Публикации > Просмотр публикации
Тезисы доклада министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марата Хуснуллина на итоговой коллегии Министерства
В процессе проводимых преобразований из состава отраслевых предприятий после разделения функций вышли непрофильные предприятия и соответственно выполняемый ими объем работ. В сопоставимых видах выполняемых функций объем реализации услуг возрос на 24% и составил (включая поставку электроэнергии) составил 15,6 млрд. рублей, в том числе населению 6 млрд. рублей.
В результате принятых мер по финансовому оздоровлению кредиторская задолженность за год сократилась 11,8%, разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностью сократился в 2,2 раза и составил 781 млн.руб.
Доля кредиторской задолженности от объема годовой реализации услуг снизилась до 35%, а доля дебиторской - до 30%.
Собираемость текущих платежей увеличилась и составила в целом по отрасли 98%, в том числе платежей населения 97% (2003 году - 96%.), объекты соцсферы – 107% (с учетом долгов прошлых лет), прочие плательщики – 95%.
Ежегодный рост за период 2000-2005гг стоимости услуги газоснабжения и электроэнергии для населения составил 382% и 312% соответственно, в то время как себестоимость услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения возросли на 234%. Исключая из структуры затрат косвенные расходы на газ и др. энергетические составляющие, собственные расходы ЖКХ с 2000 по 2005 год выросли на 185%, что на 25% меньше роста индекса цен на промышленную продукцию
По информации Госкомстата РТ по городам Приволжского Федерального округа в 2005году размер платежа за ЖКУ (с учетом равных нормативов потребления) с человека в месяц в Казани составляет 406,85 рублей, как и в 2001-2004 годах он является наименьшим среди городов, а самые высокие в г.Перми 594 руб., г.Ижевске 518,48 руб., г.Оренбурге 517,67 руб., г.Самаре 490,48 руб., г.Уфе 418,0 руб.
по Республике Татарстан платеж составляет 440,51 рублей, который является средним среди регионов, такими как Ульяновская область 441,34, Пензенская область 439,78руб., Саратовская область 436,97руб. Самые высокие платежи в Пермской области 581,24 руб., в Оренбурской области 508,77 руб., Удмуртской Республике 504,24 руб., Кировской области 499,20 руб., Самарской области 498,38 руб. Самый низкий платеж за жилищно-коммунальные услуги в Республики Марий-Эл в размере 332,11 руб.
Данные по оплате жилищно-коммунальных услуг населением, анализируются на базе трех городов Казань, Набережные Челны и Зеленодольск.
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Всего на предоставление субсидий в соответствии со стандартами, установленными федеральными органами из бюджета РТ предусмотрено 367 млн.руб. Дополнительно республиканскими нормами предусмотрено выделение средств на субсидии гражданам в размере 1105 млн.руб.
Кроме того, республиканским бюджетом при условии:
Среднедушевого дохода семьи не более 3 200 руб. и наличии централизованного отопления предоставляются дополнительные субсидии на оплату отопления сверхнормативной площади в пределах 50% нормы.
Порядок расчета:
Разница между фактическим и минимальным тарифом на каждый м2 сверхнормативной жилой площади
Количество получателей: более 190 тыс. семей, объем средств: 125 млн. руб.
Общий объем средств субсидий: 1 472 млн.руб.
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ ЖКХ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОЙ ФОРМЕ
Количество организаций ЖКХ – 1652.
По организациям ЖКХ с 2001 года количество ООО увеличилось более чем в 6 раз; ОАО и ЗАО – на 67,6%, кооперативов и товариществ собственников жилья – на 37,9%.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
Министерством и его структурными (территориальными) подразделениями совместно с главами администраций районов (городов) республики (без г.Казани) проведена работа по выработке управленческих решений по реформированию 144 унитарных предприятий ЖКХ. По каждому из данных предприятий были подготовлены и доведены до Минземимущества РТ, утвержденные сессиями местных Советов соответствующие управленческие решения, которые предусматривали: ликвидацию 32 предприятий; банкротство – 13, приватизацию – 38; сохранение существующей организационно-правовой формы – 1; разделение – 55; преобразование в учреждение – 5 предприятий.
На Коллегии Минземимущества РТ утверждены Планы приватизации 13 предприятий ЖКХ.
УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОЛЯМИ АКЦИЙ
Сегодня 31 представитель министерства выполняют функции представителей государства в органах управления 35 акционерных обществах.
На 2005 – 2006 гг. Министерством предложены кандидатуры 49 представителей государства для избрания (назначения) в органы управления 42 акционерных обществ, в т.ч. в строительной отрасли – 46 представителей в 39 ОАО, в ЖКХ 3 представителя в 3-х организациях.
ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВАХ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ В 2005 ГОДУ
(в соответствии с Законом РТ "Об утверждении Программы
реформирования и модернизации жилищно-коммунального
комплекса на 2004-2010 годы"
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ
В 2004 году организациями ЖКХ оплачено налоговых платежей в бюджеты всех уровней 931 млн.руб., во внебюджетные фонды 897 млн.руб., итого 1828 млн.руб.
Организациями строительного комплекса направлено в бюджетную систему РФ 3,7 млрд. руб., в т.ч. отрасль строительство 3,265 млрд.руб., промышленность строительных материалов 0,431 млрд.руб.
ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Уровень износа основных фондов водопроводных сетей и сооружений снижен на 1,1% и составляет 50,5% . В Бугульме утечки снижены на 6%, в Буинске на 3,4%.
На сегодняшний день протяженность ветхих водопроводных сетей составляет 3 319,6 км (35,9 % от общей протяженности), ветхих канализационных сетей составляет - 839,4 км (25%)
Серьезной проблемой остается обеспеченность населенных пунктов Республики Татарстан очистными сооружениями канализации. Перегружены 40% действующих очистных сооружений канализации, 42% эксплуатируются 25 и более лет и требуют замены или реконструкции. Износ канализационных сетей достигает 25%, износ очистных сооружений канализации и канализационных насосных станций сохранился на уровне 50%.
В 2004 году завершена программа оснащения государственного жилищного фонда Республики Татарстан объектовыми приборами учета расхода воды.
Установка приборов учета позволила нормализовать потребление воды населением, даже с учетом ежегодного прироста объемов жилья потребление воды населением от централизованных источников снижается
ТЕПЛОЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЯ ЖКХ
В 2004 году заменены 149 котла, выработавших нормативный срок эксплуатации, капитально отремонтировано - 359; заменены 98,6 км ветхих тепловых сетей; реконструировано 24 котельных; построено 28 автономных котельных.
За два года использования лизинговых операций, позволяющих провести модернизацию производства в условиях большого дефицита оборотных средств, по лизингу котельного оборудования заключено договоров с предприятиями коммунальной энергетики на сумму более 195 млн. рублей, по узлам коммерческого учета газа -около 40 млн. рублей. В результате, достигнута 100 процентная оснащенность котельных приборами учета электроэнергии и газа, 81% - приборами учета воды на МУП "ПО "Казэнерго". Оснащение коммунальных теплоисточников приборами учета выработанной тепловой энергии, приборный учет расхода и потребления энергоресурсов позволит организовать мониторинг эффективности работы каждой котельной.
В 2004 году предприятиями коммунальной энергетики выработано 8 млн.388 тыс. Гкал тепловой энергии. Для этого израсходовано:
- условного топлива – 1,373 млн. тонн;
- эл./энергии – 348 млн. кВт/час;
- воды – 11,11 млн. куб. м
- доля топлива в стоимости 1 Гкал (средняя по РТ 353,58 рублей) в зависимости от теплоисточника составляет от 33 до 52%.
В прошлом году основные усилия были направлены на повышение энергоэффективности теплоисточников. В результате удельный расход топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии составил 163,6 кг.у.т., что на 4,1 кг меньше результата 2003 года. Это снижение позволило сэкономить в 2004 году 29,4 млн.куб.м газа. Удельные расходы электроэнергии и воды из-за недостаточного объема финансирования работ по замене ветхих тепловых сетей повысились и составили 41,4 кВт.ч/Гкал и 1,32 куб. м/Гкал.
Анализ вложенных средств в развитие и модернизацию систем теплоснабжения показывает, что они в основном направлялись на поддержание устойчивого и надежного теплоснабжения. Показатели энергоэффективности изменились слабо. В первую очередь это обусловлено большим износом оборудования, принятого на баланс ПТС от различных ведомств бюджетных организаций. Практически все они находились либо в аварийном состоянии, либо имели сверхнормативный износ. Средний износ по итогам года с 53% снизился до 49% (оценочные данные до подведения балансов).
БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Освоено за 2004 год 1,46 млрд. рублей, что на 12,3% больше чем в 2003 году.
Прирост дорог с усовершенствованным покрытием составил в городах Елабуга 3,7 тыс. кв. м, Бугульма 1371 тыс. кв. м., Зеленодольск 30,5 тыс.кв.м, Альметьевск 2471 тыс. кв. м, Заинск 23,0 тыс. кв. м, Менделеевск 34 тыс. кв. м. Неплохо организована работа по улучшению содержания дорожно-уличной сети в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Повышают качество работ в этом направлении в городах Елабуга, Бавлы.
За счет увеличения обеспеченности предприятий ЖКХ необходимым оборудованием и спецтехникой повысилась эффективность системы организованного сбора, транспортировки и утилизации бытовых отходов. За отчетный период общий сбор вторичного сырья составил 39919,6 тыс. тонн, что в 3,5 раза больше, чем в 2003 году.
В настоящее время практически каждый город и сельский район имеет полигон ТБО, объем сбора ТБО с начала реализации Программы за 5 лет увеличен на 31 %.
С целью увеличения объемов переработки вторичных ресурсов, извлекаемых из ТБО, министерством прорабатывается вопрос о привлечении инвестиций на строительство предприятий по переработке ТБО для городов: Казань, Зеленодольск, Азнакаево. Ведется проектирование мусоросортировочного завода для г. Нижнекамск.
Альтернативным путем решения вопроса организации сбора и сортировки отходов является безконтейнерный и селективный сбор ТБО от населения. Этот способ применяется в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск, Нурлат, Елабуга, с.Сарманово, с.Балтаси, с.Актаныш, с.Алексеевское, с.Лаишево, г.Арск, г.Буинск, г.Мензелинск, г.Бавлы и др., что позволяет отказаться от дополнительной потребности в контейнерах.
Из предприятий ЖКХ республики, принявших участие во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях заняли призовые места и получили дипломы лауреатов.
Снизились объемы финансирования мероприятий из средств Экологического фонда. Так финансирование мероприятий в 2003 году в части "Утилизация, переработка отходов" составило 63%, что не позволило добиться намеченных результатов. Из 15 строящихся полигонов введены в эксплуатацию всего 2 (р.ц. Большая Атня, р.п. Муслюмово). Финансирование (по оперативным данным) из средств Экологического фонда составило всего 28% от плана (11,4 млн. рублей). По статье дополнительные доходы эта цифра еще ниже и равна 5,5 %.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛЬЯ
После приведения тарифов на жилищные услуги к экономически обоснованным, эксплуатация жилья стала привлекательной для предпринимателей. И сразу в 2003 году произошел резкий рост передачи объемов жилищного фонда на эксплуатацию частным предприятиям до 53,8%. В 2004 году этот процесс продолжился, объем жилищного фонда, находящегося на обслуживании частных предприятий составил 61,6% (рост на 7,8%).
О КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Проведение капитального ремонта жилищного фонда является одним из основных требований граждан по повышению качества предоставляемых услуг. Одной из причин и как следствие некачественного исполнения обязательств по обслуживанию жилищного фонда является недофинансирования капитального ремонта жилищного фонда. Поэтому в 2004 году впервые введен Федеральный стандарт в размере 2,6 рубля на 1м2 общей площади жилья в месяц, на 2005 год он увеличен до 2,8 руб.
При нормативе годового объема капитального ремонта 4-5% от общей площади жилищного фонда в среднем по России ремонтируется 0,5% жилья, в Республике Татарстан достигнут объем ремонта около 2% в год. В результате долгов прошлых лет общий объем недоремонта многоквартирного жилищного фонда по республике по-прежнему велик и составляет 15 млн. кв. метров или 6 млрд. 534 млн. рублей, а с учетом инфляции и удорожания материалов более 9 млрд. рублей.
В принятом в 2004 году законе по Программе реформирования ЖКХ, для реконструкции и модернизации жилищного фонда на 7 лет предусмотрено 17,4 млрд. руб. Одним из источников средств проведения модернизации и реконструкции жилых домов является надстройка дополнительных этажей в жилых домах с последующей их продажей, что позволит сократить расходы по эксплуатации жилых домов и получить дополнительную жилую площадь. Применение высококачественных, долговечных строительных материалов и элементов инженерных систем (полимерные трубы и др.), переход от плоских совмещенных крыш к скатным и других современных технологий при производстве капитального ремонта на момент завершения программы позволит снизить до 70% эксплуатационных затрат.
Увеличение доли комплексного капитального ремонта в общем объеме капитального ремонта жилищного фонда должно внести перелом по переходу количества приватизированного жилья (73%) в качество - создание ТСЖ.
За 2004 год Государственной жилищной инспекцией было обследовано 6283 жилых домов (2003г. – 4896) , общей площадью 9,5 млн. кв.м (2003г. - 9,1 млн. кв. м), в том числе комплексно обследовано 3432 домов (2003г. – 2414) общей площадью 7,3 млн.кв.м (2003г. - 7,1 млн. кв. м.).
При этом выявлено более 27 тысяч нарушений содержания жилищного фонда (2003г. – 23234), из них 19,3 тысяч нарушений устранены в соответствии с выданными предписаниями, что составляет 71,5%. По устранению остальных нарушений балансодержателями представлены план-графики их устранения (требуются благоприятные погодные условия, значительные финансовые средства и т.д.), которые находятся на контроле жилищной инспекции до полного выполнения необходимых работ.
За весь период лизинговой деятельности ОАО "Таткоммунпромкомплект" было отпущено техники и оборудования на 1 199 млн. руб.:
Из них за 2004 год было отпущено техники и оборудования на 312 млн.руб., из них:
- коммунальным предприятиям - 216 млн. руб.,
в т.ч. по программе энергосбережения - 137 млн. руб.
- строительным организациям - 96 млн. руб.
По программе энергосбережения за 2004 год было отпущено на сумму 137 323 813 рублей:
Лизинговую деятельность планируется осуществить за счет использования свободных денежных средств Республиканского лизингового фонда, возвратных платежей и привлечения заемных средств.
1.Лизинг приборов учета и энергосберегающего оборудования.
Задача направления: оснащение приборами учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов в жилищно-коммунальной отрасли
- установка коммерческих узлов учета газа на сумму 10 млн. руб., - потребления тепла и системы регулирования теплоснабжения в жилищном фонде на сумму 12,5 млн. руб.,
- модернизация 16 котельных с заменой 52 котлов на сумму 64 млн. рублей,; внедрение блочно – модульных котельных на сумму 16 млн. рублей;
- пластинчатых теплообменников на сумму 5,8 млн. руб.,
- установка частотных регуляторов на объектах ВКХ на сумму 76 млн. руб.,
- внедрение малых ОС в количестве 15 объектов на общую сумму 58,4 млн.руб,
- модернизация тепловых сетей на сумму 11 млн. руб.
2. Лизинг спецтехники и оборудования
Задача направления: техническое перевооружение предприятий строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
- лизинг спецтехники и оборудования предприятиям ЖКХ на сумму 47 млн. руб.;
- лизинг оборудования, обеспечивающих внедрение новых технологий в области производства строительных материалов на сумму 100 млн. руб.
3. Выполнение программ по оснащению полигонов твердых бытовых отходов оборудованием по сортировке и переработке мусора на основе лизинга.
Задача направления: оснащение полигонов ТБО оборудованием по сортировке и переработке мусора.
- оснащение полигонов ТБО мусороуборочной и мусороперерабатывающей техникой на сумму 30,7 млн. рублей;
- оснащение оборудованием по сбору, сортировке и переработке мусора на сумму 5,5 млн. рублей.
Завершена Программа ликвидации ветхого жилищного фонда. С 1996 года Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан построено свыше 51 тысячи квартир. Благоустроенное жилье получили свыше 48 тысяч семей (вместо запланированных по Программе 46762 семьи).
В целом по Республике Татарстан в 2004 году строилось 13 861 подконтрольных инспекции Госархстройнадзора объектов, проведено 7 556 проверок. В 2004 году на одного инспектора приходилось 146 объектов жилищно-гражданского и индивидуального строительства, при норме 35 объектов.
Инспекции поднадзорно также 316 предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов. На всех предприятиях регулярно проводятся проверки на предмет соблюдения производителями нормативно-технической документации.
Контроль за стройиндустрией
Индивидуальное жилищное строительство
Филиалом ГУ "Федеральный лицензионный центр на территории Республики Татарстан" в 2004 году выдано 1433 лицензии, что на 357 лицензий меньше чем в 2003 году. Уменьшение количества выданных лицензий связано с повышением требовательности к соискателям.
Наряду с лицензированием осуществляется контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. За 2004 год были проведены проверки 600 организаций и индивидуальных предпринимателей.
В 2004 году Конкурсной комиссией МСАЖКХ РТ проведен 191 конкурс на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд на общую сумму 2 578 863,70 тыс. рублей. В конкурсах приняло участие 985 организаций 414 из которых признаны победителями. Экономический эффект в результате проведения конкурсов составил 16,4%, что в денежном выражении составило 520 530,34 тыс. рублей.
В течение 2004 года проведено 103 конкурса на поставку оборудования (в том числе 56 конкурсов методом запроса ценовых котировок) для комплектации объектов на общую сумму 514 302,33 тыс. рублей. Экономия бюджетных средств по конкурсам на поставку 105 087,74 тыс. рублей, что составляет 16,7% от стартовой стоимости оборудования.
Во исполнение постановления Кабинета Министров от 11.06.2002г. N 329 ведется разработка Генерального плана республики, городов, райцентров и рабочих поселков. В 2004 году завершена разработка генеральных планов г.Бавлы, г. Чистополя, г.Тетюши, р.ц. Аксубаево, р.ц. Новошешминск, р.ц. Верхний Услон, р.ц. Черемшан, р.ц. Урусу. В настоящее время эти генпланы находятся на рассмотрении органов экспертизы.
На 2005 год подготовлен Титульный список проектных работ с объемом работ по разработке градостроительной документации в сумме 100 млн.рублей. В 2005 году предусматривается завершить разработку следующих генеральных планов: г.Альметьевск, г.Набережные Челны, р.ц.Арск, р.ц.Кайбицы, р.ц. Кукмор, р.ц. Алексеевское, р.ц.Дрожжаное, р.ц.Рыбная Слобода, г.Нурлат.
Генпланы остальных городов и райцентров реально могут быть завершены в 2006-2007 г.г. при условии достаточного финансирования (порядка 100 млн. рублей в год).
По Генплану РТ (Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития Республики Татарстан) подготовлен Аналитический доклад, разработана Концепция. Особенностью новых подходов к градостроительству на уровне республики является необходимость разработки отраслевых схем с целью обоснования резервирования земельных участков для государственных нужд. Без таких схем по новому законодательству нельзя отводить земельные участки для строительства конкретных объектов.
В связи с новым Градостроительным кодексом РФ возрастает актуальность разработки генпланов, так как продажа земельных участков должна производиться только с аукционов. Сформировать земельный участок для выставления на аукцион можно только на основании градостроительной документации (генплан, проект планировки, проект межевания). Кроме этого необходимым условием является наличие утвержденных правил землепользования и застройки для каждого поселения, которые должны разрабатываться по заказам муниципальных образований.
Первоочередной задачей для РТ в области градостроительства является разработка нового Градостроительного кодекса Республики Татарстан. Министерством и фирмой Татинвестгражданпроект подготовлено задание на разработку в 2005 году этого кодекса, с привлечением авторов – разработчиков федерального Градостроительного кодекса.
Надо со всей определенностью сказать, что уровень ответственности за принимаемые решения в области планирования строительства и качество создаваемых объектов, переданный законодательством об общих принципах местного самоуправления и новым градостроительным законодательством администрациями городов и районов пока не осознан. Подтверждением этому является неудовлетворительное финансирование документации из местных бюджетов. Уровень требований к правовой составляющей градостроительной документации, процедурным вопросам принятия решений по землеустройству значительно возрос. Это уже почувствовали в управлениях городов республики, где сложившаяся структура начала давать сбои. Первая реакция – замена главных архитекторов. Но сами по себе эти кадровые решения проблемы не решат. Требуется более серьезная ревизия штатных расписаний. Возможно следует разделить обязанности на главного архитектора и начальника управления в компетенции которого будут включены правовые вопросы градорегулирования.
Определенную озабоченность вызывает сегодня уровень архитектурных решений зданий и сооружений. Наряду с интересными объектами в Альметьевске, Набережных челнах, Нижнекамске, Казани, получающими награды на Российских смотрах и конкурсах, все чаще появляются объекты, раздражающие своей заурядностью. Особенно это ощутимо в исторических зонах, где идет реконструкция. К сожалению, законодательство не позволяет чиновникам вмешиваться в творческий процесс, даже в архитектурно-планировочное задание нельзя записать требования касающееся архитектурного стиля или конструкций. Но пока не срабатывает потенциал воздействия на застройщиков, переданный в руки администрациям городов и районов. Например при корректировке Градостроительного устава г.Казани, министерство предложило депутатам дополнить его положением об особом порядке проектирования в историческом центре, включающим обязательность конкурсного и вариантного проектирования. К сожалению, наше обращение было отклонено.
Большая ответственность в вопросе повышения качества проектных решений ложится на новый состав правления Союза архитекторов РТ. С переходом на принцип создания саморегулируемых организаций в области архитектуры, уровень требований к авторам проектов будет задаваться непосредственно союзом.
Пока не реализован потенциал воздействия на качество формируемой среды органами СМИ. Серьезные профессиональные оценки проектируемых и реализованных объектов пока редкость.
Очевидно именно за названными направлениями будущее качества принимаемых решений в области архитектурного творчества. Роль министерства повышать эффективность этих рычагов.
Программа действий министерства 2004 года выполнена полностью, переходящие мероприятия (5%) включены в Программу 2005 года.
Министерство приняло участие в разработке более 70 законодательных и иным нормативным правовых актов Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, министерств, ведомств, министерства.
Разработано и утверждено Кабинетом Министров Республики Татарстан 27 постановлений и распоряжений в области жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанных постановлений и распоряжений принято 306 локальных нормативных правовых актов Министерства.
Основные принятые правовые и нормативные акты:
Закон РТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы";
Закон РТ "О внесении дополнений в Закон РТ "О налоге на имущество организаций";
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
"О порядке перевода жилых помещений в нежилые";
"О Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан";
"О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг";
"О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг";
"Об утверждении Программы реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства по городам и районам Республики Татарстан на 2004 год";
"О совершенствовании выплаты адресных жилищно-коммунальных субсидий";
распоряжение КМ РТ от 19.04.2004 г. N 510-р "О предельных уровнях оплаты за присоединение к наружным водопроводным и канализационным сетям";
разработаны проекты законов Республики Татарстан:
"О фонде жилья для временного поселения";
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях";
"О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Республике Татарстан".
В настоящее время министерство работает над созданием механизма реализации Закона РТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы", которым предусмотрено принятие в 2005 году 29 нормативных правовых актов.
Кроме того, министерство ведет активную работу по формированию федерального законодательства в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Министерством рассмотрены и внесены предложения по 36 проектам федеральных законов по вопросам, входящим в компетенцию министерства.
1. В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ;
• Реализация Программы реформирования
в т.ч.:
• Завершение приватизации;
• Введение тарифов, включающих инвестиционную составляющую;
• Переход на систему эксплуатацию многоквартирного жилфонда собственниками жилья;
• Подготовка к переходу на введение в действие органов самоуправления;
• Введение в действие Жилищного Кодекса РФ.
2. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ:
• Принятие и начало реализации программы развития строительного комплекса;
• Запуск системы социальной ипотеки;
• Развитие системы коммерческой ипотеки;
3. В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА:
• Введение в действие Градостроительного Кодекса РФ;
• Разработку нового Градостроительного кодекса Республики Татарстан.
• Переход на новую ступень качества архитектурных решений зданий, сооружений и их комплексов.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖКХ
В процессе проводимых преобразований из состава отраслевых предприятий после разделения функций вышли непрофильные предприятия и соответственно выполняемый ими объем работ. В сопоставимых видах выполняемых функций объем реализации услуг возрос на 24% и составил (включая поставку электроэнергии) составил 15,6 млрд. рублей, в том числе населению 6 млрд. рублей.
|
Примечание.* из состава основных фондов отрасли переданы в ведение ОАО "Татэнерго" электрические сети.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
по Республике Татарстан платеж составляет 440,51 рублей, который является средним среди регионов, такими как Ульяновская область 441,34, Пензенская область 439,78руб., Саратовская область 436,97руб. Самые высокие платежи в Пермской области 581,24 руб., в Оренбурской области 508,77 руб., Удмуртской Республике 504,24 руб., Кировской области 499,20 руб., Самарской области 498,38 руб. Самый низкий платеж за жилищно-коммунальные услуги в Республики Марий-Эл в размере 332,11 руб.
Данные по оплате жилищно-коммунальных услуг населением, анализируются на базе трех городов Казань, Набережные Челны и Зеленодольск.
![]() |
Всего на предоставление субсидий в соответствии со стандартами, установленными федеральными органами из бюджета РТ предусмотрено 367 млн.руб. Дополнительно республиканскими нормами предусмотрено выделение средств на субсидии гражданам в размере 1105 млн.руб.
Кроме того, республиканским бюджетом при условии:
Среднедушевого дохода семьи не более 3 200 руб. и наличии централизованного отопления предоставляются дополнительные субсидии на оплату отопления сверхнормативной площади в пределах 50% нормы.
Порядок расчета:
Разница между фактическим и минимальным тарифом на каждый м2 сверхнормативной жилой площади
Количество получателей: более 190 тыс. семей, объем средств: 125 млн. руб.
Общий объем средств субсидий: 1 472 млн.руб.
![]() |
![]() |
По организациям ЖКХ с 2001 года количество ООО увеличилось более чем в 6 раз; ОАО и ЗАО – на 67,6%, кооперативов и товариществ собственников жилья – на 37,9%.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
Министерством и его структурными (территориальными) подразделениями совместно с главами администраций районов (городов) республики (без г.Казани) проведена работа по выработке управленческих решений по реформированию 144 унитарных предприятий ЖКХ. По каждому из данных предприятий были подготовлены и доведены до Минземимущества РТ, утвержденные сессиями местных Советов соответствующие управленческие решения, которые предусматривали: ликвидацию 32 предприятий; банкротство – 13, приватизацию – 38; сохранение существующей организационно-правовой формы – 1; разделение – 55; преобразование в учреждение – 5 предприятий.
На Коллегии Минземимущества РТ утверждены Планы приватизации 13 предприятий ЖКХ.
УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОЛЯМИ АКЦИЙ
Сегодня 31 представитель министерства выполняют функции представителей государства в органах управления 35 акционерных обществах.
На 2005 – 2006 гг. Министерством предложены кандидатуры 49 представителей государства для избрания (назначения) в органы управления 42 акционерных обществ, в т.ч. в строительной отрасли – 46 представителей в 39 ОАО, в ЖКХ 3 представителя в 3-х организациях.
ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВАХ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ В 2005 ГОДУ
(в соответствии с Законом РТ "Об утверждении Программы
реформирования и модернизации жилищно-коммунального
комплекса на 2004-2010 годы"
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Источники финансирования затрат на реформирование жилищно-коммунального хозяйства на 2005 год млн. рублей | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ
В 2004 году организациями ЖКХ оплачено налоговых платежей в бюджеты всех уровней 931 млн.руб., во внебюджетные фонды 897 млн.руб., итого 1828 млн.руб.
Организациями строительного комплекса направлено в бюджетную систему РФ 3,7 млрд. руб., в т.ч. отрасль строительство 3,265 млрд.руб., промышленность строительных материалов 0,431 млрд.руб.
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Динамика поступлений и задолженности по налоговым платежам организаций строительного комплекса в бюджетную систему РФ по Республике Татарстан
| ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Уровень износа основных фондов водопроводных сетей и сооружений снижен на 1,1% и составляет 50,5% . В Бугульме утечки снижены на 6%, в Буинске на 3,4%.
На сегодняшний день протяженность ветхих водопроводных сетей составляет 3 319,6 км (35,9 % от общей протяженности), ветхих канализационных сетей составляет - 839,4 км (25%)
Серьезной проблемой остается обеспеченность населенных пунктов Республики Татарстан очистными сооружениями канализации. Перегружены 40% действующих очистных сооружений канализации, 42% эксплуатируются 25 и более лет и требуют замены или реконструкции. Износ канализационных сетей достигает 25%, износ очистных сооружений канализации и канализационных насосных станций сохранился на уровне 50%.
В 2004 году завершена программа оснащения государственного жилищного фонда Республики Татарстан объектовыми приборами учета расхода воды.
![]() |
![]() |
В 2004 году заменены 149 котла, выработавших нормативный срок эксплуатации, капитально отремонтировано - 359; заменены 98,6 км ветхих тепловых сетей; реконструировано 24 котельных; построено 28 автономных котельных.
За два года использования лизинговых операций, позволяющих провести модернизацию производства в условиях большого дефицита оборотных средств, по лизингу котельного оборудования заключено договоров с предприятиями коммунальной энергетики на сумму более 195 млн. рублей, по узлам коммерческого учета газа -около 40 млн. рублей. В результате, достигнута 100 процентная оснащенность котельных приборами учета электроэнергии и газа, 81% - приборами учета воды на МУП "ПО "Казэнерго". Оснащение коммунальных теплоисточников приборами учета выработанной тепловой энергии, приборный учет расхода и потребления энергоресурсов позволит организовать мониторинг эффективности работы каждой котельной.
![]() |
- условного топлива – 1,373 млн. тонн;
- эл./энергии – 348 млн. кВт/час;
- воды – 11,11 млн. куб. м
- доля топлива в стоимости 1 Гкал (средняя по РТ 353,58 рублей) в зависимости от теплоисточника составляет от 33 до 52%.
В прошлом году основные усилия были направлены на повышение энергоэффективности теплоисточников. В результате удельный расход топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии составил 163,6 кг.у.т., что на 4,1 кг меньше результата 2003 года. Это снижение позволило сэкономить в 2004 году 29,4 млн.куб.м газа. Удельные расходы электроэнергии и воды из-за недостаточного объема финансирования работ по замене ветхих тепловых сетей повысились и составили 41,4 кВт.ч/Гкал и 1,32 куб. м/Гкал.
Анализ вложенных средств в развитие и модернизацию систем теплоснабжения показывает, что они в основном направлялись на поддержание устойчивого и надежного теплоснабжения. Показатели энергоэффективности изменились слабо. В первую очередь это обусловлено большим износом оборудования, принятого на баланс ПТС от различных ведомств бюджетных организаций. Практически все они находились либо в аварийном состоянии, либо имели сверхнормативный износ. Средний износ по итогам года с 53% снизился до 49% (оценочные данные до подведения балансов).
БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Освоено за 2004 год 1,46 млрд. рублей, что на 12,3% больше чем в 2003 году.
Прирост дорог с усовершенствованным покрытием составил в городах Елабуга 3,7 тыс. кв. м, Бугульма 1371 тыс. кв. м., Зеленодольск 30,5 тыс.кв.м, Альметьевск 2471 тыс. кв. м, Заинск 23,0 тыс. кв. м, Менделеевск 34 тыс. кв. м. Неплохо организована работа по улучшению содержания дорожно-уличной сети в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Повышают качество работ в этом направлении в городах Елабуга, Бавлы.
За счет увеличения обеспеченности предприятий ЖКХ необходимым оборудованием и спецтехникой повысилась эффективность системы организованного сбора, транспортировки и утилизации бытовых отходов. За отчетный период общий сбор вторичного сырья составил 39919,6 тыс. тонн, что в 3,5 раза больше, чем в 2003 году.
В настоящее время практически каждый город и сельский район имеет полигон ТБО, объем сбора ТБО с начала реализации Программы за 5 лет увеличен на 31 %.
С целью увеличения объемов переработки вторичных ресурсов, извлекаемых из ТБО, министерством прорабатывается вопрос о привлечении инвестиций на строительство предприятий по переработке ТБО для городов: Казань, Зеленодольск, Азнакаево. Ведется проектирование мусоросортировочного завода для г. Нижнекамск.
Альтернативным путем решения вопроса организации сбора и сортировки отходов является безконтейнерный и селективный сбор ТБО от населения. Этот способ применяется в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск, Нурлат, Елабуга, с.Сарманово, с.Балтаси, с.Актаныш, с.Алексеевское, с.Лаишево, г.Арск, г.Буинск, г.Мензелинск, г.Бавлы и др., что позволяет отказаться от дополнительной потребности в контейнерах.
Из предприятий ЖКХ республики, принявших участие во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях заняли призовые места и получили дипломы лауреатов.
Снизились объемы финансирования мероприятий из средств Экологического фонда. Так финансирование мероприятий в 2003 году в части "Утилизация, переработка отходов" составило 63%, что не позволило добиться намеченных результатов. Из 15 строящихся полигонов введены в эксплуатацию всего 2 (р.ц. Большая Атня, р.п. Муслюмово). Финансирование (по оперативным данным) из средств Экологического фонда составило всего 28% от плана (11,4 млн. рублей). По статье дополнительные доходы эта цифра еще ниже и равна 5,5 %.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛЬЯ
![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Динамики создания ТСЖ в Республики Татарстан
| ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
О КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Проведение капитального ремонта жилищного фонда является одним из основных требований граждан по повышению качества предоставляемых услуг. Одной из причин и как следствие некачественного исполнения обязательств по обслуживанию жилищного фонда является недофинансирования капитального ремонта жилищного фонда. Поэтому в 2004 году впервые введен Федеральный стандарт в размере 2,6 рубля на 1м2 общей площади жилья в месяц, на 2005 год он увеличен до 2,8 руб.
![]() |
В принятом в 2004 году законе по Программе реформирования ЖКХ, для реконструкции и модернизации жилищного фонда на 7 лет предусмотрено 17,4 млрд. руб. Одним из источников средств проведения модернизации и реконструкции жилых домов является надстройка дополнительных этажей в жилых домах с последующей их продажей, что позволит сократить расходы по эксплуатации жилых домов и получить дополнительную жилую площадь. Применение высококачественных, долговечных строительных материалов и элементов инженерных систем (полимерные трубы и др.), переход от плоских совмещенных крыш к скатным и других современных технологий при производстве капитального ремонта на момент завершения программы позволит снизить до 70% эксплуатационных затрат.
Увеличение доли комплексного капитального ремонта в общем объеме капитального ремонта жилищного фонда должно внести перелом по переходу количества приватизированного жилья (73%) в качество - создание ТСЖ.
ПРЕТЕНЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
За 2004 год Государственной жилищной инспекцией было обследовано 6283 жилых домов (2003г. – 4896) , общей площадью 9,5 млн. кв.м (2003г. - 9,1 млн. кв. м), в том числе комплексно обследовано 3432 домов (2003г. – 2414) общей площадью 7,3 млн.кв.м (2003г. - 7,1 млн. кв. м.).
![]() |
![]() |
ИНФОРМАЦИЯ ПО ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За весь период лизинговой деятельности ОАО "Таткоммунпромкомплект" было отпущено техники и оборудования на 1 199 млн. руб.:
|
Из них за 2004 год было отпущено техники и оборудования на 312 млн.руб., из них:
- коммунальным предприятиям - 216 млн. руб.,
в т.ч. по программе энергосбережения - 137 млн. руб.
- строительным организациям - 96 млн. руб.
|
По программе энергосбережения за 2004 год было отпущено на сумму 137 323 813 рублей:
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2005 г.
Лизинговую деятельность планируется осуществить за счет использования свободных денежных средств Республиканского лизингового фонда, возвратных платежей и привлечения заемных средств.
1.Лизинг приборов учета и энергосберегающего оборудования.
Задача направления: оснащение приборами учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов в жилищно-коммунальной отрасли
- установка коммерческих узлов учета газа на сумму 10 млн. руб., - потребления тепла и системы регулирования теплоснабжения в жилищном фонде на сумму 12,5 млн. руб.,
- модернизация 16 котельных с заменой 52 котлов на сумму 64 млн. рублей,; внедрение блочно – модульных котельных на сумму 16 млн. рублей;
- пластинчатых теплообменников на сумму 5,8 млн. руб.,
- установка частотных регуляторов на объектах ВКХ на сумму 76 млн. руб.,
- внедрение малых ОС в количестве 15 объектов на общую сумму 58,4 млн.руб,
- модернизация тепловых сетей на сумму 11 млн. руб.
2. Лизинг спецтехники и оборудования
Задача направления: техническое перевооружение предприятий строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
- лизинг спецтехники и оборудования предприятиям ЖКХ на сумму 47 млн. руб.;
- лизинг оборудования, обеспечивающих внедрение новых технологий в области производства строительных материалов на сумму 100 млн. руб.
3. Выполнение программ по оснащению полигонов твердых бытовых отходов оборудованием по сортировке и переработке мусора на основе лизинга.
Задача направления: оснащение полигонов ТБО оборудованием по сортировке и переработке мусора.
- оснащение полигонов ТБО мусороуборочной и мусороперерабатывающей техникой на сумму 30,7 млн. рублей;
- оснащение оборудованием по сбору, сортировке и переработке мусора на сумму 5,5 млн. рублей.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ЗА 2000-2004 ГОДЫ
Завершена Программа ликвидации ветхого жилищного фонда. С 1996 года Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан построено свыше 51 тысячи квартир. Благоустроенное жилье получили свыше 48 тысяч семей (вместо запланированных по Программе 46762 семьи).
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Реализация Программы ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Республике Татарстан за 1996-2004 годы
| ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Реализация федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани" за 2004 год
| ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Реализация Федеральной адресной инвестиционной программы по объектам Республики Татарстан в 2004 году
| ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Реализация Программы капитальных вложений на 2004 год в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006г."
| ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Объемы капитальных вложений, освоенных "Татглавинвестстрой" в 2004 году
| ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСПЕКЦИИ ГОСАРХСТРОЙНАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2004 ГОД
В целом по Республике Татарстан в 2004 году строилось 13 861 подконтрольных инспекции Госархстройнадзора объектов, проведено 7 556 проверок. В 2004 году на одного инспектора приходилось 146 объектов жилищно-гражданского и индивидуального строительства, при норме 35 объектов.
Инспекции поднадзорно также 316 предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов. На всех предприятиях регулярно проводятся проверки на предмет соблюдения производителями нормативно-технической документации.
Контроль за стройиндустрией
|
Индивидуальное жилищное строительство
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЛИАЛА ЛИЦЕНЗИОННОГО ЦЕНТРА РФ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
Филиалом ГУ "Федеральный лицензионный центр на территории Республики Татарстан" в 2004 году выдано 1433 лицензии, что на 357 лицензий меньше чем в 2003 году. Уменьшение количества выданных лицензий связано с повышением требовательности к соискателям.
|
Наряду с лицензированием осуществляется контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. За 2004 год были проведены проверки 600 организаций и индивидуальных предпринимателей.
|
РАБОТА КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА
В 2004 году Конкурсной комиссией МСАЖКХ РТ проведен 191 конкурс на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд на общую сумму 2 578 863,70 тыс. рублей. В конкурсах приняло участие 985 организаций 414 из которых признаны победителями. Экономический эффект в результате проведения конкурсов составил 16,4%, что в денежном выражении составило 520 530,34 тыс. рублей.
В течение 2004 года проведено 103 конкурса на поставку оборудования (в том числе 56 конкурсов методом запроса ценовых котировок) для комплектации объектов на общую сумму 514 302,33 тыс. рублей. Экономия бюджетных средств по конкурсам на поставку 105 087,74 тыс. рублей, что составляет 16,7% от стартовой стоимости оборудования.
|
* сумма переведена в текущие цены, согласно коммерческих предложений участников, либо с учетом индексов пересчета, утвержденных Постановлением КМ РТ N 129 от 12.03.2004г.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Во исполнение постановления Кабинета Министров от 11.06.2002г. N 329 ведется разработка Генерального плана республики, городов, райцентров и рабочих поселков. В 2004 году завершена разработка генеральных планов г.Бавлы, г. Чистополя, г.Тетюши, р.ц. Аксубаево, р.ц. Новошешминск, р.ц. Верхний Услон, р.ц. Черемшан, р.ц. Урусу. В настоящее время эти генпланы находятся на рассмотрении органов экспертизы.
На 2005 год подготовлен Титульный список проектных работ с объемом работ по разработке градостроительной документации в сумме 100 млн.рублей. В 2005 году предусматривается завершить разработку следующих генеральных планов: г.Альметьевск, г.Набережные Челны, р.ц.Арск, р.ц.Кайбицы, р.ц. Кукмор, р.ц. Алексеевское, р.ц.Дрожжаное, р.ц.Рыбная Слобода, г.Нурлат.
Генпланы остальных городов и райцентров реально могут быть завершены в 2006-2007 г.г. при условии достаточного финансирования (порядка 100 млн. рублей в год).
По Генплану РТ (Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития Республики Татарстан) подготовлен Аналитический доклад, разработана Концепция. Особенностью новых подходов к градостроительству на уровне республики является необходимость разработки отраслевых схем с целью обоснования резервирования земельных участков для государственных нужд. Без таких схем по новому законодательству нельзя отводить земельные участки для строительства конкретных объектов.
В связи с новым Градостроительным кодексом РФ возрастает актуальность разработки генпланов, так как продажа земельных участков должна производиться только с аукционов. Сформировать земельный участок для выставления на аукцион можно только на основании градостроительной документации (генплан, проект планировки, проект межевания). Кроме этого необходимым условием является наличие утвержденных правил землепользования и застройки для каждого поселения, которые должны разрабатываться по заказам муниципальных образований.
Первоочередной задачей для РТ в области градостроительства является разработка нового Градостроительного кодекса Республики Татарстан. Министерством и фирмой Татинвестгражданпроект подготовлено задание на разработку в 2005 году этого кодекса, с привлечением авторов – разработчиков федерального Градостроительного кодекса.
Надо со всей определенностью сказать, что уровень ответственности за принимаемые решения в области планирования строительства и качество создаваемых объектов, переданный законодательством об общих принципах местного самоуправления и новым градостроительным законодательством администрациями городов и районов пока не осознан. Подтверждением этому является неудовлетворительное финансирование документации из местных бюджетов. Уровень требований к правовой составляющей градостроительной документации, процедурным вопросам принятия решений по землеустройству значительно возрос. Это уже почувствовали в управлениях городов республики, где сложившаяся структура начала давать сбои. Первая реакция – замена главных архитекторов. Но сами по себе эти кадровые решения проблемы не решат. Требуется более серьезная ревизия штатных расписаний. Возможно следует разделить обязанности на главного архитектора и начальника управления в компетенции которого будут включены правовые вопросы градорегулирования.
Определенную озабоченность вызывает сегодня уровень архитектурных решений зданий и сооружений. Наряду с интересными объектами в Альметьевске, Набережных челнах, Нижнекамске, Казани, получающими награды на Российских смотрах и конкурсах, все чаще появляются объекты, раздражающие своей заурядностью. Особенно это ощутимо в исторических зонах, где идет реконструкция. К сожалению, законодательство не позволяет чиновникам вмешиваться в творческий процесс, даже в архитектурно-планировочное задание нельзя записать требования касающееся архитектурного стиля или конструкций. Но пока не срабатывает потенциал воздействия на застройщиков, переданный в руки администрациям городов и районов. Например при корректировке Градостроительного устава г.Казани, министерство предложило депутатам дополнить его положением об особом порядке проектирования в историческом центре, включающим обязательность конкурсного и вариантного проектирования. К сожалению, наше обращение было отклонено.
Большая ответственность в вопросе повышения качества проектных решений ложится на новый состав правления Союза архитекторов РТ. С переходом на принцип создания саморегулируемых организаций в области архитектуры, уровень требований к авторам проектов будет задаваться непосредственно союзом.
Пока не реализован потенциал воздействия на качество формируемой среды органами СМИ. Серьезные профессиональные оценки проектируемых и реализованных объектов пока редкость.
Очевидно именно за названными направлениями будущее качества принимаемых решений в области архитектурного творчества. Роль министерства повышать эффективность этих рычагов.
Программа действий министерства 2004 года выполнена полностью, переходящие мероприятия (5%) включены в Программу 2005 года.
РАЗРАБОТКА ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Министерство приняло участие в разработке более 70 законодательных и иным нормативным правовых актов Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, министерств, ведомств, министерства.
Разработано и утверждено Кабинетом Министров Республики Татарстан 27 постановлений и распоряжений в области жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанных постановлений и распоряжений принято 306 локальных нормативных правовых актов Министерства.
Основные принятые правовые и нормативные акты:
Закон РТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы";
Закон РТ "О внесении дополнений в Закон РТ "О налоге на имущество организаций";
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
"О порядке перевода жилых помещений в нежилые";
"О Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан";
"О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг";
"О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг";
"Об утверждении Программы реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства по городам и районам Республики Татарстан на 2004 год";
"О совершенствовании выплаты адресных жилищно-коммунальных субсидий";
распоряжение КМ РТ от 19.04.2004 г. N 510-р "О предельных уровнях оплаты за присоединение к наружным водопроводным и канализационным сетям";
разработаны проекты законов Республики Татарстан:
"О фонде жилья для временного поселения";
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях";
"О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Республике Татарстан".
В настоящее время министерство работает над созданием механизма реализации Закона РТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы", которым предусмотрено принятие в 2005 году 29 нормативных правовых актов.
Кроме того, министерство ведет активную работу по формированию федерального законодательства в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Министерством рассмотрены и внесены предложения по 36 проектам федеральных законов по вопросам, входящим в компетенцию министерства.
![]() |
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2005 ГОД
1. В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ;
• Реализация Программы реформирования
в т.ч.:
• Завершение приватизации;
• Введение тарифов, включающих инвестиционную составляющую;
• Переход на систему эксплуатацию многоквартирного жилфонда собственниками жилья;
• Подготовка к переходу на введение в действие органов самоуправления;
• Введение в действие Жилищного Кодекса РФ.
2. В СТРОИТЕЛЬСТВЕ:
• Принятие и начало реализации программы развития строительного комплекса;
• Запуск системы социальной ипотеки;
• Развитие системы коммерческой ипотеки;
3. В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА:
• Введение в действие Градостроительного Кодекса РФ;
• Разработку нового Градостроительного кодекса Республики Татарстан.
• Переход на новую ступень качества архитектурных решений зданий, сооружений и их комплексов.
Материал предоставлен Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, 24 марта 2005 г.