Публикации > Просмотр публикации
Прогнозы американцев о конфликтном будущем Татарстана не сбылись
В середине ноября отмечался Международный день толерантности. Слово это в повседневный обиход вошло сравнительно недавно, однако для республики оно имеет немаловажное значение. О татарстанских традициях терпимости мы решили спросить у государственного советника при Президенте РТ Рафаиля ХАКИМОВА. - - Рафаиль Сибгатович, какой смысл вы вкладываете в это слово в повседневности в целом и в политике в частности?
- Если говорить в общем, толерантность - взаимная терпимость. Но в политике она приобретает более широкое значение. Это еще взаимопонимание и доверие. И наша республика славится этими своими качествами.
- На всю Россию?
- Не только. Еще в начале 1990-х годов американские эксперты в области конликтологии утверждали, что в Татарстане конфликты неизбежны. Они объясняли это тем, что у нас представлены разные религии, у каждой нации существуют глубокие традиции, есть исторические обиды и так далее. Но как видите, ситуация развивалась прямо противоположным образом, и негативные для нас прогнозы западных специалистов не сбылись.
- Но ведь здесь дело не только в терпимости.
- Верно. Однако она лежит в основе политического курса республики. Когда американцы изучали наш опыт, пришли к выводу, что мы - в частности, образец толерантности. В 1994 году в Гарварде наша политика получила и научное определение - модель Татарстана. Давайте посмотрим на сегодняшнюю ситуацию и современные представления людей: оценки русских и татар о происходящем практически не отличаются. О чем это говорит? О том, что у нас сформировалось единое сообщество, а люди, его представляющие, имеют сходные взгляды.
- А в чем состоит эта модель Татарстана?
Как вы, наверное, помни те, ситуация в начале 90-х годов в республике была сложной. В этих условиях необходимо было вести прямой диалог с людьми, в некоторых случаях принимать превентивные меры, в идеологических вопросах занимать центристскую позицию, то есть соблюдать баланс интересов. Любая крайность - это нехорошо. Не нужно воевать с врагами, нужно искать друзей, а конфликты решать до того, как они становятся проблемой. В этом и состоит модель Татарстана.
Ее результаты вы можете оценить: в республике нет религиозных конфликтов, нет движения скинхедов, все нации проживают в мире, да и количество смешанных браков не стало меньше.
- Кого бы вы могли назвать идеальным политиком в плане толерантности сегодня и в истории?
- Список здесь можно было бы составлять очень долго. Мне кажется, что проблема не в именах. Ведь человек может быть хорошим, а его политика - плохой. Был такой российский министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов. И я знаю, что он горел за свое дело душой, старался. А если взять мировую политику, можно сказать: толерантна вся Европа, Америка. У них есть традиции терпимости. Вспомните хотя бы борьбу афроамериканцев за гражданские права в середине прошлого века и к чему она привела: чернокожие добились равноправия с белым населением Соединенных Штатов.
- Обратимся к будущему - к молодежи Татарстана. Толерантна ли она? И если да, то почему?
У - У меня есть возможность сравнивать нашу молодежь с молодым поколением других регионов и государств. Поэтому могу однозначно сказать: да, у молодых людей республики есть терпимость. И дай бог, чтобы она была такой везде! Причина тому - традиции. Для этого были предпосылки, и мы их использовали; у нас есть реформированный ислам - он терпимый, то есть по нему Бог распространяет благодать на всех, кто несет добро. В Татарии ему уже 200 лет. В 1804 году эти вопросы поставил Абу Наср Курсави.
- Как, на ваш взгляд, можно сохранить толерантность в республике?
- Гарантия сохранения толерантности в политике и обществе - в культуре. Это вообще великая вещь. К сожалению, есть факторы, разрушающие культуру. В на шей стране, например, сильно культивируется дух на живы. По нему зарабатывать нужно любыми средствами. И если ты беден, значит, дурак. Это подменяет куль туру. А если ее нет - нет отца, ни матери, ни родины - становится страшно! Когда человек руководствуется принципом наживы, его собственные интересы становятся главнее общечеловеческих. Поэтому очень важно сформировать политическую культуру, которая будет устойчивой, которую не смогут расшатать даже самые умелые политтехнологи.
В середине ноября отмечался Международный день толерантности. Слово это в повседневный обиход вошло сравнительно недавно, однако для республики оно имеет немаловажное значение. О татарстанских традициях терпимости мы решили спросить у государственного советника при Президенте РТ Рафаиля ХАКИМОВА. - - Рафаиль Сибгатович, какой смысл вы вкладываете в это слово в повседневности в целом и в политике в частности?
- Если говорить в общем, толерантность - взаимная терпимость. Но в политике она приобретает более широкое значение. Это еще взаимопонимание и доверие. И наша республика славится этими своими качествами.
- На всю Россию?
- Не только. Еще в начале 1990-х годов американские эксперты в области конликтологии утверждали, что в Татарстане конфликты неизбежны. Они объясняли это тем, что у нас представлены разные религии, у каждой нации существуют глубокие традиции, есть исторические обиды и так далее. Но как видите, ситуация развивалась прямо противоположным образом, и негативные для нас прогнозы западных специалистов не сбылись.
- Но ведь здесь дело не только в терпимости.
- Верно. Однако она лежит в основе политического курса республики. Когда американцы изучали наш опыт, пришли к выводу, что мы - в частности, образец толерантности. В 1994 году в Гарварде наша политика получила и научное определение - модель Татарстана. Давайте посмотрим на сегодняшнюю ситуацию и современные представления людей: оценки русских и татар о происходящем практически не отличаются. О чем это говорит? О том, что у нас сформировалось единое сообщество, а люди, его представляющие, имеют сходные взгляды.
- А в чем состоит эта модель Татарстана?
Как вы, наверное, помни те, ситуация в начале 90-х годов в республике была сложной. В этих условиях необходимо было вести прямой диалог с людьми, в некоторых случаях принимать превентивные меры, в идеологических вопросах занимать центристскую позицию, то есть соблюдать баланс интересов. Любая крайность - это нехорошо. Не нужно воевать с врагами, нужно искать друзей, а конфликты решать до того, как они становятся проблемой. В этом и состоит модель Татарстана.
Ее результаты вы можете оценить: в республике нет религиозных конфликтов, нет движения скинхедов, все нации проживают в мире, да и количество смешанных браков не стало меньше.
- Кого бы вы могли назвать идеальным политиком в плане толерантности сегодня и в истории?
- Список здесь можно было бы составлять очень долго. Мне кажется, что проблема не в именах. Ведь человек может быть хорошим, а его политика - плохой. Был такой российский министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов. И я знаю, что он горел за свое дело душой, старался. А если взять мировую политику, можно сказать: толерантна вся Европа, Америка. У них есть традиции терпимости. Вспомните хотя бы борьбу афроамериканцев за гражданские права в середине прошлого века и к чему она привела: чернокожие добились равноправия с белым населением Соединенных Штатов.
- Обратимся к будущему - к молодежи Татарстана. Толерантна ли она? И если да, то почему?
У - У меня есть возможность сравнивать нашу молодежь с молодым поколением других регионов и государств. Поэтому могу однозначно сказать: да, у молодых людей республики есть терпимость. И дай бог, чтобы она была такой везде! Причина тому - традиции. Для этого были предпосылки, и мы их использовали; у нас есть реформированный ислам - он терпимый, то есть по нему Бог распространяет благодать на всех, кто несет добро. В Татарии ему уже 200 лет. В 1804 году эти вопросы поставил Абу Наср Курсави.
- Как, на ваш взгляд, можно сохранить толерантность в республике?
- Гарантия сохранения толерантности в политике и обществе - в культуре. Это вообще великая вещь. К сожалению, есть факторы, разрушающие культуру. В на шей стране, например, сильно культивируется дух на живы. По нему зарабатывать нужно любыми средствами. И если ты беден, значит, дурак. Это подменяет куль туру. А если ее нет - нет отца, ни матери, ни родины - становится страшно! Когда человек руководствуется принципом наживы, его собственные интересы становятся главнее общечеловеческих. Поэтому очень важно сформировать политическую культуру, которая будет устойчивой, которую не смогут расшатать даже самые умелые политтехнологи.
Опубликовано в газете "Казанские ведомости", 26 ноября 2004 г.