Публикации > Просмотр публикации
ОАО «КАМАЗ»: курс на кооперацию и интеграцию

На вопросы журнала «Внешнеэкономические связи» отвечает Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Анатольевич КОГОГИН

«ВЭС»: Сергей Анатольевич, каковы сегодня основные приоритеты во внешнеэкономических связях «КАМАЗ» со странами дальнего зарубежья, в частности, как развиваются отношения с арабскими государствами?

– Основные приоритеты нашли отражение в реализуемой Стратегии развития компании «КАМАЗ», рассчитанной до 2010 года. В развитии внешнеэкономических связей – это прежде всего курс на взаимовыгодное сотрудничество, на кооперацию и интеграцию. Цель – эффективное построение нашего бизнеса на мировых рынках, и в этом смысле приемлемы все формы: от возрождения прежних связей с целым рядом государств до установления совершенно новых контактов, от обычной практики реализации КАМАЗов на экспорт до открытия в различных регионах сборочных производств. Так, например, «КАМАЗ» вернулся со своими грузовиками на рынок Афганистана, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, впервые в своей истории начал поставки в страны Северной и Западной Африки. В минувшем году открыто сборочное производство ОАО «КАМАЗ» во Вьетнаме. В планах 2005 года – сборка 1200 автомобилей в этой стране.

Динамика роста экспортных продаж ОАО «КАМАЗ» в последние годы заметна – не случайно компания пятый год подряд признается лучшим экспортером России в автомобилестроении.

Несколько лет назад в ОАО «КАМАЗ» была разработана долгосрочная программа продвижения продукции на внешний рынок. Если говорить о развитии связей с Ближним Востоком, первоначально была сделана ставка на ОАЭ как интенсивно развивающуюся страну, и время подтвердило правильность этого выбора. В рамках программы были проведены презентации продукции, в 1996 году привезенные в ОАЭ автомобили в течение самых жарких летних месяцев проходили испытания и уже тогда показали себя на высоком уровне. Практически тогда же началось и регулярное участие «КАМАЗа» в выставках «IDEX» в Абу-Даби. Следствием участия в выставке 2000 года стало первое решение, принятое ОАЭ, о закупке двух партий КАМАЗов. Под этот заказ была организована база техобслуживания с современным оборудованием. Все это вкупе с работой квалифицированных специалистов, обучающих местный персонал, лучше всякой рекламы убеждало в преимуществах сервиса «КАМАЗа». Одного из самых главных призов – «За самую совершенную технику, представленную на демонстрационных выступлениях» – был удостоен «КАМАЗ» на выставке вооружений и военной техники «IDEX-2003». Сейчас идут переговоры о заключении нового контракта с ОАЭ. Продолжается и дальнейшее «освоение карты» Арабского Востока. Происходит это еще и потому, что в мусульманском мире позиции Республики Татарстан традиционно сильны. В результате было получено несколько крупных контрактов, которые мы с честью выполнили. Ежегодно подтверждаемый успех команды «КАМАЗ-Мастер» на традиционных ралли «Париж – Дакар» сделал КАМАЗ узнаваемым во всем мире.

«ВЭС»: Как складываются эти отношения в области поставок автомобильной техники? Каковы перспективы развития этих связей на ближайший период?

– Преференции столь требовательной организации, как Министерство обороны ОАЭ, послужили хорошим примером для других стран Ближнего Востока, также начавших сотрудничать с нами. В рамках реализации программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» в многострадальный Ирак было поставлено более 3000 автомобилей. Далее последовали новые контракты и поставки: в Кувейт, Сирию и целый ряд других стран. Сегодня наши КАМАЗы работают в Национальной Гвардии Королевства Бахрейн, в прошлом году «КАМАЗ» выполнил один из самых крупных заказов последних лет: 500 автомобилей было собрано для Министерства обороны Катара, первый опыт поставок появился в Судане. Предметный интерес к автомобильной технике КАМАЗ так называемого двойного предназначения обусловлен ее надежностью, выносливостью, высокой проходимостью в условиях пустыни, скоростью и маневренностью, а также тем, что довольно большое число государств Ближнего Востока реализует программу своего технического перевооружения. Оснащение армий не очень дорогими, но способными решать любые тактические задачи автомобилями, – сегодня для них вопрос весьма актуальный. Большой интерес к нашей технике проявляют страны, использующие автомобили с правым рулем: в Индии, например, КАМАЗы уже не первый год трудятся на строительстве хайвэев.

«ВЭС»: Что привлекает зарубежных партнеров в сотрудничестве с вашим предприятием? В чем преимущество продукции и условий сотрудничества, которые предлагает «КАМАЗ»?

– Надежность «КАМАЗа» как делового партнера уже давно подтверждена практикой. Для финансирования экспорта и продвижения продукции КАМАЗ на иностранные рынки в области внешнеторговой деятельности налажено сотрудничество с коммерческими банками. Сегодня все предприятия группы «КАМАЗ», формирующие основную технологическую цепочку по всем продуктовым направлениям, сертифицированы на соответствие Системы менеджмента качества по требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000, на основании чего «КАМАЗ» имеет право получения национальных сертификатов в странах – членах Союза сертификационных обществ без дополнительного проведения сертификации. Компания выпускает автомобили более 30 моделей, от малотоннажных до супертяжеловесов, причем в соответствии с потребительскими заказами имеет возможность поставлять практически любые их модификации в запрашиваемом количестве, при этом сохраняя высокую степень унификации узлов и агрегатов. Ведется постоянная работа над совершенствованием двигателя – в том числе и по экологическим стандартам, отвечающим международным требованиям. В 2005 год «КАМАЗ» стал обладателем сертификатов на выпуск двигателей уровня «Евро-3». Немаловажный фактор – сервис. Поставляя за рубеж крупные партии техники, компания стремится обеспечить ее ремонтное обслуживание на территории страны-импортера. Такая «гарантированная забота» не может не привлекать эксплуатирующие организации и страны, получающие возможность создания новых рабочих мест.

«ВЭС»: Расскажите о размещении производства автомобилей КАМАЗ за рубежом. Где, в какие сроки и в каких объемах, на каких условиях?

– Сборочные производства КАМАЗов с участием местных фирм – наших партнеров – действуют сегодня в Украине, Казахстане и во Вьетнаме, прорабатывается вопрос открытия и в Египте. В ближайшей перспективе – начало сборки КАМАЗов в Пакистане, Иране, Судане. Рассматриваются и варианты в Европе. Одной из предпосылок подобного шага можно считать тенденцию многолетнего постоянного увеличения спроса на продукцию КАМАЗ. Однако все зависит от потребностей и возможностей каждой конкретной страны, от перспектив привлечения к реализации проектов на местах серьезных инвесторов и партнеров по бизнесу – не только от межправительственных соглашений. Во Вьетнаме процедура открытия сборочных производств от «А» до «Я» в общей сложности составила примерно год. Для многих развивающихся стран путь создания сборочных производств – единственный шанс войти в число государств – производителей автомобильной техники.

«ВЭС»: Какие модели КАМАЗ (в том числе и военные) будут представлены на выставке в Абу-Даби? Каковы их основные характеристики?

– На выставке «IDEX-2005» «КАМАЗ» представит совершенно новые бортовые тягачи КАМАЗ-6560 и КАМАЗ-65224 грузоподъемностью 14 и 19 тонн, изготовленные с применением тяжелых узлов, имеющие высокие тягово-динамические качества, что позволяет преодолевать практически любые препятствия. Первый автомобиль впервые оснащен дизельным восьмицилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 400 л.с. Оба экспоната укомплектованы шести- и шестнадцатиступенчатыми коробками передач фирмы «Цанрад Фабрик», что как раз наглядно свидетельствует о развитии кооперации «КАМАЗа» с ведущими европейскими фирмами. Трехместные кабины со спальным местом удобны для водителей. Как обычно, участники «IDEX» смогут оценить КАМАЗы во время проведения испытаний. В рамках выставки мы намерены провести переговоры с представителями 50 стран.

«ВЭС»: Каковы объемы заказа со стороны Министерства обороны РФ на вашу продукцию военного назначения?

– Министерство обороны Российской Федерации – один из самых крупных основных заказчиков ОАО «КАМАЗ», существует и практика проектирования автомобилей по его заказу. Потенциал научно-технического центра «КАМАЗа» позволяет браться за эту работу практически для любой отрасли. В октябре минувшего года генералитет МО РФ, проводивший в Набережных Челнах научно-практическую конференцию, заявлял о намерении армии в 2006 году «пересесть на новые типажи автомобилей». В рамках всего того, что необходимо для переоснащения, примерно 50 процентов – потребность в технике, которую производит и разрабатывает «КАМАЗ». Поскольку позиция МО – установление длительных отношений с заводами-производителями, мы рассчитываем на продолжение установившихся контактов, получение и в перспективе солидных заказов от одного из самых надежных наших партнеров.

Журнал Внешнеэкономические связи.- 2005, №1 (13), с.14-17.