Публикации > Просмотр публикации
"Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 2004 году и задачах на 2005 год"
В 2004 году деятельность органов и учреждений здравоохранения республики была направлена на реализацию стратегической задачи поставленной Президентом Республики Татарстан и Правительством - обеспечение населения доступной, технологичной и эффективной медицинской помощью.
Консолидированный бюджет здравоохранения в сумме 10 млрд. 48 млн. рублей позволил обеспечить бесплатность основных видов медицинской помощи и выполнить установленный государственный заказ.
Получили стационарную помощь 894 тысячи больных, в поликлиниках 46 млн. посещений, выполнено 1 млн. 255 тысяч выездов для оказания скорой помощи. Проведено 238 тысяч оперативных вмешательств, 2 млн. 216 тысяч ультрозвуковых исследований и около 80 млн. лабораторно-диагностических исследовании.
Наши достижения – это результат межсекторальной координации и сотрудничества министерств и ведомств в области охраны и укрепления здоровья населения, совместной работы с учеными медицинского университета и медицинской академии, Академии наук Республики Татарстан.
Особо хочется отметить содействие в решении задач развития здравоохранения республики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Более 50 млн. рублей было получено по Федеральной адресной инвестиционной программе на строительство 8 учреждений здравоохранения. Наша общая задача - расширить в дальнейшем участие в ФАИП, используя все связи, в первую очередь возможности депутатского корпуса Государственной Думы от республики. Поддержка Минздравсоцразвития обеспечила получение республикой гранта на 8,9 млн. долларов от Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией "Глобальное объединение усилий против СПИДа".
Подготовленный отчет Минздрава по основным направлениям работы у вас на руках.
Я считаю необходимым остановиться на отдельных проблемах, определяющих дальнейшее развитие здравоохранения.
Впервые с 1999 года в республике сократилась смертность населения. По сравнению с 2003 годом умерло на 918 человек меньше, родилось на 404 ребенка больше.
Произошло снижение смертности по двум лидирующим причинам: от болезней системы кровообращения, травм, отравлений и несчастных случаев.
Общая заболеваемость населения снизилась на 2%, а временная нетрудоспособность в случаях на 13 процентов.
Стабилизировалась эпидемическая ситуация по туберкулезу, а заболеваемость снизилась на 7,0%, среди детей – на 20,0 процентов.
На 7,4% уменьшилась заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, на 30% заболеваемость ВИЧ-инфекцией и на 23% инфекционная заболеваемость.
Полученные результаты в значительной мере являются итогом реализации целевых программ.
Около 40,0 миллионов рублей израсходовано на закупку наборов для диагностики ВИЧ и вирусных гепатитов. Из федерального бюджета на реализацию программы борьбы с туберкулезом получено 15,8 миллионов рублей, основная часть которых направлено на приобретение медикаментов.
Программа "Вакцинопрофилактика" профинансирована на 108,6 млн. рублей, в том числе 45,6 миллиона рублей из средств федерального бюджета.
Четвертый год в республике реализуется межведомственная комплексная программа профилактики наркотизации населения расходы по которой составили около 66 миллионов рублей, в том числе в истекшем году – 24 миллиона 400 тысяч рублей.
Организовано 11 реабилитационных отделений наркологической службы на 80 коек в Казани, Набережных Челнах, Бугульме, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске. В целом по России их насчитывается всего 25.
Устойчивую тенденцию к снижению имеет учтенная заболеваемость алкоголизмом, которая в 2004 году уменьшилась на 18,0%.
Однако темпы снижения по отдельным заболеваниям минимальны.
Нам не удалось в полной мере реализовать программы предупреждения заболеваний, имеющих социальный характер, в первую очередь предупреждения онкологической заболеваемости и артериальной гипертонии.
Наиболее важной является проблема онкологической заболеваемости. Этот вопрос совсем недавно мы обсудили на заседании коллегии Минздрава.
В 2004 году рост онкопатологии продолжился. Треть пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях болезни. В 2004 году запущенность злокачественных новообразований возросла на 2,5%.
Следовательно, есть основание говорить о недостаточной профилактической работе среди населения, онкологической настороженности.
К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется стереотип пренебрежительного отношения к здоровью. Большинство наших граждан обращается за медицинской помощью поздно, когда уже необходимы серьезные вмешательства врачей.
Сегодня сделан реальный шаг к появлению мотивации заинтересованности в сохранении собственного здоровья. С 2005 года работодатели, а, следовательно, и сами работники, участвуют в компенсации расходов за первые два дня по временной нетрудоспособности.
Это должно стать весомым аргументом в пропаганде здорового образа жизни.
Здоровье населения во многом зависит от эффективности системы здравоохранения, в первую очередь внебольничной помощи.
В связи с монетизацией льгот возросла нагрузка на поликлиническую службу. Однако, традиционная поликлиника по существу не готова к выполнению дополнительной работы. Недоукомплектованность врачами, отсутствие компьютеров на рабочих местах, сохранение прежних организационных технологии, в первую очередь крайне неэффективное использование рабочего времени врача, привели к очередям. От черезмерной нагрузки при тех же уровнях заработной платы начались увольнения медицинского персонала. В этих условиях крайне важен быстрый переход на систему общей врачебной практики. Это - контрактная система оплаты труда, система единого лечащего врача, замена участковой медицинской сестры на фельдшера, максимальная ориентация на прием больных в поликлинике и компьютеризация рабочего места.
В рамках Республиканской программы "Общая врачебная практика" в центры общей врачебной практики нами трансформированы 42 поликлиники. Обучено около 656 врачей и 400 средних медицинских работников. Первые результаты работы врачей общей практики доказывают правильность наших решений. Почти в 2,0 раза возрос охват подлежащего населения диспансерным наблюдением, в 2,2 раза – профосмотрами на выявление глаукомы, более чем в 2,0 раза увеличилась выявляемость больных артериальной гипертонией, в 2,5 раза – сахарного диабета.
Врачи общей практики взяли на себя часть неотложной помощи. В результате число вызовов скорой помощи сократилось на 9,7%, количество амбулаторно обслуженных пациентов на 10,9%.
Дополнительное лекарственное страхование при амбулаторном лечении льготных категорий населения в сочетании с общей врачебной практикой должны существенно сократить объемы стационарной помощи и позволит провести ее дальнейшую реструктуризацию.
Уважаемый Рустам Нургалиевич, мы просим Вашей поддержки в компьютеризации поликлиник и их приоритетном оснащении медицинским оборудованием. Информационные технологии в сочетании с новыми организационными технологиями позволят существенно повысить уровень амбулаторно-поликлинической помощи.
Отрасль здравоохранения становится важной составляющей экономики республики и работает на условиях оплаты за услугу. Это способствовало оптимизации всей структуры здравоохранения, создания экономических механизмов управления и позволило повысить функциональную эффективность отрасли.
За прошедшие 6 лет при росте количества получивших больничное лечение, в республике сокращено около 10 000 тысяч круглосуточных стационарных коек. Это четверть коечного фонда республики. Число самостоятельных больничных учреждений сократилось на 26%. Оказание медицинской помощи по многим направлениям выведено на межтерриториальный уровень, в этих целях организовано 123 межрайонных центра и отделений. В 2004 году на 34% увеличилось число коек в дневных стационарах.
В результате на 0,75 дня сократилась средняя длительность лечения в дневных стационарах, на 0,9 дня - на круглосуточной койке, на 7% возрос оборот койки.
Проводимая реструктуризация позволила направить финансовые средства на повышение зарплаты, на покрытие возрастающих расходов на коммунальное содержание и более чем на 100 млн. рублей сокращена кредиторская задолженность медицинских учреждений.
Однако в целом при росте затрат на здравоохранение и проводимой реструктуризации, вот уже в течение ряда лет тарифы на питание и медикаменты при стационарном лечении остаются неизменными. А эти расходы все больше накладываются на плечи больных и их родственников. Нам необходимо за счет более эффективного использования ресурсов повысить долю средств направляемых на лечение конкретного больного. А резервы имеются.
Есть ряд городов и районов, руководители которых даже не приступали к структурным изменениям, руководствуются не государственными, а больше личными интересами. Например, в Нижнекамском районе за 5 лет даже нарастили коечный фонд круглосуточного стационара и имеют 97 коек на 10 000 населения при среднем по районам 72 койки. Мы не видим активной работы в Лениногорском (89 койки), Спасском (86,5 койки), Мензелинском (82,8 койки), Бавлинском (81,5 койки) и Азнакаевском (80,6 койки) районах. Отдельно хочу остановиться по г.Казани. Вопрос реструктуризации маломощных больниц и объединения дублирующих учреждений республиканского и городского уровня ставился нами на итоговой коллегии в 2003 г., но мы не смогли их решить.
Вы знаете, что с 2006 года учреждения здравоохранения в основном перейдут в муниципальную собственность. Их надо будет финансировать из собственных средств, которых будет крайне недостаточно. Аппарату Минздрава и его территориальным органам совместно с администрациями городов и районов надо 2005 год максимально использовать для создания оптимальных городских и сельских структур здравоохранения, внедрения в их деятельность основных элементов современного хозяйственного механизма.
Интенсификация работы требует внедрения новых медицинских технологии. Медицина должна находится в постоянном инновационном развитии. За последние годы в республике заметно продвинулись и заняли одну из ведущих ролей на уровне страны направления: онкология, эндовидиохирургия, онкогематология, детская хирургия, трансплантология и некоторые другие.
Почти на половину за последние три года возросло число кардиохирургических операций, внедрены новейшие оперативные методики в детской челюстно-лицевой, нейро- и общей хирургии.
Одной из уникальных правительственных программ поддержки рождаемости в республике стала организация на базе Республиканской клинической больницы экстракорпорального оплодотворения. Сегодня достигнута эффективность в 50 процентах случаев. В среднем по России этот результат в 2 раза ниже.
Выполнено 35 операций трансплантации почек и яичка, в том числе в прошедшем году 16 пересадок почки.
Ежегодно около двумстам больным проводятся операции эндопротезирования крупных суставов.
А это означает, что услуги здравоохранения становятся конкурентоспособными на уровне страны, наравне с конкурентоспособной продукцией наших ведущих товаропроизводителей Созданные нами центры могут и должны успешно работать по привлечению для лечения больных из других регионов, тем самым обеспечивая себя ресурсами для дальнейшего развития. Для внедрения современных медицинских технологии надо выходить на долговременные программы сотрудничества с ведущими европейскими и федеральными клиниками.
Лекарственное обеспечение является важнейшей составляющей оказания медицинской помощи населению.
В республике функционируют 1070 аптечных учреждений. В 2004 году в целом на "Медикаменты" было направлено более 1,5 миллиарда рублей, в том числе 485 миллионов – на льготное лекарственное обеспечение.
Нам удалось решить вопросы обеспечения инсулинами и противотуберкулезными препаратами, снять остроту проблемы по лекарствам для больных гемофилией, муковисцедозом и гипофизарным нанизмом.
Федеральная программа дополнительного лекарственного страхования предусматривает ежемесячное поступление в республику лекарственных препаратов на сумму 108 миллионов рублей. За январь уже выписано около 95 тысяч рецептов и отпущены медикаменты на сумму 25 миллионов 665 тысяч рублей. Из средств республиканского бюджета больным реализованы медикаменты почти на 11 миллионов рублей.
Важнейшей задачей органов и учреждений здравоохранения является налаживание механизма льготного лекарственного обеспечения. Мы приняли решение о переходе в ряде поликлиник на электронную версию рецептурного бланка. Уже разработана программа, подготовлены шаблоны заполнения рецептов по непатентованным наименованиям лекарств. Дано указание об установлении времени первичного приема больных 20 минут, а повторного 18 минут. Подготовлена программа переподготовки медицинских сестер по специальности фельдшер, что позволит расширить список лиц, имеющих право выписки льготных рецептов в поликлиниках.
Таким образом, новые механизмы льготного лекарственного обеспечения и более чем в четыре раза увеличение их финансирования, а так же внедрение общей врачебной практики должны существенно повысить результативность амбулаторно-поликлинической помощи.
Важнейшим разделом деятельности органов и учреждений здравоохранения является развитие внебюджетных направлений. Финансовые средства от платных медицинских услуг стали существенным дополнением к бюджету медицинских учреждений и способствовали их финансовой устойчивости. С 1997 года объем финансовых средств, полученных медицинскими учреждениями от внебюджетной деятельности, возрос в их консолидированном бюджете с 2 до 9,0 процентов. В 2004 году медицинскими учреждениями республики платных медицинских услуг оказано на сумму более 911 млн. рублей или на 26% больше чем в 2003 году. Около 436 миллионов рублей, или 47,9% заработанных средств по внебюджету, направлено на оплату труда, что позволило повысить зарплату медицинского персонала в среднем на 10 процентов.
В республике высокими темпами идет рост структур частного здравоохранения. На конец 2004 года лицензии на занятие частной медицинской практикой имеют 1 268 субъектов частного здравоохранения, что на 11,2% больше чем в 2003 году. Это не только расширение доступности медицинских услуг, но и уменьшение нагрузки на бюджет.
Дальнейшему расширению рынка медицинских услуг и повышению их качества должно способствовать развитие добровольного медицинского страхования, совершенствование нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования и участие в реализации программ по представлению гражданам бесплатной медицинской помощи страховых медицинских компаний.
Предстоит основательно совершенствовать систему оплаты труда в медицинских учреждениях. Врач, востребованный больными и пользующийся заслуженным авторитетом, выполняющий основную нагрузку должен иметь вознаграждение соответствующее вложенному труду. Уравниловка, основанная на единой тарифной сетке, способствовала распространению теневых выплат и "приватизации рабочих мест". Эта одна из болевых точек сегодняшнего здравоохранения.
Таким образом, проблем в здравоохранении достаточно много и нам необходимо объединить усилия ученых-медиков, медицинских работников, организаторов здравоохранения, общественных организации в их решении, чтобы обеспечить население ресурсоэффективной и качественной медицинской помощью.
Надеемся, что и в дальнейшем мы будем иметь прежнее понимание и поддержку со стороны Президента, Правительства и Государственного Совета республики в решении проблем охраны здоровья населения.
Дорогие коллеги! Спасибо вам за ваш самоотверженный труд. Прошу Вас передать слова глубокой благодарности трудовым коллективам медицинских учреждений.
Доклад министра здравоохранения РТ К.Ш.Зыятдинова на итоговой Коллегии министерства здравоохранения Республики Татарстан, 16 февраля 2005 г.
В 2004 году деятельность органов и учреждений здравоохранения республики была направлена на реализацию стратегической задачи поставленной Президентом Республики Татарстан и Правительством - обеспечение населения доступной, технологичной и эффективной медицинской помощью.
Консолидированный бюджет здравоохранения в сумме 10 млрд. 48 млн. рублей позволил обеспечить бесплатность основных видов медицинской помощи и выполнить установленный государственный заказ.
Получили стационарную помощь 894 тысячи больных, в поликлиниках 46 млн. посещений, выполнено 1 млн. 255 тысяч выездов для оказания скорой помощи. Проведено 238 тысяч оперативных вмешательств, 2 млн. 216 тысяч ультрозвуковых исследований и около 80 млн. лабораторно-диагностических исследовании.
Наши достижения – это результат межсекторальной координации и сотрудничества министерств и ведомств в области охраны и укрепления здоровья населения, совместной работы с учеными медицинского университета и медицинской академии, Академии наук Республики Татарстан.
Особо хочется отметить содействие в решении задач развития здравоохранения республики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Более 50 млн. рублей было получено по Федеральной адресной инвестиционной программе на строительство 8 учреждений здравоохранения. Наша общая задача - расширить в дальнейшем участие в ФАИП, используя все связи, в первую очередь возможности депутатского корпуса Государственной Думы от республики. Поддержка Минздравсоцразвития обеспечила получение республикой гранта на 8,9 млн. долларов от Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией "Глобальное объединение усилий против СПИДа".
Подготовленный отчет Минздрава по основным направлениям работы у вас на руках.
Я считаю необходимым остановиться на отдельных проблемах, определяющих дальнейшее развитие здравоохранения.
Впервые с 1999 года в республике сократилась смертность населения. По сравнению с 2003 годом умерло на 918 человек меньше, родилось на 404 ребенка больше.
Произошло снижение смертности по двум лидирующим причинам: от болезней системы кровообращения, травм, отравлений и несчастных случаев.
Общая заболеваемость населения снизилась на 2%, а временная нетрудоспособность в случаях на 13 процентов.
Стабилизировалась эпидемическая ситуация по туберкулезу, а заболеваемость снизилась на 7,0%, среди детей – на 20,0 процентов.
На 7,4% уменьшилась заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, на 30% заболеваемость ВИЧ-инфекцией и на 23% инфекционная заболеваемость.
Полученные результаты в значительной мере являются итогом реализации целевых программ.
Около 40,0 миллионов рублей израсходовано на закупку наборов для диагностики ВИЧ и вирусных гепатитов. Из федерального бюджета на реализацию программы борьбы с туберкулезом получено 15,8 миллионов рублей, основная часть которых направлено на приобретение медикаментов.
Программа "Вакцинопрофилактика" профинансирована на 108,6 млн. рублей, в том числе 45,6 миллиона рублей из средств федерального бюджета.
Четвертый год в республике реализуется межведомственная комплексная программа профилактики наркотизации населения расходы по которой составили около 66 миллионов рублей, в том числе в истекшем году – 24 миллиона 400 тысяч рублей.
Организовано 11 реабилитационных отделений наркологической службы на 80 коек в Казани, Набережных Челнах, Бугульме, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске. В целом по России их насчитывается всего 25.
Устойчивую тенденцию к снижению имеет учтенная заболеваемость алкоголизмом, которая в 2004 году уменьшилась на 18,0%.
Однако темпы снижения по отдельным заболеваниям минимальны.
Нам не удалось в полной мере реализовать программы предупреждения заболеваний, имеющих социальный характер, в первую очередь предупреждения онкологической заболеваемости и артериальной гипертонии.
Наиболее важной является проблема онкологической заболеваемости. Этот вопрос совсем недавно мы обсудили на заседании коллегии Минздрава.
В 2004 году рост онкопатологии продолжился. Треть пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях болезни. В 2004 году запущенность злокачественных новообразований возросла на 2,5%.
Следовательно, есть основание говорить о недостаточной профилактической работе среди населения, онкологической настороженности.
К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется стереотип пренебрежительного отношения к здоровью. Большинство наших граждан обращается за медицинской помощью поздно, когда уже необходимы серьезные вмешательства врачей.
Сегодня сделан реальный шаг к появлению мотивации заинтересованности в сохранении собственного здоровья. С 2005 года работодатели, а, следовательно, и сами работники, участвуют в компенсации расходов за первые два дня по временной нетрудоспособности.
Это должно стать весомым аргументом в пропаганде здорового образа жизни.
Здоровье населения во многом зависит от эффективности системы здравоохранения, в первую очередь внебольничной помощи.
В связи с монетизацией льгот возросла нагрузка на поликлиническую службу. Однако, традиционная поликлиника по существу не готова к выполнению дополнительной работы. Недоукомплектованность врачами, отсутствие компьютеров на рабочих местах, сохранение прежних организационных технологии, в первую очередь крайне неэффективное использование рабочего времени врача, привели к очередям. От черезмерной нагрузки при тех же уровнях заработной платы начались увольнения медицинского персонала. В этих условиях крайне важен быстрый переход на систему общей врачебной практики. Это - контрактная система оплаты труда, система единого лечащего врача, замена участковой медицинской сестры на фельдшера, максимальная ориентация на прием больных в поликлинике и компьютеризация рабочего места.
В рамках Республиканской программы "Общая врачебная практика" в центры общей врачебной практики нами трансформированы 42 поликлиники. Обучено около 656 врачей и 400 средних медицинских работников. Первые результаты работы врачей общей практики доказывают правильность наших решений. Почти в 2,0 раза возрос охват подлежащего населения диспансерным наблюдением, в 2,2 раза – профосмотрами на выявление глаукомы, более чем в 2,0 раза увеличилась выявляемость больных артериальной гипертонией, в 2,5 раза – сахарного диабета.
Врачи общей практики взяли на себя часть неотложной помощи. В результате число вызовов скорой помощи сократилось на 9,7%, количество амбулаторно обслуженных пациентов на 10,9%.
Дополнительное лекарственное страхование при амбулаторном лечении льготных категорий населения в сочетании с общей врачебной практикой должны существенно сократить объемы стационарной помощи и позволит провести ее дальнейшую реструктуризацию.
Уважаемый Рустам Нургалиевич, мы просим Вашей поддержки в компьютеризации поликлиник и их приоритетном оснащении медицинским оборудованием. Информационные технологии в сочетании с новыми организационными технологиями позволят существенно повысить уровень амбулаторно-поликлинической помощи.
Отрасль здравоохранения становится важной составляющей экономики республики и работает на условиях оплаты за услугу. Это способствовало оптимизации всей структуры здравоохранения, создания экономических механизмов управления и позволило повысить функциональную эффективность отрасли.
За прошедшие 6 лет при росте количества получивших больничное лечение, в республике сокращено около 10 000 тысяч круглосуточных стационарных коек. Это четверть коечного фонда республики. Число самостоятельных больничных учреждений сократилось на 26%. Оказание медицинской помощи по многим направлениям выведено на межтерриториальный уровень, в этих целях организовано 123 межрайонных центра и отделений. В 2004 году на 34% увеличилось число коек в дневных стационарах.
В результате на 0,75 дня сократилась средняя длительность лечения в дневных стационарах, на 0,9 дня - на круглосуточной койке, на 7% возрос оборот койки.
Проводимая реструктуризация позволила направить финансовые средства на повышение зарплаты, на покрытие возрастающих расходов на коммунальное содержание и более чем на 100 млн. рублей сокращена кредиторская задолженность медицинских учреждений.
Однако в целом при росте затрат на здравоохранение и проводимой реструктуризации, вот уже в течение ряда лет тарифы на питание и медикаменты при стационарном лечении остаются неизменными. А эти расходы все больше накладываются на плечи больных и их родственников. Нам необходимо за счет более эффективного использования ресурсов повысить долю средств направляемых на лечение конкретного больного. А резервы имеются.
Есть ряд городов и районов, руководители которых даже не приступали к структурным изменениям, руководствуются не государственными, а больше личными интересами. Например, в Нижнекамском районе за 5 лет даже нарастили коечный фонд круглосуточного стационара и имеют 97 коек на 10 000 населения при среднем по районам 72 койки. Мы не видим активной работы в Лениногорском (89 койки), Спасском (86,5 койки), Мензелинском (82,8 койки), Бавлинском (81,5 койки) и Азнакаевском (80,6 койки) районах. Отдельно хочу остановиться по г.Казани. Вопрос реструктуризации маломощных больниц и объединения дублирующих учреждений республиканского и городского уровня ставился нами на итоговой коллегии в 2003 г., но мы не смогли их решить.
Вы знаете, что с 2006 года учреждения здравоохранения в основном перейдут в муниципальную собственность. Их надо будет финансировать из собственных средств, которых будет крайне недостаточно. Аппарату Минздрава и его территориальным органам совместно с администрациями городов и районов надо 2005 год максимально использовать для создания оптимальных городских и сельских структур здравоохранения, внедрения в их деятельность основных элементов современного хозяйственного механизма.
Интенсификация работы требует внедрения новых медицинских технологии. Медицина должна находится в постоянном инновационном развитии. За последние годы в республике заметно продвинулись и заняли одну из ведущих ролей на уровне страны направления: онкология, эндовидиохирургия, онкогематология, детская хирургия, трансплантология и некоторые другие.
Почти на половину за последние три года возросло число кардиохирургических операций, внедрены новейшие оперативные методики в детской челюстно-лицевой, нейро- и общей хирургии.
Одной из уникальных правительственных программ поддержки рождаемости в республике стала организация на базе Республиканской клинической больницы экстракорпорального оплодотворения. Сегодня достигнута эффективность в 50 процентах случаев. В среднем по России этот результат в 2 раза ниже.
Выполнено 35 операций трансплантации почек и яичка, в том числе в прошедшем году 16 пересадок почки.
Ежегодно около двумстам больным проводятся операции эндопротезирования крупных суставов.
А это означает, что услуги здравоохранения становятся конкурентоспособными на уровне страны, наравне с конкурентоспособной продукцией наших ведущих товаропроизводителей Созданные нами центры могут и должны успешно работать по привлечению для лечения больных из других регионов, тем самым обеспечивая себя ресурсами для дальнейшего развития. Для внедрения современных медицинских технологии надо выходить на долговременные программы сотрудничества с ведущими европейскими и федеральными клиниками.
Лекарственное обеспечение является важнейшей составляющей оказания медицинской помощи населению.
В республике функционируют 1070 аптечных учреждений. В 2004 году в целом на "Медикаменты" было направлено более 1,5 миллиарда рублей, в том числе 485 миллионов – на льготное лекарственное обеспечение.
Нам удалось решить вопросы обеспечения инсулинами и противотуберкулезными препаратами, снять остроту проблемы по лекарствам для больных гемофилией, муковисцедозом и гипофизарным нанизмом.
Федеральная программа дополнительного лекарственного страхования предусматривает ежемесячное поступление в республику лекарственных препаратов на сумму 108 миллионов рублей. За январь уже выписано около 95 тысяч рецептов и отпущены медикаменты на сумму 25 миллионов 665 тысяч рублей. Из средств республиканского бюджета больным реализованы медикаменты почти на 11 миллионов рублей.
Важнейшей задачей органов и учреждений здравоохранения является налаживание механизма льготного лекарственного обеспечения. Мы приняли решение о переходе в ряде поликлиник на электронную версию рецептурного бланка. Уже разработана программа, подготовлены шаблоны заполнения рецептов по непатентованным наименованиям лекарств. Дано указание об установлении времени первичного приема больных 20 минут, а повторного 18 минут. Подготовлена программа переподготовки медицинских сестер по специальности фельдшер, что позволит расширить список лиц, имеющих право выписки льготных рецептов в поликлиниках.
Таким образом, новые механизмы льготного лекарственного обеспечения и более чем в четыре раза увеличение их финансирования, а так же внедрение общей врачебной практики должны существенно повысить результативность амбулаторно-поликлинической помощи.
Важнейшим разделом деятельности органов и учреждений здравоохранения является развитие внебюджетных направлений. Финансовые средства от платных медицинских услуг стали существенным дополнением к бюджету медицинских учреждений и способствовали их финансовой устойчивости. С 1997 года объем финансовых средств, полученных медицинскими учреждениями от внебюджетной деятельности, возрос в их консолидированном бюджете с 2 до 9,0 процентов. В 2004 году медицинскими учреждениями республики платных медицинских услуг оказано на сумму более 911 млн. рублей или на 26% больше чем в 2003 году. Около 436 миллионов рублей, или 47,9% заработанных средств по внебюджету, направлено на оплату труда, что позволило повысить зарплату медицинского персонала в среднем на 10 процентов.
В республике высокими темпами идет рост структур частного здравоохранения. На конец 2004 года лицензии на занятие частной медицинской практикой имеют 1 268 субъектов частного здравоохранения, что на 11,2% больше чем в 2003 году. Это не только расширение доступности медицинских услуг, но и уменьшение нагрузки на бюджет.
Дальнейшему расширению рынка медицинских услуг и повышению их качества должно способствовать развитие добровольного медицинского страхования, совершенствование нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования и участие в реализации программ по представлению гражданам бесплатной медицинской помощи страховых медицинских компаний.
Предстоит основательно совершенствовать систему оплаты труда в медицинских учреждениях. Врач, востребованный больными и пользующийся заслуженным авторитетом, выполняющий основную нагрузку должен иметь вознаграждение соответствующее вложенному труду. Уравниловка, основанная на единой тарифной сетке, способствовала распространению теневых выплат и "приватизации рабочих мест". Эта одна из болевых точек сегодняшнего здравоохранения.
Таким образом, проблем в здравоохранении достаточно много и нам необходимо объединить усилия ученых-медиков, медицинских работников, организаторов здравоохранения, общественных организации в их решении, чтобы обеспечить население ресурсоэффективной и качественной медицинской помощью.
Надеемся, что и в дальнейшем мы будем иметь прежнее понимание и поддержку со стороны Президента, Правительства и Государственного Совета республики в решении проблем охраны здоровья населения.
Дорогие коллеги! Спасибо вам за ваш самоотверженный труд. Прошу Вас передать слова глубокой благодарности трудовым коллективам медицинских учреждений.
Материал предоставлен пресс-службой министерства здравоохранения РТ, 17 февраля 2005 г.