Публикации > Просмотр публикации
Доклад заместителя Премьер-министра РТ - министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова на итоговом заседании Коллегии министерства

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемые коллеги! Уважаемые гости!


Сегодня мы проводим коллегию, на которой подведем основные итоги работы отрасли в 2004 году, обсудим главные задачи и направления развития дорожно-транспортного комплекса республики в 2005 году.

Главным в деятельности Министерства, предприятий и организаций, как и в предыдущие годы, была реализация государственной транспортной политики Российской Федерации, отвечающей стратегии послания Президента Республики Татарстан, Правительства республики, потребностям населения.

В 2004 году прошли выборы Президента России, сформировано Правительство Российской Федерации, которое приступило к проведению административной реформы и замене льгот пенсионерам и другим многочисленным группам льготников на денежные компенсации. Если говорить о нашей отрасли, то 2004 год прошел под знаком подготовки замены натуральных льгот денежной компенсацией и практическими шагами, сделанными в направлении строительства платных автомобильных дорог, в том числе и в нашей республике.

В 2004 году удельный вес отрасли в валовом региональном продукте (ВРП) Татарстана вырос (по прогнозу Государственного комитета по статистике РТ) более, чем на 30% и составил около 9%. Эта цифра прогнозная, нам еще предстоит сделать глубокий и всесторонний анализ этого увеличения, тем более, что реальная составляющая нашей отрасли в экономике республики должна быть на уровне не менее 12-15%.

В период подготовки к коллегии мы провели совещания, Советы директоров с участием представителей всех предприятий дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан, на которых были подробно обсуждены предварительные итоги прошедшего года, поэтому сегодня я расскажу о них коротко, тем более, что вся необходимая информация для анализа деятельности предприятий имеется в раздаточных материалах.

По итогам 2004 года почти по всем видам транспорта Республики Татарстан отмечен рост по количеству перевезенных пассажиров и грузов, однако о каком-то значительном прорыве говорить не приходится.

Предприятиями городского автомобильного и электротранспорта согласно отчетов перевезено более 840 млн. пассажиров, что на 0,9% больше, чем в 2003 году. Однако муниципальные предприятия сегодня все более уступают свои позиции частным перевозчикам.

Одной из важнейших проблем в городских перевозках является состояние предприятий электротранспорта. Потребность в капитальном ремонте и реконструкции трамвайных путей, троллейбусных и трамвайных контактных сетей, большой износ подвижного состава не позволяют существовать предприятиям без бюджетной поддержки.

На пригородных и междугородних автомобильных перевозках перевезено пассажиров больше на 2,5%, грузоперевозки возросли на 19,7%. Вместе с тем, на 16% сокращены заказные перевозки предприятиями, входящими в состав ОАО "Корпорация Татавтотранс", что привело к общему снижению количества перевезенных пассажиров корпорацией на 4%.

Отмечу стабильную работу железнодорожного транспорта. В целом показатели улучшены, однако, если на Казанском отделении Горьковской ж/д в пригородном сообщении пассажиров было перевезено меньше на 5,2%, то в зоне действия представительства Куйбышевской ж/д в РТ этот показатель увеличился в 3 раза. В этом в году Куйбышевской железной дорогой планируется запустить еще 2 рельсовых автобуса.

На 10,2% увеличили объем перевезенных грузов предприятия промышленного железнодорожного транспорта.

В октябре 2004 года республика отметила 100-летие Казанского речного техникума, старейшего учебного заведения Поволжья. В год этого юбилея все свои показатели улучшили речники. Однако, учитывая резкий спад в предыдущие годы, говорить о серьезных успехах пока рано.

Авиакомпания "Татарстан" завершила год с ростом основных показателей. Однако прибыль предприятия в 2004 году уменьшилась по сравнению с 2003 годом в 10 раз и составила 1,7 млн. рублей.

Республиканской адресной инвестиционной программой в разделе "Развитие инфраструктуры производственных отраслей", на развитие и сохранение сети автомобильных дорог и мостов общего пользования в 2004 году было предусмотрено выделение 2,8 млрд. рублей. По всем источникам финансирования объем выполненных работ составил 5,6 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 157,5 км автодорог.

Отмена в 2002 году налога на пользователей автодорог, централизация в бюджете Российской Федерации средств поступающих от продажи нефтепродуктов, инфляционные процессы – все это, к сожалению, создавало и создает условия к систематическому снижению объемов финансирования дорожных работ в республике. Однако, благодаря усилиям Президента Республики Татарстан Шаймиева Минтимера Шариповича, Премьер-министра Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова и Министерства уменьшение доли республиканского бюджета пока удается компенсировать финансовыми средствами из бюджета Российской Федерации.

Мы работаем в тесном контакте с "Росавтодором". Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить руководство Федерального дорожного агенства, начальника Управления строительства и проектирования автомобильных дорог Петросяна Ашота Петровича и директора ФГУ "Росдортехнология" Быстрова Николая Викторовича, которые присутствуют на нашей коллегии, за ту помощь, которую они нам оказывают в вопросах подготовки подписания ежегодного соглашения между Федеральным Дорожным Агенством и Правительством Республики Татарстан и также своевременного финансирования из федерального бюджета.

Недостаточное вложение средств в строительство и реконструкцию опорной сети, от которой зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики, не позволило выполнить намеченный в 2004 году объем работ по соединению населенных пунктов автодорогами с твердым покрытием: из запланированных 25 соединено только 13 населенных пунктов.

С 1995 года дорожная сеть республики выросла почти вдвое. Прошло 10 лет – это тот нормативный срок, на который рассчитана безремонтная эксплуатация автомобильных дорог, поэтому, начиная с 2005 года резко возрастают требуемые расходы на ремонт – это порядка 500 км ежегодно плюс к тому, что мы планировали обычно. Учитывая постоянно увеличивающийся недоремонт и возможность заложить в план 2005 года на ремонт автодорог лишь 4% вместо необходимых по нормативу 10%, мы столкнемся с очень серьезной проблемой ухудшения состояния республиканских автомобильных дорог общего пользования.

С 2004 года в программе дорожных работ появился дополнительный целевой источник средств – фонд "Безопасность дорожного движения", за счет которого были выполнены работы по устройству освещения транспортных развязок, обустройству ж/д переездов, устройству дорожной разметки, что положительно повлияло на состояние безопасности дорожного движения. В 2004 году на дорогах общего пользования республики, в сравнении с 2003 годом, по дорожным условиям произошло снижение ДТП – на 10%, погибших – на 15%, раненых – на 13%.

В условиях снижения объемов финансирования для успешной реализации программы дорожных работ важную роль играют использование новых технологий, применение эффективных дорожно-строительных материалов, повышающих долговечность дорожных покрытий, внедрение результатов выполненных инновационных проектов. Серьезные надежды в плане разработки и внедрения передовых технологий и материалов мы возлагаем на проектные институты и на институт транспортных сооружений, созданный при Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Создается научно-техническая база, приобретается современное оборудование и приборы. Одной из задач института – получить в 2005 году аккредитацию и лицензию на проведение диагностики и контроля качества покрытия автомобильных дорог, сооружений и применяемых материалов и обеспечить проведение данных работ не только в масштабах республики, но и во всем Волго-Вятском регионе Российской Федерации.

В 2004 году объединение "Татавтодор" пополнило ряды крупнейших акционерных обществ Татарстана. Есть положительные сдвиги, однако ОАО "Татавтодор" сдает свои позиции как по строительству, так и по ремонту автодорог в республике. Ему необходимо:

- провести агрессивную кадровую политику, направленную на омоложение и повышение профессионализма;

- обновить технику на условиях лизинга;

- активнее внедрять прогрессивные и прорывные технологии, повышающие качество работ и позволяющие конкурировать на рынке;

- завершить структурную реорганизацию;

- активно проводить техническую политику. Сегодня подразделения "Татавтодора", даже имеющие новую, современную технику, используют ее неэффективно. (Пример: Чистополь – эффективность загрузки приобретенного современного оборудования меньше 20%).

Только грамотная реализация перечисленных мероприятий, позволит "Татавтодору" стать конкурентоспособным предприятием на рынке работ и услуг в дорожном хозяйстве. И это тем более актуально, так как в IV квартале 2005 года мы будем проводить конкурсы на все виды дорожных работ 2006 года, включая ремонт и содержание автомобильных дорог. Идеальный вариант проведения конкурсов –ноябрь-декабрь каждого года.

Серьезным недостатком в дорожном хозяйстве является несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию (ООО "Нур-1", ОАО "Татавтодор") и, как следствие, большой объем работ по незавершенным объектам – 4,9 млрд. рублей (Аксубаевский район – 13 объектов, Актанышский – 9, Алькеевский – 9, Арский – 15, Высокогорский –15). При этом Администрации районов продолжают настаивать на строительстве новых объектов.

Важнейшим моментом в организации работы дорожного комплекса мы считаем повышение профессионализма сотрудников Главного управления содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан. Здесь необходимо провести изменения в структуре Управления, сосредоточить специалистов на важнейших направлениях деятельности, повысить персональную ответственность руководителей и специалистов.

Заказчикам при планировании работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо использовать результаты диагностики и паспортизации, получаемые с помощью компьютерных систем, внедрить в республике метод видеопаспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений. При приемке работ у подрядных организаций внедрить методы современного инструментального контроля качества.

Главной задачей дорожников в 2005 году является завершение работ на объектах, связанных с подготовкой празднования 1000-летия г.Казани. Это:

- завершение реконструкции автодороги Казань – Аэропорт,

- строительство моста через р.Казанку на 4 транспортной дамбе,

- реконструкция и ремонт центральных улиц г.Казани,

- реконструкция автодороги Казань – пос.Залесный.

Второй важной задачей является практическая реализация первого проекта платной автомобильной дороги Шали – Сорочьи Горы с мостовым переходом через реку Кама у села Сорочьи Горы. В 2004 году была проделана работа, связанная с разработкой проекта и технико-экономического обоснования платной дороги на условиях кредита Внешторгбанка, который поддержали и Президент РТ Минтимер Шарипович Шаймиев, и министр транспорта РФ Игорь Евгеньевич Левитин. Это новые подходы к привлечению инвестиций в дорожно-транспортный комплекс республики. Это начало развития частно-государственного партнерства.

Третья задача – строительство обходов городов, соединение населенных пунктов дорогами с твердым покрытием и реконструкция автодороги М-7 до нормативов I технической категории.

Основные проекты, задачи и перспективы.

До недавнего времени основную задачу мы видели в обеспечении стабильной деятельности транспортных предприятий, наиболее полному возмещению их выпадающих доходов от перевозки льготных категорий населения.

При этом, как бы на втором плане оказывалось качество пассажирских перевозок, наиболее полное удовлетворение потребностей пассажира.

С ростом конкурентной среды, когда у пассажира появилось право выбора, нашей задачей становится создание условий, при которых перевозчики будут "бороться" за пассажира, оказывая ему качественные транспортные услуги.

Текущий год стал поворотным для нас и в плане организации пассажирских перевозок на основе полной платности за проезд.

Переходу к работе в новых условиях предшествовали консультации с главами администраций, социологические исследования, семинары, результатом которых стали изменения расписаний и графиков движения на пригородных маршрутах, введение скидок на проезд в междугородних автобусах для студентов, корректировка отдельных городских маршрутов.

Рекомендовалось введение и льготных проездных билетов для пенсионеров, но администрациями городов на предварительном этапе оно реализовано не было, а в Казани уже в декабре прошлого года проездные билеты для всех категорий пассажиров были вообще отменены.

Введение в феврале единых социальных проездных билетов для бывших льготников позволило снять напряженность первого этапа социальной реформы, однако часть вопросов нам еще предстоит проанализировать и определиться по их разрешению.

В области пригородных и междугородних перевозок в текущем году нам предстоит осуществить ряд мер по созданию цивилизованной конкурентной среды и равного доступа перевозчиков всех форм собственности. Существующая система работы автовокзалов и автостанций, находящихся в собственности акционерных обществ в каждом городе, не гарантирует этого. В итоге, из-за этой монополии, страдает пассажир.

В 2004 году Министерством были начаты работы по ряду инновационных проектов.

Проходит экспертизу проектно-сметная документация первого этапа "Региональной автоматизированной информационно-управляющей системы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", реализацию которой решено начать с городов Набережные Челны и Нижнекамск, где Дирекцией системы были проведены предварительные работы по созданию единых диспетчерских служб для всех видов и участников городских пассажирских перевозок.

Поскольку наиболее успешно и целенаправленно работы по созданию организатора перевозок идут в городе Набережные Челны, то наиболее вероятно, что реальная реализация проекта начнется в этом году именно у челнинцев.

Далее. Истекший год стал годом начала практической реализации нового направления – внедрение логистических принципов в организацию грузовых перевозок.

Выбор фирмы, возглавившей эту работу в республике (ЗАО "Дорожная транспортная компания), проведенные Поволжской Академией водного транспорта исследования, научно-практическая конференция по основным направлениям развития транспортной логистики, создание "Логистической ассоциации Татарстана", позволили начать работу по объединению усилий транспортников, экспедиторских организаций на рынке грузовых перевозок, оптимизации транспортных расходов, росту объемов перевозок.

Положено начало созданию банка данных грузовых перевозок, формированию информационной транспортной биржи.

В рамках разработки стратегии развития транспортного комплекса, как одной из базовых отраслей для роста экономики республики, проведены работы по созданию модели влияния дорожно-транспортной инфраструктуры на изменение уровня жизни людей и среды их обитания.

Компьютерная модель этой системы, "Геограком 5W", представлена сегодня на выставке.

В перечне мероприятий, связанных с 1000-летием Казани главной проблемой остается международный аэропорт "Казань", который в праздничные дни примет на себя главную нагрузку и ответственность по приему гостей. В ходе визита в Казань министра транспорта России мы достигли взаимопонимания, сейчас идут поиски вариантов решения и источников финансирования, без которых невозможно обеспечить необходимые нормы безопасности и требования по приему гостей.

С пуском Казанского метрополитена реально встает задача корректировки системы движения городского транспорта столицы республики. А разработка новой комплексной транспортной схемы администрацией города даже не начата.

Как изменится сеть трамвайных и троллейбусных маршрутов, сколько высвободится единиц подвижного состава, как построить маршрутную сеть для подвоза пассажиров к станциям метро? Это далеко не полный перечень вопросов, на которые сегодня ответа нет, которые все равно решать необходимо.

Администрация города, совместно с ГИБДД, должны уже в феврале, максимум – в начале марте проработать схемы закрытия и перераспределения маршрутов общественного транспорта, чтобы обеспечить работу дорожников и строителей в период подготовительных мероприятий и непосредственно в дни празднования.

9 мая 2005 года весь российский народ отметит 60-летие со дня победы в Великой Отечественной войне. В рамках подготовки к этому празднику республиканским комитетом профсоюза работников дорожно-транспортного комплекса, Советом ветеранов Министерства проделана большая работа по созданию базы данных о ветеранах войны. На сегодняшний день собрана информация по 82 предприятиям о 972 ветеранах ВОВ, 199 участниках боевых действий в Афганистане и 104 участниках событий на Северном Кавказе.

Прошу всех, а особенно руководителей предприятий, подойти максимально внимательно и неформально к удовлетворению нужд и просьб ветеранов.

В 2005 году заканчивается реализация двух республиканских целевых программ по развитию дорожно-транспортного комплекса РТ до 2005 года. Уже сейчас необходимо начать работу над созданием новой, отвечающей современным условиям, программы, которая будет ориентирована, в том числе, и на задачу удвоения ВРП Татарстана.

И последнее, в современных условиях необходимо пересмотреть принципы управления отраслью. Разработана программа реформирования системы управления аппарата Министерства, реализация которой начнется в этом году переходом с отраслевого принципа управления на функциональный.

В своем выступлении я перечислил лишь часть задач, которые нам предстоит решить в наступившем году. В реальности же работы, вопросов, которые постоянно возникают перед нами, у нас намного больше. Нам некогда стоять на месте, нужно постоянно двигаться вперед.

Позвольте выразить уверенность, что вместе с вами – руководителями и работниками подразделений дорожно-транспортного комплекса, мы выполним все намеченные планы и проекты.

Благодарю за внимание.

15 февраля 2005 г.