Публикации > Просмотр публикации
"Об основных показателях прогноза социально-экономического развития на 2005 год"
Тезисы доклада заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан А.М.Пахомова на сессии Госсовета Республики Татарстан
13 октября 2004 года
На Ваше рассмотрение представлен прогноз социально-экономического развития республики на 2005 год. Прогноз подготовлен Министерством экономики и промышленности на основе принятых в республике основных направлений стратегии развития республики на 2002-2006 годы, задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в послании Государственному Совету, сценарных условий функционирования Российской экономики в 2005 году, а также с учетом ожидаемых итогов развития республики в 2004 году и обобщения прогнозных показателей министерств и ведомств, ведущих предприятий республики.
Динамика развития экономики Татарстана в текущем году отличается стабильным ростом основных показателей работы производственного сектора.
При рассмотрении проекта бюджета на профильных комитетах была дана подробная информация об основных итогах социально-экономического развития республики за 8 месяцев текущего года, ожидаемых итогах 2004г. и поэтому сегодня лишь тезисно повторю информацию об основных параметрах.
В январе-сентябре 2004 года объем промышленной продукции составил 243,9 млрд. рублей и возрос на 5,9% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. За 9 месяцев 2004 года достигнут прирост объема промышленного производства практически во всех отраслях промышленности: в машиностроении - на 14,7%, химической и нефтехимической отрасли - на 15,2%, лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 7,4%, промышленности строительных материалов - на 7,4%, легкой промышленности - на 4,3%, топливной промышленности - на 4,5%, электроэнергетики - на 1,1%.
Несколько снизили объем производства предприятия пищевой промышленности (на 1,7%).
Увеличились добыча нефти на 3,2% к соответствующему уровню предыдущего года, производство синтетического каучука – на 16,1%, полиэтилена – на 9,4% (320,3 тыс.тонн), грузовых автомобилей - на 24,1%, легковых автомобилей - на 5,6%.
Общий объем инвестиций в основной капитал за восемь месяцев т.г. составил 37,0 млрд.рублей, что составляет 116,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Возросла прибыль крупных и средних предприятий. За 8 месяцев текущего года она составила свыше 42 млрд. рублей.
Снизились темпы инфляции. С начала года (к декабрю 2003 г.) потребительские цены выросли на 9,0%. Продолжается рост доходов населения. За 8 месяцев денежные доходы населения увеличились в номинальном выражении на 19,6% по сравнению с соответствующим периодом 2003г. Реальные денежные доходы населения за этот период возросли на 8,2%.
Среднемесячная заработная плата одного работающего на крупных и средних предприятиях и организациях в среднем за январь-август текущего года составила 5411 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,3%. Размер реальной заработной платы за этот период возрос на 11,7%
С начала года просроченная задолженность по заработной плате. снизилась на 26,3% и составила на 1 октября около 112 млн.рублей.
В основу прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 год заложены параметры, соответствующие федеральным прогнозам и динамике социально-экономического развития республики.
Ожидается, что индекс потребительских цен в среднем за год составит 109,4%.
Экспортная стоимость нефти принята в расчетах в размере 26 долларов за баррель. Курс доллара в среднем за год предположительно составит 30 рублей.
Прогнозируется, что в 2005 году тарифы на газ возрастут в среднем на 23%, на электроэнергию - на 16,1% и теплоэнергию - на 14,5%.
Исходя из названных параметров, показатели прогноза на 2005 год складываются следующим образом.
Объем валового регионального продукта составит 380,0 млрд. рублей и возрастет на 6,1% по сравнению с оценкой 2004 года.
Экономический рост республики во многом определяется развитием промышленности. Объем промышленного производства в 2005 году по прогнозу достигнет 330,0 млрд. рублей (105,5% к уровню 2004 года).
Прибыль в 2005 году предполагается получить в сумме 51 млрд. рублей.
В разрезе отраслей основным фактором роста в промышленности в 2005 году будет рост объемов в машиностроении, химии и нефтехимии при поступательном развитии других отраслей.
Ожидается, что производство грузовых автомобилей составит в 2005 году 31,5 тыс. штук, легковых автомобилей – 46,2 тыс. штук, полиэтилена - 439 тыс. тонн, шин - 12 млн. штук и т.д..
По-прежнему, значительная доля финансовых ресурсов формируется за счет нефтяной отрасли. В прогнозе 2005 года показатель добычи определен в объеме около 30,0 млн. тонн.
Планируется увеличение объемов производства нефтеперерабатывающей продукции. Этому будет способствовать реализация крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов, осуществляемых в рамках Президентской Программы развития нефтегазохимического комплекса республики. Принято решение о строительстве в Нижнекамске нового нефтеперерабатывающего завода нефтехимического профиля мощностью 7 млн. тонн (тяжелой сернистой) нефти в год. Для осуществления вышеуказанного проекта было создано совместное предприятие ОАО «ТКНК» (Татарстано-корейская нефтехимическая корпорация). Общая стоимость инвестиций оценивается в 3 млрд. долларов США.
Проект планируется осуществить в два этапа.
Прогнозируемые темпы роста машиностроения позволяют рассчитывать на дальнейшее увеличение удельного веса предприятий отрасли в общем объеме промышленного производства Республики Татарстан.
Основное влияние на эти тенденции оказывает освоение производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции в рамках реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности, принятой в республике.
Проводятся работы по завершению сертификации легкого многоцелевого вертолета "Ансат", серийный выпуск которого планируется начать на Казанском вертолетном заводе. Продолжаются испытания первого образца вертолета МИ-38.
Правительство Республики Татарстан проводится работа по финансово-экономическому оздоровлению ОАО «Зеленодольский завод им.Горького». С участием ОАО «Ак-Барс Банк» и ЗАО «Гута-Банк» проведена реструктуризации задолженности в бюджеты, погашена задолженность перед энергетиками и по заработной плате, устранен дефицит оборотных средств.
С января 2004 года началась производственная деятельность вновь образованного государственного унитарного предприятия «Казанский электротехнический завод». В целях создания условий для устойчивой работы завода в текущем году и на ближайшую перспективу привлечен стратегический инвестор.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности работы предприятий является использование информационной системы, созданной в рамках реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О создании комплексной системы информационного обеспечения республиканских заказчиков, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг».
Полагаем, что необходимая прозрачность бюджетного финансирования будет обеспечена, прежде всего на основе конкурсного подхода к закупкам товаров, работ и услуг путем увеличения количества открытых конкурсов, развития электронных и web-технологий при проведении открытых конкурсов, котировок цен и редукционов.
Завершается реализация Республиканской целевой Программы «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 гг.»., основной целью которой было определено повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Одним из основных результатов реализации данной Программы стало снижение энергоемкости валового регионального продукта более чем на 11% за данный период.
Одновременно в условиях ограниченности средств республиканского бюджета ведется активная работа по энергосбережению в рамках Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года». Подготовлен и направлен в Министерство промышленности и энергетики РФ пакет документов установленного образца по энергоэффективным мероприятиям 14-ти предприятий и ведомств Республики Татарстан для включения их в перечень мероприятий, подлежащих выполнению в 2005 году с использованием средств федерального бюджета.
Для достижения качественно нового состояния энергетики республики продолжается реформирование ОАО «Татэнерго». В настоящее время учреждены ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Диспетчерский центр». Материнская компания будет реализовывать функции стратегического планирования, корпоративного управления, центра инвестиций. Все это должно способствовать повышению рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности предприятия, как следствие росту инвестиций в энергосистему республики.
Начата реализация проекта по реконструкции мощностей Нижнекамской ТЭЦ-1 газовыми турбинами. Аналогичный проект прорабатывается по Казанской ТЭЦ-3.
По известным объективным причинам, связанным прежде всего с ростом цен на энергоресурсы, а также в связи с планируемым переходом с 2005 года на 100%-ую оплату жилищно-коммунальных услуг, планируется повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с одновременным предоставлением мер адресной социальной поддержки, которые позволят значительно уменьшить рост платежей за эти услуги.
Одним из основных источников пополнения доходной части бюджета являются акцизы на алкогольную продукцию. В связи с передачей всех акцизов на производимые в Татарстане ликеро-водочные изделия в бюджет республики становится более актуальной проблема увеличения объемов производства и реализации алкогольной продукции республиканских производителей. По прогнозу в 2005 году будет произведено 5,2 млн. дкл спирта и 5,3 млн. дкл водки и ликеро-водочных изделий.
В целях увеличения производства алкогольной продукции в республике разработана Программа производства слабоградусной алкогольной продукции на 2004-2006 годы. В 2005 году производство слабоалкогольной продукции составит по прогнозу 184,3 тыс.дал. (в 2004 году производство ожидается на уровне 156,8 тыс.дал.).
Предусматриваются меры по развитию лизинга для ускорения технического перевооружения малого и среднего бизнеса и предоставление средств на субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым для сезонной закупки сырья и материалов и для реализации инвестиционных проектов.
Необходимо отметить, что наши прогнозы в развитии предпринимательства в республики подтверждаются. По данным органов статистики в этом секторе экономики с опережением от прогноза растет выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности, общая сумма налоговых поступлений, доля добавленной стоимости в выпуске продукции.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2005 г. увеличится, по прогнозу, по сравнению с оценкой 2004г. на 3% и составит 75,4 млрд. рублей.
Республиканская адресная инвестиционная программа на 2005 год сформирована в сумме 6,8 млрд. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан.
В последнее время в Татарстане предпринят ряд шагов, направленных на более тесную привязку передовых научных разработок к реальному производству. Среди них - создание инновационно-производственного технопарка «Идея», венчурного фонда в рамках «Татнефтехиминвест-холдинга». Кроме этого, в республике в стадии создания находятся еще несколько элементов инновационной инфраструктуры
Объем жилищного строительства планируется сохранить на уровне 2004 года. На эти цели, в том числе через систему социальной ипотеки, в рамках Республиканской инвестиционной программы предусматривается выделить 3 млрд.рублей
Валовая продукция сельского хозяйства в 2005 году прогнозируется с ростом на 2,1 % к ожидаемому уровню 2004 года.
В 2005 году продолжится рост уровня жизни населения. Ожидается, что реальные денежные доходы населения в 2005 году возрастут на 10,8%.
Фонд заработной платы в 2005 году составит ориентировочно 104,4 млрд. рублей и увеличится к оценке 2003 года на 20%.
В 2005 году предусматривается рост средней заработной платы одного работника до 6571 рубля.
Сегодня на Ваше рассмотрение внесен законопроект об адресной социальной поддержке населения, на реализацию которого планируется направить более 8 млрд.рублей. При этом максимально сохранены действующие льготы, которые будут заменены денежными выплатами.
Численность зарегистрированных безработных может составить 24,8 тыс. человек, это примерно тот же уровень.
Необходимо отметить, что в связи с изменениями и дополнениями в Налоговом и бюджетном законодательстве в 2005 году значительно сократится доходная часть бюджета. Общая сумма потерь в результате этих изменений, с учетом снижения финансирования по ФЦП, составит 5,4млрд.рублей.
В сложившихся условиях консолидированный бюджет Республики Татарстан на 2005 год сформирован с уровнем дефицита в 3 млрд.руб.
Будут разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления.
Должен отметить, что с введением на территории Республики Татарстан в полном объеме Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года возникнет определенная проблема с финансированием сложившейся на сегодня в городах и районах социальной инфраструктуры. Всем Вам известно, что в отдельных населенных пунктах она избыточна. Учитывая, что в соответствии с основными нормами, заложенными в финансовую основу местного самоуправления, средств для межбюджетного регулирования у республики практически не остается. Поэтому главной задачей в следующем году в рамках предоставленных бюджетных возможностей и перспектив экономического развития становится принятие решений по оптимизации бюджетной сети, развитию небюджетных направлений в отраслях социальной сферы и реформированию предприятий в области ЖКХ, здравоохранения, образования и других отраслей.
Кроме того, в течение года предстоит определить механизмы социально-экономического, и в том числе бюджетного, выравнивания муниципальных образований, учитывая, что основная часть сельских населенных пунктов будет не в состоянии себя полностью обеспечить.
Задача чрезвычайно сложная для годового периода. Но ее надо выполнить, имея ввиду еще и то обстоятельство, что приближается к завершению ФЦП, которая является существенным финансовым ресурсом для социально-экономического развития Республики Татарстан.
С целью дальнейшего определения основных путей увеличения конкурентоспособности республиканской экономики, роста ВРП, качества жизни населения начата разработка Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года. В разработке этой программы задействованы министерства и ведомства, ведущие ученые и специалисты. Проект программы будет подготовлен к концу текущего года.
Реализация запланированных в 2005 году мероприятий позволит поддержать существующие темпы экономического роста и подготовить почву для более интенсивного роста экономики республики в перспективе, повысить ее стабильность и качество жизни населения.
Тезисы доклада заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан А.М.Пахомова на сессии Госсовета Республики Татарстан
13 октября 2004 года
На Ваше рассмотрение представлен прогноз социально-экономического развития республики на 2005 год. Прогноз подготовлен Министерством экономики и промышленности на основе принятых в республике основных направлений стратегии развития республики на 2002-2006 годы, задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в послании Государственному Совету, сценарных условий функционирования Российской экономики в 2005 году, а также с учетом ожидаемых итогов развития республики в 2004 году и обобщения прогнозных показателей министерств и ведомств, ведущих предприятий республики.
Динамика развития экономики Татарстана в текущем году отличается стабильным ростом основных показателей работы производственного сектора.
При рассмотрении проекта бюджета на профильных комитетах была дана подробная информация об основных итогах социально-экономического развития республики за 8 месяцев текущего года, ожидаемых итогах 2004г. и поэтому сегодня лишь тезисно повторю информацию об основных параметрах.
В январе-сентябре 2004 года объем промышленной продукции составил 243,9 млрд. рублей и возрос на 5,9% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. За 9 месяцев 2004 года достигнут прирост объема промышленного производства практически во всех отраслях промышленности: в машиностроении - на 14,7%, химической и нефтехимической отрасли - на 15,2%, лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 7,4%, промышленности строительных материалов - на 7,4%, легкой промышленности - на 4,3%, топливной промышленности - на 4,5%, электроэнергетики - на 1,1%.
Несколько снизили объем производства предприятия пищевой промышленности (на 1,7%).
Увеличились добыча нефти на 3,2% к соответствующему уровню предыдущего года, производство синтетического каучука – на 16,1%, полиэтилена – на 9,4% (320,3 тыс.тонн), грузовых автомобилей - на 24,1%, легковых автомобилей - на 5,6%.
Общий объем инвестиций в основной капитал за восемь месяцев т.г. составил 37,0 млрд.рублей, что составляет 116,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Возросла прибыль крупных и средних предприятий. За 8 месяцев текущего года она составила свыше 42 млрд. рублей.
Снизились темпы инфляции. С начала года (к декабрю 2003 г.) потребительские цены выросли на 9,0%. Продолжается рост доходов населения. За 8 месяцев денежные доходы населения увеличились в номинальном выражении на 19,6% по сравнению с соответствующим периодом 2003г. Реальные денежные доходы населения за этот период возросли на 8,2%.
Среднемесячная заработная плата одного работающего на крупных и средних предприятиях и организациях в среднем за январь-август текущего года составила 5411 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 23,3%. Размер реальной заработной платы за этот период возрос на 11,7%
С начала года просроченная задолженность по заработной плате. снизилась на 26,3% и составила на 1 октября около 112 млн.рублей.
В основу прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 год заложены параметры, соответствующие федеральным прогнозам и динамике социально-экономического развития республики.
Ожидается, что индекс потребительских цен в среднем за год составит 109,4%.
Экспортная стоимость нефти принята в расчетах в размере 26 долларов за баррель. Курс доллара в среднем за год предположительно составит 30 рублей.
Прогнозируется, что в 2005 году тарифы на газ возрастут в среднем на 23%, на электроэнергию - на 16,1% и теплоэнергию - на 14,5%.
Исходя из названных параметров, показатели прогноза на 2005 год складываются следующим образом.
Объем валового регионального продукта составит 380,0 млрд. рублей и возрастет на 6,1% по сравнению с оценкой 2004 года.
Экономический рост республики во многом определяется развитием промышленности. Объем промышленного производства в 2005 году по прогнозу достигнет 330,0 млрд. рублей (105,5% к уровню 2004 года).
Прибыль в 2005 году предполагается получить в сумме 51 млрд. рублей.
В разрезе отраслей основным фактором роста в промышленности в 2005 году будет рост объемов в машиностроении, химии и нефтехимии при поступательном развитии других отраслей.
Ожидается, что производство грузовых автомобилей составит в 2005 году 31,5 тыс. штук, легковых автомобилей – 46,2 тыс. штук, полиэтилена - 439 тыс. тонн, шин - 12 млн. штук и т.д..
По-прежнему, значительная доля финансовых ресурсов формируется за счет нефтяной отрасли. В прогнозе 2005 года показатель добычи определен в объеме около 30,0 млн. тонн.
Планируется увеличение объемов производства нефтеперерабатывающей продукции. Этому будет способствовать реализация крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов, осуществляемых в рамках Президентской Программы развития нефтегазохимического комплекса республики. Принято решение о строительстве в Нижнекамске нового нефтеперерабатывающего завода нефтехимического профиля мощностью 7 млн. тонн (тяжелой сернистой) нефти в год. Для осуществления вышеуказанного проекта было создано совместное предприятие ОАО «ТКНК» (Татарстано-корейская нефтехимическая корпорация). Общая стоимость инвестиций оценивается в 3 млрд. долларов США.
Проект планируется осуществить в два этапа.
Прогнозируемые темпы роста машиностроения позволяют рассчитывать на дальнейшее увеличение удельного веса предприятий отрасли в общем объеме промышленного производства Республики Татарстан.
Основное влияние на эти тенденции оказывает освоение производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции в рамках реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности, принятой в республике.
Проводятся работы по завершению сертификации легкого многоцелевого вертолета "Ансат", серийный выпуск которого планируется начать на Казанском вертолетном заводе. Продолжаются испытания первого образца вертолета МИ-38.
Правительство Республики Татарстан проводится работа по финансово-экономическому оздоровлению ОАО «Зеленодольский завод им.Горького». С участием ОАО «Ак-Барс Банк» и ЗАО «Гута-Банк» проведена реструктуризации задолженности в бюджеты, погашена задолженность перед энергетиками и по заработной плате, устранен дефицит оборотных средств.
С января 2004 года началась производственная деятельность вновь образованного государственного унитарного предприятия «Казанский электротехнический завод». В целях создания условий для устойчивой работы завода в текущем году и на ближайшую перспективу привлечен стратегический инвестор.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности работы предприятий является использование информационной системы, созданной в рамках реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О создании комплексной системы информационного обеспечения республиканских заказчиков, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг».
Полагаем, что необходимая прозрачность бюджетного финансирования будет обеспечена, прежде всего на основе конкурсного подхода к закупкам товаров, работ и услуг путем увеличения количества открытых конкурсов, развития электронных и web-технологий при проведении открытых конкурсов, котировок цен и редукционов.
Завершается реализация Республиканской целевой Программы «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 гг.»., основной целью которой было определено повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Одним из основных результатов реализации данной Программы стало снижение энергоемкости валового регионального продукта более чем на 11% за данный период.
Одновременно в условиях ограниченности средств республиканского бюджета ведется активная работа по энергосбережению в рамках Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года». Подготовлен и направлен в Министерство промышленности и энергетики РФ пакет документов установленного образца по энергоэффективным мероприятиям 14-ти предприятий и ведомств Республики Татарстан для включения их в перечень мероприятий, подлежащих выполнению в 2005 году с использованием средств федерального бюджета.
Для достижения качественно нового состояния энергетики республики продолжается реформирование ОАО «Татэнерго». В настоящее время учреждены ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Диспетчерский центр». Материнская компания будет реализовывать функции стратегического планирования, корпоративного управления, центра инвестиций. Все это должно способствовать повышению рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности предприятия, как следствие росту инвестиций в энергосистему республики.
Начата реализация проекта по реконструкции мощностей Нижнекамской ТЭЦ-1 газовыми турбинами. Аналогичный проект прорабатывается по Казанской ТЭЦ-3.
По известным объективным причинам, связанным прежде всего с ростом цен на энергоресурсы, а также в связи с планируемым переходом с 2005 года на 100%-ую оплату жилищно-коммунальных услуг, планируется повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с одновременным предоставлением мер адресной социальной поддержки, которые позволят значительно уменьшить рост платежей за эти услуги.
Одним из основных источников пополнения доходной части бюджета являются акцизы на алкогольную продукцию. В связи с передачей всех акцизов на производимые в Татарстане ликеро-водочные изделия в бюджет республики становится более актуальной проблема увеличения объемов производства и реализации алкогольной продукции республиканских производителей. По прогнозу в 2005 году будет произведено 5,2 млн. дкл спирта и 5,3 млн. дкл водки и ликеро-водочных изделий.
В целях увеличения производства алкогольной продукции в республике разработана Программа производства слабоградусной алкогольной продукции на 2004-2006 годы. В 2005 году производство слабоалкогольной продукции составит по прогнозу 184,3 тыс.дал. (в 2004 году производство ожидается на уровне 156,8 тыс.дал.).
Предусматриваются меры по развитию лизинга для ускорения технического перевооружения малого и среднего бизнеса и предоставление средств на субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым для сезонной закупки сырья и материалов и для реализации инвестиционных проектов.
Необходимо отметить, что наши прогнозы в развитии предпринимательства в республики подтверждаются. По данным органов статистики в этом секторе экономики с опережением от прогноза растет выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности, общая сумма налоговых поступлений, доля добавленной стоимости в выпуске продукции.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2005 г. увеличится, по прогнозу, по сравнению с оценкой 2004г. на 3% и составит 75,4 млрд. рублей.
Республиканская адресная инвестиционная программа на 2005 год сформирована в сумме 6,8 млрд. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан.
В последнее время в Татарстане предпринят ряд шагов, направленных на более тесную привязку передовых научных разработок к реальному производству. Среди них - создание инновационно-производственного технопарка «Идея», венчурного фонда в рамках «Татнефтехиминвест-холдинга». Кроме этого, в республике в стадии создания находятся еще несколько элементов инновационной инфраструктуры
Объем жилищного строительства планируется сохранить на уровне 2004 года. На эти цели, в том числе через систему социальной ипотеки, в рамках Республиканской инвестиционной программы предусматривается выделить 3 млрд.рублей
Валовая продукция сельского хозяйства в 2005 году прогнозируется с ростом на 2,1 % к ожидаемому уровню 2004 года.
В 2005 году продолжится рост уровня жизни населения. Ожидается, что реальные денежные доходы населения в 2005 году возрастут на 10,8%.
Фонд заработной платы в 2005 году составит ориентировочно 104,4 млрд. рублей и увеличится к оценке 2003 года на 20%.
В 2005 году предусматривается рост средней заработной платы одного работника до 6571 рубля.
Сегодня на Ваше рассмотрение внесен законопроект об адресной социальной поддержке населения, на реализацию которого планируется направить более 8 млрд.рублей. При этом максимально сохранены действующие льготы, которые будут заменены денежными выплатами.
Численность зарегистрированных безработных может составить 24,8 тыс. человек, это примерно тот же уровень.
Необходимо отметить, что в связи с изменениями и дополнениями в Налоговом и бюджетном законодательстве в 2005 году значительно сократится доходная часть бюджета. Общая сумма потерь в результате этих изменений, с учетом снижения финансирования по ФЦП, составит 5,4млрд.рублей.
В сложившихся условиях консолидированный бюджет Республики Татарстан на 2005 год сформирован с уровнем дефицита в 3 млрд.руб.
Будут разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления.
Должен отметить, что с введением на территории Республики Татарстан в полном объеме Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года возникнет определенная проблема с финансированием сложившейся на сегодня в городах и районах социальной инфраструктуры. Всем Вам известно, что в отдельных населенных пунктах она избыточна. Учитывая, что в соответствии с основными нормами, заложенными в финансовую основу местного самоуправления, средств для межбюджетного регулирования у республики практически не остается. Поэтому главной задачей в следующем году в рамках предоставленных бюджетных возможностей и перспектив экономического развития становится принятие решений по оптимизации бюджетной сети, развитию небюджетных направлений в отраслях социальной сферы и реформированию предприятий в области ЖКХ, здравоохранения, образования и других отраслей.
Кроме того, в течение года предстоит определить механизмы социально-экономического, и в том числе бюджетного, выравнивания муниципальных образований, учитывая, что основная часть сельских населенных пунктов будет не в состоянии себя полностью обеспечить.
Задача чрезвычайно сложная для годового периода. Но ее надо выполнить, имея ввиду еще и то обстоятельство, что приближается к завершению ФЦП, которая является существенным финансовым ресурсом для социально-экономического развития Республики Татарстан.
С целью дальнейшего определения основных путей увеличения конкурентоспособности республиканской экономики, роста ВРП, качества жизни населения начата разработка Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года. В разработке этой программы задействованы министерства и ведомства, ведущие ученые и специалисты. Проект программы будет подготовлен к концу текущего года.
Реализация запланированных в 2005 году мероприятий позволит поддержать существующие темпы экономического роста и подготовить почву для более интенсивного роста экономики республики в перспективе, повысить ее стабильность и качество жизни населения.
Пресс-служба Министерства экономики и промышленности РТ, 13 октября 2004 г.