Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра труда и занятости Республики Татарстан Бориса Захарова на итоговой коллегии министерства труда и занятости Республики Татарстан

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемый президиум!

Уважаемые коллеги и приглашенные!


В отчетном году Министерством труда и занятости осуществлялась реализация перспективных и текущих задач в социально – трудовой сфере, определенных Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету, решениями Правительства республики, нормативными документами Федеральной службы по труду и занятости.

Одним из важнейших показателей качества жизни является уровень оплаты труда. В 2004 году во всех отраслях экономики продолжался ее рост.

диаграмма N 1
В целом по республике среднемесячная заработная плата возросла на 22% по сравнению с предыдущим годом и составила 5548 рублей, в том числе на крупных и средних предприятиях 5628 рублей, при прогнозном показателе 5450 рублей. Реальная заработная плата увеличилась на 9,5%.

Вместе с тем заработная плата в сельском и лесном хозяйствах, бюджетной сфере, где занято около 450 тысяч человек, не дотягивает до минимального потребительского бюджета (4568 рублей).

В большинстве районов размер оплаты труда колеблется в пределах от 2,5 до 3,5 тысяч рублей. Наиболее низкие заработки (2100-2400 рублей) в Аксубаевском, Елабужском, Чистопольском, Заинском, Атнинском и Муслюмовском районах.

Повышение оплаты труда во всех сферах и отраслях экономики, в первую очередь там, где она наиболее низкая, и доведение ее в 2005 году по республике до уровня не менее 6570 рублей является одной из приоритетных задач.

Проведенная с 1 января индексация тарифных ставок и окладов "бюджетников" обеспечит рост их заработной платы в среднем до 4200 рублей, однако это не позволит сократить существующий разрыв между уровнями оплаты труда в производственной и бюджетной сфере. Для решения проблемы увеличения доходов работников бюджетных организаций необходимо реформировать оплату труда на основе введения отраслевых систем, развития сети платных услуг, оптимизации бюджетных расходов.

Не теряет актуальности и проблема несвоевременности выплаты заработной платы.

диаграмма N 2
За истекший год совместными усилиями удалось сохранить тенденцию к снижению долгов, которые в целом по республике за этот период уменьшились на 57%. Однако ситуация с выплатой заработной платы остается нестабильной. В январе во многих отраслях и территориях задолженность вновь возросла и на 1 февраля составила 102 миллиона рублей. Свыше 250 предприятий продолжают несвоевременно выплачивать заработную плату.

Поэтому необходимо активно и целенаправленно работать с предприятиями-должниками, чтобы добиться полной ликвидации долгов по заработной плате.

Одним из факторов, влияющих на показатель уровня доходов населения, является легализация трудовой деятельности занятых на неформальном рынке труда и соответственно их заработной платы. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами принесло определенные результаты. Временными рабочими группами при центрах занятости проведено полторы тысячи проверок. По их результатам к нарушителям трудового законодательства органами прокуратуры, гострудинспекцией были приняты меры воздействия. Более чем на треть снизилось число предприятий, где заработная плата работников ниже прожиточного минимума. 52 тысячи предпринимателей оформили трудовые отношения с работниками. Общее количество зарегистрированных трудовых договоров на начало текущего года составило около 60 тысяч. Это влияет на увеличение налоговых поступлений с доходов граждан, а также сужает серый рынок труда. Решение проблемы "серого" рынка труда остается актуальным на перспективу.

Одним из механизмов улучшения качества жизни наших граждан является социальное партнерство. В ноябре состоялось подписание Республиканского соглашения между профсоюзами, работодателями и Правительством республики на 2005-2006 годы. Включенные в него обязательства сторон социального партнерства по вопросам заработной платы, занятости, условиям труда должны найти отражение в соглашениях и договорах, заключаемых на уровне отраслей, территорий и отдельных предприятий. Поэтому при их регистрации в центрах занятости особое внимание следует уделять именно этим вопросам.

В прошлом году у нас прошли экспертизу и регистрацию около 60 соглашений и более 6000 коллективных договоров. При этом территориальные соглашения заключены лишь в 19 из 45 районов и городов, а коллективными договорами охвачено не более 70% работающих на крупных и средних предприятиях. Наша задача – добиться большего охвата работающих договорными отношениями, повышения качества содержания коллективных договоров и соглашений. Необходимо развитие взаимодействия представителей работников, работодателей и органов местного самоуправления, в том числе на основе формирования трехсторонних комиссий или других аналогичных структур.

Уважаемые коллеги!

Особую озабоченность в социально-трудовой сфере вызывает проблема производственного травматизма. По оперативным данным Гострудинспекции в 2004 году смертельные травмы на производствах республики получили 128 человек, в предыдущем году - 153 человека. Число пострадавших на производстве по данным государственной статистики за 9 месяцев 2004 года составило 1194 человека, что на 25 % меньше чем за аналогичный период 2003 года (1599 человек). Наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечен в Мензелинском, Балтасинском и Тюлячинском районах.

Неблагополучная обстановка остается в сельском хозяйстве. За 9 месяцев прошлого года на сельхозработах было травмировано более одной трети всех пострадавших в республике при численности работающих в этой отрасли около 14% занятых в экономике.

Высокий уровень травматизма имеет место и в строительной сфере, где травмировано на производстве за аналогичный период 20% всех пострадавших на производстве.

Необходимо усилить работу по выполнению республиканских и территориальных программ улучшения условий и охраны труда. В истекшем году велась реализация программы, принятой на 2004-2006 годы. Практика показала эффективность и необходимость таких программ. За период с 1999по 2003 годы достигнуто снижение числа пострадавших на производствах республики на 45%, а со смертельным исходом за период с 2001 года - на 28%.

Этому также способствовала активная пропаганда вопросов охраны труда. Издавался информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан", который пользуется большим спросом у администраций городов, районов, центров занятости, министерств, ведомств, организаций. Был проведен 2-ой республиканский смотр-конкурс по охране и условиям труда, дни охраны труда в городах Альметьевске и Заинске, семинар-совещание с фермерами и руководителями малых предприятий на базе передового фермерского хозяйства "Котдусов" Высокогорского района. Такие мероприятия необходимо проводить во всех городах и районах.

Важным направлением в улучшении обстановки по охране труда остается целевое обучение руководителей и специалистов организаций. В 2004 году прошли обучение 19 тыс. человек, что на 10% больше, чем в 2003 году.

диаграмма N 3
40% из них обучено за счет средств Фонда социального страхования России.

Подробно проблемы в области охраны и условий труда будут обсуждаться на республиканском совещании в марте текущего года.

По данным статистики более 17% работающих, занятых в промышленности, строительстве, на предприятиях транспорта и связи, продолжают трудиться на рабочих местах, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Наибольшее количество таких работников заняты на предприятиях городов Набережные Челны (39% от общей численности работающих), Заинск (30%), Елабуга (27%), Бавлинского района (18%). Неблагоприятные условия труда оказывают негативное влияние как на здоровье самих работников, так и на последующее поколение. Аттестация рабочих мест по условиям труда является ключевым элементом в управлении охраной труда. Неслучайно в ежегодном послании Президента республики проведение аттестации рабочих мест определено одним из главных направлений деятельности работодателя по улучшению условий труда. За 2004 год аттестовано более 170 тысяч рабочих мест, на которых трудятся около 400 тысяч человек, здесь лидерами являются города Альметьевск, Набережные Челны, Бавлы, Зеленодольск. Неоправданно низкий охват аттестацией предприятий города Казани (из 8000 предприятий аттестацией охвачено только 300 предприятий), практически не проводится такая работа в сельских районах, слабо в бюджетных организациях.

Следующим этапом является сертификация работ по охране труда в республике. В условиях рыночной экономики сертификация, проводимая с учетом требований международных стандартов, способствует не только улучшению условий труда, но и повышает конкурентоспособность наших организаций на международном рынке.

Уважаемые коллеги!

В течение ряда лет сохраняется тенденция роста занятости.

По данным статистики численность занятых в республике составила к концу 2004 года около одного миллиона 725 тысяч человек.

В то же время, продолжается процесс сокращения численности работающих на крупных и средних предприятиях. Наибольшее снижение произошло на предприятиях материально-технического снабжения, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.

диаграмма N 4
Несмотря на то, что только 4% работников увольняются в связи с сокращением штатов, а основная масса или 77% увольняются по собственному желанию, зачастую их к этому вынуждают действия администрации. И хотя в настоящее время в целом по республике прием новых кадров практически возмещает потери от увольнения, в отдельных городах и районах это создает серьезные проблемы с дальнейшим трудоустройством.

Общая численность безработных по республике, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, практически не изменилась и составила 125 тысяч человек или 6,8% от численности экономически активного населения.

Численность же зарегистрированных безработных увеличилась и достигла на начало года почти 28 тысяч, а к февралю текущего года уже более 32 тысяч человек. Уровень регистрируемой безработицы за январь возрос с 1,5% до 1,73% от численности экономически активного населения. На карте наглядно видно, как увеличивается количество территорий с высоким уровнем безработицы.

карта N 5
Уважаемый Рустам Нургалиевич, пользуясь Вашим присутствием, хотелось бы отметить, что рост регистрируемой безработицы обусловлен увеличением обращаемости граждан в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства. В центры занятости обращаются и те, кто годами не работал и сидел дома, и те, кто был занят на "сером" рынке труда.

За год в нашу службу обратилось 745 тысяч человек. Однако если обращаемость в целом возросла на 11% , то обращаемость длительное время не работавших - в полтора раза.

К сожалению, рост числа состоящих на учете происходит при сокращении спроса на рабочую силу, особенно в небольших городах и районах республики.

На 1 февраля 2005 года число свободных рабочих мест составило около 12 тысяч. В ряде городов и районов вакансий практически нет.

Так, если в среднем по республике на одну вакансию претендует трое ищущих работу, то в Мамадыше – для почти 600 безработных нет ни одной вакансии, в Бавлах на 650 безработных приходится только четыре свободных рабочих места. Сложное положение в Сармановском, Кукморском, Спасском и других районах.

Мы можем трудоустраивать население только на существующие рабочие места, количество которых ограничено. Без сохранения существующих и создания новых рабочих мест задачи обеспечения занятости населения не решить. С приходом крупных инвесторов происходят позитивные изменения: растет производительность труда, осваиваются передовые технологии, однако законы экономики неумолимы – все это ведет к высвобождению значительной части занятых в сельскохозяйственном производстве. Простых решений здесь нет.

Обеспечению занятости на селе способствовала поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан. За счет средств республиканского бюджета при содействии наших органов в прошлом году организовали предпринимательскую деятельность 516 человек, которые дополнительно создали 74 рабочих места.

диаграмма N 6
Приоритеты были отданы безработным, проживающим на селе (400 человек). Положительный опыт республики был рассмотрен на семинаре-совещании руководителей территориальных органов Приволжского федерального округа, прошедшего в июне в городе Казани. К сожалению, отсутствие финансирования из республиканского бюджета не позволит в текущем году реализовать данную программу. Хотелось бы к этой практике возвратиться в 2006 году.

В целом за год трудоустроено 194 тысячи человек, из них в рамках активных программ около 15 тысяч.

диаграмма N 7
Продолжалась реализация республиканского Закона о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Трудоустроено на квотируемые рабочие места около 3 тысяч человек, что составляет 80 % от установленных квот.

Активно поработали с предприятиями Набережно-Челнинский, Альметьевский, Зеленодольский, Арский, Чистопольский, Алькеевский, Спасский, и районные центры города Казани.

В то же время практически нигде не применялись предусмотренные законодательством санкции к работодателям, не выполняющим квоты. А это - основной рычаг воздействия.

Одним из социально значимых направлений нашей работы является организация временной занятости несовершеннолетних. В прошлом году трудоустроено почти 163 тысячи подростков. Из них около 40 % – это дети, нуждающиеся в социальной защите.

диаграмма N 8
В отчетном году проведены 205 ярмарок, из них 178 - ярмарки вакансий рабочих мест и 27 - учебных мест, которые посетили более 110 тысяч человек.

В 2005 году произошли значительные изменения в финансировании мероприятий содействия занятости. Реализация программ общественных и временных работ может осуществляться при обязательном условии обеспечения работодателями заработной платы. За счет средств федерального бюджета может осуществляться только выплата материальной поддержки.

В связи с этим необходимо усилить работу по взаимодействию с работодателями по финансированию указанных направлений. Центры должны перестроить свою работу.

В прошлом году нами была продолжена реализация постановления Кабинета Министров "О мерах по повышению эффективности развития реального сектора экономики и занятости населения в 2003-2004 годах" и других нормативных документов, принятых в его исполнение.

В частности:

заключены территориальные Соглашения о сотрудничестве в условиях массового высвобождения в Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме и Тукаевском районе;

отслеживалось выполнение бюджетообразующими предприятиями обязательств рамочных соглашений о сотрудничестве.

Одним из основных направлений действий в области занятости является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда путем профессионального обучения безработных граждан.

Обеспечена возможность профессиональной подготовки для почти девяти тысяч безработных, что на 14% больше, чем в 2003 году.

диаграмма N 9
Значительные объемы профобучения стали возможны благодаря поддержке республики. В текущем году в связи с отсутствием республиканского финансирования достигнуть аналогичных результатов будет очень сложно.

Уважаемые коллеги!

В последние годы особенно остро встают вопросы несоответствия рынка труда и рынка образовательных услуг.

По Вашему поручению, Рустам Нургалиевич, учеными разработана Методика прогнозирования потребности в подготовке кадров по всем уровням образования, а также представлен прогноз кадровых потребностей экономики республики на перспективу.

Рабочие профессии составляют более 70% общей потребности в подготовке кадров. Значительный дефицит кадров в отраслях машиностроения, металлообработки, строительства и агропромышленного комплекса.

В текущем году предстоит большая совместная работа с министерствами по созданию системы кадрового прогнозирования и оптимизации деятельности образовательных учреждений республики.

В органах службы занятости услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получили более 168 тысяч человек, из них 100 тысяч – молодежь.

диаграмма N 10
На первый план выдвигаются задачи успешного выполнения мероприятий Республиканской программы развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи и разработки эффективных мер по дальнейшему совершенствованию системы профориентации.

По нашей просьбе Рострудом выделен Мобильный центр занятости населения, который будет использоваться для оказания всего спектра услуг гражданам и работодателям республики. Презентация центра состоялась сегодня перед началом работы коллегии.

На реализацию мероприятий по содействию занятости населения в 2004 году было выделено 536 миллионов рублей, в том числе из республиканского бюджета 87 миллионов.

диаграмма N 11
В истекшем году особое внимание отводилось вопросам обеспечения жильем и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В рамках реализации программы "Государственные жилищные сертификаты " 44 семьи получили безвозмездные субсидии для приобретения жилья на общую сумму более 23 миллионов рублей, 450 семей изъявили желание участвовать в Программе в 2005 году.

диаграмма N 12
В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" на территории республики в настоящее время проходят альтернативную гражданскую службу 16 человек, проведена организационная работа с работодателями по порядку прохождения гражданами службы, их размещению, регистрации по месту пребывания и медицинскому обеспечению. В текущем году эта работа будет продолжена.

Уважаемые коллеги!

В 2004 году приняты закон и 12 постановлений Правительства Республики Татарстан, разработанные Минтрудом.

В текущем году министерством будет продолжена работа по внесению изменений в республиканское законодательство, регулирующее отношения в социально-трудовой сфере. Это обусловлено кардинальными изменениями федерального законодательства в части разграничения полномочий.

Действующее федеральное законодательство о занятости населения значительно снижает возможности субъектов России влиять на решение проблем занятости.

Обеспечению занятости безработных способствуют, прежде всего, мероприятия активной политики занятости, в то время как средства федерального бюджета выделяются преимущественно на социальную поддержку безработных.

В 2005 году из средств республиканского бюджета предусматривается финансирование трудоустройства только несовершеннолетних граждан.

В связи с этим, еще раз хочу отметить: необходимо усилить работу по привлечению на реализацию мероприятий содействия занятости средств местного бюджета и работодателей. В прошлом году объем привлеченных средств составил всего 14 миллионов рублей.

Большое значение в работе нашего министерства имеет взаимодействие со средствами массовой информации. Все что делается необходимо освещать, как в газетах, так и на телевидении.

Уважаемые коллеги!

Таковы итоги нашей работы за 2004 год. Сделано немало, но имеются недоработки и упущения, которые необходимо устранить.

В текущем году в тесном взаимодействии с другими министерствами и ведомствами предстоит обеспечить:

- выполнение индикаторов оценки уровня жизни населения;

- дальнейший рост оплаты труда до уровня не менее 6570 рублей на основе государственного и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;

- обеспечение своевременности выплаты заработной платы;

- реализацию мероприятий по легализации "серого" рынка труда;

- реализацию Закона "Об охране труда в Республике Татарстан" и республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2004 - 2006 годы;

- достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;

- совершенствование форм взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами в целях недопущения социальной напряженности на рынке труда.

Более подробная информация о деятельности нашего министерства в 2004 году и задачах на 2005 год представлены в розданных материалах.

В заключение своего выступления позвольте заверить, что государственные органы труда и занятости республики приложат все усилия для их выполнения.

Спасибо за внимание!

Материал предоставлен пресс-службой Министерства труда и занятости РТ, 16 февраля 2005 г.