Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра образования и науки Республики Татарстан Раиса Шайхелисламова на итоговой 2004 года коллегии министерства образования и науки Республики Татарстан

Деятельность преобразованного Министерства образования и науки Республики Татарстан в 2004 году была подчинена решению задач, определенных Посланием Президента Государственному Совету, Августовским республиканским совещанием работников образования, Советом Безопасности и Правительством республики.

Хочу кратко остановиться на основных итогах работы нашего Министерства в 2004 году. Более подробно они освещены в отчете, который имеется у вас на руках.

В республике сохраняется позитивная тенденция роста доли бюджетных расходов на образование, развивается материальная и информационная база образовательных учреждений всех уровней.

Отраслевой консолидированный бюджет на 2004 год утвержден в объеме 12 369,4 млн. рублей. План на 2005 год определен в объеме 13 394,9 млн. руб. или 108% к уровню 2004 года. При формировании бюджета, благодаря поддержке Правительства Республики Татарстан, в него включены дополнительно расходы в сумме 20 млн. рублей на подключение школ к Интернету, 2 млн. рублей на постгарантийное обслуживание компьютеров, 30 млн. рублей на развитие и поддержку материальной базы учреждений начального профессионального образования, 3 млн. руб. на проведение эксперимента по введению ЕГЭ, 9,4 млн. рублей на приобретение учебников, 67,9 млн. рублей на содержание сети школ-новостроек, 19,1 млн. руб. на приемные семьи, 2,2 млн. рублей на программу патриотического воспитания детей, 25 млн. руб. на противопожарные мероприятия, 20 млн. рублей на приобретение спортинвентаря.

Правительством Республики Татарстан значительное внимание уделяется вопросам социальной защиты работников образования и учащихся. В 2005 году в республике сохранены действующие ранее социальные гарантии и льготы участникам образовательного процесса, в том числе:

- компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учебных заведениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

- 25%-ая надбавка специалистам образования за работу в сельской местности.

- компенсационные выплаты к тарифным ставкам заработной платы;

- 2 оклада премии и 1 оклад материальной помощи;

- надтарифный фонд в размере 20% к фонду оплаты труда;

- отраслевые надбавки за работу в лицеях, гимназиях, колледжах, школах-интернатах, коррекционных образовательных учреждениях, надбавки за работу в ночное время и т.д.;

- ежемесячная стимулирующая надбавка молодым специалистам в размере 30 процентов к тарифной ставке;

- целевые доплаты учителям, осуществляющим классное руководство;

- ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам;

- льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В республике проводится целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. За последние 4 года Республика Татарстан стабильно занимала 2 место в Российской Федерации после города Москвы по вводу в эксплуатацию общеобразовательных учреждений. Из общефедеральных объемов введенных мощностей доля республики по вводу школ составила в 2000 и 2001 годах – 9%, 2002 и 2003 годах- 7%, по дошкольным образовательным учреждениям в 2000 году – 12%, 2001 году – 6%, 2002 году – 22%, в 2003 году – 10 %.

На укрепление материально-технической базы образовательных учреждений из бюджета республики и местных бюджетов в 2004 году было выделено около 1 млрд. рублей, в том числе на строительство около 670 млн. рублей.

В 2004 году в соответствии с Программой капитальных вложений введено в эксплуатацию 24 школы на 4110 ученических мест, 3 профессиональных училища на 376 мест, хозяйственный корпус детского дома в г. Нижнекамске, учебно-производственные мастерские в ПУ-99 в районном центре Богатые Сабы и 9 детских садов на 579 мест.

Особенно активное строительство проводилось в Арском районе, где введено в строй 10 школ и 1 детский сад. В Сабинском районе сданы в эксплуатацию школа, профессиональное училище и детский сад. По два объекта образования введены в городах Бавлы и Елабуга. В Казани введена школа на 864 ученических места.

Несмотря на такой объем строительства 180 сельских школ, в том числе 49 средних, 35 основных и 96 начальных, все еще размещены в ветхих зданиях. В Мамадышском районе таких школ 26, Арском и Алькеевском районах по 22, Апастовском – 13, Балтасинском – 8.

Из федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы "Дети России" на строительство объектов образования было выделено 21,7 млн. рублей, в том числе на детские дома 11,7 млн. рублей, на школы – 10 млн. рублей.

Для завершения строительства хозяйственных корпусов Нурлатского и Зеленодольского детских домов и начальной школы в г. Елабуга, финансировавшихся в рамках ФАИП 2003-2004 годов, необходимо 43 млн. рублей. Финансирование этих объектов Программой капитальных вложений на 2005 год не предусмотрено. В этой связи просили бы Вас, уважаемый Рустам Нургалиевич, оказать содействие в финансировании этих объектов.

Не менее важным направлением поддержания материально-технической базы является своевременное проведение капитального ремонта. Незамедлительного капитального ремонта на сумму 889,5 млн. рублей требуют 598 образовательных учреждений республики. В 2004 году проведена значительная работа по подготовке учреждений образования к новому учебному году. На работы по текущему и капитальному ремонту израсходовано 390,4 млн. рублей.

Наиболее успешно выполнены ремонтные работы в Арском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Сабинском районах. В городах Альметьевск, Набережные Челны, Нижнекамск помимо средств администраций были привлечены спонсорские средства.

При поддержке Правительства республики приняты неординарные меры по развитию профессионального потенциала министерства, утверждена его новая структура, в том числе Департамент высшей школы и науки. В целях усиления научно-методического обеспечения принято решение о преобразовании Института повышения квалификации педагогических кадров в Институт развития образования. Это налагает большую ответственность на наших специалистов, которые должны эффективно действовать в условиях административной и образовательной реформы.

В истекшем году министерством уделено серьезное внимание экспериментальной работе в сфере образования. Мы участвуем в таких крупных общероссийских проектах как "Всероссийский широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования", "Всероссийский эксперимент по введению профильного обучения". Успешно реализуются "Республиканский эксперимент по введению предпрофильного и профильного обучения", "Эксперимент по отработке сетевой модели профильного обучения", "Эксперимент по отработке методологических основ проектирования системы непрерывного образования в условиях академической гимназии". Проведена большая подготовительная работа по включению республики во Всероссийский эксперимент по введению единого государственного экзамена. В этом году планируется аттестация выпускников в форме ЕГЭ согласно их добровольному выбору по математике, русскому языку, физике и химии.

Все эти начинания нашли серьезную поддержку со стороны правительства республики: открыть Центр мониторинга качества образования, выделены дополнительные средства, предоставлено здание. В этой связи от имени аппарата министерства я выражаю Вам нашу благодарность.

Развитию информатизации в образовательных учреждениях республики способствовало укрепление материальной базы на сумму 92,8 млн. рублей, в том числе 47,8 млн. руб. из бюджета РФ и 45 млн. руб. из бюджета РТ (слайд). На указанные средства поставлено компьютерное оборудование на сумму более 50 млн. рублей (1800 компьютеров, более 1500 принтеров, 900 модемов и др.) (слайд). Таким образом, сегодня в Республике Татарстан на 25 учеников приходится один компьютер.

Осуществление двух значительных программ по подключению 1322 школ к всемирной сети Интернет и оснащению всех школьных библиотек компьютерной техникой дает нам сегодня возможность создания системы дистанционного образования, обеспечивающего доступность и равные условия для получения качественных образовательных и информационных услуг для несовершеннолетнего населения, студенчества и работников образования. Кроме того, это даст реальные шансы людям с ограниченными возможностями здоровья получить полноценное профессиональное образование и необходимую специальную коррекционную помощь.

Уважаемый Рустам Нургалиевич! Мы просим Вас оказать содействие в создании условий для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов (более 8 тыс. человек) с помощью применения специальной компьютерной техники для детей с нарушением слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Кроме того 16 одаренных детей-инвалидов нуждаются в установке компьютера на дому. Цена вопроса – 9 миллионов рублей, а в итоге – возможность получения профессии инвалидам и уменьшение социальной напряженности в обществе.

С декабря 2003 года по февраль 2004 года была проведена большая организаторская работа по конкурсу "Лучшие школы Татарстана – 2004".

Всего в конкурсе участвовало более 400 школ республики (инновационных: городских и сельских, общеобразовательных средних и основных).

Наибольшую активность в организации и проведении конкурса проявили органы управления образованием гг. Набережные Челны, Казани, Бугульмы, Бавлинского, Апастовского, Сабинского, Тюлячинского, Кукморского, Алексеевского, Нижнекамского, Балтасинского, Елабужского, Ютазинского районов.

В финале конкурса "Лучшие школы России-2004" на российском образовательном форуме в Москве гимназия N 7 (директор Кочнева Л.П.) – единственный представитель Республики Татарстан среди победителей конкурса, вошла в десятку лучших школ России. Татарская гимназия N 2 г. Казани (директор Хамидуллина К.З.) удостоена специального приза по номинации "Школа с этнокультурным компонентом".

В целях совершенствования образовательного процесса, повышения его качества нами проведен ряд республиканских мероприятий, такие как Конкурс разработок уроков на татарском языке и по татарскому языку и литературе (апрель), Научно-практическая конференция "Управление качеством образования" (февраль), Семинар-совещание учителей удмуртского языка и литературы с участием представителей Министерства образования Удмуртской Республики (март), Республиканский месячник родного языка (апрель). В г. Казани был проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории, в котором приняло участие 182 школьника из 68 регионов РФ. Министерством совместно с рескомом профсоюза работников образования и ИПКРО проведен республиканский конкурс "Учитель года 2004".

В 2004 году в Институте повышения квалификации работников образования повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли 10098 человек.

Завершив обучение на факультете профессиональной переподготовки, 132 человека пополнили число специалистов в области татарского языка и литературы, английского языка, социальной педагогики и практической психологии.

По заявкам районных и городских отделов образования охвачено выездными курсами 1513 человек.

Повысили свою квалификацию 38,14% специалистов дошкольного воспитания и начального обучения, 25,14% учителей гуманитарного цикла, 13,18% учителей естественно-математического цикла, 5,89% руководящих работников. Оказались не охваченными повышением квалификации начальники управлений и их заместители. Как видно из цифр, есть явные проблемы в данном направлении нашей деятельности.

Приоритетным направлением деятельности Министерства в 2004 году являлось нормативно-правовое обеспечение образовательной сферы. Разработаны важные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, направленные на обеспечение социальной поддержки детей с ограниченными возможностями, развитие целевой контрактной подготовки, принята и обеспечена финансированием целевая комплексная программа развития начального профессионального образования.

Совместно с Государственным Советом Республики Татарстан проводится работа по изменению республиканского законодательства в соответствии с новыми федеральными законами.

Следует отметить, что практически все наши инициативы и обращения в Правительство находят положительный отклик с Вашей стороны, Рустам Нургалиевич! Постоянное отслеживание результатов взаимодействия указывает на интенсивный характер этого процесса. Только за последние полгода лично к Вам было направлено свыше 300 обращений, которые охватывают широкий спектр проблем. Среди них преобладают вопросы финансирования сферы образования, организационные, нормативно-правовые аспекты нашей деятельности. Такая серьезная поддержка с Вашей стороны вселяет оптимизм в дальнейшей работе министерства.

Вместе с тем, следует признать, что модернизация образования идет не в полном масштабе, не введены новые организационно-экономические механизмы её развития. Цели модернизации не стали понятными основной массе работников образования, а верно избранные приоритеты достигаются неэффективными методами.

На базе реальной оценки состояния системы нами разработан проект Программы развития системы образования на среднесрочный период. Проект базируется на основных тенденциях социально-экономического развития республики и призван обеспечить более высокую степень участия системы образования в реализации приоритетных направлений развития республики. Уже в 2005 году должны произойти существенные инновационные изменения в самой системе образования. Проект программы роздан участникам сегодняшнего заседания. Это наше приглашение к разговору коллективному творчеству всех заинтересованных сторон, после которого мы будем предлагать документ на рассмотрение Правительству.

В системе общего среднего образования предстоит решить комплекс взаимосвязанных задач, направленных на формирование основ конкурентоспособности личности. Первая из них - расширение масштабов эксперимента по введению профильного обучения. Она начинается с создания необходимых условий развития предшкольной подготовки детей. В 2005 году нам необходимо исследовать материальную и методическую базу "предшколы" и определить свои позиции в этом проекте. Следующим этапом будет переход на обучение детей с 6 лет. К этому подталкивает нас Болонский процесс, который подразумевает 12-летнее образование в системе средней школы.

Нами определены основные направления и модели организации профильного обучения, адаптированные к условиям Республики Татарстан. Это удалось сделать благодаря федеральному и республиканскому экспериментам, которые успешно прошли в Балтасинском и Зеленодольском районах республики. Сегодня мы готовы к введению предпрофильной подготовки во всех общеобразовательных школах республики, к расширению масштабов профильного образования. Вместе с тем, важнейшим условием успеха профильного образования является создание в каждом районе Республики Татарстан многопрофильных лицеев. Каждый из них должен базироваться на определенной технологии. По существу, лицеи – это ресурсные центры, предлагающие новый уровень образования на базе широкого спектра специализаций, более высокий выбор для реализации личностных интересов.

Организация профильного обучения связана с дополнительными нагрузками на муниципальные бюджеты. В этой связи хочется обратить внимание руководителей территориальных органов управления образованием на необходимость опережающих действий.

Как важнейший элемент профилизации общего образования мы рассматриваем модернизацию сети сельских школ. Без решения данного вопроса профильное образование в сельской местности нереально. Также как модернизация теряет свой основной смысл без введения профильной подготовки.

С учетом особой важности этого вопроса нами подготовлена и внесена в Правительство Программа оптимизации сети сельских образовательных учреждений на период с 2005 по 2007 годы. Она призвана обеспечить создание новых более эффективных организационных форм общего образования на селе: "Школа – учительский дом", "школа – детский сад", базовых школ с сетью филиалов, ассоциаций образовательных учреждений.

При этом начальная школа сохранится в каждой деревне.

Предстоит совместная с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ работа по созданию системы школьных перевозок учащихся: для этого потребуется 130 дополнительных автобусов, строительство 280 км. дорог внутреннего пользования с твердым покрытием.

Министерством ведется интенсивная работа по преодолению постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество. Огромная роль в ней принадлежит созданию учебников нового поколения. Нами проведены консультации и созданы временные творческие группы из числа молодых ученых и учителей-новаторов по разработке современных учебных изданий.

Предметом особой заботы является содержание национально-регионального компонента, стандартов общего образования нового поколения.

В 2005 году предстоит утвердить в Государственном Совете республики стандарты по всем предметам регионального перечня.

Бережное отношение к школе особенно важно в отношении развития национальных школ республики. Нам удалось решить целый комплекс важных проблем развития национального образования, и мы не ведем сегодня разговор об обеспечении школ учителями татарского языка и литературы, учебниками современного уровня. Однако проблемы качества остаются серьезными.

Большая часть учителей слабо владеют методикой преподавания татарского языка иноязычным учащимся, чем и объясняется потеря у них познавательных интересов. Немало нареканий по этому поводу мы слышим и от родителей. Совместно с педагогическими вузами нам необходимо открыть творческие лаборатории, привлечь молодых ученых-лингвистов к разработке современных методик обучения русскоязычных детей татарскому языку.

Возрастающая активность экономического и научного взаимодействия республики со странами мирового сообщества делает чрезвычайно актуальной проблему языковой подготовки молодежи. Формирование широких языковых возможностей, владение двумя государственными и одним иностранным языком сегодня становится основой успеха экономически активного населения, ученых, представителей деловой элиты.

Продолжается работа над созданием модели интенсивного изучения государственных и иностранных языков в рамках школьного курса: разработаны и проходят согласование экспериментальные учебные планы, коллективом авторов создается учебник татарского языка для русскоязычных учащихся. Министерству, руководителям территориальных органов управления образованием необходимо определить перечень образовательных школ, в которых уже со следующего учебного года будет апробироваться новая модель.

Завершается реализация республиканской целевой программы "Русский язык в Татарстане" на 2001-2005 годы, которая способствовала улучшению филологической подготовки учащихся. Ее потенциал необходимо сохранить в новой программе, рассчитанной на 2006-2010 годы, обеспечить активное развитие и функционирование русского языка как государственного языка Республики Татарстан.

Система образования республики всегда считала особой деятельность по поддержке и развитию одаренных детей.

Мы расширяем понятие "одаренный ребенок", ориентируемся не только на способности детей к усвоению абстрактных знаний, но и на их навыки, умения. Речь идет о возможности раннего приобщения таких детей к научной деятельности, создания индивидуальных программ их развития, которые будут осуществляться под руководством наших видных ученых.

Важную роль в этом процессе играют республиканские конкурсы школьников и студентов "Бизнес-план для Татарстана", "Собственное дело", которые являются совместным проектом министерства, Агентства по развитию предпринимательства и технопарка "Идея".

Сегодняшняя палитра видов и типов образовательных учреждений весьма разнообразна: это лицеи, колледжи, классы с программами повышенного уровня. Однако их социальные цели не определены и при внешнем разнообразии они формируют унифицированную модель выпускника.

Инновационные идеи школ далеко не всегда соотнесены с планами развития вузов, потребностями трудового спроса. В дальнейшем, определяя специфику школ повышенного уровня, нам необходимо ориентироваться на приоритеты социально-экономического развития республики, обеспечивать продолженный характер этого обучения.

В 2005 году образовательные учреждения Республики Татарстан впервые участвуют во Всероссийском эксперименте по введению единого государственного экзамена. Единый государственный экзамен создает реальную возможность создания системы независимой объективной оценки качества общего образования, которой будут доверять вузы и ссузы.

В условиях нашей многонациональной республики необходимо обеспечить проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с татарским языком обучения в форме и по материалам ЕГЭ на родном языке.

На протяжении ряда лет является общенациональной проблемой ухудшение состояния здоровья детей.

В этих условиях центрами здорового образа жизни должны стать детский сад и школа.

Большое значение мы придаем участию в проекте ЕС "Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации", реализация которого началась в 5 школах республики.

Отделу общего среднего образования следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше чем, например, в европейских странах на 10-15 %, мы намерены апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы).

Будет продолжена работа по созданию единой унифицированной системы мониторинга состояния развития и здоровья обучающихся и воспитанников, проведению экспертизы режимов образования.

2005 год объявлен в республиканской системе образования годом Здоровья и Спорта. Событиями общереспубликанского масштаба должны стать:

•Первый Республиканский фестиваль школьных и молодежных проектов "Культура здоровья";

•Первая Республиканская акция по привлечению средств для укрепления материальной базы спортивных залов учебных заведений;

•Пятая спартакиада учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, посвященная 60-летию Победы и 1000-летию Казани.

Важнейшим фактором укрепления здоровья школьников является горячее питание. Обеспечивать его качество удается во много благодаря действующим компенсационным выплатам (в размере 3 рублей на ребенка), помощи из бюджетов ряда городов и районов республики. Для этих целей из бюджетов городов и районов в 2004 году выделено 314 млн. рублей.

Однако пока не удалось решить комплекс финансовых, организационно-технических и кадровых проблем, и общая ситуация требует принятия межведомственной Программы совершенствования организации питания школьников.

Остаются актуальными вопросы охраны труда и учебы, обеспечения безопасного поведения детей и подростков. Необходимо обеспечить четкий управленческий контроль за реализацией Программы "Безопасность образовательного учреждения на 2004-2007 годы", проводить систематическую работу по оценке и аттестации условий труда и учебы.

Ежегодно растет количество детей-инвалидов, они составляют 1,7 % от общего количества обучающихся. Возрастают и требования к организации их обучения и профессиональной подготовки.

Наш анализ показал, что процесс реабилитации таких детей является неполным: получая трудовые навыки, они не имеют возможности устроиться на работу или продолжить обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Совместно с территориальными органами управления образованием мы будем проводить работу по открытию специальных классов для детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях начального профессионального образования.

Мы просим Министерство здравоохранения обратить внимание на психолого-медицинскую диагностику детей с отклонениями в умственном развитии, поскольку имеются факты необоснованного включения их в категорию не обучаемых.

Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования предполагает существенные изменения в повышении качества профессионального образования. В 2005 году предстоит:

- провести реструктуризацию системы начального и среднего профессионального образования в соответствии с тенденциями развития рынка труда;

- обеспечить интеграцию образовательной, научной и практической деятельности, снять проблему замкнутости системы образования, открыть ее "внешним воздействием";

- в кратчайшие сроки обеспечить подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики.

Самое слабое звено в профессиональном образовании – подготовка рабочих кадров.

На протяжении последних 10 лет в системе НПО не происходило изменений структуры подготовки специалистов, которая состоит из 186 наиболее массовых профессий. Такого количества предложений со стороны профтехобразования крайне мало. Для сравнения в Украине количество специальностей – 500. Уже начиная со следующего учебного года, мы намерены расширить спектр специальностей и профессий. Перспективными видятся профессии в сфере услуг, ЖКХ, переработки сельскохозяйственной продукции, народных промыслов.

Предприятиям республики сегодня нужны квалифицированные рабочие на уровне 5-6 разрядов. Мы же сегодня в состоянии обеспечить подготовку не выше 3-го.

Необходимо увеличить количество квалифицированных рабочих в республике. Однако при этом важны не только объемы, но и качество подготовки. В Швейцарии есть международный институт, специализирующийся на оценке качества рабочей силы. По его данным, сегодня Россия уступает не только Японии, США, ФРГ, к чему мы уже привыкли, но и Китаю, что 10 лет назад невозможно было представить. По нашим оценкам, рабочих высшей квалификации (5-6 разряд) в республике осталось порядка 15%, в то время как в США – 43%, в ФРГ – 56%. Ситуация усугубляется тем, что средний возраст таких рабочих в республике ближе к предпенсионному. А ведь именно эта категория работников создает конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.

Начат реализация нескольких серьезных проектов, способных обеспечить коренное изменение качества подготовки рабочих и специалистов по востребованным профессиям.

1. Первый проект – создание трех многопрофильных территориально-отраслевых Ресурсных центров коллективного пользования. Два ресурсных центра по отрасли "Сельскохозяйственное производство" на базе Алексеевского ПЛ-97 и Пестречинского ПЛ-93. Один ресурсный центр по отрасли "Машиностроение и металлообработка" на базе ПЛ-9 г.Казани.

На их базе будут объединены производственные мощности различных собственников для подготовки работников высокой квалификации. Руководители хозяйств не только одобрили данный проект, но и выразили высокую степень готовности участвовать в его создании и работе.

2. Второй проект – оптимизация в форме слияния однопрофильных учреждений НПО и подведомственных техникумов по схеме НПО – НПО или НПО – СПО. Объединение по схеме НПО – СПО даст колледж с правом реализации программ начального и среднего профессионального образования. Такое объединение ресурсов позволит оптимизировать затраты, повысить престиж и качество подготовки специалистов.

3. Третий проект – создание республиканских центров аттестации и сертификации выпускников профтехобразования. Нам нужна независимая от образовательных учреждений сопоставимая оценка качества выпускника. Уже этим летом экспериментально должны работать несколько таких центров.

Серьезным импульсом для развития системы послужило Республиканское совещание "Социальное партнерство – основа развития начального профессионального образования", проведенное по Вашей инициативе, уважаемый Рустам Нургалиевич. Результатом обсуждения стала "Программа развития начального профессионального образования Республики Татарстан на 2005-2008 гг.".

Программа позволяет нам в 2005 году закупить 74 единицы современной техники для сельских УНПО. Это современные энергонасыщенные трактора, зерноуборочные комбайны, автомобили. Плюс дополнительно к этому 146 единиц энергосберегающего навесного оборудования.

При этом применяется принципиально новая схема финансирования- 70% на 30%. 70% или 70 млн. рублей составляют целевые республиканские средства, 30% или 30 млн. рублей – внебюджетные средства профтехучилищ. Часть училищ свою долю оплачивают сразу, другая часть оформляет договора лизинга на 3 или 5 лет. Подобный подход мы намерены практиковать и в дальнейшем.

Говоря о многоканальной системе финансирования профтехобразования, следует серьезное внимание уделять увеличению доходов от предпринимательской деятельности самих УНПО. Министерство намерено поддержать инициативы профтехучилищ, направленные на развитие предпринимательской деятельности. В развитии кооперативных связей внутри самой системы образования мы надеемся на Вашу поддержку, уважаемый Рустам Нургалиевич. По нашим оценкам система профтехобразования даже при имеющейся базе способно ежегодно производить конкурентную продукцию в объеме 100 млн. рублей, востребованную самой системой образования. Например, мы можем шить постельное белье, одежду для детских домов и интернатов республики, оказывать ремонтные услуги, производить мебель, школьное лабораторное оборудование, обеспечивать продуктами питания школьные столовые и многое другое. Это будет серьезная поддержка в мобилизации внутренних ресурсов развития.

Другая наша инициатива направлена на то, чтобы промышленные предприятия производство части низкорентабельной продукции передавали как гарантированный заказ профессиональным училищам. В этом случае решаются сразу две задачи. Во-первых, разгрузим предприятия от низкоквалифицированного труда. Во-вторых, обеспечим училища заказами для производственного обучения.

В решении многих проблем системы профессионального образовании приоритетным видится переход на целевую контрактную подготовку рабочих и специалистов с привлечением средств заказчиков кадров.

Мы провели анализ взаимодействия учреждений НПО с предприятиями на примере машиностроительной отрасли. Выяснилось, что нагрузка на предприятия в плане их участия в подготовке кадров распределяется крайне неравномерно. Можно привести лишь 7 примеров такого сотрудничества из 20 учреждений НПО. Лидерами здесь в 2003-2004 гг. являются ПО "ЕЛАЗ", ОАО "Казанькомпрессормаш", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Радиоприбор", ОАО "КМПО", ОАО "Элекон", ОАО "КОМЗ". Получается, что другие предприятия отрасли, не вкладывая никаких средств и усилий, надеются набрать работников "с улицы".

Москва сегодня серьезно планирует введение "рабочего налога" в размере 1,5%. Подобные примеры есть и в других странах. Например, во Франции существует "налог на образование" в размере 0,5% объема фонда оплаты труда. При этом предприятия сами решают, в какое учебное заведение они направят свои взносы. Уважаемый Рустам Нургалиевич, хотелось бы узнать Ваше мнение о возможности ведения такого налога в республике.

С 1 января 2005 года 99 учреждений НПО перешли с муниципального на республиканское финансирование, причем со значительным дефицитом. Средний уровень финансирования училищ не превышает 67%, включая такие статьи, как зарплата, питание, стипендия. Необходима совместная с Министерством финансов работа по разработке нормативов финансирования и созданию более эффективных механизмов бюджетного обеспечения профессиональных училищ.

Одна из сложных задач, поставленных перед системой образования в 2004 году Премьер-министром нашей республики связана с недостатками профориентационной работы. Авторитет рабочих профессий, некогда престижных и общественно-значимых, сегодня крайне низок. Это связано не только с объективными причинами, но и с недоработками педагогических коллективов. Яркой иллюстрацией этому служит ситуация в Тетюшском районе, где из-за отсутствия собственных доярок приходиться возить их из Чувашии. В то же время, Тетюшское ПТУ готовит сварщиков, кондитеров и строителей, большинство из которых не находят работу по специальности.

Нам нужно определить конкретные меры по созданию действительно эффективной системы профессиональной ориентации школьников.

В 2004 году определились приоритеты в системе взаимодействия преобразованного Министерства образования и науки с вузами. В числе главных – обеспечение интеграции науки и образования. Наши встречи и консультации с проректорами по науке ведущих вузов позволили определить механизмы развития вузовского сектора республиканской науки.

Необходимо создавать механизмы преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.

Эффективное развитие современного образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур.

Нам предстоит превратить вузовский сектор республиканской науки в крупную подсистему интегративного научно-технического комплекса республики, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.

Дальнейшая интеграция науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных на преодоление искусственной разобщенности вузовского, отраслевого и академического секторов научных исследований.

В настоящее время в Республике Татарстан происходит снижение числа специалистов, выполняющих научные исследования и разработки в научно-техническом секторе: с 15230 человек в 1993 году до 7766 человек в 2003 году.

Имеет негативную тенденцию и соотношение исследователей и персонала иновационно-активных предприятий: с 3,17 в 1999 году до 2,66 в 2003 году.

Сокращается доля аспирантов, проводящих исследования в области технических науки: с 49 % в 2001 году до 35,8 % в 2003 году.

Анализ среднего возраста остепененных преподавателей показал, что для кандидатов наук он составляет 42,5 лет, а для докторов наук – 57 лет.

Эту ситуацию нельзя признать позитивной.

Новому Министерству уже в краткосрочной перспективе предстоит сформировать оптимальный инновационный образовательный профиль Республики Татарстан, создать механизмы использования в учебном процессе материальной базы отраслевых научно-исследовательских институтов (использование на взаимовыгодной основе лабораторных комплексов, экспериментальных установок, компьютерных сетей и т.п.).

Нам необходимо разработать целевую программу поддержки уникальных научных и учебно-научных объектов высшей школы (обсерваторий, полигонов, научных библиотек, музеев), а также осуществить своеобразную инвентаризацию интеллектуальной собственности.

Очевидно, что развитие научных исследований находится в прямой зависимости от уровня инвестиций, в том числе бюджетных.

В силу этого улучшения ситуации в сфере научных исследований можно добиться, прежде всего, за счет реструктуризации финансовых потоков и концентрации средств на приоритетных направлениях. В целом необходимо поэтапно перейти на контрактную систему выполнения научных исследований, практиковать грантовую поддержку проектов, отбираемых на конкурсной основе.

На решение этой проблемы направлена также инициатива Министерства образования и науки об организации научно-образовательных кластеров. Они объединяют в своем составе учебные, научно-исследовательские (в том числе и академические) учреждения и промышленные предприятия при строгом вертикальном контроле образовательной компоненты со стороны Министерства образования и науки Республики Татарстан и научно-производственной составляющей со стороны Кабинета Министров Республики Татарстан (Правительственная комиссия).

Вопрос вопросов – подготовка новой научной элиты. На наш взгляд, с учетом общегосударственных интересов, имеет смысл сосредоточить внимание не только на аспирантах и молодых специалистах, но и на школьниках и студентах младших курсах, поскольку именно в их среде возможно формирование нового отношения к науке.

Это возможно только при раннем приобщении школьников и студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность. Нужно вернуть к жизни тезис, что Лучший преподаватель – это действующий ученый.

В республике есть прекрасные примеры работы крупных ученых со школьниками, которые учат одаренных детей навыкам самостоятельного мышления, умению ставить и решать исследовательскую задачу.

Отличительная черта таких школ – то, что все они созданы по инициативе или с участием неординарных людей – ученых и преподавателей, и именно масштаб личности определяет успех.

Хочу обратиться к нашим ученым с мировым именем и предложить эту благородную миссию во имя будущего Республики Татарстан.

В этом состоит, в конечном счете, и ответственность научных школ за будущее.

Практика показала, что регулирование взаимодействия вузов с рынком труда только на федеральном уровне не позволяет осуществлять качественную подготовку специалистов с учетом потребности региона.

Необходима оптимизация деятельности филиалов и представительств государственных и негосударственных высших учебных заведений республики. Сегодня количество представительств, как и качество обучения в них не управляется ни федеральным центром, ни нашим министерством.

Мы считаем, что должна быть законодательно закреплена роль государства как заказчика кадров, который не только финансирует обучение, но и обладает правом распоряжаться трудоустройством молодых специалистов. Необходимо найти механизмы привлечения инвестиций работодателей, частного бизнеса в систему профессиональной подготовки.

В экономике знаний постоянно растет удельный вес системы дополнительного профессионального образования. Этот процесс вызван динамикой развития рынка труда: по оценкам экспертов в мире ежегодно исчезает более 500 профессий и более 600 возникает вновь. Содержание традиционных профессий также постоянно изменяется: если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет 5-7 лет, а отраслях, определяющих научно-технический прогресс 2-3 года. В этой ситуации инертность, присущая системе образования, создает известное напряжение у работодателя, который не удовлетворен низкой конкурентоспособностью работников. Это означает, что без постоянного обновления знаний деквалификация персонала неизбежна.

Грядущий 2007 год уже назвали годом "дефолта вузов". С тем же правом он может быть назван годом "дефолта рынка труда". Мы не должны допустить, чтобы нарушение естественных механизмов воспроизводства привело к серьезным проблемам отсутствия необходимых кадров в республиканской экономике. Их восполнение будет происходить за счет безработных и так называемых представителей "группы риска" на рынке труда – работников убыточных или ликвидируемых предприятий. Общая задача Министерства труда и занятости и Министерства образования и науки – восстановить профессиональную квалификацию этих людей максимально эффективно.

Республиканской системе дополнительного профессионального образования необходимо обеспечить ежегодную переподготовку по различным аспектами инновационного менеджмента более 5000 человек, в кратчайший срок насытить рынок труда специалистами, способными осуществлять все стадии инновационного процесса.

В развитии системы непрерывного образования нам важно поддержать принцип мобильности, который может быть реализован через создание фонда Кадровых инвестиций. Его идея состоит в том, чтобы преодолеть зависимость работника от работодателя, и представить финансовые средства для продолжения образования в том числе, получение образования повышенного уровня. Этой же идее послужат конкурсы и гранты, организуемые Министерством образования и науки под наиболее перспективные проекты обучения взрослых, а также образовательные ваучеры, которые на первом этапе будут представляться работникам бюджетной сферы для обеспечения свободного выбора образовательного учреждения в сфере повышения квалификации.

Развитие образования – это прежде всего изменение всей матрицы педагогического труда, самой структуры организации института педагогической профессии. Учитель перестает быть единственным источником информации, а также и единственным воспитателем и организатором.

Между тем, в силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее конкурентоспособной областью профессиональной деятельности.

Требует решения кадровое обеспечение УНПО мастерами ПО. В 99 УНПО работает 2224 мастера ПО (из них всего 1001 мужчин). Проблемой остается текучесть кадров. Обеспеченность инженерно-педагогическими кадрами сегодня составляет 82,3%. Их качественный состав также не выдерживает критики. Не может мастер с рабочей квалификацией на уровне 3 разряда подготовить качественного специалиста.

На совместной коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан с Ученым Советом КГПУ 17 декабря 2004 года серьезно обсуждались существующие противоречия и принято решение о разработке республиканской программы "Педагогические кадры". К концу 1 квартала текущего года соответствующая программа будет представлена в Кабинет Министров Республики Татарстан.

В настоящее время мы работаем над созданием более эффективной системы отбора и подготовки к педагогической профессии способных учащихся, особенно юношей. Одним из вариантов решения данного вопроса является создание педагогических лицеев в городах и сельских районах, которые будут открываться в тесном сотрудничестве с педагогическими колледжами и училищами.

Стоит обсудит и инициативу города Москвы, где недавно принято постановление Правительства, согласно которому выпускники педагогических вузов будут получать диплом только после годичного прохождения практики в школе. Кстати, это опыт Германии, где педагоги, также как и врачи, проходят через ординатуру.

Проблема оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня остается одной из самых острых.

Большие резервы содержит система нормативного финансирования образования. В условиях эксперимента, проходящего в городе Набережные Челны, стал реальностью механизм подушевого финансирования учебных заведений, существенно активизировался рынок образовательных услуг. Возросла заинтересованность педагогических коллективов в сохранении контингента учащихся. Коллективы учебных заведений включились в реальный конкурентный процесс за учащихся, и прежде всего за счет повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Как внутренний ресурс финансирования образовательных учреждений мы рассматриваем развитие внебюджетной деятельности, оказание платных образовательных услуг. Помимо экономического, эта деятельность имеет и интеллектуальный эффект: она стимулирует инновационные процессы, развивает содержание и структуру образования. У системы образования республики есть опыт в этой сфере. Если в 2003 году от внебюджетной деятельности получено 310 млн. рублей, то в 2004 – 402 млн. рублей. На оплату труда направлено 39 % полученных средств.

Должны получить дальнейшее развитие попечительские советы, которых в республике функционирует 393, в том числе в школах – 331.

Постоянный учет реальных образовательных потребностей граждан, семей, предприятий создаст основу для привлечения в систему дополнительных внебюджетных средств.

В числе мер по развитию эффективных экономических отношений особое место занимает обеспечение целевого использования бюджетных средств через систему государственного заказа.

В 2004 году 70 % бюджетных средств на общую сумму 127 млн. рублей были размещены по результатам открытых конкурсов.

При этом 48 % контрактов на общую сумму 101 млн. рублей заключены с субъектами малого бизнеса, 25 договоров на сумму 4,4 млн. рублей с предприятий общества инвалидов.

Все оплаченные контракты на поставку продукции, оказание услуг исполнены поставщиками на 100 %.

Экономия от проведения открытых конкурсов составила 5,4 млн. рублей, которые были направлены на приобретение продукции необходимой учреждениям образования.

Однако эффективность этой деятельности может быть повышена. Прежде всего следует добиться формирования четкого плана закупок продукции подведомственными учреждениями и квалифицированного оформления конкурсных заявок.

Впервые проведена инвентаризация земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в системе образования. Осуществлен анализ эффективности использования недвижимого имущества.

Очевидной является необходимость пересмотра системы заключения арендных договоров образовательными учреждениями, определения целесообразности передачи площадей сторонним организациям с учетом позиции Министерства образования и науки. Мы надеемся на поддержку в данном вопросе Министерства земельных и имущественных отношений республики.

Ключевой вопрос успеха любых реформ – готовность кадров к работе в новых условиях.

Мы должны признать, что низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

В территориальных органах управления образованием слаба аналитическая деятельность, отсутствует практика стратегического планирования, принятия управленческих решений по итогам текущего контроля. Необходимостью является введение системы кадрового аудита, организация интенсивного обучения менеджеров от образования. При этом акцент должен быть сделан на их способности определять стратегические задачи и приоритеты, управлять проектами и системами качества. В этом смысле нам есть чему поучиться у частного бизнеса, который инвестирует, прежде всего, в подготовку топ-менеджеров организации.

Нами принята программа создания действенного, хорошо изученного и подготовленного резерва управленческих кадров. Эта кропотливая индивидуальная работа должна выявить новые группы профессионалов во всех сферах деятельности. У нас немало квалифицированных и перспективных специалистов, обладающих высокими деловыми и нравственными качествами, которых нужно знать, привлекать к управлению, направлять на учебу, стажировки.

Ведется работа по созданию информационной основы разработки образовательной политики и принятия управленческих решений. Нам остро необходим мониторинг поведения большого числа участников рынка образования: учреждений образования всех уровней, систем образования городов и районов и республиканской системы образования в целом, а также учащихся, населения, педагогов, работодателей.

Мы будем продолжать конструктивное сотрудничество с учеными в разработке единой системы оценки качества образования и качества подготовки обучаемых, без которой невозможно управление образованием в общереспубликанском масштабе.

На наш взгляд, методика оценки качества образования должна содержать два необходимых компонента:

1. промежуточный, который проводится как независимая государственная аттестация знаний учащихся и студентов и итоговый, оценивающий не только знания, но и компетенции выпускника;

2. оценка качества образования на основе социологической информации о выпускниках профессиональной школы, их деловой, творческой, общественной карьере.

Сопоставление этих результатов позволит получить интегральную оценку качества образования, и станет основой рейтингов не только вузов в целом, а отдельных научных школ и специальностей. Последнее особенно важно для обеспечения адресной поддержки лучших образовательных программ и талантливых педагогов.

Не стала действенным инструментом управления качеством система аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных школ. Эти процедуры стали формальными, они не выявляют как проблемные зоны в работе школы, так и лучший опыт педагогов-новаторов.

Должен значительно возрасти управленческий эффект ежегодных конкурсов "Лучшая школа года".

Большие надежды мы возлагаем на новый по содержанию и структуре Институт развития образования. Он должен стать ведущим образовательным и научно-методическим центром в системе непрерывного педагогического профессионального образования.

В условиях реформы органов исполнительной власти является обоснованной работа Министерства по созданию в республике 8 образовательных округов. Они призваны обеспечить единое образовательное пространство республики, объединить бюджетные, кадровые, организационные ресурсы территорий в целях решения общих проблем. В многозвенной системе управления образованием территориальные органы управления находятся в непосредственной близости к объекту управления, и в силу этого способны оперативно и гибко реагировать на возникновение проблемы. Работа округов призвана обеспечить единство усилий в проведении образовательной реформы в условиях чрезвычайной территориальной раздробленности муниципальных образований.

Состояние образования и воспитания во многом влияет на образ жизни народа, определяет уровень его жизни.

Ее развитие должно ориентироваться на культурные и этические традиции народов республики, формируя такие качества личности, как толерантность, предприимчивость, ответственную жизненную позицию.

Нужна новая система управления в реализации прав детей на обучение, защиту от произвола взрослых. Мы обязаны знать, где и почему происходит ущемление прав ребенка и немедленно реагировать на каждый случай. Это особенно актуально в отношении детей, у которых по разным причинам нет условий для социального и культурного развития в семье.

К сожалению, в республике пока не удается остановить рост социального сиротства, устранить социально-экономические причины, по которым ослаблен институт кровной семьи. В 2004 году было выявлено 1826 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 57 % детей, оставшихся без родителей вследствие лишения и ограничения родительских прав.

Одна из серьезных нерешенных проблем – обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа достойным жильем. Своевременное закрепление и сохранение жилья и имущества детей-сирот должно стать предметом нашего постоянного внимания.

В этой ситуации Министерство образования и науки рассчитывает на поддержку предложения о создании детского благотворительного общественного фонда, который может решить многие проблемы социального сиротства.

Сегодня серьезную тревогу вызывает состояние технического творчества детей. Это направление довольно финансовоемкое, требующее привлечения профессионалов высокого класса, способных увлечь детей идеями созидания, изобретательства и умеющих это делать.

Было бы правильным эту работу вести совместно с вузами и даже промышленными предприятиями, используя их лабораторную и приборную базу. Если хотите, именно детское техническое творчество рождает будущих инноваторов.

Нам необходимо продумать и кадровое обеспечение: неправильно, что сегодня занятия детским техническим творчеством ведут педагоги-совместители или учителя труда.

Современное образование живет в высококонкурентной среде: СМИ, массовая культура, реклама превращаются в активных производителей образцов и моделей поведения в детской и молодежной среде.

В этой ситуации нужны новые яркие идеи развития детского самоуправления, которые включат их в активный диалог со всей вертикалью власти, сделают реальными участниками управления обществом.

Необходимо системное научное осмысление и обобщение опыта крупнейшей детской общественной организации России "Союз наследников Татарстана".

Мы вступили в год, когда страна будет отмечать 60-летие Победы в Великой отечественной войне и 1000-летие одного из древнейших городов страны, столицы нашей республики г. Казани. Нам в республике необходимо использовать весь потенциал этих исторических событий для усиления патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его, если в этом будет необходимость, к защите Родины.

Все это требуют от нас поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса. Сегодня традиционное классное руководство в школе проходит этап переоценки, пересматриваются многие, ставшие привычными подходы к определению целей, задач, методов работы классного руководителя. Должен меняться и его статус – он должен стать координатором всего воспитательного процесса.

Изменение статуса классных руководителей потребовало и пересмотра условий вознаграждения их труда, улучшения материального положения. 2004 год в решении этой проблемы стал переломным – в республике были предприняты шаги по государственной поддержке классных руководителей. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "О мерах по государственной поддержке педагогических работников общеобразовательных школ, осуществляющих классное руководство" от 15.12.2003г. N 641 на увеличение доплаты за классное руководство в 2004 году было выделено дополнительно 75 миллионов 777 тысяч рублей.

Эти меры социальной защиты сохранены и в текущем году, что говорит о понимании руководством республики чрезвычайной важности сферы образования, связанной, прежде всего, с воспитанием и формированием нравственных и духовных ценностей подрастающего поколения, от которых зависит будущее развитие нашего общества.

Успех нашей работы во многом зависит от активного взаимодействия с отраслевыми министерствами Республики Татарстан. Нами налажено четкое взаимодействие с Министерством по делам молодежи и спорту, Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения, Министерством труда и занятости, Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Агентством по развитию предпринимательства.

11 февраля 2005 г.