Публикации > Просмотр публикации
Доклад Минниханова Р.Н. на сессии Государственного Совета РТ, 29 апреля 2005 г.

Уважаемые депутаты!
Уважаемый Минтимер Шарипович!
Уважаемый Фарид Хайруллович!
Уважаемые приглашенные!

Правительство Республики Татарстан разработало проект программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010г.г. Вчера он был обсужден на заседании Правительства с участием Президента Республики Татарстан. Эта Программа является развитием основных направлений стратегии социально-экономического развития республики, которыми руководствовалось Правительство республики в период с 2001 года до сегодняшнего дня, и с основными направлениями и принципами которой я выступал перед Вами на сессии Государственного Совета Республики Татарстан в апреле 2001 года.

Значительное влияние на разработанную на предстоящие 5 лет программу оказали процессы, происходящие в республике в связи с известным всем нам 122-ФЗ, реформой жилищно-коммунального хозяйства, введением нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Это влияние выразилось в корректировке наших направлений как в области бюджетной политики и межбюджетных отношений внутри республики, так и в области социальной защиты населения и основных решений в области интеграции системы банков, почты, транспортных организаций, пенсионного фонда, органов местной власти и республиканских органов власти, а также в области интеграции информационных ведомственных ресурсов и информационных технологий.

Назову несколько конкретных результатов, полученных на сегодняшний день. Около 11 тысяч путевок распределено льготным категориям граждан, введены социальные проездные билеты, в республику поступило лекарственных средств на сумму свыше 250 млн.рублей. При этом следует отметить, что, если в 1 квартале прошлого года медикаментов льготникам было отпущено на сумму 108 млн.рублей, то в 1 квартале этого года на 220,6 млн.рублей. За 4 месяца текущего года получателями социальных выплат стали более 1,2 млн.человек. Из бюджета Республики Татарстан на осуществление мер социальной поддержки этим категориям граждан было выделено более 1,7 млрд.рублей.

Из бюджета Российской Федерации около 1 млрд.рублей.

Дополнительно к принятым Правительством решениям по исполнению Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» дополнительно были приняты ещё ряд решений, касающихся социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в части оплаты жилья и коммунальных услуг. Это коснулось работников ветеринарных служб, социальных служб, педагогически работников, работников культуры, работников системы здравоохранения. На эти цели предусмотрено дополнительно 107,8 млн.руб. Принят необходимый пакет документов, позволяющий в полном объеме развернуть программу социальной ипотеки.

Напомню, что в целом на текущий год на все виды мер социальной поддержки в бюджете запланировано около 11 млрд.рублей. В проекте новой программы предусматривается развитие системы государственной социальной поддержки гражданам и их семьям. Сегодня я проинформирую Вас об основных направлениях деятельности Правительства республики, заложенных в основу подготовленного проекта новой программы.

С 2002 года в республике введена система ежеквартального мониторинга реализации всех принятых программ. По его результатам Правительством республики в зависимости от изменяющейся социально-экономической ситуации в республике и в стране принимаются решения о приостановке отдельных программ, о прекращении их действия или об их модификации. Практически по всем основным макроэкономическим параметрам социально-экономического развития республики, полученным в рамках мониторинга действующей Программы на начало 2005 года, мы идем в графике и даже по некоторым опережаем.

В истекшем году для оценки эффективности деятельности Правительства мы ввели важнейший интегральный индикатор «Качество жизни». По этому параметру мы планируем достичь нормативного уровня к 2010 году.

Это означает, что к 2010 году средняя заработная плата работающих будет составлять 14 тысяч рублей. Продолжительность жизни увеличится до 69,1 года. До 23 кв.м возрастет обеспеченность жильем. Уровень бедности населения не превысит 7%. Валовой региональный продукт увеличится в 2 раза и составит 774 млрд.руб.

Посмотрим, как позиционируется Республика Татарстан в целом по величине валового регионального продукта на душу населения. За последние 10 лет, да и до этого периода тоже, мы ни разу не опускались ниже среднероссийского уровня.

В расчете на одного занятого в экономике величина ВРП в 2010 году (а это по сути параметр, характеризующий производительность труда) составит 443 тыс. руб.

В общем объеме промышленного производства в целом по стране Республика Татарстан занимает 3,1%, имея 2,6% численности населения.

По объему инвестиций в основной капитал Республика Татарстан находится на 1-ом месте среди субъектов Приволжского Федерального округа и на 6-ом месте среди регионов Российской Федерации. По интегральному показателю социально-экономического развития и в 2004 году мы также занимали 1 место в Приволжском федеральном округе.

Доля республики в общей сумме собранных налогов и сборов в России составляет 2,8%. (Для справки: Башкортостан – 2,2%, Самарская область – 2,1%, Свердловская область – 2,2%, Красноярский край – 2,4%).

Интересно сравнение динамики производства ВРП республики в страновом сопоставлении. Если ВВП России в период с 2000 года по 2004 год возрастал темпами 6,8%, ВВП Европы – 1,7%, США – 2,8%, Японии – 1,9% Китая – 8,5%, СНГ – 7,2%. Но я обращаю внимание на то, что по Татарстану взят ВРП. Если эту же методику применить не к ВВП, а к сумме ВРП регионов, то значения наших параметров будут выше примерно ещё на 1%. Республика Татарстан по параметру ВРП 6,9%, а без учета нефтяной составляющей 7,2%.

По паритету покупательной способности ВРП на душу населения в республике составил 9307 долларов США, что выше, чем в целом в Российской Федерации, выше, чем в Китае, СНГ, но значительно ниже, чем в Еврозоне.

Так подробно я говорю о ВРП потому, что мы должны обеспечить после 2006 года, когда завершится реализация ФЦП, не только возмещение средств поступающих в бюджет, но и обеспечить рост налогооблагаемой базы. Поэтому для достижения основной цели, на которую ориентирована деятельность Правительства - повышение качества жизни населения, необходимо решить три задачи:

- рост ВРП и увеличение доходной базы консолидированного бюджета;

- структурные изменения в экономике;

- сокращение уровня бедности населения.

Какими же способами можно решить эти взаимосвязанные задачи?

В основу планов деятельности Правительства на предстоящий период заложены сценарные условия, которые по существующей классификации являются характеристикой целевого сценария экономического роста, определяющего в свою очередь инновационно-активный сценарий развития. Базовый сценарий, а это второй из предложенной Федеральным центром классификации, нам не подходит, так как он предполагает развитие в рамках сложившихся на сегодня тенденций, то есть речь в этом случае идет об эволюционном развитии и не предполагает структурных изменений экономики.

Увеличение ВРП до названного уровня требует в среднем 7%-ого ежегодного роста. Для этого нужен толчковый эффект развития экономики, что требует решений по структурным изменениям в экономике.

В этой связи основными приоритетными направлениями станут нефтехимические и химические производства. Запланированное строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства в г.Нижнекамске и модернизации «Казань-Оргсинтез» позволит к 2011 году получить дополнительно более 100 млрд.руб. ВРП. Уже в 2006 году будут созданы небольшие производства по переработке полимеров в 10 районах республики и, прежде всего, в тех, где появились проблемы занятости населения. Эта большая работа выполняется совместно с главами администраций и руководителями крупных наших компаний. На первом этапе на этих производствах будет создано 1000 рабочих мест.

Имея ввиду высокую потребность населения в улучшении жилищных условий, а также учитывая наличие значительного объема накоплений населения и текущих его расходов как инвестиционного ресурса, планируется увеличить масштабы жилищного строительства до 2 млн.кв.м. в год. В свою очередь, это потребует развития всего строительного комплекса. Размещение производительных сил для развития этой отрасли потребует создания около 30 производств, как новых, так и на базе существующих производственных мощностей. Это также позволит создать около 1000 рабочих мест. Наряду с социальной ипотекой будет развиваться классическая ипотека и строительство индивидуального жилья.

Таким образом, реализация программ жилищного строительства кроме социального эффекта имеет ещё и чисто экономический эффект, связанный с развитием стройиндустрии, производства отделочных материалов, сантехнических изделий, развитием системы малой энергетики. Именно на это мы сейчас ориентируем наши предприятия и проектантов. Уже сегодня наши министерства начали активную работу в этом направлении. В большой и малой энергетике произойдут радикальные технологические и организационные преобразования. Стратегия энергосбережения станет магистральным направлением повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

У нас есть уверенность в том, что с поставленной задачей мы справимся. Хотел бы отметить один из важных мультипликативных эффектов – с появлением полноценного рынка жилья, мы решим задачу территориальной миграции населения, что в свою очередь позволит балансировать рынок трудовых ресурсов и размещение производительных сил.

Чтобы не возвращаться к вопросам жилищного строительства, отмечу, что все работы будут вестись в рамках единой схемы территориального планирования республики, в основе которой лежит региональная политика, ориентированная на выравнивание социально-экономического развития территорий республики. Интенсивно будут развиваться машиностроение, пищепереработка, информатизация и связь. Объем промышленного производства планируется довести до 707,6 млрд.рублей к 2010 году.

В основе наших прогнозов лежит детальный анализ стратегии развития ведущих бюджетообразующих предприятий. Такой анализ был проведен по всем отраслям в разрезе видов продукции. Работа выполнялась совместно с руководителями и специалистами предприятий.

В отрасли машиностроения и приборостроения на значительное повышение результатов своей деятельности сориентированы наши крупные системообразующие предприятия - КАМАЗ, КМПО, КВЗ, КАПО, «Казанькомпрессормаш», «Радиоприбор», «Электроприбор», «Элекон» и ряд других. В основе их развития будут лежать применение инновационных технологий и создание на этой основе конкурентоспособной продукции, а также расширение рынков сбыта. Здесь Правительство, как и в предыдущие годы, берет на себя в том числе роль менеджера в продвижении их продукции на российский и международные рынки.

В этой связи хотелось бы остановиться на ряде вопросов, связанных с развитием инвестиционной деятельности. К 2010 году мы планируем выйти по объему инвестиций на 159 млрд.руб., что соответствует темпам роста ВРП.

Динамика инвестиционной активности в республике характеризуется смещением её в нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую и машиностроительную отрасли. То есть наибольшая активность наблюдалась в экспортоориентированных отраслях.

При слабости механизма межотраслевого перелива капитала в этих отраслях наблюдается высокая концентрация доходов (более 50% всех инвестиций), а в ряде других отраслях образуется их дефицит. Это означает, что любое замедление или ускорение темпов капитальных вложений в высокодоходных отраслях приводит к замедлению или ускорению динамики инвестиций в целом по республике. Наша ближайшая задача состоит в обеспечении превышения темпов изменения инвестиционного спроса относительно динамики промышленного производства.

Сегодня можно уже говорить и об эффективности проводимой работы по межотраслевому переливу капитала крупных компаний в отрасль сельского хозяйства. У нас есть основания считать, что подобные запланированные направления деятельности Правительства позволят увеличить инвестиционный спрос и в целом увеличить объем привлекаемых инвестиций. Уже сейчас мы привлекаем накопившие свой капитал Ак Барс Банк, Татфондбанк, «Зенит», а также ресурсы западных банков. Кроме того, для активизации инвестиционной деятельности созданы два фонда - «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» и «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан», средства которых будут использованы для государственной поддержки инвестиционных проектов.

Что касается заработной платы, то здесь мы планируем в предстоящие 5 лет решение следующих задач:

- доведение средней заработной платы по республике до среднероссийской в 2010 году;

- доведение среднеотраслевой заработной платы по республике до среднероссийской отраслевой;

- приведение межотраслевой дифференциации заработной платы в соответствие с приоритетами отраслевого и кластерного развития;

- изменение системы оплаты работников бюджетной сферы с целью её повышения. Правительство подготовило план мероприятий по решению этих задач. Основными направлениями здесь будет увеличение доли оплаты труда в структуре добавленной стоимости, и обеспечение работодателями требований по недопущению величины заработной платы ниже установленного стандарта. При этом должно быть соблюдено условие опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

Но здесь хотелось бы отметить одно обстоятельство. Дело в том, что два основных макроэкономических параметра, которые мы с Вами всегда используем в прогнозах нашего социально-экономического развития, перестают играть ключевую роль в этих вопросах. Речь идет о фонде оплаты труда и налоге на доходы физических лиц.

Может сложиться ситуация, а к ней мы идем сознательно, когда при росте заработной платы и при неизменном числе занятых в экономике фонд оплаты труда может не увеличиваться. То есть, чем больше работающих будет перемещаться в сферу малого бизнеса и чем больше занятых в этом секторе будут переходить от традиционной схемы налогообложения на «вмененку» и «упрощенку», тем меньше будут налог на доходы физических лиц. Индивидуальный частный предприниматель, получая доход от своей деятельности или, другими словами, получая оплату за свой труд, не формирует налог на доходы физических лиц и фонд оплаты труда. Средства, поступающие в бюджет, по существующим правилам не относятся к названным фондам.

С тем, чтобы разрешить эту ситуацию в межбюджетных отношениях с Федеральным центром, мы подготовили предложения об изменении методики расчета величины оплаты за труд. Подготовили и саму методику. В этой связи просил бы Государственный Совет рассмотреть и поддержать наши предложения и обратиться с соответствующей инициативой в Федеральное собрание. Коротко о планах развития отраслей социальной сферы.

Политика в области здравоохранения будет ориентирована на увеличение продолжительности жизни как основного параметра, характеризующего качество жизни.

По нашим прогнозам к 2010 году значение этого параметра увеличится на 1,5 года и достигнет 69,1 лет. Основными задачами этой отрасли станут инновационное развитие здравоохранения и повышение эффективности использования технологий, оборудования и кадрового потенциала. Существующая на сегодня сеть учреждений здравоохранения достаточна для предоставления медицинских услуг населению. Вместе с тем имеют место проблемы с состоянием и оснащением этих учреждений современным оборудованием. Поэтому в ближайшее время сеть учреждений мы планируем модернизировать, а на базе крупных многопрофильных медицинских центров будет сконцентрирована современное медицинское оборудование. Нас очень беспокоит структура смертности. По-прежнему на первом месте находятся сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, поэтому государственная поддержка будет в первую очередь направлена на развитие таких направлений, как профилактика и лечение этих видов заболеваний. С целью улучшения демографической ситуации государственная поддержка будет также направляться в сферу охраны материнства и детства.

Будет расширена сеть дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических медицинских учреждениях и больницах, стационары на дому. Получит развитие организация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. Правительство будет также поддерживать развитие сети частных клиник.

В области образования

- в 2006 году будет создана комплексная система общественного контроля за качеством обучения;
- в 2005 году будет введен государственный заказ на образовательные услуги;
- к 2008 году система дополнительного профессионального образования будет полностью интегрирована с системами корпоративного управления;

- с 2006 года выпускники средних школ получат возможность поступления в республиканские высшие учебные заведения на основании общего рейтинга учащегося, полученного, в том числе, в результате участия в олимпиадах, конкурсах и т.д.;
- будет развиваться сеть частных школ;
- к 2006 году все школы республики получат выход в систему ИНТЕРНЕТ;
- обеспеченность ученическими местами к 2010 году достигнет нормативного уровня;
- получит развитие система дистанционного обучения;
- в 2005 году будет реализован первый этап оптимизации сети бюджетных учреждений.

По-прежнему одной из приоритетных отраслей останется отрасль жилищно-коммунальное хозяйства. Целью функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение предоставления услуг нормативного качества. Главная задача реформирования отрасли заключается в создании конкурентной среды и эффективной тарифной политики.

Уже к 2006 году отрасль будет в основном демонополизирована, за счет привлечения инвесторов. Выбор форм управления жилым домом, а также выбор управляющих компаний будет производиться жильцами. Правительство заинтересовано в развитии товариществ собственников жилья и будет оказывать государственную поддержку в виде участия в работах по капитальному ремонту домов, лизинге оборудования и ряда других мер.

Тарифная политика будет построена на системе независимого аудита обоснованности тарифов, полной и обязательной паспортизации всех объектов жилого фонда, объектов благоустройства, на развитой системе претензионной деятельности.

С целью модернизации основных фондов отрасли будут задействованы лизинговые схемы. Модернизация отрасли позволит к 2010 году снизить сетевые потери в коммуникациях по теплоснабжению до 6-8%, водоснабжению до 15-17%, электроснабжению до 3%.

Большая работа предстоит по реализации положений нового Жилищного кодекса, вступившего в действие с 1 марта текущего года. Правительство активно ведет работу по разработке необходимых нормативных документов, регулирующих выполнение полномочий, возложенных на республику этим законом.

Большое значение для Правительства по-прежнему будет иметь развитие отрасли культуры. Практически по всем видам объектов инфраструктуры отрасли достигнут нормативный уровень обеспеченности.

Государственная политика в области культуры будет базироваться на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности народов, проживающих на территории республики.

В связи с введением на территории республики с 1 января 2006 года Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в отрасли будет завершена работа по разграничению полномочий между республиканским уровнем и муниципальными образованиями. На базе центральных библиотек будет развиваться система современных инфокоммуникационных технологий. Уже в текущем году ряд учреждений культуры, вышедших на уровень самоокупаемости, будут акционированы.

Мероприятия, реализованные в рамках действующей программы социально-экономического развития республики, позволили значительно развить материальную базу отрасли физической культуры и спорта. Это позволило почти в 2 раза увеличить охват населения занятиями физической культурой и спортом. Практически по всем направлениям отрасль вышла на нормативный уровень инфраструктурной обеспеченности.

На период до 2010 года предполагается решить следующие задачи:

- в 2005 году будет завершена работа по закреплению подведомственной сети строго по функциональному признаку. Это, прежде всего, касается взаимодействия Министерства по делам молодежи и спорту, Министерства образования и науки, Министерства социальной защиты, Министерства труда и занятости;

- каждый ведущий спортивный клуб будет иметь свою детско-юношескую спортивную школу;

- скоординированная политика этой отрасли с направлениями развития отрасли культуры и направлениями инфраструктурного развития республики сделает возможным формирование конкурентоспособного туристического комплекса республики; Существенно возросла роль мероприятий в области социальной защиты населения. Это обусловлено необходимостью решения сложного комплекса проблем, связанных с реформой жилищно-коммунального хозяйства и монетизацией льгот.

Целью государственной политики в области социальной защиты населения является обеспечение государственных гарантий категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с федеральным законодательством Государственным Советом Республики Татарстан принят закон Республики Татарстан «О мерах адресной социальной поддержки населения Республики Татарстан», который сконцентрировал в себе все виды государственных социальных гарантий, а также определил меры адресной социальной поддержки населения.

Населению гарантируются ежемесячные денежные выплаты, предоставление различных компенсационных выплат, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, безвозмездное питание детей через детские молочные кухни, социально-психологическая реабилитация. Серьезные меры предусмотрены работникам бюджетной сферы, молодым семьям, пожилым, одиноко проживающим гражданам через программу социальной ипотеки.

Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры будет доведена до нормативного уровня. Нас беспокоит качество и набор предоставляемых услуг населению. К сожалению, в этой отрасли менее всего развита конкурентная среда. Поэтому мы планируем привлечение бизнеса к развитию системы социальной защиты населения на основе соглашений между государством и бизнесом.

Очень важно развивать систему негосударственного пенсионного обеспечения. В этой связи готовится пакет предложений по участию средств негосударственных пенсионных фондов в экономике республики.

Целью государственной политики в области развития предпринимательства является увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в ВРП. К 2010 году эта доля составит 30%. Будет создано дополнительно 27 тысяч рабочих мест. Доля налоговых платежей от субъектов предпринимательской деятельности к 2010 году составит 18%.

Задача Правительства обеспечить необходимую инфраструктуру для развития этого сектора экономики. На эти цели правительство планирует выделение необходимых ресурсов, включая корпоративные финансовые ресурсы. Кооперация крупных и средних предприятий с малым бизнесом будет поддерживаться Правительством, для чего будут задействованы существующие механизмы государственных преференций.

Развитие предпринимательского сектора будет интегрировано с развитием инновационной деятельности. Большое значение Правительство придает вопросам создания благоприятной среды обитания нашего населения.

Экологическая обстановка в республике отмечается как более благополучная, чем во многих субъектах федерации. Татарстан по совокупному рейтингу экономического благополучия находится в первой десятке регионов страны. Вместе с тем, в местах проживания населения состояние окружающей среды по отдельным факторам её оценки остается неблагополучным. Отрицательными факторами, влияющими на здоровье человека, является качество питьевой воды, загрязнение воздуха, прогрессирующее накопление промышленных и бытовых отходов, загрязненных стоков.

Наряду с увеличением доли очищенной воды предстоит ввести в действие систему рационального использования очищенной питьевой и хозяйственно-питьевой воды. Должны быть изменены подходы к проектированию водообеспечивающих инженерных коммуникаций. Нельзя допускать, чтобы на хозяйственные нужды (типа полива огорода) использовалась питьевая вода. Вода будет отнесена к продуктам питания.

К 2010 году будет завершена работа по экологическому районированию территории республики. Особого внимания к решению экологических проблем требует также подписание Киотского соглашения. Требуют своего решения и вопросы координации взаимодействия всех органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в связи с образованием на территории республики новых федеральных территориальных органов в этой области. В текущем году будет подготовлен пакет необходимых нормативных документов, обеспечивающих эффективное функционирование этих органов в интересах нашей республики.

В области инновационной деятельности и развития приоритетных направлений науки в качестве цели определено увеличение в объеме ВРП доли инновационной продукции темпами не менее 2% в год. Для справки: в 2003 году – 9,8%.

Задача государства – развивать инновационную инфраструктуру, готовить кадры для инновационной деятельности.

В 2006 году в республике начнет функционировать инновационный технопарк инфокоммуникационных технологий (IT-технологий). Причем, исходя из разработанной концепции, этот проект может претендовать на статус особой экономической зоны. В ближайшее время мы проведем необходимые мероприятия для того, чтобы внести этот проект в Федеральный центр как заявку на получение такого статуса. К 2010 году в г. Набережные Челны будет запущен проект технополиса как территории, на которой все предприятия, НИИ, ВУЗы, муниципальные власти будут интегрированы в единую систему развития города, как инновационно-ориентированного города.

Целью развития науки является обеспечение потребностей общества в новых знаниях на основе выполнения актуальных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, наращивания научного потенциала республики и его реализации для социально-экономического, интеллектуально-духовного и культурного развития Республики Татарстан.

Важное место займет целенаправленная работа по формированию комплексных многодисциплинарных научно-производственных отраслевых и межотраслевых центров создания и реализации актуальных технико-технологических разработок, включая привлечение докторантов, аспирантов, молодых специалистов и студентов ко всем этапам – от научного обоснования до производства, поставок и сервисного обслуживания наукоемкой продукции. Планируется привлечение в науку РТ федеральных и зарубежных инвестиций в 2-3 раза превышающих объемы, достигнутые в 2004 году.

Будет обеспечено развитие научного и научно-технического потенциала РТ на уровне мировых и общероссийских критериев как основы долгосрочной перспективы развития РТ, в том числе: Путем создания стимулов привлечения в науку и наукоемкое производство молодых ученых. Их доля увеличится с 17 % в 2004 г. до 23-25 %.

Будет развиваться сеть инжиниринговых центров при крупных наукоемких производственных компаниях. При ведущих ВУЗах будут образованы «малые академии наук» для талантливых школьников и студентов. Трудно себе представить развитие любого сектора экономики, социальной сферы и общественной жизни без информатизации.

Основной целью развития отрасли информатизации является удовлетворение и формирование информационных потребностей экономики и населения на основе масштабного использования современных инфокоммуникационных технологий. Для достижения этой цели будут решены задачи опережающего развития систем телекоммуникаций, применения современных информационных технологий, систематизации государственных и публичных информационных ресурсов.

В результате решения этих задач станет возможным создание единого информационного пространства в республике и её интеграция в глобальное информационное общество. В 2005 году будет сдана в эксплуатацию первая очередь информационно-аналитической системы принятия управленческих решений как подсистема интегрированной системы «Электронное правительство». Полностью система заработает начиная с 2006 года после введения в действие электронных административных регламентов.

Будет создана электронная торговая площадка с использованием имеющихся уже сегодня достаточных государственных информационных ресурсов, а также корпоративных информационных ресурсов.

Особого внимания требует система организации мониторинга социально-экономического развития республики и её муниципальных образований, что обусловлено передачей им в соответствии с федеральным законодательством полномочий по муниципальной статистике. Необходимые проекты предложений в настоящее время готовятся в Правительстве, вместе с тем потребуется ряд организационных решений, связанных с закреплением функций мониторинга за органами государственного управления. Проекты соответствующих решений в Правительстве также подготовлены.

В ближайшие 2 года будет решена задача электронного документооборота между налоговыми органами, органами статотчетности, органами жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, регистрационными, паспортно-визовой службы, хозяйствующими субъектами, органами исполнительной власти и другими участниками информационного обмена.

Развитие экономики республики в значительной степени зависит от уровня инфраструктурного развития. В этой связи важными направлениями нашей деятельности будут развитие транспортного комплекса и средств связи.

Обеспечение среды жизнедеятельности людей и хозяйствования предприятий на уровне параметров минимального транспортного стандарта является главной целью реформирования транспортного комплекса республики.

К 2010 плотность автомобильных дорог в республике составит 0,22 км/кв. км. Будет развиваться система платных дорог, на строительство которых будут привлекаться негосударственные финансовые ресурсы. В 2 раза будет уменьшено число населенных пунктов, не имеющих связи дорогами с асфальто-бетонным покрытием с магистральными дорогами. Особое внимание будет уделено качеству дорожного покрытия и его ремонта. В 2 раза будет увеличен объем грузоперевозок, выполняемых нашим транспортом.

Будет обеспечено полное покрытие территории республики радио и телесигналом. По обеспеченности мобильной связью республика уже в текущем году выйдет на уровень развитых стран мирового сообщества.

В области внешнеэкономической деятельности основное внимание будет уделено изменению товарной структуры экспорта и привлечению иностранных инвестиций. Товарная структура экспорта в дальнее зарубежье характеризуется значительной долей продаж сырой нефти более 60%. Примерно аналогичная товарная структура экспорта и в ближнее зарубежье.

До 2010 года будут решены следующие задачи:

- в республике будет создана торговая электронная биржа на базе ресурсов Агентства по госзаказу, Делового портала Tatcenter.ru и ряда других маркетинговых республиканских, городских и корпоративных электронных площадок;

- в практику организации закупок по линии государственного и корпоративного заказов будут введены конкурсные торги и редукционы с использованием рыночных цен;

- в целом по стране нет функционирующих региональных торговых площадок, где аккумулировались бы все потребности и возможности (спрос и предложение) товаропроизводителей. Учитывая тесные кооперационные взаимосвязи предприятий, а также испытывая потребность региональных товаропроизводителей в экспансии на товарные рынки других регионов, нужна федеральная торговая площадка. Республика Татарстан планирует стать системным интегратором этого процесса, создать такую площадку и обслуживать всех клиентов;

- приоритетными направлениями поддержки проектов средствами созданных «Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан» и «Стабилизационного залогово-страхового фонда Республики Татарстан» должны стать создание экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.

Бюджетный процесс, который начинается в республике со следующей недели принципиально изменился в связи с изменением федерального законодательства. Речь идет, прежде всего, об изменениях в бюджетном кодексе РФ и принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В республике были также внесены изменения в наш Бюджетный кодекс. Будут введены новые механизмы расчета расходных полномочий муниципальных образований, выравнивания бюджетной обеспеченности и софинансирования программ с использованием образованных для этих целей 5 специализированных фондов, предусмотренных названными выше законами. Целью реформирования бюджетного процесса станет повышение эффективности бюджетных расходов.

Бюджетное планирование будет переведено на принцип трехлетнего скользящего планирования с ежегодным уточнением его основных параметров.

Процесс бюджетного планирования будет упорядочен на основе полной интеграции его с системой индикативного управления, что означает изменение последовательности и порядка выполнения отдельных технологических операций этого процесса, построенного на учете реального положения дел в экономике и намерений по реализации всего комплекса инвестиционных и инновационных программ.

В 2006 году будет введено программно-целевое бюджетное планирование, ориентированное на достижение измеряемых результатов деятельности администраторов бюджетных средств. Система бюджетного планирования будет также предусматривать разработку и введение докладов администраторов бюджетных средств о результатах и основных направлениях своей деятельности.

Серьезные задачи Правительство ставит в области регионального развития. В основе государственной политики в этом направлении лежит единая система территориального развития республики, городов и районов.

Разработке программ комплексного развития населенных пунктов будет предшествовать разработка территориальной схемы развития республики, предусматривающая как решение задачи размещения производительных сил, так и задачи инфраструктурного развития, жилищного и производственного строительства, объектов природопользования и природоохраны.

Предложения по социально-экономическому выравниванию районов были основаны на детальном анализе в разрезе городов и районов рынка трудовых ресурсов, демографической ситуации, наличия ресурсной базы, наличия свободных производственных мощностей и прогнозов размещения общего объема производства в отраслях промышленности.

На основании информации и учитывая перспективы развития отраслей экономики, структурные изменения в ней, доходы и занятость населения планируется в 7 городах и 3 районах размещение производства в области химии и нефтехимии, в 2 городах и 2 районах – текстильных производств. Совокупно на всех вновь создаваемых производствах малой химии и нефтехимии на первом этапе (2006-2007 годы) будет занято более 1 тысячи человек с годовым объёмом производства порядка 300 млн. рублей и наращиванием объёма продаж в последующие годы.

Для развития производительных сил в отрасли стройиндустрии были также детально проанализированы объемы планируемого строительства жилых и производственных зданий, а также объектов социальной и инженерной инфраструктуры. На основании этого были рассчитаны потребности продукции стройиндустрии и планируется размещение около 30-ти производств.

В области государственного управления в экономике будут усилены акценты на создание системообразующих компаний с участием государства.

В реальном секторе экономики приоритетными направлениями будут:

- поддержка «сильных» товаропроизводителей, производящих товары-лидеры, к которым относятся: продукция всех переделов переработки нефти, а также нефть, авиатехника, автомобили, продукция деревообработки;

- развитие направлений, являющихся точками экономического роста (химия и нефтехимия, пищевая промышленность, производство строительных материалов, информатизация и связь); - развитие межотраслевых кластеров.

Благодарю за внимание!

Информация предоставлена Пресс-центром Госсовета РТ, 29 апреля 2005 г.