Публикации > Просмотр публикации
Выступление министра финансов РТ по бюджету РТ на 2005 год на сессии Госсовета РТ
Уважаемый Президент!
Уважаемый Председатель Государственного Совета!
Уважаемые депутаты Государственного Совета!
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан на Ваше рассмотрение представляется проект Закона "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год".
Формирование проекта бюджета республики на предстоящий 2005 год Правительством республики осуществлялось в тесном контакте со всеми комитетами Государственного Совета Республики Татарстан, главами администраций районов и городов, руководителями министерств и ведомств.
При формировании доходной части бюджета республики учитывались показатели социально-экономического развития республики, как достигнутые в текущем году, так и прогнозируемые на предстоящий год, а также ход исполнения бюджета текущего года, который характеризуется следующими показателями.
Доходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев текущего года в целом исполнена на 116,7 %, в том числе бюджета Республики Татарстан – на 117,4 %, целевых бюджетных фондов – на 118,2 %, местных бюджетов – на 113,9 %.
Основное перевыполнение плана достигнуто по двум налогам – налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых.
Перевыполнение плана по налогу на прибыль обусловлено высокими темпами роста производства и реализации продукции топливной и нефтяной промышленности, а также положительными результатами перерасчета налога за IV квартал 2003 года и I полугодие 2004 года.
Перевыполнение плана по налогу на добычу полезных ископаемых обусловлено ростом мировых цен на нефть в 1,6 раза против прогнозных (прогноз 20 долларов за баррель, факт за 8 месяцев 32,5 доллара).
Оптимистический ход исполнения доходной части бюджета республики за 9 месяцев дает нам основание полагать, что по году будет полностью покрыт дефицит бюджета. Соответствующие предложения о распределении дополнительных доходов бюджета Республики Татарстан в Государственный Совет в текущем году Правительством будут внесены.
Финансирование расходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев текущего года проведено в соответствии с бюджетной росписью в полном объеме. Задолженности по заработной плате и коммунальным услугам не имеется. Своевременно профинансированы учреждения республиканского подчинения, в полном объеме оказана финансовая помощь местным бюджетам в форме дотации и субвенции на зарплату и учреждениям общеобразовательных школ.
Несмотря на оптимистичный прогноз по ожидаемому исполнению бюджета текущего года, при формировании бюджета 2005 года имелись определенные трудности в сбалансировании доходов с расходами по причине вносимых с 1 января 2005 года изменений в федеральное налоговое и бюджетное законодательство.
Общая сумма потерь консолидированного бюджета республики в связи с этим составляет 4,0 млрд.рублей, в том числе от снижения норматива зачисления налога на добычу полезных ископаемых (нефти) с 14,4 % до 5 % - 2 млрд.рублей, по налогу на прибыль – с 19 % до 17,5 % - 700 млн.рублей, от полного зачисления водного налога в федеральный бюджет – 300 млн.рублей, от снижения ставки зачисления в фонд медицинского страхования с 3,6 % до 2,8 % - 1 млрд.рублей.
Кроме того, на 1,4 млрд.рублей меньше против 2004 года предусматривается выделение Республике Татарстан средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Социально-эко-номическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", включая подпрограмму "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани".
В целом по указанным причинам общая сумма потерь консолидированного бюджета республики в 2005 году составит 5,4 млрд. рублей.
При таких ожидаемых потерях нам предстояло изыскать возможности увеличения собственной доходной базы бюджета республики, для чего нами была проведена определенная работа со всеми крупными налогоплательщиками. Ключевой задачей этих встреч было обеспечение поступления платежей в бюджеты республики всех уровней в размерах, утвержденных в законе о бюджете и в решениях местных советов на 2004 год, а также анализ возможностей предприятий по расширению своей налогооблагаемой базы в 2005 году.
Встречи с главами администраций районов и городов по рассмотрению прогнозных показателей местных бюджетов и нормативам отчислений по регулирующим налогам были проведены в два этапа, а с наиболее объемными по бюджету регионами – в три этапа.
В ходе этих встреч были в основном устранены отдельные имевшиеся разногласия в отношениях между бюджетом республики и местными бюджетами. В процессе доработки проекта бюджета были проанализированы все высказанные администрациями районов и городов и депутатами Государственного Совета предложения и по мере возможности учтены в проекте бюджета.
Проект закона о бюджете республики и приложения к нему составлены в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Республики Татарстан. В связи с этим увеличилось число пояснительных записок и приложений к закону (15 приложений на 242 листах), что в свою очередь усилило прозрачность параметров бюджета. В этих материалах определены конкретные источники финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан, подробно распределены доходы и расходы бюджета Республики Татарстан по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по функциональной и ведомственной структурам.
Объемы финансовой помощи местным бюджетам в приложениях в разрезе районов и городов приведены в четырех видах: дотации, субвенции на частичное финансирование общеобразовательных учреждений, субвенции на выплату части заработной платы работникам бюджетной сферы и финансовой поддержки регионам-донорам для стимулирования развития районов и городов.
15 сентября проект Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год" Президентом Республики Татарстан был направлен Государственному Совету Республики Татарстан.
Проект бюджета Республики Татарстан 29-30 сентября был рассмотрен депутатами в отраслевых комитетах Государственного Совета Республики Татарстан.
4 октября итоги обсуждения отраслевыми комитетами Госсовета по проекту бюджета были рассмотрены на расширенном заключительном заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам с участием Премьер-министра Республики Татарстан.
Остановлюсь на основных параметрах проекта бюджета.
При этом наряду с показателями бюджета республики для сопоставления буду приводить и объемы консолидированного бюджета.
Доходы
Доходная часть консолидированного бюджета на 2005 год прогнозируется в объеме 53,6 млрд. рублей, в том числе бюджета республики – 43,5 млрд. рублей, из них объем целевых бюджетных фондов, включая Дорожный фонд, составляет 6,6 млрд. рублей, финансовая помощь из федерального бюджета, включая средства Федеральной целевой программы - 11,9 млрд. рублей.
Основными доходными источниками, как консолидированного бюджета, так и бюджета республики являются налоговые доходы, объем поступлений по которым в консолидированном бюджете предусматривается в сумме 34,9 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики – в сумме 25,5 млрд. рублей.
Коротко остановлюсь на наиболее объемных доходных источниках бюджета.
Налог на доходы физических лиц
По своему объему этот налог занимает первое место в доходах консолидированного бюджета.
Налог на доходы физических лиц в полном объеме подлежит зачислению в консолидированный бюджет Республики Татарстан и является регулирующим доходом между бюджетом республики и местными бюджетами.
Поступления данного крупнейшего доходного источника в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан составляют 37,1% или 14,1 млрд. рублей. Из этой суммы 10,0 млрд. рублей предусмотрено зачислить в бюджет Республики Татарстан.
Налог на прибыль
Налог на прибыль занимает второе место по объему поступлений после налога на доходы физических лиц, его удельный вес в консолидированном бюджете республики в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 21,1 процента..
С 1 января 2005 года ставка налога на прибыль для зачисления в бюджет Республики Татарстан установлена в размере 17,5 процентов. Зачисление налога на прибыль в соответствии с законодательством в местные бюджеты не предусмотрено.
Исходя из этого сумма налога на прибыль прогнозируется к поступлению в бюджет республики в объеме 8 млрд. рублей.
Акцизы
В 2005 году в бюджет Республики Татарстан зачисляются в полном объеме акцизы на алкогольную продукцию и пиво. В размере 50 процентов зачисляются акцизы на спирт, в размере 10 процентов - акцизы на нефтепродукты, а 50 % акцизов перераспределяются, как и в текущем году, через Управления федерального казначейства Смоленской области.
Ставки акцизов по сравнению с действующими в 2004 году проиндексируются: по пиву на 13 процентов, по спирту, нефтепродуктам и алкогольной продукции – на 8 процентов.
Общая сумма поступления акцизов в бюджет Республики Татарстан оценивается в 3,5 млрд. рублей.
Налоги на имущество
Для расчета налогооблагаемой базы использована информация налоговых органов о налогооблагаемой базе по налогу на имущество организаций, скорректированная на стоимость льготируемого имущества в соответствии с Законом Республики Татарстан, а также вносимыми одновременно с бюджетом поправками.
В расчетах применена установленная ставка в размере 2,2 процента.
Налог на имущество физических лиц полностью учтен в местных бюджетах
Поступления налога на имущество в консолидированный оценивается в сумме 3,8 млрд.рублей, в том числе в бюджет Республики Татарстан 2,3 млрд.рублей.
Платежи за пользование природными ресурсами
Основным платежом за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых по нефти, который в бюджет республики с 2005 года будет поступать по нормативу 5 процентов. Расчет произведен с учетом увеличения базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 347 до 419 рублей на 1 тонну и изменения формулы расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Цена нефти марки «Urals» для расчета принята в размере 26 долларов за 1 баррель, курс доллара в размере 30 рублей. Сумма налога по нефти оценивается в 1,2 млрд. рублей и зачисляется в бюджет республики. Налог на добычу прочих полезных ископаемых прогнозируется в сумме 10,2 млн. рублей, он зачисляется в местные бюджеты.
В 2005 году платежи по земельному налогу оцениваются в 2,3 млрд.рублей. При этом в соответствии с нормами федерального законодательства сумма земельного налога в размере 100 процентов подлежит зачислению в местные бюджеты.
Арендная плата за землю составит 553 млн.рублей, она учтена в неналоговых доходах, распределение арендной платы за земли городов и поселков предусмотрено производить в размерах по 50 процентов в бюджет республики и местные бюджеты.
Налоги на совокупный доход.
При формировании прогноза на 2005 год учтены нормативы распределения по налогам на совокупный доход, установленные федеральным законодательством с 1 января 2005 года. Предусматривается передача региональной доли (45 процентов) поступлений единого налога на вмененный доход в местные бюджеты. А поступление налога по упрощенной системе налогообложения будет зачисляться в бюджет республики в размере 90 процентов от общей суммы налога.
Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством по единому налогу на вмененный доход учтено увеличение с 1 января 2005 года базовой доходности по всем видам деятельности в 1,5 раза и введение дополнительных видов деятельности, облагаемых налогом на вмененный доход: распространение и (или) размещение наружной рекламы и оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Прогноз по налогам на совокупный доход в бюджет Республики Татарстан составляет 568 млн.рублей, в консолидированный бюджет республики на 2005 год - 1,5 млрд.рублей.
Неналоговые доходы
Общая сумма поступлений неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики прогнозируется в объеме 1,4 млрд.рублей, в том числе в бюджет Республики Татарстан – 630 млн.рублей.
О расходах
Исходя из указанных доходов была сформирована расходная база бюджета, опирающаяся на следующие принципиальные моменты, носящие социальную направленность:
- обеспечение полной и своевременной выплаты повышенной с 1 января 2005 года заработной платы работникам бюджетной сферы;
- определение расходов по содержанию бюджетных учреждений на основе базы 2004 года с применением повышающих индексов по тарифам на энергоносители и перераспределением отдельных расходных полномочий между уровнями бюджетов в соответствии с федеральным законодательством;
- сохранение в республике основных, отмененных федеральными законами мероприятий по социальной защите населения, действующей системы заработной платы работников бюджетной сферы в городе и на селе, компенсация питания школьников;
Говоря о конкретных показателях расходов бюджета, отмечу, что на 2005 год фонд оплаты труда для бюджетной сферы сформирован с учетом роста против 2004 года тарифов и надбавок на 20 % с сохранением компенсационных выплат на уровне текущего года. Кроме того, в нашей республике сохра-
няются доплаты бюджетникам, работающим в сельской местности, на что предусматривается направить 459 млн.рублей из местных бюджетов.
При этом будет достигнут рост заработной платы работников бюджетных учреждений в среднем на 18 %. Тарифы на энергоносители предусмотрено индексировать на 12,2 %, на поставку газа – на 23 %, на водоснабжение – на 14,5 %, теплоснабжение – на 20,3 %.
Перехожу к характеристике показателей бюджета республики по отдельным статьям расходов.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление на 2005 год предусматриваются по консолидированному бюджету в объеме 2,5 млрд.рублей, по бюджету Республики Татарстан - в объеме 1,9 млрд. рублей. Их удельный вес в общей сумме расходов составляет в пределах 4 % или на уровне текущего года. На правоохранительную деятельность предусматривается направить 1,2 млрд.рублей, в т.ч. из бюджета Республики Татарстан - 1,1 млрд.рублей.
Основные расходы бюджета республики с учетом субвенций и дотаций местным бюджетам в 2005 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 20,5 млрд.рублей или 79 % собственных доходов бюджета республики. По консолидированному бюджету эти расходы составят 28,7 млрд.рублей.
Самой крупной отраслью в социальной сфере является образование, на финансирование которого в консолидированном бюджете предусмотрено направить более 13,2 млрд.рублей, в том числе в бюджете Республики Татарстан – 2,4 млрд.рублей. В составе расходов на образование предусмотрены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 77 млн.рублей и проведение летней оздоровительной кампании в сумме 159 млн.рублей.
В порядке финансирования отдельных расходов отрасли образования в 2005 году произойдут некоторые изменения. В частности, в связи с отменой в Российской Федерации компенсационных выплат на питание в школах Татарстана эти расходы из раздела "образование" будут переведены в раздел "социальная защита". На эти расходы в консолидированном бюджете предусматривается 339 млн.рублей.
В республике будут сохранены расходы, связанные с доплатой учителям за классное руководство (83 млн.рублей). Финансирование этих расходов переводится с бюджета республики в местные бюджеты. Сохраняются стимулирующие надбавки в размере 30 % тарифной сетки молодым педагогам (37,5 млн.рублей). На 1,4 млрд.рублей сократятся объемы финансирования из местных бюджетов в связи с передачей в бюджет республики расходов по содержанию школ-интернатов, детских домов, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений.
В 2005 году увеличится нагрузка на республиканский бюджет в связи с необходимостью продолжения реализации федерального закона об образовании. Реализацию этого закона, как вам известно, предусмотрено осуществить путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников этих учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов). Если в 2004 году для выделения местным бюджетам указанных субвенций было запланировано 4 млрд.439 млн.рублей, то на 2005 год предусмотрено выделить 5 млрд. 57 млн.рублей.
Расходы на культуру и искусство в консолидированном бюджете республики предусматриваются в объеме 1,4 млрд.рублей, в т.ч. из бюджета Республики Татарстан 560 млн.рублей.
В здравоохранение будет направлено 7,8 млрд.рублей, из них по бюджету Республики Татарстан прогнозируются в объеме 6,2 млрд.рублей. На финансирование из бюджета республики переводятся специализированные медицинские учреждения в общей сумме более 500 млн.рублей.
На содержание учреждений физической культуры и спорта и проведение спортивных мероприятий в 2005 году планируется выделить по консолидированному бюджету 491 млн.рублей, по бюджету Республики Татарстан - 220 млн.рублей.
На мероприятия молодежной политики в консолидированном бюджете предусматривается направить 172 млн.рублей.
Расходы консолидированного бюджета республики по учреждениям и мероприятиям соцобеспечения и социальной политики на 2005 год предусматриваются в объеме 4,9 млрд.рублей с ростом против плана 2004 года в 1,5 раза. В бюджете Республики Татарстан прогноз указанных расходов составляет 4,6 млрд.рублей. Предлагаемая сумма должна обеспечить содержание учреждений социального обеспечения, открытие новой сети, проведение мероприятий по законам о социальной защите инвалидов и ветеранов с учетом отмены действующих в текущем году социальных льгот и замены их денежными компенсациями.
Кроме указанных расходов в проекте бюджета заложена реализация и других социально значимых программ:
- "Дети Татарстана" (33,3 млн.рублей );
- реализация закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (32 млн.рублей);
- Программа профилактики наркотизации населения (70 млн.рублей);
- дорожное хозяйство (4131 млн.рублей);
- поддержка малого предпринимательства (168 млн. рублей).
Расходы консолидированного бюджета за счет средств ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" прогнозируются на 2005 год в объеме 9,9 млрд.рублей, в том числе по подпрограмме "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани" – 1,7 млрд.рублей.
Из общей суммы ФЦП в соответствии с проектом Закона "О федеральном бюджете на 2005 год" 6,5 млрд.рублей предусматривается направить на финансирование текущих расходов, 1,7 млрд. рублей – на капитальные вложения.
Объем расходов по 4 целевым бюджетным фондам на 2005 год прогнозируется в сумме 6,6 млрд.рублей, в т.ч. по Госжилфонду - 3,0 млрд. рублей, по Дорожному фонду – 2,9 млрд.рублей, Экологическому – 441 млн.рублей, по Фонду безопасности дорожного движения – 298 млн.рублей.
Заканчивая свое выступление по проекту бюджета на 2005 год, еще раз хочу поблагодарить всех депутатов Государственного Совета, принявших участие в обсуждении проекта бюджета на заседаниях комитетов.
Прошу уважаемых депутатов принять в первом чтении представленный Президентом бюджет Республики Татарстан на 2005 год по доходам в сумме 43 млрд. 508 млн. 678 тыс. рублей, по расходам в сумме 45 млрд. 558 млн. 816 тыс.рублей с предельным размером дефицита в сумме 2 млрд. 49 млн. 938 тыс.рублей.
Благодарю за внимание и готов ответить, уважаемые депутаты, на Ваши вопросы.
Уважаемый Президент!
Уважаемый Председатель Государственного Совета!
Уважаемые депутаты Государственного Совета!
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан на Ваше рассмотрение представляется проект Закона "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год".
Формирование проекта бюджета республики на предстоящий 2005 год Правительством республики осуществлялось в тесном контакте со всеми комитетами Государственного Совета Республики Татарстан, главами администраций районов и городов, руководителями министерств и ведомств.
При формировании доходной части бюджета республики учитывались показатели социально-экономического развития республики, как достигнутые в текущем году, так и прогнозируемые на предстоящий год, а также ход исполнения бюджета текущего года, который характеризуется следующими показателями.
Доходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев текущего года в целом исполнена на 116,7 %, в том числе бюджета Республики Татарстан – на 117,4 %, целевых бюджетных фондов – на 118,2 %, местных бюджетов – на 113,9 %.
Основное перевыполнение плана достигнуто по двум налогам – налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых.
Перевыполнение плана по налогу на прибыль обусловлено высокими темпами роста производства и реализации продукции топливной и нефтяной промышленности, а также положительными результатами перерасчета налога за IV квартал 2003 года и I полугодие 2004 года.
Перевыполнение плана по налогу на добычу полезных ископаемых обусловлено ростом мировых цен на нефть в 1,6 раза против прогнозных (прогноз 20 долларов за баррель, факт за 8 месяцев 32,5 доллара).
Оптимистический ход исполнения доходной части бюджета республики за 9 месяцев дает нам основание полагать, что по году будет полностью покрыт дефицит бюджета. Соответствующие предложения о распределении дополнительных доходов бюджета Республики Татарстан в Государственный Совет в текущем году Правительством будут внесены.
Финансирование расходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев текущего года проведено в соответствии с бюджетной росписью в полном объеме. Задолженности по заработной плате и коммунальным услугам не имеется. Своевременно профинансированы учреждения республиканского подчинения, в полном объеме оказана финансовая помощь местным бюджетам в форме дотации и субвенции на зарплату и учреждениям общеобразовательных школ.
Несмотря на оптимистичный прогноз по ожидаемому исполнению бюджета текущего года, при формировании бюджета 2005 года имелись определенные трудности в сбалансировании доходов с расходами по причине вносимых с 1 января 2005 года изменений в федеральное налоговое и бюджетное законодательство.
Общая сумма потерь консолидированного бюджета республики в связи с этим составляет 4,0 млрд.рублей, в том числе от снижения норматива зачисления налога на добычу полезных ископаемых (нефти) с 14,4 % до 5 % - 2 млрд.рублей, по налогу на прибыль – с 19 % до 17,5 % - 700 млн.рублей, от полного зачисления водного налога в федеральный бюджет – 300 млн.рублей, от снижения ставки зачисления в фонд медицинского страхования с 3,6 % до 2,8 % - 1 млрд.рублей.
Кроме того, на 1,4 млрд.рублей меньше против 2004 года предусматривается выделение Республике Татарстан средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Социально-эко-номическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", включая подпрограмму "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани".
В целом по указанным причинам общая сумма потерь консолидированного бюджета республики в 2005 году составит 5,4 млрд. рублей.
При таких ожидаемых потерях нам предстояло изыскать возможности увеличения собственной доходной базы бюджета республики, для чего нами была проведена определенная работа со всеми крупными налогоплательщиками. Ключевой задачей этих встреч было обеспечение поступления платежей в бюджеты республики всех уровней в размерах, утвержденных в законе о бюджете и в решениях местных советов на 2004 год, а также анализ возможностей предприятий по расширению своей налогооблагаемой базы в 2005 году.
Встречи с главами администраций районов и городов по рассмотрению прогнозных показателей местных бюджетов и нормативам отчислений по регулирующим налогам были проведены в два этапа, а с наиболее объемными по бюджету регионами – в три этапа.
В ходе этих встреч были в основном устранены отдельные имевшиеся разногласия в отношениях между бюджетом республики и местными бюджетами. В процессе доработки проекта бюджета были проанализированы все высказанные администрациями районов и городов и депутатами Государственного Совета предложения и по мере возможности учтены в проекте бюджета.
Проект закона о бюджете республики и приложения к нему составлены в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Республики Татарстан. В связи с этим увеличилось число пояснительных записок и приложений к закону (15 приложений на 242 листах), что в свою очередь усилило прозрачность параметров бюджета. В этих материалах определены конкретные источники финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан, подробно распределены доходы и расходы бюджета Республики Татарстан по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по функциональной и ведомственной структурам.
Объемы финансовой помощи местным бюджетам в приложениях в разрезе районов и городов приведены в четырех видах: дотации, субвенции на частичное финансирование общеобразовательных учреждений, субвенции на выплату части заработной платы работникам бюджетной сферы и финансовой поддержки регионам-донорам для стимулирования развития районов и городов.
15 сентября проект Закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год" Президентом Республики Татарстан был направлен Государственному Совету Республики Татарстан.
Проект бюджета Республики Татарстан 29-30 сентября был рассмотрен депутатами в отраслевых комитетах Государственного Совета Республики Татарстан.
4 октября итоги обсуждения отраслевыми комитетами Госсовета по проекту бюджета были рассмотрены на расширенном заключительном заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам с участием Премьер-министра Республики Татарстан.
Остановлюсь на основных параметрах проекта бюджета.
При этом наряду с показателями бюджета республики для сопоставления буду приводить и объемы консолидированного бюджета.
Доходы
Доходная часть консолидированного бюджета на 2005 год прогнозируется в объеме 53,6 млрд. рублей, в том числе бюджета республики – 43,5 млрд. рублей, из них объем целевых бюджетных фондов, включая Дорожный фонд, составляет 6,6 млрд. рублей, финансовая помощь из федерального бюджета, включая средства Федеральной целевой программы - 11,9 млрд. рублей.
Основными доходными источниками, как консолидированного бюджета, так и бюджета республики являются налоговые доходы, объем поступлений по которым в консолидированном бюджете предусматривается в сумме 34,9 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики – в сумме 25,5 млрд. рублей.
Коротко остановлюсь на наиболее объемных доходных источниках бюджета.
Налог на доходы физических лиц
По своему объему этот налог занимает первое место в доходах консолидированного бюджета.
Налог на доходы физических лиц в полном объеме подлежит зачислению в консолидированный бюджет Республики Татарстан и является регулирующим доходом между бюджетом республики и местными бюджетами.
Поступления данного крупнейшего доходного источника в доходах консолидированного бюджета Республики Татарстан составляют 37,1% или 14,1 млрд. рублей. Из этой суммы 10,0 млрд. рублей предусмотрено зачислить в бюджет Республики Татарстан.
Налог на прибыль
Налог на прибыль занимает второе место по объему поступлений после налога на доходы физических лиц, его удельный вес в консолидированном бюджете республики в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 21,1 процента..
С 1 января 2005 года ставка налога на прибыль для зачисления в бюджет Республики Татарстан установлена в размере 17,5 процентов. Зачисление налога на прибыль в соответствии с законодательством в местные бюджеты не предусмотрено.
Исходя из этого сумма налога на прибыль прогнозируется к поступлению в бюджет республики в объеме 8 млрд. рублей.
Акцизы
В 2005 году в бюджет Республики Татарстан зачисляются в полном объеме акцизы на алкогольную продукцию и пиво. В размере 50 процентов зачисляются акцизы на спирт, в размере 10 процентов - акцизы на нефтепродукты, а 50 % акцизов перераспределяются, как и в текущем году, через Управления федерального казначейства Смоленской области.
Ставки акцизов по сравнению с действующими в 2004 году проиндексируются: по пиву на 13 процентов, по спирту, нефтепродуктам и алкогольной продукции – на 8 процентов.
Общая сумма поступления акцизов в бюджет Республики Татарстан оценивается в 3,5 млрд. рублей.
Налоги на имущество
Для расчета налогооблагаемой базы использована информация налоговых органов о налогооблагаемой базе по налогу на имущество организаций, скорректированная на стоимость льготируемого имущества в соответствии с Законом Республики Татарстан, а также вносимыми одновременно с бюджетом поправками.
В расчетах применена установленная ставка в размере 2,2 процента.
Налог на имущество физических лиц полностью учтен в местных бюджетах
Поступления налога на имущество в консолидированный оценивается в сумме 3,8 млрд.рублей, в том числе в бюджет Республики Татарстан 2,3 млрд.рублей.
Платежи за пользование природными ресурсами
Основным платежом за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых по нефти, который в бюджет республики с 2005 года будет поступать по нормативу 5 процентов. Расчет произведен с учетом увеличения базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 347 до 419 рублей на 1 тонну и изменения формулы расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Цена нефти марки «Urals» для расчета принята в размере 26 долларов за 1 баррель, курс доллара в размере 30 рублей. Сумма налога по нефти оценивается в 1,2 млрд. рублей и зачисляется в бюджет республики. Налог на добычу прочих полезных ископаемых прогнозируется в сумме 10,2 млн. рублей, он зачисляется в местные бюджеты.
В 2005 году платежи по земельному налогу оцениваются в 2,3 млрд.рублей. При этом в соответствии с нормами федерального законодательства сумма земельного налога в размере 100 процентов подлежит зачислению в местные бюджеты.
Арендная плата за землю составит 553 млн.рублей, она учтена в неналоговых доходах, распределение арендной платы за земли городов и поселков предусмотрено производить в размерах по 50 процентов в бюджет республики и местные бюджеты.
Налоги на совокупный доход.
При формировании прогноза на 2005 год учтены нормативы распределения по налогам на совокупный доход, установленные федеральным законодательством с 1 января 2005 года. Предусматривается передача региональной доли (45 процентов) поступлений единого налога на вмененный доход в местные бюджеты. А поступление налога по упрощенной системе налогообложения будет зачисляться в бюджет республики в размере 90 процентов от общей суммы налога.
Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством по единому налогу на вмененный доход учтено увеличение с 1 января 2005 года базовой доходности по всем видам деятельности в 1,5 раза и введение дополнительных видов деятельности, облагаемых налогом на вмененный доход: распространение и (или) размещение наружной рекламы и оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Прогноз по налогам на совокупный доход в бюджет Республики Татарстан составляет 568 млн.рублей, в консолидированный бюджет республики на 2005 год - 1,5 млрд.рублей.
Неналоговые доходы
Общая сумма поступлений неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики прогнозируется в объеме 1,4 млрд.рублей, в том числе в бюджет Республики Татарстан – 630 млн.рублей.
О расходах
Исходя из указанных доходов была сформирована расходная база бюджета, опирающаяся на следующие принципиальные моменты, носящие социальную направленность:
- обеспечение полной и своевременной выплаты повышенной с 1 января 2005 года заработной платы работникам бюджетной сферы;
- определение расходов по содержанию бюджетных учреждений на основе базы 2004 года с применением повышающих индексов по тарифам на энергоносители и перераспределением отдельных расходных полномочий между уровнями бюджетов в соответствии с федеральным законодательством;
- сохранение в республике основных, отмененных федеральными законами мероприятий по социальной защите населения, действующей системы заработной платы работников бюджетной сферы в городе и на селе, компенсация питания школьников;
Говоря о конкретных показателях расходов бюджета, отмечу, что на 2005 год фонд оплаты труда для бюджетной сферы сформирован с учетом роста против 2004 года тарифов и надбавок на 20 % с сохранением компенсационных выплат на уровне текущего года. Кроме того, в нашей республике сохра-
няются доплаты бюджетникам, работающим в сельской местности, на что предусматривается направить 459 млн.рублей из местных бюджетов.
При этом будет достигнут рост заработной платы работников бюджетных учреждений в среднем на 18 %. Тарифы на энергоносители предусмотрено индексировать на 12,2 %, на поставку газа – на 23 %, на водоснабжение – на 14,5 %, теплоснабжение – на 20,3 %.
Перехожу к характеристике показателей бюджета республики по отдельным статьям расходов.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление на 2005 год предусматриваются по консолидированному бюджету в объеме 2,5 млрд.рублей, по бюджету Республики Татарстан - в объеме 1,9 млрд. рублей. Их удельный вес в общей сумме расходов составляет в пределах 4 % или на уровне текущего года. На правоохранительную деятельность предусматривается направить 1,2 млрд.рублей, в т.ч. из бюджета Республики Татарстан - 1,1 млрд.рублей.
Основные расходы бюджета республики с учетом субвенций и дотаций местным бюджетам в 2005 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 20,5 млрд.рублей или 79 % собственных доходов бюджета республики. По консолидированному бюджету эти расходы составят 28,7 млрд.рублей.
Самой крупной отраслью в социальной сфере является образование, на финансирование которого в консолидированном бюджете предусмотрено направить более 13,2 млрд.рублей, в том числе в бюджете Республики Татарстан – 2,4 млрд.рублей. В составе расходов на образование предусмотрены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 77 млн.рублей и проведение летней оздоровительной кампании в сумме 159 млн.рублей.
В порядке финансирования отдельных расходов отрасли образования в 2005 году произойдут некоторые изменения. В частности, в связи с отменой в Российской Федерации компенсационных выплат на питание в школах Татарстана эти расходы из раздела "образование" будут переведены в раздел "социальная защита". На эти расходы в консолидированном бюджете предусматривается 339 млн.рублей.
В республике будут сохранены расходы, связанные с доплатой учителям за классное руководство (83 млн.рублей). Финансирование этих расходов переводится с бюджета республики в местные бюджеты. Сохраняются стимулирующие надбавки в размере 30 % тарифной сетки молодым педагогам (37,5 млн.рублей). На 1,4 млрд.рублей сократятся объемы финансирования из местных бюджетов в связи с передачей в бюджет республики расходов по содержанию школ-интернатов, детских домов, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений.
В 2005 году увеличится нагрузка на республиканский бюджет в связи с необходимостью продолжения реализации федерального закона об образовании. Реализацию этого закона, как вам известно, предусмотрено осуществить путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников этих учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов). Если в 2004 году для выделения местным бюджетам указанных субвенций было запланировано 4 млрд.439 млн.рублей, то на 2005 год предусмотрено выделить 5 млрд. 57 млн.рублей.
Расходы на культуру и искусство в консолидированном бюджете республики предусматриваются в объеме 1,4 млрд.рублей, в т.ч. из бюджета Республики Татарстан 560 млн.рублей.
В здравоохранение будет направлено 7,8 млрд.рублей, из них по бюджету Республики Татарстан прогнозируются в объеме 6,2 млрд.рублей. На финансирование из бюджета республики переводятся специализированные медицинские учреждения в общей сумме более 500 млн.рублей.
На содержание учреждений физической культуры и спорта и проведение спортивных мероприятий в 2005 году планируется выделить по консолидированному бюджету 491 млн.рублей, по бюджету Республики Татарстан - 220 млн.рублей.
На мероприятия молодежной политики в консолидированном бюджете предусматривается направить 172 млн.рублей.
Расходы консолидированного бюджета республики по учреждениям и мероприятиям соцобеспечения и социальной политики на 2005 год предусматриваются в объеме 4,9 млрд.рублей с ростом против плана 2004 года в 1,5 раза. В бюджете Республики Татарстан прогноз указанных расходов составляет 4,6 млрд.рублей. Предлагаемая сумма должна обеспечить содержание учреждений социального обеспечения, открытие новой сети, проведение мероприятий по законам о социальной защите инвалидов и ветеранов с учетом отмены действующих в текущем году социальных льгот и замены их денежными компенсациями.
Кроме указанных расходов в проекте бюджета заложена реализация и других социально значимых программ:
- "Дети Татарстана" (33,3 млн.рублей );
- реализация закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (32 млн.рублей);
- Программа профилактики наркотизации населения (70 млн.рублей);
- дорожное хозяйство (4131 млн.рублей);
- поддержка малого предпринимательства (168 млн. рублей).
Расходы консолидированного бюджета за счет средств ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" прогнозируются на 2005 год в объеме 9,9 млрд.рублей, в том числе по подпрограмме "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани" – 1,7 млрд.рублей.
Из общей суммы ФЦП в соответствии с проектом Закона "О федеральном бюджете на 2005 год" 6,5 млрд.рублей предусматривается направить на финансирование текущих расходов, 1,7 млрд. рублей – на капитальные вложения.
Объем расходов по 4 целевым бюджетным фондам на 2005 год прогнозируется в сумме 6,6 млрд.рублей, в т.ч. по Госжилфонду - 3,0 млрд. рублей, по Дорожному фонду – 2,9 млрд.рублей, Экологическому – 441 млн.рублей, по Фонду безопасности дорожного движения – 298 млн.рублей.
Заканчивая свое выступление по проекту бюджета на 2005 год, еще раз хочу поблагодарить всех депутатов Государственного Совета, принявших участие в обсуждении проекта бюджета на заседаниях комитетов.
Прошу уважаемых депутатов принять в первом чтении представленный Президентом бюджет Республики Татарстан на 2005 год по доходам в сумме 43 млрд. 508 млн. 678 тыс. рублей, по расходам в сумме 45 млрд. 558 млн. 816 тыс.рублей с предельным размером дефицита в сумме 2 млрд. 49 млн. 938 тыс.рублей.
Благодарю за внимание и готов ответить, уважаемые депутаты, на Ваши вопросы.
Казань, 13 октября 2004 года
Пресс-служба Министерства экономики и промышленности РТ, 13 октября 2004 г.
Пресс-служба Министерства экономики и промышленности РТ, 13 октября 2004 г.