Публикации > Просмотр публикации
Старейшая мечеть Москвы
Расположена она на Большой Татарской улице и известна прихожанам как Историческая мечеть столицы. Согласно архивным документам основана она была в 1823 году. Мусульмане с большим трудом получили разрешение на строительство молитвенного дома на владениях купца Н.Хашалова с условием, чтобы дом этот “не назывался мечетью…” и “…будучи обыкновенного с прочими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети”.
История
Эпоха правления Александра I для московских мусульман прошла под знаком получения разрешения на строительство каменной мечети в Замоскворечье и ее возведения на участке купца первой гильдии Назарбая Хашалова. Татарская община во главе с муллой Абдуллой Узбековым сумела убедить главу Оренбургского магометанского духовного собрания муфтия Мухаммеджана Хусаинова в необходимости строительства в Москве мечети. В то время каменные мусульманские храмы были в Казани, Оренбурге, Уфе, и Москва, как одна из двух столиц империи, где “магометанские” традиции имели многовековую историю, заслужила право на свою мечеть. В октябре 1805 года Оренбургский муфтий обратился к московскому генерал-губернатору А.Беклемишеву с ходатайством о возведении “постоянной каменной мечети”. Обращение муфтия было встречено с должным вниманием, и генерал-губернатор приказал обер-полицмейстеру Балашову собрать все сведения о мусульманах, живущих в Москве, и подготовить свои предложения.
Прослышав о возможном строительстве мечети, в дело вмешался митрополит Московский Платон, который выступил против возведения мусульманского храма. Именно позиция церкви стала причиной того, что просьба муфтия осталась невыполненной.
Вторая попытка была предпринята только через 11 лет. В Москве в это время полным ходом шли восстановительные работы после пожара 1812 года и заново отстраивалась старая часть города. В августе 1816 года группа московских купцов-мусульман обратилась к генерал-губернатору А.П.Тормасову с вопросом о строительстве мечети. Официальное разрешение на покупку или строительство деревянного дома для молитвенных собраний было получено. В ноябре 1818 года был утвержден “мулла и хатып” Сейфулла Мулюк Асханов, а в 1819 году в новом деревянном здании под №294 на Большой Татарской улице начались богослужения.
В 1823 году было получено формальное разрешение на строительство каменной мечети и на участке купца Н.Хашалова был возведен городской дом со стилизованным минаретом над входной дверью. Начавшееся в самом начале века, строительство мечети было окончательно завершено в 1880 году, и храм приобрел подобающий ей архитектурный облик: появились две боковые каменные пристройки с высокими башнями, которые венчали минареты с традиционными полумесяцами, а на крыше был воздвигнут купол. Здание украсили искусная каменная резьба и выложенный кирпичами орнамент. Рядом с ним в деревянной постройке действовало открытое в 1871 году медресе. В 1939 году мечеть закрыли, минарет разобрали. В здании разместили военкомат, а затем типографию и мастерские. В 1991 году мечеть возвращается мусульманской общине Москвы, и в 1993 году главная реликвия московских мусульман вновь открывает свои двери для верующих.
Современность
О сегодняшних днях храма мы поговорили с имамом-хатыбом Исторической мечети, председателем благотворительного фонда “Историческая мечеть” Рамилем хазратом Садековым.
- Рамиль хазрат, сколько верующих посещает вашу мечеть?
- В праздники собирается больше тысячи верующих. В отличие от мечети на Проспекте Мира территория нашего храма очень мала, и мы не в силах вместить всех мусульман, желающих участвовать в праздничных молениях. Но в связи с Указом Президента России о возвращении церковных земель у нас появилась надежда, что когда-нибудь мы расширим свою территорию.
- Кто, в основном, посещает вашу мечеть (я имею в виду национальность)?
- У нас самая многонациональная мечеть Москвы. К нам приходят татары, чеченцы, таджики, узбеки, казахи и др.
- А на каком языке ведутся службы?
- На русском, татарском и арабском языках.
- Работают ли при мечети курсы?
- Курсы у нас существовали всегда, но с переходом на баланс Духовного управления мусульман Европейской части России службы стали вести сами имамы. Нас здесь трое. Занятия проходят по субботам и воскресеньям, по две лекции в каждой группе. У нас учатся и подростки, и взрослые люди.
- С какими проблемами сталкивается Историческая мечеть?
- Основная проблема - недостаток территории. К тому же административное здание мечети нуждается в ремонте, а это требует больших капиталовложений. В наших планах построить здание, в котором размещались бы администрация мечети, медресе. А помещения, в которых мы сейчас работаем, находятся просто в аварийном состоянии. Еще одна проблема - не достроен минарет мечети, что тоже требует больших финансовых вложений. Мечеть находится на самофинансировании, коммунальных долгов у нас нет. Но нельзя сказать, что мы так уж богато живем.
- На какие средства живет мечеть?
- В основном на пожертвования.
- Расскажите, пожалуйста, о фонде “Историческая мечеть”.
- В последние годы в нашей стране появилось много бедных людей, нуждающихся в самом необходимом. Социальные программы государства, к сожалению, помогают не всегда. По шариату мусульмане должны помогать таким людям. Для соблюдения законов нашей религии и был создан наш фонд. Он работает уже четыре года и не угас, как многие другие. По мере сил и возможностей мы помогаем всем, кто к нам обращается. Но, естественно, проводим сначала соответствующую проверку.
- Как часто обращаются за помощью?
- Каждый день. Приходят, в основном, приезжие люди. Они едут в Москву на заработки и часто оказываются просто обманутыми, остаются без денег. У большинства в городе нет ни родственников, ни близких. Им кроме мечети больше некуда обратиться.
- Какую помощь Вы им оказываете?
- Мы даем им денег, чтобы они смогли вернуться домой, одежду, кормим. Пытаемся поддержать их психологически, чтобы не падали духом. У нас есть обязательная раздача в религиозные праздники – Рамазан и Курбан байрамы. Вот и сейчас к Рамазану мы уже составили список, в который вошли около 1000 человек.
- Люди сами приходят записываться?
- Сами. Приходят бабушки, одинокие пенсионеры, многодетные. Но в список мы вносим лишь после предоставления соответствующего документа. Дело в том, что иногда записываются и не совсем нуждающиеся люди, например, пенсионерки-москвички, у которых есть дети, внуки. Согласитесь, ведь им есть кому обратиться за помощью, а ведь много совершенно одиноких людей, которых поддержать можем только мы.
- Говорят, Историческая мечеть Москвы помогает и мусульманам-заключенным.
- Четыре года назад у нас была молельная комната в Бутырском изоляторе. В то время начальником тюрьмы был Ибрагимов, оказавший нам большую поддержку. Мы переоборудовали камеру в достойную молельную комнату. По пятницам я там проводил проповеди, на которых присутствовало около 40-50 заключенных. Но просуществовала она только около года, начались побеги (кстати, ни один мусульманин не сбежал), и молельную комнату закрыли. Сейчас я веду переговоры о возобновлении пятничных проповедей в Бутырском изоляторе. А так мы ведем переписку с мусульманами-заключенными со всех регионов России. Некоторых заключенных мы страхуем. (Организация, чаще всего религиозная, страхует своего единоверца от несчастных случаев в местах лишения свободы).
- Такие случаи уже были?
- К нам с такими жалобами пока не обращались. Мне объяснили, что страхование заставляет руководство более внимательно относиться к заключенным.
- Существуют ли мусульманские молельные комнаты в тюрьмах других регионов?
- Существуют. Планируем потеснее с ними поработать, выслать им необходимую литературу, ковры. К нам часто приходят письма от заключенных той или иной тюрьмы, в которых они просят открыть молельную комнату и у них.
- Отличаются ли мусульмане-заключенные от обычных мусульман?
- В неволе у человека появляется время осмыслить произошедшее. Многие заключенные задумываются о религии, обращаются к Богу. С верой во Всевышнего у них появляется и надежда, смысл жизни.
- Каковы дальнейшие планы фонда?
- Планы упираются в финансовые возможности, а их у нас недостаточно. Хотелось бы, конечно, выйти на уровень благотворительных исламских фондов, существующих, например, в Арабских странах. У них существует своя система работы, большой штат сотрудников, они в силах помогать многим. Спасибо тем, кто доверяет и помогает нам, ведь доверие в нашей деятельности играет одну из главных ролей.
- Рамиль хазрат, откуда Вы родом и как давно работаете в Исторической мечети?
- Родился я в Москве, а родители мои родом из села Урга Нижегородской области. Кстати, все имамы, работающие сегодня в Исторической мечети, выходцы из этой области. После четырехлетнего обучения в Королевстве Марокко Духовное управление европейской части России во главе с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином направило меня работать сюда. С тех пор прошло пять лет.
- Что в первое время было трудно в Вашей работе?
- Много сделал ошибок в начале работы фонда, от души помогал всем, кто просил о помощи, но в ней не очень нуждался. Здесь мне помогли опыт и поддержка нашего наставника, имама Исторической мечети Хасана хазрата Фахретдинова. Запомнились и трудности, связанные с началом второй чеченской войны. В Москве появилось много беженцев из Чеченской республики, и у нас возникли сложности в проведении молитв. Они приверженцы разных направлений и молились по-разному. Мы понимали, что происходит раскол на Кавказе и он косвенно отражается на нашей мечети. Нашей задачей было объединить всех прихожан, не допустить этого раскола хотя бы в стенах мечети. Но все наладилось.
История
Эпоха правления Александра I для московских мусульман прошла под знаком получения разрешения на строительство каменной мечети в Замоскворечье и ее возведения на участке купца первой гильдии Назарбая Хашалова. Татарская община во главе с муллой Абдуллой Узбековым сумела убедить главу Оренбургского магометанского духовного собрания муфтия Мухаммеджана Хусаинова в необходимости строительства в Москве мечети. В то время каменные мусульманские храмы были в Казани, Оренбурге, Уфе, и Москва, как одна из двух столиц империи, где “магометанские” традиции имели многовековую историю, заслужила право на свою мечеть. В октябре 1805 года Оренбургский муфтий обратился к московскому генерал-губернатору А.Беклемишеву с ходатайством о возведении “постоянной каменной мечети”. Обращение муфтия было встречено с должным вниманием, и генерал-губернатор приказал обер-полицмейстеру Балашову собрать все сведения о мусульманах, живущих в Москве, и подготовить свои предложения.
Прослышав о возможном строительстве мечети, в дело вмешался митрополит Московский Платон, который выступил против возведения мусульманского храма. Именно позиция церкви стала причиной того, что просьба муфтия осталась невыполненной.
Вторая попытка была предпринята только через 11 лет. В Москве в это время полным ходом шли восстановительные работы после пожара 1812 года и заново отстраивалась старая часть города. В августе 1816 года группа московских купцов-мусульман обратилась к генерал-губернатору А.П.Тормасову с вопросом о строительстве мечети. Официальное разрешение на покупку или строительство деревянного дома для молитвенных собраний было получено. В ноябре 1818 года был утвержден “мулла и хатып” Сейфулла Мулюк Асханов, а в 1819 году в новом деревянном здании под №294 на Большой Татарской улице начались богослужения.
В 1823 году было получено формальное разрешение на строительство каменной мечети и на участке купца Н.Хашалова был возведен городской дом со стилизованным минаретом над входной дверью. Начавшееся в самом начале века, строительство мечети было окончательно завершено в 1880 году, и храм приобрел подобающий ей архитектурный облик: появились две боковые каменные пристройки с высокими башнями, которые венчали минареты с традиционными полумесяцами, а на крыше был воздвигнут купол. Здание украсили искусная каменная резьба и выложенный кирпичами орнамент. Рядом с ним в деревянной постройке действовало открытое в 1871 году медресе. В 1939 году мечеть закрыли, минарет разобрали. В здании разместили военкомат, а затем типографию и мастерские. В 1991 году мечеть возвращается мусульманской общине Москвы, и в 1993 году главная реликвия московских мусульман вновь открывает свои двери для верующих.
Современность
О сегодняшних днях храма мы поговорили с имамом-хатыбом Исторической мечети, председателем благотворительного фонда “Историческая мечеть” Рамилем хазратом Садековым.
- Рамиль хазрат, сколько верующих посещает вашу мечеть?
- В праздники собирается больше тысячи верующих. В отличие от мечети на Проспекте Мира территория нашего храма очень мала, и мы не в силах вместить всех мусульман, желающих участвовать в праздничных молениях. Но в связи с Указом Президента России о возвращении церковных земель у нас появилась надежда, что когда-нибудь мы расширим свою территорию.
- Кто, в основном, посещает вашу мечеть (я имею в виду национальность)?
- У нас самая многонациональная мечеть Москвы. К нам приходят татары, чеченцы, таджики, узбеки, казахи и др.
- А на каком языке ведутся службы?
- На русском, татарском и арабском языках.
- Работают ли при мечети курсы?
- Курсы у нас существовали всегда, но с переходом на баланс Духовного управления мусульман Европейской части России службы стали вести сами имамы. Нас здесь трое. Занятия проходят по субботам и воскресеньям, по две лекции в каждой группе. У нас учатся и подростки, и взрослые люди.
- С какими проблемами сталкивается Историческая мечеть?
- Основная проблема - недостаток территории. К тому же административное здание мечети нуждается в ремонте, а это требует больших капиталовложений. В наших планах построить здание, в котором размещались бы администрация мечети, медресе. А помещения, в которых мы сейчас работаем, находятся просто в аварийном состоянии. Еще одна проблема - не достроен минарет мечети, что тоже требует больших финансовых вложений. Мечеть находится на самофинансировании, коммунальных долгов у нас нет. Но нельзя сказать, что мы так уж богато живем.
- На какие средства живет мечеть?
- В основном на пожертвования.
- Расскажите, пожалуйста, о фонде “Историческая мечеть”.
- В последние годы в нашей стране появилось много бедных людей, нуждающихся в самом необходимом. Социальные программы государства, к сожалению, помогают не всегда. По шариату мусульмане должны помогать таким людям. Для соблюдения законов нашей религии и был создан наш фонд. Он работает уже четыре года и не угас, как многие другие. По мере сил и возможностей мы помогаем всем, кто к нам обращается. Но, естественно, проводим сначала соответствующую проверку.
- Как часто обращаются за помощью?
- Каждый день. Приходят, в основном, приезжие люди. Они едут в Москву на заработки и часто оказываются просто обманутыми, остаются без денег. У большинства в городе нет ни родственников, ни близких. Им кроме мечети больше некуда обратиться.
- Какую помощь Вы им оказываете?
- Мы даем им денег, чтобы они смогли вернуться домой, одежду, кормим. Пытаемся поддержать их психологически, чтобы не падали духом. У нас есть обязательная раздача в религиозные праздники – Рамазан и Курбан байрамы. Вот и сейчас к Рамазану мы уже составили список, в который вошли около 1000 человек.
- Люди сами приходят записываться?
- Сами. Приходят бабушки, одинокие пенсионеры, многодетные. Но в список мы вносим лишь после предоставления соответствующего документа. Дело в том, что иногда записываются и не совсем нуждающиеся люди, например, пенсионерки-москвички, у которых есть дети, внуки. Согласитесь, ведь им есть кому обратиться за помощью, а ведь много совершенно одиноких людей, которых поддержать можем только мы.
- Говорят, Историческая мечеть Москвы помогает и мусульманам-заключенным.
- Четыре года назад у нас была молельная комната в Бутырском изоляторе. В то время начальником тюрьмы был Ибрагимов, оказавший нам большую поддержку. Мы переоборудовали камеру в достойную молельную комнату. По пятницам я там проводил проповеди, на которых присутствовало около 40-50 заключенных. Но просуществовала она только около года, начались побеги (кстати, ни один мусульманин не сбежал), и молельную комнату закрыли. Сейчас я веду переговоры о возобновлении пятничных проповедей в Бутырском изоляторе. А так мы ведем переписку с мусульманами-заключенными со всех регионов России. Некоторых заключенных мы страхуем. (Организация, чаще всего религиозная, страхует своего единоверца от несчастных случаев в местах лишения свободы).
- Такие случаи уже были?
- К нам с такими жалобами пока не обращались. Мне объяснили, что страхование заставляет руководство более внимательно относиться к заключенным.
- Существуют ли мусульманские молельные комнаты в тюрьмах других регионов?
- Существуют. Планируем потеснее с ними поработать, выслать им необходимую литературу, ковры. К нам часто приходят письма от заключенных той или иной тюрьмы, в которых они просят открыть молельную комнату и у них.
- Отличаются ли мусульмане-заключенные от обычных мусульман?
- В неволе у человека появляется время осмыслить произошедшее. Многие заключенные задумываются о религии, обращаются к Богу. С верой во Всевышнего у них появляется и надежда, смысл жизни.
- Каковы дальнейшие планы фонда?
- Планы упираются в финансовые возможности, а их у нас недостаточно. Хотелось бы, конечно, выйти на уровень благотворительных исламских фондов, существующих, например, в Арабских странах. У них существует своя система работы, большой штат сотрудников, они в силах помогать многим. Спасибо тем, кто доверяет и помогает нам, ведь доверие в нашей деятельности играет одну из главных ролей.
- Рамиль хазрат, откуда Вы родом и как давно работаете в Исторической мечети?
- Родился я в Москве, а родители мои родом из села Урга Нижегородской области. Кстати, все имамы, работающие сегодня в Исторической мечети, выходцы из этой области. После четырехлетнего обучения в Королевстве Марокко Духовное управление европейской части России во главе с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином направило меня работать сюда. С тех пор прошло пять лет.
- Что в первое время было трудно в Вашей работе?
- Много сделал ошибок в начале работы фонда, от души помогал всем, кто просил о помощи, но в ней не очень нуждался. Здесь мне помогли опыт и поддержка нашего наставника, имама Исторической мечети Хасана хазрата Фахретдинова. Запомнились и трудности, связанные с началом второй чеченской войны. В Москве появилось много беженцев из Чеченской республики, и у нас возникли сложности в проведении молитв. Они приверженцы разных направлений и молились по-разному. Мы понимали, что происходит раскол на Кавказе и он косвенно отражается на нашей мечети. Нашей задачей было объединить всех прихожан, не допустить этого раскола хотя бы в стенах мечети. Но все наладилось.
Дина АЛЯУТДИНОВА
Газета "Татарские новости" № 12(125) 2004
Газета "Татарские новости" № 12(125) 2004