Публикации > Просмотр публикации
Татарстан пойдет путем США

С 19 по 21 октября в ВЦ “Казанская ярмарка” проходил заключительный в этом году “Карнавал цифровых технологий” Intel, о котором “ВиД” уже подробно рассказывал. Перед открытием этой широкомасштабной экспозиции, организованной корпорацией Intel при поддержке Кабинета министров РТ и компаний Microsoft, Prestigio International, “Мультимедиа клуб” и “Умный дом”, наш корреспондент побеседовал с директором Intel по корпоративному маркетингу в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Марком БРЕЙЛИ.

- Г-н Брейли, корпорация Intel наверняка проводила серьезные исследования российского рынка информационных технологий. Каковы его особенности?

- Наиболее крупномасштабное исследование мы проводили в 2002 году. Корпорации необходимо было выяснить, каким образом лучше всего построить работу с российским бизнесом и с рядовыми потребителями. Мы опросили 800 тысяч человек.

Если говорить о потребительском рынке, первое, что нам удалось узнать, - более 60 процентов семей, хотели бы иметь дома компьютер. На момент опроса он был лишь у 13 процентов семей. Конечно, это не значит, что приобретение компьютера стоит на первом месте в списке запланированных покупок, но тем не менее они думают об этом. Мы также спросили, какая цена для них была бы приемлемой, и выяснили, что это $700. А за эту цену в России можно купить очень хороший компьютер. Еще наше исследование показало, что 35 процентов семей имеют реальную возможность приобрести компьютер, но многие не слишком представляют, для чего он им нужен.

Исходя из этой ситуации, мы разработали четкую стратегию, первым пунктом которой стала необходимость помочь людям понять, что именно привнесет компьютер в их жизнь. Именно в рамках этой стратегии корпорация Intel вот уже более двух лет проводит в крупных российских городах “Карнавалы цифровых технологий”, позволяющие потребителям на практике ознакомиться с возможностями компьютеров. К слову, Казань - десятый город, в котором в этом году организуется “карнавал”. Поскольку, по нашим подсчетам, каждое такое мероприятие собирает примерно 30 тысяч человек, получается, что в 2004 году около 3 млн россиян ознакомились с технологиями, которые предлагает Intel.

Вторая задача, которую мы перед собой поставили, - оказать потребителям реальную помощь в приобретении компьютера. Мы работаем с несколькими российскими банками, которые предлагают кредитные схемы, позволяющие людям с не слишком высоким достатком стать владельцами компьютера. В Казани это банк “Home Credit”. Кроме того, мы непосредственно взаимодействуем как с крупными предприятиями, занимающимися компьютерными технологиями, большинство из которых находится в Москве и Санкт-Петербурге, так и с мелкими производителями и розничными продавцами в регионах. В настоящее время Intel вообще старается больше работать в регионах, поскольку там вырисовываются неплохие перспективы.

- А в России сейчас много компаний, занимающихся сборкой и продажей компьютеров?

- Не менее шести тысяч. Это очень выгодный рынок. Стоимость самого процессора Intel составляет примерно 10 процентов стоимости компьютера. Компании, занимающиеся сборкой и продажей компьютеров, делают деньги на готовом продукте и увеличивают прибыль в 10-15 раз по отношению к тому 10-процентному вложению, которое делает Intel. Сотрудничая с ними, корпорация решает две задачи: расширяет свои собственные возможности и помогает российским производителям понять нужды местного рынка и внедрить наиболее современные технологии.

- Вы также сказали, что изучали ситуацию на российских предприятиях...

- Совершенно верно. В 12 городах, включая Казань, наши маркетологи провели интервью с представителями 4 тысяч предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Причем результаты исследования оказались совсем не такими, как мы ожидали. Мы строили свои расчеты на том факте, что 20 крупнейших компаний России, нанимающие лишь 6 процентов рабочей силы, имеющейся на рынке, в то же время вырабатывают около 94 процентов российского ВВП. Это действительно так. И, основываясь на этом, мы думали, что 60 процентов покупаемых компьютеров придется на крупные предприятия, а на мелкие фирмочки - процентов 30. Ничего подобного. В реальности 65 процентов покупательской способности принадлежит как раз малому бизнесу. Было несколько других неожиданностей. Например, оказалось, что 65 процентов компьютеров, которые уже установлены в офисах, находятся вне Москвы. И для нас это сведения чрезвычайной важности с точки зрения разработки дальнейшей стратегии.

Неправильно мы оценили и средний возраст компьютеров, которые используются на ваших предприятиях. Мы полагали, что большая их часть не моложе семи лет. Оказалось, что в Москве это 3,5 года, а в регионах чуть больше 4 лет. Также мы думали, что к Интернету подключено не более 15 процентов компьютеров, работающих на предприятиях, и опять попали пальцем в небо. Выяснилось - 35 процентов. Самое смешное, что все эти предположения строила наша российская команда, которая недооценила свой собственный рынок.

- Между корпорацией Intel и Кабинетом министров РТ заключено соглашение о сотрудничестве. Почему именно Татарстан?

- Видение перспектив развития информационных технологий в регионе у Intel и правительства вашей республики полностью совпадает. Корпорация видит свою задачу на региональном рынке в том, чтобы объяснить местным производителям и розничным торговцам, каким образом им лучше реализовать на местном рынке технологии Intel. Правительство видит свою задачу в создании таких условий для местного бизнеса, чтобы он успешно решил ту же самую проблему. Тем более что уже давно исторически доказано: современные технологии являются самым мощным катализатором для развития производств и увеличения уровня благосостояния. В качестве примера можно привести США, где до того, как корпорация Intel сделала возможным для подавляющего большинства людей пользование компьютером, всего лишь 10 процентов населения имело доступ к информационным технологиям. Сейчас Соединенные Штаты 40 процентов своего ВВП зарабатывают как раз с помощью информационных технологий, которые во многом были основаны на разработках корпорации. Думаю, это лучший пример того, как разработки Intel повлияли на развитие не отдельных отраслей или предприятий, а целой страны.

Уверен, что другого пути развития, кроме использования современных технологий, нет ни у кого.

Опубликовано в газете "Время и Деньги", 23 ноября 2004 г.