Публикации > Просмотр публикации
Олег Морозов: "Люди должны почувствовать, что их жизнь меняется к лучшему"
- Очень скучаю!
- Тут проблема иного свойства: я работал в "РТ" в жанре политического анализа, когда автор как бы подымается над ситуацией и объективно ее анализирует. При этом политические пристрастия его должны быть понятными, но не демонстративными. Сегодня мой статус - члена высшего совета партии "Единая Россия", первого заместителя руководителя одноименной фракции в Госдуме и заместителя председателя палаты - не позволяет проявлять политическую беспристрастность.
- Есть поговорка: никогда не говори "никогда". Мало ли как жизнь повернется. Не изберут депутатом, к примеру. Тогда пойдем зарабатывать на жизнь пером - опыт такой уже есть.
- Это иллюзия. Когда мы начинали кампанию, все социологические замеры показывали, что в новом округе избиратели ко мне относятся настороженно. Да и традиция до этих выборов была в Челнах не в мою пользу. В самом городе никогда не побеждал так называемый официальный кандидат.
Пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы эту традицию сломать. Я провел более полутора сотен официальных встреч. В округе не осталось ни одного мало-мальски крупного коллектива, в котором не повстречался бы с людьми. При этом не пропустил ни одного заседания Госдумы. Так что работать пришлось на совесть.
- Было, и я действовал по законам предложенного жанра. Меня пригласили выступить на молодежной ночной дискотеке. Когда вошел в зал и увидел полторы тысячи веселящихся молодых людей, то понял, что меня закидают помидорами, если начну говорить о выборах. Тогда я поднялся на сцену, попросил гитару и спел известную песню Булата Окуджавы "Ваше благородие". После этого вызволял из зала галстук, который чуть было не пошел на сувениры.
- Это была абсолютная импровизация с риском провалиться.
- Она разная и совсем другая, чем прежде.
- В Думе появилось устойчивое парламентское большинство. Причем конституционное. Это, с одной стороны, большой плюс. Есть возможность проводить вместе с исполнительной властью согласованный курс, быстро принимать необходимые стране законы, брать на себя ответственность.
С другой - большинство быстро привыкает к своему преимуществу, становится сытым и ленивым, перестает прислушиваться к голосу оппозиции. Это чревато самоуспокоенностью. Да и правительство стало работать в слишком комфортных условиях. Недавно впервые Дума приняла в трех чтениях закон вопреки его мнению. Это пресловутый вопрос о запрете потребления пива в общественных местах. Мы были "за", правительство - "против".
- К этим инициативам надо относиться системно. Это четыре части единого плана. Новый порядок избрания губернаторов и переход к выборам депутатов исключительно по партийным спискам - это усиление централизованных форм управления страной. Пресловутая вертикаль! Цель состоит в том, чтобы добиться единообразного понимания и реализации управленческих решений снизу доверху, точнее - сверху донизу. А предложение по созданию Общественной палаты и намерение вернуть руководителей регионов в Совет Федерации - это уравновешивающий жест в сторону территорий.
- Напротив, очень даже прислушался. Я был одним из тех депутатов, которые активно обсуждали эту тему во всех властных коридорах. Консультировался с юристами. В итоге норма о роспуске была радикально изменена. Теперь роспуск Законодательного Собрания становится исключительной мерой. Процедура настолько усложнена, что ее практическое применение возможно только в случае неразрешимого конфликта между федеральным центром и регионом, по сути дела, только в случае прямого политического мятежа. То есть когда ни одно предложение Президента России и никакие предварительные консультации не приводят к положительному решению.
- Я им и остаюсь. Но, повторю, предложения Президента нужно рассматривать только во взаимоувязке. Нельзя соглашаться с одним элементом и возражать против другого. Кроме того, Центризбирком учел мои предложения по закону о выборах. Предполагается, что кандидаты будут разбиты по региональным спискам, количество которых будет переваливать за сотню. Это позволит максимально использовать потенциал одномандатников, приблизит региональные списки кандидатов к нынешним избирательным округам, а значит, не произойдет отрыва кандидатов от избирателей.
Кроме того, ко второму чтению я намерен внести предложение по пересмотру принципа распределения мандатов внутри партийного списка, дабы учесть интересы тех регионов, которые принесли партии наибольшее число голосов.
- Без всякого чувства! Исключительно рассудочно. Президент предлагает программу реформирования политической системы страны. Наша задача - законодательно обеспечить реализацию этой инициативы, так как она продиктована благими намерениями: сделать власть более эффективной, экономику - более результативной, а жизнь людей - более достойной.
- Плохо! Но еще хуже то, что Президента всячески оберегают от этих "нет". Кругом одни "да". Создается впечатление, что окружение Президента строит политику по такому принципу: не важно, какое решение будет принято, важно, что его можно провести.
- Перекройка праздников и выходных дней. Не видел и не вижу ни одного политического плюса в этом решении. Возьмите 7 ноября. Политическая начинка этой даты практически исчезла. Осталась историческая - как события, повернувшего колесо всемирной истории. Именно в этом ключе и стоило бы говорить об этом событии во всем его противоречии, величии и трагизме.
- Да, голосовал, подчиняясь партийной дисциплине. На заседаниях фракции я публично и неоднократно высказывался против такого предложения. Но когда позиция партии определилась, я ей подчинился. Таковы правила партийной жизни.
Кстати, я требую исполнения этих правил и от других членов фракции, которые входят в так называемую "звездочку Морозова" - таковых 72 человека. Спорь сколько хочешь, отстаивай свою точку зрения, но подчиняйся партийной дисциплине.
- Фракция "Единая Россия" имеет в своем составе 307 человек. Даже собрать такую махину на полноценное заседание практически невозможно. Поэтому фракцию разбили на четыре группы, каждую из которых возглавили соответственно четыре заместителя Бориса Грызлова - Володин, Пехтин, Катренко и Морозов.
- Скорее, произвольно. У меня собрался почти весь Татарстан, за исключением двух депутатов, которых не отдали, сказав, что "весь" - это уже слишком. Много москвичей и депутатов из Подмосковья. А в целом главное отличие "моей звездочки" - это, во-первых, три четверти одномандатников, а во-вторых, 23 беспартийных.
- Очень просто. Во фракции есть и беспартийные, и члены других партий, не преодолевших пятипроцентный барьер. К примеру, "Народная партия", Промпартия и другие.
- В этом случае точнее говорить не о партийной, а о внутрифракционной дисциплине. Но, естественно, в отношении этих депутатов правила дисциплины работают с несколько иной интенсивностью, чем по отношению к партийцам.
- Это как посмотреть! Конечно, свободы побольше. Но когда завтра партия начнет отстраиваться и пойдет на выборы списком, каждому придется определяться. Маломощные партии в Думу не пройдут. Поэтому многие беспартийные депутаты и представители партий, не имеющих реальных шансов на прохождение в Госдуму, будут конкурировать за места в партийных списках потенциальных победителей.
- Монетизация льгот - это путь, который был неизбежен. Россия - последняя из постсоветских стран, которая пошла на замену льгот деньгами. При этом непопулярность данной меры с психологической точки зрения была очевидна с самого начала. Но и сохранять прежнюю систему было нельзя. Она неизбежно рухнула бы. Льготные обязательства государства измерялись триллионами рублей, то есть суммами, многократно превышающими бюджетные возможности. Люди, не получая обещанных законами льгот, обращались в суды. А чиновники разворовывали деньги, которые шли из бюджета на компенсации транспортникам, коммунальщикам, всем тем, кто оказывал льготникам услуги.
Справедлив только один-единственный принцип: дать людям деньги, а они уж сами решат, куда их потратить.
- Они правы. Правительство провалило старт реформы. Сегодня из бюджетов всех уровней бывшим льготникам выделили более 300 миллиардов рублей. Сумма небывалая! Но эти деньги вовремя не довели до людей, не объяснили каждому льготнику его права. Даже многие федеральные льготники, которым, казалось бы, выделены существенные компенсации, в первые дни января остались без обещанных выплат.
Правительство своими действиями дискредитировало реформу, обозлило людей.
Мы заложили в закон норму, по которой компенсации должны в полном объеме покрыть прежнюю льготу. Скажем, дают ветерану труда 200 рублей компенсации - следовательно, эта сумма должна полностью покрывать его право на проезд во всех видах городского транспорта, даже если в реальности стоимость этой услуги превышает 200 рублей. А кто-то не приобрел право на льготный проезд и сам распорядился компенсацией по своему усмотрению. К тому же уже через месяц предполагается каждому пенсионеру добавить еще более 200 рублей к базовой пенсии и осенью проиндексировать денежные компенсации на сумму, превышающую темпы инфляции.
Те денежные компенсации, которые сегодня выделены людям из федерального и регионального бюджетов, - это, к сожалению, максимум того, что пока может позволить себе наша финансовая система. Задача - наращивать бюджет и повышать людям не только и не столько компенсации, сколько реальные заработки и пенсии. Мы ставим перед собой задачу, чтобы к 2008 году минимальная пенсия и минимальная зарплата бюджетника были бы сопоставимы с прожиточным минимумом.
Что касается рейтингов, то мы восприняли этот сигнал и делим проблему на две части. Первая - это неуклонное исполнение закона. Здесь наша задача - уже в ближайшее время исправить ситуацию. Вторая - это разъяснительная работа и работа на перспективу. Люди должны почувствовать, что за три года, оставшиеся до выборов, их жизнь будет меняться к лучшему. Вот тогда и будем меряться рейтингами.
- О результатах судить не мне, а избирателям. Но специфику депутатской работы я понимаю сегодня гораздо лучше, чем, скажем, лет восемь назад. К примеру, среди других регионов Татарстан в бюджете 2005 года выглядит более чем солидно. По-прежнему реализуется многомиллиардная федеральная программа социально-экономического развития республики. В Думе мы добились того, что на нее уже никто не посягает. Усилиями депутатского корпуса удалось после первого чтения закона о бюджете с 600 до 1850 миллионов рублей увеличить поступление "дорожных" денег. В десять раз по сравнению с первоначально запланированными в проекте бюджета суммами возросло финансирование программы ликвидации ветхого жилья. По объему денег, выделяемых в федеральном бюджете на финансирование татарстанских объектов, особенно в Казани, Набережных Челнах и Елабуге, мы - безоговорочные лидеры среди других регионов.
- К предложениям нашей республики отношение всегда уважительное. Что-то из законодательных инициатив Татарстана учитывается, что-то - нет. Но здесь нет никакой предвзятости. Это нормально. Твердо могу лишь сказать, что у Думы в целом, у ее руководства нет и не может быть никакой установки ущемить интересы Татарстана. Скорее, наоборот, я постоянно слышу от Жириновского и некоторых других депутатов реплики об особом, привилегированном положении нашей республики. Но караван-то идет!
- Это я про караван!
Гость нашей редакции - заместитель Председателя Государственной Думы РФ, член высшего совета партии "Единая Россия" Олег Морозов. Те, кто давно выписывает "Республику Татарстан", помнят, что несколько лет назад он был ее политическим обозревателем. Актуальные, глубокие по содержанию публикации О.Морозова практически еженедельно появлялись на страницах "РТ". Поэтому вполне объясним первый вопрос нашего корреспондента Александра Мальцева, адресованный гостю:
- Очень скучаю!
- Тут проблема иного свойства: я работал в "РТ" в жанре политического анализа, когда автор как бы подымается над ситуацией и объективно ее анализирует. При этом политические пристрастия его должны быть понятными, но не демонстративными. Сегодня мой статус - члена высшего совета партии "Единая Россия", первого заместителя руководителя одноименной фракции в Госдуме и заместителя председателя палаты - не позволяет проявлять политическую беспристрастность.
- Есть поговорка: никогда не говори "никогда". Мало ли как жизнь повернется. Не изберут депутатом, к примеру. Тогда пойдем зарабатывать на жизнь пером - опыт такой уже есть.
- Это иллюзия. Когда мы начинали кампанию, все социологические замеры показывали, что в новом округе избиратели ко мне относятся настороженно. Да и традиция до этих выборов была в Челнах не в мою пользу. В самом городе никогда не побеждал так называемый официальный кандидат.
Пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы эту традицию сломать. Я провел более полутора сотен официальных встреч. В округе не осталось ни одного мало-мальски крупного коллектива, в котором не повстречался бы с людьми. При этом не пропустил ни одного заседания Госдумы. Так что работать пришлось на совесть.
- Было, и я действовал по законам предложенного жанра. Меня пригласили выступить на молодежной ночной дискотеке. Когда вошел в зал и увидел полторы тысячи веселящихся молодых людей, то понял, что меня закидают помидорами, если начну говорить о выборах. Тогда я поднялся на сцену, попросил гитару и спел известную песню Булата Окуджавы "Ваше благородие". После этого вызволял из зала галстук, который чуть было не пошел на сувениры.
- Это была абсолютная импровизация с риском провалиться.
- Она разная и совсем другая, чем прежде.
- В Думе появилось устойчивое парламентское большинство. Причем конституционное. Это, с одной стороны, большой плюс. Есть возможность проводить вместе с исполнительной властью согласованный курс, быстро принимать необходимые стране законы, брать на себя ответственность.
С другой - большинство быстро привыкает к своему преимуществу, становится сытым и ленивым, перестает прислушиваться к голосу оппозиции. Это чревато самоуспокоенностью. Да и правительство стало работать в слишком комфортных условиях. Недавно впервые Дума приняла в трех чтениях закон вопреки его мнению. Это пресловутый вопрос о запрете потребления пива в общественных местах. Мы были "за", правительство - "против".
- К этим инициативам надо относиться системно. Это четыре части единого плана. Новый порядок избрания губернаторов и переход к выборам депутатов исключительно по партийным спискам - это усиление централизованных форм управления страной. Пресловутая вертикаль! Цель состоит в том, чтобы добиться единообразного понимания и реализации управленческих решений снизу доверху, точнее - сверху донизу. А предложение по созданию Общественной палаты и намерение вернуть руководителей регионов в Совет Федерации - это уравновешивающий жест в сторону территорий.
- Напротив, очень даже прислушался. Я был одним из тех депутатов, которые активно обсуждали эту тему во всех властных коридорах. Консультировался с юристами. В итоге норма о роспуске была радикально изменена. Теперь роспуск Законодательного Собрания становится исключительной мерой. Процедура настолько усложнена, что ее практическое применение возможно только в случае неразрешимого конфликта между федеральным центром и регионом, по сути дела, только в случае прямого политического мятежа. То есть когда ни одно предложение Президента России и никакие предварительные консультации не приводят к положительному решению.
- Я им и остаюсь. Но, повторю, предложения Президента нужно рассматривать только во взаимоувязке. Нельзя соглашаться с одним элементом и возражать против другого. Кроме того, Центризбирком учел мои предложения по закону о выборах. Предполагается, что кандидаты будут разбиты по региональным спискам, количество которых будет переваливать за сотню. Это позволит максимально использовать потенциал одномандатников, приблизит региональные списки кандидатов к нынешним избирательным округам, а значит, не произойдет отрыва кандидатов от избирателей.
Кроме того, ко второму чтению я намерен внести предложение по пересмотру принципа распределения мандатов внутри партийного списка, дабы учесть интересы тех регионов, которые принесли партии наибольшее число голосов.
- Без всякого чувства! Исключительно рассудочно. Президент предлагает программу реформирования политической системы страны. Наша задача - законодательно обеспечить реализацию этой инициативы, так как она продиктована благими намерениями: сделать власть более эффективной, экономику - более результативной, а жизнь людей - более достойной.
- Плохо! Но еще хуже то, что Президента всячески оберегают от этих "нет". Кругом одни "да". Создается впечатление, что окружение Президента строит политику по такому принципу: не важно, какое решение будет принято, важно, что его можно провести.
- Перекройка праздников и выходных дней. Не видел и не вижу ни одного политического плюса в этом решении. Возьмите 7 ноября. Политическая начинка этой даты практически исчезла. Осталась историческая - как события, повернувшего колесо всемирной истории. Именно в этом ключе и стоило бы говорить об этом событии во всем его противоречии, величии и трагизме.
- Да, голосовал, подчиняясь партийной дисциплине. На заседаниях фракции я публично и неоднократно высказывался против такого предложения. Но когда позиция партии определилась, я ей подчинился. Таковы правила партийной жизни.
Кстати, я требую исполнения этих правил и от других членов фракции, которые входят в так называемую "звездочку Морозова" - таковых 72 человека. Спорь сколько хочешь, отстаивай свою точку зрения, но подчиняйся партийной дисциплине.
- Фракция "Единая Россия" имеет в своем составе 307 человек. Даже собрать такую махину на полноценное заседание практически невозможно. Поэтому фракцию разбили на четыре группы, каждую из которых возглавили соответственно четыре заместителя Бориса Грызлова - Володин, Пехтин, Катренко и Морозов.
- Скорее, произвольно. У меня собрался почти весь Татарстан, за исключением двух депутатов, которых не отдали, сказав, что "весь" - это уже слишком. Много москвичей и депутатов из Подмосковья. А в целом главное отличие "моей звездочки" - это, во-первых, три четверти одномандатников, а во-вторых, 23 беспартийных.
- Очень просто. Во фракции есть и беспартийные, и члены других партий, не преодолевших пятипроцентный барьер. К примеру, "Народная партия", Промпартия и другие.
- В этом случае точнее говорить не о партийной, а о внутрифракционной дисциплине. Но, естественно, в отношении этих депутатов правила дисциплины работают с несколько иной интенсивностью, чем по отношению к партийцам.
- Это как посмотреть! Конечно, свободы побольше. Но когда завтра партия начнет отстраиваться и пойдет на выборы списком, каждому придется определяться. Маломощные партии в Думу не пройдут. Поэтому многие беспартийные депутаты и представители партий, не имеющих реальных шансов на прохождение в Госдуму, будут конкурировать за места в партийных списках потенциальных победителей.
- Монетизация льгот - это путь, который был неизбежен. Россия - последняя из постсоветских стран, которая пошла на замену льгот деньгами. При этом непопулярность данной меры с психологической точки зрения была очевидна с самого начала. Но и сохранять прежнюю систему было нельзя. Она неизбежно рухнула бы. Льготные обязательства государства измерялись триллионами рублей, то есть суммами, многократно превышающими бюджетные возможности. Люди, не получая обещанных законами льгот, обращались в суды. А чиновники разворовывали деньги, которые шли из бюджета на компенсации транспортникам, коммунальщикам, всем тем, кто оказывал льготникам услуги.
Справедлив только один-единственный принцип: дать людям деньги, а они уж сами решат, куда их потратить.
- Они правы. Правительство провалило старт реформы. Сегодня из бюджетов всех уровней бывшим льготникам выделили более 300 миллиардов рублей. Сумма небывалая! Но эти деньги вовремя не довели до людей, не объяснили каждому льготнику его права. Даже многие федеральные льготники, которым, казалось бы, выделены существенные компенсации, в первые дни января остались без обещанных выплат.
Правительство своими действиями дискредитировало реформу, обозлило людей.
Мы заложили в закон норму, по которой компенсации должны в полном объеме покрыть прежнюю льготу. Скажем, дают ветерану труда 200 рублей компенсации - следовательно, эта сумма должна полностью покрывать его право на проезд во всех видах городского транспорта, даже если в реальности стоимость этой услуги превышает 200 рублей. А кто-то не приобрел право на льготный проезд и сам распорядился компенсацией по своему усмотрению. К тому же уже через месяц предполагается каждому пенсионеру добавить еще более 200 рублей к базовой пенсии и осенью проиндексировать денежные компенсации на сумму, превышающую темпы инфляции.
Те денежные компенсации, которые сегодня выделены людям из федерального и регионального бюджетов, - это, к сожалению, максимум того, что пока может позволить себе наша финансовая система. Задача - наращивать бюджет и повышать людям не только и не столько компенсации, сколько реальные заработки и пенсии. Мы ставим перед собой задачу, чтобы к 2008 году минимальная пенсия и минимальная зарплата бюджетника были бы сопоставимы с прожиточным минимумом.
Что касается рейтингов, то мы восприняли этот сигнал и делим проблему на две части. Первая - это неуклонное исполнение закона. Здесь наша задача - уже в ближайшее время исправить ситуацию. Вторая - это разъяснительная работа и работа на перспективу. Люди должны почувствовать, что за три года, оставшиеся до выборов, их жизнь будет меняться к лучшему. Вот тогда и будем меряться рейтингами.
- О результатах судить не мне, а избирателям. Но специфику депутатской работы я понимаю сегодня гораздо лучше, чем, скажем, лет восемь назад. К примеру, среди других регионов Татарстан в бюджете 2005 года выглядит более чем солидно. По-прежнему реализуется многомиллиардная федеральная программа социально-экономического развития республики. В Думе мы добились того, что на нее уже никто не посягает. Усилиями депутатского корпуса удалось после первого чтения закона о бюджете с 600 до 1850 миллионов рублей увеличить поступление "дорожных" денег. В десять раз по сравнению с первоначально запланированными в проекте бюджета суммами возросло финансирование программы ликвидации ветхого жилья. По объему денег, выделяемых в федеральном бюджете на финансирование татарстанских объектов, особенно в Казани, Набережных Челнах и Елабуге, мы - безоговорочные лидеры среди других регионов.
- К предложениям нашей республики отношение всегда уважительное. Что-то из законодательных инициатив Татарстана учитывается, что-то - нет. Но здесь нет никакой предвзятости. Это нормально. Твердо могу лишь сказать, что у Думы в целом, у ее руководства нет и не может быть никакой установки ущемить интересы Татарстана. Скорее, наоборот, я постоянно слышу от Жириновского и некоторых других депутатов реплики об особом, привилегированном положении нашей республики. Но караван-то идет!
- Это я про караван!
Опубликовано в газете "Республика Татарстан", 10 февраля 2005 г.