Публикации > Просмотр публикации
Славная династия фабрикантов Акчуриных

6 декабря 2004 года исполняется 145 лет со дня рождения известного татарского общественного деятеля, ученого, фабриканта Ибрагима Акчурина. Многовековую историю татарского народа невозможно представить без таких легендарных деловых людей, как Акчурины, Рамиевы, Хусаиновы и др. Акчурины были известными купцами и фабрикантами из татар Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX-начале XX веков, считали себя потомками князя Адаша (XV в.) – родоначальника мурз и дворян Акчуриных. Они в основном владели суконными фабриками, создали несколько торгово-промышленных товариществ. Продукцию их предприятий отмечали медалями на именитых всероссийских и региональных выставках.

Из Акчуриных наиболее крупными предпринимателями были потомственные почетные граждане, симбирские купцы первой гильдии Курамша и Сулейман Абдулловичи, их дети Хасан, Юсуп и Якуб Сулеймановичи, Тимербулат и Асфандияр Курамшевичи. Из внуков Курамши можно отметить Хасана, Якуба и Абдуллу Тимербулатовичей.

Из рода купцов и фабрикантов Акчуриных вышли видные государственные и общественные деятели, ученые, литераторы, журналисты, художники, археологи, специалисты промышленности, экономики и культуры. Зухра Акчурина была спутницей жизни и соратницей крупного общественного и политического деятеля, педагога, издателя Исмаила Гаспринского. Она сыграла важную роль в издании общетюркской газеты “Тарджеман” (“Переводчик”) (1883-1918), тем самым став одной из первых журналисток-татарок. Имя Юсуфа Акчуры (внука Сулеймана) широко известно читателям. Он общественный деятель, ученый, публицист. Ибрагим Акчурин – общественный деятель, один из образованнейших людей из татар рубежа XIX-XX веков, владевший несколькими иностранными языками. Хадича Акчурина – одна из первых художников-графиков из татарок. Зулейха Акчурина стала известным археологом и библиографом Татарстана.

Курамша Акчурин

Родоначальником купеческой династии Акчуриных является Сафа Акчурин выходец из государственных крестьян, он занимался скупкой шерсти и поставкой ее на суконные мануфактуры. Дело Сафы продолжил его сын Абдулла. Он занимался торговлей шерстью и галантерейными товарами. Курамша (Хурамша) Абдуллович Акчурин стал первенцем в семье Абдуллы Акчурина, он родился 1796 году. Позднее в семье появились еще трое сыновей – Сулейман, Ильяс и Яхъя. Первым к отцовскому делу приобщился Курамша. Вслед за ним в это трудное дело втянулись и остальные братья. Сыновья придали торговле большой размах и существенно расширили его географические рамки – зоной их деятельности стали обширные территории Заволжья и Приуралья. Параллельно с торговлей обычной шерстью Акчурины начали продавать мытую шерсть. В ней остро нуждались суконные мануфактуры края. Данная продукция была желанным товаром в Москве и на знаменитой Нижегородской ярмарке. Понимая важность обеспечения фабрик шерстью, Акчурины построили несколько шерстомоек на берегу реки Малая Свияга в д.Старое Тимошкино (тат.название Зия (Зиябаши).

Торговля приносила значительную прибыль. Акчуриным необходимо было узаконить свою деятельность. В 1839 году удельный крестьянин ведомства Старотимошкинского приказа д.Алексеевка Курамша Акчурин вошел со своим семейством в симбирское мещанство, заплатив Департаменту уделов за себя и за свою семью 8 тыс. 200 рублей.

В середине XIX в. Курамша Акчурин становится симбирским купцом первой гильдии. У К.Акчурина было семеро детей: три сына и две дочери от первого брака, два сына – Ибрагим и Исмаил – от второй жены Биби-Айше Исхаковой, на которой Курамша женился после смерти первой жены Хабибы.

Тимербулат Акчурин – признанный авторитет Акчуринского рода

Курамша скончался 17 июля 1868 года. Разделив свое имущество (пахотные и лесные земли, дома, поместья, движимое имущество и т.д.) между женой, сыновьями и дочерьми, он оставил приобретенную в 1962 году суконную фабрику старшему сыну Тимербулату. На Гурьевской фабрике, расположенной на реке Сар-Барыш Карсунского уезда Симбирской губернии было 40 станков и 350 рабочих. В год приобретения фабрика выработала продукции на 40 тыс. 900 рублей, что превысило доходы предыдущего года на 3 тыс. 100 рублей. Став законным владельцем фабрики, Тимербулат развернул там кипучую деятельность. Он решил детально ознакомиться с состоянием нового приобретения, изучить коллектив служащих и рабочих фабрики. За короткое время новому хозяину удалось перестроить производство. При решении этой задачи Акчурину приходилось практически круглосуточно бывать на фабрике, тщательно изучать опыт других предпринимателей. Так раскрывался редкостный могучий талант организатора.

Развитие предприятия Т.Акчурина шло по восходящей линии: увеличилось производство, улучшилось качество продукции. На Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. продукция предприятий Т.К.Акчурина была удостоена золотой медали. К моменту выставки фабрика была оснащена новейшими чесальными аппаратами системы Мартена, Де-ла Рока и др. и прядильными машинами. Здесь работало без малого 300 станков, в их числе 1 – механический. Большую часть 1200 рабочих составляли крестьяне: русские и татары.

Разнообразной и внушительной по размерам была и выпускаемая продукция главного предприятия Тимербулата Курамшевича: сукно, трико, бобрик, байка, попонное сукно, войлок и одеало. Серое шинельное сукно гурьевской фабрики поставлялось для военного ведомства России. Различные сорта сукна также с успехом пользовались на рынке. Всего предприятие вырабатывало в год около 1 млн. аршин разных сортов сукна.

Вторая фабрика Т.Акчурина - Самайкинская – выпускала около 500 тыс.аршин сукна в год. Продукцию предприятий Т.Акчурина знали и за пределами Российского государства. Акчуринские сукна поставлялись в турецкую и болгарскую армии.

15 июля 1894 года эти две фабрики были объединены в “Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина”. Количество занятых рабочих на фабрике достигло 3000 человек. Продукция товарищества была удостоена бронзовой медали на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде.

Кроме производства сукна, Акчурины занимались литейным производством и владели лесопильным заводом. Об этих предприятиях знали не только деловые всей страны. Современники оценивали деятельность Акчуриных как “почин и намек перехода мусульман к интенсивному производству и согласованию своей деятельности с социально-экономическими требованиями нашего времени”. А татарская газета “Таржеман” писала: “Фабрики эти поставлены широко и на современную ногу. Работают по подрядам казны, а также для частного торга, делая в общем миллионные обороты. Руководят фабриками сами мусульмане, часть рабочих также мусульмане”.

Тимербулат Акчурин вел и общественную работу. В 1871-1875 годах XIX в. он избирался гласным Симбирской думы по первому разряду, также назначался очередным присяжным заседателем по г.Симбирску и Симбирскому уезду. Т.Акчурин стал единственным из рода Акчуриных, удостоенным правительственных наград. Легендарный фабрикант стал кавалером серебряной медали “За усердие” для ношения на Станиславской ленте. Так была оценена его благотворительная деятельность во время страшного голода зимой 1880-81гг. 30 января 1881 года Тимербулат Акчурин в д.Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда открыл бесплатную столовую для малоимущих, которая проработала до нового урожая. Каждый день в столовой питались от 150 до 320 человек. Посетители питались два раза в день – обедали и ужинали.

Бесплатная столовая Акчурина работала и в голодную зиму 1891 года, ее посещали мусульмане и православные. За широкую благотворительную деятельность Тимербулат Акчурин в 1895 году был удостоен золотой медали с надписью “За усердие”. В годы русско-японской войны при Гурьевской фабрике он открыл больницу для лечения больных и раненых воинов. А в 1905 году Т.Акчурин оказал значительную материальную и финансовую помощь жителям д.Старое Тимошкино после пожара, уничтожившего 240 домов. 80-летний Тимай бай (так его называли в народе) лично руководил работами по оказанию помощи. Он обеспечил погорельцев (около 1000 человек) едой, одеждой, дровами, семенами, помог деньгами.

О фабриканте Тимербулате Акчурине до наших дней дошли воспоминания окружающих, близких. Все они характеризуют Тимай бая только с положительной стороны. Он никогда не оставлял в беде тех, кто пострадал от несчастных случаев: пожара, затопления весной и т.д. Узнав суть несчастья, Тимай бай первым делом давал просителям денег на покупку лошади, затем лесоматериалы для строительства дома и другую помощь.

Но и крестьяне отвечали ему добром. Часто они возили лес и дрова для фабрики за меньшую плату, чем для других суконных предприятий. Во время революционных митингов 1905-1907гг., проходивших в предприятиях Акчурина, хоть и звучали различные призывы, но никогда ораторы не выступали конкретно против Т.К.Акчурина. Более того, на этих мероприятиях звучали призывы не в коем случае “не трогать бабая”, т.е. Тимербулата Курамшевича.

Ибрагим Акчурин

Одним из образованнейших людей тюркского и исламского мира России был другой сын Курамши – Ибрагим. Он родился в 1859 году. Ибрагим получил образование в Симбирском кадетском корпусе. С учебой он справлялся хорошо. Свидетельство тому – высокая оценка, данная его знаниям не только учителями, но и самим военным министром России. В начале сентября 1875 года известный организатор и реформатор в правительстве Александра II Д.А.Милютин побывал в Симбирске. По желанию высокого гостя была организована его встреча с воспитанниками и служащими военной гимназии. В ее ходе Милютин пожелал услышать ответы учеников по математике и истории. Министра удивил ученик Ибрагим Акчурин. Его поразило, что, будучи татарином, Ибрагим хорошо владел русским языком. В числе 11 выпускников в 1877 г. И.Акчурин успешно окончил курс кадетского корпуса.

В годы I русской революции потомственный почетный гражданин И.К.Акчурин был избран главой “Симбирского общества фабрикантов сукна”. А осенью 1913 года Ибрагима Акчурина избирают гласным Симбирской городской думы.

И.Акчурин принимал активное участие в национально-освободительном движении татар. Он участвовал в работе нескольких съездов партии “Иттифак аль-муслимин”. Ибрагим играл значительную роль и в жизни татар Симбирска и губернии. Он стал одним из учредителей мусульманского общества в Симбирске. Общество было создано с целью просвещения мусульман путем распространения образования, всестороннего и точного ознакомления их с их политическими и экономическими правами, а также в целях материальной поддержки единоверцев.

И.К.Акчурин владел несколькими иностранными языками. Кроме русского, он знал немецкий, чагатайский и уйгурский языки. Кроме того, в библиотеке Ибрагима Курамшевича были найдены более двух десятков книг на французком языке. Известно, что его дети владели французским, и у фабрикантов работали специалисты из далекой Франции. Ибрагим Акчурин часто бывал за границей, особенно в Германии, где обучался его сын. Интересен круг людей, с которыми общался И.Акчурин. Это Ш.Марджани, И.Гаспринский, С.Джантюрин и т.д. Заки Валиди отзывался о И.Акчурине как об одном из самых близких ему людей.

В апреле 1905 г. в Уфе состоялось мусульманское духовное собрание. Наряду с религиозными деятелями сюда съехались и представители татарской буржуазии. Ими, в частности, был подготовлен проект религиозных реформ. Под ним подписались представители крупной татарской буржуазии: Закир Рамиев из Оренбурга – владелец золотых приисков, представитель фабрикантов Акчуриных И.Акчурин, промышленник Махмуд Хусаинов, фабрикант Юсуф Дебердиев. Под проектом имелись подписи идеологов национальной буржуазии Ю.Акчурина, С.-Г.Алкина и А.Ахтямова. В январе 1906 г. группа мусульман встретилась с графом С.Ю.Витте. Был среди них и Ибрагим Курамшевич. В связи с тревожными событиями, происходящими в стране, депутация обратила внимание С.Витте на проблемы, волнующие мусульман России. В ответ на это С.Витте заявил, что “по отношению к ним (мусульманам) никаких стеснений не будет сделано”. Встреча вызвала определенный резонанс в обществе. О высоком авторитете Ибрагима Акчурина в мусульманском мире Российской Империи говорит и тот факт, что в июне 1915 года его имя называлась в числе кандидатур на должность муфтия России.

…По масштабам торгово-промышленной деятельности Акчурины занимали одно из первых мест среди промышленников из татар страны. Одновременно они прочно входили в группу наиболее крупных и влиятельных владельцев суконными фабриками Поволжья.

Именно благодаря таким, как Акчурины, Россия во второй половине ХIХ–начале ХХ в. сделала значительный шаг в социально-экономическом развитии, в первую очередь, в индустриальной сфере. Известные симбирские купцы и фабриканты внесли свою лепту в укрепление промышленного могущества страны, ее безопасности.

Акчурины не ограничивались торгово-промышленной деятельностью. Их представители активно вторгались в другие сферы жизни общества: политическую и духовную (создание политической партии “Иттифак аль-муслимин”, развитие просвещения и науки).

Весьма внушителен вклад Акчуриных в просвещение своего народа. Они строили и содержали мектебы, медресе, финансировали учебу талантливой молодежи в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и за границей. Купцы и фабриканты были последовательными сторонниками прогрессивного звукового метода обучения. Как известно, у истоков названного движения стоял известный просветитель, зять Акчуриных, И.Гаспринский.

Акчурины не только финансировали передовые школы, но и сами становились активными проводниками и пропагандистами нового метода. Сыновья, дочери и невестки промышленников влились в отряд учителей новометодной ориентации, возглавляли педагогические коллективы и попечительские советы. Они использовали разные пути распространения нового метода обучения в школах Поволжья. В результате подобных усилий Акчуриных, Рамиевых, Хусаиновых, Дебердиевых и других деловых людей татары оказались в числе наиболее грамотных народов России. Известен материальный и интеллектуальный вклад Акчуриных в издание газет и книг. Яркий пример тому газета “Тарджеман” (“Переводчик”).

Симбирские фабриканты всячески поддерживали татарских писателей, журналистов и артистическую молодежь. Известные литераторы Габдулла Тукай и Фатих Амирхан гостили у Акчуриных по их приглашению.

Акчурины построили немало прекрасных мечетей в Симбирской, Самарской губерниях. Вместе с другими состоятельными людьми они финансировали сооружение мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде и т.д. Возрождение зданий мечетей, построенных на средства Акчуриных, представляет историко-культурную ценность. В современных условиях общая задача мусульманских общин, местных властей, общественности, ученых, краеведов – сохранить уникальные памятники для будущих поколений.

(по материалам книги Н. Таирова “Акчурины”)

Алия САБИРОВА
Газета "Татарские новости" № 12(125) 2004