Публикации > Просмотр публикации
Выступление заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азата Галиахметова на коллегии министерства
Уважаемый Владимир Александрович!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы подводим предварительные итоги нашей работы в первом полугодии 2004 года по результатам, которых должны быть определены главные задачи и направления нашей совместной работы время в оставшееся до конца года.
Главным в деятельности Министерства, предприятий и организаций в 2004 году была и остается реализация государственной транспортной политики Российской Федерации, отвечающей стратегии послания Президента Республики Татарстан, правительства Республики Татарстан, реализации потребности населения в транспортных услугах.
Анализируя уровень среднемесячной заработной платы работников предприятий транспортного комплекса, можно констатировать ее стабильный рост. Так, среднемесячная заработная плата в отрасли "транспорт" в I полугодии 2004 г. составила 6435 рублей. Но вместе с тем ухудшилось состояние по своевременной выплате заработной платы. Если на 1 января 2004 года задолженность была только у ОАО "Чистопольский судоремонтный завод" (1,6 млн.руб.), то по состоянию на 1 июля 2004 года задолженность составляет 8,7 млн.руб., в том числе:
Корпорация "Татавтотранс" - 1 млн.руб. (ОАО "Уруссинское АТП" и "Зеленодольское АТП")
МУП ПАТП-3 – 5,8 млн.руб.
Татарское агентство воздушных сообщений – 0,4 млн.руб.
ОАО "Татфлот" - 1,5 млн.руб.
За январь-июнь 2004 года транспортными предприятиями Республики Татарстан перевезено 22,1 млн. тонн грузов и 542,5 млн. пассажиров, что составляет 107,8% и 100,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Анализируя, работу предприятий водного транспорта в I полугодии 2004 года следует отметить, что увеличилась переработка грузов на 50,2%, добыча нерудных строительных материалов возросла на 66,5%, перевезено пассажиров на 16,9% больше, чем в прошлом году. Увеличение добычи связано с тем, что в текущем году своевременно был решен вопрос по добыче НСМ в нерестовый период. Вместе с тем перевозка грузов снизилась на 15,9% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.
ОАО СК "Татфлот" не решает вопрос о повышении заработной платы, и ее размер остается самым низким в сравнении с другими предприятиями транспортного комплекса Республики Татарстан.
Практически на всех предприятиях водного транспорта наблюдается тенденция увеличения дебиторской и кредиторской задолженности, где их рост составил 34,6% и 25,1% соответственно.
В текущем году прошла приватизация Судоходной компании "Татфлот", которая преобразована в открытое акционерное общество.
В процедуре банкротства находятся ОАО "Речной порт "Набережные Челны" и ОАО "Чистопольский судоремонтный завод".
В ОАО СК "Татфлот" продолжаются работы по строительству III очереди причальной стенки. Правительством Республики Татарстан предоставлен бюджетный кредит ГУ "Главтатдортранс" в размере 40,0 млн. рублей.
Для проведения реконструкции здания Казанского речного вокзала и благоустройства близлежащей территории в соответствии с решением принятым Премьер-министром РТ проводятся работы по оформлению кредита в 30,0 млн. рублей для проведения вышеуказанных работ.
16 июля этого года на заседании стратегического совета была рассмотрена перспектива развития ОАО "Судоходная компания "Татфлот". В ходе обсуждения перед компанией были поставлены следующие задачи:
Разработать программу среднесрочной и долгосрочной деятельности предприятия;
Ускорить работу по созданию транспортно-логистического центра;
Переноса пункта переработки НСМ из порта в другое место.
В деятельности авиапредприятий республики за отчетный период отмечен рост объемных показателей по сравнению с аналогичным периодом 2003 года: перевезено пассажиров на 26% больше, грузов на 30%. Численность личного состава осталась на уровне прошлого года, среднемесячная зарплата работников авиапредприятий возросла в среднем на 33% и составила 6829 рублей.
В международном аэропорту "Казань" завершены работы по вводу в эксплуатацию искусственной взлетно-посадочной полосы и светосигнального оборудования в полном объеме согласно проекта. ИВПП-2 введена в действие с 01.06.2004 г., на светосигнальное оборудование получено удостоверение годности к эксплуатации. Принято решение о строительстве в международном аэропорту "Казань" в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани нового бизнес-терминала с пропускной способностью 100 пассажиров в час для обслуживания официальных делегаций и пассажиров I класса с вводом в эксплуатацию 01.05.2005 г. Задача, поставленная советом директоров ОАО "МАК" о выходе предприятия на безубыточную деятельность реально выполнима, о чем свидетельствует сокращение убытков более чем в 2 раза.
Ведущее авиапредприятие республики – ОАО "Авиакомпания "Татарстан" - больше внимания стало уделять качеству обслуживания пассажиров.
В первом полугодии 2004 года предприятия железнодорожного транспорта работали стабильно. Грузооборот увеличился на 2% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года, производительность труда возросла на 5,6%, производительность локомотива увеличилась на 5,5%, производительность вагона поднялась на 6,8%. В первом полугодии 2004 года на 7,2% снизились объемы перевозки пассажиров, в том числе на 11,6% в пригородном сообщении.
В июне 2004 года генеральный подрядчик ООО "Стройсервис-Монтаж" приступил к работе по реконструкции пригородного железнодорожного вокзала на станции Казань. В соответствии с Постановлением КМ Республики Татарстан Управлением капитального строительства администрации г. Казани оформлен кредит в сумме 35 млн. рублей на реконструкцию этого объекта, Горьковская железная дорога – филиал ОАО "Российские железные дороги" выделяет в этом году 71,5 млн. рублей.
На остановочном пункте Мендюш начаты работы по строительству пассажирской посадочной платформы, после завершения её строительства начнутся работы по строительству пассажирской платформы на 880 км.
20 января 2004 года в состав фирменного пассажирского поезда "Татарстан" включены вагоны класса "люкс".
Пассажирскому поезду N 49/50 сообщением Москва-Казань-Москва придан статус фирменного поезда, осуществлена замена всех вагонов на новые и к концу этого года планируется присвоить ему название "Ак Барс".
В рамках реализации Программы структурных преобразований железнодорожного транспорта в первом полугодии этого года в Республике Татарстан успешно работают 5 грузовых компаний – операторов. В перспективе планируется и обсуждается вопрос о создании операторской компании для дорожной отрасли, ведутся переговоры о создании совместной грузовой компании ОАО "Татнефть" и ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии".
В марте 2004 года в г. Казани был подписан протокол о намерениях по созданию открытого акционерного общества "Татарстан-пригород". Подготовлены все учредительные документы. Соглашение между Правительством Республики Татарстан и Горьковской железной дорогой – филиалом ОАО "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве на 2004 год предусматривает осуществить: реконструкцию путепровода на ул. Павлюхина, реконструкцию 17 пассажирских посадочных платформ и строительство железнодорожной посадочной платформы совмещенной со станцией метрополитена на перегоне Вахитово-Ометьево, приступить к строительству железнодорожного вокзала на станции Кукмор.
В первом полугодии 2004 года работа предприятий промышленного железнодорожного транспорта характеризуется следующим образом: увеличился грузооборот на 3,3%, перевозки грузов на 12,5% и переработка грузов на 18,7%. Доходы и расходы возросли на 30,8% и 31,2% соответственно. Первое полугодие предприятия промышленного железнодорожного транспорта завершили с прибылью в 11,1 млн. рублей, на 17,7% снизилась дебиторская и на 36,3% кредиторская задолженности.
Предприятиями городского автомобильного и электротранспорта перевезено 418,7 млн. пассажиров, что составляет 100,6 % по отношению к АППГ. По итогам отчетного периода общие доходы (с дотациями) составили 864,8 млн. руб. или 124,1%, по отношению к аналогичному периоду 2003г. в том числе:
- доходы от пассажирских перевозок и оказания услуг сторонним организациям составили 604,3 млн. руб., или 122,8% по отношению к прошлому году;
- из бюджетов всех уровней получено дотаций 260,5 млн. руб., по отношению к 6 мес. 2003г. сумма дотаций уменьшилась на 15,9 млн. руб. или на 6,8%.
За тот же период расходы транспортных предприятий составили 874,2 млн. руб., что составляет 119,21% по отношению к 6 мес. прошлого года.
Все более жесткая конкуренция с частными перевозчиками приводит к тому, что на рынке пассажирских автомобильных перевозок доля частников стремительно растет. Так, в г.Казани сегодня более 20% пассажиров обслуживается предпринимателями, привлеченными для перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования автобусами малой и особо малой вместимости. Увеличение количества подвижного состава частных перевозчиков приводит к перегрузке и без того загруженных улиц города. Для разрешения этого злободневного вопроса в настоящее время разрабатывается "Комплексная транспортная схема г.Казани". Ориентировочный срок завершения разработки – второй квартал 2005 года. На сегодняшний день проведен анализ интенсивности движения, в ближайшее время будет проведено обследование пассажиропотоков на маршрутной сети.
Осложняется работа городского электрического транспорта, связанная с отсутствием должного внимания к нему. Подобное состояние дел грозит довольно серьезными экологическими последствиями для сотен тысяч жителей крупных городов республики.
Продолжаются работы по строительству Казанского метрополитена. По состоянию на 01.07.2004. общий объем финансирования составил 1104,6 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета 382,5млн. рублей (34,6%), бюджета Республики Татарстан – 301,9 млн. рублей (27,3%) и бюджета г. Казани 421,0 млн. рублей (38,1%). Объем выполненных работ на 1.07.2004 года составляет 1719,5 млн. рублей. Таким образом, с начала строительства метрополитена из всех источников было направлено на его финансирование более 4,5 млрд. рублей.
При условии освоения в 2004 году плановой суммы общий объем выполненных работ по Пусковому комплексу Казанского метрополитена составит 9,97 млрд. рублей. За оставшийся период 2005 года, до завершения строительства пускового комплекса, необходимо будет освоить сумму в размере 4,33 млрд. рублей.
Еще одним вопросом, и не только для городских автомобильных предприятий, является вопрос реализации утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 13.05.04 N 229 Концепции использования компримированного природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива на автотранспортных средствах. В настоящее время проведен ряд организационных совещаний, по результатам которых утвержден план мероприятий по расширению использования газа в качестве моторного топлива.
Актуальность данной проблемы также вызвана принятием уже в ближайшее время Всероссийского технического регламента "Об экологической безопасности колесных транспортных средств", который будет устанавливать, в том числе и новые требования к уровню шума и выхлопам автомобилей.
Объем перевозки пассажиров ОАО "Корпорацией "Татавтотранс" практически остался на уровне 1-го полугодия 2003 года. Однако если в городском, пригородном и междугороднем сообщениях количество перевезенных пассажиров увеличилось, то заказные перевозки в первом квартале этого года значительно сократились.
Грузовыми специализированными предприятиями республики и пассажирскими предприятиями, имеющими грузовой автотранспорт, за отчетный период перевезено 682,2 тыс. тонн грузов против 524,6 тыс.тонн за тот же период прошлого года, рост составил 30%, прирост объема грузов 157,6 тыс. тонн. Однако проблем здесь очень много, развитие грузовых перевозок и обновление основных фондов идет крайне медленными темпами.
За отчетный период автотранспортными предприятиями республики, собрано доходов от всех видов перевозок, включая грузовые и прочие услуги, на сумму 684 млн.руб. (меньше в сравнении с прошлым годом на 57,9 млн.руб. или на 7,8%). Доходы от заказных перевозок составили 238,0 млн.руб. и уменьшились в сравнении с прошлым годом на 12,9%, или на 35,3 млн.рублей.
Уважаемый Владимир Александрович!
Руководители предприятий не сидят сложа руки и особенно это касается крупных предприятий. Ими предпринимаются все меры для того, чтобы скомпенсировать потерянные доходы от вахтовых перевозок. В среднем за текущее полугодие доходы от пассажирских перевозок составили 584,7 млн.руб., т. е. рост в сравнении с прошлым годом составил 15,4 млн.руб. или 2,7%. Доходы от пригородных перевозок составили 87,6 млн.руб и возросли в сравнении с тем же периодом прошлого года на 11,4%, или на 8,9 млн.руб. Доходы от междугородных перевозок составили 134,2 млн.руб. и возросли в сравнении с тем же периодом прошлого года на 19,2%, или на 21,6 млн.руб.
Положительную динамику имеет сбор доходов от прочих видов услуг, что свидетельствует об активной позиции некоторых предприятий по улучшению собственного финансового состояния. По итогам 6 месяцев 2004 г., собрано доходов от прочей деятельности на сумму 101,2 млн.руб. против 91,9 млн.руб. за тот же период прошлого года, т.е. рост составил 9,3 млн.руб., или 10,2%.
В целом автотранспортные предприятия Республики Татарстан по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 6 месяцев т.г. положительного баланса не имеют. По всем предприятиям получено 1,2 млн. рублей убытка. Так, из 32 автотранспортных пассажирских и грузовых предприятий республики, входящих в состав ОАО "Корпорация "Татавтотранс" - только 24 предприятия (или 75%) имеют положительный баланс, в результате ими получена чистая прибыль на общую сумму 12,9 млн.руб.
Рост по показателю чистой прибыли в сравнении с тем же периодом прошлого года имеют предприятия: ОАО "Бавлинское ПАТП", ОАО "Набережночелнинский ПАК", ОАО "Нижнекамское ПАТП-1", ОАО "Набережночелнинское грузовое АТП, ОАО "Нурлатское АТП". Из 11 предприятий, убыточно сработавших в 1 полугодии 2003 года 5 предприятий, а это ОАО "Аксубаевское АТП", ОАО "Лениногорское ПАТП", ОАО "Мензелинское АТП", ОАО "Казанское ПАТП-1" и ОАО "Сабинское АТП" в 1 полугодии текущего года сработали с прибылью. Убыточно сработало 8 предприятий, или 25% к общему количеству предприятий, сумма общих убытков составила 14,2 млн.руб. Особенно значительные убытки по итогам 6 месяцев 2004 года имеют предприятия: ОАО "Зеленодольское ПАТП" - 5,5 млн.руб., ОАО "Зеленодольское ГАТП" - 4,1 млн.руб., ОАО "Чистопольское АТП" – 1,1 млн.рублей. Ухудшение по показателю чистой прибыли наблюдается у ОАО "Елабужское АТП" и ОАО "Чистопольское АТП", давшие в общей сумме убытка 1,6 млн. рублей, или 11% всей суммы общего убытка по автотранспортным предприятиям Республики Татарстан.
По итогам работы за 6 месяцев 2004 года расходы от производственной деятельности предприятий составили 906,5 млн.руб., против 850,6 млн.руб. за тот же период 2003 г. и выросли на 6,6%.
На сегодняшний день в автотранспортных предприятиях прошли годовые собрания акционеров, сформированы новые составы Советов Директоров, одной из главных задач которых должен являться глубокий анализ затратной части предприятий. Именно, осуществляя функции контроля, с проведением ежемесячных и ежеквартальных мониторинга цен по наиболее затратной части предприятий, и должна и действовать ОАО "Корпорация "Татаавтотранс", и ни в коем случаи не превращаться в транспортную организацию, которая оказывает снабженческие услуги.
Краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий выявил резервы повышения экономической эффективности их работы и определил задачи до конца текущего года, в их числе:
1. Руководителям автотранспортных предприятий необходимо принять меры сокращению дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Руководителям предприятий, совместно с территориальными органами, разработать мероприятия по расширению сферы дополнительных услуг, оказываемых населению, предприятиям, организациям.
3. Руководителям структурных (территориальных) подразделений Министерства провести анализ финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, имеющих по итогам 6 месяцев 2004 года, отрицательный баланс и подготовить совместно с руководителями этих предприятий предложения по исправлению сложившейся ситуации.
4. Руководителям автотранспортных предприятий разработать мероприятия по сокращению производственных затрат, в том числе обратить особое внимание на перевод техники на газомоторное топливо.
Продолжается обновление подвижного состава на условиях лизинга. За последние два года на условиях лизинга предприятиями получено более 360 ед. автобусов различных марок на общую сумму более 178 млн. рублей. Однако, не все предприятия своевременно перечисляют платежи в лизинговый фонд. Так, на сегодняшний день просроченная задолженность составляет более 18,7 млн. рублей, в том числе по предприятиям г.Казани задолженность составляет 14,3 млн. рублей, по предприятиям ОАО "Корпорация "Татавтотранс" более 3 млн. рублей. Большие суммы задолженности имеют следующие предприятия:
- МУП КПАТП-2 г.Казани – более 2,8 млн. рублей;
- МУП КПАТП-3 г.Казани – более 2,6 млн. рублей;
- МУП КПАТП-4 г.Казани – более 1,3 млн. рублей;
- ОАО "Казанское ПАТП-1" - более 3 млн. рублей;
- ОАО "Зеленодольское ПАТП" - более 1,5 млн. рублей;
- ГУП "Нижнекамское ПАТП-2" - 1,3 млн. рублей.
В первом полугодии продолжалась работа по реализации пилотного проекта региональной автоматизированной информационно-управляющей системы Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ (АИУС-РТ), которая позволит оперативно управлять работой всех видов пассажирского и грузового автомобильного транспорта.
В настоящее время в соответствии с планом работ по проекту ГУ"Дирекция "АИУС-РТ" выполнены следующие работы:
1. Разработана организационная структура проекта;
2. Совместно с Администрациями г.Набережные Челны, г.Нижнекамска и территориальными органами министерства проведена работа по реализации ПКМ РТ N 401 от 31.07.03 "Об организации маршрутных пассажирских перевозок в Республике Татарстан".
3. Совместно с генподрядчиком проведена работа по формированию Технического задания, сбору исходных данных и разработке Рабочего проекта интегрированной сети передачи данных АИУС-РТ, которая будет завершена в ближайшее время.
4. В ФГУП "Главный радиочастотный центр" в стадии рассмотрения находятся документы по радиочастотному присвоению.
Начата работа по разработке проекта закона Республики Татарстан "О принципах организации обслуживания населения автомобильным, наземным электрическим и водным транспортом в Республике Татарстан", который должен включить в себя все основные правила игры для предприятий любой формой собственности. Распоряжением Кабинета Министров создана комиссия по разработке проекта закона, в которую входят представители всех заинтересованных Министерств и ведомств. В октябре этого года проект данного закона будет представлен для обсуждения в созданную комиссию.
Уважаемые руководители!
Рынок пассажирских перевозок ждут большие перемены
Госдума на пленарном заседании 2 июля 2004 года приняла за основу в первом чтении правительственный законопроект о льготных выплатах.
Законопроект "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вносит изменения в 155 законодательных актов РФ и признает утратившим силу 41 законодательный акт.
Документ предусматривает, в том числе, замену с 2005 года ряда действующих льгот для различных категорий граждан на ежемесячные денежные выплаты на общую сумму в 171,2 млрд. рублей.
Что же принесет транспортникам новые законодательные веяния?
В настоящее время пассажиры, которые пользуются общественным транспортом (автобус или троллейбус), имеют право выбора, так как на маршруте работает государственный и частный перевозчик. Платежеспособное население часто отдает предпочтение частнику. Однако таким образом может позволить себе передвигаться лишь небольшая часть населения. Основная нагрузка по выполнению транспортной работы по перевозки почти три четверти всего населения, приходится на долю муниципальных и государственных предприятий. При этом каждый третий пассажир имеет льготы и вполне легально не оплачивает проезд. Отсюда убытки, стареющий парк машин, низкая заработная плата водителей и качество обслуживания пассажиров.
Какой же виден выход? Увеличивать дотации и субсидии предприятиям? Этот шаг тупиковый: абсолютное большинство льгот не имеет механизмов финансового обеспечения, а объемы соответствующих услуг не поддаются учету.
Ведь льготники ездят не по билету, а по удостоверению.
С отменой льгот проблема учета, равно как и проблема дотации исчезает, однако, появляются другие вопросы, ответы на которые нам с вами предстоит решать совместными усилиями.
Возможно, замена льгот денежными компенсациями приведет к падению спроса населения на пассажирские перевозки, поскольку планируемые выплаты отнюдь не решают материальных проблем населения, связанных с оплатой за проезд. При возникновении права выбора – совершить не столь необходимую поездку на транспорте или потратить деньги на приобретение продуктов питания – скорее всего – так уж устроен человек – выбор будет в пользу материальных благ, поскольку большая часть сегодняшних льготников – это малоимущие и малообеспеченные граждане.
Отсутствие дотаций из бюджета в конечном счете поставит частных предпринимателей и государственные предприятия в равные условия на рынке транспортных услуг. На первый взгляд это неплохо: руководителям автотранспортных предприятий останется лишь ужесточить контроль за сбором выручки. Но так ли уж это хорошо?
Облагаемые налогами, обязанными поддерживать в надлежащем состоянии производственную базу, автотранспортные предприятия и в этой ситуации не оказываются в выигрыше. Индивидуальные перевозчики могут, к примеру, оставить некоторые льготы (скидки) на проезд (отдельным категориям, по дням недели, часам суток), тем самым будут работать не только на свой имидж, но и получение дополнительного дохода путем привлечения пассажиров.
Может возникнуть и прогнозируется ситуация, когда в связи со снижением пассажиропотоков на регулярных маршрутах, необходимо будет сокращать сначала интенсивность движения, затем, постепенно, и количество автобусов, либо предусматривать для них иной объем работ. Однако сегодня сохраняется тенденция снижения объемов вахтовых перевозок, поэтому на этот сектор, как на возможный выход из создавшегося положения надеяться не приходится. При таком обороте событий не исключено, что придется пойти на такие крайние меры, как сокращение численности работающих практически всех категорий. К этим возможным последствиям нужно быть готовым. Особенно тяжелым будущее положение представляется для автотранспортных предприятий, у которых на сегодняшний день доля дотаций в общих доходах составляет порядка 30 и более процентов.
Очевидно, что руководителям таких предприятий, как ОАО "Чистопольское АТП", ОАО "Заинское АТП", ОАО "Зеленодольское АТП", в доходах которых более трети составляет дотация, необходимо сегодня принимать жесткие административные решения, направленные на оптимизацию затратной части и увеличению контроля за сбором выручки.
Несмотря на достигнутые определенные успехи, для достижения поставленных перед нами целей и решения озвученных здесь задач предстоит сделать очень и очень многое. Для этого нам необходимо объединить усилия специалистов и коллективов предприятий и организаций транспортного комплекса Республики Татарстан.
Благодарю за внимание.
Уважаемый Владимир Александрович!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы подводим предварительные итоги нашей работы в первом полугодии 2004 года по результатам, которых должны быть определены главные задачи и направления нашей совместной работы время в оставшееся до конца года.
Главным в деятельности Министерства, предприятий и организаций в 2004 году была и остается реализация государственной транспортной политики Российской Федерации, отвечающей стратегии послания Президента Республики Татарстан, правительства Республики Татарстан, реализации потребности населения в транспортных услугах.
Анализируя уровень среднемесячной заработной платы работников предприятий транспортного комплекса, можно констатировать ее стабильный рост. Так, среднемесячная заработная плата в отрасли "транспорт" в I полугодии 2004 г. составила 6435 рублей. Но вместе с тем ухудшилось состояние по своевременной выплате заработной платы. Если на 1 января 2004 года задолженность была только у ОАО "Чистопольский судоремонтный завод" (1,6 млн.руб.), то по состоянию на 1 июля 2004 года задолженность составляет 8,7 млн.руб., в том числе:
Корпорация "Татавтотранс" - 1 млн.руб. (ОАО "Уруссинское АТП" и "Зеленодольское АТП")
МУП ПАТП-3 – 5,8 млн.руб.
Татарское агентство воздушных сообщений – 0,4 млн.руб.
ОАО "Татфлот" - 1,5 млн.руб.
За январь-июнь 2004 года транспортными предприятиями Республики Татарстан перевезено 22,1 млн. тонн грузов и 542,5 млн. пассажиров, что составляет 107,8% и 100,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Анализируя, работу предприятий водного транспорта в I полугодии 2004 года следует отметить, что увеличилась переработка грузов на 50,2%, добыча нерудных строительных материалов возросла на 66,5%, перевезено пассажиров на 16,9% больше, чем в прошлом году. Увеличение добычи связано с тем, что в текущем году своевременно был решен вопрос по добыче НСМ в нерестовый период. Вместе с тем перевозка грузов снизилась на 15,9% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.
ОАО СК "Татфлот" не решает вопрос о повышении заработной платы, и ее размер остается самым низким в сравнении с другими предприятиями транспортного комплекса Республики Татарстан.
Практически на всех предприятиях водного транспорта наблюдается тенденция увеличения дебиторской и кредиторской задолженности, где их рост составил 34,6% и 25,1% соответственно.
В текущем году прошла приватизация Судоходной компании "Татфлот", которая преобразована в открытое акционерное общество.
В процедуре банкротства находятся ОАО "Речной порт "Набережные Челны" и ОАО "Чистопольский судоремонтный завод".
В ОАО СК "Татфлот" продолжаются работы по строительству III очереди причальной стенки. Правительством Республики Татарстан предоставлен бюджетный кредит ГУ "Главтатдортранс" в размере 40,0 млн. рублей.
Для проведения реконструкции здания Казанского речного вокзала и благоустройства близлежащей территории в соответствии с решением принятым Премьер-министром РТ проводятся работы по оформлению кредита в 30,0 млн. рублей для проведения вышеуказанных работ.
16 июля этого года на заседании стратегического совета была рассмотрена перспектива развития ОАО "Судоходная компания "Татфлот". В ходе обсуждения перед компанией были поставлены следующие задачи:
Разработать программу среднесрочной и долгосрочной деятельности предприятия;
Ускорить работу по созданию транспортно-логистического центра;
Переноса пункта переработки НСМ из порта в другое место.
В деятельности авиапредприятий республики за отчетный период отмечен рост объемных показателей по сравнению с аналогичным периодом 2003 года: перевезено пассажиров на 26% больше, грузов на 30%. Численность личного состава осталась на уровне прошлого года, среднемесячная зарплата работников авиапредприятий возросла в среднем на 33% и составила 6829 рублей.
В международном аэропорту "Казань" завершены работы по вводу в эксплуатацию искусственной взлетно-посадочной полосы и светосигнального оборудования в полном объеме согласно проекта. ИВПП-2 введена в действие с 01.06.2004 г., на светосигнальное оборудование получено удостоверение годности к эксплуатации. Принято решение о строительстве в международном аэропорту "Казань" в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани нового бизнес-терминала с пропускной способностью 100 пассажиров в час для обслуживания официальных делегаций и пассажиров I класса с вводом в эксплуатацию 01.05.2005 г. Задача, поставленная советом директоров ОАО "МАК" о выходе предприятия на безубыточную деятельность реально выполнима, о чем свидетельствует сокращение убытков более чем в 2 раза.
Ведущее авиапредприятие республики – ОАО "Авиакомпания "Татарстан" - больше внимания стало уделять качеству обслуживания пассажиров.
В первом полугодии 2004 года предприятия железнодорожного транспорта работали стабильно. Грузооборот увеличился на 2% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года, производительность труда возросла на 5,6%, производительность локомотива увеличилась на 5,5%, производительность вагона поднялась на 6,8%. В первом полугодии 2004 года на 7,2% снизились объемы перевозки пассажиров, в том числе на 11,6% в пригородном сообщении.
В июне 2004 года генеральный подрядчик ООО "Стройсервис-Монтаж" приступил к работе по реконструкции пригородного железнодорожного вокзала на станции Казань. В соответствии с Постановлением КМ Республики Татарстан Управлением капитального строительства администрации г. Казани оформлен кредит в сумме 35 млн. рублей на реконструкцию этого объекта, Горьковская железная дорога – филиал ОАО "Российские железные дороги" выделяет в этом году 71,5 млн. рублей.
На остановочном пункте Мендюш начаты работы по строительству пассажирской посадочной платформы, после завершения её строительства начнутся работы по строительству пассажирской платформы на 880 км.
20 января 2004 года в состав фирменного пассажирского поезда "Татарстан" включены вагоны класса "люкс".
Пассажирскому поезду N 49/50 сообщением Москва-Казань-Москва придан статус фирменного поезда, осуществлена замена всех вагонов на новые и к концу этого года планируется присвоить ему название "Ак Барс".
В рамках реализации Программы структурных преобразований железнодорожного транспорта в первом полугодии этого года в Республике Татарстан успешно работают 5 грузовых компаний – операторов. В перспективе планируется и обсуждается вопрос о создании операторской компании для дорожной отрасли, ведутся переговоры о создании совместной грузовой компании ОАО "Татнефть" и ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии".
В марте 2004 года в г. Казани был подписан протокол о намерениях по созданию открытого акционерного общества "Татарстан-пригород". Подготовлены все учредительные документы. Соглашение между Правительством Республики Татарстан и Горьковской железной дорогой – филиалом ОАО "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве на 2004 год предусматривает осуществить: реконструкцию путепровода на ул. Павлюхина, реконструкцию 17 пассажирских посадочных платформ и строительство железнодорожной посадочной платформы совмещенной со станцией метрополитена на перегоне Вахитово-Ометьево, приступить к строительству железнодорожного вокзала на станции Кукмор.
В первом полугодии 2004 года работа предприятий промышленного железнодорожного транспорта характеризуется следующим образом: увеличился грузооборот на 3,3%, перевозки грузов на 12,5% и переработка грузов на 18,7%. Доходы и расходы возросли на 30,8% и 31,2% соответственно. Первое полугодие предприятия промышленного железнодорожного транспорта завершили с прибылью в 11,1 млн. рублей, на 17,7% снизилась дебиторская и на 36,3% кредиторская задолженности.
Предприятиями городского автомобильного и электротранспорта перевезено 418,7 млн. пассажиров, что составляет 100,6 % по отношению к АППГ. По итогам отчетного периода общие доходы (с дотациями) составили 864,8 млн. руб. или 124,1%, по отношению к аналогичному периоду 2003г. в том числе:
- доходы от пассажирских перевозок и оказания услуг сторонним организациям составили 604,3 млн. руб., или 122,8% по отношению к прошлому году;
- из бюджетов всех уровней получено дотаций 260,5 млн. руб., по отношению к 6 мес. 2003г. сумма дотаций уменьшилась на 15,9 млн. руб. или на 6,8%.
За тот же период расходы транспортных предприятий составили 874,2 млн. руб., что составляет 119,21% по отношению к 6 мес. прошлого года.
Все более жесткая конкуренция с частными перевозчиками приводит к тому, что на рынке пассажирских автомобильных перевозок доля частников стремительно растет. Так, в г.Казани сегодня более 20% пассажиров обслуживается предпринимателями, привлеченными для перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования автобусами малой и особо малой вместимости. Увеличение количества подвижного состава частных перевозчиков приводит к перегрузке и без того загруженных улиц города. Для разрешения этого злободневного вопроса в настоящее время разрабатывается "Комплексная транспортная схема г.Казани". Ориентировочный срок завершения разработки – второй квартал 2005 года. На сегодняшний день проведен анализ интенсивности движения, в ближайшее время будет проведено обследование пассажиропотоков на маршрутной сети.
Осложняется работа городского электрического транспорта, связанная с отсутствием должного внимания к нему. Подобное состояние дел грозит довольно серьезными экологическими последствиями для сотен тысяч жителей крупных городов республики.
Продолжаются работы по строительству Казанского метрополитена. По состоянию на 01.07.2004. общий объем финансирования составил 1104,6 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета 382,5млн. рублей (34,6%), бюджета Республики Татарстан – 301,9 млн. рублей (27,3%) и бюджета г. Казани 421,0 млн. рублей (38,1%). Объем выполненных работ на 1.07.2004 года составляет 1719,5 млн. рублей. Таким образом, с начала строительства метрополитена из всех источников было направлено на его финансирование более 4,5 млрд. рублей.
При условии освоения в 2004 году плановой суммы общий объем выполненных работ по Пусковому комплексу Казанского метрополитена составит 9,97 млрд. рублей. За оставшийся период 2005 года, до завершения строительства пускового комплекса, необходимо будет освоить сумму в размере 4,33 млрд. рублей.
Еще одним вопросом, и не только для городских автомобильных предприятий, является вопрос реализации утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 13.05.04 N 229 Концепции использования компримированного природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива на автотранспортных средствах. В настоящее время проведен ряд организационных совещаний, по результатам которых утвержден план мероприятий по расширению использования газа в качестве моторного топлива.
Актуальность данной проблемы также вызвана принятием уже в ближайшее время Всероссийского технического регламента "Об экологической безопасности колесных транспортных средств", который будет устанавливать, в том числе и новые требования к уровню шума и выхлопам автомобилей.
Объем перевозки пассажиров ОАО "Корпорацией "Татавтотранс" практически остался на уровне 1-го полугодия 2003 года. Однако если в городском, пригородном и междугороднем сообщениях количество перевезенных пассажиров увеличилось, то заказные перевозки в первом квартале этого года значительно сократились.
Грузовыми специализированными предприятиями республики и пассажирскими предприятиями, имеющими грузовой автотранспорт, за отчетный период перевезено 682,2 тыс. тонн грузов против 524,6 тыс.тонн за тот же период прошлого года, рост составил 30%, прирост объема грузов 157,6 тыс. тонн. Однако проблем здесь очень много, развитие грузовых перевозок и обновление основных фондов идет крайне медленными темпами.
За отчетный период автотранспортными предприятиями республики, собрано доходов от всех видов перевозок, включая грузовые и прочие услуги, на сумму 684 млн.руб. (меньше в сравнении с прошлым годом на 57,9 млн.руб. или на 7,8%). Доходы от заказных перевозок составили 238,0 млн.руб. и уменьшились в сравнении с прошлым годом на 12,9%, или на 35,3 млн.рублей.
Уважаемый Владимир Александрович!
Руководители предприятий не сидят сложа руки и особенно это касается крупных предприятий. Ими предпринимаются все меры для того, чтобы скомпенсировать потерянные доходы от вахтовых перевозок. В среднем за текущее полугодие доходы от пассажирских перевозок составили 584,7 млн.руб., т. е. рост в сравнении с прошлым годом составил 15,4 млн.руб. или 2,7%. Доходы от пригородных перевозок составили 87,6 млн.руб и возросли в сравнении с тем же периодом прошлого года на 11,4%, или на 8,9 млн.руб. Доходы от междугородных перевозок составили 134,2 млн.руб. и возросли в сравнении с тем же периодом прошлого года на 19,2%, или на 21,6 млн.руб.
Положительную динамику имеет сбор доходов от прочих видов услуг, что свидетельствует об активной позиции некоторых предприятий по улучшению собственного финансового состояния. По итогам 6 месяцев 2004 г., собрано доходов от прочей деятельности на сумму 101,2 млн.руб. против 91,9 млн.руб. за тот же период прошлого года, т.е. рост составил 9,3 млн.руб., или 10,2%.
В целом автотранспортные предприятия Республики Татарстан по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 6 месяцев т.г. положительного баланса не имеют. По всем предприятиям получено 1,2 млн. рублей убытка. Так, из 32 автотранспортных пассажирских и грузовых предприятий республики, входящих в состав ОАО "Корпорация "Татавтотранс" - только 24 предприятия (или 75%) имеют положительный баланс, в результате ими получена чистая прибыль на общую сумму 12,9 млн.руб.
Рост по показателю чистой прибыли в сравнении с тем же периодом прошлого года имеют предприятия: ОАО "Бавлинское ПАТП", ОАО "Набережночелнинский ПАК", ОАО "Нижнекамское ПАТП-1", ОАО "Набережночелнинское грузовое АТП, ОАО "Нурлатское АТП". Из 11 предприятий, убыточно сработавших в 1 полугодии 2003 года 5 предприятий, а это ОАО "Аксубаевское АТП", ОАО "Лениногорское ПАТП", ОАО "Мензелинское АТП", ОАО "Казанское ПАТП-1" и ОАО "Сабинское АТП" в 1 полугодии текущего года сработали с прибылью. Убыточно сработало 8 предприятий, или 25% к общему количеству предприятий, сумма общих убытков составила 14,2 млн.руб. Особенно значительные убытки по итогам 6 месяцев 2004 года имеют предприятия: ОАО "Зеленодольское ПАТП" - 5,5 млн.руб., ОАО "Зеленодольское ГАТП" - 4,1 млн.руб., ОАО "Чистопольское АТП" – 1,1 млн.рублей. Ухудшение по показателю чистой прибыли наблюдается у ОАО "Елабужское АТП" и ОАО "Чистопольское АТП", давшие в общей сумме убытка 1,6 млн. рублей, или 11% всей суммы общего убытка по автотранспортным предприятиям Республики Татарстан.
По итогам работы за 6 месяцев 2004 года расходы от производственной деятельности предприятий составили 906,5 млн.руб., против 850,6 млн.руб. за тот же период 2003 г. и выросли на 6,6%.
На сегодняшний день в автотранспортных предприятиях прошли годовые собрания акционеров, сформированы новые составы Советов Директоров, одной из главных задач которых должен являться глубокий анализ затратной части предприятий. Именно, осуществляя функции контроля, с проведением ежемесячных и ежеквартальных мониторинга цен по наиболее затратной части предприятий, и должна и действовать ОАО "Корпорация "Татаавтотранс", и ни в коем случаи не превращаться в транспортную организацию, которая оказывает снабженческие услуги.
Краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий выявил резервы повышения экономической эффективности их работы и определил задачи до конца текущего года, в их числе:
1. Руководителям автотранспортных предприятий необходимо принять меры сокращению дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Руководителям предприятий, совместно с территориальными органами, разработать мероприятия по расширению сферы дополнительных услуг, оказываемых населению, предприятиям, организациям.
3. Руководителям структурных (территориальных) подразделений Министерства провести анализ финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, имеющих по итогам 6 месяцев 2004 года, отрицательный баланс и подготовить совместно с руководителями этих предприятий предложения по исправлению сложившейся ситуации.
4. Руководителям автотранспортных предприятий разработать мероприятия по сокращению производственных затрат, в том числе обратить особое внимание на перевод техники на газомоторное топливо.
Продолжается обновление подвижного состава на условиях лизинга. За последние два года на условиях лизинга предприятиями получено более 360 ед. автобусов различных марок на общую сумму более 178 млн. рублей. Однако, не все предприятия своевременно перечисляют платежи в лизинговый фонд. Так, на сегодняшний день просроченная задолженность составляет более 18,7 млн. рублей, в том числе по предприятиям г.Казани задолженность составляет 14,3 млн. рублей, по предприятиям ОАО "Корпорация "Татавтотранс" более 3 млн. рублей. Большие суммы задолженности имеют следующие предприятия:
- МУП КПАТП-2 г.Казани – более 2,8 млн. рублей;
- МУП КПАТП-3 г.Казани – более 2,6 млн. рублей;
- МУП КПАТП-4 г.Казани – более 1,3 млн. рублей;
- ОАО "Казанское ПАТП-1" - более 3 млн. рублей;
- ОАО "Зеленодольское ПАТП" - более 1,5 млн. рублей;
- ГУП "Нижнекамское ПАТП-2" - 1,3 млн. рублей.
В первом полугодии продолжалась работа по реализации пилотного проекта региональной автоматизированной информационно-управляющей системы Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ (АИУС-РТ), которая позволит оперативно управлять работой всех видов пассажирского и грузового автомобильного транспорта.
В настоящее время в соответствии с планом работ по проекту ГУ"Дирекция "АИУС-РТ" выполнены следующие работы:
1. Разработана организационная структура проекта;
2. Совместно с Администрациями г.Набережные Челны, г.Нижнекамска и территориальными органами министерства проведена работа по реализации ПКМ РТ N 401 от 31.07.03 "Об организации маршрутных пассажирских перевозок в Республике Татарстан".
3. Совместно с генподрядчиком проведена работа по формированию Технического задания, сбору исходных данных и разработке Рабочего проекта интегрированной сети передачи данных АИУС-РТ, которая будет завершена в ближайшее время.
4. В ФГУП "Главный радиочастотный центр" в стадии рассмотрения находятся документы по радиочастотному присвоению.
Начата работа по разработке проекта закона Республики Татарстан "О принципах организации обслуживания населения автомобильным, наземным электрическим и водным транспортом в Республике Татарстан", который должен включить в себя все основные правила игры для предприятий любой формой собственности. Распоряжением Кабинета Министров создана комиссия по разработке проекта закона, в которую входят представители всех заинтересованных Министерств и ведомств. В октябре этого года проект данного закона будет представлен для обсуждения в созданную комиссию.
Уважаемые руководители!
Рынок пассажирских перевозок ждут большие перемены
Госдума на пленарном заседании 2 июля 2004 года приняла за основу в первом чтении правительственный законопроект о льготных выплатах.
Законопроект "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вносит изменения в 155 законодательных актов РФ и признает утратившим силу 41 законодательный акт.
Документ предусматривает, в том числе, замену с 2005 года ряда действующих льгот для различных категорий граждан на ежемесячные денежные выплаты на общую сумму в 171,2 млрд. рублей.
Что же принесет транспортникам новые законодательные веяния?
В настоящее время пассажиры, которые пользуются общественным транспортом (автобус или троллейбус), имеют право выбора, так как на маршруте работает государственный и частный перевозчик. Платежеспособное население часто отдает предпочтение частнику. Однако таким образом может позволить себе передвигаться лишь небольшая часть населения. Основная нагрузка по выполнению транспортной работы по перевозки почти три четверти всего населения, приходится на долю муниципальных и государственных предприятий. При этом каждый третий пассажир имеет льготы и вполне легально не оплачивает проезд. Отсюда убытки, стареющий парк машин, низкая заработная плата водителей и качество обслуживания пассажиров.
Какой же виден выход? Увеличивать дотации и субсидии предприятиям? Этот шаг тупиковый: абсолютное большинство льгот не имеет механизмов финансового обеспечения, а объемы соответствующих услуг не поддаются учету.
Ведь льготники ездят не по билету, а по удостоверению.
С отменой льгот проблема учета, равно как и проблема дотации исчезает, однако, появляются другие вопросы, ответы на которые нам с вами предстоит решать совместными усилиями.
Возможно, замена льгот денежными компенсациями приведет к падению спроса населения на пассажирские перевозки, поскольку планируемые выплаты отнюдь не решают материальных проблем населения, связанных с оплатой за проезд. При возникновении права выбора – совершить не столь необходимую поездку на транспорте или потратить деньги на приобретение продуктов питания – скорее всего – так уж устроен человек – выбор будет в пользу материальных благ, поскольку большая часть сегодняшних льготников – это малоимущие и малообеспеченные граждане.
Отсутствие дотаций из бюджета в конечном счете поставит частных предпринимателей и государственные предприятия в равные условия на рынке транспортных услуг. На первый взгляд это неплохо: руководителям автотранспортных предприятий останется лишь ужесточить контроль за сбором выручки. Но так ли уж это хорошо?
Облагаемые налогами, обязанными поддерживать в надлежащем состоянии производственную базу, автотранспортные предприятия и в этой ситуации не оказываются в выигрыше. Индивидуальные перевозчики могут, к примеру, оставить некоторые льготы (скидки) на проезд (отдельным категориям, по дням недели, часам суток), тем самым будут работать не только на свой имидж, но и получение дополнительного дохода путем привлечения пассажиров.
Может возникнуть и прогнозируется ситуация, когда в связи со снижением пассажиропотоков на регулярных маршрутах, необходимо будет сокращать сначала интенсивность движения, затем, постепенно, и количество автобусов, либо предусматривать для них иной объем работ. Однако сегодня сохраняется тенденция снижения объемов вахтовых перевозок, поэтому на этот сектор, как на возможный выход из создавшегося положения надеяться не приходится. При таком обороте событий не исключено, что придется пойти на такие крайние меры, как сокращение численности работающих практически всех категорий. К этим возможным последствиям нужно быть готовым. Особенно тяжелым будущее положение представляется для автотранспортных предприятий, у которых на сегодняшний день доля дотаций в общих доходах составляет порядка 30 и более процентов.
Очевидно, что руководителям таких предприятий, как ОАО "Чистопольское АТП", ОАО "Заинское АТП", ОАО "Зеленодольское АТП", в доходах которых более трети составляет дотация, необходимо сегодня принимать жесткие административные решения, направленные на оптимизацию затратной части и увеличению контроля за сбором выручки.
Несмотря на достигнутые определенные успехи, для достижения поставленных перед нами целей и решения озвученных здесь задач предстоит сделать очень и очень многое. Для этого нам необходимо объединить усилия специалистов и коллективов предприятий и организаций транспортного комплекса Республики Татарстан.
Благодарю за внимание.
28 июля 2004 года, г.Казань