Публикации > Просмотр публикации
Итоги работы в области повышения качества продукции и услуг в Республике Татарстан
Значительным фактором эффективного развития реального сектора экономики, ее конкурентоспособности является системная работа по повышению качества выпускаемой продукции. Этот вопрос приобретает особую актуальность в условиях дальнейшей интеграции Российской Федерации в единое мировое экономическое пространство и усиливающегося взаимовлияния общемировых макроэкономических процессов.
Предприятия Республики Татарстан начали уделять повышенное внимание вопросам качества с середины 1990-х годов. В 1997-1998 годах первые три предприятия республики получили сертификат соответствия системы качества требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 (ОАО "Алнас", ОАО "КМИЗ", Татарстанский Центр стандартизации и метрологии). К настоящему времени такие сертификаты, являющиеся своего рода "пропуском" на внешний рынок, имеют более 110 республиканских предприятий. Наибольшее число предприятий в этом списке относится к машиностроению и приборостроению.
За прошедшие годы в Татарстане накоплен позитивный опыт комплексного взаимодействия органов государственного управления и промышленных предприятий в области качества. В 2001-2003 годах при участии федеральных и республиканских структур нами реализован Региональный пилотный проект "Повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции Республики Татарстан на основе внедрения новых информационных технологий, международных стандартов качества и сертификации".
Основной целью проекта являлось повышение параметров качества республиканских товаропроизводителей до уровня международных стандартов, его объектами – система менеджмента качества предприятия и технологии поддержания жизненного цикла изделия на всех этапах от проектирования до утилизации.
Полученные в ходе выполнения Пилотного проекта результаты рассмотрены на расширенном заседании коллегии Минпромнауки России и получили ее положительную оценку. Регионам России рекомендовано использовать опыт Татарстана при формировании программ повышения качества и конкурентоспособности своих предприятий.
В ноябре 2003 года Минпромнауки России, Минэкономпромом РТ, Минпромышленности и инноваций Нижегородской области и Администрацией Ульяновской области подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере разработки и внедрения на предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию, новейших технологий менеджмента качества, в том числе компьютерных и CALS-технологий. В рамках этого Соглашения в феврале этого года утвержден Межрегиональный пилотный проект.
На предприятиях, участвующих в этом проекте (ОАО "КВЗ", ФГУП КАПО им.Горбунова, ОАО "КАМАЗ", ОАО "Алнас Плюс", ЗАО "Икар Ltd") в настоящее время осуществляется внедрение интегрированных систем менеджмента качества и систем информационной поддержки полного жизненного цикла изделий.
Для комплексного решения вышеперечисленных задач в области качества Правительством республики поддержана инициатива нашего Министерства, Минпромнауки и Госстандарта России о создании в г.Казани "Поволжского центра качества" - центра взаимодействия федеральных органов власти с правительствами регионов Приволжского Федерального округа по вопросам повышения качества и конкурентоспособности отечественных предприятий.
Таким образом, в республике на практике реализуется системный подход к постоянному совершенствованию товаропроизводителями качества выпускаемой продукции, повышению ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Для обобщений этой многогранной работы в настоящее время принята республиканская целевая программа "Качество".
Реализация данной программы позволит на системной основе в масштабах республики воплотить в жизнь комплекс мер, направленных на обеспечение качества, безопасности, конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей.
В рамках "Дней качества" в Республике Татарстан сегодня в первой половине дня в Минэкономпроме проведен "круглый стол", на котором рассмотрен ход реализации первого этапа программы.
Для повышения конкурентоспособности продукции (услуг) и поощрения организаций, внедряющих самые современные и эффективные методы управления качеством, постановлением Кабинета Министров (от 11.04.2003г. N 198) в республике учреждены премии Правительства Республики Татарстан за качество, а также положение о порядке их присуждения на конкурсной основе по двум номинациям в зависимости от численности организации.
В настоящее время Премии по качеству существуют более чем в 40 странах мира. Одной их них является широко известная и авторитетная Европейская премия и премия Йоргена И.Шремппа для малых и средних предприятий (учреждена Советом министров Сообщества развития стран Юга Африки в 1999г.). В Японии национальная премия по качеству – премия Деминга была учреждена в 1951г. с целью содействия возрождению экономики страны. Входящие в модель премии критерии оценки претендентов на победу в конкурсе были основаны на сравнении конкурсантов с компаниями, добившимися выдающихся успехов во внедрении систем всеобщего менеджмента качества (TQM).
В 1991г. по инициативе Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и Европейской организации по качеству была учреждена Европейская премия по качеству, модель которой учитывает как опыт использования вышеупомянутых премий, так и европейский подход к внедрению TQM.
В 1996г. Правительство Российской Федерации учредило Премию Правительства Российской Федерации в области качества, гармонизированную с Европейской премией по качеству.
На региональном уровне более 10 субъектов России проводят аналогичные конкурсы в области качества, условия участия в которых во многом сходны с премией Правительства России.
Отличие вышеперечисленных конкурсов от иных конкурсов состоит в том, что решение жюри или конкурсной комиссии строится не на эмоциях или предпочтениях, а на фиксированной, открытой и единой для всех системе оценки конкурсантов.
На тех же принципах основан и конкурс в Республике Татарстан.
Его основной целью является практическое освоение методики самооценки деятельности как организации в целом, так и ее отдельных подразделений, руководителей всех уровней. В процессе этой работы хозяйствующий субъект выявляет свои недоработки, строит алгоритм оптимизации дальнейшей деятельности.
Основой самооценки является комплекс критериев, актуальность которых одинаково значима для организаций различных сфер деятельности, форм бизнеса и места расположения.
В марте 2004 года в газетах "Республика Татарстан" и "Время и Деньги" были размещены объявления о конкурсе.
С начала конкурса были изданы четыре выпуска бюллетеня, где изложены руководящие документы конкурса, рекомендации для организаций по проведению самооценки в соответствии с моделью премии, информация о республиканской целевой программе "Качество", частью которой и является данный конкурс. В четвертом выпуске бюллетеня размещена информация об итогах конкурса.
Для подготовки экспертов организовано три семинара с приглашением преподавателей из Всесоюзного НИИ сертификации и Академии стандартизации, метрологии и сертификации. В семинарах приняло участие 67 человек – представителей республиканских министерств, органов по сертификации, специалистов по качеству от предприятий республики. По итогам тестирования отобрано 58 кандидатов для работы в качестве экспертов конкурса, 18 из которых имеют опыт работы в российском конкурсе. Президиумом Совета утверждена экспертная комиссия конкурса.
Заявки на участие в конкурсе поступили от 71 организации.
Поданные заявки распределились следующим образом:
По территориальному признаку: 27 организаций - из Казани, 44 организации - из 16 городов и районов республики.
Наибольшую активность проявили предприятия из городов Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь.
По категориям: 42 предприятия с численностью работающих более 250 человек, назовем их "большими", 29 предприятий - с численностью менее 250 человек, назовем их "малыми".
По отраслевой принадлежности – наибольшая активность у предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, здравоохранения, легкой и машиностроения.
Техническим Секретариатом Совета проведен анализ заявок на предмет правильности оформления и соблюдения требований к участникам, изложенным в руководстве для участников конкурса.
Ко II этапу конкурса подготовлены и представлены конкурсные материалы 23 организациями – 8 из категории малых, 15 – из категории больших. У остальных претендентов были разные причины сойти с 1 этапа конкурса. Часть руководителей не ожидала, что участие в конкурсе предполагает выполнение сложной работы по подготовке конкурсных материалов. Некоторые руководители с учетом подготовленных материалов провели самооценку и решили, что в этом году их организациям участвовать в конкурсе преждевременно. У кого-то просто не хватило времени на подготовку материалов.
Группами экспертов проведена заочная экспертиза материалов организаций - участников конкурса с выведением согласованной балльной оценки.
По итогам второго этапа заочной оценки сложился предварительный рейтинг участников.
У ряда организаций результат оценок на этапе заочной экспертизы оказался ниже ожидаемого самими конкурсантами. Каковы причины?
По условиям конкурса организация в своем отчете должна представить результаты своей деятельности по 9 критериям премии (32 составляющие - для больших, 23 составляющих - для малых). Не секрет, что во многих организациях недостаточно внимания уделяется таким аспектам развития, как разработка стратегии предприятия, систематический мониторинг эффективности менеджмента, служб маркетинга и планирования, управление финансовыми ресурсами, информацией и знаниями, приоритетность требований потребителей, работа с персоналом. Кроме того, все аспекты деятельности организации могут получить высокую оценку при наличии стабильных позитивных тенденций на протяжении 3-5 лет.
Следующая причина – в сложности написания отчета. Подойти к этому следовало очень серьезно и ответственно. Некоторые руководители лично участвовали в подготовке конкурсных материалов, организовали работу своих специалистов. И были такие, которые поручили все одному-двум рядовым сотрудникам, которые не смогли справиться с большим объемом работы.
Результаты заочной экспертизы показали, что по крупным предприятиям более низкие оценки выставлены по критериям, характеризующим управление стратегией, финансами, маркетинг и проектирование, показатели восприятия организации обществом.
Для малых предприятий картина почти аналогичная. На большинстве предприятий этой категории отсутствуют показатели, отражающие удовлетворенность персонала работой в организации, вследствие чего они получили низкие оценки по этому критерию.
Для выхода на III этап конкурса решением Президиума Совета установлено пороговое значение для организаций с численностью работающих менее 250 человек – 150 баллов, для организаций с численностью работающих более 250 человек – 200 баллов. Согласно этому решению на III этап конкурса прошли 12 организаций-конкурсантов, в том числе – 8 из категории крупных, 4 – из категории малых.
На этом этапе экспертные комиссии провели обследование организаций на местах.
В результате обследования оценки организаций изменились. Практически у всех - в сторону увеличения. Почему это произошло? При обследовании экспертами было получено подтверждение наличия тех аспектов текущей деятельности, которые организация не смогла отразить в отчете. По трем организациям произошло снижение оценок.
Совет по присуждению премий проанализировал итоги конкурса и соответствующие предложения по кандидатурам на присуждение премий и дипломов Совета были представлены в Кабинет Министров.
В аналогичном российском конкурсе в дипломанты выдвигаются организации, набравшие от 500 баллов и выше, в лауреаты – от 550 и выше. Для малых предприятий порог лауреатства чуть ниже – 535 баллов, для дипломантов – так же 500 баллов. Наибольшая суммарная оценка по данной модели в целом составляет 1000 баллов. Но на практике такие оценки не выставлялись никому, даже на конкурсах европейского и международного уровня. Это скорее ориентир, вершина делового совершенства.
По ходу нашего конкурса можно сделать вывод, что ряд предприятий из категории крупных, занявших лидирующие позиции, не "затеряются" и в российском конкурсе. Предприятия из категории малых немного не дотягивают до установленной планки, присуждаемые им премии можно считать авансом.
Организации, ставшие лауреатами, смогут использовать эмблему конкурса в рекламных целях с указанием года получения премии и названия организации, при соблюдении условий, установленных в Руководстве для участников конкурса.
Требование таково, что организации-лауреаты обязаны содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом работы.
Я думаю, это условие наши лауреаты выполнят. Гарантией этого явятся Декларации, которые они будут подписывать совместно с Советом по присуждению премий.
Символика конкурса может использоваться лауреатами на фирменных бланках, сайтах, в печатных материалах, содержащих рекламную или информационно-справочную информацию, на выставочных стендах, плакатах, календарях, рекламных фильмах, презентациях.
Хочется надеяться, что проведение конкурса будет способствовать дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции наших предприятий, а значит, и укреплению их позиций на рынке
Церемония награждения лауреатов и дипломантов первого республиканского конкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество (выступление заместителя министра экономики и промышленности С.П.Мухина)
Положение о премиях и Совете по присуждению премий утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в апреле 2003 года. Советом, в состав которого входят руководители ведущих отраслевых министерств и ведомств, и группой экспертов проделана большая работа по оценке эффективности управления качеством на предприятиях – участниках конкурса.
Перед началом сегодняшней церемонии всем 23 вышедшим на заключительный этап конкурсантам вручены Свидетельства участников.
Решением Совета отмечен ряд организаций, не ставших призерами конкурса, но имеющих большой потенциал. Это Казанский мясокомбинат, Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство города Нижнекамска, Центр медицинской косметологии и здоровья. Советом рекомендовано отраслевым министерствам отметить их заслуги в области качества грамотами. Надеемся, что по итогам следующих конкурсов они улучшат свои результаты.
А сейчас разрешите попросить Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н.Минниханова и председателя Совета – министра экономики и промышленности А.М.Пахомова вручить награды дипломантам и лауреатам первого конкурса.
Решением Совета по присуждению премий Правительства Республики Татарстан за качество награждаются за высокие результаты в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, дипломами Совета и званием дипломантов:
- в категории численностью работающих до 250 человек – ЗАО "Декафом" (г.Нижнекамск). Генеральный директор – Закиров Ильдар Ильсурович.
- в категории численностью работающих более 250 человек – ОАО "Алнас" (г.Альметьевск). Генеральный директор – Гордеев Владимир Алексеевич.
- в категории численностью работающих более 250 человек
ОАО "Казанский компрессорный завод". Генеральный директор – Хисамеев Ибрагим Габдулхакович.
- в категории численностью работающих более 250 человек ОАО "Нэфис Косметикс". Генеральный директор – Хайбуллин Дмитрий Владимирович.
Совет решением от 30.11.2004г. внес предложение, а Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 9 декабря 2004 года N 520 утвердил следующих лауреатов конкурса:
- за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством присудить премию Правительства Республики Татарстан за качество 2004 года в категории предприятий и организаций численностью не более 250 человек – ОАО "ТатНИИнефтемаш". Генеральный директор – Садыков Альфред Файзрахманович.
- за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством присудить премию Правительства Республики Татарстан за качество 2004 года в категории предприятий и организаций численностью более 250 человек – ОАО "Казаньоргсинтез". Генеральный директор – Алехин Леонид Степанович, ОАО "Нижнекамскнефтехим". Генеральный директор – Бусыгин Владимир Михайлович. ОАО "Нижнекамскнефтехим" набрал наибольшее среди всех лауреатов количество баллов.
(Все призы изготовлены умельцами казанских художественных промыслов и являются авторскими работами, а памятный знак на ткани вышит с использованием золотых нитей).
Значительным фактором эффективного развития реального сектора экономики, ее конкурентоспособности является системная работа по повышению качества выпускаемой продукции. Этот вопрос приобретает особую актуальность в условиях дальнейшей интеграции Российской Федерации в единое мировое экономическое пространство и усиливающегося взаимовлияния общемировых макроэкономических процессов.
Предприятия Республики Татарстан начали уделять повышенное внимание вопросам качества с середины 1990-х годов. В 1997-1998 годах первые три предприятия республики получили сертификат соответствия системы качества требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 (ОАО "Алнас", ОАО "КМИЗ", Татарстанский Центр стандартизации и метрологии). К настоящему времени такие сертификаты, являющиеся своего рода "пропуском" на внешний рынок, имеют более 110 республиканских предприятий. Наибольшее число предприятий в этом списке относится к машиностроению и приборостроению.
За прошедшие годы в Татарстане накоплен позитивный опыт комплексного взаимодействия органов государственного управления и промышленных предприятий в области качества. В 2001-2003 годах при участии федеральных и республиканских структур нами реализован Региональный пилотный проект "Повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции Республики Татарстан на основе внедрения новых информационных технологий, международных стандартов качества и сертификации".
Основной целью проекта являлось повышение параметров качества республиканских товаропроизводителей до уровня международных стандартов, его объектами – система менеджмента качества предприятия и технологии поддержания жизненного цикла изделия на всех этапах от проектирования до утилизации.
Полученные в ходе выполнения Пилотного проекта результаты рассмотрены на расширенном заседании коллегии Минпромнауки России и получили ее положительную оценку. Регионам России рекомендовано использовать опыт Татарстана при формировании программ повышения качества и конкурентоспособности своих предприятий.
В ноябре 2003 года Минпромнауки России, Минэкономпромом РТ, Минпромышленности и инноваций Нижегородской области и Администрацией Ульяновской области подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере разработки и внедрения на предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию, новейших технологий менеджмента качества, в том числе компьютерных и CALS-технологий. В рамках этого Соглашения в феврале этого года утвержден Межрегиональный пилотный проект.
На предприятиях, участвующих в этом проекте (ОАО "КВЗ", ФГУП КАПО им.Горбунова, ОАО "КАМАЗ", ОАО "Алнас Плюс", ЗАО "Икар Ltd") в настоящее время осуществляется внедрение интегрированных систем менеджмента качества и систем информационной поддержки полного жизненного цикла изделий.
Для комплексного решения вышеперечисленных задач в области качества Правительством республики поддержана инициатива нашего Министерства, Минпромнауки и Госстандарта России о создании в г.Казани "Поволжского центра качества" - центра взаимодействия федеральных органов власти с правительствами регионов Приволжского Федерального округа по вопросам повышения качества и конкурентоспособности отечественных предприятий.
Таким образом, в республике на практике реализуется системный подход к постоянному совершенствованию товаропроизводителями качества выпускаемой продукции, повышению ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Для обобщений этой многогранной работы в настоящее время принята республиканская целевая программа "Качество".
Реализация данной программы позволит на системной основе в масштабах республики воплотить в жизнь комплекс мер, направленных на обеспечение качества, безопасности, конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей.
В рамках "Дней качества" в Республике Татарстан сегодня в первой половине дня в Минэкономпроме проведен "круглый стол", на котором рассмотрен ход реализации первого этапа программы.
Для повышения конкурентоспособности продукции (услуг) и поощрения организаций, внедряющих самые современные и эффективные методы управления качеством, постановлением Кабинета Министров (от 11.04.2003г. N 198) в республике учреждены премии Правительства Республики Татарстан за качество, а также положение о порядке их присуждения на конкурсной основе по двум номинациям в зависимости от численности организации.
В настоящее время Премии по качеству существуют более чем в 40 странах мира. Одной их них является широко известная и авторитетная Европейская премия и премия Йоргена И.Шремппа для малых и средних предприятий (учреждена Советом министров Сообщества развития стран Юга Африки в 1999г.). В Японии национальная премия по качеству – премия Деминга была учреждена в 1951г. с целью содействия возрождению экономики страны. Входящие в модель премии критерии оценки претендентов на победу в конкурсе были основаны на сравнении конкурсантов с компаниями, добившимися выдающихся успехов во внедрении систем всеобщего менеджмента качества (TQM).
В 1991г. по инициативе Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и Европейской организации по качеству была учреждена Европейская премия по качеству, модель которой учитывает как опыт использования вышеупомянутых премий, так и европейский подход к внедрению TQM.
В 1996г. Правительство Российской Федерации учредило Премию Правительства Российской Федерации в области качества, гармонизированную с Европейской премией по качеству.
На региональном уровне более 10 субъектов России проводят аналогичные конкурсы в области качества, условия участия в которых во многом сходны с премией Правительства России.
Отличие вышеперечисленных конкурсов от иных конкурсов состоит в том, что решение жюри или конкурсной комиссии строится не на эмоциях или предпочтениях, а на фиксированной, открытой и единой для всех системе оценки конкурсантов.
На тех же принципах основан и конкурс в Республике Татарстан.
Его основной целью является практическое освоение методики самооценки деятельности как организации в целом, так и ее отдельных подразделений, руководителей всех уровней. В процессе этой работы хозяйствующий субъект выявляет свои недоработки, строит алгоритм оптимизации дальнейшей деятельности.
Основой самооценки является комплекс критериев, актуальность которых одинаково значима для организаций различных сфер деятельности, форм бизнеса и места расположения.
В марте 2004 года в газетах "Республика Татарстан" и "Время и Деньги" были размещены объявления о конкурсе.
С начала конкурса были изданы четыре выпуска бюллетеня, где изложены руководящие документы конкурса, рекомендации для организаций по проведению самооценки в соответствии с моделью премии, информация о республиканской целевой программе "Качество", частью которой и является данный конкурс. В четвертом выпуске бюллетеня размещена информация об итогах конкурса.
Для подготовки экспертов организовано три семинара с приглашением преподавателей из Всесоюзного НИИ сертификации и Академии стандартизации, метрологии и сертификации. В семинарах приняло участие 67 человек – представителей республиканских министерств, органов по сертификации, специалистов по качеству от предприятий республики. По итогам тестирования отобрано 58 кандидатов для работы в качестве экспертов конкурса, 18 из которых имеют опыт работы в российском конкурсе. Президиумом Совета утверждена экспертная комиссия конкурса.
Заявки на участие в конкурсе поступили от 71 организации.
Поданные заявки распределились следующим образом:
По территориальному признаку: 27 организаций - из Казани, 44 организации - из 16 городов и районов республики.
Наибольшую активность проявили предприятия из городов Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь.
По категориям: 42 предприятия с численностью работающих более 250 человек, назовем их "большими", 29 предприятий - с численностью менее 250 человек, назовем их "малыми".
По отраслевой принадлежности – наибольшая активность у предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, здравоохранения, легкой и машиностроения.
Техническим Секретариатом Совета проведен анализ заявок на предмет правильности оформления и соблюдения требований к участникам, изложенным в руководстве для участников конкурса.
Ко II этапу конкурса подготовлены и представлены конкурсные материалы 23 организациями – 8 из категории малых, 15 – из категории больших. У остальных претендентов были разные причины сойти с 1 этапа конкурса. Часть руководителей не ожидала, что участие в конкурсе предполагает выполнение сложной работы по подготовке конкурсных материалов. Некоторые руководители с учетом подготовленных материалов провели самооценку и решили, что в этом году их организациям участвовать в конкурсе преждевременно. У кого-то просто не хватило времени на подготовку материалов.
Группами экспертов проведена заочная экспертиза материалов организаций - участников конкурса с выведением согласованной балльной оценки.
По итогам второго этапа заочной оценки сложился предварительный рейтинг участников.
У ряда организаций результат оценок на этапе заочной экспертизы оказался ниже ожидаемого самими конкурсантами. Каковы причины?
По условиям конкурса организация в своем отчете должна представить результаты своей деятельности по 9 критериям премии (32 составляющие - для больших, 23 составляющих - для малых). Не секрет, что во многих организациях недостаточно внимания уделяется таким аспектам развития, как разработка стратегии предприятия, систематический мониторинг эффективности менеджмента, служб маркетинга и планирования, управление финансовыми ресурсами, информацией и знаниями, приоритетность требований потребителей, работа с персоналом. Кроме того, все аспекты деятельности организации могут получить высокую оценку при наличии стабильных позитивных тенденций на протяжении 3-5 лет.
Следующая причина – в сложности написания отчета. Подойти к этому следовало очень серьезно и ответственно. Некоторые руководители лично участвовали в подготовке конкурсных материалов, организовали работу своих специалистов. И были такие, которые поручили все одному-двум рядовым сотрудникам, которые не смогли справиться с большим объемом работы.
Результаты заочной экспертизы показали, что по крупным предприятиям более низкие оценки выставлены по критериям, характеризующим управление стратегией, финансами, маркетинг и проектирование, показатели восприятия организации обществом.
Для малых предприятий картина почти аналогичная. На большинстве предприятий этой категории отсутствуют показатели, отражающие удовлетворенность персонала работой в организации, вследствие чего они получили низкие оценки по этому критерию.
Для выхода на III этап конкурса решением Президиума Совета установлено пороговое значение для организаций с численностью работающих менее 250 человек – 150 баллов, для организаций с численностью работающих более 250 человек – 200 баллов. Согласно этому решению на III этап конкурса прошли 12 организаций-конкурсантов, в том числе – 8 из категории крупных, 4 – из категории малых.
На этом этапе экспертные комиссии провели обследование организаций на местах.
В результате обследования оценки организаций изменились. Практически у всех - в сторону увеличения. Почему это произошло? При обследовании экспертами было получено подтверждение наличия тех аспектов текущей деятельности, которые организация не смогла отразить в отчете. По трем организациям произошло снижение оценок.
Совет по присуждению премий проанализировал итоги конкурса и соответствующие предложения по кандидатурам на присуждение премий и дипломов Совета были представлены в Кабинет Министров.
В аналогичном российском конкурсе в дипломанты выдвигаются организации, набравшие от 500 баллов и выше, в лауреаты – от 550 и выше. Для малых предприятий порог лауреатства чуть ниже – 535 баллов, для дипломантов – так же 500 баллов. Наибольшая суммарная оценка по данной модели в целом составляет 1000 баллов. Но на практике такие оценки не выставлялись никому, даже на конкурсах европейского и международного уровня. Это скорее ориентир, вершина делового совершенства.
По ходу нашего конкурса можно сделать вывод, что ряд предприятий из категории крупных, занявших лидирующие позиции, не "затеряются" и в российском конкурсе. Предприятия из категории малых немного не дотягивают до установленной планки, присуждаемые им премии можно считать авансом.
Организации, ставшие лауреатами, смогут использовать эмблему конкурса в рекламных целях с указанием года получения премии и названия организации, при соблюдении условий, установленных в Руководстве для участников конкурса.
Требование таково, что организации-лауреаты обязаны содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом работы.
Я думаю, это условие наши лауреаты выполнят. Гарантией этого явятся Декларации, которые они будут подписывать совместно с Советом по присуждению премий.
Символика конкурса может использоваться лауреатами на фирменных бланках, сайтах, в печатных материалах, содержащих рекламную или информационно-справочную информацию, на выставочных стендах, плакатах, календарях, рекламных фильмах, презентациях.
Хочется надеяться, что проведение конкурса будет способствовать дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции наших предприятий, а значит, и укреплению их позиций на рынке
Церемония награждения лауреатов и дипломантов первого республиканского конкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество (выступление заместителя министра экономики и промышленности С.П.Мухина)
Положение о премиях и Совете по присуждению премий утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в апреле 2003 года. Советом, в состав которого входят руководители ведущих отраслевых министерств и ведомств, и группой экспертов проделана большая работа по оценке эффективности управления качеством на предприятиях – участниках конкурса.
Перед началом сегодняшней церемонии всем 23 вышедшим на заключительный этап конкурсантам вручены Свидетельства участников.
Решением Совета отмечен ряд организаций, не ставших призерами конкурса, но имеющих большой потенциал. Это Казанский мясокомбинат, Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство города Нижнекамска, Центр медицинской косметологии и здоровья. Советом рекомендовано отраслевым министерствам отметить их заслуги в области качества грамотами. Надеемся, что по итогам следующих конкурсов они улучшат свои результаты.
А сейчас разрешите попросить Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н.Минниханова и председателя Совета – министра экономики и промышленности А.М.Пахомова вручить награды дипломантам и лауреатам первого конкурса.
Решением Совета по присуждению премий Правительства Республики Татарстан за качество награждаются за высокие результаты в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, дипломами Совета и званием дипломантов:
- в категории численностью работающих до 250 человек – ЗАО "Декафом" (г.Нижнекамск). Генеральный директор – Закиров Ильдар Ильсурович.
- в категории численностью работающих более 250 человек – ОАО "Алнас" (г.Альметьевск). Генеральный директор – Гордеев Владимир Алексеевич.
- в категории численностью работающих более 250 человек
ОАО "Казанский компрессорный завод". Генеральный директор – Хисамеев Ибрагим Габдулхакович.
- в категории численностью работающих более 250 человек ОАО "Нэфис Косметикс". Генеральный директор – Хайбуллин Дмитрий Владимирович.
Совет решением от 30.11.2004г. внес предложение, а Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 9 декабря 2004 года N 520 утвердил следующих лауреатов конкурса:
- за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством присудить премию Правительства Республики Татарстан за качество 2004 года в категории предприятий и организаций численностью не более 250 человек – ОАО "ТатНИИнефтемаш". Генеральный директор – Садыков Альфред Файзрахманович.
- за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством присудить премию Правительства Республики Татарстан за качество 2004 года в категории предприятий и организаций численностью более 250 человек – ОАО "Казаньоргсинтез". Генеральный директор – Алехин Леонид Степанович, ОАО "Нижнекамскнефтехим". Генеральный директор – Бусыгин Владимир Михайлович. ОАО "Нижнекамскнефтехим" набрал наибольшее среди всех лауреатов количество баллов.
(Все призы изготовлены умельцами казанских художественных промыслов и являются авторскими работами, а памятный знак на ткани вышит с использованием золотых нитей).
Материал предоставлен пресс-службой Министерства экономики и промышленности РТ, 14 декабря 2004 г.