Публикации > Просмотр публикации
"Об итогах деятельности органов и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 2004 году и задачах на 2005 год"

Доклад министра здравоохранения РТ К.Ш.Зыятдинова на итоговой Коллегии министерства здравоохранения Республики Татарстан, 16 февраля 2005 г.

В 2004 году деятельность органов и учреждений здравоохранения республики была направлена на реализацию стратегической задачи поставленной Президентом Республики Татарстан и Правительством - обеспечение населения доступной, технологичной и эффективной медицинской помощью.

Консолидированный бюджет здравоохранения в сумме 10 млрд. 48 млн. рублей позволил обеспечить бесплатность основных видов медицинской помощи и выполнить установленный государственный заказ.

Получили стационарную помощь 894 тысячи больных, в поликлиниках 46 млн. посещений, выполнено 1 млн. 255 тысяч выездов для оказания скорой помощи. Проведено 238 тысяч оперативных вмешательств, 2 млн. 216 тысяч ультрозвуковых исследований и около 80 млн. лабораторно-диагностических исследовании.

Наши достижения – это результат межсекторальной координации и сотрудничества министерств и ведомств в области охраны и укрепления здоровья населения, совместной работы с учеными медицинского университета и медицинской академии, Академии наук Республики Татарстан.

Особо хочется отметить содействие в решении задач развития здравоохранения республики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Более 50 млн. рублей было получено по Федеральной адресной инвестиционной программе на строительство 8 учреждений здравоохранения. Наша общая задача - расширить в дальнейшем участие в ФАИП, используя все связи, в первую очередь возможности депутатского корпуса Государственной Думы от республики. Поддержка Минздравсоцразвития обеспечила получение республикой гранта на 8,9 млн. долларов от Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией "Глобальное объединение усилий против СПИДа".

Подготовленный отчет Минздрава по основным направлениям работы у вас на руках.

Я считаю необходимым остановиться на отдельных проблемах, определяющих дальнейшее развитие здравоохранения.

Впервые с 1999 года в республике сократилась смертность населения. По сравнению с 2003 годом умерло на 918 человек меньше, родилось на 404 ребенка больше.

Произошло снижение смертности по двум лидирующим причинам: от болезней системы кровообращения, травм, отравлений и несчастных случаев.

Общая заболеваемость населения снизилась на 2%, а временная нетрудоспособность в случаях на 13 процентов.

Стабилизировалась эпидемическая ситуация по туберкулезу, а заболеваемость снизилась на 7,0%, среди детей – на 20,0 процентов.

На 7,4% уменьшилась заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, на 30% заболеваемость ВИЧ-инфекцией и на 23% инфекционная заболеваемость.

Полученные результаты в значительной мере являются итогом реализации целевых программ.

Около 40,0 миллионов рублей израсходовано на закупку наборов для диагностики ВИЧ и вирусных гепатитов. Из федерального бюджета на реализацию программы борьбы с туберкулезом получено 15,8 миллионов рублей, основная часть которых направлено на приобретение медикаментов.

Программа "Вакцинопрофилактика" профинансирована на 108,6 млн. рублей, в том числе 45,6 миллиона рублей из средств федерального бюджета.

Четвертый год в республике реализуется межведомственная комплексная программа профилактики наркотизации населения расходы по которой составили около 66 миллионов рублей, в том числе в истекшем году – 24 миллиона 400 тысяч рублей.

Организовано 11 реабилитационных отделений наркологической службы на 80 коек в Казани, Набережных Челнах, Бугульме, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске. В целом по России их насчитывается всего 25.

Устойчивую тенденцию к снижению имеет учтенная заболеваемость алкоголизмом, которая в 2004 году уменьшилась на 18,0%.

Однако темпы снижения по отдельным заболеваниям минимальны.

Нам не удалось в полной мере реализовать программы предупреждения заболеваний, имеющих социальный характер, в первую очередь предупреждения онкологической заболеваемости и артериальной гипертонии.

Наиболее важной является проблема онкологической заболеваемости. Этот вопрос совсем недавно мы обсудили на заседании коллегии Минздрава.

В 2004 году рост онкопатологии продолжился. Треть пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях болезни. В 2004 году запущенность злокачественных новообразований возросла на 2,5%.

Следовательно, есть основание говорить о недостаточной профилактической работе среди населения, онкологической настороженности.

К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется стереотип пренебрежительного отношения к здоровью. Большинство наших граждан обращается за медицинской помощью поздно, когда уже необходимы серьезные вмешательства врачей.

Сегодня сделан реальный шаг к появлению мотивации заинтересованности в сохранении собственного здоровья. С 2005 года работодатели, а, следовательно, и сами работники, участвуют в компенсации расходов за первые два дня по временной нетрудоспособности.

Это должно стать весомым аргументом в пропаганде здорового образа жизни.

Здоровье населения во многом зависит от эффективности системы здравоохранения, в первую очередь внебольничной помощи.

В связи с монетизацией льгот возросла нагрузка на поликлиническую службу. Однако, традиционная поликлиника по существу не готова к выполнению дополнительной работы. Недоукомплектованность врачами, отсутствие компьютеров на рабочих местах, сохранение прежних организационных технологии, в первую очередь крайне неэффективное использование рабочего времени врача, привели к очередям. От черезмерной нагрузки при тех же уровнях заработной платы начались увольнения медицинского персонала. В этих условиях крайне важен быстрый переход на систему общей врачебной практики. Это - контрактная система оплаты труда, система единого лечащего врача, замена участковой медицинской сестры на фельдшера, максимальная ориентация на прием больных в поликлинике и компьютеризация рабочего места.

В рамках Республиканской программы "Общая врачебная практика" в центры общей врачебной практики нами трансформированы 42 поликлиники. Обучено около 656 врачей и 400 средних медицинских работников. Первые результаты работы врачей общей практики доказывают правильность наших решений. Почти в 2,0 раза возрос охват подлежащего населения диспансерным наблюдением, в 2,2 раза – профосмотрами на выявление глаукомы, более чем в 2,0 раза увеличилась выявляемость больных артериальной гипертонией, в 2,5 раза – сахарного диабета.

Врачи общей практики взяли на себя часть неотложной помощи. В результате число вызовов скорой помощи сократилось на 9,7%, количество амбулаторно обслуженных пациентов на 10,9%.

Дополнительное лекарственное страхование при амбулаторном лечении льготных категорий населения в сочетании с общей врачебной практикой должны существенно сократить объемы стационарной помощи и позволит провести ее дальнейшую реструктуризацию.

Уважаемый Рустам Нургалиевич, мы просим Вашей поддержки в компьютеризации поликлиник и их приоритетном оснащении медицинским оборудованием. Информационные технологии в сочетании с новыми организационными технологиями позволят существенно повысить уровень амбулаторно-поликлинической помощи.

Отрасль здравоохранения становится важной составляющей экономики республики и работает на условиях оплаты за услугу. Это способствовало оптимизации всей структуры здравоохранения, создания экономических механизмов управления и позволило повысить функциональную эффективность отрасли.

За прошедшие 6 лет при росте количества получивших больничное лечение, в республике сокращено около 10 000 тысяч круглосуточных стационарных коек. Это четверть коечного фонда республики. Число самостоятельных больничных учреждений сократилось на 26%. Оказание медицинской помощи по многим направлениям выведено на межтерриториальный уровень, в этих целях организовано 123 межрайонных центра и отделений. В 2004 году на 34% увеличилось число коек в дневных стационарах.

В результате на 0,75 дня сократилась средняя длительность лечения в дневных стационарах, на 0,9 дня - на круглосуточной койке, на 7% возрос оборот койки.

Проводимая реструктуризация позволила направить финансовые средства на повышение зарплаты, на покрытие возрастающих расходов на коммунальное содержание и более чем на 100 млн. рублей сокращена кредиторская задолженность медицинских учреждений.

Однако в целом при росте затрат на здравоохранение и проводимой реструктуризации, вот уже в течение ряда лет тарифы на питание и медикаменты при стационарном лечении остаются неизменными. А эти расходы все больше накладываются на плечи больных и их родственников. Нам необходимо за счет более эффективного использования ресурсов повысить долю средств направляемых на лечение конкретного больного. А резервы имеются.

Есть ряд городов и районов, руководители которых даже не приступали к структурным изменениям, руководствуются не государственными, а больше личными интересами. Например, в Нижнекамском районе за 5 лет даже нарастили коечный фонд круглосуточного стационара и имеют 97 коек на 10 000 населения при среднем по районам 72 койки. Мы не видим активной работы в Лениногорском (89 койки), Спасском (86,5 койки), Мензелинском (82,8 койки), Бавлинском (81,5 койки) и Азнакаевском (80,6 койки) районах. Отдельно хочу остановиться по г.Казани. Вопрос реструктуризации маломощных больниц и объединения дублирующих учреждений республиканского и городского уровня ставился нами на итоговой коллегии в 2003 г., но мы не смогли их решить.

Вы знаете, что с 2006 года учреждения здравоохранения в основном перейдут в муниципальную собственность. Их надо будет финансировать из собственных средств, которых будет крайне недостаточно. Аппарату Минздрава и его территориальным органам совместно с администрациями городов и районов надо 2005 год максимально использовать для создания оптимальных городских и сельских структур здравоохранения, внедрения в их деятельность основных элементов современного хозяйственного механизма.

Интенсификация работы требует внедрения новых медицинских технологии. Медицина должна находится в постоянном инновационном развитии. За последние годы в республике заметно продвинулись и заняли одну из ведущих ролей на уровне страны направления: онкология, эндовидиохирургия, онкогематология, детская хирургия, трансплантология и некоторые другие.

Почти на половину за последние три года возросло число кардиохирургических операций, внедрены новейшие оперативные методики в детской челюстно-лицевой, нейро- и общей хирургии.

Одной из уникальных правительственных программ поддержки рождаемости в республике стала организация на базе Республиканской клинической больницы экстракорпорального оплодотворения. Сегодня достигнута эффективность в 50 процентах случаев. В среднем по России этот результат в 2 раза ниже.

Выполнено 35 операций трансплантации почек и яичка, в том числе в прошедшем году 16 пересадок почки.

Ежегодно около двумстам больным проводятся операции эндопротезирования крупных суставов.

А это означает, что услуги здравоохранения становятся конкурентоспособными на уровне страны, наравне с конкурентоспособной продукцией наших ведущих товаропроизводителей Созданные нами центры могут и должны успешно работать по привлечению для лечения больных из других регионов, тем самым обеспечивая себя ресурсами для дальнейшего развития. Для внедрения современных медицинских технологии надо выходить на долговременные программы сотрудничества с ведущими европейскими и федеральными клиниками.

Лекарственное обеспечение является важнейшей составляющей оказания медицинской помощи населению.

В республике функционируют 1070 аптечных учреждений. В 2004 году в целом на "Медикаменты" было направлено более 1,5 миллиарда рублей, в том числе 485 миллионов – на льготное лекарственное обеспечение.

Нам удалось решить вопросы обеспечения инсулинами и противотуберкулезными препаратами, снять остроту проблемы по лекарствам для больных гемофилией, муковисцедозом и гипофизарным нанизмом.

Федеральная программа дополнительного лекарственного страхования предусматривает ежемесячное поступление в республику лекарственных препаратов на сумму 108 миллионов рублей. За январь уже выписано около 95 тысяч рецептов и отпущены медикаменты на сумму 25 миллионов 665 тысяч рублей. Из средств республиканского бюджета больным реализованы медикаменты почти на 11 миллионов рублей.

Важнейшей задачей органов и учреждений здравоохранения является налаживание механизма льготного лекарственного обеспечения. Мы приняли решение о переходе в ряде поликлиник на электронную версию рецептурного бланка. Уже разработана программа, подготовлены шаблоны заполнения рецептов по непатентованным наименованиям лекарств. Дано указание об установлении времени первичного приема больных 20 минут, а повторного 18 минут. Подготовлена программа переподготовки медицинских сестер по специальности фельдшер, что позволит расширить список лиц, имеющих право выписки льготных рецептов в поликлиниках.

Таким образом, новые механизмы льготного лекарственного обеспечения и более чем в четыре раза увеличение их финансирования, а так же внедрение общей врачебной практики должны существенно повысить результативность амбулаторно-поликлинической помощи.

Важнейшим разделом деятельности органов и учреждений здравоохранения является развитие внебюджетных направлений. Финансовые средства от платных медицинских услуг стали существенным дополнением к бюджету медицинских учреждений и способствовали их финансовой устойчивости. С 1997 года объем финансовых средств, полученных медицинскими учреждениями от внебюджетной деятельности, возрос в их консолидированном бюджете с 2 до 9,0 процентов. В 2004 году медицинскими учреждениями республики платных медицинских услуг оказано на сумму более 911 млн. рублей или на 26% больше чем в 2003 году. Около 436 миллионов рублей, или 47,9% заработанных средств по внебюджету, направлено на оплату труда, что позволило повысить зарплату медицинского персонала в среднем на 10 процентов.

В республике высокими темпами идет рост структур частного здравоохранения. На конец 2004 года лицензии на занятие частной медицинской практикой имеют 1 268 субъектов частного здравоохранения, что на 11,2% больше чем в 2003 году. Это не только расширение доступности медицинских услуг, но и уменьшение нагрузки на бюджет.

Дальнейшему расширению рынка медицинских услуг и повышению их качества должно способствовать развитие добровольного медицинского страхования, совершенствование нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования и участие в реализации программ по представлению гражданам бесплатной медицинской помощи страховых медицинских компаний.

Предстоит основательно совершенствовать систему оплаты труда в медицинских учреждениях. Врач, востребованный больными и пользующийся заслуженным авторитетом, выполняющий основную нагрузку должен иметь вознаграждение соответствующее вложенному труду. Уравниловка, основанная на единой тарифной сетке, способствовала распространению теневых выплат и "приватизации рабочих мест". Эта одна из болевых точек сегодняшнего здравоохранения.

Таким образом, проблем в здравоохранении достаточно много и нам необходимо объединить усилия ученых-медиков, медицинских работников, организаторов здравоохранения, общественных организации в их решении, чтобы обеспечить население ресурсоэффективной и качественной медицинской помощью.

Надеемся, что и в дальнейшем мы будем иметь прежнее понимание и поддержку со стороны Президента, Правительства и Государственного Совета республики в решении проблем охраны здоровья населения.

Дорогие коллеги! Спасибо вам за ваш самоотверженный труд. Прошу Вас передать слова глубокой благодарности трудовым коллективам медицинских учреждений.

Материал предоставлен пресс-службой министерства здравоохранения РТ, 17 февраля 2005 г.