Публикации > Просмотр публикации
"О выполнении Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы" и задачах на последующий период"

Отчетный доклад заместителя Премьер–министра Республики Татарстан – министра экономики и промышленности Республики Татарстан А.М. Пахомова на заседании Правительства Республики Татарстан

Уважаемый Президент!

Уважаемый Премьер – министр!

Уважаемый Председатель Государственного Совета!

Уважаемый Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дания в Российской Федерации!

Уважаемые участники и гости заседания!

Основным приоритетом государственной энергетической политики является повышение эффективности использования топлива и энергии. Высокий потенциал энергосбережения нашей страны обусловлен как технологическим несовершенством основных производственных фондов, так и недостаточным уровнем учета и контроля за использованием энергоресурсов. На высокий уровень энергоемкости экономики страны оказывают влияние и объективные факторы – это большой удельный вес энергоемкой промышленности и климатические условия.

На сегодняшнем заседании мы рассматриваем результаты деятельности отраслей экономики республики по реализации политики энергосбережения в Республике Татарстан в соответствии с Республиканской целевой программой "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы" за период с 2000 по 2004 гг.

Как было отмечено в послании Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан "Одним из приоритетов максимально эффективного использования топливно - энергетических ресурсов должно стать снижение удельных затрат на их производство и использование за счет рационализации потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования и сокращения потерь".

По итогам работы 2004 года ожидается прирост валового регионального продукта (ВРП) Республики Татарстан на 6 % по отношению к 2003 году. По прогнозу в 2005 году прирост ВРП по отношению к 2004 году составит 6,1 %. Это свидетельствует об установившейся тенденции роста валового регионального продукта. На рис.1 показан рост ВРП Республики Татарстан в 2000 – 2005 годах в сопоставимых ценах 2000 года и темпы его роста по состоянию на 1.10.2004 года

Рис. 1. Изменение роста ВРП Республики Татарстан в ценах 2000 года и темпа его роста

На рис.2 представлена динамика потребления первичных энергоносителей республики в млн. т.у.т. за тот же период. Потребление первичных энергоносителей в республике стабилизировалось и в 2005 году его уровень ощутимо не превысит предыдущие годы.

Рис.2 . Объемы потребления первичных энергоресурсов в РТ с 2000г. по 2005г.

Для оценки эффективного использования энергоресурсов в Республике Татарстан используется индикатор энергоемкости ВРП как отношение объемов потребляемых первичных энергоносителей (газ, мазут, уголь) в тоннах условного топлива к ВРП в сопоставимых ценах 2000 года, динамика которого представлена на рис. 3. Наблюдается постепенное снижение индикатора, что свидетельствует о снижении энергоемкости ВРП в натуральных показателях по первичным энергоносителям.

Рис. 3. Значения индикатора энергоемкости ВРП по первичным энергоносителям

На рис. 4 приведена динамика индикатора электроемкости ВРП как отношение выработанной электроэнергии в натуральном выражении к ВРП в сопоставимых ценах 2000 года.

Рис. 4. Значения индикатора электроемкости ВРП

Представленная на рисунках 3 и 4 динамика индикаторов свидетельствует об установившейся тенденции снижения энергоемкости ВРП Республики Татарстан.

Ожидаемое увеличение объема ВРП в 2004 году по отношению к 2003 году в значительной мере связано с увеличением роста объемов промышленной продукции. По оценкам Минэкономпрома РТ в 2004 году прирост объемов промышленной продукции составит 5,5 %, в 2005 году – 5,5% . На рис. 5 представлена динамика товарной продукции промышленности в ценах 1998 года и темпы ее роста. Эти показатели свидетельствуют об устойчивом развитии промышленности республики, как основной отрасли экономики.

Рис. 5. Динамика товарной продукции промышленности в ценах 1998 года и темпы ее роста

На рис. 6 представлена динамика роста товарной продукции отраслей промышленности в ценах 1998 года. Наиболее высокие темпы в последние 2 года отмечены в химической и нефтехимической промышленности и машиностроении. В то же время, объем товарной продукции легкой, деревообрабатывающей промышленности, и промышленности строительных материалов остается практически на уровне 2000 г.

Рис. 6. Динамика товарной продукции отраслей промышленности в ценах 1998 года

Для оценки электроемкости продукции промышленности в целом на рис. 7 представлена динамика снижения индикатора, равного отношению потребленной электрической энергии в натуральном выражении к товарной продукции в сопоставимых ценах, приведенных к базовому 1998 году.

Рис. 7. Значения индикатора электроемкости продукции промышленности

Темпы снижения индикатора электроемкости товарной продукции в различных отраслях значительно отличаются. Динамика индикаторов электроемкости продукции в разрезе отраслей промышленности представлена на рис. 8. Как видно из рисунка, наиболее высокие темпы снижения индикатора наблюдаются в химической и нефтехимической промышленности, топливной промышленности и машиностроении. Это свидетельствует о том, что рост товарной продукции этих отраслей не сопровождается чрезмерным увеличением потребления электрической энергии.

Рис.8. Значения индикаторов электроемкости продукции отраслей промышленности

В качестве основного индикатора, согласно Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 гг.", используется отношение затрат на энергию для производства продукции к произведенной товарной продукции в сопоставимых ценах 1998 г. Для оценки выполнения программы энергосбережения в РТ на рис. 9 представлены фактические, программные и прогнозные значения индикатора энергоемкости продукции промышленности в целом. Из диаграммы следует, что в промышленности практически достигнуто снижение индикатора в соответствии с программой "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 гг.".

Рис. 9. Фактические, программные и прогнозные значения индикатора энергоемкости продукции промышленности

На рис. 10, 11 и 12 представлены фактические, программные и прогнозные значения индикаторов продукции по отраслевому принципу химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и топливной промышленности соответственно, из которых также следует снижение индикаторов основных отраслей промышленности в соответствии с программой, однако темпы этого снижения различны. Особо следует отметить, что прогнозные значения индикаторов на 2005 г. ниже установленных программой.

Рис. 10. Фактические, программные и прогнозные значения индикатора энергоемкости продукции химической и нефтехимической промышленности

Рис. 11. Фактические, программные и прогнозные значения индикатора энергоемкости продукции машиностроения

Рис. 12. Фактические, программные и прогнозные значения индикатора топливной промышленности

В таблице 1 приведены значения - изменения индикаторов электроемкости отраслей промышленности в 2004 году относительно предыдущего года, из которых следует, что снижение электроемкости продукции на 6,21 % ожидается в химической и нефтехимической промышленности, на 5,58 % – в деревообрабатывающей, на 3,49 % – в промышленности стройматериалов, на 1,97 % – в топливной промышленности, на 1,64 % - в машиностроении, на 0,75 % – в пищевой промышленности. В то же время увеличение электроемкости продукции ожидается на 1,91 % – в легкой промышленности, что подлежит более глубокому анализу и принятию неотложных мер по исправлению сложившейся ситуации.

Таблица 1
Наименование отраслиИзменение индикатора электроемкости продукции к предыдущему году в %
2004 г. (оценка)
Промышленность-2,10
Химическая и нефтехимическая -6,21
Топливная -1,97
Машиностроение-1,64
Пищевая-0,75
Легкая 1,91
Деревообрабатывающая-5,58
Промстройматериалов-3,49

Хотелось бы подробнее остановиться на положении дел в сельском хозяйстве - одной из важнейших отраслей экономики республики. Объем производства продукции в сельском хозяйстве по оценкам итога 2004 года практически сохранится на уровне 2001-2003 гг. (рис. 13).

Рис.13. Товарная продукция сельского хозяйства в ценах 1998 г.

Отрадно отметить, что при этом наблюдается неуклонное снижение электроемкости сельскохозяйственной продукции – более чем в 2 раза за период реализации программы (рис.14).

Рис. 14. Значение индикатора электроемкости продукции сельского хозяйства

Повышается энергоэффективность и в энергопроизводящей отрасли республики. В целях ее объективной оценки были приняты иные показатели – это отношение массы условного топлива к отпущенной с шин электрической энергии, г/кВтч и отношение массы условного топлива к отпущенной тепловой энергии, кг у.т/Гкал.

Отпуск с шин электроэнергии и отпуск тепла, и потребление топлива для производства ОАО "Татэнерго" представлены в рис. 15, рис. 16, рис. 17.

Рис. 15. Отпуск с шин электроэнергии ОАО "Татэнерго"

Рис. 16. Отпуск тепловой энергии ОАО "Татэнерго"

Рис.17. Общее потребление топлива на ОАО "Татэнерго"

Проведенный анализ показал, что выработка и отпуск электрической и тепловой энергии имеют тенденцию к росту и опережают рост потребления топлива.

В таблице 2 приведены значения удельных затрат на производство электрической и тепловой энергии, из которых следует, что удельные затраты на выработку электрической и тепловой энергии имеют тенденцию к снижению темпами, опережающими программные значения.

Таблица 2
Наименование индикатораФактическое значение Ожидаемое значение
2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.
Программное оценкаПрограммноепрогноз
Отношение массы условного топлива к отпущенной с шин электрической энергии, г/кВтч,347,8346,2343,4334,3343,9334,1341,5334,0
Отношение массы условного топлива к отпущенной тепловой энергии, кг у.т/Гкал136,9135,5135,37133,0135,23133,0135,0129,9

Вопрос энергосбережения является важнейшим и в деятельности энергопроизводящих предприятий жилищно- коммунального хозяйства. На рис. 18 представлена динамика выработки и отпуска тепловой энергии от котельных РПО "Таткоммунэнерго".

Рис. 18. Полезный отпуск тепловой энергии от котельных РПО "Таткоммунэнерго"

В таблице 3 по расчетам РПО "Таткоммунэнерго" приведены значения удельных затрат на выработку и отпуск тепловой энергии от котельных, которые свидетельствуют о планомерном небольшом снижении удельных затрат на отпуск тепловой энергии: со 175.89 кг условного топлива на гигакалорию в 2000 г. до 175.5 в 2003 г. Оценка 2004 предполагает снижение данного показателя до 172.56 кг условного топлива на гигакалорию.

Таблица 3
Наименование индикатораФактическое значение Ожидаемое значение
2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г. (оценка)2005 г.(прогноз)
Отношение массы условного топлива к отпущенной тепловой энергии от котельных, кг.ут/Гкал175,89175,87175,76175,5172,56172,2

Аналогичная тенденция наблюдается и в ГУП РПО "Татсельжилкомхоз". На рис. 19 представлена динамика выработки и отпуска тепловой энергии от котельных этого предприятия.

Рис. 19. Полезный отпуск тепловой энергии от котельных ГУП РПО "Татсельжилкомхоз"

И в таблице 4 по данным ГУП РПО "Татсельжилкомхоз" приведены значения удельных затрат на выработку и отпуск тепловой энергии от котельных, которые свидетельствуют тоже о проведении планомерных энергосберегающих мероприятий на предприятии: со 193 кг условного топлива на гигакалорию в 2000 г. до 173 в 2003 г. Оценка 2004 предполагает снижение данного показателя до 170 кг условного топлива на гигакалорию.

Таблица 4
Наименование индикатораФактическое значение Ожидаемое значение
2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г. (оценка)2005 г. (прогноз)
Отношение массы условного топлива к отпущенной тепловой энергии от котельных, кг.ут/Гкал193180178173170170

Иная ситуация складывается в городском жилом фонде. По данным Госкомстата эффективность потребления тепловой энергии городским жилым фондом представлена на диаграмме рис. 20, из которой следует увеличение индикатора теплопотребления в 2003 году на 7,1 % по сравнению с 2002 годом и соответствует примерно уровню 2001 года. Оценка 2004 года показывает, что коренного перелома этой ситуации не произошло. Это свидетельствует о низком уровне эффективности потребления энергоресурсов в ЖКХ республики, т.е. здесь предстоит очень серьезная, кропотливая и настойчивая работа, что отражено в соответствующем комплексе мер в программе по реформированию ЖКХ в целом.

Рис. 20. Индикатор потребления тепловой энергии городского жилого фонда

Однако здесь есть и положительные результаты работы в ЖКХ. В частности администраци Нижнекамска, где последовательное проведение энергосберегающих мероприятий и прогрессивных форм управления жилым фондом дает возможность удерживать себестоимость и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения города.

Важное значение в деле реализации программы энергосбережения мы отводим вопросу учета и контроля за расходованием энергоресурсов. Работа здесь должна вестись как со стороны производителей энергоресурсов, так и со стороны потребителей. Производители, в большинстве своем, обеспечили себя высокоточными приборами учета как топлива, так и отпускаемой энергии. Со стороны потребителей же дело обстоит не так хорошо: мы не смогли достичь желаемого уровня оснащения потребителей приборами учета и нам необходимо сосредоточить максимум усилий в этом направлении. Однако есть и положительные примеры: фактически реализована программа Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства по оснащению приборами учета потребления газа и тепловой энергии в жилищно- коммунальном хозяйстве, большая работа проделана администрацией г. Набережные Челны по повышению эффективности учета потребления энергоресурсов в бюджетных организациях. Аналогичные программы разработаны для многих городов и районов республики, но их реализация сдерживается из-за отсутствия финансирования.

Еще одним из основополагающих условий успешной реализации программы энергосбережения является формирование экологического и энергосберегающего сознания подрастающего поколения в процессе дошкольной и школьной подготовки, а также подготовка квалифицированных кадров в области энергосбережения. В этой связи представляется необходимым

- целенаправленная подготовка специалистов в области энергосбережения в имеющих государственную аккредитацию на территории Республики Татарстан учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- переподготовка специалистов с высшим образованием в области технологических аспектов энергосбережения;

- подготовка специалистов по проведению энергетических обследований предприятий и организаций;

- проведение курсов по совершенствованию профессиональной подготовки руководящих работников и специалистов предприятий и организаций, занимающихся проблемами энергообеспечения и энергосбережения;

- проведение республиканских семинаров по проблемам энергосбережения.

Важнейшая роль в этом направлении отводится Министерству образования республики и отраслевому высшему учебному заведению- энергетическому университету.

Немаловажное значение мы придаем обмену передовым опытом в деле энергосбережения, содействию развития рынков энергетического, энергоэффективного и энергосберегающего оборудования, а также международному сотрудничеству в этой сфере. Проводимые нами выставка "Энергетика. Ресурсосбережение" и симпозиум "Ресурсоэффективность и энергосбережение" стали традиционными и служат достижению поставленных целей.

В этом году на выставке коллективной экспозицией представлены предприятия Королевства Дания. Данное государство является одной из промышленно-развитых европейских стран и одним из ведущих в области разработки и внедрения энергоэффективного оборудования, использования альтернативных источников энергии. Поэтому вполне обоснован интерес республики к установлению взаимовыгодного сотрудничества с датскими предприятиями. В декабре 2003 года рабочая делегация Республики Татарстан во главе с Премьер-министром республики Р.Н. Миннихановым посетила Королевство Дания. В марте 2004 года при содействии Европейского института экологически чистой энергии ряд руководителей ведомств и предприятий жилищно-коммунального сектора республики прошли курс обучения в Дании по энергетической тематике и на месте ознакомились с опытом Королевства в сфере энергосбережения и использования альтернативных источников энергии. В сентябре этого года с ответным визитом в республике побывала делегация Дании. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества не только в области энергетики, но и установления взаимовыгодных связей между промышленными предприятиями, в частности, машиностроения, Татарстана и Дании. И хочется надеяться, что проводимая презентация датских предприятий будет способствовать установлению партнерских отношений между хозяйствующими субъектами Республики Татарстан и Королевства Дания.

Если же обобщить ситуацию по реализации республиканской целевой программы энергосбережения в целом, то из представленных результатов следует, что в Республике Татарстан происходит снижение энергоемкости ВРП.

Следует отметить, что конкурентоспособность производства по существу обеспечивается экономным использованием всех традиционных средств и ресурсов, участвующих в процессе производства и воспроизводства экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Эффективное использование ресурсов на любом уровне управления должно быть ориентировано на их экономию на всех стадиях жизненного цикла объекта и определяться организационно - техническим уровнем экономики, международными и отечественными факторами ее конкурентного преимущества.

С целью повышения эффективности использования всех видов ресурсов в республике был принят целый ряд концептуальных документов - Республиканский стандарт Республики Татарстан "Системы управления ресурсосбережением", Концепция эффективного использования ресурсов в Республике Татарстан, Положение о разработке производственных, отраслевых, ведомственных и территориальных программ ресурсоэффективности в Республике Татарстан.

Сегодня можно утверждать, что в республике началась реализация государственной политики ресурсоэффективности. Разработана и запущена республиканская программа "Развитие промышленного ресурсосберегающего комплекса по переработке отходов производства и потребления в Республике Татарстан". Разработаны и реализуются ряд отраслевых Программ ресурсоэффективности:

- Министерства труда и занятости;

- Министерства социальной защиты;

- Министерства связи;

- Министерства здравоохранения;

- Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Аналогичная работа проводится и на промышленных предприятиях республики и она уже дала свои первые результаты.

На рис. 21 представлена оценка изменения структуры промежуточного потребления материальных ресурсов крупных и средних промышленных предприятий Республики Татарстан. Трендовые линии уровня материалоемкости и энергоемкости товарной продукции предприятий показывают тенденцию роста первого показателя и стабильного снижения второго.

Рис. 21 Промежуточное потребление крупных, средних предприятий республики.

Следует отметить, что реализация первых организационных мероприятий позволили несколько изменить ситуацию, связанную с ресурсоемкостью, особенно в промышленности: удалось снизить темпы роста материальных затрат в промежуточном потреблении.

Это значит, что последовательное проведение комплексной ресурсосберегающей политики на всех уровнях производства и потребления становится необходимостью для достижения конкурентоспобности продукции как на российском, так и на внешнем рынках.

Уважаемые участники заседания!

Сложившаяся в республике ситуация, характеризующаяся стабильными тенденциями экономического роста, создала необходимые предпосылки для перехода на качественно новый уровень государственного регулирования в сфере экономики и, в частности, в области энерго- ресурсоэффективности.

Необходим переход к более высокому уровню разработки на основе инновационных подходов целевой программы энергоресурсосбережения на период 2006-2010 г.г. к которой мы уже приступили. Реализация программы должна сохранить ведущую роль Республики Татарстан в экономике Российской Федерации.

Основной целью государственной политики энергосбережения на последующий период должно стать повышение энергоэффективности экономики Республики Татарстан. Следствием станет достижение цели максимально эффективного использования природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения.

Основным критерием достижения поставленной цели является энергоемкость ВРП. В соответствии с Энергетической стратегией Республики Татарстан, которая находится на рассмотрении Правительства Республики Татарстан, основной целью программы должно стать снижение энергоемкости ВРП на 26-27% к 2010 году и на 50% к 2020 году по сравнению с 2003 годом.

Кроме того, особое значение новая республиканская программа энергосбережения приобретает в свете ратификации Россией Киотского протокола. Ведь только через эффективное использование топлива и энергии можно уменьшить выбросы парниковых газов.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

• содействовать созданию сети инновационных структур по разработке и внедрению проектов и мероприятий энергосбережения;

• совершенствование системы нормирования и лимитирования в бюджетной сфере;

• совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;

• совершенствование системы энергоаудита и мониторинга.

Следующий год завершающий в реализации действующей республиканской программы энергосбережения. Необходима мобилизация всех сил и ресурсов для достижения установленных программных показателей. Надеюсь, что совместными усилиями удастся достичь поставленных целей.

Благодарю за внимание.

01.12.2004 г.

Материал предоставлен пресс-службой Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан