Публикации > Просмотр публикации
О роли государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемые члены Правительственной комиссии, приглашенные!

Анализ развития науки в Татарстане показывает, что наша республика по-прежнему обладает интеллектуальным потенциалом, отраслевой и вузовской научной и образовательной инфраструктурами, в том числе прикладной направленности.

В Татарстане научно-производственной деятельностью и подготовкой специалистов высшей квалификации занимаются 98 организаций, в том числе 68 научно-исследовательских, 4 проектно-конструкторских, 13 высших учебных заведений, 7 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро на промышленных предприятиях.

В своем выступлении я хотел бы остановиться не на общем анализе развития науки в республике, а на вопросах формирования и реализации государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования.

Формирование системы государственного заказа началось в республике в 2000 году, когда Министерство экономики и промышленности РТ совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами впервые сформировало свои подходы к решению задачи инновационного развития республики с использованием механизма государственного заказа. В 2001 году была разработана стратегия социально-экономического развития республики на 5 лет, где были определены основные приоритетные направления развития и была сделана попытка в рамках этих приоритетных направлений построить систему отраслевых и территориальных программ, бизнес - проектов, финансируемых в то время из фонда НИОКР с использованием механизма государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования.

В рамках этой стратегии социально-экономического развития решением Правительства принят регламент взаимодействия всех участников процесса развития инновационной деятельности, технологии разработки инвестиционных программ, их согласования и реализации. Самым сложным моментом на том этапе было определение центров ответственности за отдельные элементы этой системы и единого центра ответственности как системного интегратора.

К тому времени Правительственная комиссия РТ по научно-технической и инновационной политике была уже образована. Очень важно, что ее работой руководит Премьер-министр республики, а в состав входят ведущие ученые, активно занимающиеся практической научной деятельностью по передовым научным направлениям. Задача комиссии - через свои рабочие совещания выстраивать регламент экспертной оценки результатов научной деятельности, проводимой в республике. В качестве экспертов приглашаются прежде всего ученые, особенно, если речь идет об исследованиях в области фундаментальной науки. В Министерстве экономики и промышленности РТ был образован Экономический совет, на котором ежегодно заслушиваются результаты выполнения государственного заказа.

Казалось бы, регламент полный, и эффективность работы всех участников процесса развития инновационной деятельности в республике должна быть высокой.

Однако сегодня в связи с изменениями общей социально-экономической ситуации в стране и республике, изменениями, происходящими внутри предприятий и другими факторами, требуются и кардинальные изменения в системе государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования. При этом ключевыми являются вопросы управления государственным заказом, а также вопросы изменения регламента взаимодействия органов исполнительной государственной власти с Академией наук РТ, научными учреждениями, крупными и средними предприятиями, вузами. Вот об этих проблемах и хотелось бы сегодня поговорить.

Диаграмма 1
Эффективность исследований и разработок фундаментальной и прикладной науки в Татарстане, их влияние на позитивные изменения в реальном секторе экономики иллюстрируют диаграммы 1 и 2, которые построены на основании данных Комитета государственной статистики республики о создании и использовании передовых технологий в Республике Татарстан в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа.

Диаграмма 2
На что хотелось бы обратить внимание. На диаграмме 1 Республика Татарстан позиционируется как регион, где число созданных передовых технологий заметно меньше по сравнению с нашими соседями.

По анализу, который мы проводим в рабочем порядке, на самом деле картина иная. В этом убеждает и сравнение результатов социально-экономического развития Татарстана и упомянутых субъектов Российской Федерации.

Именно в связи с применением передовых производственных технологий в области нефтедобычи, нефтепереработки, химии, автомобиле- и авиастроения, приборостроения и т.д. республика устойчиво занимает первое место по основным параметрам в округе и входит в число регионов-лидеров в целом по Российской Федерации. Отсюда следует очевидный вывод о некорректности статистических данных и необходимости разработки принципиально новых подходов к анализу инновационной деятельности.

В этой связи Министерство экономики и промышленности РТ в 2004 году разработало методическую базу по оценке объемов и эффективности инновационной и инвестиционной деятельности. Эти материалы прошли апробацию на ряде предприятий республики. В настоящее время совместно с Комитетом государственной статистики РТ производится сбор информации по 208 крупнейшим предприятиям республики. В ближайшее время доработанные (при необходимости) методики будут введены в практическую деятельность.

К сожалению, следует констатировать, что процессы, происходящие в среде научных организаций, вывели из годового статистического наблюдения ряд организаций, которые работают либо в технологиях аутсорсинга, либо в технологиях интеграции внутри научно-производственных объединений.

К сожалению, я пока не могу ответить на вопрос: насколько эффективны две эти формы бизнеса для предприятий нашей республики? И, прежде всего в связи с тем, что проблемы, о которых я сказал выше, пока не решены и над которыми мы сейчас работаем. Собственно говоря, это и определило сегодняшнюю текущую деятельность нашего министерства как системного интегратора, т.е. центра ответственности за координацию всей научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности в республике. Здесь очень важно понять, что без достаточного объема достоверной информации о развитии инновационной деятельности в республике и оценки ее эффективности, в принципе не представляется возможным разрабатывать планы социально-экономического развития республики и ее территорий даже на краткосрочную перспективу.

Требует глубокого анализа ситуация, связанная с изменениями численности работников на предприятиях, специализирующихся в области научных исследований и динамикой изменения их заработной платы. Сейчас в республике сохраняется тенденция сокращения персонала, занятого исследованиями и разработками.

Диаграмма 3
Эта тенденция наблюдается на фоне роста заработной платы работников научных организаций, которая выше среднего уровня по республике.

Диаграмма 4
Другими словами, можно сделать вывод, что этот вид деятельности становится привлекательным по системе оплаты труда. Результаты НИОКРовской деятельности позволили достичь уровня заработанной платы выше среднереспубликанской. Вместе с тем средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в научных организациях закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. С другой стороны отмечается рост приема в аспирантуру. Однако менее половины поступивших заканчивают аспирантуру с защитой диссертации. Аналогичная ситуация сложилась и в деятельности докторантуры. Объяснением этой ситуации могут быть две причины: отсрочка от армии - и эту проблему мы сегодня не обсуждаем; неэффективная система деятельности аспирантуры и докторантуры.

Эту проблему мы сейчас готовимся внести на совет ректоров вузов.

Одной из мер выхода из этой ситуации могло бы стать конструктивное сотрудничество ученых, осуществляющих руководство аспирантурой и докторантурой, с передовыми предприятиями реального сектора экономики и органами государственного управления. Со своей стороны Министерство экономики и промышленности РТ уже включило в состав своего Экономического совета Министерства экономики и промышленности РТ ученых университетов, Академии наук РТ и НИИ. Аналогичное решение целесообразно принять всем министерствам, где это не сделано. Кроме того, требует особого внимания решение проблемы переоснащения современным оборудованием лабораторий университетов, НИИ и научно-технических центров крупных товаропроизводителей. Основываясь на кратком анализе, который я сделал, можно вернуться к системе государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования. Госзаказчик, заказав работу, должен иметь возможность ее принять и оценить качество выполнения. Это означает, что было бы целесообразным:

1) – оставить строкой в бюджете РТ средства на текущее содержание Академии наук РТ, а средства на государственный заказ направлять через смету Министерства экономики и промышленности РТ;

2) – необходимо кардинально изменить регламент деятельности Академии наук РТ, а возможно, и ее структуру. Как организация, объединяющая в себе ученых высшей квалификации, она должна быть центром развития приоритетных направлений, определяющих стратегию развития республики; обеспечения повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации, прежде всего для реального сектора экономики; создания совместно с Министерством образования и науки РТ системы выявления и поддержки талантливой молодежи;

3) – государство, как собственник, через своих представителей должно оказывать влияние на инновационное развитие предприятий и владеть в деталях информацией о текущем состоянии в этой области. Для этого в директивные задания им должен быть обязательно включен соответствующий индикатор оценки эффективности их деятельности.

Еще один вопрос, в решение которого хотелось бы получить поддержку правительства, это усиление координации деятельности вновь образованных фондов - "Стабилизационного залогового-страхового фонда РТ" и "Инвестиционно-венчурного фонда РТ". Мы почти завершили разработку инвестиционного меморандума, который формируется исходя из стратегии развития республики и хотелось бы, чтобы он стал исходным документом для планирования деятельности названных фондов, Академии наук РТ, органов государственной исполнительной власти, а также быть полезным для научно-инженерных и научно-исследовательских центров товаропроизводителей при планировании ими инновационного развития хозяйствующих субъектов. Дело в том, что объем работ настолько велик и работа настолько сложна, что без координации всех звеньев инновационной системы станет невозможным инновационное развитие экономики республики, не говоря о том, что создание самой системы проходит только этап становления. Предложенные изменения системы государственного заказа на научные прикладные и фундаментальные исследования позволят нам решить основные задачи развития инновационной экономики, которые сейчас сформулированы в проекте программы социально-экономического развития республики до 2010 года и на перспективу до 2015 года. Разработка этой программы завершается. Ее рассмотрение запланировано на март 2005 года.

Благодарю за внимание!

3 февраля 2005 года