Публикации > Просмотр публикации
Выступление министра финансов РТ Р.Р. Гайзатуллина на итоговой коллегии МФ РТ
Уважаемый Премьер-министр!
Уважаемый Президиум!
Уважаемые коллеги!
Согласно предварительным данным Госкомстата в 2004 году экономика республики развивалась высокими темпами. Объем валового регионального продукта к уровню 2003 года возрос на 6%. Промышленностью республики произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 348 млрд.рублей, что превышает уровень 2003 года на 96 млрд.рублей (38%). Индекс роста физического объема произведенной продукции к уровню предыдущего года составил 5,5% при 4,7% в 2003 году. Все это оказало положительное влияние на исполнение доходной части всех уровней бюджета и позволило решить задачи, поставленные перед финансовыми и казначейскими органами годовой коллегией Министерства финансов.
Перевыполнены плановые назначения по доходам консолидированного, республиканского, местных бюджетов и целевых бюджетных фондов. В полном объеме поступили средства из федерального бюджета по целевой федеральной программе.
Планы перевыполнены по всем объемным доходным источникам бюджета. Вместе с тем, с выполнением плана сбора налога на прибыль в местные бюджеты не справились 4 региона республики, по налогу на доходы физических лиц - один район, по налогу на имущество - 4 района, земельному налогу – 21.
Несмотря на то, что по сбору земельного налога в 2004 году по сравнению с 2003 годом мы в целом имеем рост, однако из-за наличия и роста недоимки в 13 районах недобор налога против плана составил более 20%. Рост недоимки по земельному налогу, включая платежи, зачисляемые в Дорожный фонд, за 2004 год допущен на 31 млн.рублей и на конец года общая сумма недоимки составила более 480 млн.рублей.
По всем налоговым платежам сумма недоимки по консолидированному бюджету за 2004 год возросла на 140 млн.рублей и на конец года составила 1,6 млрд.рублей.
Плановые назначения по неналоговым доходам в 2004 году по консолидированному бюджету выполнены на 106,5% (план 6,5 млрд. рублей, факт 6,9 млрд. рублей, что составляет 14% от общей суммы собственных доходов консолидированного бюджета).
Кроме того, от реализации государственного имущества и земли поступило 2,1 млрд. рублей доходов, которые направлены в качестве источника покрытия дефицита консолидированного бюджета, в том числе по бюджету Республики Татарстан 1,1 млрд. рублей, местному бюджету – 1 млрд. рублей.
Доходная часть 8-ми целевых бюджетных фондов, консолидированных в бюджете Республики Татарстан, в 2004 году исполнена на 108% (план 7,1 млрд. рублей, факт 7,6 млрд. рублей). Исполнение доходной части за счет собственных источников в разрезе фондов:
млн. руб.
Благодаря качественному исполнению доходной части консолидированного бюджета республики в 2004 году обеспечено покрытие дефицита бюджета и финансирование в плановых назначениях утвержденных в бюджете расходов. Кроме того, за счет дополнительно полученных доходов в процессе исполнения бюджета произведены дополнительные расходы по соответствующим разделам бюджетной классификации.
Фактические кассовые расходы консолидированного бюджета республики за 2004 год составили 78,9 млрд. рублей, бюджета Республики Татарстан - 55 млрд. рублей, целевых бюджетных фондов – 8,0 млрд. рублей, местных бюджетов за счет собственных доходов – 15,9 млрд.рублей.
Расходная часть местных бюджетов в плановых назначениях исполнена в 24 районах и городах республики, а в 21 регионе план по расходам остался невыполненным.
В 2004 году предусмотренная в бюджете Республики Татарстан финансовая помощь, включая дотации и субвенции на частичную выплату заработной платы и финансирование общеобразовательных учреждений местным бюджетам выделены своевременно и в полном объеме. Кроме того, им оказана дополнительная финансовая помощь за счет средств вышестоящих бюджетов на сумму 12 млрд. рублей, что позволило осуществить работы по капитальному строительству, погасить кредиторскую задолженность бюджетных учреждений.
Под особым контролем в течение всего года находились вопросы своевременной и полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, в результате чего на 1 января задолженность по заработной плате отсутствует.
Ежемесячный контроль был установлен за оплатой коммунальных услуг.
Мы начали 2004 год с долгами бюджетных учреждений за потребленные энергоресурсы в объеме 282 млн. рублей, завершили - с объемом в 57 млн. рублей (снижение на 225 млн.рублей).
Несмотря на то, что на погашение кредиторской задолженности бюджетам районов и городов республики была оказана финансовая помощь, в отдельных регионах произошло увеличение задолженности по оплате расходов за коммунальные услуги.
В 2004 году завершилась реализация долгосрочной Республиканской программы ликвидации ветхого жилого фонда. Это стало возможным из-за финансовой поддержки Программы со стороны бюджета Республики Татарстан и выполнения большинством предприятий и организаций республики своих договорных обязательств перед фондом. Вместе с тем, отдельные организации не в полной мере обеспечили выполнение своих договорных обязательств перед Госжилфондом. По состоянию на 01.01.2005г. сумма задолженности регионов республики по уплате платежей в Госжилфонд составила более 169 млн. рублей.
В 2004 году не в полной мере была решена задача по увеличению объемов оказания платных услуг бюджетными учреждениями.
Доходы учреждений, полученные от платных услуг, иной предпринимательской деятельности являются реальным источником повышения благосостояния учреждений, увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, усиления их социальной защищенности, создания условий для роста реальных доходов.
Объем заработанных доходов учреждений в 2004 году составил 1 млрд. 856 млн. рублей или 91% от первоначально установленного плана (2 млрд. 29 млн. рублей). В том числе учреждения, финансируемые из средств республиканского бюджета, заработали 845 млн. рублей или 89% от плана (953 млн. рублей). Учреждения, финансируемые из средств местных бюджетов районов и городов республики, заработали 1 млрд. 11 млн. рублей или 94% от плана (1 млрд. 77 млн. рублей).
Из заработанных учреждениями средств, на заработную плату направлено 673 млн.рублей, что составляет 36% от общего объема доходов, то есть каждый третий заработанный рубль пошел на выплату заработной платы.
Следующий вопрос, который должен находиться в центре финансовой работы, - эффективность контроля за использованием бюджетных средств.
В 2004 году Департаментом казначейства и его территориальными отделениями проведено 1085 ревизий и проверок, в ходе которых установлены нарушения на сумму 129,5 млн. рублей, в том числе факты нецелевого использования бюджетных средств на 56 млн. рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан – 12,5 млн. рублей, местных бюджетов – 43,5 млн. рублей.
В результате принятых по устранению выявленных ревизиями и проверками нарушений мер в бюджет восстановлено 51,9 млн. рублей, что составляет 93% от суммы, использованной по нецелевому назначению. Показатель восстановления по средствам местного бюджета составляет 41,4 млн. рублей или 95% от выявленной суммы, по средствам бюджета Республики Татарстан – 10,5 млн. рублей или 84%. Таким образом, остались невосстановленными
4,1 млн.рублей, выявленные в декабре 2004 года, в том числе по учреждениям, финансируемым из бюджета Республики Татарстан – 2,0 млн. рублей, из местных бюджетов – 2,1 млн. рублей.
Определенная работа проведена в 2004 году по обеспечению разработки и внедрению нового программного обеспечения Автоматизированного центра контроля "Финансы", позволяющего усовершенствовать процесс казначейского исполнения республиканского и местных бюджетов.
На сегодняшний день закончен организационно-методический этап этой работы. В текущем году нам предстоит завершить внедрение Программы "Финансы".
Главной целью совместной работы финансовых, налоговых и казначейских органов республики в 2005 году, как и в предыдущие годы, является качественное исполнение доходной и расходной частей всех уровней бюджета в объемах, утвержденных законодательными органами.
Консолидированный бюджет республики на 2005 год утвержден с дефицитом в сумме 3,2 млрд. рублей.
В течение года нам надо покрыть этот дефицит. Для достижения этой цели нам необходимо решать следующие задачи.
1. Расширение собственной налоговой базы бюджетов всех уровней.
2005-й год для доходной части консолидированного бюджета ожидается более напряженным, чем в 2004 году, что обусловлено, в первую очередь, внесенными федеральным центром существенными изменениями и дополнениями в налоговое и бюджетное законодательство, согласно которым значительно снизятся ставки платежей, зачисляемых в доходы бюджетов субъектов по таким объемным доходным источникам, как налог на прибыль и налоги на добычу полезных ископаемых (нефти), полностью в федеральный бюджет будет зачисляться бывший региональный водный налог.
При таких ожидаемых потерях доходных источников финансовым и налоговым органам совместно с администрациями районов и городов, руководителям предприятий и организаций республики необходимо изыскать возможности увеличения доходной базы бюджета по каждому налогоплательщику и каждому виду налоговых и неналоговых доходов.
Под особым контролем должны находиться вопросы обеспечения поступления в бюджет не ниже в прогнозных назначениях налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, составляющие более половины объема сборов консолидированного бюджета. Самое серьезное внимание на местах должны уделять земельному налогу, зачисляемому в текущем году в полном объеме в доходы местных бюджетов. Наряду с текущими платежами нам необходимо принять соответствующие меры и по взысканию недоимки по платежам во все уровни бюджетов.
По неналоговым доходам в 2005 году необходимо закрепить достигнутую в 2004 году положительную динамику и совместно с территориальными органами Минземимущества РТ обеспечить повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Необходимо обеспечить выполнение плановых назначений по сбору доходов в целевые бюджетные фонды, консолидированные в бюджете Республики Татарстан.
Особый контроль на местах со стороны налоговых, финансовых и территориальных органов Минземимущества РТ должен быть установлен за своевременным и полным поступлением платежей в в бюджет на реализацию Программы социальной ипотеки. Плановые задания на 2005 год предприятиям и организациям республики доведены на сумму 3,1 млрд. рублей. В ближайшее время намечено провести зональные совещания в Казани, Альметьевске и Набережных Челнах по вопросам заключения договоров между организациями и Минземимуществом РТ по уплате платежей на 2005 год.
2. В целях развития инвестиционной и инновационной деятельности, увеличения валового внутреннего продукта и соответственно налоговой базы в республике образованы Стабилизационный залогово-страховой и Инвестиционно-венчурный фонды.
Основной задачей этих фондов является привлечение инвестиций в республику с целью создания конкурентоспособных производств, включая поддержку малого и среднего бизнеса, и на этой основе - расширение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений доходов в бюджеты республики.
Стабилизационный фонд образован путем расширения функций бывшего Резервного фонда по обслуживанию государственного долга.
Новые функции, которые возлагаются на фонд, обусловлены необходимостью обеспечения доступными кредитными ресурсами предприятий, планирующих реализацию среднесрочных (3-5 лет) бизнес-проектов. Кредитные учреждения на выдачу таких кредитов за счет собственных средств идут крайне неохотно, а если кредиты предоставляются, то процентные ставки по ним являются, как правило, плавающими, что осложняет предприятиям планирование своих программ. Помочь решить эти проблемы призван стабилизационный фонд, который обеспечит банки финансовыми ресурсами. Основная цель фонда – это содействие росту деловой активности (и как следствие - увеличение налоговой базы) в Республике Татарстан путем облегчения доступа к кредитным банковским ресурсам субъектам предпринимательства.
Инновационно-венчурный фонд имеет целью поддержку инновационного процесса в Республике Татарстан, который должен ослабить зависимость республиканской экономики от сырьевых отраслей. Для Республики Татарстан одним из приоритетов является отрасль, связанная с переделами углеводородов, фонд должен сыграть свою роль в процессе развития Нижнекамского промышленного округа.
Венчурный бизнес по определению связан с определенными рисками, поэтому этот фонд допускает некоторые возможные потери выделенных средств. Разумеется, фонд принимает разумные меры по минимизации возможных потерь, что достигается организацией системы распределения рисков (Совет фонда устанавливает лимиты на отрасли, проекты, виды участия фонда в бизнесе и т.п.), тщательной экспертизой проектов, их сопровождением в сочетании с методами административной поддержки со стороны Правительства Республики Татарстан и т.д.
Участие государства в инновационно-венчурной деятельности широко распространено в мировой практике.
3. В расходной части бюджета самой важной задачей финансовых и казначейских органов на 2005 год является обеспечение своевременной и полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. Для повышения оплаты труда бюджетников сверх установленных тарифов необходимо использовать доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности по оказанию населению социальных услуг сверх установленных государством стандартных нормативов.
Сегодня бюджетным учреждениям предоставлены широкие полномочия по различным направлениям предпринимательской деятельности, полностью сняты ограничения в составлении и исполнении смет по этому виду деятельности, предоставлена возможность участвовать в данных работах широкому кругу специалистов.
Право утверждения смет предоставлено отраслевым министерствам без дополнительного согласования с другими органами исполнительной власти.
Необходимо продолжить также работу по оптимизации расходов по всем отраслям бюджетной сферы.
К числу важных задач относится и обеспечение своевременной оплаты расходов бюджетных учреждений за коммунальные услуги.
Несмотря на то, что новой бюджетной классификацией детализация экономической статьи "Коммунальные услуги" не предусмотрена, мы сохранили прежнюю систему учета расходов с расшифровкой на отопление, газ, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение.
В 2005 году, так же как и в прошлом году, для обеспечения своевременной оплаты топливно-энергетических ресурсов будет продолжена практика целевого финансирования предприятий-поставщиков энергоресурсов. В связи с этим, все финорганы республики обязаны ежемесячно до 11 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов сведения о кредиторской задолженности в разрезе видов и поставщиков коммунальных услуг.
В связи с переходом на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг и началом ежемесячных денежных выплат в 2005 году нам совместно с Министерством социальной защиты, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и операторами "Ак Барс" Банка, Сбербанка, "Татарстан почтасы" предстоит обеспечить своевременную и полную выплату всех видов субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячных дополнительных выплат.
Кроме того, часть средств на субсидии малообеспеченным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг поступает из федерального бюджета. Финорганы совместно с органами федерального казначейства должны принять меры по оперативному освоению федеральных средств.
4. Большая работа предстоит нам в текущем году по вопросам применения новой бюджетной классификации и Инструкции по бюджетному учету.
В соответствии с Приказом Минфина РФ N 70-н нам до 1 октября 2005г. необходимо осуществить переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету.
В целях реализации Приказов Минфина РФ N N 114 и 70-н создан экспертный совет по реформе бюджетного учета при Министерстве финансов Республики Татарстан, проведены учебно-практические занятия со специалистами Министерства финансов, территориальных органов.
5. В ближайшее время мы планируем осуществить подключение к программе получателей средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, а также скоординировать работу с Управлением федерального казначейства в части электронного обмена информацией по доходам в районах (городах) республики в рамках программы Автоматизированного центра контроля "Финансы". Это позволит получать унифицированную информацию по всем поступающим доходам.
Руководителей финансовых органов, территориальных отделений казначейства, прошу очень ответственно подойти к данному этапу работы.
Одной из наших первоочередных задач является подготовка к формированию бюджета на 2006 год. С 2006 года, в соответствии с федеральным законодательством, бюджетная система усложняется: появляется новый уровень местных бюджетов – бюджеты поселений. Наша задача – подготовить финансово-бюджетную систему республики совместно с федеральными казначействами и налоговыми органами к работе в новых условиях.
В области доходов необходимо:
- обеспечить расщепление поступлений в разрезе бюджета каждого совета местного самоуправления;
- обеспечить наличие у муниципальных районов, городских округов, поселений республики, образуемых в ходе реформы местного самоуправления, необходимой информации по налогоплательщикам, расположенным на их территории;
- обеспечить совместно с органами управления "Роснедвижимость" и отделов Министерства имущественных и земельных отношений оперативный учет земельных участков в разрезе каждого землепользователя и совета местного самоуправления;
- проработать вопрос восстановления отчетности по налогооблагаемой базе по налогу на доходы физических лиц.
В области расходов предстоит уточнить расходные обязательства бюджетов всех уровней Республики Татарстан, привести систему стандартов и норм к потребностям новой организации межбюджетных отношений.
Скоординированная деятельность всех министерств и ведомств по решению поставленных задач, является основным условием успешной реализации перехода к новой структуре бюджетной системы.
Для обеспечения вопросов образования нового уровня бюджетной системы и реформирования межбюджетных отношений законодательной базой в республике были разработаны соответствующие проекты законов, которые приняты в первом чтении и проходят дальнейшее обсуждение в Государственном Совете.
Сегодня в Государственном Совете Республики Татарстан состоится тематический семинар по вопросу "Экономические основы местного самоуправления. Реформа межбюджетных отношений".
Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что в целях обеспечения качественного исполнения бюджетов всех уровней 2005 года требуется неукоснительное выполнение совместными усилиями финансовых, налоговых и казначейских органов задач, поставленных в проекте решения сегодняшней расширенной коллегии. Этот документ вам роздан, прошу его внимательно изучить и внести в него свои замечания и предложения в установленный срок.
Благодарю за внимание.
Уважаемый Премьер-министр!
Уважаемый Президиум!
Уважаемые коллеги!
Согласно предварительным данным Госкомстата в 2004 году экономика республики развивалась высокими темпами. Объем валового регионального продукта к уровню 2003 года возрос на 6%. Промышленностью республики произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 348 млрд.рублей, что превышает уровень 2003 года на 96 млрд.рублей (38%). Индекс роста физического объема произведенной продукции к уровню предыдущего года составил 5,5% при 4,7% в 2003 году. Все это оказало положительное влияние на исполнение доходной части всех уровней бюджета и позволило решить задачи, поставленные перед финансовыми и казначейскими органами годовой коллегией Министерства финансов.
Перевыполнены плановые назначения по доходам консолидированного, республиканского, местных бюджетов и целевых бюджетных фондов. В полном объеме поступили средства из федерального бюджета по целевой федеральной программе.
Планы перевыполнены по всем объемным доходным источникам бюджета. Вместе с тем, с выполнением плана сбора налога на прибыль в местные бюджеты не справились 4 региона республики, по налогу на доходы физических лиц - один район, по налогу на имущество - 4 района, земельному налогу – 21.
Несмотря на то, что по сбору земельного налога в 2004 году по сравнению с 2003 годом мы в целом имеем рост, однако из-за наличия и роста недоимки в 13 районах недобор налога против плана составил более 20%. Рост недоимки по земельному налогу, включая платежи, зачисляемые в Дорожный фонд, за 2004 год допущен на 31 млн.рублей и на конец года общая сумма недоимки составила более 480 млн.рублей.
По всем налоговым платежам сумма недоимки по консолидированному бюджету за 2004 год возросла на 140 млн.рублей и на конец года составила 1,6 млрд.рублей.
Неналоговые доходы
Плановые назначения по неналоговым доходам в 2004 году по консолидированному бюджету выполнены на 106,5% (план 6,5 млрд. рублей, факт 6,9 млрд. рублей, что составляет 14% от общей суммы собственных доходов консолидированного бюджета).
Кроме того, от реализации государственного имущества и земли поступило 2,1 млрд. рублей доходов, которые направлены в качестве источника покрытия дефицита консолидированного бюджета, в том числе по бюджету Республики Татарстан 1,1 млрд. рублей, местному бюджету – 1 млрд. рублей.
Целевые бюджетные фонды
Доходная часть 8-ми целевых бюджетных фондов, консолидированных в бюджете Республики Татарстан, в 2004 году исполнена на 108% (план 7,1 млрд. рублей, факт 7,6 млрд. рублей). Исполнение доходной части за счет собственных источников в разрезе фондов:
млн. руб.
|
Расходы
Благодаря качественному исполнению доходной части консолидированного бюджета республики в 2004 году обеспечено покрытие дефицита бюджета и финансирование в плановых назначениях утвержденных в бюджете расходов. Кроме того, за счет дополнительно полученных доходов в процессе исполнения бюджета произведены дополнительные расходы по соответствующим разделам бюджетной классификации.
Фактические кассовые расходы консолидированного бюджета республики за 2004 год составили 78,9 млрд. рублей, бюджета Республики Татарстан - 55 млрд. рублей, целевых бюджетных фондов – 8,0 млрд. рублей, местных бюджетов за счет собственных доходов – 15,9 млрд.рублей.
Расходная часть местных бюджетов в плановых назначениях исполнена в 24 районах и городах республики, а в 21 регионе план по расходам остался невыполненным.
В 2004 году предусмотренная в бюджете Республики Татарстан финансовая помощь, включая дотации и субвенции на частичную выплату заработной платы и финансирование общеобразовательных учреждений местным бюджетам выделены своевременно и в полном объеме. Кроме того, им оказана дополнительная финансовая помощь за счет средств вышестоящих бюджетов на сумму 12 млрд. рублей, что позволило осуществить работы по капитальному строительству, погасить кредиторскую задолженность бюджетных учреждений.
Под особым контролем в течение всего года находились вопросы своевременной и полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, в результате чего на 1 января задолженность по заработной плате отсутствует.
Ежемесячный контроль был установлен за оплатой коммунальных услуг.
Мы начали 2004 год с долгами бюджетных учреждений за потребленные энергоресурсы в объеме 282 млн. рублей, завершили - с объемом в 57 млн. рублей (снижение на 225 млн.рублей).
Несмотря на то, что на погашение кредиторской задолженности бюджетам районов и городов республики была оказана финансовая помощь, в отдельных регионах произошло увеличение задолженности по оплате расходов за коммунальные услуги.
В 2004 году завершилась реализация долгосрочной Республиканской программы ликвидации ветхого жилого фонда. Это стало возможным из-за финансовой поддержки Программы со стороны бюджета Республики Татарстан и выполнения большинством предприятий и организаций республики своих договорных обязательств перед фондом. Вместе с тем, отдельные организации не в полной мере обеспечили выполнение своих договорных обязательств перед Госжилфондом. По состоянию на 01.01.2005г. сумма задолженности регионов республики по уплате платежей в Госжилфонд составила более 169 млн. рублей.
В 2004 году не в полной мере была решена задача по увеличению объемов оказания платных услуг бюджетными учреждениями.
Доходы учреждений, полученные от платных услуг, иной предпринимательской деятельности являются реальным источником повышения благосостояния учреждений, увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, усиления их социальной защищенности, создания условий для роста реальных доходов.
Объем заработанных доходов учреждений в 2004 году составил 1 млрд. 856 млн. рублей или 91% от первоначально установленного плана (2 млрд. 29 млн. рублей). В том числе учреждения, финансируемые из средств республиканского бюджета, заработали 845 млн. рублей или 89% от плана (953 млн. рублей). Учреждения, финансируемые из средств местных бюджетов районов и городов республики, заработали 1 млрд. 11 млн. рублей или 94% от плана (1 млрд. 77 млн. рублей).
Из заработанных учреждениями средств, на заработную плату направлено 673 млн.рублей, что составляет 36% от общего объема доходов, то есть каждый третий заработанный рубль пошел на выплату заработной платы.
Следующий вопрос, который должен находиться в центре финансовой работы, - эффективность контроля за использованием бюджетных средств.
В 2004 году Департаментом казначейства и его территориальными отделениями проведено 1085 ревизий и проверок, в ходе которых установлены нарушения на сумму 129,5 млн. рублей, в том числе факты нецелевого использования бюджетных средств на 56 млн. рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан – 12,5 млн. рублей, местных бюджетов – 43,5 млн. рублей.
В результате принятых по устранению выявленных ревизиями и проверками нарушений мер в бюджет восстановлено 51,9 млн. рублей, что составляет 93% от суммы, использованной по нецелевому назначению. Показатель восстановления по средствам местного бюджета составляет 41,4 млн. рублей или 95% от выявленной суммы, по средствам бюджета Республики Татарстан – 10,5 млн. рублей или 84%. Таким образом, остались невосстановленными
4,1 млн.рублей, выявленные в декабре 2004 года, в том числе по учреждениям, финансируемым из бюджета Республики Татарстан – 2,0 млн. рублей, из местных бюджетов – 2,1 млн. рублей.
Определенная работа проведена в 2004 году по обеспечению разработки и внедрению нового программного обеспечения Автоматизированного центра контроля "Финансы", позволяющего усовершенствовать процесс казначейского исполнения республиканского и местных бюджетов.
На сегодняшний день закончен организационно-методический этап этой работы. В текущем году нам предстоит завершить внедрение Программы "Финансы".
О задачах, стоящих перед финансовыми, налоговыми и казначейскими органами на 2005 год
Главной целью совместной работы финансовых, налоговых и казначейских органов республики в 2005 году, как и в предыдущие годы, является качественное исполнение доходной и расходной частей всех уровней бюджета в объемах, утвержденных законодательными органами.
Консолидированный бюджет республики на 2005 год утвержден с дефицитом в сумме 3,2 млрд. рублей.
В течение года нам надо покрыть этот дефицит. Для достижения этой цели нам необходимо решать следующие задачи.
1. Расширение собственной налоговой базы бюджетов всех уровней.
2005-й год для доходной части консолидированного бюджета ожидается более напряженным, чем в 2004 году, что обусловлено, в первую очередь, внесенными федеральным центром существенными изменениями и дополнениями в налоговое и бюджетное законодательство, согласно которым значительно снизятся ставки платежей, зачисляемых в доходы бюджетов субъектов по таким объемным доходным источникам, как налог на прибыль и налоги на добычу полезных ископаемых (нефти), полностью в федеральный бюджет будет зачисляться бывший региональный водный налог.
При таких ожидаемых потерях доходных источников финансовым и налоговым органам совместно с администрациями районов и городов, руководителям предприятий и организаций республики необходимо изыскать возможности увеличения доходной базы бюджета по каждому налогоплательщику и каждому виду налоговых и неналоговых доходов.
Под особым контролем должны находиться вопросы обеспечения поступления в бюджет не ниже в прогнозных назначениях налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, составляющие более половины объема сборов консолидированного бюджета. Самое серьезное внимание на местах должны уделять земельному налогу, зачисляемому в текущем году в полном объеме в доходы местных бюджетов. Наряду с текущими платежами нам необходимо принять соответствующие меры и по взысканию недоимки по платежам во все уровни бюджетов.
По неналоговым доходам в 2005 году необходимо закрепить достигнутую в 2004 году положительную динамику и совместно с территориальными органами Минземимущества РТ обеспечить повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Необходимо обеспечить выполнение плановых назначений по сбору доходов в целевые бюджетные фонды, консолидированные в бюджете Республики Татарстан.
Особый контроль на местах со стороны налоговых, финансовых и территориальных органов Минземимущества РТ должен быть установлен за своевременным и полным поступлением платежей в в бюджет на реализацию Программы социальной ипотеки. Плановые задания на 2005 год предприятиям и организациям республики доведены на сумму 3,1 млрд. рублей. В ближайшее время намечено провести зональные совещания в Казани, Альметьевске и Набережных Челнах по вопросам заключения договоров между организациями и Минземимуществом РТ по уплате платежей на 2005 год.
2. В целях развития инвестиционной и инновационной деятельности, увеличения валового внутреннего продукта и соответственно налоговой базы в республике образованы Стабилизационный залогово-страховой и Инвестиционно-венчурный фонды.
Основной задачей этих фондов является привлечение инвестиций в республику с целью создания конкурентоспособных производств, включая поддержку малого и среднего бизнеса, и на этой основе - расширение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений доходов в бюджеты республики.
Стабилизационный фонд образован путем расширения функций бывшего Резервного фонда по обслуживанию государственного долга.
Новые функции, которые возлагаются на фонд, обусловлены необходимостью обеспечения доступными кредитными ресурсами предприятий, планирующих реализацию среднесрочных (3-5 лет) бизнес-проектов. Кредитные учреждения на выдачу таких кредитов за счет собственных средств идут крайне неохотно, а если кредиты предоставляются, то процентные ставки по ним являются, как правило, плавающими, что осложняет предприятиям планирование своих программ. Помочь решить эти проблемы призван стабилизационный фонд, который обеспечит банки финансовыми ресурсами. Основная цель фонда – это содействие росту деловой активности (и как следствие - увеличение налоговой базы) в Республике Татарстан путем облегчения доступа к кредитным банковским ресурсам субъектам предпринимательства.
Инновационно-венчурный фонд имеет целью поддержку инновационного процесса в Республике Татарстан, который должен ослабить зависимость республиканской экономики от сырьевых отраслей. Для Республики Татарстан одним из приоритетов является отрасль, связанная с переделами углеводородов, фонд должен сыграть свою роль в процессе развития Нижнекамского промышленного округа.
Венчурный бизнес по определению связан с определенными рисками, поэтому этот фонд допускает некоторые возможные потери выделенных средств. Разумеется, фонд принимает разумные меры по минимизации возможных потерь, что достигается организацией системы распределения рисков (Совет фонда устанавливает лимиты на отрасли, проекты, виды участия фонда в бизнесе и т.п.), тщательной экспертизой проектов, их сопровождением в сочетании с методами административной поддержки со стороны Правительства Республики Татарстан и т.д.
Участие государства в инновационно-венчурной деятельности широко распространено в мировой практике.
3. В расходной части бюджета самой важной задачей финансовых и казначейских органов на 2005 год является обеспечение своевременной и полной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений. Для повышения оплаты труда бюджетников сверх установленных тарифов необходимо использовать доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности по оказанию населению социальных услуг сверх установленных государством стандартных нормативов.
Сегодня бюджетным учреждениям предоставлены широкие полномочия по различным направлениям предпринимательской деятельности, полностью сняты ограничения в составлении и исполнении смет по этому виду деятельности, предоставлена возможность участвовать в данных работах широкому кругу специалистов.
Право утверждения смет предоставлено отраслевым министерствам без дополнительного согласования с другими органами исполнительной власти.
Необходимо продолжить также работу по оптимизации расходов по всем отраслям бюджетной сферы.
К числу важных задач относится и обеспечение своевременной оплаты расходов бюджетных учреждений за коммунальные услуги.
Несмотря на то, что новой бюджетной классификацией детализация экономической статьи "Коммунальные услуги" не предусмотрена, мы сохранили прежнюю систему учета расходов с расшифровкой на отопление, газ, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение.
В 2005 году, так же как и в прошлом году, для обеспечения своевременной оплаты топливно-энергетических ресурсов будет продолжена практика целевого финансирования предприятий-поставщиков энергоресурсов. В связи с этим, все финорганы республики обязаны ежемесячно до 11 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов сведения о кредиторской задолженности в разрезе видов и поставщиков коммунальных услуг.
В связи с переходом на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг и началом ежемесячных денежных выплат в 2005 году нам совместно с Министерством социальной защиты, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и операторами "Ак Барс" Банка, Сбербанка, "Татарстан почтасы" предстоит обеспечить своевременную и полную выплату всех видов субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячных дополнительных выплат.
Кроме того, часть средств на субсидии малообеспеченным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг поступает из федерального бюджета. Финорганы совместно с органами федерального казначейства должны принять меры по оперативному освоению федеральных средств.
4. Большая работа предстоит нам в текущем году по вопросам применения новой бюджетной классификации и Инструкции по бюджетному учету.
В соответствии с Приказом Минфина РФ N 70-н нам до 1 октября 2005г. необходимо осуществить переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету.
В целях реализации Приказов Минфина РФ N N 114 и 70-н создан экспертный совет по реформе бюджетного учета при Министерстве финансов Республики Татарстан, проведены учебно-практические занятия со специалистами Министерства финансов, территориальных органов.
5. В ближайшее время мы планируем осуществить подключение к программе получателей средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, а также скоординировать работу с Управлением федерального казначейства в части электронного обмена информацией по доходам в районах (городах) республики в рамках программы Автоматизированного центра контроля "Финансы". Это позволит получать унифицированную информацию по всем поступающим доходам.
Руководителей финансовых органов, территориальных отделений казначейства, прошу очень ответственно подойти к данному этапу работы.
Реформирование межбюджетных отношений
Одной из наших первоочередных задач является подготовка к формированию бюджета на 2006 год. С 2006 года, в соответствии с федеральным законодательством, бюджетная система усложняется: появляется новый уровень местных бюджетов – бюджеты поселений. Наша задача – подготовить финансово-бюджетную систему республики совместно с федеральными казначействами и налоговыми органами к работе в новых условиях.
В области доходов необходимо:
- обеспечить расщепление поступлений в разрезе бюджета каждого совета местного самоуправления;
- обеспечить наличие у муниципальных районов, городских округов, поселений республики, образуемых в ходе реформы местного самоуправления, необходимой информации по налогоплательщикам, расположенным на их территории;
- обеспечить совместно с органами управления "Роснедвижимость" и отделов Министерства имущественных и земельных отношений оперативный учет земельных участков в разрезе каждого землепользователя и совета местного самоуправления;
- проработать вопрос восстановления отчетности по налогооблагаемой базе по налогу на доходы физических лиц.
В области расходов предстоит уточнить расходные обязательства бюджетов всех уровней Республики Татарстан, привести систему стандартов и норм к потребностям новой организации межбюджетных отношений.
Скоординированная деятельность всех министерств и ведомств по решению поставленных задач, является основным условием успешной реализации перехода к новой структуре бюджетной системы.
Для обеспечения вопросов образования нового уровня бюджетной системы и реформирования межбюджетных отношений законодательной базой в республике были разработаны соответствующие проекты законов, которые приняты в первом чтении и проходят дальнейшее обсуждение в Государственном Совете.
Сегодня в Государственном Совете Республики Татарстан состоится тематический семинар по вопросу "Экономические основы местного самоуправления. Реформа межбюджетных отношений".
Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что в целях обеспечения качественного исполнения бюджетов всех уровней 2005 года требуется неукоснительное выполнение совместными усилиями финансовых, налоговых и казначейских органов задач, поставленных в проекте решения сегодняшней расширенной коллегии. Этот документ вам роздан, прошу его внимательно изучить и внести в него свои замечания и предложения в установленный срок.
Благодарю за внимание.
Материал предоставлен Министерством финансов Республики Татарстан, 18 февраля 2005 г.