Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра земельных и имущественных отношений РТ Валерия Павловича Васильева на итоговой коллегии
Деятельность Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в 2004 году была подчинена решению задач, определенных в Послании Президента Госсовету, выполнению решений Президента, Совета Безопасности и Правительства Республики.
Главными направлениями деятельности министерства были и остаются:
- реформирование собственности, увеличение рыночного сектора экономики,
- эффективное управление госимуществом, повышение его доходности и капитализации,
- регулирование земельных и имущественных отношений всех форм собственности,
- правовое обеспечение реформ.
Реализация этих целей во многом зависит от активного взаимодействия с отраслевыми министерствами. Нами налажена четкая совместная работа по реформированию и другим вопросам с Минстройжилкомхозом РТ, Минэкономпромом РТ, Минсельхозпродом РТ, Минздравом РТ, Минмолодежи РТ, Минобразования РТ. Всего в 2004 году проведено 7 коллегий, 18 совещаний с территориальными органами и около 100 различных совещаний с представителями министерств, предприятий и организаций.
В настоящее время в министерстве работают 466 человек, из них 139 – в центральном аппарате. Более 96 процентов госслужащих имеют высшее образование, из них 64 процента – профильное, каждый третий специалист – в возрасте до 30 лет. Результаты проведенного в прошлом году кадрового аудита подтвердили высокий профессиональный потенциал коллектива министерства, способного эффективно действовать в условиях рыночной экономики и административной реформы.
Хочу кратко остановиться на основных итогах работы нашего ведомства за 2004 год. Более подробно они освещены в отчете, который имеется у Вас на руках.
На сегодня в государственной собственности РТ находится около 300 ГУПов и 700 республиканских учреждений, более 500 пакетов акций в акционерных обществах, 47 млн. кв.м. недвижимости и более 2,4 млн. га земельного фонда.
Поступления в консолидированный бюджет РТ от этой собственности составили в 2004 году 3,5 млрд. руб., или на 23% больше, чем в 2003 году.
Несмотря на сокращение госсобственности, растут доходы от ее использования, особенно возобновляемые. Так, доходы от аренды недвижимости выросли по сравнению с 2003 годом на 80%, от аренды земли – на 60%. Обеспечено поступление дивидендов на госпакет акций в сумме 467 млн. руб., из них около 300 млн. руб. – в "Связьинвестнефтехим".
Кроме того, за год реализовано 487 объектов недвижимости общей площадью 258 тыс. кв.м., 129 госпакетов акций (из них 103 – до "нулевой" госдоли), земельные участки суммарной площадью более 6 тыс. га., всего получено невозобновляемых доходов на сумму 1,9 млрд. руб.
Также с участием министерства обеспечено поступление во внебюджетный жилищный фонд РТ более 3,8 млрд. руб.
Мы перешли к завершающему этапу преобразования госпредприятий. За год реформированы 175 ГУПов, еще 434 находятся в конкретных режимах. По остальным практически приняты управленческие решения. В республике должно сохраниться не более 10 госпредприятий не подлежащих приватизации.
В прошлом году определился ряд новых актуальных направлений нашей работы:
– Одним из знаковых событий в 2004 году стало заседание Совета безопасности по вопросам реформирования ЖКХ и принятие Указа Президента "О мерах по преобразованию предприятий ЖКХ". Совместно с Минстройжилкомхозом РТ, Главами администраций нами определена методология реформирования предприятий ЖКХ и соответствующие управленческие решения. Мы начали активную работу, задействовав каждый район и около 175 предприятий, из которых 63% уже вошли в режим реформирования.
- При поддержке Правительства мы смогли законодательно обеспечить преобразование собственности. Были приняты новый республиканский закон о приватизации и Земельный кодекс. Теперь полномочия госорганов в этих сферах четко разграничены, уточнен порядок работы.
- В целях развития жилищного строительства и социальной ипотеки согласно Указу Президента мы приступили к созданию государственного резерва земель. Для этого была проведена инвентаризация и сформирован Реестр госземель РТ. В первоочередном порядке для резервирования подготовлены земельные участки в пригороде Казани (7,5 тыс.га) и вокруг городов республиканского значения (38 тыс.га).
- Проведена значительная методологическая работа по упрощению оборота сельхоземель. На двух государственных языках РТ тиражом 30 тысяч экземпляров мы выпустили методическое пособие по данному актуальному вопросу и роздали сельхозпредприятиям, сельсоветам, госорганам на селе. Также проведены учебные семинары по обороту сельхозземель.
И, безусловно, всю работу министерство проводило совместно со своими территориальными органами, являющимися нашими полпредами на местах. Сегодня хочется отметить успешную работу следующих подразделений:
- Набережно-Челнинского управления (Андреева Флера Ивановна),
- Альметьевского управления (Гимадеев Фархат Зинатуллович),
- Пестречинского отдела (Билалов Жавдат Нургаянович),
- Тукаевского отдела (Ахметзянов Ирек Римович),
- Кукморского отдела (Фазлыева Сария Карамовна).
Необходимо активнее работать:
- Елабужскому управлению (Гимадиев Марсель Минегумарович),
- Атнинскому отделу (Гараев Марсель Абдуллович),
- Черемшанскому отделу (Островский Николай Васильевич),
- Кайбицкому отделу (Сайранов Равиль Рифкатович).
Хотелось бы остановиться на некоторых перспективных направлениях деятельности министерства на 2005 год.
В рамках реформирования отрасли ЖКХ приобретают особую актуальность вопросы управления жилым фондом.
На сегодня в республике – более 70 млн. кв.м. жилья. Его обслуживают около 500 организаций, причем доля частных структур – незначительна. Поэтому привлечение частного бизнеса в сферу ЖКХ необходимо, что также предусмотрено законом (новый Жилищный кодекс обязывает собственников жилья выбрать форму управления домом до 1 марта 2006 года). Такие примеры есть в Набережных Челнах, Нижнекамске, Казани, Альметьевске.
Также нам необходимо облегчить процедуру приватизации жилья в рамках республиканского законодательства, чтобы граждане смогли воспользоваться своим правом стать собственником до 1 января 2007 года.
Важной задачей является инвентаризация государственной доли в жилом фонде РТ для дальнейшей проработки механизмов распоряжения ею.
Кроме того, необходимо продолжить реформирование предприятий ЖКХ, которое совпало с проводимой с настоящее время "монетизацией льгот". Поэтому мы должны более тщательно учесть все возможные социальные и экономические последствия реформирования, выбрать оптимальный вариант, исходя из местных условий.
Если говорить об управлении государственным портфелем ценных бумаг, то сегодня немалая его часть сосредоточена в управляющих компаниях, таких как "Связьинвестнефтехим" и "Холдинговая компания "АкБарс". Поскольку предприятия, переданные в эти структуры, являются стратегическими, на холдинги возлагается особая роль по координации вопросов развития предприятий, формирования прибыли, начисления и выплаты дивидендов, изменения структуры акционерного капитала.
При этом сами холдинги, фактически управляя госимуществом, должны действовать в рамках единой государственной методологии и законодательства по управлению собственностью. Это предусматривает, в частности, полную прозрачность совершаемых сделок, прогноз их экономической эффективности для республики, конкурсность при реализации имущества.
Управляющие компании должны иметь в своем составе компетентные службы корпоративного управления, обеспечивающие защиту интересов государства на профессиональной основе.
Требует особых подходов приватизация государственных учреждений. По решению Кабмина РТ мы уже проводим такую работу: имущество культурно-зрелищных и спортивных организаций вовлекается в рыночный оборот путем продажи или соучредительства. Кроме того, на федеральном уровне активно обсуждается возможность преобразования учреждений напрямую в АО.
Одной из задач на 2005 год должно стать изменение принципов работы с арбитражными управляющими. Сегодня более 200 ГУПов и 180 АО проходят процедуры несостоятельности и, к сожалению, их количество растет. Следует максимально использовать полномочия собственника, предоставленные законодательством о банкротстве, усилить контроль за деятельностью арбитражных управляющих по использованию государственного имущества. С этой целью мы планируем заключить соглашение с Регистрационной службой и подготовить решение Кабмина РТ по этому вопросу.
Нужно шире использовать и механизм добровольной ликвидации, как менее болезненной альтернативы банкротству.
Приоритетным остается для министерства вопрос регулирования рынка земли, который сегодня динамично развивается. Количество зарегистрированных сделок с землей увеличилось по сравнению с 2002 годом в два раза и составило 46 тысяч, из которых 80 % – продажа и аренда госземель.
К сожалению, не уменьшается поток обращений со стороны организаций и граждан по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Совместно со Службой земельного кадастра и Регистрационной службой мы пытаемся найти пути решения этих проблем.
Например, по личным подсобным хозяйствам разработано и направлено во все районы совместное письмо по упрощению их регистрации. Оно должно повсеместно действовать.
Особую остроту сегодня приобретают вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, в том числе долевых земель. Это почти 4,7 млн. га, из которых около 60% находится в частной собственности. Однако оборот сельхозземель затруднен сложностями применения федерального законодательства и дороговизной межевания и регистрации прав. Нами был предложен метод межевания на основе землеустроительной и картографической документации. Те районы, которые пошли по этому пути, уже завершают межевание паевых земель, например, Рыбнослободский, Ютазинский, Кукморский и Сабинский районы. Каждому дольщику это обходится в сумму около 100 рублей. Этот опыт надо распространить по всей республике.
Государственные земли также могут быть отмежеваны указанным способом, и затраты бюджета будут минимальны. К этой работе нужно приступить уже сейчас.
Последнее время наметилась тенденция к скупке земельных долей по дешевке, что дает возможность получать сверхдоходы при перепродаже. Государство, действуя в интересах собственников земель, должно стать регулятором этих процессов, а при необходимости, и участником сделок, выкупая участки для государственных нужд, самостоятельно формируя их, меняя категорию и выставляя на торги.
Сегодня эти вопросы касаются нас непосредственно, так как в соответствии с новым Земельным кодексом республики полномочия по распоряжению сельхозземлями перешли к нашему министерству.
Актуален для нас и вопрос организации местного самоуправления в республике. До вступления в силу (с 1 января 2006 года) федерального и республиканского законов о местном самоуправлении должна быть проделана значительная работа по обеспечению функционирования создаваемых муниципалитетов. Конечно, особую важность приобретает экономическая основа их существования. Помимо финансов, это также определенная часть госимущества.
В соответствии с законодательством в 2005 году предстоит окончательно разграничить государственную собственность на территории Республики Татарстан на федеральную, муниципальную и республиканскую. Каждый уровень публичной власти должен получить то имущество, которое ему необходимо для выполнения своих функций.
После формирования муниципальной собственности перед нами встанут задачи информационного, правового и методического обеспечения работы с ней, создания в рамках местного самоуправления специальных органов по управлению муниципальным имуществом и землями.
Необходимо продолжить актуальную работу по развитию имущественных отношений всех форм собственности, регулированию инфраструктуры рынка недвижимости и земли. Мы давно сотрудничаем с оценочными, аудиторскими и риэлторскими фирмами. Там, где государство ушло от прямого лицензирования деятельности, содействуем созданию профессиональными участниками рынка саморегулируемых организаций (оценщики, риэлторы).
Стал популярным торгово-информационный Интернет-портал "Недвижимость Татарстана", который демонстрировался перед началом Коллегии. В качестве второго этапа развития информационной системы по недвижимому имуществу РТ стоит задача наполнения межведомственной базы данных в области недвижимости и земли информацией из различных источников.
Конечно, нам удалось решить не все задачи.
1. Пока не удается охватить процедурами учета все госимущество, в частности, имущество, построенное или приобретенное за счет средств бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, у нас отсутствует информация о таких объектах со стороны курирующих министерств и финансовых органов. Чтобы наладить здесь взаимодействие, мы подготовили соответствующий проект постановления Кабмина.
2. По-прежнему велики в республике объемы незавершенки. Ее реализация затрудняется неоднозначной позицией местных администраций.
3. Не начат процесс оптимизации количества госучреждений в целях сокращения бюджетных расходов на их содержание (наши предложения сформированы).
4. По-прежнему недостаточно эффективна система госпредставителей, не произошел ее переход на профессиональную основу.
5. Есть также определенные проблемы с неплательщиками дивидендов и части чистой прибыли ГУП. Их долги насчитывают около 60 млн. руб. Список данных предприятий нами подготовлен. Необходимо согласовать с правительством те меры, которые мы могли бы принять в отношении их директоров.
6. Не удалось сделать решительных шагов по упрощению отводов земельных участков. Главная причина – платность и длительные сроки согласования землеотводов в многочисленных инстанциях. Выход из данной ситуации мы видим в переходе к предоставлению сформированных земельных участков через торги, организуемые специализированными организациями. Именно они могли бы взять на себя бремя сбора и подготовки необходимых документов при оформлении прав на земельные участки, то есть функцию "одного окна" в области земельных отношений.
Все эти проблемы могут и должны быть нами решены, если мы займем более четкую и твердую позицию в вопросах повышения эффективности работы всего земельно-имущественного блока.
Итак, основными целями и задачами Минземимущества РТ на 2005 год являются:
- во-первых, обеспечение учета и оптимизация структуры госимущества и земельных ресурсов, в том числе, интеллектуальной собственности,
- во-вторых, завершение реформирования госпредприятий, в том числе, в сфере ЖКХ,
- в-третьих, продолжение земельной реформы (особенно по землям сельхозназначения),
- в-четвертых, эффективное управление предприятиями и госимуществом,
- в-пятых, доходность госимущества,
- в-шестых, завершение разграничения госсобственности, формирование муниципальной собственности и методологии управления ею.
Эти задачи были обсуждены и нашли полную поддержку во время моей встречи с руководителем Российского агентства по управлению федеральным имуществом Валерием Львовичем Назаровым 1 февраля текущего года.
Для полной их реализации, а также во исполнение новых федеральных и республиканских Законов, есть необходимость сегодня уточнить и дополнить компетенцию Минземимущества РТ. Проект соответствующих изменений в Положение о министерстве нами подготовлен и согласован с Минюстом. Мы же со своей стороны приложим все усилия для выполнения поставленных перед министерством задач.
Спасибо за внимание!
Деятельность Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в 2004 году была подчинена решению задач, определенных в Послании Президента Госсовету, выполнению решений Президента, Совета Безопасности и Правительства Республики.
Главными направлениями деятельности министерства были и остаются:
- реформирование собственности, увеличение рыночного сектора экономики,
- эффективное управление госимуществом, повышение его доходности и капитализации,
- регулирование земельных и имущественных отношений всех форм собственности,
- правовое обеспечение реформ.
Реализация этих целей во многом зависит от активного взаимодействия с отраслевыми министерствами. Нами налажена четкая совместная работа по реформированию и другим вопросам с Минстройжилкомхозом РТ, Минэкономпромом РТ, Минсельхозпродом РТ, Минздравом РТ, Минмолодежи РТ, Минобразования РТ. Всего в 2004 году проведено 7 коллегий, 18 совещаний с территориальными органами и около 100 различных совещаний с представителями министерств, предприятий и организаций.
В настоящее время в министерстве работают 466 человек, из них 139 – в центральном аппарате. Более 96 процентов госслужащих имеют высшее образование, из них 64 процента – профильное, каждый третий специалист – в возрасте до 30 лет. Результаты проведенного в прошлом году кадрового аудита подтвердили высокий профессиональный потенциал коллектива министерства, способного эффективно действовать в условиях рыночной экономики и административной реформы.
ИТОГИ
Хочу кратко остановиться на основных итогах работы нашего ведомства за 2004 год. Более подробно они освещены в отчете, который имеется у Вас на руках.
На сегодня в государственной собственности РТ находится около 300 ГУПов и 700 республиканских учреждений, более 500 пакетов акций в акционерных обществах, 47 млн. кв.м. недвижимости и более 2,4 млн. га земельного фонда.
Поступления в консолидированный бюджет РТ от этой собственности составили в 2004 году 3,5 млрд. руб., или на 23% больше, чем в 2003 году.
Несмотря на сокращение госсобственности, растут доходы от ее использования, особенно возобновляемые. Так, доходы от аренды недвижимости выросли по сравнению с 2003 годом на 80%, от аренды земли – на 60%. Обеспечено поступление дивидендов на госпакет акций в сумме 467 млн. руб., из них около 300 млн. руб. – в "Связьинвестнефтехим".
Кроме того, за год реализовано 487 объектов недвижимости общей площадью 258 тыс. кв.м., 129 госпакетов акций (из них 103 – до "нулевой" госдоли), земельные участки суммарной площадью более 6 тыс. га., всего получено невозобновляемых доходов на сумму 1,9 млрд. руб.
Также с участием министерства обеспечено поступление во внебюджетный жилищный фонд РТ более 3,8 млрд. руб.
Мы перешли к завершающему этапу преобразования госпредприятий. За год реформированы 175 ГУПов, еще 434 находятся в конкретных режимах. По остальным практически приняты управленческие решения. В республике должно сохраниться не более 10 госпредприятий не подлежащих приватизации.
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ
В прошлом году определился ряд новых актуальных направлений нашей работы:
– Одним из знаковых событий в 2004 году стало заседание Совета безопасности по вопросам реформирования ЖКХ и принятие Указа Президента "О мерах по преобразованию предприятий ЖКХ". Совместно с Минстройжилкомхозом РТ, Главами администраций нами определена методология реформирования предприятий ЖКХ и соответствующие управленческие решения. Мы начали активную работу, задействовав каждый район и около 175 предприятий, из которых 63% уже вошли в режим реформирования.
- При поддержке Правительства мы смогли законодательно обеспечить преобразование собственности. Были приняты новый республиканский закон о приватизации и Земельный кодекс. Теперь полномочия госорганов в этих сферах четко разграничены, уточнен порядок работы.
- В целях развития жилищного строительства и социальной ипотеки согласно Указу Президента мы приступили к созданию государственного резерва земель. Для этого была проведена инвентаризация и сформирован Реестр госземель РТ. В первоочередном порядке для резервирования подготовлены земельные участки в пригороде Казани (7,5 тыс.га) и вокруг городов республиканского значения (38 тыс.га).
- Проведена значительная методологическая работа по упрощению оборота сельхоземель. На двух государственных языках РТ тиражом 30 тысяч экземпляров мы выпустили методическое пособие по данному актуальному вопросу и роздали сельхозпредприятиям, сельсоветам, госорганам на селе. Также проведены учебные семинары по обороту сельхозземель.
И, безусловно, всю работу министерство проводило совместно со своими территориальными органами, являющимися нашими полпредами на местах. Сегодня хочется отметить успешную работу следующих подразделений:
- Набережно-Челнинского управления (Андреева Флера Ивановна),
- Альметьевского управления (Гимадеев Фархат Зинатуллович),
- Пестречинского отдела (Билалов Жавдат Нургаянович),
- Тукаевского отдела (Ахметзянов Ирек Римович),
- Кукморского отдела (Фазлыева Сария Карамовна).
Необходимо активнее работать:
- Елабужскому управлению (Гимадиев Марсель Минегумарович),
- Атнинскому отделу (Гараев Марсель Абдуллович),
- Черемшанскому отделу (Островский Николай Васильевич),
- Кайбицкому отделу (Сайранов Равиль Рифкатович).
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Хотелось бы остановиться на некоторых перспективных направлениях деятельности министерства на 2005 год.
В рамках реформирования отрасли ЖКХ приобретают особую актуальность вопросы управления жилым фондом.
На сегодня в республике – более 70 млн. кв.м. жилья. Его обслуживают около 500 организаций, причем доля частных структур – незначительна. Поэтому привлечение частного бизнеса в сферу ЖКХ необходимо, что также предусмотрено законом (новый Жилищный кодекс обязывает собственников жилья выбрать форму управления домом до 1 марта 2006 года). Такие примеры есть в Набережных Челнах, Нижнекамске, Казани, Альметьевске.
Также нам необходимо облегчить процедуру приватизации жилья в рамках республиканского законодательства, чтобы граждане смогли воспользоваться своим правом стать собственником до 1 января 2007 года.
Важной задачей является инвентаризация государственной доли в жилом фонде РТ для дальнейшей проработки механизмов распоряжения ею.
Кроме того, необходимо продолжить реформирование предприятий ЖКХ, которое совпало с проводимой с настоящее время "монетизацией льгот". Поэтому мы должны более тщательно учесть все возможные социальные и экономические последствия реформирования, выбрать оптимальный вариант, исходя из местных условий.
Если говорить об управлении государственным портфелем ценных бумаг, то сегодня немалая его часть сосредоточена в управляющих компаниях, таких как "Связьинвестнефтехим" и "Холдинговая компания "АкБарс". Поскольку предприятия, переданные в эти структуры, являются стратегическими, на холдинги возлагается особая роль по координации вопросов развития предприятий, формирования прибыли, начисления и выплаты дивидендов, изменения структуры акционерного капитала.
При этом сами холдинги, фактически управляя госимуществом, должны действовать в рамках единой государственной методологии и законодательства по управлению собственностью. Это предусматривает, в частности, полную прозрачность совершаемых сделок, прогноз их экономической эффективности для республики, конкурсность при реализации имущества.
Управляющие компании должны иметь в своем составе компетентные службы корпоративного управления, обеспечивающие защиту интересов государства на профессиональной основе.
Требует особых подходов приватизация государственных учреждений. По решению Кабмина РТ мы уже проводим такую работу: имущество культурно-зрелищных и спортивных организаций вовлекается в рыночный оборот путем продажи или соучредительства. Кроме того, на федеральном уровне активно обсуждается возможность преобразования учреждений напрямую в АО.
Одной из задач на 2005 год должно стать изменение принципов работы с арбитражными управляющими. Сегодня более 200 ГУПов и 180 АО проходят процедуры несостоятельности и, к сожалению, их количество растет. Следует максимально использовать полномочия собственника, предоставленные законодательством о банкротстве, усилить контроль за деятельностью арбитражных управляющих по использованию государственного имущества. С этой целью мы планируем заключить соглашение с Регистрационной службой и подготовить решение Кабмина РТ по этому вопросу.
Нужно шире использовать и механизм добровольной ликвидации, как менее болезненной альтернативы банкротству.
Приоритетным остается для министерства вопрос регулирования рынка земли, который сегодня динамично развивается. Количество зарегистрированных сделок с землей увеличилось по сравнению с 2002 годом в два раза и составило 46 тысяч, из которых 80 % – продажа и аренда госземель.
К сожалению, не уменьшается поток обращений со стороны организаций и граждан по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Совместно со Службой земельного кадастра и Регистрационной службой мы пытаемся найти пути решения этих проблем.
Например, по личным подсобным хозяйствам разработано и направлено во все районы совместное письмо по упрощению их регистрации. Оно должно повсеместно действовать.
Особую остроту сегодня приобретают вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, в том числе долевых земель. Это почти 4,7 млн. га, из которых около 60% находится в частной собственности. Однако оборот сельхозземель затруднен сложностями применения федерального законодательства и дороговизной межевания и регистрации прав. Нами был предложен метод межевания на основе землеустроительной и картографической документации. Те районы, которые пошли по этому пути, уже завершают межевание паевых земель, например, Рыбнослободский, Ютазинский, Кукморский и Сабинский районы. Каждому дольщику это обходится в сумму около 100 рублей. Этот опыт надо распространить по всей республике.
Государственные земли также могут быть отмежеваны указанным способом, и затраты бюджета будут минимальны. К этой работе нужно приступить уже сейчас.
Последнее время наметилась тенденция к скупке земельных долей по дешевке, что дает возможность получать сверхдоходы при перепродаже. Государство, действуя в интересах собственников земель, должно стать регулятором этих процессов, а при необходимости, и участником сделок, выкупая участки для государственных нужд, самостоятельно формируя их, меняя категорию и выставляя на торги.
Сегодня эти вопросы касаются нас непосредственно, так как в соответствии с новым Земельным кодексом республики полномочия по распоряжению сельхозземлями перешли к нашему министерству.
Актуален для нас и вопрос организации местного самоуправления в республике. До вступления в силу (с 1 января 2006 года) федерального и республиканского законов о местном самоуправлении должна быть проделана значительная работа по обеспечению функционирования создаваемых муниципалитетов. Конечно, особую важность приобретает экономическая основа их существования. Помимо финансов, это также определенная часть госимущества.
В соответствии с законодательством в 2005 году предстоит окончательно разграничить государственную собственность на территории Республики Татарстан на федеральную, муниципальную и республиканскую. Каждый уровень публичной власти должен получить то имущество, которое ему необходимо для выполнения своих функций.
После формирования муниципальной собственности перед нами встанут задачи информационного, правового и методического обеспечения работы с ней, создания в рамках местного самоуправления специальных органов по управлению муниципальным имуществом и землями.
Необходимо продолжить актуальную работу по развитию имущественных отношений всех форм собственности, регулированию инфраструктуры рынка недвижимости и земли. Мы давно сотрудничаем с оценочными, аудиторскими и риэлторскими фирмами. Там, где государство ушло от прямого лицензирования деятельности, содействуем созданию профессиональными участниками рынка саморегулируемых организаций (оценщики, риэлторы).
Стал популярным торгово-информационный Интернет-портал "Недвижимость Татарстана", который демонстрировался перед началом Коллегии. В качестве второго этапа развития информационной системы по недвижимому имуществу РТ стоит задача наполнения межведомственной базы данных в области недвижимости и земли информацией из различных источников.
ПРОБЛЕМЫ
Конечно, нам удалось решить не все задачи.
1. Пока не удается охватить процедурами учета все госимущество, в частности, имущество, построенное или приобретенное за счет средств бюджета и внебюджетных фондов. Как правило, у нас отсутствует информация о таких объектах со стороны курирующих министерств и финансовых органов. Чтобы наладить здесь взаимодействие, мы подготовили соответствующий проект постановления Кабмина.
2. По-прежнему велики в республике объемы незавершенки. Ее реализация затрудняется неоднозначной позицией местных администраций.
3. Не начат процесс оптимизации количества госучреждений в целях сокращения бюджетных расходов на их содержание (наши предложения сформированы).
4. По-прежнему недостаточно эффективна система госпредставителей, не произошел ее переход на профессиональную основу.
5. Есть также определенные проблемы с неплательщиками дивидендов и части чистой прибыли ГУП. Их долги насчитывают около 60 млн. руб. Список данных предприятий нами подготовлен. Необходимо согласовать с правительством те меры, которые мы могли бы принять в отношении их директоров.
6. Не удалось сделать решительных шагов по упрощению отводов земельных участков. Главная причина – платность и длительные сроки согласования землеотводов в многочисленных инстанциях. Выход из данной ситуации мы видим в переходе к предоставлению сформированных земельных участков через торги, организуемые специализированными организациями. Именно они могли бы взять на себя бремя сбора и подготовки необходимых документов при оформлении прав на земельные участки, то есть функцию "одного окна" в области земельных отношений.
Все эти проблемы могут и должны быть нами решены, если мы займем более четкую и твердую позицию в вопросах повышения эффективности работы всего земельно-имущественного блока.
ЗАДАЧИ
Итак, основными целями и задачами Минземимущества РТ на 2005 год являются:
- во-первых, обеспечение учета и оптимизация структуры госимущества и земельных ресурсов, в том числе, интеллектуальной собственности,
- во-вторых, завершение реформирования госпредприятий, в том числе, в сфере ЖКХ,
- в-третьих, продолжение земельной реформы (особенно по землям сельхозназначения),
- в-четвертых, эффективное управление предприятиями и госимуществом,
- в-пятых, доходность госимущества,
- в-шестых, завершение разграничения госсобственности, формирование муниципальной собственности и методологии управления ею.
Эти задачи были обсуждены и нашли полную поддержку во время моей встречи с руководителем Российского агентства по управлению федеральным имуществом Валерием Львовичем Назаровым 1 февраля текущего года.
Для полной их реализации, а также во исполнение новых федеральных и республиканских Законов, есть необходимость сегодня уточнить и дополнить компетенцию Минземимущества РТ. Проект соответствующих изменений в Положение о министерстве нами подготовлен и согласован с Минюстом. Мы же со своей стороны приложим все усилия для выполнения поставленных перед министерством задач.
Спасибо за внимание!
Материал предоставлен пресс-службой Министерства земельных и имущественных отношений РТ, 9 февраля 2005 г.