Публикации > Просмотр публикации
Алсу: "Иногда отсюда хочется просто уехать"
Певица Алсу закончила работу над вторым англоязычным альбомом. На него возлагаются особые надежды: возможно, в этот раз Алсу удастся все-таки обратить на себя внимание западных слушателей. Накануне грядущих побед с певицей побеседовал корреспондент "Известий".
- Чем Inspired принципиально отличается от твоего предыдущего английского альбома Solo?
- Самая большая разница - то, что я сама начала писать песни. 90 процентов нового альбома - мои сочинения. Песни там в основном грустные, потому что легче писать о чем-то грустном и трагичном, чем о счастье. Когда все хорошо - как-то нет вдохновения. Кроме того, это своего рода терапия: когда неприятные события перекладываешь в музыку, становится легче. Их потом забываешь, а песня - вот она.
Много печальных баллад, потому что куда же я без баллад, но подвижные песни тоже есть, хотя тексты у них не то чтобы очень счастливые. Очень много народа принимало участие в записи. В Америке, например, я работала с продюсером, который с кем только не работал - с Майклом Джексоном, первую песню Мэрайи Кери записывал. 20 лет в шоу-бизнесе. Много всякого смешного рассказывал. Еще со мной работали Bass Brothers, ответственные за успех Эминема. С ними - более роковая вещь вышла, с гитарами электрическими, со всеми делами. В общем, все вперемежку: баллады, r'n'b. Я ведь разную музыку люблю. С Нелли вот хип-хоп получился.
- Нелли - это такой хип-хоп-громила? Страшный человек?
- Очень скромный оказался, даже стеснительный. Мы с ним в Монте-Карло познакомились, потом уже в Лос-Анджелесе пересеклись. Он меня даже вспомнил, как ни странно.
- Твой новый альбом может стать событием - а может и не стать. Как ты сама чувствуешь, насколько все масштабно будет?
- Я в него верю. И знаю, что очень много накручено вокруг. Со мной работает человек, который хорошо во всем разбирается, всех знает и умеет, что называется, завести машину шоу-бизнеса. И меня действительно все поддерживают. Но главное, чему я научилась в прошлый раз, - нельзя торопиться. Я и не хочу торопиться. Времени-то много.
- Так уж и много? В шоу-бизнесе - как в спорте: особо не расслабишься.
- Ну а что? Мне 21 год, все впереди. Хочется не пятиминутного успеха, а именно длинную, долгую карьеру. Будет вдохновение - все будет. Нет - займусь чем-нибудь еще. В кино буду сниматься.
- Все-таки твой первый альбом вышел откровенно провальным. С Inspired, получается, все поставлено на карту.
- Да просто верить надо. Я не волнуюсь ни капельки. Посмотри, что за музыка сейчас в чартах. Фигня ведь всякая. Есть, конечно, настоящие артисты, но очень много таких вот "звезд"-однодневок, которые вышли из Pop Idol и похожих телепроектов. Все продается, покупается - сумасшествие какое-то. Известность есть, реклама есть, а больше и нет ничего. Хочется-то настоящей музыки, смысла, мелодий. Я работала над альбомом 2 года. И в нем есть глубина, искренность, которая должна коснуться сердец. (Весело смеется.)
- "Фабрика звезд" тебе, значит, не нравится?
- По большому счету, проект хороший. Дает молодым людям, у которых нет ни денег, ни связей, возможность показать себя. Если там все честно, конечно... Но в России очень уж много всяких тайных договоренностей неприятных. И сейчас какой-то уже перебор получается. Сколько было этих "Фабрик"? Четыре, пятая пошла? В сумме - человек 50! Я их и не помню всех уже. Помню первую и ту, которую Фадеев делал. А сейчас - кто как называется, чего поет... Я давно в России не была, и мне тут рассказали, что есть, оказывается, песня "Ниже ростом только Губин". Я вообще в шоке была.
Поэтому у меня на российском рынке и затишье. Соревноваться с тем, что сейчас происходит, - "Фабрика звезд", "Народный артист", все эти проекты телевизионные - бессмысленно. Телевидение - такая огромная сила! Хочешь не хочешь - они будут популярны. Я по себе сужу: услышишь песню - такую, что не знаешь, куда деться от ужаса, а потом вдруг понимаешь, что ходишь и ее поешь.
- Мне кажется, "Фабрику" все наши поп-артисты должны просто ненавидеть. Они же вас выдавливают с рынка.
- Но, с другой стороны, там же нет думающих, мыслящих людей! Кого опасаться? Никто сам песен не пишет, ничего не делает. Есть какие-то подковерные договоренности. Не хочется, конечно, никого обижать...
- Нет уж, давай заострим акценты.
- (Почти испуганно) Что ты! Я никогда никого не оскорбляю, не трогаю... Просто есть проекты уважаемые, а есть - быстропроходящие. Мимо.
- Вот ты боишься конкуренции со стороны "фабрикантов". Но ведь на западном рынке конкуренция еще круче.
- Да то же самое. Есть, скажем, "Чики гёрлз", не знаю, слушают ли их в России. Это румынский проект, близняшки, тоже из телевизора. Просто ужас. Как они умудрились продать такое количество пластинок - неясно (пауза). Но почему-то я очень верю в себя.
- Ну хорошо. Чем, по-твоему, Алсу может быть интересна Западу?
- Во-первых, я сама пишу песни. А потом - к России сейчас опять большой интерес. Возьми хоть спорт, теннисисток наших. В Лос-Анджелесе узнают, что я русская, - сразу такие: ой, а ты знаешь эту, а ты знаешь ту? При этом не знают, что летом у нас нет снега. Ко мне пара человек из Штатов приезжали на день рождения, спрашивали, брать ли шубы. И я все-таки не начинающая артистка, в России выступаю шесть лет. Кое-что понимаю.
- Тогда кто твои конкурентки?
- М-м-м... Ну целиться, конечно, надо высоко, поэтому - Бейонс, Бритни Спирс, Агилера. Молодые популярные артистки.
- Ты ориентируешься именно на них? Но ведь и Спирс, и Агилера едва ли протянут долго. Это именно что девушки-однодневки.
- Со Спирс, может, ты и прав. Хотя у нее четыре альбома уже вышло, и все на первом месте. Если выберет правильное направление - может долго продержаться. Куда она сейчас вывернула, мне не очень нравится - со всеми этими трусами, чулками... Но если она с каждым альбомом, как Мадонна, будет менять имидж, то, может, и протянет. А Агилера... С такими вокальными данными, как у нее, не протянуть - это уж не знаю, что с собой такое ужасное надо сделать.
- У твоей любимой Мэрайи Кэри тоже были отличные данные. И где она сейчас?
- Наверное, должен быть человек правильный рядом. Который будет направлять, если сама не понимаешь. Жалко Мэрайю... но мне кажется, для нее еще не все потеряно. Она слишком уж модной захотела быть. А люди привыкли к другому. Видимо, резко меняться нельзя. Как Бритни Спирс, которая из невинной девочки вдруг раз - и превратилась в стриптизершу. Это неправильно. Ведь все фанаты у нее были совсем юного возраста. Конечно, их родителям это не понравилось.
- Я помню, еще год назад ты признавалась, что неправильно было из тебя делать r'n'b певицу и что ты хочешь сочинять взрослый поп в духе Селин Дион.
- А это то, что у меня само собой получается. Из четырнадцати новых песен штук восемь - медленные. Я ведь как сочиняю? На пианино быстрых песен особо не попишешь, а ни на чем другом я играть не умею. Да и вдохновение приходит в основном ночью: не спится - встала, села за клавиши... Вот и получается такая музыка, под которую хочется повеситься (хмыкает). Подруги потом приходят, слушают - та-ак, говорят, надо тебя куда-нибудь вывести повеселиться. Застрелиться можно под твои песни. Но альбом все-таки начнется с быстрых песен. С баллад начинать нельзя. Десять лет назад можно было. А сейчас - только если саундтрек.
Я знаю, на всех не угодить. Про меня вот писали - ну я разное про себя читаю - сколько можно плакать, туда-сюда. Но я так себя выражаю в музыке. Это не значит, что в жизни я такая. Я на месте ни минуты не сижу, друзья вообще меня немного сумасшедшей считают. Хотя одна подруга, когда побывала в Москве, сказала, что моя мама - еще более сумасшедшая, чем я. Мама, которая в 8 утра приходила в нашу комнату, начинала нас будить, скидывать одеяло и говорить: "Девочки, пойдемте кататься на лыжах!", "Девочки, пойдемте плавать!" А мы легли в пять утра, ничего не понимаем, кричим - ма-а-ма, не надо! Кончилось тем, что начали просто закрывать дверь на замок.
Мама сумасшедшая у меня... И кстати самый особенный подарок на день рождения был именно от нее. Она нарисовала репродукцию картины Леонардо да Винчи - называется "Мария с младенцем" или как-то так. Дева Мария с маленьким Иисусом, в общем. Маслом рисовала. Очень здорово получилось. Все были в шоке. Я-то знала, что мама классно рисует, а гости-то нет! Но последний раз она картину рисовала лет 10 назад. Я периодически рисую тоже что-то. Вот подруге картину нарисовала: тигра, прячущегося в траве. Прикольно получилось.
При этом с родителями мы никогда близко не общались. Отца я мало видела вообще, потому что он все время работал. Маму в принципе тоже. А на лето мы уезжали к бабушке с дедушкой. И с мамой я сблизилась только в последние два года, и то по моей инициативе. По-моему, ей было еще более неудобно, чем мне, - она стеснялась даже больше. Мы ведь никогда не говорили, скажем, о мальчиках, вообще ни о чем личном. И только сейчас я начала ей что-то рассказывать. А она - спрашивать. А так...
- Твои близкие друзья - кто они?
- Их всего человек пять. Все из Лондона. Есть друг индус, друг француз, подружка из Малайзии, еще одна девочка - полуангличанка-полуиндианка. Полный интернационал. Среди них только одна русская девочка, с которой мы друг друга знаем 21 год - то есть наши родители знали друг друга еще до того, как мы родились. Они вместе в нефтяной компании начинали. Это моя лучшая подруга. И за шесть лет в Лондоне у меня появились настоящие друзья. Причем я на сто процентов в них уверена. Потому что прошли через разное и никогда - тьфу-тьфу-тьфу - меня не предавали. А главное - знали меня до всей этой истории с известностью и пением. Сейчас ведь много людей, которые хотят дружить со мной, потому что я популярная певица или там дочь Ралифа Сафина. А эти люди - им все равно, кто я, что я, есть я в хит-парадах, нет меня. Мы ведь еще в школе познакомились. Видимся вот только редко, раз в два-три месяца. В Лондоне я в этом году была недели две, может. Очень много в Штатах просидела. И когда приезжаю, сразу собираю всех. Полный дом, шум, гам! А занимаются они кто чем. В основном заканчивают учиться, последний год университета. Кто постарше, работает. Кто по художественной части, кто по финансовой.
- А ты учебу забросила?
- А я два года проучилась в ГИТИСе, по индивидуальному графику, правда. Две недели в месяц с педагогом занималась железно. Но последний год уже совсем не училась. Да я в России-то почти не была. Приезжаю на несколько дней, и на меня сразу столько сваливается! Работа, люди разные, с которыми надо пообщаться. В общем, учебу пришлось подвинуть. Но доучиться в принципе никогда не поздно. Вон моя мама в прошлом году пошла в ГИТИС на режиссуру. Довольна страшно! Приходит с учебы - огонь в глазах.
А я с 15 лет начала мотаться по миру. Родители очень переживали, что я упускаю студенческие годы - самые веселые, клевые. И конечно, я завидую друзьям белой завистью. А они, с другой стороны, завидуют мне. Потому что я точно определилась, чем хочу заниматься. Многие ведь не определились еще - то попробую, се попробую.
- Ты с людьми легко сближаешься?
- Я все-таки довольно закрытый человек. Поэтому меня, кстати, многие считают самовлюбленной или высокомерной. Потому что мне проще не вступать в разговор, тихо в уголке посидеть. Раньше я просто всех боялась. Но и сейчас открываюсь, только когда трижды уверюсь, что человек искренний, что ему можно доверять. Иногда ошибаюсь, конечно. Все-таки просачиваются люди, умеющие очень тонко манипулировать. И постоянно накалываюсь на людей, которые хотят со мной общаться, потому что я известна, я певица, я то, я се. Я это чувствую и даже не трачу времени на общение. Как только слышу эти пустые разговоры, сразу ухожу в себя. Если в Лондоне нет моих друзей, все разъехались, я лучше посижу одна дома, подумаю, поработаю над собой, чем буду тратить время на людей, которым на самом деле на меня плевать и которые будут потом хвастаться: "Был в Лондоне, тусовался с Алсу". Иногда даже не хочется говорить, чем я занимаюсь. Просто чтобы воспринимали как обычного человека. Как только говоришь: я певица, все сразу - о, а ты популярная? А как я про себя скажу? Ну наверное, говорю. И конечно, кто-то рядом оказывается, кто сразу начинает: да вы что, она вы знаете какая известная?! И я вот этого больше всего не люблю.
- А что твой молодой человек?
- А у меня нет молодого человека. Был - сплыл. Давно. Год назад уже. Отлично живу с тех пор. Конечно, бывает одиноко иногда, особенно когда смотришь - а все вокруг по парам. Но у меня так много работы, дел, переездов, что когда были отношения, я, наоборот, очень сильно нервничала. Теперь я понимаю, почему в шоу-бизнесе, у актеров, актрис рушатся браки, отношения. Просто это сложно - месяцами не видеть партнера. Без доверия это просто невозможно.
Мы с ним два года общались. Это много, я считаю. Просто я очень, очень терпеливый человек. Все мои друзья на меня смотрели и говорили - как ты это делаешь, мы вообще не понимаем. Нет, хорошего тоже много было, просто не срослось. В общем, если у меня будет молодой человек - когда-нибудь, - я буду держать его подальше от журналистов. Это ведь единственное, что по-настоящему личное. Остальное всем известно вроде.
- У тебя ведь была эта смешная пиар-история про Марата Сафина и ваш якобы роман?
- Да я с ним даже незнакома! Мечтаю с ним познакомиться! Говорят, отличный парень.
- Выглядело это как неудачная выдумка твоих продюсеров.
- Понятия не имею. Про меня и Иглесиаса тоже ведь говорили, что у нас роман. Гос-с-поди! Я его и видела-то один раз. Так себе мужчина. Вообще не мой тип. Дико самовлюбленный, самоуверенный, такой мачо-мачо. Привык, что все девушки ему на шею бросаются. Ну а я, наверное, не из тех просто.
- За новостями в России ты следишь? Дело "ЮКОСа" тебя, как дочь нефтяника, наверняка должно интересовать.
- Иногда бывает, что меньше знаешь - крепче спишь. Сейчас в России довольно страшно находиться, со всеми этими переменами, арестами (разговор происходил до трагедии в Беслане. - "Известия"). Но слава богу, я знаю, что мой отец никого не подвел, не обманул. Вроде бы спокойна душа. Хотя на самом-то деле арестовывают ведь кого хотят. Найдут причину. Конечно, страшно. И волноваться есть повод. Нет, правда страшно. Есть люди, которых я знаю с детства, и с ними происходят всякие вещи. Иногда отсюда хочется просто уехать. Но, понятно, я не могу этого сделать - потому что все мои родственники тут, ну и вообще, я не собираюсь покидать поклонников. Многие думают, что я все, бросила Россию, мне только Запад важен. Все не так. Мало ли что будет на Западе? Я начинала в России, и моя жизнь в первую очередь связана с ней. Я буду записывать русскоязычный альбом и... и никуда не денусь.
Просто сейчас затишье. Я же не могу разорваться на части. Сконцентрировалась на завоевании мира, как это ни смешно. Это, правда, уже вторая попытка, но неважно. Главное - в себя верить. Мысль ведь материализуется.
Певица Алсу закончила работу над вторым англоязычным альбомом. На него возлагаются особые надежды: возможно, в этот раз Алсу удастся все-таки обратить на себя внимание западных слушателей. Накануне грядущих побед с певицей побеседовал корреспондент "Известий".
- Чем Inspired принципиально отличается от твоего предыдущего английского альбома Solo?
- Самая большая разница - то, что я сама начала писать песни. 90 процентов нового альбома - мои сочинения. Песни там в основном грустные, потому что легче писать о чем-то грустном и трагичном, чем о счастье. Когда все хорошо - как-то нет вдохновения. Кроме того, это своего рода терапия: когда неприятные события перекладываешь в музыку, становится легче. Их потом забываешь, а песня - вот она.
Много печальных баллад, потому что куда же я без баллад, но подвижные песни тоже есть, хотя тексты у них не то чтобы очень счастливые. Очень много народа принимало участие в записи. В Америке, например, я работала с продюсером, который с кем только не работал - с Майклом Джексоном, первую песню Мэрайи Кери записывал. 20 лет в шоу-бизнесе. Много всякого смешного рассказывал. Еще со мной работали Bass Brothers, ответственные за успех Эминема. С ними - более роковая вещь вышла, с гитарами электрическими, со всеми делами. В общем, все вперемежку: баллады, r'n'b. Я ведь разную музыку люблю. С Нелли вот хип-хоп получился.
- Нелли - это такой хип-хоп-громила? Страшный человек?
- Очень скромный оказался, даже стеснительный. Мы с ним в Монте-Карло познакомились, потом уже в Лос-Анджелесе пересеклись. Он меня даже вспомнил, как ни странно.
- Твой новый альбом может стать событием - а может и не стать. Как ты сама чувствуешь, насколько все масштабно будет?
- Я в него верю. И знаю, что очень много накручено вокруг. Со мной работает человек, который хорошо во всем разбирается, всех знает и умеет, что называется, завести машину шоу-бизнеса. И меня действительно все поддерживают. Но главное, чему я научилась в прошлый раз, - нельзя торопиться. Я и не хочу торопиться. Времени-то много.
- Так уж и много? В шоу-бизнесе - как в спорте: особо не расслабишься.
- Ну а что? Мне 21 год, все впереди. Хочется не пятиминутного успеха, а именно длинную, долгую карьеру. Будет вдохновение - все будет. Нет - займусь чем-нибудь еще. В кино буду сниматься.
- Все-таки твой первый альбом вышел откровенно провальным. С Inspired, получается, все поставлено на карту.
- Да просто верить надо. Я не волнуюсь ни капельки. Посмотри, что за музыка сейчас в чартах. Фигня ведь всякая. Есть, конечно, настоящие артисты, но очень много таких вот "звезд"-однодневок, которые вышли из Pop Idol и похожих телепроектов. Все продается, покупается - сумасшествие какое-то. Известность есть, реклама есть, а больше и нет ничего. Хочется-то настоящей музыки, смысла, мелодий. Я работала над альбомом 2 года. И в нем есть глубина, искренность, которая должна коснуться сердец. (Весело смеется.)
- "Фабрика звезд" тебе, значит, не нравится?
- По большому счету, проект хороший. Дает молодым людям, у которых нет ни денег, ни связей, возможность показать себя. Если там все честно, конечно... Но в России очень уж много всяких тайных договоренностей неприятных. И сейчас какой-то уже перебор получается. Сколько было этих "Фабрик"? Четыре, пятая пошла? В сумме - человек 50! Я их и не помню всех уже. Помню первую и ту, которую Фадеев делал. А сейчас - кто как называется, чего поет... Я давно в России не была, и мне тут рассказали, что есть, оказывается, песня "Ниже ростом только Губин". Я вообще в шоке была.
Поэтому у меня на российском рынке и затишье. Соревноваться с тем, что сейчас происходит, - "Фабрика звезд", "Народный артист", все эти проекты телевизионные - бессмысленно. Телевидение - такая огромная сила! Хочешь не хочешь - они будут популярны. Я по себе сужу: услышишь песню - такую, что не знаешь, куда деться от ужаса, а потом вдруг понимаешь, что ходишь и ее поешь.
- Мне кажется, "Фабрику" все наши поп-артисты должны просто ненавидеть. Они же вас выдавливают с рынка.
- Но, с другой стороны, там же нет думающих, мыслящих людей! Кого опасаться? Никто сам песен не пишет, ничего не делает. Есть какие-то подковерные договоренности. Не хочется, конечно, никого обижать...
- Нет уж, давай заострим акценты.
- (Почти испуганно) Что ты! Я никогда никого не оскорбляю, не трогаю... Просто есть проекты уважаемые, а есть - быстропроходящие. Мимо.
- Вот ты боишься конкуренции со стороны "фабрикантов". Но ведь на западном рынке конкуренция еще круче.
- Да то же самое. Есть, скажем, "Чики гёрлз", не знаю, слушают ли их в России. Это румынский проект, близняшки, тоже из телевизора. Просто ужас. Как они умудрились продать такое количество пластинок - неясно (пауза). Но почему-то я очень верю в себя.
- Ну хорошо. Чем, по-твоему, Алсу может быть интересна Западу?
- Во-первых, я сама пишу песни. А потом - к России сейчас опять большой интерес. Возьми хоть спорт, теннисисток наших. В Лос-Анджелесе узнают, что я русская, - сразу такие: ой, а ты знаешь эту, а ты знаешь ту? При этом не знают, что летом у нас нет снега. Ко мне пара человек из Штатов приезжали на день рождения, спрашивали, брать ли шубы. И я все-таки не начинающая артистка, в России выступаю шесть лет. Кое-что понимаю.
- Тогда кто твои конкурентки?
- М-м-м... Ну целиться, конечно, надо высоко, поэтому - Бейонс, Бритни Спирс, Агилера. Молодые популярные артистки.
- Ты ориентируешься именно на них? Но ведь и Спирс, и Агилера едва ли протянут долго. Это именно что девушки-однодневки.
- Со Спирс, может, ты и прав. Хотя у нее четыре альбома уже вышло, и все на первом месте. Если выберет правильное направление - может долго продержаться. Куда она сейчас вывернула, мне не очень нравится - со всеми этими трусами, чулками... Но если она с каждым альбомом, как Мадонна, будет менять имидж, то, может, и протянет. А Агилера... С такими вокальными данными, как у нее, не протянуть - это уж не знаю, что с собой такое ужасное надо сделать.
- У твоей любимой Мэрайи Кэри тоже были отличные данные. И где она сейчас?
- Наверное, должен быть человек правильный рядом. Который будет направлять, если сама не понимаешь. Жалко Мэрайю... но мне кажется, для нее еще не все потеряно. Она слишком уж модной захотела быть. А люди привыкли к другому. Видимо, резко меняться нельзя. Как Бритни Спирс, которая из невинной девочки вдруг раз - и превратилась в стриптизершу. Это неправильно. Ведь все фанаты у нее были совсем юного возраста. Конечно, их родителям это не понравилось.
- Я помню, еще год назад ты признавалась, что неправильно было из тебя делать r'n'b певицу и что ты хочешь сочинять взрослый поп в духе Селин Дион.
- А это то, что у меня само собой получается. Из четырнадцати новых песен штук восемь - медленные. Я ведь как сочиняю? На пианино быстрых песен особо не попишешь, а ни на чем другом я играть не умею. Да и вдохновение приходит в основном ночью: не спится - встала, села за клавиши... Вот и получается такая музыка, под которую хочется повеситься (хмыкает). Подруги потом приходят, слушают - та-ак, говорят, надо тебя куда-нибудь вывести повеселиться. Застрелиться можно под твои песни. Но альбом все-таки начнется с быстрых песен. С баллад начинать нельзя. Десять лет назад можно было. А сейчас - только если саундтрек.
Я знаю, на всех не угодить. Про меня вот писали - ну я разное про себя читаю - сколько можно плакать, туда-сюда. Но я так себя выражаю в музыке. Это не значит, что в жизни я такая. Я на месте ни минуты не сижу, друзья вообще меня немного сумасшедшей считают. Хотя одна подруга, когда побывала в Москве, сказала, что моя мама - еще более сумасшедшая, чем я. Мама, которая в 8 утра приходила в нашу комнату, начинала нас будить, скидывать одеяло и говорить: "Девочки, пойдемте кататься на лыжах!", "Девочки, пойдемте плавать!" А мы легли в пять утра, ничего не понимаем, кричим - ма-а-ма, не надо! Кончилось тем, что начали просто закрывать дверь на замок.
Мама сумасшедшая у меня... И кстати самый особенный подарок на день рождения был именно от нее. Она нарисовала репродукцию картины Леонардо да Винчи - называется "Мария с младенцем" или как-то так. Дева Мария с маленьким Иисусом, в общем. Маслом рисовала. Очень здорово получилось. Все были в шоке. Я-то знала, что мама классно рисует, а гости-то нет! Но последний раз она картину рисовала лет 10 назад. Я периодически рисую тоже что-то. Вот подруге картину нарисовала: тигра, прячущегося в траве. Прикольно получилось.
При этом с родителями мы никогда близко не общались. Отца я мало видела вообще, потому что он все время работал. Маму в принципе тоже. А на лето мы уезжали к бабушке с дедушкой. И с мамой я сблизилась только в последние два года, и то по моей инициативе. По-моему, ей было еще более неудобно, чем мне, - она стеснялась даже больше. Мы ведь никогда не говорили, скажем, о мальчиках, вообще ни о чем личном. И только сейчас я начала ей что-то рассказывать. А она - спрашивать. А так...
- Твои близкие друзья - кто они?
- Их всего человек пять. Все из Лондона. Есть друг индус, друг француз, подружка из Малайзии, еще одна девочка - полуангличанка-полуиндианка. Полный интернационал. Среди них только одна русская девочка, с которой мы друг друга знаем 21 год - то есть наши родители знали друг друга еще до того, как мы родились. Они вместе в нефтяной компании начинали. Это моя лучшая подруга. И за шесть лет в Лондоне у меня появились настоящие друзья. Причем я на сто процентов в них уверена. Потому что прошли через разное и никогда - тьфу-тьфу-тьфу - меня не предавали. А главное - знали меня до всей этой истории с известностью и пением. Сейчас ведь много людей, которые хотят дружить со мной, потому что я популярная певица или там дочь Ралифа Сафина. А эти люди - им все равно, кто я, что я, есть я в хит-парадах, нет меня. Мы ведь еще в школе познакомились. Видимся вот только редко, раз в два-три месяца. В Лондоне я в этом году была недели две, может. Очень много в Штатах просидела. И когда приезжаю, сразу собираю всех. Полный дом, шум, гам! А занимаются они кто чем. В основном заканчивают учиться, последний год университета. Кто постарше, работает. Кто по художественной части, кто по финансовой.
- А ты учебу забросила?
- А я два года проучилась в ГИТИСе, по индивидуальному графику, правда. Две недели в месяц с педагогом занималась железно. Но последний год уже совсем не училась. Да я в России-то почти не была. Приезжаю на несколько дней, и на меня сразу столько сваливается! Работа, люди разные, с которыми надо пообщаться. В общем, учебу пришлось подвинуть. Но доучиться в принципе никогда не поздно. Вон моя мама в прошлом году пошла в ГИТИС на режиссуру. Довольна страшно! Приходит с учебы - огонь в глазах.
А я с 15 лет начала мотаться по миру. Родители очень переживали, что я упускаю студенческие годы - самые веселые, клевые. И конечно, я завидую друзьям белой завистью. А они, с другой стороны, завидуют мне. Потому что я точно определилась, чем хочу заниматься. Многие ведь не определились еще - то попробую, се попробую.
- Ты с людьми легко сближаешься?
- Я все-таки довольно закрытый человек. Поэтому меня, кстати, многие считают самовлюбленной или высокомерной. Потому что мне проще не вступать в разговор, тихо в уголке посидеть. Раньше я просто всех боялась. Но и сейчас открываюсь, только когда трижды уверюсь, что человек искренний, что ему можно доверять. Иногда ошибаюсь, конечно. Все-таки просачиваются люди, умеющие очень тонко манипулировать. И постоянно накалываюсь на людей, которые хотят со мной общаться, потому что я известна, я певица, я то, я се. Я это чувствую и даже не трачу времени на общение. Как только слышу эти пустые разговоры, сразу ухожу в себя. Если в Лондоне нет моих друзей, все разъехались, я лучше посижу одна дома, подумаю, поработаю над собой, чем буду тратить время на людей, которым на самом деле на меня плевать и которые будут потом хвастаться: "Был в Лондоне, тусовался с Алсу". Иногда даже не хочется говорить, чем я занимаюсь. Просто чтобы воспринимали как обычного человека. Как только говоришь: я певица, все сразу - о, а ты популярная? А как я про себя скажу? Ну наверное, говорю. И конечно, кто-то рядом оказывается, кто сразу начинает: да вы что, она вы знаете какая известная?! И я вот этого больше всего не люблю.
- А что твой молодой человек?
- А у меня нет молодого человека. Был - сплыл. Давно. Год назад уже. Отлично живу с тех пор. Конечно, бывает одиноко иногда, особенно когда смотришь - а все вокруг по парам. Но у меня так много работы, дел, переездов, что когда были отношения, я, наоборот, очень сильно нервничала. Теперь я понимаю, почему в шоу-бизнесе, у актеров, актрис рушатся браки, отношения. Просто это сложно - месяцами не видеть партнера. Без доверия это просто невозможно.
Мы с ним два года общались. Это много, я считаю. Просто я очень, очень терпеливый человек. Все мои друзья на меня смотрели и говорили - как ты это делаешь, мы вообще не понимаем. Нет, хорошего тоже много было, просто не срослось. В общем, если у меня будет молодой человек - когда-нибудь, - я буду держать его подальше от журналистов. Это ведь единственное, что по-настоящему личное. Остальное всем известно вроде.
- У тебя ведь была эта смешная пиар-история про Марата Сафина и ваш якобы роман?
- Да я с ним даже незнакома! Мечтаю с ним познакомиться! Говорят, отличный парень.
- Выглядело это как неудачная выдумка твоих продюсеров.
- Понятия не имею. Про меня и Иглесиаса тоже ведь говорили, что у нас роман. Гос-с-поди! Я его и видела-то один раз. Так себе мужчина. Вообще не мой тип. Дико самовлюбленный, самоуверенный, такой мачо-мачо. Привык, что все девушки ему на шею бросаются. Ну а я, наверное, не из тех просто.
- За новостями в России ты следишь? Дело "ЮКОСа" тебя, как дочь нефтяника, наверняка должно интересовать.
- Иногда бывает, что меньше знаешь - крепче спишь. Сейчас в России довольно страшно находиться, со всеми этими переменами, арестами (разговор происходил до трагедии в Беслане. - "Известия"). Но слава богу, я знаю, что мой отец никого не подвел, не обманул. Вроде бы спокойна душа. Хотя на самом-то деле арестовывают ведь кого хотят. Найдут причину. Конечно, страшно. И волноваться есть повод. Нет, правда страшно. Есть люди, которых я знаю с детства, и с ними происходят всякие вещи. Иногда отсюда хочется просто уехать. Но, понятно, я не могу этого сделать - потому что все мои родственники тут, ну и вообще, я не собираюсь покидать поклонников. Многие думают, что я все, бросила Россию, мне только Запад важен. Все не так. Мало ли что будет на Западе? Я начинала в России, и моя жизнь в первую очередь связана с ней. Я буду записывать русскоязычный альбом и... и никуда не денусь.
Просто сейчас затишье. Я же не могу разорваться на части. Сконцентрировалась на завоевании мира, как это ни смешно. Это, правда, уже вторая попытка, но неважно. Главное - в себя верить. Мысль ведь материализуется.
Опубликовано в газете "Известия", 10 сентября 2004 г.