Публикации > Просмотр публикации
Заключение Уполномоченного по правам человека в РТ по проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Государственной Думой Федерального Собрания Российской федерации 10 июня 2004 года принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Данный законопроект, как указали его разработчики, направлен на создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования, кредитования строительства жилья.

Вместе с тем, как показывает анализ, его положения в части внесения изменения в статью 292 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически лишают членов семьи права на пользование жилым помещением в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу, что означает их автоматическое выселение без предоставления другого жилого помещения. Последствия такого нормотворчества и их масштабы будут безусловно негативными, особенно это будет касаться детей, проживающих в асоциальных семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, при этом не лишены родительских прав, могут со спокойной совестью продать квартиру без учета интересов детей.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации (ст. 55) устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законопроект не содержит нормы, обеспечивающей гарантии жилищных прав членов семьи.

В случае его принятия данное изменение вступит в противоречие с частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 38 Конституции России в части обеспечения государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

В этой связи весьма сомнительной представляется заявленная авторами законопроекта цель - создание максимальной привлекательности жилья на рынке недвижимости и снижение рисков ипотечного кредитования. Неубедительными выглядят и приводимые доводы о том, что действующее законодательное требование, устанавливающее наличие согласия органов опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, затрудняет оборот жилых помещений и ипотечных правоотношений.

На наш взгляд, законодатель не случайно включил эту норму, поскольку она способствует государственной защите интересов несовершеннолетних, являющихся гражданами Российской Федерации. Принятие данных изменений нарушает статью 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно органы опеки и попечительства выступают в качестве государственных органов, выполняющих эту обязанность. Поэтому доводы авторов о том, что функции защиты прав и законных интересов несовершеннолетних закреплены за их родителями, а не за органами опеки и попечительства, несостоятельны.

Считаю, что принятие законодательных актов, в том числе и по развитию ипотечного кредитования, должно сопровождаться государственной защитой прав и законных интересов граждан и несовершеннолетних.

Р.Г.ВАГИЗОВ., Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан.