Публикации > Просмотр публикации
Тезисы доклада заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности А.М.Пахомова к заседанию правительства по вопросу формирования консолидированного бюджета на 2005 год
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан разработаны с учетом основных направлений стратегии развития республики на 2002-2006 годы и задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в Послании Государственному Совету.
В ходе подготовки основных показателей прогноза использованы материалы министерств и ведомств республики, прогнозы ведущих предприятий и организаций, итоги социально-экономического развития Республики Татарстан за I полугодие и 7 месяцев текущего года.
Очень коротко об итогах.
Объем промышленной продукции за 7 месяцев текущего года составил 182,5 млрд. рублей и возрос на 6,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Наибольший прирост производства достигнут в химической и нефтехимической промышленности (на 17,3%), машиностроении и металлообработке (на 17,2%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (на 7,3%), промышленности строительных материалов (на 6,6%).
Увеличились добыча нефти к соответствующему уровню предыдущего года на 3,3%, производство синтетического каучука – на 19,0%, полиэтилена – на 10,8%, грузовых автомобилей - на 26,2%.
Общий объем инвестиций в основной капитал составил 31,7 млрд. рублей.
Возросла прибыль крупных и средних предприятий. За 6 месяцев текущего года она составила 33,8 млрд. рублей. Основная часть прибыли получена в промышленности - 26,1 млрд. рублей.
Снизились темпы инфляции. С начала года потребительские цены выросли на 9,1% (в 2003 году за аналогичный период – на 10,8%). Продолжается рост доходов населения. Реальные денежные доходы населения за семь месяцев текущего года возросли на 8,9%. Среднемесячная заработная плата одного работающего на крупных и средних предприятиях в среднем за январь-июль текущего года составила 5387 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,8%.
Как показывают итоги социально-экономического развития республики за 7 месяцев, в прогнозах в основном мы не ошиблись. Основные показатели, учтенные при формировании прогноза и бюджета на 2004 год, в текущем году будут выполнены, а по ряду показателей даже несколько превысят прогнозируемый уровень.
Параметры, заложенные в основу прогноза социально-экономического развития РТ на 2005 год, соответствуют параметрам прогноза на федеральном уровне.
Индекс потребительских цен по прогнозу на 2005 год составит 109,4% (в 2004 году данный показатель ожидается на уровне 110,4%, а в 2003 году он составлял 115,9%), то есть в прогнозе предусмотрено дальнейшее снижение инфляции.
На 2005 год экспортная стоимость нефти принята в расчетах в размере 28 долларов за баррель.
В 2005 году курс доллара в среднем за год составит 30 рублей (в 2004 году среднегодовой курс оценивается на уровне 29,1 рубля, в 2003 году данный показатель составлял 30,7 рубля).
Исходя из названных внешних параметров, показатели прогноза на 2005 год складываются следующим образом:
Объем валового регионального продукта в 2005 году по прогнозу составит 380,0 млрд. рублей. В сопоставимых ценах валовой региональный продукт должен увеличиться на 6% по сравнению с оценкой 2004 года. Объем промышленного производства в 2005 году прогнозируется в сумме 330 млрд. рублей.
Индекс физического объема промышленного производства должен составить 105,5%.
В разрезе отраслей основным фактором роста в промышленности в 2005 году будет рост объемов в машиностроении, химии и нефтехимии при поступательном развитии других отраслей.
По-прежнему основная доля финансовых ресурсов формируется за счет нефтяной отрасли. При этом в последние годы растет удельный вес обрабатывающих отраслей. В прогнозе на следующий год объем добычи нефти определен в размере около 30 млн. тонн.
Ожидается, что в 2005 году увеличится производство грузовых автомобилей до 31,5 тыс. штук.
Возрастет производство полиэтилена до 439 тыс. тонн.
Производство шин увеличится до 12 млн. штук.
Прибыль в 2005 году предполагается получить в сумме 51,0 млрд. рублей.
Если по названным показателям некоторые из них даже несколько выше среднероссийских темпов, то темпы роста средней заработной платы в республике пока отстают. Так, среднемесячная заработная плата в Российской Федерации прогнозируется в 2005 году в размере 8450 рублей с ростом к 2004 году на 22,2%.
В Татарстане предусматривается рост средней заработной платы одного работника с 5450 рублей в 2004 году до 6570 рублей в 2005 году, или на 20,6 процента.
По прогнозу фонд заработной платы в 2005 году составит ориентировочно 104,4 млрд. рублей и увеличится к оценке 2004 года на 20%.
При достижении темпов экономического роста, предусмотренных прогнозом, реальные денежные доходы населения в 2005 году должны увеличиться на 10,8%.
Таковы основные прогнозные показатели на 2005 год, с учетом которых был сформирован проект бюджета республики.
В связи с изменениями и дополнениями в Налоговом и бюджетном законодательстве в 2005 году значительно сократится доходная часть бюджета.
В условиях недостаточности доходных источников первоочередной задачей становится расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.
Должна быть обеспечена прозрачность бюджетного финансирования, прежде всего на основе конкурсного подхода к закупкам товаров, работ и услуг путем увеличения количества открытых конкурсов, развития электронных и web-технологий при проведении открытых конкурсов и котировок цен.
Одним из принципов экономической политики в республике является достижение оптимального уровня бюджетных расходов. Постановлением Кабинета Министров РТ (от 29.12.03г. N 678 "О мерах по оптимизации бюджетных расходов") в республике создана межведомственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов, основными направлениями работы которой являются повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, инвентаризация и оптимизация бюджетной сети, закрытие или перепрофилирование неэффективно работающих учреждений. В этой работе задействованы все отраслевые министерства и ведомства, а также местные органы государственной власти в районах и городах. Кроме того, проведен функциональный анализ эффективности деятельности министерств и их территориальных органов. В последующие годы в республике планируется продолжение и развитие работ в данном направлении.
В свете предстоящих изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации в Республике Татарстан будут разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в связи с завершаемостью федеральной целевой программы (ФЦП), средств для перераспределения между бюджетами будет становиться все меньше. Такой порядок вводится Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следует отметить, что объемы поступивших в бюджет средств должны быть сопоставимы с объемами сокращения средств по Федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие республики Татарстан до 2006 года" и для этого начата разработка Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года. В разработке этой программы задействованы министерства и ведомства, ведущие ученые и специалисты. Проект программы будет подготовлен к концу текущего года.
В ходе подготовки основных показателей прогноза использованы материалы министерств и ведомств республики, прогнозы ведущих предприятий и организаций, итоги социально-экономического развития Республики Татарстан за I полугодие и 7 месяцев текущего года.
Очень коротко об итогах.
Объем промышленной продукции за 7 месяцев текущего года составил 182,5 млрд. рублей и возрос на 6,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Наибольший прирост производства достигнут в химической и нефтехимической промышленности (на 17,3%), машиностроении и металлообработке (на 17,2%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (на 7,3%), промышленности строительных материалов (на 6,6%).
Увеличились добыча нефти к соответствующему уровню предыдущего года на 3,3%, производство синтетического каучука – на 19,0%, полиэтилена – на 10,8%, грузовых автомобилей - на 26,2%.
Общий объем инвестиций в основной капитал составил 31,7 млрд. рублей.
Возросла прибыль крупных и средних предприятий. За 6 месяцев текущего года она составила 33,8 млрд. рублей. Основная часть прибыли получена в промышленности - 26,1 млрд. рублей.
Снизились темпы инфляции. С начала года потребительские цены выросли на 9,1% (в 2003 году за аналогичный период – на 10,8%). Продолжается рост доходов населения. Реальные денежные доходы населения за семь месяцев текущего года возросли на 8,9%. Среднемесячная заработная плата одного работающего на крупных и средних предприятиях в среднем за январь-июль текущего года составила 5387 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,8%.
Как показывают итоги социально-экономического развития республики за 7 месяцев, в прогнозах в основном мы не ошиблись. Основные показатели, учтенные при формировании прогноза и бюджета на 2004 год, в текущем году будут выполнены, а по ряду показателей даже несколько превысят прогнозируемый уровень.
Параметры, заложенные в основу прогноза социально-экономического развития РТ на 2005 год, соответствуют параметрам прогноза на федеральном уровне.
Индекс потребительских цен по прогнозу на 2005 год составит 109,4% (в 2004 году данный показатель ожидается на уровне 110,4%, а в 2003 году он составлял 115,9%), то есть в прогнозе предусмотрено дальнейшее снижение инфляции.
На 2005 год экспортная стоимость нефти принята в расчетах в размере 28 долларов за баррель.
В 2005 году курс доллара в среднем за год составит 30 рублей (в 2004 году среднегодовой курс оценивается на уровне 29,1 рубля, в 2003 году данный показатель составлял 30,7 рубля).
Исходя из названных внешних параметров, показатели прогноза на 2005 год складываются следующим образом:
Объем валового регионального продукта в 2005 году по прогнозу составит 380,0 млрд. рублей. В сопоставимых ценах валовой региональный продукт должен увеличиться на 6% по сравнению с оценкой 2004 года. Объем промышленного производства в 2005 году прогнозируется в сумме 330 млрд. рублей.
Индекс физического объема промышленного производства должен составить 105,5%.
В разрезе отраслей основным фактором роста в промышленности в 2005 году будет рост объемов в машиностроении, химии и нефтехимии при поступательном развитии других отраслей.
По-прежнему основная доля финансовых ресурсов формируется за счет нефтяной отрасли. При этом в последние годы растет удельный вес обрабатывающих отраслей. В прогнозе на следующий год объем добычи нефти определен в размере около 30 млн. тонн.
Ожидается, что в 2005 году увеличится производство грузовых автомобилей до 31,5 тыс. штук.
Возрастет производство полиэтилена до 439 тыс. тонн.
Производство шин увеличится до 12 млн. штук.
Прибыль в 2005 году предполагается получить в сумме 51,0 млрд. рублей.
Если по названным показателям некоторые из них даже несколько выше среднероссийских темпов, то темпы роста средней заработной платы в республике пока отстают. Так, среднемесячная заработная плата в Российской Федерации прогнозируется в 2005 году в размере 8450 рублей с ростом к 2004 году на 22,2%.
В Татарстане предусматривается рост средней заработной платы одного работника с 5450 рублей в 2004 году до 6570 рублей в 2005 году, или на 20,6 процента.
По прогнозу фонд заработной платы в 2005 году составит ориентировочно 104,4 млрд. рублей и увеличится к оценке 2004 года на 20%.
При достижении темпов экономического роста, предусмотренных прогнозом, реальные денежные доходы населения в 2005 году должны увеличиться на 10,8%.
Таковы основные прогнозные показатели на 2005 год, с учетом которых был сформирован проект бюджета республики.
В связи с изменениями и дополнениями в Налоговом и бюджетном законодательстве в 2005 году значительно сократится доходная часть бюджета.
В условиях недостаточности доходных источников первоочередной задачей становится расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.
Должна быть обеспечена прозрачность бюджетного финансирования, прежде всего на основе конкурсного подхода к закупкам товаров, работ и услуг путем увеличения количества открытых конкурсов, развития электронных и web-технологий при проведении открытых конкурсов и котировок цен.
Одним из принципов экономической политики в республике является достижение оптимального уровня бюджетных расходов. Постановлением Кабинета Министров РТ (от 29.12.03г. N 678 "О мерах по оптимизации бюджетных расходов") в республике создана межведомственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов, основными направлениями работы которой являются повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, инвентаризация и оптимизация бюджетной сети, закрытие или перепрофилирование неэффективно работающих учреждений. В этой работе задействованы все отраслевые министерства и ведомства, а также местные органы государственной власти в районах и городах. Кроме того, проведен функциональный анализ эффективности деятельности министерств и их территориальных органов. В последующие годы в республике планируется продолжение и развитие работ в данном направлении.
В свете предстоящих изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации в Республике Татарстан будут разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в связи с завершаемостью федеральной целевой программы (ФЦП), средств для перераспределения между бюджетами будет становиться все меньше. Такой порядок вводится Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следует отметить, что объемы поступивших в бюджет средств должны быть сопоставимы с объемами сокращения средств по Федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие республики Татарстан до 2006 года" и для этого начата разработка Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года. В разработке этой программы задействованы министерства и ведомства, ведущие ученые и специалисты. Проект программы будет подготовлен к концу текущего года.
6 сентября 2004 года.
Материал предоставлен пресс-службой Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан