Публикации > Просмотр публикации
Итоги работы Министерства культуры Республики Татарстан, учреждений культуры и искусства, территориальных органов Республики Татарстан в 2004 году и задачах на 2005 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы собрались с вами, чтобы подвести итог нашей совместной деятельности в 2004 году, а также определить цели и задачи на предстоящий период.

Основные данные по развитию отрасли содержатся в розданных вам документах "Об итогах деятельности Министерства культуры Республики Татарстан в 2004 году и задачах отрасли на 2005 год". Я остановлюсь только на наиболее важных показателях и складывающихся тенденциях.

А начать свой доклад я хочу с самого значимого для нас события, произошедшего в отчетный период. Дело в том, что, фактически, впервые за последние десятилетия отрасль культуры республики получила такую мощную государственную поддержку, что можно говорить о целом прорыве в этом отношении.

Судите сами: впервые объем капитальных вложений, направленных на объекты культуры в 2004 году по всем целевым программам составил в сумме 1 млрд. 868 млн. рублей, в том числе мы смогли добиться по линии Федеральной инвестиционной программы 64 млн. рублей на 12 объектов культуры республики.

Важно подчеркнуть – это в целом в 3,2 раза больше чем в предыдущем году.

За счет этих средств проведены крупные работы по реконструкции объектов культуры республиканского и районного значения, а также - в театре имени Качалова, Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, Национальном музее Татарстана.

Кроме того, осуществлены работы по реконструкции Татарского академического театра имени Камала, Набережночелнинского и Бугульминского драматических театров, органного зала в Набережных Челнах.

Долгожданным и потому особо ценным событием для нас стала возможность улучшения жилищных условий для более 100 семей деятелей культуры и искусства, проживающих в Казани.

Приятным подарком для всех творческих союзов Республики и работников театра имени Камала стало открытие двух Домов творчества на базе санатория "Васильево".

Благодаря государственной поддержке сохранена и получила дальнейшее развитие система выплат персональных надбавок ведущим творческим коллективам. С 1 января 2005 года этот список пополнили художественные коллективы Татгосфилармонии имени Тукая.

На государственном уровне, с выделением необходимых средств из бюджета, были проведены празднования более 120 юбиляров: композиторов, писателей, артистов, творческих коллективов.

Говоря о процессе государственной поддержки, следует отметить и позитивную роль Федеральной целевой программы "Культура России", в рамках которой был проведен целый ряд мероприятий международного значения: прежде всего - это ХХIII Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина, а также серия музыкальных проектов "Великий Волжский путь", VI Международный фестиваль камерной музыки "Европа-Азия и другие.

В целях эффективного использования ресурсов всемирной информационной сети Интернет и построения выделенной сети с гарантированной и надежной передачей данных в режиме реального времени, начата установка 15 систем спутниковых тарелок для использования каналов спутниковой сети отрасли культуры "Культура KomSat" в учреждениях культуры и искусств республики (Подарок Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Данная система предоставит возможность в реальном режиме времени принимать участие в мероприятиях Министерства культуры РФ, иметь доступ к трансляциям лекций и семинаров, организовать мастер классы, проводить курсы повышения квалификации; расширит канал приема данных сети Интернет; позволит оперативно принимать большие объемы данных и актуальные информационные базы, размещать информационные ресурсы на единой площадке и организовать электронную почту.

Отчетный период был ознаменован и кардинальными изменениями в развитии культуры отдельных городов и районов республики.

Так, в 20 районах республики было открыто 28 объектов социально-культурного назначения. Среди них Нижнекамский краеведческий музей, детская художественная школа в Елабуге и новые Дворцы и Дома культуры, библиотеки и музеи.

За счет средств АО "Татнефть" произведен большой объем работ в Альметьевском татарском государственном драматическом театре. Эта сумма составила ни много, ни мало - 60 млн. руб.

Общий объем ассигнований из местного бюджета районов и городов на укрепление материально-технической базы учреждений культуры на селе составил 252 млн. руб., что в 1,5 раза больше чем в прошлом году.

В результате, в два раза сократилось количество аварийных клубов и библиотек, требующих капитального ремонта.

Лидерами по итогам 2004 года стали Нижнекамский, Альметьевский, Лениногорский, Сабинский, Актанышский районы.

А также значительный вклад внесли администрации Арского, Бугульминского, Новошешминского, Буинского, Балтасинского, Азнакаевского, Заинского, Тетюшского, Чистопольского, Сармановского районов.

Все эти мероприятия являются ярким подтверждением принципиально иного отношения к проблемам культуры и искусства в нашей республике.

Одна из важных задач, поставленных Президентом и Правительством Республики Татарстан – поиск путей увеличения учреждениями культуры собственных и внебюджетных доходов, оптимизация расходов своих бюджетов.

Положительная тенденция прослеживается за последние три года: если в 2001 году доходы от платных услуг составили 78 млн. 600 тысяч руб., то за 2004 год - их стало больше в два раза, 160 млн. 900 тысяч рублей.

Из диаграммы видно, что сумма платных услуг на 44% состоит из доходов театрально-зрелищных учреждений, на 14% - детских художественных школ искусств, и на 13% - из доходов клубных учреждений. На остальные виды учреждений приходится лишь от 2 до 9%.

Анализируя возможности различных учреждений в предоставлении платных услуг, можно констатировать, что наиболее активно проявили себя работники библиотек республики.

Так, если в 2003 году лишь 34 из 47 Центральных библиотечных систем оказывали платные услуги, то в 2004 году - уже 46. Только единственная отличилась Высокогорская ЦБС - за год не заработала ни рубля.

Расширился и перечень предоставляемых услуг - это продажа книг при библиотеках, работа с Интернет, платные массовые мероприятия и другие. В результате, ими заработано 6 млн. 300 тысяч рублей, что больше на 1 млн. руб. по сравнению с предыдущим годом. Примечательно, что платные услуги стали оказывать и сельские библиотеки.

На 2 млн. рублей увеличился суммарный доход и у музейных учреждений. Если внимательно проанализировать долю каждого из них, то получается, Елабужский заповедник заработал 985 тысяч рублей, увеличив свои доходы по сравнению с предыдущим годом в два с половиной раза. Болгарский музей-заповедник, работающий в сельских условиях, заработал 803 тысячи рублей.

А доходы главного - Национального музея республики вместе со своими филиалами Казанской зоны составили всего 796 тысяч рублей.

Уважаемый, Геннадий Степанович! Как я уже подчеркивал, Правительство не пожалело в прошлом году бюджетных средств на развитие отрасли. Надо бы и Вам отвечать адекватно, делом.

Эти вопросы мы поднимали на коллегии и в прошлом году. В частности, критиковали деятельность Музея изобразительных искусств в плане привлечения дополнительных доходов.

В истекшем году прирост по платным услугам у них составил 691 тыс. руб., хорошая тенденция.

Это еще раз доказывает, что у нас есть возможности для развития эффективных форм работы с посетителями музеев и экспонатами, для определения своего места в экономической и социальной реальности.

Доходы от предпринимательской деятельности муниципальных учреждений культуры и платных услуг населению в 2004 составили 77 млн. 700 тысяч руб.

Только клубными учреждениями оказано платных услуг на сумму 22 млн. 400 тысяч рублей, что на 6 млн. 200 тысяч рублей больше прошлогоднего. Наиболее значимых результатов добились учреждения культуры Агрызского, Аксубаевского, Апастовского, Арского, Атнинского, Балтасинского, Бавлинского, Кукморского, Менделеевского, Муслюмовского, Пестречинского, Рыбнослободского, Нижнекамского, Сабинского районов, городов Набережные Челны, Зеленодольска, Казани.

Снизили доходы по сравнению с 2003 годом Азнакаевский, Алексеевский, Бугульминский, Буинский, Мензелинский районы.

В разрезе районов республики удельный вес доходов в бюджетном финансировании колеблется от 0,5 до 8%. Лишь в городах Елабуга, Лениногорск, Зеленодольск, Казань, Набережные Челны он составляет от 9 до 27,5 % соответственно.

Перевод ряда киноустановок на видеопоказ, оптимизация расходов киноучреждений, увеличения объема платных услуг, массовое проведение киномероприятий позволило увеличить валовой сбор от кинопоказа на сельских киноустановках более чем на 9% по сравнению с прошлым годом, доходы же в целом выросли на 10% и составили в отчетном году 3 млн. 800 тысяч руб.

Справедливости ради, надо сказать, что работа по привлечению зрителей, в первую очередь - детей и школьников, проведение киномероприятий дало в 2004 году ощутимые результаты. Организация зрителей, проведением специальных мероприятий, позволило привлечь более 400 тысяч зрителей, что составляет почти половину общего числа посещений. Причем основной прирост посещений приходится на сельчан.

Как видно из диаграммы за последние два года возросло количество сеансов и зрителей почти в два раза. Но в то же время посещаемость и валовой сбор в городских государственных кинотеатрах продолжают снижаться, так как они не выдерживают конкуренции с коммерческими кинозалами, оснащенными современным кинотехнологическим оборудованием, где созданы комфортные условия для зрителей.

Меняющиеся соотношения в кинообслуживании населения города между коммерческими и государственными кинозалами позволяет, сформировать мнение, что якобы действующие коммерческие кинозалы способны удовлетворить потребности жителей города и нет необходимости содержать убыточную сеть государственных кинотеатров, тем более в условиях конкуренции. Но если взглянуть на проблему глубже, то можно высказать следующее опасение: коммерческие структуры в кинопрокате стремятся лишь к прибыли, их мало интересует, что они показывают, и что пропагандируют, лишь бы был доход. Но мы знаем, что доля зарубежных, в первую очередь американских фильмов составляет 95%, а основным средством привлечения зрителей являются затяжные ночные дискотеки и сомнительного содержания шоу. Да и фильмы прокатываются и в прямом, и в переносном смысле дешёвые.

Поэтому сегодня актуальной задачей отрасли культуры является поиск новых форм работы, в том числе перевод существующих кинотеатров на современные стандарты кинопоказа и акустики. Это поможет вернуть нам зрителя в кинозалы и станет эффективным вложением средств, дающих хороший и необходимый результат.

В то же время нужно искать рычаги влияния и на репертуарную политику кинотеатров вне зависимости от форм собственности, используя контрольные функции, делегированные нормативно-правовыми актами, регулирующими лицензирование, защиту авторских прав, соблюдение правил по киновидеообслуживанию населения.

В 2005 году запланирована передача имущества районных киноучреждений органам местного самоуправления. Главной задачей Управления по кинематографии, территориальных органов культуры на текущий год является работа по сохранению существующих структур кинопоказа, в первую очередь на селе, создание сети киновидеопередвижек с целью удовлетворения потребностей населения отдаленных населенных пунктов. Без государственной поддержки, по крайней мере в ближайшие годы, существование сельской киносети практически невозможно.

Вместе с тем некоторые руководители учреждений культуры в районах и городах, оперируя низкой платежеспособностью населения, а также, используя стереотип всеобщей бесплатности мероприятий, которые организуются за счет средств бюджета, крайне робко внедряют различные виды платных услуг, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Также не в полной мере используется их право направлять средства от полученных доходов на повышение заработной платы работников.

Фактически доля средств на оплату труда с начислениями в общем объеме кассовых расходов за счет средств, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности, составляет 28,3%, из них по местному бюджету - 16,7%.

Больше всех средств на материальное поощрение работников, направили Камско-Устьинский (51%), Алексеевский (48,0%), Агрызский и Тюлячинский (41,0%), более 30%- Альметьевский, Верхнеуслонский, Мамадышский, Кукморский, Чистопольский, Бавлинский районы.

В то же время в Атнинском, Высокогорском, Кайбицком, Тукаевском, Черемшанском и Ютазинском районах полученные доходы направляются вместо стимулирования оплаты труда, на другие цели: пошив костюмов, прокат звукового и светового оборудования, покупку компьютерной техники, текущий ремонт сельских объектов культуры и много другое. Понятно, что такое происходит не от хорошей жизни, а из-за недостаточного финансирования из местных бюджетов в указанных районах.

В целом, среди причин, препятствующих массовому внедрению платных услуг можно назвать слабое техническое оснащение культурно-досуговых учреждений, крайнюю изношенность библиотечных фондов, сценического оборудования, музыкальных инструментов, а также отсутствие автотранспорта.

Видимо, здесь есть над чем задуматься Министерству культуры, руководителям муниципальных образований и учреждений культуры на местах.

Довольно скромно идет работа по пересмотру стоимости оплаты за обучение детей в детских учебных заведениях искусства. Размер родительской оплаты в среднем составляет всего 58 рублей, а по городам – 82 рубля, при этом диапазон цен колеблется от 19 до 114 рублей. Я считаю недоразумением, например, что в Казани, где средняя заработная плата выше, чем у работников села, размер родительской платы в некоторых школах по отдельным специальностям составляет всего около 25 рублей в месяц. Управлению культуры г.Казани необходимо, во-первых пересмотреть существующие тарифы, во-вторых, использовать их на нужды самих школ и стимулирование педагогов, а не растворять их в местном бюджете.

Теперь, вкратце, о материальном положении самих работников культуры. Сразу скажу, что, к сожалению, по отрасли серьезных сдвигов по улучшению материального положения работников культуры не произошло.

Для иллюстрации положения дел в этой сфере приведу некоторые данные.

Средняя заработная плата по отрасли составила в отчетном году 2 тысячи 512 руб., при этом разброс составляет от 2039 рублей в Арском районе до 3023 рублей в Казани. При этом прожиточный минимум определен в сумме 2159 рублей. То есть сегодня работники культуры и искусства обеспечены доходами, чуть больше прожиточного минимума.

Однако, по сравнению со средней заработной платой работников здравоохранения, заработная плата работников культуры ниже на 49 процентов, с зарплатой работников образования – на 27%, и в два раза ниже, чем средняя зарплата в целом по республике (народное хозяйство – 5 тысяч 512руб., образование 3 тыс. 196 рублей, здравоохранение 3 тыс. 744 рублей).

Сейчас для изменения системы оплаты труда, обеспечения социальной поддержки работников культуры бюджетной сферы, необходимо начать работу по переходу с 1 января 2006 года к отраслевой системе оплаты труда.

Уважаемые коллеги!

В прошлом году мы активно работали по системе государственного заказа.

У многих руководителей подведомственных учреждений и территориальных органов пока нет достаточного опыта в проведении конкурсов и в подготовке соответствующих документов. Тем не менее, если в 2002 году, когда мы впервые начали работать по системе госзаказа, было проведено всего 20 открытых конкурсов, то в 2004 году состоялось уже 104 открытых конкурса, 195 заказов - способом котировки цен и 51 приобретение от единственного источника. Общая сумма приобретений составила 357 млн. руб., что больше уровня прошлого года на 108 млн. руб.

Отрадно, что 64% от всех объемов ремонтных и реставрационных работ, приобретенной продукции произведено по результатам открытых конкурсов. В результате сэкономлено 12 млн. руб.

Наиболее удачно работали по внедрению системы государственного заказа республиканские учреждения. На прошлой итоговой коллегии мы говорили о проблемах с проведением конкурсов для нужд территориальных органов. На сегодня эти вопросы решены.

Тем не менее, остаются некоторые проблемы у республиканских учреждений культуры.

Например, введенная с 2004 года система электронных торгов, показала как положительные результаты в деле экономии бюджетных средств, так и выявила ряд проблемных вопросов, которые предстоит отрегулировать.

Первое. Это - проблема соотношения цена-качество. Электронные торги позволяют определить минимальную стоимость продукции, но её качество при этом не учитывается вообще. Примеров достаточно, не буду на них останавливаться.

Второе. Система электронных торгов абсолютно не приемлема для закупки материалов, предметов реквизита при выпуске новых спектаклей, так как их выбор осуществляется художником-постановщиком и является неотъемлемой частью творческого процесса создания спектакля. 2004 год отмечен для нас позитивными изменениями в развитии культуры городов и районов республики, в совершенствовании управления, модернизации деятельности муниципальных учреждений.

Усилиями глав администраций районов и городов республики, территориальных органов культуры немало сделано для развития сети школ искусств, укрепления их материально-технической базы, строительства и реконструкции зданий школ и училищ.

Так, в 2004 году в Альметьевске отремонтированы общежитие и столовая музыкального училища, завершилось строительство детской художественной школы (пристроя) в Елабуге, детской школы искусств (пристроя) в Бавлах. Администрацией Нижнекамского района и г.Нижнекамска выделено 2,5 млн. рублей на ремонт школ искусств города и района. Завершается строительство детской школы искусств в Мамадыше, Атне, Лениногорске и другие.

Мы благодарны Главам администраций этих городов и районов за поддержку и внимание, которое они оказывают детским учебным заведениям, талантливой молодежи на местах.

Продолжается работа по разработке и принятию перспективных программ развития культуры в районах и городах. Такие программы на сегодняшний день приняты в 13 районах, в т.ч. Альметьевском, Елабужском, Новошешминском, Тетюшском, Зеленодольском, Заинском, Муслюмовском, Бавлинском, Сармановском, Тюлячинском, Кайбицком, Азнакаевском, Сабинском районах и в г.Казани.

Проблемам оптимизации расходов на содержание учреждений культуры были посвящены в отчетном году республиканские совещания руководителей территориальных подразделений Министерства в городах и районах в г. Лениногорске, на коллегии Министерства культуры РТ, на районных семинарах работников культуры республики.

В ходе реализации программы оптимизации расходов на содержание учреждений культуры 25 сельских учреждений культуры улучшили свои условия, переехав под одну крышу с другими учреждениями, 50 учреждений преобразованы в социально-культурные комплексы, закрыты 15 аварийных клубов и 2 библиотеки.

В целом, экономия от мероприятий по оптимизации расходов на содержание учреждений культуры районов и городов составила в 2004 году 11 млн. 41 тысячу рублей.

Укрепление материально-технической базы учреждений культуры дало свои положительные результаты по активизации работы с населением в учреждениях культуры села.

По сравнению с 2002 годом книговыдача в государственных библиотеках выросла на 194 тысячи 400 экземпляров книг, количество участников художественной самодеятельности увеличилось на 11 тысяч 500 человек, детских – на 8 тысяч 500 человек.

В сравнении с 2002 годом проведено на 28 тысяч больше культурно-массовых мероприятий, в том числе для детей - на 12 тысяч.

Как видно из таблицы, увеличилось и количество кружков художественной самодеятельности.

Но проблемы слабой материальной базы учреждений культуры села остаются. Наибольшее количество объектов, требующих капитального ремонта сосредоточено в Мамадышском, Нурлатском, Чистопольском, Балтасинском, Аксубаевском, Азнакаевском, Бугульминском других районах. В Аксубаевском, Алексеевском, Атнинском, Елабужском, Зеленодольском районах при наличии аварийных учреждений и зданий, требующих капитального ремонта, на ремонтные работы средства из местного бюджета не выделены.

Обеспеченность клубных учреждений музыкальными инструментами составляет в целом по республике лишь 37%, оборудованием и техническими средствами – 36%, сценическими костюмами - в среднем 33% от установленных нормативов.

Для решения задачи укрепления материальной базы сельской культуры главным направлением совместной деятельности должны стать:

Первое. Принятие неотложных мер по оптимизации государственных расходов, развитие внебюджетной системы финансирования культурной деятельности, расширение перечня и объемов платных услуг, оказываемых населению учреждениями культуры в сочетании с обеспечением государственной поддержки и социальной доступности культурных благ.

Второе. Разработка стимулов для развития рыночного сектора в сфере культуры, способствующих работе со спонсорами и меценатами.

На фоне быстро развивающихся рыночных институтов и определенного отставания кадрового потенциала отрасли от реальных потребностей культурной деятельности особую значимость приобретает проблема целевой подготовки кадров. В течение ряда лет Министерство культуры самостоятельно пыталось решать данную проблему, ежегодно определяя каждому среднему специальному учебному заведению культуры и искусства контрольные цифры целевого приема, своего рода государственный заказ на специалиста. Надо сказать, что это позволило в какой-то мере снять остроту кадровой проблемы в сельских учреждениях культуры. Только в 2004 году 380 выпускников направлены на работу в наши учреждения.

В 2004 году принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, где законодательно закреплена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройство. Из данного документа следует, что теперь целевая подготовка требует от заказчика соответствующих материальных вложений и социальных гарантий. В связи с этим возникает вопрос: кто будет заказчиком на подготовку специалистов для конкретного клуба, библиотеки, музыкальной школы? Готовы ли к этому сегодня главы администраций, смогут ли они взять на себя предусмотренные Договором целый ряд обязательств? И в первую очередь - оказание материальной поддержки студента, предоставление ему социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу. Затем предстоит обеспечить молодого специалиста местом работы в соответствии с полученной специальностью. И что самое важное – обеспечить специалиста жильем.

От решения данного вопроса зависит перспектива дальнейшего развития кадровой инфраструктуры села и малых городов.

Сегодня в республике в области музыкального, театрального и хореографического искусства успешно работает система подготовки творческих кадров, включающая школу искусств, училище искусств, творческий вуз и послевузовскую подготовку. В то же время существует проблема подготовки специалистов с высшим образованием в области изобразительного искусства.

Отсутствие художественного вуза в республике вынуждает лучших выпускников художественного училища и школ поступать в столичные художественные вузы, большинство из которых после окончания учебы не возвращаются в Казань. Республика теряет свои кадры, часто приглашая для работы столичных художников, представителей других регионов.

Учитывая необходимость развития системы непрерывного художественного образования, Министерство культуры Республики Татарстан внесло на рассмотрение Кабинета Министров Республики Татарстан предложение о создании в Казани филиала Московского государственного академического художественного института им.В.И.Сурикова, с передачей филиалу здания по улице К.Маркса, 70. Данное предложение поддержал Президиум Российской Академии художников.

По итогам согласования данного предложения Кабинетом Министров Республики Татарстан с Российской академией художеств – учредителем Московского государственного академического художественного института им.В.И.Сурикова и другими заинтересованными федеральными, республиканскими органами исполнительной власти и администрацией г.Казани, будут осуществлены необходимые мероприятия по открытию филиала.

Вместе с тем, отмечая позитивные тенденции в сфере образования, мы вынуждены, к сожалению, говорить о все еще недостаточном материально-техническом обеспечении наших учебных заведений. Во всех Казанских училищах отсутствуют спортивные залы и спортивные площадки, что негативно сказывается на работе по укреплению физического здоровья студентов. В неудовлетворительном состоянии находятся учебные корпуса и общежитие Елабужского училища культуры. На сегодняшний день в Казанских училищах обучается 30% иногородней молодежи, но до настоящего времени у них нет собственного общежития. А это значит, что немало талантливой сельской молодежи лишены возможности учиться в этих учебных заведениях.

Несмотря на то, что еще к 100-летию Казанского музыкального училища в прошлом году Правительством республики было принято решение о выделении здания по улице Жуковского под общежитие. Но до сих пор не принято соответствующего постановления главы администрации города Казани о его реализации.

Следующая область - развитие театрального дела. Появляются новые фестивали, учреждения технически перевооружаются. Я хотел бы затронуть ряд проблемных вопросов, ставших в последние годы характерными.

Первое - это гастрольная политика. На прошлой итоговой коллегии мы поднимали вопрос активизации гастрольной деятельности театров и концертных коллективов. Справедливости ради надо сказать: в этом направлении у нас появились позитивные тенденции. В 2004 году впервые за многие годы состоялись гастроли всех творческих коллективов в районах и городах республики.

В прошлом году на спектаклях и концертах побывал каждый третий житель республики, и, что примечательно, возросло вдвое количество сельских зрителей. Особенно хорошо поработали в этом направлении театр им.Камала, театр кукол "Экият", Набережночелнинский театр кукол, Татарская государственная филармония. Тем не менее, в текущем году эту работу нам предстоит сделать более эффективной.

Второй проблемой для современного театра я бы определил репертуарную политику.

Следует отметить, что художественное руководство театров стало более требовательным в отборе драматургического материала. Возрождаются произведения татарской классики, на сцену возвращается творчество репрессированных драматургов.

Премьеры прошлого сезона свидетельствуют о равном соотношении произведений мировой и национальной классики в общей репертуарной афише при некотором перевесе пьес современных авторов.

В связи с приближением великой даты – 60-летия Победы в Великой Отечественной войне состоялись премьеры спектаклей "Яра", "Телсез куке" в театре имени Камала, "Сержант" в Татарском ТЮЗе.

Понимая всю сложность и многоплановость задач, стоящих перед драматургами и перед театрами в целом, Министерство культуры в 2004 году поддержало инициативу театра имени Камала по проведению конкурса "Новая татарская пьеса - 2003". Пьесы победивших авторов в 2004 году были представлены на суд зрителям в театре имени Камала и Набережночелнинском драматическом театре. Издан двухтомный сборник новых татарских пьес.

Этот опыт мы готовы продолжить, и поэтому объявлен новый конкурс, который, мы надеемся, даст нам новые сочинения и новые имена, что значительно оживит ситуацию в затрагиваемой сфере.

Наряду с определенными достижениями в работе театрально-зрелищных учреждений, вызывает опасение общая тенденция снижения основных производственных показателей.

Так, за 2004 год театрами, Татгосфилармонией, цирком было показано 3 тысячи 712 концертов, спектаклей и представлений, на которых побывало 977 тыс. зрителей. По сравнению с 2003 годом эти показатели снизились на 89 тысяч 700 человек.

Если в театре имени Качалова, имени Камала, в театре оперы и балета, Альметьевском драматическом театре есть объективный фактор – это реконструкция и ремонт здания, то без объяснимых причин снизились основные показатели в Театре драмы и комедии имени Тинчурина, Татгосфилармонии, Большом концертном зале, Госансамбле песни и танца, Татарском ТЮЗе, Мензелинском, Набержночелнинском и Нижнекамском драматических театрах.

Как видно из диаграммы, общая динамика обслуживания зрителей с 2001 года по 2004 год снизилась в целом на 264 тыс. человек.

Считаю, что театры и концертные организации не вырабатывают все свои ресурсы, слабо подходят к организации зрителя, мало занимаются взвешенной ценовой политикой. Современная культурная ситуация требует от наших руководителей театрально-зрелищных учреждений как новых творческих идей, так и грамотного маркетинга. Необходимо искать пути привлечения дополнительных средств, активнее участвовать в реализации федеральных программ.

Уважаемые коллеги!

Вчера состоялись расширенные совещания руководителей театрально-зрелищных учреждений, учебных заведений искусства, кинематографии, начальников территориальных органов и централизованных библиотечных систем в районах и городах республики совместно с директорами республиканских библиотек, где были рассмотрены все аспекты и перспективы развития отрасли.

В 2005 году завершается Государственная программа развития библиотечного дела.

Считаю необходимым остановиться на следующих направлениях.

Первое. Это - тенденция снижения совокупного библиотечного фонда. Анализ показал, что это связано с тем, что за последние 15 лет библиотечный фонд устарел не только физически, но и морально. И поэтому с целью оптимизации книгохранилища освобождались от устаревшей части книжного фонда. Но при этом поступление новых книг и пополнение книжного фонда библиотек производилось не сбалансировано, вследствие чего количество списанной литературы стало опережать объем новых поступлений.

Данные видны на представленной диаграмме.

Если посмотреть в разрезе районов, отчетливо видно в диаграмме как шло пополнение фондов библиотек на примере 2004 года.

В ряде районов (Алькеевский, Атнинский, Кайбицкий, Лаишевский, Мамадышский) выделяемые средства на приобретение книг из местных бюджетов были крайне незначительными, а в Заинском и Менделеевском районах финансировалось лишь приобретение периодики.

Самые низкие показатели по комплектованию, выделенные в среднем на 1 библиотеку в Кайбицком – 2 тысячи 700 руб., Апастовском - 3 тысячи 200 рублей, по 4 тысячи в Верхне-Услонском, Тетюшском, Мамадышском и Менделеевском районах, Атнинском- 5 тысяч 300 рублей и так далее.

В то же время главы администраций Нижнекамского, Зеленодольского, Альметьевского районов, городов Казань и Набережные Челны находят средства для комплектования библиотечных фондов.

Думаю, что нет необходимости объяснять находящимся здесь заместителям глав администрации важность и необходимость решения данного вопроса. Скоро в некоторых районных библиотеках нечего будет читать.

Вызывает беспокойство будущее Централизованных библиотечных систем в свете реализации Федерального Закона "О местном самоуправлении". Децентрализация библиотечной сети может привести к объединению и потере библиотечных фондов, сокращению рабочих мест, снижению профессионального управления, в конечном счете – закрытию многих библиотек. Поэтому наша задача продолжить деятельность по сохранению Централизованных библиотечных систем республики в прежнем структурном виде, но с новыми функциями и более широкими возможностями.

Современную библиотеку трудно представить без новых информационных технологий.

Несмотря на отсутствие целевого финансирования программы, нам удалось за последние два года обеспечить компьютерами и множительной техникой все центральные библиотеки. Однако сегодня в связи с повсеместной автоматизацией библиотечно-библиографических процессов и внедрением новых информационных технологий этого явно недостаточно. Тем более что центральные библиотеки - это лишь 6% от общего числа библиотек.

Библиотеки республики испытывают большой недостаток в новой компьютерной технике. В течение года лишь в 5-ти Централизованных библиотечных системах приобретены компьютеры из средств местных бюджетов.

Обращаясь ко всем представителям администраций районов и городов, хочется еще раз напомнить о том, что сегодня библиотека – это, в первую очередь, информационное учреждение, и качество библиотечно-информационного обслуживания населения во многом зависит от степени ее компьютеризации.

На представленной карте республики видно, что лишь 32 Центральные библиотечные системы используют возможности Интернет, из которых всего 4 имеют WEB сайты.

Согласно распоряжению Кабинета Министров РТ N 981 администрациям районов и городов поручено создать при центральных библиотеках Публичные центры правовой информации с дополнительным выделением штатной единицы и компьютерной техники. Однако в 21 районе и городе распоряжение Кабинета Министров РТ не выполнено.

Уважаемые коллеги!

Указом Президента Республики Татарстан, наступивший 2005 год объявлен "Годом 1000-летия города Казани".

В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности Министерства культуры было и остается решение вопросов сохранности объектов культурного наследия города Казани. Об этих мероприятиях детально изложено в розданных вам справочных материалах.

Прямо скажем, работа эта не простая. Уже было много потерь.

Учитывая это, Министерство культуры Республики Татарстан в 2004г. передало в органы прокуратуры 6 представлений по фактам нарушения законодательство об охране памятников. По трем из них открыты уголовные дела, по четырем рассматриваются в рамках арбитражного и административного права. Главному управлению охраны памятников необходимо и в дальнейшем активно и настойчиво осуществлять эту работу совместно с Прокуратурой Республики Татарстан.

Ясно, что сохранность, использование и популяризация объектов культурного наследия невозможны без тесного взаимодействия с Минстроем, Министерством имущественных и земельных отношений, МВД, прокуратурой и администрацией г.Казани. И наш долг - сохранить неповторимую архитектуру и исторический облик центра древней столицы как крупного и исторического культурного наследия страны и евразийского континента.

В целях реализации государственной культурной политики одним из приоритетных направлений деятельности министерства в 2005 г. будет разработка Целевой комплексной программы сохранению культурного наследия "Мирас-Наследие" на 2006-2010 гг. и перспективу до 2015 г.

С особым удовлетворением хочу отметить, что в 2004 году Министерство культуры РТ совместно с телерадиокомпанией "Новый век" разработало и ввело в сетку вещания новый проект - "Мәдәният дөньясында". Мы шли методом проб и ошибок. К настоящему времени состоялось более 30 передач, в которых освещались основные события музыкальной, культурной жизни Республики, обсуждалась деятельность наших театрально-зрелищных учреждений. В этих обсуждениях принимали участие руководители и специалисты Министерства культуры РТ. Мы получили так называемую "обратную связь" от наших зрителей, и не только Татарстана, но и областей и регионов России, в свою очередь, рассказав населению о своих планах, о своих проблемах. Состоялся выгодный обмен мнениями, который, я думаю, свидетельствует об искреннем интересе населения к культурной ситуации в республике.

Мы признательны руководству телекомпании за большой вклад в реализацию данного проекта. И, мне кажется, я выражу мнение многих, что еженедельная программа "Мәдәният дөньясында" становится одной из рейтинговых передач не только в республике, но и среди татар, проживающих далеко за ее пределами. Убежден, что перспективы и необходимость в такой совместной работе есть.

В этой связи нам предстоит укреплять и развивать творческое взаимодействие и координацию со всеми средствами массовой информации, чаще выходить на федеральный уровень с качественным продуктом, основанном на реалиях нашей жизни и несущим нравственные ценности нашего народа. И во вновь создаваемом сайте Министерства культуры мы так же планируем обсуждение проблем, касающихся культуры в режиме реального времени.

Уважаемые коллеги!

Подытоживая, хочу обозначить главные направления нашей деятельности на предстоящий период.

Безусловно, основное внимание в деятельности республиканских учреждений и территориальных органов Министерства культуры должно уделяться задачам реализации перспективных планов, нацеленных на достижение качественно нового уровня развития культуры городов и районов, с конечной целью - обеспечить реализацию конституционных прав граждан республики на доступность культурных ценностей. Необходимо еще раз подчеркнуть важность формирования в ближайшие годы новых подходов к развитию культуры и искусства как насущной проблеме всего общества.

Реализация Республиканской программы развития культуры на 2004-2007 гг.. позволит создать условия для сохранения и развития культурного потенциала Татарстана, возрождения местных культурно-бытовых традиций, создания условий для приобщения населения к лучшим образцам искусства, реализации творческих способностей личности.

Наиболее проблемным вопросом сферы культуры продолжает оставаться уровень материально-технической обеспеченности отрасли. В последние годы многое сделано в этом направлении, но этого недостаточно. Требуют капитального ремонта и реконструкции сельские учреждения культуры, необходимо обновление музыкальных инструментов, сценического и звукового оборудования. Важным является реконструкция ряда республиканских учреждений культуры и искусства.

Кроме того перед нами стоят задачи:

- строительство нового здания для театра кукол;

- реконструкция Татарского ТЮЗа, Концертного зала

филармонии, театра имени Тинчурина;

- обеспечение транспортом территориальных органов

культуры;

- завершение научного и художественного проектирования

музейного комплекса в здании бывшего Юнкерского

училища;

- создание экспозиции Музея-мемориала Великой

Отечественной войны, Эрмитажного центра.

К приоритетам государственной политики в области культуры должны относиться защита результатов интеллектуальной и творческой деятельности. Необходимо, чтобы в 2005 году, наконец, заработала система грантов и, как я уже говорил выше, отраслевая система оплаты труда.

Есть острая необходимость в области профессионального искусства принять в 2005 году систему грантов для поддержки профессионального творчества, создания условий для его реализации, а также внедрение отраслевой системы оплаты труда.

Большой цикл мероприятий предстоит реализовать по подготовке празднования 1000-летия г.Казани, а также провести подготовительные работы по празднованию, 100-летия создания татарского театра, 100 летнего юбилея Мусы Джалиля и многих других выдающихся памятных дат истории и культуры татарского народа, ряда юбилеев других творческих коллективов.

Таким образом, нынешний год для нашей культуры должен стать важным этапным в решении ряда насущных задач, в выполнении Государственной программы развития культуры.

Безусловно, круг вопросов, которые нам предстоит обсудить, гораздо шире, чем я сегодня назвал. Кроме того, у каждого из вас есть свое видение этих проблем. Тема культурной политики требует всестороннего и глубокого анализа. Надеюсь, что именно в таком режиме мы будем сегодня работать.

В заключение, хочу поблагодарить присутствующих за плодотворный труд в деле развития культуры и искусства Республики Татарстан.

Благодарю за внимание.

9 февраля 2005 года, Концертный зал Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая