Публикации > Просмотр публикации
Когда клоны маршируют

Вслед за Третьяковской галереей, показавшей недавно в рамках проекта "Золотая карта России" сокровища Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, к фондам того же казанского музея обратилась столичная галерея "Арт-Диваж". С той разницей, что экспонаты ее выставки демонстрируются в Москве впервые, а многие имена участников стали открытием даже для специалистов по искусству авангарда.

Выставка называется "АРХУМАС. Казанский авангард 20-х". Сокращение, использованное в названии, можно расшифровать по аналогии с ныне хорошо известным ВХУТЕМАСОМ. Архитектурно-художественные мастерские просуществовали в Казани недолго, с 1918 по 1925 год, однако имели длительное "послевкусие": их выпускники и бывшие педагоги после закрытия учебного заведения трудились во многих городах советской России. Парадокс, но предысторией революционного АРХУМАСа вполне можно считать времена возникновения Казанской художественной школы, учрежденной в 1895 году как вполне традиционное среднее специальное учебное заведение в системе Академии художеств; с самого начала в школе существовали живописное, граверное, скульптурное и архитектурное отделения. Среди выпускников КХШ были заметные впоследствии на поприще авангарда Александр Родченко, Варвара Степанова, Давид Бурлюк и другие. Анализируя феномен возникновения казанского авангарда, не стоит забывать, что еще в 1913 году именно в этом городе был выпущен сборник "Неофутуризм", включавший репродукции и декларации представителей нового искусства, а через год в Казани прошли выступления Бурлюка и его единомышленников Владимира Маяковского и Василия Каменского. Так что создание в 1918 году первого в Казани авангардного художественного объединения "Подсолнечник", сказавшееся впоследствии на логике становления АРХУМАСа, можно считать вполне предопределенным.

Представленные ныне в "Арт-Диваже" Константин Чеботарев, Александра Платунова и другие "подсолнечные" художники не просто состояли в "научно-экспериментальном обществе" (так в учредительных документах именовался их творческий союз), но и участвовали в обновлении КХШ. "Появление "Подсолнечника" было органично - как синтез всего, что в предреволюционные годы бродило и кипело в художественной молодежной среде Казани", - писал Чеботарев. Мало что из показанного тогда на выставках сохранилось, однако в нынешней экспозиции есть несколько значительных чеботаревских вещей. В первую очередь это "Красная Армия (Марсельеза (Fortissimo)" - холст 1917-1918 годов, на котором солдаты-клоны маршируют под красным знаменем на фоне серых обезличенных зданий, а также "Театр КЭМСТ" (1932). Казанские экспериментальные мастерские современного театра (так расшифровывалась аббревиатура в названии картины) были одним из адресов приложения творческих сил художников новой формации, отвергавших существование отвлеченного станкового искусства и программно стремившихся к синтезу творчества и производства.

В Казани середины 1920-х удалось создать удивительно цельную структуру художественной жизни: АРХУМАС являлся кузницей кадров, при этом его студенты и педагоги были задействованы в самых разных проектах - от оформления городских праздников и возведения памятников до формирования местной музейной коллекции.

В экспозиции "Арт-Диважа" множество графических работ - от плакатов до книжных знаков. Впрочем, столь разнообразная востребованность - в том числе и на идеологическом фронте - не спасла АРХУМАС от довольно скорого закрытия. Ближе к 1926 году в Казани, как и по всей стране, победила дидактическая эстетика поздних передвижников, насаждаемая Ассоциацией художников революционной России (АХРР). Начиналась эпоха социалистического реализма.

Опубликовано в газете "Газета", 2 мая 2005 г.