Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Бориса Петрова на итоговом заседании Коллегии министерства экологии и природных ресурсов РТ

В текущем 2005 году нас ожидает не менее сложная и напряженная работа в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В первую очередь, это обусловлено, теми изменениями, которые были внесены в действующее федеральное законодательство в 2004 году.

Полномочия органов исполнительной власти РТ в сфере обеспечения экологической безопасности и регулирования природопользования (по состоянию на 16.02.2005 г):

- государственный экологический контроль (до 1 января 2006 г), (ФЗ 199);
- организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов, (122);
- создание и обеспечение охраны ООПТ регионального значения, (ФЗ 122);
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии ОС, (ФЗ 122);
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ (ЗК РФ);
- разработка и реализация региональных программ в области использования и охраны земель (ЗК РФ);
- ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов по представлению федеральных органов (ВК РФ);
- формирование потребности в объемах водопользования, согласование лимитов субъекта РФ (ВК РФ);
- определение порядка использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при ведении работ на водных объектах (ВК РФ);
- принятие мер для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (ВК РФ);
- участие в бассейновом совете, подготовка бассейновых соглашений (ВК РФ);
- охрана и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты за счет субвенций из федерального бюджета (ФЗ 199);
- организация, регулирование рыболовства, охрана и воспроизводство водных биологических ресурсов за счет субвенций из федерального бюджета (ФЗ 199);
- ведение Красной книги РТ (ФЗ "О животном мире");
- заключение договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира (ФЗ "О животном мире");
- утверждение перечня рыбопромысловых участков (ФЗ 166 "О рыболовстве");
- распределение квот добычи водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства (ФЗ 166 "О рыболовстве")
и т.д.

Сложившаяся ситуация налагает на министерство дополнительную ответственность в решении вопросов обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования на территории республики. Мы должны приложить максимум усилий, направленных на эффективную реализацию полномочий, предоставленных республике в соответствии с федеральным законодательством.

В первую очередь, это касается формирования системы действенного экологического контроля объектов производственного и социального назначения. Своевременное и качественное решение этих вопросов крайне важно по нескольким причинам.

Во первых, уже сегодня становится очевидным, что государственный экологический контроль федерального уровня, в силу ограниченности штатов и недостаточной материально-технической оснащенности органов его осуществляющих, не сможет в полной мере заменить государственный экологический контроль, проводимый на региональном уровне.

Во вторых, без координации на республиканском уровне, муниципальный экологический контроль долгие годы будет находится в зачаточном состоянии и не сможет оказывать сколь либо заметного влияния на решение вопросов экологической безопасности.

И в третьих, реформирование федеральных органов, уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, привело к образованию на территории республики 5 территориальных управлений указанных органов, полномочия и функции которых четко не разделены, а зачастую и дублируются. Такая сложная система природоохранных органов мало понятна природопользователям, и порождает серьезные опасения, что у семи нянек дитя может остаться без глазу.

В связи с этим, считаю, что одной из главных задач министерства в 2005 году, является эффективное взаимодействие с федеральными структурами, а также координация формирования системы муниципального экологического контроля, направленные на обеспечение экологической безопасности.

Анализ актов проверок предприятий, проведенных инспекторами министерства в 2004 году, свидетельствует о том, что чаще всего инспекторский контроль проводится формально.

В актах проверок отсутствует информация об истинных причинах негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду и сверхлимитного использования природных ресурсов. Нет сведений о фактических объемах водопотребления и водоотведения на момент проверки и, как следствие – о соблюдении установленных нормативов водопользования, об объемах и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о техническом состоянии оборудования, не представлены данные первичного учета использования воды, об эффективности работы очистных сооружений и о выполнении лицензионных и договорных условий водопользования.

Выдаваемые предприятиям предписания об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства, также максимально формализованы. В своем большинстве они ограничиваются лишь требованиями о необходимости разработки разрешительной и иной экологической документации и не содержат указаний об устранении конкретных технических и технологических причин нерационального природопользования. Наша задача – не акт, штраф или предписание, а конкретные мероприятия по сокращению негативного воздействия на окружающую среду и предприятия должны видеть в нас не только инспекторов, но партнеров, заинтересованных в решении их проблем. А для этого необходимо, чтобы наши инспектора разбирались в технологии производства, однако из актов проверок это далеко не всегда видно.

Приведу несколько примеров. В акте проверки ОАО КМИЗ (ЦТУ, инспектор Рассадина) не указаны источники водоснабжения предприятия. При наличии очистных сооружений, в ходе проверки не проводился отбор проб и последующий экоаналитический контроль, однако по категории качества сточных вод они совершенно безосновательно были отнесены к нормативно-очищенным. Понятно, что о результативности такой проверки говорить не приходится.

Из акта проверки ОАО Зеленодольский фанерный завод (инспектор Четверкин) видно, что данное предприятие осуществляет безлицензионное водопользование, является интенсивным загрязнителем. Однако, в акте отсутствуют предписания о прекращении сброса неочищенных сточных вод и переключении сброса промзагрязненных стоков в сети горколлектора.

Инспектор Северного территориального управления Фазлеев, проводя проверку "Балтасиагрохимсервис", не отражает в акте имеющиеся источники загрязнения атмосферного воздуха, не приводит данных контроля технического состояния газоочистных установок, а также результатов контрольных замеров. Соответственно и предписания, выданные по результатам данной проверки, не затрагивают вопросов повышения эффективности работы газоочистного оборудования, не устанавливают конкретных объемов снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Подобный формальный подход к проведению проверок и оформлению первичной документации отмечается также в Прикамском, Юго-Восточном, Волжко-Камском, Заволжском и Закамском территориальных управлениях.

В решении задач обеспечения экологической безопасности Департаментом и территориальными управлениями недостаточно используется процедура утверждения и принятия отчетов о выполнении годовых планов природоохранных мероприятий. В согласованных территориальными управлениями планах не содержится конкретных мероприятий, направленных на сокращение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, а также их объемов. Соответственно, в отчетах предприятий о реализации указанных планов отсутствует информация о количественных показателях природоохранных мероприятий и объемах предотвращенного ущерба.

Так, в согласованном Прикамским ТУ плане природоохранных мероприятий ОАО "КаМАЗ-Автодор" на 2005 год отсутствуют работы, направленные на минимизацию загрязнения атмосферного воздуха, за счет оптимизации технологических процессов, используемых в производстве. Вместе с тем, результаты проверок данного предприятия указывают на систематические превышения установленных норм ПДВ, вследствие неэффективной работы пылеулавливающих установок и не отлаженного режима горения на асфальтосмесителе. В итоге, при попустительстве со стороны Прикамского ТУ, предприятие в течение ряда лет наносит значительный ущерб окружающей среде.

Недопустима позиция начальника Волжко-Камского ТУ Видяйкина А.Г., который участвует в государственной приемке объектов как без наличия на это полномочий, так и при отсутствии заключения экологической экспертизы. Это уже не просто халатность, а грубейшее нарушение основных принципов экологической безопасности. Это уже не первое замечание, пора делать выводы.

Не могу не отметить факты, которые кроме как экологический рэкет не назовешь, когда вначале готовится один вариант расчета ущерба, затем второй на меньшую сумму, а в итоге ничего не предъявляется, но заключается договор на изготовление проекта рекультивации нарушенных земель уже через коммерческую фирму. Подобные факты отмечены в Прикамском ТУ при отводе земельного участка НГДУ "Прикамнефть" для строительства разведочной скважины N 227 и подъездных дорог на землях ООО "Агрофирма Елабуга.

Результатом каждой инспекторской проверки, каждого выданного предписания или согласованного плана природоохранных мероприятий должно стать конкретное, четко обозначенное количественными и объемными показателями, сокращение негативного воздействия объекта проверки на окружающую среду. В этих целях, для каждого предприятия, подлежащего экологическому контролю, должны быть разработаны и установлены конкретные критерии оценки уровня экологической безопасности производственной деятельности, определены имеющиеся резервы сокращения сбросов и выбросов загрязняющих веществ, и установлены графики поэтапного снижения объемов ущерба, наносимого им природным ресурсам.

Эффективность деятельности самих территориальных управлений министерства будет оцениваться, не столько по количеству проверок, наложенных штрафов и предъявленных исков, сколько по конкретным количественным и объемным показателям снижения негативного воздействия хозяйствующих объектов, расположенных на подведомственной территории.

Считаю, что в 2005 задачи в сфере рационального природопользования и экологической безопасности должны быть тоже конкретизированы:

в сфере водопользования:

сокращение использования воды за счет внедрения современных технологий и процессов, предотвращение непроизводственных потерь воды на 0,5% ежегодно;
увеличение использования нормативно-чистых стоков в системах оборотного и повторного водоснабжения на 0,05% ежегодно;

в сфере обращения с отходами:

сокращение объемов образующихся отходов, подлежащих захоронению на 2% ежегодно, за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий и процессов;
увеличение извлечения вторичных ресурсов из образующихся объемов отходов производства и потребления на 5% ежегодно;

в сфере землепользования:

облесение деградированных сельскохозяйственных не менее 2 тыс. га ежегодно;
рекультивация и возврат для использования по целевому назначению земель подвергшихся воздействию при проведении добычи общераспространенных ископаемых, нарушенных земель в объеме не менее 2,5 тыс. га ежегодно.

Одним из главных критериев оценки работы министерства является эффективность мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. В отчетном году министерством, а также предприятиями природопользователями на эти цели было израсходовано около 720 млн. рублей. Вместе с тем, объем предотвращенного ущерба, полученный в результате осуществления указанных мероприятий, лишь немного превысил 620 млн. рублей. При этом, необходимо отметить, что экономическую эффективность затрат на проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха, водных, земельных ресурсов нельзя признать удовлетворительной. И только мероприятия по охране биологических ресурсов, а также предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления дали положительный экономический эффект.

Такое положение свидетельствует о необходимости повышения экономической эффективности природоохранных мероприятий. Считаю, также, что в качестве одного из главных критериев оценки уровня приоритетности природоохранных мероприятий, должен стать критерий экологической опасности объектов, на которых планируется их проведение. Обеспечение четкой организации и координации работы в этом направлении должно стать одной из стратегических задач министерства и его территориальных управлений.

Нет необходимости говорить о том, что природоохранная деятельность требует значительных финансовых затрат. И рассчитывать на полное ее обеспечение только за счет средств республиканского бюджета было бы непростительной ошибкой. Активный поиск и привлечение внебюджетных источников финансирования работ по обеспечению экологической безопасности должен быть одним из главных направлений в деятельности министерства. Одним из перспективных направлений привлечения финансовых ресурсов для обеспечения природоохранной деятельности является формирование государственной системы страхования экологических рисков.

Еще одним перспективным направлением в деле изыскания ресурсов, необходимых для решения задач обеспечения экологической безопасности, является финансирование природоохранных мероприятий из средств Федерального бюджета. Считаю, что наиболее реальным и необходимым направлением работы в этой сфере является обоснование мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилища на территорию республики. Залогом успеха в проведении данных работ должна стать активная позиция глав администраций городов и районов республики в решении вопросов своевременной и качественной подготовки проектно-сметной документации на проведение берегоукрепительных работ.

В целом лесхозами Министерства за отчетный год выполнены основные технико-экономические показатели развития лесного хозяйства, это было показано на экране.

Поэтому хочу остановиться на проблемных вопросах.

Ведется расширенное воспроизводство лесов площадь посадок в 2 раза превышает площадь сплошных рубок. Однако, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что расчетная лесосека начиная с 1991 года постоянно не осваивается, процент освоения её в 2004 году составил лишь 29,6. Поэтому лесокультурный фонд практически исчерпан лесовосстановительные работы ведутся по свежим лесосекам. Если мы не найдем пути использования древесины, то в ближайшие годы объемы посадок лесных культур резко снизятся. Все это приведет как к естественному старению лесов, так и ухудшению породного состава.

Поэтому исключительно важное значение должно уделяться улучшению породного состава лесов, его санитарного состояния, улучшению использования лесосырьевых ресурсов. Один из путей решения такого подхода может быть реализовано в рамках Программы развития лесопромышленного комплекса утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ на период до 2010 года.

В тоже время резервы использования потенциала лесхозов для увеличения зеленого фонда республики имеется в связи с масштабным строительством и реконструкцией жилья в столице и районах резко возросла востребованность крупномерного посадочного материала. Лесхозы к этому оказались слабо подготовленными.

В этих условиях более расторопными оказались Кзыл-Юлдузский, Приволжский и ряд других лесхозов которые не только реализуют посадочный материал, но и сами участвуют в озеленении г. Казани на договорной основе. Работу по выращиванию и формированию крупномерного посадочного материала необходимо активизировать.

Мы видели, что лесхозы активно занимаются в связи с низкой лесистостью и большой распаханностью земель проблема создания защитных лесных насаждений актуальна но решается в основном на энтузиазме лесхозов. Необходимы совместные действия министерства, агентства, минсельхоза и земельных служб по увеличению создания лесных насаждений.

В первую очередь необходимо облесить земли, непригодные для использования в сельском хозяйстве, которых насчитывается более 82 тыс. гектаров и крутые склоны оврагов и балок, как это делается в Арском, Азнакаевском, Альметьевском, Балтасинском. Кукморском, Сабинском, Лениногорском и ряде других районов.

С целью улучшения защиты почв от водной и ветровой эрозии предлагает сформировать земельный лесомелиоративный фонд в разрезе административных районов и хозяйств с последующим облесением деградированных земель.

Затраты на ведение лесного хозяйства за 2004 год составили 358,0 млн. руб., при этом на лесное хозяйство направлено бюджетных ассигнований на сумму 188,2 млн. руб. и 167,3 млн. руб. собственных средств. Удельный вес внебюджетных средств в общих затратах на ведение и развитие лесного хозяйства в целом составил 46,7 %.

Наиболее успешной была работа по привлечению собственных средств в Альметьевском, Бугульминском, Заинском, Мамадышском и др. лесхозах, где удельный вес мобилизации составил от 70 до 130%.

Выручка от реализации древесины от рубок ухода составляет основную долю собственных средств в Заинском (78,6%), Зеленодольском (82,9%), Кайбицком (96,5%).

Наиболее активную позицию по прочим поступлениям от 75% до 97% имеют: Азнакаевский, Альметьевский, Калейкинский, Лениногорский, Тетюшский лесхозы. В этом случае на каждый выделенный рубль они зарабатывают от 1 до 3,5 рублей.

Эффективность работы лесхозов во многом определяется их финансово–экономическим состоянием. Суммы просроченной задолженности, от 1,0 до 1,5 млн. рублей имеют Агрызский, Алькеевский, Арский, Буинский лесхозы и Лубянский лесхоз-техникум, 3 млн. руб. имеет Нурлатский лесхоз и 4,5 млн. руб. Камский лесхоз.

Анализируя материалы проверок следует отметить, что принимаемые меры по погашению задолженности по первоочередным платежам недостаточно эффективны, большая доля средств отвлекается в подотчетные суммы, а также в дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность в целом по Министерству увеличилась на 7,9 млн. руб. и составила на начало года 35,5 млн. руб.

Наиболее крупные увеличения дебиторов у Билярского лесхоза – 1,2 млн. руб., Нижнекамского лесхоза – 1,5 млн. руб., Нурлатского – 1,0 млн. руб. и Лубянского лесхоз-техникума – 1,2 млн. руб.

Кредиторская задолженность увеличилась на 12,6 млн. руб. и составила на начало года 105,3 млн. руб., в том числе первоочередные платежи: заработная плата и платежи в единый социальный налог составили 27 млн. руб., платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 29,4 млн. руб.

Увеличение кредиторской задолженности на 5,0 млн. руб. произошло в Мамадышском лесхозе, на 1,5 млн. руб. - в Нижнекамском, на 3,9 млн. руб. - в Лубянском лесхоз-техникуме. В общей кредиторской задолженности более 50 % приходится на долю 5 лесхозов: Камский – 19,5 млн. руб. (18,5%), Лубянский лесхоз-техникум – 9,4 млн. руб. (9%), Арский – 7,7 млн. руб. (7,3%), Мамадышский – 6,9 млн. руб. (6,7%), Нурлатский – 6,6 млн. руб. (6,3%).

Одной из причин этого большая доля бартерных операций, что в свою очередь приводит к неизбежному росту платежей. Так, в Камском лесхозе за "живые деньги" продано только 9,7% продукции и 79,3% по бартеру. В Агрызском соответственно 39% и 55%, в Нурлатском удельный вес бартера составил 44,5%.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан "О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан" 17 лесхозами на базе лесничеств, лесопунктов и производственных участков организованно 33 самостоятельные производственные структуры. Объем выпущенной товарной продукции данными структурами за 2004 год составил 146,7 млн. руб.

По итогам деятельности за 2004 год можно сделать вывод о том, что сотрудничество лесхозов и ООО создало условия для оптимизации бюджетных расходов, снижения кредиторской задолженности по заработной плате и платежам в бюджет, а также повышения эффективности использования основных средств. Это Аксубаевский, Бугульминский, Ислейтарский, Кзыл-Юлдузский, Мензелинский, Тетюшский лесхозы.

В то же время исследование финансовой устойчивости лесхозов, экономический анализ и анализ эффективности лесовосстановительной и лесоохранной деятельности указывают на тот факт, что состояние многих лесхозов в настоящее время напрямую зависит от размеров бюджетных трансфертов. При этом, неадекватные производственные издержки, обремененность социальной сферой делают продукцию лесхозов, в сущности, неконкурентоспособной, а их функционирование, несмотря на физический рост объемов производства, экономически неэффективным. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях передачи лесхозов в федеральную собственность, а также перспектив принятия нового Лесного кодекса, где лесхозам уготована роль хозяйствующих субъектов.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к следующему важному выводу. Приоритетной задачей в сфере государственного регулирования рассматриваемого сектора экономики по-прежнему остается повышение эффективности использования бюджетных средств (о чем, помимо всего прочего, явственно свидетельствует динамика прироста древесины в расчете на 1 рубль бюджетных ассигнований, а также экономической деятельности данных субъектов хозяйственных взаимоотношений. При этом, весьма важно иметь ввиду, что последнее немыслимо без значительных капиталовложений в инновационную деятельность, поскольку только технико-технологические нововведения (в том числе и в переработку древесины) могут гарантировать усиление конкурентных позиций продукции, производимой лесхозами. Следует иметь ввиду, что только при выполнении этого условия впоследствии мы сможем говорить об улучшении, как породного состава лесного фонда, так и санитарного благополучия лесов.

Полностью выполнены поставленные задачи по воспроизводству запасов и подготовке перспективных ресурсов нефти, указанные в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету.

В то же время, остаются нерешенными многие задачи.

1. Наиболее актуальной задачей является воспроизводство и эффективное освоение минерально-сырьевой базы Республики Татарстан в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики и повышения благосостояния ее граждан. Первоочередное значение имеет расширение ресурсной базы нефти, природных битумов, дефицитных и ликвидных видов твердых нерудных полезных ископаемых, качественных подземных вод. Не менее важными являются привлечение денежных инвестиций в поиски и разведку месторождений, сохранение кадрового состава геологов.

За последние 15 лет добыча нефти не компенсировалась приростом запасов за счет геологоразведочных работ. Проблема восполнения убыли запасов, достижения простого их воспроизводства с каждым годом обостряется.

Основной целью "Энергетической стратегии Республики Татарстан до 2020 года" является обеспечение разведанными запасами нефти и создание условий для ее стабильной добычи. В соответствии с энергетической стратегией подготовка оцененных, перспективных и потенциальных ресурсов нефти будет достигаться за счет широкого вовлечения в поисково-разведочный процесс нераспределенного фонда недр западных районов республики.

Выявление, разведка и ввод в разработку новых нефтяных месторождений в западных районах процесс долгосрочный, требующий больших инвестиций. Основная доля затрат будет приходиться на нефтяные компании. Отсюда важнейшей функцией органов управления государственным фондом недр - обеспечение целенаправленной подготовки новых участков недр к аукционам и конкурсам.

2. Подземные воды – важная составная часть минерально-сырьевой базы республики и ее стратегический ресурс на будущее. Потенциальные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод в республике велики и достаточны для перевода системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные источники питьевой воды).

Эту важную социальную проблему надо решать уже сегодня при разработке программы "Питьевая вода Республики Татарстан на 2004-2010 годы", так как качество используемой воды на большинстве водозаборов, работающих на поверхностных водах, не отвечает требованиям стандартов качества и ставит под угрозу здоровье населения.

Общий отбор воды, забранной из водных объектов, составляет 964 млн. м3, в том числе из подземных источников – 188 млн. м3 (или 20%).

Из них на хозяйственно-питьевое водоснабжение населения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов приходится 45,1%, сельскохозяйственное водоснабжение 33,8%, производственно-технические водоснабжение - 15,9%, орошение - 2,9%, поддержание пластового давления в нефтяных скважинах – 2% и прочие нужды - 0,3%.


Удельное потребление подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения на 1 человека в республике составило в среднем 72,9 л/сут., а в г. Казани – 47,9 л/сут.

Обеспеченность подземными водами для хозяйственно-питьевого водоснабжения крупных городов: Казань – 19%, Набережные Челны – 1%, Нижнекамск – менее 1%, Альметьевск – 2%, Заинск – 5%

И это в то время, когда крупные эксплуатационные запасы месторождений пресных подземных вод, разведанные для водоснабжения городов Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск и Бавлы, не вовлекаются в освоение и остаются невостребованными. До сих пор не утверждена генеральная схема водоснабжения и водоотведения г. Казани, в которой предусмотрено промышленное освоение Столбищенского месторождения подземных вод с эксплуатационными запасами 200 тыс. м3/сут.

В сфере воспроизводства и охраны подземных вод существует ряд накопленных проблем. К их числу относятся: бессистемная добыча подземных вод и большое число технически неисправных гидрогеологических скважин в нераспределенном фонде недр, значительный водоотбор неутвержденных запасов, недостаточная степень изученности качества подземных вод значительного числа водозаборов применительно к современным санитарным требованиям.

3. Инвестиционный рейтинг территорий во многом зависит от состояния ресурсного потенциала недр, который формируется в процессе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов – одно из необходимых условий социально-экономического развития и конкурентноспособности Республики Татарстан и ее отдельных районов. Фонд недр, включающий ресурсы углеводородного сырья, твердых нерудных полезных ископаемых и подземных вод, является собственностью РТ и требует эффективного государственного управления.

Твердые нерудные полезные ископаемые являются третьим по значению минеральным богатством республики после углеводородного сырья и подземных вод.

По выполненным расчетам в ЦНИИгеолнеруде стоимость минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан составила на 1.01.2002 г. 568,1 млрд. руб. Причем следует заметить, что более 70 % ценности МОП твердых нерудных полезных ископаемых приходится на долю прогнозных ресурсов, а в хозяйственный оборот вовлечена весьма незначительная их часть (5,3%). Средняя удельная стоимость минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых РТ в расчете на 1 км2 составляет 8,4 млн. руб., а в расчете на одного жителя - 150.8 тыс. руб.

По видам сырья стоимость МСП распределяется следующим образом: первое место с большим отрывом от всех видов полезных ископаемых занимают цеолитсодержащие породы (48,2%); второе - карбонатные породы (18,9%), из них карбонатные породы для производства известковых мелиорантов -11,9%, строительный камень - 5,9%; третье - глинистые породы (18,0%), из них глины керамзитовые и кирпичные - 13,9%; четвертое - песчано-гравийные материалы (7,7%); пятое - пески (5,4%), из них пески строительные и силикатные - 3,3%; шестое - гипс (1,7%). Доля фосфоритов, железооксидных пигментов и битумсодержащих пород в сумме составляет 0,1%.

В территориальной структуре стоимости минерально-сырьевого потенциала ТНПИ республики с большим отрывом лидирует Предволжский экономический район, а среди административных - Дрожжановский. По ценности балансовых запасов, наиболее важной части богатства недр, лидируют Елабужский, Дрожжановский, Зеленодольский и Камско-Устьинский районы.

Приведенные подходы к оценке минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан, уровня и возможностей его использования позволяют не только оценить конкурентоспособность региона, но и вплотную подводят к системе индикативного управления недропользованием, главной целью которой является стремление к экономической самодостаточности республики и ее районов, являются базой для определения индикаторов, позволяющих оценить эффективность геологической службы республики.

Для обеспечения их производства необходимы обеспечение прироста ликвидных видов нерудных полезных ископаемых, перевод их ресурсного потенциала в разведанные запасы за счет средств недропользователей, переоценка балансовых запасов нераспределенного фонда недр и внедрение прогрессивных технологий переработки минерального сырья для расширения сферы применения легкоплавких глин, бентонитов, кварцевых песков, цеолитсодержащих мергелей и карбонатных пород. Последняя задача ранее решалась КГАСА и ЦНИИгеолнеруд в процессе выполнения геолого-технологических работ и к ним надо возвратиться.

Экологическая обстановка в республике не улучшается.

В отдельных городах республики существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций и дискомфорт проживания населения в местах активизации карста, оползней и подтопления. В ряде населенных пунктов (Тетюши, Чистополь, Рыбная Слобода) возникла проблема переселения граждан из опасных зон.

Оценка и прогноз опасности геологических и техногенных процессов является важной государственной задачей, так как ущерб от их проявления не снижается, а ежегодно возрастает. В целях своевременного предотвращения экономического и экологического ущерба необходимо проведение мероприятий по ведению геодинамического мониторинга и мониторинга подземных вод, результаты которых позволят администрациям городов и районов принять меры по обеспечению безопасного развития городов и населенных пунктов, недопущению загрязнения подземных источников питьевых вод и их чрезмерного забора.

5. За более чем 60-летний период геологического изучения недр республики в фондах и архивах геологических предприятиях и нефтяных компаниях накоплены огромные массивы геологической и иной информации о недрах. Наполнение документированной геологической информацией, передаваемой в государственную собственность, ведется не удовлетворительно. Не создан действенный механизм передачи информации от недропользователей в РБЦИГН. По этой причине становится трудноосуществимой работа по государственному геологическому информационному обеспечению недропользования. К тому же, накопленные геологические информационные ресурсы как ценный рыночный продукт используются слабо, а плата за них практически не взимается.

Поэтому сегодня важнейшими задачами управления государственным фондом недр являются организация эффективной государственной системы управления геологическими информационными ресурсами и повышение эффективности использования накопленных баз и банков данных через рынок геологической и иной информации о недрах.

Необходимо установить статус геологической и иной информации о недрах и, особенно, информации о конкретных участках недр как товара, находящегося в ответственном хранении у республики и имеющего определенную стоимость в зависимости от суммы произведенных затрат и выявленных запасов полезных ископаемых.

6. На территории Республики Татарстан установлено более 40 геологических памятникам природы, из которых 5 внесены в Государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан, а остальные до сих пор не имеют своего официального статуса. Состояние последних вызывает серьезные опасения по причине нарушения их природного ландшафта и отсутствия на них охранного режима. Их утрата уже в ближайшее время может стать невосполнимой.

Для решения проблемы сохранения геологических памятников природы необходимо:

- доизучить геологические памятники природы, относимые к уровню международного и федерального значения, оформить и утвердить их статус, внести в Государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан и Государственный свод объектов геологического наследия России;

- ввести на них режим строгой охраны и запрет на сбор коллекций, за исключением сборов для использования в научно-просветительских целях;

- создать "учебные тропы" к геологическим памятникам природы с целью ознакомления с эталонными природными объектами.

Успешное решение всех указанных геологических задач во многом зависит от финансового обеспечения геологоразведочных работ и введения дифференцированной системы налогообложения, стимулирующей нефтяные компании к воспроизводству своей сырьевой базы.

В связи с этим особую актуальность имеет осуществление мер по возмещению затрат государства на проведение геологоразведочных работ, финансировавшихся за счет средств бюджета Республики Татарстан и введению дифференцированной шкалы НДПИ в зависимости от геолого-экономических и горнотехнических характеристик месторождений.

Таким образом, в бюджет Республики Татарстан можно мобилизовать дополнительно около 2 млрд. рублей возвратных денежных средств, которые составят финансовую базу геологического изучения недр и воспроизводства МСБ в долгосрочной перспективе.

Материал предоставлен пресс-службой министерства экологии и природных ресурсов РТ, 17 февраля 2005 г.