Публикации > Просмотр публикации
Тезисы доклада заместителя Премьер-министра – министра экономики и промышленности РТ А.М.Пахомова на расширенном заседании коллегии Министерства экономики и промышленности РТ "Итоги социально-экономического развития за 2004 год"

Прогнозируемый уровень основных макроэкономических показателей и пороговые значения индикаторов социально-экономического развития республики на 2004 год выполнены.

Основным индикатором, определяющим цель деятельности всех органов государственной власти, по которому и следует оценивать эффективность нашей работы является интегральный показатель - качество жизни. Данный индикатор рассчитывается с прошлого года. Все показатели, характеризующие его значение, наблюдаются органами статистики, что позволило выйти на обоснованные расчеты. К сожалению, темпы его роста с предыдущего года практически не изменились. Качество жизни оценивается целой совокупностью параметров, в состав которых входит уровень доходов, состояние здоровья, стоимость жизни, уровень комфортности жилья, уровень инфраструктурной обеспеченности объектами здравоохранения, образования, культуры, спорта, уровень экологической безопасности, состояние правоохранительной системы, доверие к власти. В этом году у нас наблюдается отрицательная динамика по двум показателям: младенческой смертности и уровню преступности.

Одним из важнейших итогов 2004 года является существенный рост заработной платы. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работающего за 2004 год составила 5548 рублей и увеличилась по сравнению с 2003 годом на 22,3%, что практически соответствует среднероссийским темпам прироста заработной платы в 2004 году (22,9%). Средняя заработная плата в промышленности достигла 7406 рублей. Следует отметить, что в прошедшем году в лучшую сторону изменилась ситуация с реальной заработной платой, которая составила 110,2% к уровню 2003 года и также приблизилась к среднему значению по Российской Федерации (110,8%).

В 2004 году продолжали расти денежные доходы населения, их сумма в среднем на душу составила 5135 рублей. Номинальный прирост составил 20,6%, реальные денежные доходы возросли на 8,5%. Продолжал расти уровень жизни населения республики. В целом по Приволжскому федеральному округу по уровню заработной платы и денежным доходам населения мы по-прежнему уступаем лишь Самарской и Пермской областям.

Вызывает беспокойство складывающаяся тенденция с неувеличением доли заработной платы в структуре добавленной стоимости. И это при том, что доля добавленной стоимости по итогам 9 месяцев 2004 года увеличилась до 47,1% вместо 42% в соответствующем периоде 2003 года. Тем более, что в текущем году существенно уменьшен единый социальный налог, что позволяет только за счет этого резерва повысить заработную плату на 8%. Одной из главных наших задач на 2005 год является увеличение заработной платы, а, следовательно, и денежных доходов населения. Без этого чрезвычайно сложно эффективно проводить реформы в области жилищно-коммунального хозяйства, систем образования, здравоохранения и т.д. В настоящее время мы завершаем работу над подготовкой предложений по изменению системы оплаты труда работников бюджетной сферы

Валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2004 году составил, по предварительной оценке, 379,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2003 годом в сопоставимых ценах на 6%. Соответственно вырос и объем ВРП на душу населения, в 2004 году данный показатель составил 100,7 тыс. рублей.

Объем промышленной продукции в республике составил 348,4 млрд. рублей и возрос на 5,5% по сравнению с 2003 годом.

Прирост производства достигнут в машиностроении и металлообработке (на 12,9%), в химической и нефтехимической промышленности (на 12,5%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (на 7,1%), в легкой промышленности (на 5,0%), в топливной промышленности (на 4,0%), электроэнергетике (на 0,7%).

В 2004 году добыча нефти увеличилась на 2,7% (добыто 29,95 млн. тонн). Выросло производство важнейших видов промышленной продукции: синтетического каучука на 15,9% (произведено 310,7 тыс. тонн), полиэтилена на 1,5% (417,3 тыс. тонн), грузовых автомобилей на 20,7% (29,2 тыс. штук), легковых автомобилей на 2,8% (41,2 тыс. штук), шин на 5% (11,2 млн.штук). Снижение объемов производства произошло только в пищевой промышленности (на 0,7%).

Объем промышленного производства в 2004 году, по оценке, составил 98,1% от уровня 1990 года,

В прошедшем году крупными и средними республиканскими предприятиями и организациями получена прибыль в сумме 73,5 млрд.рублей, в том числе в промышленности – 57 млрд.рублей (77,6%). Сумма убытка, полученного предприятиями и организациями всех отраслей экономики в 2004 году, составила 3,5 млрд.рублей, в том числе в промышленности - 1,2 млрд.рублей.

Сырьевой сектор занимает пока ведущее место в структуре промышленного производства. Наиболее динамично развивающимися отраслями по-прежнему остаются машиностроение и нефтехимический комплекс, что позволило им прочно удерживать второе и третье место по вкладу в общий объем промышленного производства, несмотря на высокие цены на нефть в 2004 году.

Прирост промышленного производства в республике за 2004 год, исключая топливную промышленность, составил 6,1%.

В 2004 году прирост производства в нефтедобывающей отрасли составил 2,7%. Поддержанию роста объемов добычи нефти способствовал ускоренный ввод в эксплуатацию новых добывающих скважин, использование методов увеличения нефтеотдачи пластов. На ОАО "Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод" впервые достигнута максимальная за историю нефтепереработки республики глубина переработки – 66,4%.

В 2004 году совместно с южно-корейской компанией "LG" было создано ОАО "Татарстано-Корейская нефтехимическая компания". Реализация проекта позволит создать нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс, отвечающий требованиям современных мировых стандартов и довести объем переработки нефти до 14 млн.тонн в год.

Что касается энергетики, то темпы роста производства в этой отрасли ниже, чем в промышленности в целом. Это является подтверждением успешной реализации программ энерго- и ресурсосбережения потребителей, положительной динамики по снижению энергоемкости выпускаемой продукции. Снижается энергоемкость валового регионального продукта.

Особое беспокойство вызывает ситуация с платежами за газ и энергоресурсы в текущем году. Несмотря на то, что с привлечением кредитных ресурсов ЗАО "Татгазинвест" обеспечил 100-процентную оплату газа в ООО "Межрегионгаз", потребители республики оплатили всего 60%. Большой удельный вес по дебиторской задолженности имеют ОАО "Татэнерго" (64%), предприятия коммунальной энергетики (31%). Крупные промышленные предприятия оплатили лишь 59%.

Уровень платежей за газ во многом зависит от расчетов потребителей за электрическую и тепловую энергию. Общий уровень оплаты электрической и тепловой энергии за январь этого года составил 79%. Основная доля потребления энергоресурсов приходится на промышленный сектор экономики. Уровень поступления платежей таких крупных промышленных потребителей, как ОАО "Оргсинтез", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "КАМАЗ" и ОАО "Татнефть" составил 80% от месячного потребления. Большие суммы задолженности имеют ОАО "Нэфис-Косметикс", ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", ФГУП "КАПО им. С.П. Горбунова", ФГУП "Казанский завод точного машиностроения".

Наряду с этим, имеют место факты несоблюдения платежной дисциплины и в других отраслях экономики. Так, сельхозпотребители оплатили 41% месячного потребления, предприятия коммунальной энергетики 31%, бюджетные организации – 38%.

Нефтехимический комплекс по-прежнему один из самых инвестиционно-активных сегментов республиканской экономики. В ОАО "Нижнекамскнефтехим" введены в строй два новых производства перспективных синтетических каучуков, необходимых в производстве автомобильных шин. Готовится к вводу в действие вторая очередь по производству полистирола и полипропилена мощностью 180 тыс. тонн в год.

В 2004 году ОАО "Нижнекамскшина" начато серийное производство высокоэффективных радиальных легковых шин "Кама-евро" мощностью 2 млн. штук в год по лицензии фирмы "Пирелли".

Двум предприятиям нефтехимического комплекса: ОАО "Казанский завод синтетического каучука" и ОАО "Нижнекамский завод технического углерода" удалось преодолеть миллиардный рубеж объемов производства промышленной продукции.

Авиационные предприятия, расположенные в республике, при организационном и финансовом содействии Правительства РТ провели крупные мероприятия по созданию и освоению новой техники, удовлетворяющей действующим и перспективным требованиям ИКАО.

В соответствии с долгосрочной программой лизинга продолжается строительство среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214. В 2004 году изготовлен и передан ОАО "Финансовая лизинговая компания" один самолет Ту-214. В 2005 году для этой компании запланировано строительство еще трех самолетов Ту-214. Подписан договор между ФГУП "КАПО им. Горбунова" и ОАО "Финансовая лизинговая компания" на постройку в период с 2005 по 2007 годы 10-ти самолетов Ту-214 для авиакомпании "Трансаэро". Началась подготовка производства самолета Ту-334.

В прошедшем году завершена сертификация вертолета "Ансат" и начались его поставки на экспорт. Построен и передан для дальнейших испытаний на Московский вертолетный завод первый летный образец вертолета Ми-38. Продолжаются работы над созданием вертолета легкого класса "Актай".

Определяющее влияние на положение дел в машиностроении оказывает группа организаций ОАО "КАМАЗ", на долю которых в 2004 году приходится около 60% производства продукции отрасли. ОАО "КАМАЗ" начато серийное производство семейств модернизированных транспортных средств и развозных автомобилей, доля автомобильной техники, оснащенной двигателями ЕВРО-2, в 2005 году должна быть доведена до 100% (в 2004 году эта доля составляла 50%).

Доля производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции ОАО "Казанькомпрессормаш" в 2004 году достигла 59%. Столь высокий результат достигнут благодаря успешной реализации собственных инновационных разработок.

В 2004 году завершена модернизация производства холодильников на РГУП "Позис". Всего инвестировано в течение последних лет более 500 млн. рублей собственных и привлеченных средств. В результате в республике созданы мощности по производству 500 тысяч бытовых и промышленных холодильников в год, по потребительским свойствам, энергоэффективности и дизайну соответствующих мировому уровню. Бренд "Позис" в настоящее время вошел в тройку лидеров стран СНГ.

Хотелось бы впервые отметить положительные итоги работы легкой промышленности в 2004 году, рост производства которой составил 5% к уровню 2003 года (в 2003 году спад –2,7%). Возросло производство текстильной продукции (на 33,7%), швейной (на 19,9%), хромовых кожтоваров (12,2%). Успешно решают вопросы технического и технологического переоснащения производства ОАО "Мелита", ОАО "Сафьян", ОАО "Кукморская швейная фабрика", ОАО "Адонис", ОАО "Альметьевская чулочно-носочная фабрика "Алсу".

В целях повышения конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей в 2004 году Кабинетом Министров РТ утверждена республиканская целевая программа "Качество", направленная на обеспечение качества и безопасности производимой продукции.

Проводятся работы по дальнейшему совершенствованию государственного заказа. В течение 2004 года в реестр государственных контрактов внесено 5125 контрактов на общую сумму 16,7 млрд. рублей.

Внедрен программно-технический комплекс "Редукцион он-лайн", который определен в качестве официальной торговой площадки. По итогам проведенных торгов заказчики закупают продукцию способом котировки. Таким образом, сняты все ограничения доступа желающих к процедуре закупок. Сформирована база данных цен на закупаемые товары и услуги. Сегодня можно уже сказать, что пройден основной этап и все системообразующие элементы госзаказа созданы.

Доля предприятий малого бизнеса в общем количестве поставщиков государственного заказа выросла и составила 38,6% (28% в 2003 году).

Об инвестиционной деятельности. В 2004 году на развитие экономики и социальной сферы в республике использовано инвестиций в основной капитал на сумму 86,6 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 6,1% больше, чем в 2003 году. Татарстан находится в десятке лидеров по производственному, потребительскому, трудовому, инновационному, финансовому и институциональному потенциалам. Это способствовало активизации процессов привлечения иностранного капитала, объем которого в 2004 году в 3,4 раза превысил уровень 2003 года и составил 596 млн. долларов США.

Принимаются меры, направленные на сохранение привлекательности для стратегических инвесторов промышленной площадки "Алабуга". Республиканским законодательством для участников промышленной площадки "Алабуга" предусмотрены налоговые льготы. С Правительством РФ прорабатывается вопрос о повышении статуса промышленной площадки и включении ее в перечень создаваемых в России особых экономических зон промышленно-производственного типа.

Ведется планомерная работа по созданию промышленного округа на базе ОАО "Нижнекамскнефтехим", ориентированного на привлечение итальянского капитала в развитие отраслевого малого и среднего бизнеса, направленного на переработку углеводородного сырья в востребованные на российском и зарубежном рынках полимерные изделия. В мае 2005 года в Казани намечается проведение очередного заседания Российско-итальянской рабочей группы. В перспективе подобные промышленные округа предполагается создать на базе ОАО "Казаньоргсинтез", ГУП "ПО ЕлАЗ", ОАО "КАМАЗ".

В республике создана целостная система государственной поддержки участников инвестиционного процесса. За годы действия Республиканской адресной инвестиционной программы (2000-2004 годы) предприятиям республики на реализацию около ста важнейших инвестиционных проектов предоставлены бюджетные средства в сумме свыше 2 млрд. рублей.

Республиканской инвестиционной программой на 2005 год предусмотрены средства в сумме 6,8 млрд. рублей, из которых на развитие инфраструктуры производственных и непроизводственных отраслей предполагается направить около 6 млрд. рублей, на социальные программы, развитие реального сектора экономики, целевые комплексные программы по обеспечению экологической безопасности населения будет направлено более 800 млн. рублей.

Завершается реализация в республике Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", средства которой являются дополнительным к бюджетным доходам ресурсом, направляемым в экономику республики. Ресурсы значительные и после завершения Программы необходимо, чтобы они были замещены таким же объемом дополнительно получаемым в бюджет республики средств. Для реализации этой задачи с участием министерств, ведомств, администраций городов и районов, ведущих ученых и практиков республики разработан проект Программы социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы и на период до 2015 года, который в конце марта мы вносим на обсуждение Кабинета Министров республики.

С учетом завершения Федеральной целевой программы и в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ уже с текущего года будет включен в качестве индикатора оценки деятельности министерств, администраций городов и районов индикатор оценки привлечения внешних инвестиционных ресурсов.

В развитие Закона РТ "Об инвестиционной деятельности в РТ", начиная с 2005 года, предприятия, реализующие важнейшие инвестиционные проекты, смогут получить дополнительные налоговые преференции. Это снижение ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет РТ, до 13,5% (льгота в размере 4%) и снижение налоговой ставки до 0,1% на имущество вновь созданное, приобретенное организацией для реализации инвестиционного проекта.

Положительно зарекомендовал себя механизм субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков и части купонных выплат по облигационным займам для реализации инвестиционных проектов, с использованием которого в 2001-2004 годах привлечено в реальный сектор экономики банковского капитала в сумме более 3 млрд. рублей.

В настоящее время ведется работа по привлечению в республику дополнительных федеральных инвестиций, в частности, средств Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника).

В этом году мы празднуем 1000-летие столицы нашей республики. На подпрограмму "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани" из федерального бюджета предусмотрено 1,7 млрд. рублей.

В 2004 году в целях реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы и поддержки внедрения инноваций в производство создана Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд РТ", для повышения инвестиционной привлекательности региона и роста деловой активности образована Государственная некоммерческая организация "Стабилизационный залогово-страховой фонд РТ".

Сегодня в Татарстане действуют 13 технопарков и инновационно-технологических центров различных организационно-правовых форм. Министерством экономики и промышленности РТ подготовлен Инвестиционный меморандум РТ, который формируется, исходя из стратегии развития республики, и он должен стать исходным документом для планирования инвестиционной деятельности вышеназванных фондов, Академии наук РТ, органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Одной из основных функций органов государственного управления в инновационной сфере является ведение государственного статистического учета и обеспечение всех участников инновационного процесса достоверными и максимально оперативными данными. В целях создания республиканской системы мониторинга инновационной деятельности и выработки управленческих решений принято постановление Кабинета Министров РТ об утверждении республиканской формы статистического наблюдения за инновационной деятельностью предприятий и организаций.

В настоящее время совместно с Татарстанстатом производится сбор информации по 208 крупнейшим предприятиям республики. В ближайшее время эти методики будут введены в практическую деятельность.

В 2004 году завершилась Программа ликвидации ветхого жилья. Всего с начала действия Программы построено 48,6 тыс. квартир. Принят Закон РТ "О мерах по государственной поддержке развития жилищного строительства в РТ". Разработан комплекс мер государственной поддержки жилищного строительства, включая развитие системы социальной ипотеки, которая позволит значительно снизить стоимость ипотечного жилья.

О тарифной политике. Известно, что у республиканских органов осталось значительно меньше полномочий в области тарифного регулирования в связи с рядом принятых федеральным центром нормативных документов. Сейчас совместно с Управлением федеральной антимонопольной службы готовится регламент взаимодействия по тарифному регулированию деятельности субъектов, функционирующих на локальных товарных рынках. Результаты этой работы позволят оптимизировать тарифы как в отрасли ЖКХ, так и в отрасли транспортных перевозок и ряде других.

О государственном управлении. Оптимизация системы государственного управления должна основываться не столько на изменении сложившихся организационных структур, сколько должна обеспечить переход на функциональный тип управления. Органам исполнительной власти необходимо освободиться от функций хозяйственника, усилив функции государственного регулирования общих процессов, координации деятельности, научиться анализировать и оценивать результативность готовящихся и принимаемых решений. Для упорядочения процедуры выполнения государственных функций потребуется внедрение системы административных регламентов. Причем такие административные регламенты должны быть разработаны и внедрены не только в органах госуправления, но и в системе местного самоуправления.

В целях оптимизации бюджетных расходов потребуется перейти от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами", которые в том числе будут характеризовать оценку деятельности не только государственных оргструктур, но и деятельности госслужащих. В текущем году планируется включить результаты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в реестр публичных информационных ресурсов.

Важно решить поставленные нами задачи в области образования и подготовки кадров.

Дальнейшее повышение эффективности системы образования должно отражаться, прежде всего, в росте востребованности всех категорий выпускников учебных заведений. Это возможно реализовать через государственный и корпоративный заказ на все виды профессионального образования. Государственное финансирование образования должно осуществляться строго в соответствии с профессионально-квалификационной структурой потребности экономики в специалистах как государственный заказ, он должен отражать приоритеты развития экономики республики. Структура потребности в рамках государственного заказа на образовательные услуги должна быть расчетной и обоснованной мероприятиями по кадровому аудиту.

Необходимо постепенно переходить к оценке качества образования. Необходимым элементом системы как государственного заказа, так и корпоративного заказа на образовательные услуги, должен стать конкурсный отбор учебных заведений и реальная возможность выбора как лучшего профильного учебного заведения, так и контингента преподавательского состава под конкретные профили и специальности.

Другая важная задача – создание комплексной системы подготовки кадров для отраслей экономики. Существует профессионально-квалификационный цикл, который определяет зарождение и устаревание знаний, навыков и умений специалиста. Это закономерно выдвигает реорганизацию и эффективное функционирование системы дополнительного профессионального образования в число первоочередных задач государственной кадровой политики.

28 февраля 2005 г.