике. За последний период введена в эксплуатацию I очередь Нижнекамского НПЗ, Завод синтетических масел, Завод по выпуску полистирола, начато строительство Завода по производству автобензина, запланировано начало строительства новой установки ЭЛОУ-ВТ на "Нижнекамскнефтехим"

В Республике Татарстан в этом году Принята Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы, реализация которой позволит дополнительно загрузить строикомплекс республики и расширить возможности для создания производств современных строительных материалов.

За 6 месяцев введено 295 тыс. кв. м. жилья, это около 20% от установленного годового задания и 147% к соответствующему периоду прошлого года, хотелось отметить районы, выполнившие объемы ввода более 50% - это Вехнеуслонский район (53,37%), Заинский район и г. Заинск (48,6%), Лаишевский район (57,64%), Сармановский район (47,8%) и Тукаевский район (125,1%).

При этом есть ряд городов и районов, где ввод жилья на отчетную дату не превысил 10 процентов. Это г.Казань (8,81%), Мензелинский район (9,85%), Камскоустинский район (4,95%), Кайбицкий район (6,99%), Елабужский район и г.Елабуга (7,44%).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан определено задание по вводу жилья на 2004год - 1570 тыс. кв. метров. Основные объемы ввода мы ждем от г.Казани – 600 тыс.кв.м, Н.Челнов -100 тыс.кв.м, Альметьевск -90 тыс.кв.м, Нижнекамск -87 тыс.кв.м.

В этой связи, убедительная просьба к заместителям Глав администраций и заказчикам – не оставлять весь объем ввода на конец года и обеспечить ритмичный ввод в течение второго полугодия.

По Программе ликвидации ветхого жилья 2004 года запланирован ввод 6265 квартир.

По состоянию на 26.07.2004г. Программа профинансирована в объеме 1387 млн.руб., что составило 40 % от годового объема финансирования. Объем выполненных работ составил 27% от Программы или 934 млн. рублей.

К сожалению, по ряду объектов г. Казани и контрольных районов имеют место отставания от утвержденных графиков строительства:

В настоящее время завершена корректировка Программы, в том числе по объектам г. Казани, которая позволит обеспечить ввод 6288 квартир до конца 2004 года.

Еще раз повторюсь, этот год – завершающий Программу ЛВЖ, поэтому необходимо всем участникам реализации Программы и администрациям городов и районов Республики Татарстан принять все меры и обеспечить выполнение Программы ЛВЖ в целом.

Следующим государственным решением в Республике Татарстан, дающим право приобретения жилья для граждан с различным уровнем обеспеченности, становится республиканская Программа жилищного строительства, основанная на принципах, ипотечного кредитования.

Необходимо в ближайшее время определиться с географией строительства, обеспечить опережающими темпами разработку проектно-сметной документации, создание достаточного задела в текущем году и ускорить принятие соответствующих законов на федеральном и республиканском уровнях.

Вы знаете, что Правительством РФ внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ пакет из 27 законопроектов, направленных на создание доступного рынка жилья. Эти проекты Жилищного и Градостроительного кодексов, поправки в Гражданский и Налоговый кодексы, в законы об ипотеке, о приватизации земли и т.д.

Особенно острые дискуссии разгорелись вокруг проекта нового Градостроительного кодекса России, к которому имеется очень много серьезных замечаний со стороны субъектов Российской Федерации, Союза архитекторов РФ, ГАСН и других общественных организаций. Наши замечания переданы в Государственную думу Российской Федерации через депутата В.Н.Ельцова, который сегодня присутствует на заседании нашей коллегии.

Реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" и других инвестиционных программ.

На 1 июля текущего года по ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" из бюджетов различных уровней профинансировано в сумме 1,11 млрд. рублей, что составляет 66 % от годового лимита, в том числе: из федерального бюджета 484 млн.рублей, из бюджета Республики Татарстан 527 млн.рублей.

Кроме того, по распоряжениям Кабинета Министров РТ дополнительно выделено 394 млн.рублей.

Фактическое выполнение по заказчикам министерства в 1 полугодии составило 428,3 млн. рублей, или 31 % от объема финансирования..

Заказчикам, подрядным организациям в ближайшее время необходимо обеспечить освоение выделенных средств и ввод запланированных объектов.

Управлению "Татглавинвестстрой" необходимо в срок до 1 сентября т.г. обеспечить завершение строительства и ввод 16 объектов образования в городах и районах республики.

По подпрограмме "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани".

Из 4833,8 млн. рублей, предусмотренных в текущем году бюджетами различных уровней, за 1 полугодие профинансировано 2548,9 млн. рублей, или 52,6 %, в том числе из бюджета Российской Федерации 942,9 млн. рублей, из бюджета Республики Татарстан 1606,0 млн. рублей.

Полным ходом ведется строительство I очереди Казанского метрополитена, параллельно ведется строительство 5 станций и перегонных тоннелей, электродепо.

Продолжается реконструкция и реставрация объектов музея-заповедника "Казанский Кремль", театра оперы и балета им. М. Джалиля, КГАБДТ им В.И.Качалова, Национального музея, Центрального стадиона, комплекса зданий Казанского Государственного университета, Городской Думы, Дворянского собрания (Городской ратуши), Александровского пассажа и других объектов.

Ведутся работы на строительстве моста через р.Казанка и подходов к нему.

В рамках подготовки к Дню празднования 1000-летия основания г.Казани ведется строительство комплекса зданий Высшего гуманитарного учебного заведения по ул.Татарстан-П.Коммуны, нового ледового Дворца спорта "Казань-1000", крытого футбольно-легкоатлетического манежа и многих других объектов.

Перед исполнителями Программы стоит ответственная задача – ввести во втором полугодии текущего года ряд серьезных Программных объектов, в том числе: комплекс зданий Казанского государственного университета ряд объектов музея-заповедника "Казанский Кремль", театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, здание Городской Думы.

Федеральная адресная инвестиционная программа

В текущем году федеральным бюджетом на реализацию 68 программных мероприятий ФАИП по Республике Татарстан предусмотрено 731,2 млн. рублей, за 1 полугодие профинансировано 489,5 млн. рублей или 66,9 %, фактически на объектах ФАИП выполнено работ на 512,2 млн.рублей или 70,0 процентов.

Из указанных объемов 48,1 млн.рублей предусмотрено на 14 объектов Государственным заказчиком по которым является Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, и курирует наше Министерство. В 1 полугодии работы велись только на 7 объектах, где выполнение составило 15,6 млн.рублей (32,4%).

Задержка начала финансирования объектов ФАИП по линии Федерального агентства по строительству и ЖКХ была связана с реорганизацией в структуре Правительства России.

И только 30 июля т.г. на финансирование объектов Министерства строительства из федерального бюджета поступило 12,0 млн.рублей (25 % годового лимита), которые перечислены на счета заказчиков. Указанные средства в первую очередь, в связи с сезонностью работ, были направлены на объекты коммунального назначения. В результате в первом полугодии не были начаты работы на семи объектах.

Пользуясь случаем, прошу Вас, уважаемый Юрий Павлович, оказать содействие в ускорении подготовки Федеральным агентством договоров и уведомлений на финансирование объектов ФАИП текущего года.

Несколько слов о финансовом состоянии организаций строительного комплекса.

Как вы помните, в прошлом году обе отрасли вышли на безубыточный уровень.

За 1 полугодие т.г. сальдированный результат по обеим отраслям также сформировался положительным в сумме 390,0 млн. руб., из них в Промышленности строительных материалов - 28 млн.руб., в отрасли "Строительство" - 362 млн. рублей.

Совместно с Комитетом государственной статистики Республики Татарстан, была проведена работа по расширению круга отслеживаемых статистикой организаций, результаты которой повлияли в определенной степени на показатели и улучшили положение в отрасли.

Доля убыточных в общем количестве крупных и средних организациях строительного комплекса несколько снизилась, сократилась сумма убытков, хотя по-прежнему около половины предприятий завершают первое полугодие с отрицательным результатом.

Убытки 8 организаций, находящихся в процедуре несостоятельности в сумме 11,7 млн. руб.

По результатам 6 месяцев 2004г. все убыточные организации будут рассмотрены Балансовой комиссией министерства по финансовому оздоровлению.

В текущем году возросла среднемесячная заработная плата работников строительного комплекса.

В отрасли "Строительство" она составила около 6000 рублей, что выше уровня прошлого года на 39 % , среднемесячная заработная плата работников промышленных строительных предприятий выросла до 5 тыс. рублей или на 16% соответственно.

Однако необходимо отметить. что по статистическим данным в некоторых предприятиях уровень заработной платы не достигает планки 1000 рублей.

Правительством Республики Татарстан поставлена задача перед отраслевыми министерствами и ведомствами республики при заключении отраслевых соглашений обеспечить доведение минимальной заработной платы работников в отрасли до уровня 2500 рублей.

Улучшилось в текущем году и состояние по своевременной выдаче заработной платы.

В результате, согласованной работы с Республиканской межведомственной комиссией по своевременной выплате заработной платы, значительно сократились долги перед работниками строительного комплекса.

По состоянию на 01.07.2004г. (по данным органов статистики) задолженность по заработной плате имели 31 предприятие, находящееся в ведении министерства, без учета предприятий к которым применена процедура несостоятельности, на общую сумму 15,8 млн. руб., в т.ч. по отрасли "Строительство" -13,5 млн. руб., по отрасли "Промышленность строительных материалов" - 2,3 млн. руб.

К концу июля задолженность сократилась до 12,6 млн. руб.

Необходимо отметить, что основная масса организаций – более 70% имеют задержку по выплате заработной плате до 2-х месяцев.

Кроме того, 7 предприятий строительного комплекса с долгом по заработной плате в сумме 7,2 млн. руб. находятся в процедурах несостоятельности.

В связи с тем, что положение по вышеуказанным организациям практически не меняется на протяжении нескольких месяцев, мы, с целью совместных действий по стабилизации ситуации с выплатой заработной платы, вынуждены были направить, в Прокуратуру Республики Татарстан письмо с информацией по этим предприятиям.

О развитии базы стройиндустрии.

В текущем году сделаны дополнительные шаги в направлении развития производственной базы стройкомплекса республики:

пущен завод по переработке гранитного камня (ООО "Гранташ");

завод по производству системы навесных вентилируемых фасадов (ООО "Архелон").

Ведется строительство:

линии по производству ячеистого бетона на ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов;

завода сухих строительных смесей (ООО "Казанский завод сухих строительных смесей") в Лаишевском районе;

четвертой по счету линии по производству многопустотных плит перекрытий методом непрерывного формования на Альметьевском заводе КПД;

заканчивается модернизация производства по выпуску ПВХ-профилей на заводе Стройпласт;

готовятся к пуску дополнительные мощности по прессованию алюминиевых профилей на заводе корпорации "Расстал".

Хочу остановиться на деятельности наших проектных институтов.

В первом полугодии 2004 года проектными организациями для объектов строительства на территории Татарстана выполнены работы в объеме на сумму 273,4 млн. рублей. До конца года предстоит выполнить договорные обязательства по проектным работам еще порядка на 400 млн. рублей.

Проектировщики много сделали и делают для развития наших городов, райцентров и других поселений. Особенно большой объем связан с мероприятиями по празднованию 1000-летия г. Казани.

Хотелось бы назвать проекты важнейших объектов 2004 года, разработанные нашими институтами:

"Казгражданпроект" - новый генеральный план г. Казани, проекты Казанского метрополитена (первой очереди в 5 станций), реконструкции Оперного театра, реконструкции городской ратуши и зданий городской администрации;

"Татинвестгражданпроект" - проекты для реконструкции и реставрации Казанского Кремля, здания Кабинета Министров Республики Татарстан, здания Гуманитарного Университета ;

"Казанский ГипроНИИавиапром" - проект реконструкции КГУ в связи с его 200- летием, комплекса зданий "Технопарк-Идея" по ул. Свердлова;

"ГипроВТИ"- проект здания для Республиканской и Казанской ГИБДД напротив "Казанской ярмарки" по Оренбургскому тракту.

Также необходимо отметить расширение географии проектирования наших институтов. Так например, фирма "Татинвестгражданпроект" получила заказ на проектные работы в городах Грозном, Ижевске, "Казанский ГипроНИИавиапром", "Татагропромпроект выполняют работы для г. Москвы, Подмосковья и других регионов.

В настоящее время фирмой "Татинвестгражданпроект" разрабатывается генплан Республики Татарстан, более 30 генпланов городов и райцентров, проекты территориальных строительных норм, совместно с Казанской государственной архитектурно-строительной академией, Программа развития строительного комплекса Республики Татарстан до 2010 года.

В 2004 году из республиканского бюджета на разработку генеральных планов предусмотрено 20 млн. рублей. И 10 млн. на разработку схем магистральных инженерных коммуникаций. Однако участие администраций городов и районов в финансировании генпланов незначительно.

Учитывая такое "отношение" к пониманию значения градостроительной документации, министерство вынуждено перераспределять средства республиканского бюджета, предназначенные на разработку генеральных планов, в пользу тех администраций, которые сами принимают долевое участие в финансировании разработки своих генеральных планов.

Профессиональным барьером от градостроительных ошибок должны служить разработанные по инициативе администраций районов и городов правила планировки и застройки, регулярные открытые градостроительные советы, градостроительная документация различных уровней (генпланы, проекты планировки или хотя бы эскизные проекты застройки).

Более подробно о разработке градостроительной документации, территориальных строительных нормах и Программе развития стройкомплекса РТ до 2010 года расскажет генеральный директор фирмы "Татинвестгражданпроект" Ирек Энварович Файзуллин.

В текущем году ГУП "Республиканский инженерно-технический центр" продолжена работа по разработке сборников территориальных единичных расценок на строительные, монтажные и пуско-наладочные работы, и сборников дополнений к территориальным сборникам средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию машин и механизмов.

Разработаны и переданы на согласование в отраслевые министерства и ведомства укрупненные показатели базисной стоимости строительства объектов социального назначения, которые так же будут утверждаться Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Министерством в текущем году перед контролирующими органами Госэкспертизой, инспекцией архитектурно-строительного надзором и филиалом лицензионного центра была поставлена задача – активно взаимодействуя между собой обеспечить реализацию комплекса мероприятий по повышению качества: проектно-сметной документации, выпускаемых строительных материалов и производства СМР, очищение рынка от фирм-однодневок.

Крайне остро стоит сегодня вопрос упрощения процедур и сокращения сроков согласования и оформления разрешительной документации на всех этапах строительства.

И в этом направлении есть определенные сдвиги.

В целях создания условий для предпринимательства и защиты предпринимателей от монополистических организаций Кабинетом Министров Республики Татарстан на основе предложений нашего министерства принято распоряжение от 19.04.04г. N 510-р о предельных уровнях оплаты за присоединение к наружным водопроводным и канализационным сетям.

Этим распоряжением всем администрациям городов и районов республики предложено разработать и утвердить свои программы развития систем водоснабжения и водоотведения, разработать примерные договоры на участие заказчика финансирования этих инженерных систем на данной территории, включая условия возмещения затрат.

В настоящее время принято решение об утверждении порядка присоединения к наружным водопроводным и канализационным сетям администрациями Актанышского, Алексеевского, Бавлинского, Высокогорского, Лаишевского, Мамадышского и Сарамановского районов. Остальным администрациям городов и районов необходимо принять меры к обеспечению выполнения указанного распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан.

Для сокращения сроков согласования и прохождения экспертизы предпроектной, проектной и градостроительной документации подготовлен соответствующий проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан.

О том, что сделано, какие задачи ставят перед собой контролирующие органы, предлагаю заслушать руководителей.

Завершая, я хотел еще раз подчеркнуть серьезность и сложность задач, стоящих перед нами в текущем году, попросить каждого повысить планку ответственности за тот участок, за который он отвечает и объединить усилия по реализации поставленных задач.

И конечно, я от всей души поздравляю всех коллег с нашим профессиональным праздником. Желаю Вам всем здоровья, счастья и достижения всех поставленных целей!

Материал предоставлен пресс-службой Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, 11 августа 2004 г.