Публикации > Просмотр публикации
Выступление министра юстиции РТ Курманова М.М. на коллегии Министерства юстиции РТ по итогам 2004 г.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемые члены коллегии, коллеги, приглашенные!

Прошедший год ознаменовался разделением полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Были приняты ряд федеральных законов, которые обязывали субъекты Российской Федерации приводить свои законы в соответствие с федеральным законодательством.

В связи с этим функция Министерства юстиции РТ по правовому обеспечению нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан вышла на первый план.

Нет необходимости перечислять подробно количественные показатели работы Министерства, так как члены президиума получили материалы коллегии.

Отмечу только несколько цифр. Проведена правовая экспертиза: 703 проектов федеральных законов, 65 Законов Республики Татарстан, поступивших на подпись Президенту Республики Татарстан, 100 проектов Законов Республики Татарстан, 26 проектов Указов Президента Республики Татарстан, 4 проектов постановлений Государственного Совета Республики Татарстан, 398 проектов постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, 42 проектов Соглашений между Правительством РТ и администрациями иных субъектов РФ о сотрудничестве, а также о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, 91 проекта республиканских программ, положений, концепций, регламентов и уставов.

Выполнено 101 поручение Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров РТ в сфере нормотворческой деятельности.

Специалистами Министерства разработаны 44 проекта законов Республики Татарстан, 2 проекта указов Президента Республики Татарстан и 6 проектов постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан.

Проведен юридический анализ 47 протестов (представлений) Прокурора Республики Татарстан, 75 экспертных заключений территориального органа Минюста России.

Обобщая характеристику количественных показателей работы Минюста РТ в 2004 году, следует отметить, что всего рассмотрено 1890 проектов (в 2003 году - 1499, в 2002 году – 745, в 2001 году – 657), причем в большинстве случаев проекты рассматривались в исключительно сжатые сроки.

По поручению Кабинета Министров Республики Татарстан проведен анализ постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, принятых в 1990-2002 годах, на предмет их актуальности и соответствия законодательству (более 8000 актов).

Такая же работа проведена Министерством и по Федеральному закону N 122 от 22 августа 2004 года. По результатам наших анализов и рекомендаций Премьер-министром Республики Татарстан Миннихановым Р.Н. были изданы ряд важных распоряжений. На первый взгляд, количественные показатели наводят на мысль, что Минюст работает с нарастающим итогом, в то же время осознаем, что нам пора от количества переходить к качеству.

Для обеспечения взаимодействия нормотворческой деятельности с министерствами перед сотрудниками Минюста поставлена задача не просто сделать заключения на подготовленные проекты законов и постановлений, а сразу с нулевого чтения совместно с отраслевыми министерствами начинать готовить проекты этих нормативных правовых документов. Эта практика сложилась уже со многими министерствами.

Практически ежедневно изменяется и дополняется федеральное законодательство, что порождает необходимость изменения нормативных правовых актов Республики Татарстан. Поэтому по поручению Премьер – министра Республики Татарстан подготовлен проект распоряжения о возложении контроля за изменением законодательства в республике и ответственности за эту работу на Министерство юстиции РТ.

Тем более, федеральный закон предоставляет такую возможность только в течение 3 месяцев.

Следующее направление работы - ведение и формирование Единого банка данных нормативных правовых актов Республики Татарстан.

В 2004 году рассмотрено 3693 официальных документа, в Единый банк включено на бумажном носителе 996 нормативных правовых актов Республики Татарстан, в электронном виде – 690 нормативных правовых актов Республики Татарстан.

К сожалению, эта работа длительное время велась очень медленно. И только после проведения коллегии совместно с организационным отделом Аппарата Президента РТ с приглашением руководителей аппаратов администраций городов и районов все сдвинулось с мертвой точки.

С целью обеспечения контроля за нормативными правовыми актами местных советов и администраций на предмет их соответствия законодательству систематически направлялась информация в адрес органа, принявшего официальные документы, которая содержала перечень актов, включенных в Единый банк, указание на нормы, противоречащие действующему законодательству (если таковые имеются), редакционные недочеты и конкретные предложения по изменению нормативных актов.

Осуществлялся контроль за направлением нормативных правовых актов для включения в Единый банк с выездом на места. Выезды осуществлены в Арский, Атнинский, Апастовский, Балтасинский, Буинский, Кайбицкий районы республики, а также Авиастроительный, Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский, Приволжский районы г. Казани.

По предложению Минюста вопрос о выполнении Указа Президента Республики Татарстан о ведении и формировании Единого банка данных нормативных правовых актов Республики Татарстан включен в план работы Кабинета Министров РТ на 2005 год и будет рассмотрен на заседании этой осенью.

Иногда удивляюсь некоторым юристам администраций. Например, готовится проект постановления главы администрации нормативного характера, а аналогичные постановления уже зарегистрированы в Минюсте. Вместо того, чтобы посмотреть нужный документ в системе "Гарант" или на сайте Минюста, они будут выдумывать и допускать ошибки. Мы то напишем, поправим, а нужно ли это? Разве трудно воспользоваться тем, что уже создано. И Единый банк данных мы также создаем для вашего блага.

Министерством осуществляется правовая экспертиза проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Остановлюсь на вопросе о подготовке мнения органов государственной власти Республики Татарстан по проектам федеральных законов.

В первую очередь – это проблема срока. Понимаем, что в течение месяца органы власти республики должны представить свои отзывы. Однако, время, необходимое специалистам Министерства для подготовки заключения, практически не предоставляется, т.е. 1-2 дня. Да, с правовой точки зрения мы можем написать, что не имеем замечаний на представленный проект или такие замечания имеются. Однако мы должны учитывать и мнение отраслевых министерств, и интересы республики. Как за такой короткий период можно получить ответ из отраслевого министерства? А подобных законопроектов поступает много.

В некоторых случаях Министерством юстиции РТ высказываются конкретные предложения по изменению и дополнению законопроектов, даже если уже даны положительные заключения. Но Комитеты Государственной Думы эти замечания и предложения не учитывают. Для того чтобы они приобрели силу, Государственному Совету Республики Татарстан необходимо рассмотреть их после принятия Государственной Думой в первом чтении и направить обратно в Госдуму. К сожалению, после принятия в первом чтении данные законопроекты в исполнительные органы не направляются.

Минюст осуществляет регистрацию ведомственных нормативных актов Республики Татарстан.

В течение 2004 года на государственную регистрацию из министерств и ведомств поступило 74 нормативных акта. 27 из них зарегистрированы и внесены в государственный реестр. Все они опубликованы в установленном порядке в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" (в 2003 году поступило на государственную регистрацию 83 нормативных акта, из них 40 были зарегистрированы и внесены в государственный реестр).

В зале присутствуют начальники правовых управлений министерств. В справке, подготовленной сотрудниками Минюста к коллегии, указано, что некоторые министерства не представили нормативные правовые акты на регистрацию. У меня возникает вопрос к специалистам своего Министерства: а чем занимались вы? Почему не организовали проверку? В то же время необходимо иметь ввиду, что регистрация не означает присвоение регистрационного номера. Специалисты Министерства также отвечают за содержание документа, за соответствие федеральному законодательству, за соблюдение законодательной техники и т.д. В связи с переходом сектора регистрации в состав отдела по формированию единого банка данных нормативных правовых актов РТ есть настоятельная необходимость перестроить работу в этом направлении.

Министерством проводилась определенная работа по изучению положений о юридических службах министерств с целью приведения их в соответствие с Типовым положением "О юридической службе органа исполнительной власти Республики Татарстан".

По результатам проверок выявлены противоречия в положениях о юридических службах: в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, в Министерстве образования и науки Республики Татарстан, в Министерстве социальной защиты Республики Татарстан.

Следующая задача: обеспечение условий, достаточных для успешного осуществления деятельности мировых судей.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан N УП – 451 от 7 июня 2004 года "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" Министерством проводилась работа по материально-техническому обеспечению мировых судей Республики Татарстан.

В ноябре 2004 года проведено заседание коллегии Минюста, на котором обсуждались основные вопросы материально- технического обеспечения деятельности мировых судей.

С момента передачи функции материально-технического обеспечения мировых судей Министерству, для нужд мировых судей закуплено:

- 24 факсимильных аппарата;

- 24 копировальных аппарата;

- 10 единиц бытовой техники. Новые компьютеры получили мировые судьи в 37 городах и районах, копировальные аппараты в 16 районах, аппараты для факсимильной связи в 22 районах республики. На приобретение вышеуказанной оргтехники были освоены денежные средства в размере 2,4 млн. руб.

Отделом обеспечения деятельности мировых судей совместно с отделом учета, отчетности и ревизионной работы Минюста в ноябре текущего года проведена инвентаризация материально-технических ценностей, переданных на баланс Минюста РТ. Целью инвентаризации явилось определение состояния и количества материально-технических ценностей, находящихся в эксплуатации мировых судей и их аппарата, а также изучение потребности мировых судей в предметах материально-технического обеспечения. На основании этого определены приоритеты использования денежных средств в 2005 году: приобретение предметов длительного пользования и проведение ремонта.

Погашены задолженности по выполненным строительным работам в помещениях мировых судей Авиастроительного района города Казани (улица Айдарова, 7), Приволжского района города Казани (ул. Габишева, 35а и ул. Авангардная, 143), Высокогорского района (Сельхозтехника, 1а). Общая сумма освоенных денежных средств составила 2,5 миллиона рублей.

При поддержке Премьер-министра РТ Минниханова Р.Н. для завершения работ по капитальному ремонту помещений мировых судей в Приволжском районе города Казани и городе Чистополе Кабинетом Министров Республики Татарстан дополнительно выделено 7 миллионов рублей.

Специалистами Министерства проведена работа по закреплению помещений, занимаемых мировыми судьями. По инициативе Министерства Главой администрации города Казани принято постановление от 30 октября 2004 года за N 1756 согласно которому Минюсту РТ передаются в безвозмездное пользование помещения, занимаемые мировыми судьями города Казани.

Большинство помещений (около 70%), занятых мировыми судьями, эксплуатируются без оформления договоров, лишь на основании решений глав администраций, иногда даже устных. В настоящее время между Минюстом РТ и Министерством земельных и имущественных отношений РТ достигнуто соглашение согласно которому территориальные подразделения Минземимущества в срок до 1 января 2005 года должны подготовить все необходимые документы для оформления прав собственности на объекты недвижимости, занимаемые мировыми судьями. Это позволит в дальнейшем избежать вопросов об оспаривании права пользования названными помещениями, как, например, в Ютазинском районе. В здании суда, построенном на средства республики, не нашлось места для мирового судьи, хотя в нем оборудовано 3 служебных помещения для осуществления правосудия. Поскольку третий федеральный судья не избран, его рабочее место пустует, а мировой судья размещается на предприятии, где ему выделен один кабинет.

В ноябре текущего года разрешен вопрос с размещением мировых судей в Мамадышском, а в декабре - в Тюлячинском районах республики.

Не смотря на это, все еще остается нерешенным вопрос о выделении мировым судьям служебных помещений, пригодных для осуществления правосудия, в Верхнеуслонском, Нурлатском, Черемшанском и Ютазинском районах. Решение данного вопроса Законом "О мировых судьях РТ" возложено на глав администраций районов и городов. В целях реализации требований этого Закона еще в марте 2001 года Кабинетом Министров РТ было принято распоряжение за N 108-Р, предписывающее до 1 мая 2001 года главам администраций передать здания и помещения, пригодные для осуществления правосудия, мировым судьям на праве безвозмездного пользования сроком на 25 лет. В этой связи следует отметить, что по предложению Минюста РТ на заседание Кабинета Министров Республики Татарстан в мае 2005 года выносится рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью мировых судей в Республике Татарстан, в том числе по вопросу обеспеченности мировых судей служебными помещениями. На заседание будут приглашены главы администраций, не нашедших возможности размещения мировых судей у себя в районах.

В 2004 году Минюстом РТ было обеспечено функционирование нотариата республики.

Оказана практическая и методическая помощь Алексеевской, Высокогорской, Сармановской государственным нотариальным конторам.

В прошлом году сектором нотариата рассмотрено 58 обращений по вопросам нотариата, поступивших от физических и юридических лиц. Из них: 9 жалоб на действия частнопрактикующих нотариусов, 6 - на действия государственных нотариусов; 17 запросов организационного и консультативного характера. По результатам рассмотрения все жалобы признаны необоснованными, заявителям своевременно направлены ответы.

В помощь государственным нотариусам направлялись информационно-методические письма по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и наследованию отдельных видов имущества.

Специалистами Министерства проводилась правовая экспертиза материалов комиссии по помилованию, комиссии по антикоррупционной политике (подготовлен проект Кодекса служебного поведения государственного служащего Республики Татарстан), Совета государственной службы, Совета Безопасности Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии и др.

Огромный объем работы проделала наша кадровая служба. Особенно в связи с передачей аппарата мировых судей.

В одном из пунктов итоговой коллегии Министерства юстиции РТ отмечалась необходимость обучения самих сотрудников Министерства основам экспертной работы с законопроектами. В последнее время сотрудники отдела законопроектных работ, единого банка принимали участие в семинарах и учебах, проводимых Государственной Думой, Советом Федерации РФ. Надеюсь, что в повышении образовательного уровня сотрудников нашего Министерства неоценимую помощь окажет Институт сравнительного правоведения при Правительстве РФ. С госпожой Хабриевой Т.Я. (кстати, нашей землячкой и это сыграло не последнюю роль) заключен договор о сотрудничестве и наши сотрудники уже с февраля этого года начнут проходить стажировку в этом институте. Соответственно, заключения Министерства юстиции РТ, данные на законопроекты, должны будут отвечать федеральным требованиям законопроектной техники.

С целью повышения квалификации юристов глав администраций городов и районов республики на базе Института государственной службы при Президенте РТ с 8 по 24 июня 2004 года проведены двухнедельные курсы повышения квалификации работников правовых служб глав администраций городов и районов Республики Татарстан.

23 июля 2004 года на базе этого же Института был проведен семинар по вопросам организации местного самоуправления для представителей глав администраций городов и районов республики. Семинар организован в рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".

Претворяя в жизнь Закон РТ "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", организованы курсы по обучению татарскому языку сотрудников Министерства юстиции РТ и работников аппарата мировых судей. Учёба проводится как на местах (Приволжский, Московский районы), так и в аудиториях КГУ. 75 слушателей проходят обучение татарскому языку.

Выполняя Республиканскую целевую программу сохранения, изучения и развития языков народов Республики Татарстан в отчетном году завершена работа по переводу и подготовке к изданию на татарском языке Земельного, Трудового, Уголовного кодексов РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с учетом последних изменений в действующем законодательстве. Переведенные на татарский язык вышеуказанные тексты направлены в отдел по развитию языков народов Республики Татарстан Кабинета Министров РТ. Начата работа по переводу на татарский язык Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В 2004 году, благодаря финансовой поддержке Премьер-министра РТ, выпущено 4 номера журнала "Право и жизнь" ("Хокук hэм хэят").

За прошедший год в два раза увеличилась поступающая и отправляемая корреспонденции.

Из числа входящей корреспонденции 367 - обращения, жалобы и заявления граждан. В октябре 2004 года представителями Кабинета Министра РТ проведена проверка состояния делопроизводства в аппарате Министерства юстиции РТ. Единственным недостатком в работе канцелярии отмечено отсутствие программного обеспечения делопроизводства. Данное направление работы было предметом рассмотрения на заседании коллегии Минюста.

В часы личного приема руководством Министерства было принято 150 граждан. В соответствии с графиком были организованы выездные приемы населения в районы и города республики.

Несколько слов по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности Министерства. В 2004 году при поддержке Премьер – министра РТ нам удалось закупить новую компьютерную технику для аппарата Минюста РТ .

К сожалению, состояние бухгалтерского учета Минюста оказалось в запущенном состоянии. Не укладывается в голове, как можно было принять в октябре 2003 года 7 сотрудников в отдел единого банка, а в 2004 году не включить их в смету расходов Министерства. Только благодаря помощи Премьер-министра РТ удалось восстановить недостающие деньги. В связи с этими и другими событиями произошла смена руководства финансового отдела. Надеемся, что начальник отдела Давлиев Газиз Хасаншенович, за короткие сроки наладит учет по новому плану счетов бюджетного учета и инструкции по бюджетному учету.

В докладе я останавливался подробно на роботе отделов и подразделений. После перерыва мы продолжим работу коллегии и обсудим эти вопросы.

В заключение отмечу, что руководством республики созданы нормальные условия для работы Министерства. Это и функционирование Министерства как исполнительного органа, и ремонт здания, кабинетов, обеспечение компьютерной и другой техникой. На такую заботу руководства республики о нашем Министерстве, мы обязаны ответить добросовестным отношением к своим обязанностям и с честью выполнить те задачи, которые поставлены перед нами на 2005 год.

Спасибо за внимание.

10 февраля 2005 года

Материал предоставлен Министерством юстиции Республики Татарстан, 2 марта 2005 г.