Публикации > Просмотр публикации
Фарид Мухаметшин: Декларация стала судьбоносным событием для народов Татарстана

В предстоящий понедельник, 30 августа, жители городов и весей Татарстана вновь отметят День республики. Для татарстанцев, пожалуй, это самый радостный и значимый праздник, когда люди чувствуют себя одной большой семьей. В этот день исполнится 14 лет со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Татарстана. В чем историческое значение документа и в целом - "парада суверенитетов" для социально-экономического развития регионов и продвижения России по федеративному пути развития? На этот и другие вопросы мы попросили ответить Председателя Государственного Совета РТ Фарида Мухаметшина.

- По своей значимости провозглашение Декларации было и остается судьбоносным событием для нашего многонационального региона. Она воплотила в себе вековые чаяния наших предков и нынешних поколений татарстанцев на возрождение государственности, повышение самостоятельности республики. Благодаря этому документу стабилизировались политические отношения внутри республики. Декларация стала важным элементом формирования центристской политической культуры Татарстана, заложила прочные основы гражданского мира и согласия, создания полиэтнического, поликонфессионального сообщества. Важный и ответственный политический шаг, предпринятый 14 лет назад, стал своеобразной точкой отсчета новейшей истории Татарстана.

Декларация выступила в качестве основы демократизации общественной жизни в Татарстане, формирования государственных институтов, нестандартных моделей самоуправления.

Экономическая политика республики в девяностые годы - своя форма приватизации, усиление регулирующей роли государства, поддержка отечественных товаропроизводителей - позволила сохранить ведущие отрасли народного хозяйства, сформировать, начиная с 1995 года, устойчивую тенденцию роста объемов производства промышленной продукции. Сегодня Татарстан прочно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации по важнейшим показателям социально-экономического развития. Политика "мягкого вхождения в рынок", республиканские программы адресной социальной защиты, ликвидации ветхого жилья, газификации, телефонизации - все эти и многие другие масштабные преобразования позволили перейти к постепенному подъему уровня и качества жизни населения.

Зримые перемены произошли в духовной жизни населения: идет процесс формирования реального двуязычия, растет интерес к изучению татарского языка и культуры среди молодежи, возрождаются вековые традиции, богатое духовное наследие народов, проживающих в республике. Укрепились культурные связи с татарской диаспорой не только в Российской Федерации, но и в государствах Содружества, дальнем зарубежье.

За прошедшие годы о Татарстане узнали многие страны. Республика активно включилась в систему международных отношений. Открыты 23 полномочных и торговых представительства Татарстана за рубежом и в регионах России. Заключено более 50 межправительственных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, а также 26 межпарламентских договоров.

Декларация стала настоящим политическим прорывом в формировании новых принципов во взаимоотношениях федерального центра и регионов страны. Вслед за Татарстаном многие автономные республики, входящие в состав России, приняли декларации, направленные на повышение своего политико-правового статуса. Этот объективный процесс общественного развития страны с легкой руки политиков и журналистов получил в СМИ название "парад суверенитетов". Сегодня многим нашим политическим оппонентам стало ясно, что Татарстан и другие национальные республики не ломали стены Федерации. Напротив, своими последовательными, конструктивными шагами лишь укрепляли основы российской государственности.

Сила и могущество России должны расти через соблюдение прав народов, обеспечение интересов регионов. Любые реформы, направленные на возрождение и процветание страны, должны быть прежде всего продуктом общественного согласия. Опыт устройства и функционирования Российского государства, накопленный за прошедшее десятилетие, свидетельствует о необходимости последовательной реализации принципов федерализма, закрепленных в Конституции РФ. Россия может вновь стать сильной только тогда, когда сильными и самодостаточными станут регионы.

- Фарид Хайруллович, в какой степени "завоеванные" в то время нами позиции помогают отстаивать интересы регионов сегодня?

- Декларация дала нам экономическую самостоятельность, свободу в решении ряда социальных и экономических проблем. К примеру, возможность ввести дополнительную социальную защиту бюджетников. Сегодня татарстанские учителя, врачи и работники культуры получают компенсационные надбавки из бюджета республики. Разве это не завоевание?

Еще пример. Татарстан во многих регионах России и за ее пределами имеет свои представительства. В немалой степени благодаря работе этих представительств "КамАЗы" сегодня продаются во многих странах. Работники Камского автозавода вовремя получают зарплату, на предприятии модернизируется производство. Автогигант платит налоги, следовательно, бюджеты Федерации и республики пополняются.

В настоящее время в стране идет непростой процесс поиска путей повышения эффективности деятельности органов власти, совершенствования форм и методов государственного управления. Одним из наиболее сложных вопросов федеративного развития является проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением. Это актуально, поскольку на различных законодательных уровнях возникают противоречия, что непосредственно отражается на интересах граждан нашей страны. Несомненно, что у каждого уровня власти должна быть своя, четко очерченная зона ответственности и компетенции. И, разумеется, достаточные финансовые и иные ресурсы, необходимые для реализации закрепленных полномочий на своем уровне.

Утверждение подлинного федерализма означает оптимальное сочетание централизации, децентрализации власти и управления территориями. Используемый в настоящее время остаточный принцип определения исключительной компетенции субъектов Российской Федерации приводит к тому, что эта компетенция остается нереализуемой. Федеральный законодатель, принимая новые правовые акты, имеет возможность неограниченно расширять федеральную компетенцию, сокращая при этом полномочия субъектов в наиболее значимых областях - природопользовании, недропользовании, налоговой сфере.

Сегодня вся ответственность за социально-экономическое положение в субъектах Федерации лежит в основном на региональных и местных властях. От их самостоятельности зависит эффективность решения многих проблем, а в конечном итоге - социально-экономическая стабильность в регионах. А это, в свою очередь, необходимое условие устойчивости страны в целом.

- Не возобновлялись ли прокурорские претензии к легитимности отдельных положений Декларации после того, как Верховный суд Татарстана в июне нынешнего года прекратил производство по соответствующему делу?

- Нет, не возобновлялись.

- Фарид Хайруллович, удовлетворены ли вы, как один из руководителей республики, разрешившейся ситуацией с социальными льготами? В какой степени при этом учитываются интересы регионов?

- Это сложный вопрос. В целом я поддерживаю замену натуральных льгот на денежные компенсации. Рано или поздно мы все равно бы пришли к этому. Многие льготы, провозглашенные в федеральных законах, для отдельных категорий граждан оставались номинальными. Без радикального решения данной проблемы в рыночных условиях невозможно реформировать социальную и экономическую сферы.

В федеральном законе закреплены категории льготников, которые получают социальные выплаты из федерального бюджета и регионального. Центр обеспечивает выплаты инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, участникам боевых действий, военнослужащим, детям-инвалидам и инвалидам с детства, а также инвалидам всех трех групп. Кроме того, в федеральном ведении остаются вопросы, связанные с возмещением вреда и социальной поддержкой чернобыльцев и приравненных к ним категорий. Разработаны меры поддержки для доноров.

Что касается Героев СССР и России, кавалеров орденов Славы, то осенью Госдумой будет принят новый закон об их статусе и размере компенсационных выплат.

Субъект Федерации принимает решение по трем группам льготников - ветеранам труда, труженикам тыла и пострадавшим от политических репрессий. Принимая нормативные акты по социальной поддержке данных категорий, региональные власти должны соблюдать основные принципы: объем финансирования этих льгот не может быть уменьшен, категории не могут быть сокращены, условия предоставления льгот не могут быть ухудшены.

Несмотря на то, что закон принят, осталось немало вопросов. Сумма в 170-180 миллиардов рублей, заявленная Минфином России, требует серьезной корректировки, так как точные списки претендентов на эти выплаты не составлены. Многие граждане, пользующиеся льготами, имеют на них право сразу по нескольким основаниям. Поэтому придется выявлять основание, наиболее выгодное для получателя.

Решение проблемы с лекарственным обеспечением льготников потребует внесения соответствующих изменений в законодательство об обязательном медицинском страховании, установления системы договоров с региональными властями, дистрибьюторами и производителями лекарств.

Власти республики в настоящее время работают над подготовкой проектов законодательных актов, где будет определен объем натуральных льгот, которые подлежат замене денежными выплатами. Речь идет о бесплатном проезде на общественном транспорте, медицинском обслуживании и 50-процентной льготе при оплате жилья. Необходимо рассмотреть вопрос и о детских пособиях, которые теперь также будут выплачиваться из республиканского бюджета. Одно время в Татарстане эти выплаты начислялись в зависимости от доходов конкретной семьи. Теперь республика вновь вернется к выплате детских пособий по адресному принципу.

Что касается самой многочисленной категории "региональных льготников" - ветеранов, то, на мой взгляд, необходимо закрепить в федеральном законе о ветеранах положение о едином для всех регионов минимальном размере льгот. А регион, исходя из своих возможностей, может повысить размер льгот.

- Как известно, с будущего года в России планируется повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Стоит ли ждать того же на уровне нашей республики?

- В проекте федерального бюджета на 2005 год заложено повышение заработной платы бюджетникам, индексация бюджетной тарифной сетки на 20 процентов. Это коснется более чем двух миллионов работников образования, здравоохранения и культуры.

Проект республиканского бюджета на 2005 год находится в стадии формирования, поэтому многие цифры пока еще уточняются. Но одно могу сказать точно: повышение зарплаты на 20 процентов затронет и татарстанских бюджетников. Мы не имеем ни морального, ни конституционного права как-то ухудшать положение наших граждан по сравнению с другими россиянами. Несмотря на изменения федерального налогового законодательства и на то, что республика потеряла часть доходной базы своего бюджета, нам удалось сохранить многие компенсационные выплаты бюджетникам.

Кроме того, республиканским законом "О бюджете Татарстана на 2004 год" бюджетным учреждениям была предоставлена возможность дополнительного повышения заработной платы за счет экономии средств предприятий. Принято также решение о введении в республике с 2004 года программы дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы.

- Какие наиболее значимые вопросы предстоит рассмотреть депутатам Госсовета в осеннем парламентском сезоне?

- Работа предстоит большая и, можно сказать, знаковая. Необходимо принять ряд важнейших стратегических решений, касающихся государственного устройства, экономического и социального развития республики.

Прежде всего я имею в виду большой пакет законопроектов, связанный с реформированием местного самоуправления. На последнем заседании весенней сессии, 1 июля, мы приняли закон о местном самоуправлении в Республике Татарстан. Президент его подписал. Теперь Государственному Совету предстоит рассмотреть нормативно-правовые акты, связанные, например, с установлением границ муниципальных образований, наделением их соответствующим статусом. Также с порядком формирования представительных органов местного самоуправления, укреплением его экономических основ, реформированием финансовой базы муниципалитетов и так далее. До того, как будут назначены выборы в органы местного самоуправления, предстоит решить очень непростой вопрос о разграничении собственности - федеральной, республиканской и органов местного самоуправления.

Кроме того, планируется рассмотреть в третьем чтении законопроект об исполнительных органах государственной власти. Данный документ следует принимать с учетом начавшейся административной реформы, которая активно идет на федеральном уровне и должна быть продолжена в регионах. Но мы, я думаю, не будем подходить к этому вопросу так радикально, как это сделал Центр. Допустим, упразднили министерства по национальным вопросам, по делам детей и молодежи, как будто таких проблем в Российской Федерации не существует. Работа эта требует грамотного и сбалансированного подхода, на что, в частности, было обращено особое внимание Президента России Владимира Владимировича Путина в его выступлении на заседании Совета законодателей страны.

В повестке дня осеннего парламентского сезона значится немало вопросов, касающихся социально-экономического развития республики, повышения качества жизни татарстанцев. Население ждет, когда мы утвердим программу реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики на 2004-2010 годы. Эта больная для общества тема. Но уже ко всем пришло понимание, что в прежнем состоянии ЖКХ находиться не может. Люди хотят получать качественные жилищно-коммунальные услуги.

Займемся и такими важными вопросами, как улучшение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отечественных товаров; разграничение и эффективное использование всех видов собственности, в первую очередь государственной; рациональное использование земельных ресурсов. Не снимается с повестки дня и программа поддержка предпринимательства. Эта программа, которая реализуется на территории Татарстана, находится под парламентским контролем. Немало обращений по поводу того, что она не так эффективно работает, как того хотелось бы. Поэтому будем акцентировать внимание в части создания более благоприятных условий для работы малого и среднего бизнеса, раскрытия деловой и творческой инициативы граждан.

Особое место в списке занимает законопроект о бюджете Татарстана на 2005 год. Следующий финансовый год станет для республики еще более сложным, в расходной части добавятся статьи, связанные с федеральным законом о переводе льгот в денежные компенсации. Нужно постараться сохранить социальную направленность бюджета Татарстана. Мы не должны допустить снижения жизненного уровня тех категорий населения, которые получали льготы и дотации. Но при этом обязаны изыскать ресурсы для экономического развития республики.

Традиционным для законодателей республики станет и рассмотрение проектов федеральных законов, законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

И в заключение, пользуясь случаем, хочу сердечно поздравить жителей Татарстана с предстоящим Днем республики, пожелать личного и семейного благополучия, успехов на профессиональном уровне, в учебе, спорте. Здоровья и счастья вам, дорогие татарстанцы!