Публикации > Просмотр публикации
О роли государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Уважаемые члены Правительственной комиссии, приглашенные!
Анализ развития науки в Татарстане показывает, что наша республика по-прежнему обладает интеллектуальным потенциалом, отраслевой и вузовской научной и образовательной инфраструктурами, в том числе прикладной направленности.
В Татарстане научно-производственной деятельностью и подготовкой специалистов высшей квалификации занимаются 98 организаций, в том числе 68 научно-исследовательских, 4 проектно-конструкторских, 13 высших учебных заведений, 7 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро на промышленных предприятиях.
В своем выступлении я хотел бы остановиться не на общем анализе развития науки в республике, а на вопросах формирования и реализации государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования.
Формирование системы государственного заказа началось в республике в 2000 году, когда Министерство экономики и промышленности РТ совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами впервые сформировало свои подходы к решению задачи инновационного развития республики с использованием механизма государственного заказа. В 2001 году была разработана стратегия социально-экономического развития республики на 5 лет, где были определены основные приоритетные направления развития и была сделана попытка в рамках этих приоритетных направлений построить систему отраслевых и территориальных программ, бизнес - проектов, финансируемых в то время из фонда НИОКР с использованием механизма государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования.
В рамках этой стратегии социально-экономического развития решением Правительства принят регламент взаимодействия всех участников процесса развития инновационной деятельности, технологии разработки инвестиционных программ, их согласования и реализации. Самым сложным моментом на том этапе было определение центров ответственности за отдельные элементы этой системы и единого центра ответственности как системного интегратора.
К тому времени Правительственная комиссия РТ по научно-технической и инновационной политике была уже образована. Очень важно, что ее работой руководит Премьер-министр республики, а в состав входят ведущие ученые, активно занимающиеся практической научной деятельностью по передовым научным направлениям. Задача комиссии - через свои рабочие совещания выстраивать регламент экспертной оценки результатов научной деятельности, проводимой в республике. В качестве экспертов приглашаются прежде всего ученые, особенно, если речь идет об исследованиях в области фундаментальной науки. В Министерстве экономики и промышленности РТ был образован Экономический совет, на котором ежегодно заслушиваются результаты выполнения государственного заказа.
Казалось бы, регламент полный, и эффективность работы всех участников процесса развития инновационной деятельности в республике должна быть высокой.
Однако сегодня в связи с изменениями общей социально-экономической ситуации в стране и республике, изменениями, происходящими внутри предприятий и другими факторами, требуются и кардинальные изменения в системе государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования. При этом ключевыми являются вопросы управления государственным заказом, а также вопросы изменения регламента взаимодействия органов исполнительной государственной власти с Академией наук РТ, научными учреждениями, крупными и средними предприятиями, вузами. Вот об этих проблемах и хотелось бы сегодня поговорить.
Эффективность исследований и разработок фундаментальной и прикладной науки в Татарстане, их влияние на позитивные изменения в реальном секторе экономики иллюстрируют диаграммы 1 и 2, которые построены на основании данных Комитета государственной статистики республики о создании и использовании передовых технологий в Республике Татарстан в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа.
На что хотелось бы обратить внимание. На диаграмме 1 Республика Татарстан позиционируется как регион, где число созданных передовых технологий заметно меньше по сравнению с нашими соседями.
По анализу, который мы проводим в рабочем порядке, на самом деле картина иная. В этом убеждает и сравнение результатов социально-экономического развития Татарстана и упомянутых субъектов Российской Федерации.
Именно в связи с применением передовых производственных технологий в области нефтедобычи, нефтепереработки, химии, автомобиле- и авиастроения, приборостроения и т.д. республика устойчиво занимает первое место по основным параметрам в округе и входит в число регионов-лидеров в целом по Российской Федерации. Отсюда следует очевидный вывод о некорректности статистических данных и необходимости разработки принципиально новых подходов к анализу инновационной деятельности.
В этой связи Министерство экономики и промышленности РТ в 2004 году разработало методическую базу по оценке объемов и эффективности инновационной и инвестиционной деятельности. Эти материалы прошли апробацию на ряде предприятий республики. В настоящее время совместно с Комитетом государственной статистики РТ производится сбор информации по 208 крупнейшим предприятиям республики. В ближайшее время доработанные (при необходимости) методики будут введены в практическую деятельность.
К сожалению, следует констатировать, что процессы, происходящие в среде научных организаций, вывели из годового статистического наблюдения ряд организаций, которые работают либо в технологиях аутсорсинга, либо в технологиях интеграции внутри научно-производственных объединений.
К сожалению, я пока не могу ответить на вопрос: насколько эффективны две эти формы бизнеса для предприятий нашей республики? И, прежде всего в связи с тем, что проблемы, о которых я сказал выше, пока не решены и над которыми мы сейчас работаем. Собственно говоря, это и определило сегодняшнюю текущую деятельность нашего министерства как системного интегратора, т.е. центра ответственности за координацию всей научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности в республике. Здесь очень важно понять, что без достаточного объема достоверной информации о развитии инновационной деятельности в республике и оценки ее эффективности, в принципе не представляется возможным разрабатывать планы социально-экономического развития республики и ее территорий даже на краткосрочную перспективу.
Требует глубокого анализа ситуация, связанная с изменениями численности работников на предприятиях, специализирующихся в области научных исследований и динамикой изменения их заработной платы. Сейчас в республике сохраняется тенденция сокращения персонала, занятого исследованиями и разработками.
Эта тенденция наблюдается на фоне роста заработной платы работников научных организаций, которая выше среднего уровня по республике.
Другими словами, можно сделать вывод, что этот вид деятельности становится привлекательным по системе оплаты труда. Результаты НИОКРовской деятельности позволили достичь уровня заработанной платы выше среднереспубликанской. Вместе с тем средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в научных организациях закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. С другой стороны отмечается рост приема в аспирантуру. Однако менее половины поступивших заканчивают аспирантуру с защитой диссертации. Аналогичная ситуация сложилась и в деятельности докторантуры. Объяснением этой ситуации могут быть две причины: отсрочка от армии - и эту проблему мы сегодня не обсуждаем; неэффективная система деятельности аспирантуры и докторантуры.
Эту проблему мы сейчас готовимся внести на совет ректоров вузов.
Одной из мер выхода из этой ситуации могло бы стать конструктивное сотрудничество ученых, осуществляющих руководство аспирантурой и докторантурой, с передовыми предприятиями реального сектора экономики и органами государственного управления. Со своей стороны Министерство экономики и промышленности РТ уже включило в состав своего Экономического совета Министерства экономики и промышленности РТ ученых университетов, Академии наук РТ и НИИ. Аналогичное решение целесообразно принять всем министерствам, где это не сделано. Кроме того, требует особого внимания решение проблемы переоснащения современным оборудованием лабораторий университетов, НИИ и научно-технических центров крупных товаропроизводителей. Основываясь на кратком анализе, который я сделал, можно вернуться к системе государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования. Госзаказчик, заказав работу, должен иметь возможность ее принять и оценить качество выполнения. Это означает, что было бы целесообразным:
1) – оставить строкой в бюджете РТ средства на текущее содержание Академии наук РТ, а средства на государственный заказ направлять через смету Министерства экономики и промышленности РТ;
2) – необходимо кардинально изменить регламент деятельности Академии наук РТ, а возможно, и ее структуру. Как организация, объединяющая в себе ученых высшей квалификации, она должна быть центром развития приоритетных направлений, определяющих стратегию развития республики; обеспечения повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации, прежде всего для реального сектора экономики; создания совместно с Министерством образования и науки РТ системы выявления и поддержки талантливой молодежи;
3) – государство, как собственник, через своих представителей должно оказывать влияние на инновационное развитие предприятий и владеть в деталях информацией о текущем состоянии в этой области. Для этого в директивные задания им должен быть обязательно включен соответствующий индикатор оценки эффективности их деятельности.
Еще один вопрос, в решение которого хотелось бы получить поддержку правительства, это усиление координации деятельности вновь образованных фондов - "Стабилизационного залогового-страхового фонда РТ" и "Инвестиционно-венчурного фонда РТ". Мы почти завершили разработку инвестиционного меморандума, который формируется исходя из стратегии развития республики и хотелось бы, чтобы он стал исходным документом для планирования деятельности названных фондов, Академии наук РТ, органов государственной исполнительной власти, а также быть полезным для научно-инженерных и научно-исследовательских центров товаропроизводителей при планировании ими инновационного развития хозяйствующих субъектов. Дело в том, что объем работ настолько велик и работа настолько сложна, что без координации всех звеньев инновационной системы станет невозможным инновационное развитие экономики республики, не говоря о том, что создание самой системы проходит только этап становления. Предложенные изменения системы государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования позволят нам решить основные задачи развития инновационной экономики, которые сейчас сформулированы в проекте программы социально-экономического развития республики до 2010 года и на перспективу до 2015 года. Разработка этой программы завершается. Ее рассмотрение запланировано на март 2005 года.
Благодарю за внимание!
Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Уважаемые члены Правительственной комиссии, приглашенные!
Анализ развития науки в Татарстане показывает, что наша республика по-прежнему обладает интеллектуальным потенциалом, отраслевой и вузовской научной и образовательной инфраструктурами, в том числе прикладной направленности.
В Татарстане научно-производственной деятельностью и подготовкой специалистов высшей квалификации занимаются 98 организаций, в том числе 68 научно-исследовательских, 4 проектно-конструкторских, 13 высших учебных заведений, 7 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро на промышленных предприятиях.
В своем выступлении я хотел бы остановиться не на общем анализе развития науки в республике, а на вопросах формирования и реализации государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования.
Формирование системы государственного заказа началось в республике в 2000 году, когда Министерство экономики и промышленности РТ совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами впервые сформировало свои подходы к решению задачи инновационного развития республики с использованием механизма государственного заказа. В 2001 году была разработана стратегия социально-экономического развития республики на 5 лет, где были определены основные приоритетные направления развития и была сделана попытка в рамках этих приоритетных направлений построить систему отраслевых и территориальных программ, бизнес - проектов, финансируемых в то время из фонда НИОКР с использованием механизма государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования.
В рамках этой стратегии социально-экономического развития решением Правительства принят регламент взаимодействия всех участников процесса развития инновационной деятельности, технологии разработки инвестиционных программ, их согласования и реализации. Самым сложным моментом на том этапе было определение центров ответственности за отдельные элементы этой системы и единого центра ответственности как системного интегратора.
К тому времени Правительственная комиссия РТ по научно-технической и инновационной политике была уже образована. Очень важно, что ее работой руководит Премьер-министр республики, а в состав входят ведущие ученые, активно занимающиеся практической научной деятельностью по передовым научным направлениям. Задача комиссии - через свои рабочие совещания выстраивать регламент экспертной оценки результатов научной деятельности, проводимой в республике. В качестве экспертов приглашаются прежде всего ученые, особенно, если речь идет об исследованиях в области фундаментальной науки. В Министерстве экономики и промышленности РТ был образован Экономический совет, на котором ежегодно заслушиваются результаты выполнения государственного заказа.
Казалось бы, регламент полный, и эффективность работы всех участников процесса развития инновационной деятельности в республике должна быть высокой.
Однако сегодня в связи с изменениями общей социально-экономической ситуации в стране и республике, изменениями, происходящими внутри предприятий и другими факторами, требуются и кардинальные изменения в системе государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования. При этом ключевыми являются вопросы управления государственным заказом, а также вопросы изменения регламента взаимодействия органов исполнительной государственной власти с Академией наук РТ, научными учреждениями, крупными и средними предприятиями, вузами. Вот об этих проблемах и хотелось бы сегодня поговорить.
Диаграмма 1 |
Диаграмма 2 |
По анализу, который мы проводим в рабочем порядке, на самом деле картина иная. В этом убеждает и сравнение результатов социально-экономического развития Татарстана и упомянутых субъектов Российской Федерации.
Именно в связи с применением передовых производственных технологий в области нефтедобычи, нефтепереработки, химии, автомобиле- и авиастроения, приборостроения и т.д. республика устойчиво занимает первое место по основным параметрам в округе и входит в число регионов-лидеров в целом по Российской Федерации. Отсюда следует очевидный вывод о некорректности статистических данных и необходимости разработки принципиально новых подходов к анализу инновационной деятельности.
В этой связи Министерство экономики и промышленности РТ в 2004 году разработало методическую базу по оценке объемов и эффективности инновационной и инвестиционной деятельности. Эти материалы прошли апробацию на ряде предприятий республики. В настоящее время совместно с Комитетом государственной статистики РТ производится сбор информации по 208 крупнейшим предприятиям республики. В ближайшее время доработанные (при необходимости) методики будут введены в практическую деятельность.
К сожалению, следует констатировать, что процессы, происходящие в среде научных организаций, вывели из годового статистического наблюдения ряд организаций, которые работают либо в технологиях аутсорсинга, либо в технологиях интеграции внутри научно-производственных объединений.
К сожалению, я пока не могу ответить на вопрос: насколько эффективны две эти формы бизнеса для предприятий нашей республики? И, прежде всего в связи с тем, что проблемы, о которых я сказал выше, пока не решены и над которыми мы сейчас работаем. Собственно говоря, это и определило сегодняшнюю текущую деятельность нашего министерства как системного интегратора, т.е. центра ответственности за координацию всей научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности в республике. Здесь очень важно понять, что без достаточного объема достоверной информации о развитии инновационной деятельности в республике и оценки ее эффективности, в принципе не представляется возможным разрабатывать планы социально-экономического развития республики и ее территорий даже на краткосрочную перспективу.
Требует глубокого анализа ситуация, связанная с изменениями численности работников на предприятиях, специализирующихся в области научных исследований и динамикой изменения их заработной платы. Сейчас в республике сохраняется тенденция сокращения персонала, занятого исследованиями и разработками.
Диаграмма 3 |
Диаграмма 4 |
Эту проблему мы сейчас готовимся внести на совет ректоров вузов.
Одной из мер выхода из этой ситуации могло бы стать конструктивное сотрудничество ученых, осуществляющих руководство аспирантурой и докторантурой, с передовыми предприятиями реального сектора экономики и органами государственного управления. Со своей стороны Министерство экономики и промышленности РТ уже включило в состав своего Экономического совета Министерства экономики и промышленности РТ ученых университетов, Академии наук РТ и НИИ. Аналогичное решение целесообразно принять всем министерствам, где это не сделано. Кроме того, требует особого внимания решение проблемы переоснащения современным оборудованием лабораторий университетов, НИИ и научно-технических центров крупных товаропроизводителей. Основываясь на кратком анализе, который я сделал, можно вернуться к системе государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования. Госзаказчик, заказав работу, должен иметь возможность ее принять и оценить качество выполнения. Это означает, что было бы целесообразным:
1) – оставить строкой в бюджете РТ средства на текущее содержание Академии наук РТ, а средства на государственный заказ направлять через смету Министерства экономики и промышленности РТ;
2) – необходимо кардинально изменить регламент деятельности Академии наук РТ, а возможно, и ее структуру. Как организация, объединяющая в себе ученых высшей квалификации, она должна быть центром развития приоритетных направлений, определяющих стратегию развития республики; обеспечения повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации, прежде всего для реального сектора экономики; создания совместно с Министерством образования и науки РТ системы выявления и поддержки талантливой молодежи;
3) – государство, как собственник, через своих представителей должно оказывать влияние на инновационное развитие предприятий и владеть в деталях информацией о текущем состоянии в этой области. Для этого в директивные задания им должен быть обязательно включен соответствующий индикатор оценки эффективности их деятельности.
Еще один вопрос, в решение которого хотелось бы получить поддержку правительства, это усиление координации деятельности вновь образованных фондов - "Стабилизационного залогового-страхового фонда РТ" и "Инвестиционно-венчурного фонда РТ". Мы почти завершили разработку инвестиционного меморандума, который формируется исходя из стратегии развития республики и хотелось бы, чтобы он стал исходным документом для планирования деятельности названных фондов, Академии наук РТ, органов государственной исполнительной власти, а также быть полезным для научно-инженерных и научно-исследовательских центров товаропроизводителей при планировании ими инновационного развития хозяйствующих субъектов. Дело в том, что объем работ настолько велик и работа настолько сложна, что без координации всех звеньев инновационной системы станет невозможным инновационное развитие экономики республики, не говоря о том, что создание самой системы проходит только этап становления. Предложенные изменения системы государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования позволят нам решить основные задачи развития инновационной экономики, которые сейчас сформулированы в проекте программы социально-экономического развития республики до 2010 года и на перспективу до 2015 года. Разработка этой программы завершается. Ее рассмотрение запланировано на март 2005 года.
Благодарю за внимание!
3 февраля 2005 года