Публикации > Просмотр публикации
Тезисы доклада заместителя Премьер-министра РТ - министра экономики и промышленности РТ А.М. Пахомова к расширенному заседанию Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросу «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности Республики

Тезисы доклада заместителя Премьер-министра РТ - министра экономики и промышленности РТ А.М. Пахомова к расширенному заседанию Кабинета Министров Республики Татарстан по вопросу «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности Республики Татарстан» Обсуждение вопроса «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности Республики Татарстан» на заседании Кабинета Министров РТ обусловлено необходимостью значительного увеличения валового регионального продукта. На недавно прошедшей расширенной коллегии Министерства экономики и промышленности РТ была представлена детальная информация о прогнозах изменения валового регионального продукта и его составляющих с учетом существенного ограничения, связанного с завершением в 2006 году Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года». Замещение значительных финансовых ресурсов, поступающих по этой Программе, требует принятия неотложных мер по привлечению инвестиций во все секторы экономики и, что не менее важно, в человеческий капитал.

Я попытаюсь очертить основные контуры стратегии развития инвестиционной деятельности, а также обосновать необходимость принятия первоочередных мер в области развития инвестиционной деятельности.

Известно, что увеличение инвестиционных ресурсов напрямую связано с повышением привлекательности бизнеса во всех сферах жизнедеятельности республики. Мы уже неоднократно говорили о том, что магистральными направлениями социально-экономического развития республики являются инновационное развитие и развитие предпринимательства. Если говорить о сфере малого бизнеса, то в основном, как известно, он ориентирован на деятельность, связанную с предоставлением услуг населению и крупным нашим компаниям. Это обстоятельство нельзя не учитывать при определении путей развития инвестиционной деятельности.

Должен отметить, что в целом оценка инвестиций по объему, эффективности их вложений и, что самое главное, их структура в настоящее время не измеряется в той степени, которая необходима для принятия сколько-либо серьезных управленческих решений.

Мы попытались собрать данные по структуре инвестиций и их объему за 2 года. Инвестиции здесь разделены на финансовые вложения и на нефинансовые активы. В свою очередь, финансовые вложения разделены на финансовые вложения, осуществленные предприятиями и финансовые вложения, полученные предприятиями.

Обратите внимание, что анализу, как правило, подвергаются инвестиции в нефинансовые активы, а с 2003 года только этот вид инвестиций и наблюдается органами статистики. Очевидно, что на таких данных невозможно объективно провести детальный анализ и построить стратегию инвестиционного развития.

Именно поэтому первоочередной задачей, к решению которой мы приступили совместно с Комитетом государственной статистики РТ, является создание системы мониторинга инвестиционной и инновационной деятельности. Здесь мы столкнулись с проблемой, которая заключается в отсутствии мотивации у субъектов отчетности в предоставлении адекватной информации. Кроме того, существующая методическая база содержит очень много неоднозначности толкований.

По результатам сбора оперативной информации и сравнения ее с данными статистической отчетности, объемы инновационной деятельности иногда значительно отличаются.

Было бы правильным, кроме разработки методической базы системы мониторинга по линии Комитета государственной статистики, ввести в систему аудита хозяйствующих субъектов оценки уровня и структуры инвестиционных и инновационных составляющих, что позволило бы повысить необходимую достоверность этой информации.

Несколько слов об инвестициях в основной капитал. По этому параметру рейтинг республики не опускается ниже первого места среди регионов Приволжского федерального округа. На развитие и модернизацию основных фондов республики за последние 4,5 года привлечено 252 млрд. рублей.

Положительная динамика привлечения инвестиций была нарушена в 2002 году, когда объемы привлечения инвестиций составили к предыдущему году лишь 90,3%.

Одной из причин снижения темпов привлечения инвестиций в этот период явилось внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключившее льготное налогообложение прибыли, направляемой в виде инвестиций в основной капитал, что привело к снижению доли собственных средств, используемых предприятиями на техническое перевооружение и модернизацию производства.

В 2003 году инвестиционная активность в республике заметно возросла – рост объемов привлечения инвестиций в основной капитал составил 2,2 % к уровню 2002 года. В текущем году наблюдается дальнейшая активизация инвестиционных процессов в республике – в январе-июне 2004 г данный показатель достиг 17,6 % к уровню соответствующего периода 2003 г. В 1 полугодии 2004 г объем привлеченного иностранного капитала в 5,4 раза превысил уровень соответствующего периода 2003 года.

Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту показывает аналогичное снижение в 2002 году. Вместе с тем, без введения механизма оценки эффективности вложенных инвестиций трудно оценить их влияние на валовой региональный продукт. В среднем, можно отметить, что общий объем инвестиций по отношению к объему ВРП из всех источников в Российской Федерации составляет за последние 2 года около 17%, в Республики Татарстан – около 23%.

В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям экономики наибольший удельный вес составляет промышленность (в 2003 году - 34,9%). Вместе с тем, в динамике по годам наблюдается заметное снижение данного показателя к 2003 году на 14,3% по сравнению с уровнем 2000 года. Произошло также снижение удельного веса инвестиций по данным статистики в сельском хозяйстве и, особенно в отрасли строительства - с 6,5% в 2000 году до 1,3% в 2003 году, что требует дополнительного анализа. Интенсивное привлечение инвестиций отмечается в отраслях транспорта и связи.

В промышленности привлечение инвестиций в основной капитал осуществляется, в основном, предприятиями топливной отрасли, в которую направляется более 50% от общего объема инвестиций, из них свыше 41% приходится на нефтедобывающую отрасль, в химическую и нефтехимическую отрасли поступает более 19%, в машиностроение и металлобработку - около 10%, в пищевую промышленность на уровне 13%.

В настоящее время в республике за счет различных источников финансирования реализуются более 100 крупных и средних инвестиционных проектов. По оценочным данным среднегодовая потребность экономики республики в инвестициях оценивается в сумме около 100 миллиардов рублей. Дефицит инвестиционных ресурсов по Республике Татарстан предположительно составляет 30-35 млрд. рублей в год.

Для большинства предприятий республики главным источником инвестиций в основной капитал остаются собственные средства - амортизационные отчисления и прибыль. Наблюдается последовательное снижение в общем объеме инвестиций доли собственных средств, направляемых на инвестиционное развитие, с 59,7% в 2000 году до 50,3% в 2003 году и рост привлеченных ресурсов с 40,3% в 2000 году до 49,7% в 2003 году.

Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, о которых я уже сказал, привело в 2002 году к снижению объемов прибыли, направляемой на инвестиционное развитие предприятий, почти в 2 раза по сравнению с объемом ее использования в 2001 году. В 2002 -2003 годах происходит дальнейшее снижение объемов использования прибыли. При этом более интенсивно использовались амортизационные отчисления на развитие и восстановление основных фондов, объемы привлечения которых в 2002-2003 годах возросли почти вдвое по сравнению с объемом их использования в 2001 году.

Следует также отметить, что среди привлеченных средств крупным источником инвестиций в экономику республики остаются бюджетные средства всех уровней.

С учетом Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", по которой на реализацию инвестиционных проектов предприятий республики ежегодно, начиная с 2002 года, предусматриваются средства в сумме 500 млн. рублей на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, а также средств Республиканской адресной инвестиционной программы предприятиям с 2000 по 2004 год предоставлена государственная поддержка на сумму свыше 2 млрд. рублей.

Кроме того, по Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", включающей подпрограмму «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани», на капитальные вложения было привлечено федеральных средств в сумме 22,3 млрд. рублей.

Строительство, реконструкция и техническое перевооружение важнейших объектов (включая строительство метрополитена) финансируется за счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), в рамках которой с 2000 по 2004 год привлечено более 2,8 млрд. рублей, а за 6 месяцев 2004 года более 700 млн. рублей.

По мере завершения Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" влияние результативности участия предприятий и организаций, городов и районов республики в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на экономику республики будет возрастать. Поэтому целесообразно разработать и ввести с 2005 года в число индикаторов оценки эффективности деятельности министерств, ведомств, администраций городов и районов Республики Татарстан индикатор, характеризующий участие в реализации федеральной адресной целевой программы.

Большие перспективы в решении задачи инвестирования модернизации и обновления основных фондов заложены в развитии лизинга. Лизинг или долгосрочная финансовая аренда имущества по существу является товарным кредитом. Лизинговые схемы важны для тех предприятий, которые не располагают достаточными средствами для приобретения оборудования в собственность, что особенно актуально для малого и среднего бизнеса. Сегодня в Татарстане работает более 20 лизинговых компаний. В республике освоен лизинг авиационной техники, автомобилей, сельскохозяйственной и специальной техники. В 2003 году лизинговыми компаниями предприятиям и организациям республики передано машин, оборудования и транспортных средств на сумму более 1 млрд. рублей. В помощь предпринимателям малого и среднего бизнеса в апреле текущего года создана Ассоциация «Татарстан-лизинг». Однако удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций составляет в Республике Татарстан пока менее 2 % (в развитых странах 20-35%, по России - 3-4%).

В целях стимулирования развития лизинга в республике Министерством экономики и промышленности РТ разработан проект постановления Кабинета Министров РТ «О предоставлении предприятиям (организациям) Республики Татарстан субсидий из бюджета Республики Татарстан на компенсацию затрат по уплате лизинговых платежей в части оплаты банковских кредитов» который находится на согласовании в правительстве республики.

Вместе с тем, мы понимаем, что решить все проблемные вопросы экономики только за счет бюджетных средств сегодня не представляется возможным, да это и неправильно. К тому же, как было отмечено, приближается к своему завершению Федеральная целевая программа, поэтому уже сегодня необходимо активизировать процессы формирования небюджетных источников и механизмов привлечения инвестиций в экономику республики.

Не скажу ничего нового, делая акцент на наличие значительных инвестиционных ресурсов, не задействованных в инвестиционной деятельности. Речь идет, прежде всего, о неиспользуемых или неэффективно используемых площадях и мощностях наших предприятий, не капитализируемых земельных участках, объектах незавершенного строительства. По общей оценке этот инвестиционный ресурс составляет не один десяток миллиардов рублей. Следовательно, необходимо незамедлительно провести инвентаризацию названных ресурсов и сделать эту информацию открытой для инвесторов.

Реализация же этих ресурсов должна проводится через единый аукционный центр, имеющий разветвленную структуру. Такой проект постановления был подготовлен, прошел несколько кругов сложных согласования, был подписан, но так и не заработал. Очевидно, необходимо вновь вернуться к решению этого вопроса, но теперь уже с учетом законов о местном самоуправлении и приватизации.

Значительным инвестиционным потенциалом располагает банковская система республики. У нас много крупных банков, имеющих довольно высокий рейтинг среди тысячи банков Российской Федерации.

Общий кредитный портфель банковской системы республики превысил 70 млрд. рублей, причем основная его часть (почти 55 млрд. рублей) это кредиты в реальный сектор экономики. Кредитные ресурсы, направляемые на развитие промышленности, в общем объеме кредитов, составляют по данным статистики около 4,5 млрд. рублей. При этом необходимо отметить осторожность в деятельности республиканских банков по кредитованию инвестиционных проектов производственной направленности и ограниченный перечень технологий кредитования предприятий.

Это объясняется наличием тех рисков, с которыми они сталкиваются. Прежде всего здесь следует отметить, недостаточное число проектов, обеспечивающих прибыльность инвестиций, а также отсутствие системы страхования рисков.

Важным источником инвестиционных ресурсов Республики Татарстан являются иностранные инвестиции. На начало 2004 года в экономике Республики Татарстан накопленный иностранный капитал составил 1 млрд. 321 млн. 900 тыс. долл. США, из которых на прямые иностранные инвестиции приходится 193,8 млн. долл. США или 14,7 % от общего объема. Наибольший объем иностранных инвестиций накоплен в топливной промышленности - 807,9 млн.долл.США или 61,2 % от общей суммы, в пищевой отрасли –14 %, в машиностроении и металлообработке - 13,7%, химической и нефтехимической промышленности - 6, 9%.

Привлечение иностранных инвестиций в Республику Татарстан характеризуется неравномерной динамикой: 2000г.- 143 млн.долл.США, 2001г.- 651 млн.долл.США, 2002г.- 643 млн.долл. США, 2003 г.-176 млн.долл.США, в первом полугодии 2004 г - 441 млн.долл.США.

Объем поступлений не поддается прогнозированию и зависит от отдельных управленческих решений крупных товаропроизводителей.

Активно работают с иностранными инвесторами акционерные общества «Татнефть», «КамАЗ», «Нижнекамскнефтехим» и ряд совместных предприятий. С участием иностранного капитала в Татарстане ведут работы по добыче нефти такие совместные предприятия как «Татойлпетро» (совместно с Францией), «Татойлгаз» (совместно с Германией), «Татех» (совместно с США), «Иделойл» (совместно с Великобританией).

Для решения задачи крупномасштабного привлечения инвестиций в экономику РТ необходима совокупность условий, способствующих как активизации и пополнению вышерассмотренных основных источников привлечения капитала, так и повышению инвестиционной привлекательности республики. Если первое направление позволит стимулировать привлечение внутренних инвестиций, то второе важно для привлечения внешних инвесторов.

Решение этой проблемы видится в формировании долгосрочной и среднесрочной программы социально-экономического развития Республики Татарстан, формирующей приоритеты промышленной политики, разработка которой сейчас ведется.

В чем же основная причина недостаточного притока инвестиций в экономику республики? Как отмечалось уже неоднократно, это и административные барьеры, стоящие на пути к привлечению инвестиций, и индивидуальные несистемные решения по представлению земельных участков, по выдаче технических условий для подключения к инженерным сетям с высоким материальным обременением, недоступность помещений, затянутый и не безвозмездный процесс получения разрешительных документов и другие причины. Все эти проблемы мы так и не смогли до конца решить в последние годы. В республике отсутствует система правового сопровождения неправомерных действий, так называемых «разрешителей» всех уровней. Было бы правильным, если бы наш профильный орган государственного управления взял на себя эту работу.

В настоящее время разрабатывается стратегия антикоррупционной политики. В рамках ее реализации планируется решение в том числе и названных проблем. Вместе с тем, необходимо оптимизировать во времени и финансовом обременении существующие сложные процедуры согласования различных документов. Особенно это важно сейчас, когда часть функций выполняется и федеральными, и республиканскими органами.

Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. Ряд наших крупных компаний не всегда мотивирован на развитие инвестиционной и инновационной деятельности, результатом которой были бы кардинальные изменения процессов производства товаров и услуг. Эти компании занимают надежные ниши на российском и международных рынках. С нашей точки зрения сильным побудительным мотивом было бы ужесточение требования государства выполнения нашими хозяйствующими субъектами государственных гарантий и социальных обязательств по уровню заработной платы своих работников, что значительно повысило бы их покупательную способность. Как было отмечено на прошедшей итоговой коллегии Министерства экономики и промышленности, многие даже крупные предприятия не всегда вносят в бюджет столько средств, сколько потребляют их работники вместе со своими иждивенцами через отрасли бюджетной сферы.

Кроме того, мы перешагнули ту критическую точку, когда емкость «серого» рынка труда имеет размеры, с которым экономика справится не в состоянии. Министерствам, главам администраций городов и районов, ряду контролирующих органов необходимо в качестве первоочередных мер определить для себя меры по вовлечению ежегодно не менее 10% участников «серого» рынка труда в официальную экономику. Этому будет способствовать реализация Программы социальной ипотеки, в рамках которой предусматривается считать участниками Программы тех граждан, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Следует также отметить, что эта Программа активизирует процессы реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, т.к. вновь вводимый жилищный фонд будет требовать обслуживания и отрасль, как никакая другая, станет привлекательной для инвесторов. Разовьются комплексы строительной индустрии и производство отделочных и санитарно-технических изделий. Следовательно, в эти отрасли также придут инвестиционные ресурсы, активизируется инновационная деятельность.

В этой связи предельно важным становятся задачи в области тарифной политики в отраслях строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Несколько слов о оценках инвестиционной привлекательности республики рейтинговым агентством «Эксперт РА». Мы теряем свои позиции практически по всем рейтингам инвестиционного потенциала, за исключением природно-ресурсного, институционального и в какой-то степени финансового потенциалов. Что касается рейтингов инвестиционных рисков в Республике Татарстан, то здесь картина более благоприятна- по всем рискам, за исключением финансового, мы свои позиции улучшаем.

Что касается инвестиций в непроизводственную сферу, то необходимо развивать небюджетные направления деятельности социальной сферы. Как известно, наиболее привлекательный и успешный бизнес – это бизнес, приближенный к населению и его каждодневным потребностям.

Стоящие перед нами задачи сложны и многогранны. Наши дальнейшие совместные усилия должны быть направлены на разработку эффективных механизмов и мер по реализации задач в инвестиционной сфере.

23 августа 2004 г.

Материал предоставлен пресс-службой Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан