Публикации > Просмотр публикации
Выступление Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова на церемонии открытия V Конгресса нефтегазопромышленников России

Уважаемые участники и гости V Конгресса нефтегазопромышленников России!

Уважаемые коллеги!

От имени руководства Республики Татарстан, Оргкомитета позвольте сердечно приветствовать вас на открытии V Конгресса нефтегазопромышленников России. Впервые за последние годы Конгресс нефтегазопромышленников проходит в Республике Татарстан. Поэтому, разрешите мне кратко представить нашу республику, охарактеризовать ее экономический потенциал.

Республика Татарстан – это один из наиболее высокоразвитых российских регионов, занимающий по многим показателям ведущие позиции. По уровню экономического развития и социального благополучия наша республика занимает 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

Здесь сосредоточен значительный производственный потенциал, включающий многоотраслевую промышленность, высокие технологии и высококвалифицированные кадры. Такие крупные производители, как ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Оргсинтез», КАПО им. Горбунова, ОАО «КАМАЗ» и многие другие известны далеко за пределами республики.

Республика отличается развитым сельским хозяйством. Мы не только обеспечиваем собственные потребности в про довольствии, но и активно выходим на продовольственные рынки других регионов России, а также зарубежных стран.

В настоящее время республика взяла курс на обеспечение качественного роста экономики на основе активизации инновационной деятельности во всех сферах народного хозяйства. Создается экономическая среда, восприимчивая к инновациям, к новым технологиям. Приняты и реализуются Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы и Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы. На базе республиканских предприятий формируется целая сеть технопарков, индустриальных округов и площадок, где создаются особо благоприятные условия для внедрения прорывных наукоемких технологий. Правительство придает большое значение реализации подписанных Соглашения и Программы о научно-техническом сотрудничестве в области химии, нефтехимии и экологии между Правительством Республики Татарстан и Российской академией наук. У республики уже наработан значительный инновационный «задел», имеется крупный пакет масштабных инновационных проектов. На Казанском авиационном заводе освоен серийный выпуск самолета Ту-214. В настоящее время осваивается самолет Ту-334.

Казанские моторостроители освоили производство принципиально нового двигателя НК-93. При поддержке Правительства республики на Казанском моторостроительном объединении освоено производство двигателя Аи-22 с элементами пятого поколения для регионального реактивного самолета Ту-324.

Разработаны четыре модификации вертолета Ми-8, завершена сертификация вертолета «Ансат». Ведется освоение производства легкого вертолета «Актай». Флагман машиностроительной отрасли ОАО «КАМАЗ» входит в число лидеров по производству грузовых и малолитражных легковых автомобилей в России и странах СНГ.

Остановлюсь на достижениях нашей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Татарстан на протяжении свыше шести десятилетий является одним из основных нефтяных регионов страны. За это время добыто свыше 2,9 млрд.тн. нефти. Достижения ученых – нефтяников республики находят широкое внедрение во многих нефтяных регионах страны. Развитая нефтяная отрасль дала мощный импульс становлению и развитию в республике нефтегазохимического комплекса. Сегодня, он является базовой, бюджетообразующей отраслью в экономике республики и обозначен Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым как точка роста республиканской экономики.

Доля предприятий комплекса в структуре промышленного производства Республики Татарстан составляет свыше 50%. Вклад нефтяников в общий объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет составляет свыше 30%. Весом вклад ОАО “Татнефть” в доходную часть бюджета Российской Федерации. Компания входит в первую десятку крупнейших налогоплательщиков страны.

Ключевое положение в экономике и динамичное развитие позволяют предприятиям нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан принимать активное участие в реализации важнейших социальных программ республики. В настоящее время завершено выполнение Программы газификации республики. Уровень газификации в целом по республике составляет около 98%.

Во многом благодаря средствам, заработанным в нефтегазовой отрасли выполнен значительный объем жилищного строительства в рамках реализации Президентской программы ликвидации ветхого жилья в республике.

Немаловажно и то, что нефтегазохимический комплекс является емким рынком труда с высоким уровнем социальных гарантий. Численность занятых в данном секторе экономики составляет свыше 30% всего промышленного персонала республики.

Высокими темпами роста и значительным потенциалом развития характеризуются субъекты отраслевого малого бизнеса, деятельность которых сосредоточена в области переработки нефтехимического сырья.

Хочу отметить, что опыт развития нефтяной отрасли Республики Татарстан, ОАО “Татнефть” убедительно свидетельствует о том, что значительным резервом повышения устойчивости в условиях меняющейся конъюнктуры рынка, инструментом повышения экономической эффективности является диверсификация компании, позиционирование ОАО “Татнефть” как вертикально-интегрированного холдинга, включающего нефтегазовое крыло, нефтепереработку и нефтехимическое производство. Так, только за последние годы инвестиции ОАО “Татнефть” в реализацию проектов строительства и развития Нижнекамского НПЗ, ОАО “Нижнекамскшина”, Нижнекамского завода синтетических масел составили свыше 16 млрд.руб. В составе управляющей компании “Татнефть-Нефтехим” успешно развиваются ОАО “Ефремовский завод синтетического каучука”, ОАО “Ярполимермаш-Татнефть”.

Знаковым проектом для республики является совместный с компанией LG проект по формированию в Нижнекамском промышленном узле современного нефтехимического комплекса .

Нефтяная отрасль Республики Татарстан прошла несколько стадий своего развития. Сегодня Ромашкинское и ряд других крупных месторождений республики находятся на завершающей стадии разработки. За годы промышленной разработки нефтяных месторождений в Республике Татарстан ежегодные объемы добычи нефти упали с максимальных 103 млн.тн. в 70-ых годах до 23,8 млн.тн. в середине 90 – ых. Степень обводненности, истощенности крупнейших месторождений достигла критических значений. Поэтому, ОАО “Татнефть” при поддержке руководства республики была разработана новая стратегия развития нефтедобычи. Результатом её реализации стала стабилизация и с 1998 г. устойчивый рост объемов добычи углеводородного сырья. В 2003 г. было добыто 29,2 млн.тн. нефти. В текущем году республика преодолеет 30 миллионный порог нефтедобычи.

Движущей силой столь динамичного развития нефтяной отрасли послужили следующие обстоятельства:

В Республике Татарстан в 1995 – 2000 гг. был принят ряд нормативных актов по обеспечению налогового стимулирования добычи нефти по трем направлениям:

- по сохранению в действующем фонде малодебитных и высокообводненных скважин;

- по вводимым в эксплуатацию новым месторождениям;

- и по внедрению новых методов увеличения нефтеотдачи (МУН).

Результаты превзошли все самые смелые прогнозы. В эксплуатацию было введено 36 новых месторождений, что при прежних условиях хозяйствования достигалось на протяжении 30 лет. Нефтяники республики умело использовали свой накопленный научный и инженерный потенциал для широкого внедрения новых технологий.

За эти годы дополнительно добыто около 45 млн.тонн нефти или 28,7% от общего объема добычи. Дополнительные налоговые поступления в бюджет государства составили 13,5 млрд.рублей, сохранены в работе 10 тысяч скважин, 18,5 тысяч рабочих мест. Экономия в размере затрат на бурение 6000 новых скважин на тот же объем добычи составила 15 млрд.руб. Объем дополнительной добычи нефти за счет внедрения новых методов увеличения нефтеотдачи вырос в 6 раз.

Важнейшим направлением развития нефтяной промышленности Республики Татарстан явилось создание на основании Указа Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева “О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан” 28 малых нефтяных компаний с объемами добычи нефти от 10 до 500 тысяч тонн в год. “Малышам” на конкурсной основе было передано 67 нефтяных месторождений с запасами 195 млн.т. Причем, в основном это были маргинальные месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, содержащими высокосернистые нефти, большинство из которых были открыты 15-30 лет назад.

Создание новых нефтяных компаний в корне изменило ситуацию с добычей нефти в республике: активно внедряются передовые инновационные технологии, появилась конкуренция по внедрению новых методов стимулирования нефтедобычи. В прошлом году малыми компаниями было добыто более 4,2 млн.тонн нефти, в этом году прогнозируется добыча около 5 млн.тонн нефти.

Во главу угла реализуемой нефтяниками республики промышленной политики ставится задача по расширенному воспроизводству запасов углеводородного сырья и в дальнейшем, эта работа будет сконцентрирована в области:

- усиления геологоразведочных работ и внедрения новых высокоэффективных нефтепоисковых методов.

- активного проведение мероприятий по увеличению коэффициента извлечения нефти (КИН). Опыт применения методов увеличения нефтеотдачи (МУН) в Республике Татарстан показывает, что нефтеотдачу, в среднем, можно поднять с проектного показателя 42% до 50%. Так, сегодня по залежам терригенного девона Ромашкинского месторождения поставлена задача увеличения КИН с 0,53 до 0,6.

В целом, о значении проблемы повышения нефтеотдачи говорит тот факт, что ее повышение только по разведанным ресурсам Татарстана на 1% дает прирост извлекаемых запасов на 85 млн.т.

Однако, ликвидация Фонда ВМСБ, переход на взымание единого налога на добычу полезных ископаемых, - все это привело к значительному сокращению геолого-разведочных работ не только в Республике Татарстан, но и в целом, по нефтяной отрасли Российской Федерации.

Значительным потенциалом нефтеносности обладают Центральный и Западный районы Татарстана. Представляется целесообразным совместно с органами Министерства природных ресурсов России активизировать работы по выдаче лицензий на поисково-разведочные работы в данных регионах.

Геологами, нефтяниками доказана региональная битумоносность пермских отложений Закамской зоны нашей республики, существенно уточнены основные закономерности пространственного распределения скоплений природных битумов, Определена перспективность различных районов. Запасы природных битумов в Республике Татарстан по различным оценкам составляют свыше 2 млрд.тн.

Проведенные в Татарстане исследования и опытно-промышленные работы по изысканию скважинных методов извлечения битумов показали перспективность и рентабельность разработки залежей битумоносных пород с применением тепловых методов. При этом, на опытном участке Мордово-Кармальского месторождения при разработке скважинными методами с применением внутрипластового горения получена высокая нефтеотдача – около 35%.

В настоящее время ведется работа по проведению аукционов на разработку ряда месторождений природных битумов.

Предоставленные Правительством Республики Татарстан благоприятные возможности для развития нефтяной промышленности нефтяники умело использовали, широко внедряя новые инновационные технологии горизонтального и разветвленно-горизонтального бурения, вскрытия пластов. Внедряются современные методы контроля и регулирования процессов разработки, новые технологии добычи нефти, ремонта и стимуляции скважин. Постоянно совершенствуется организации нефтяного производства.

Однако, темпы дальнейшего развития нефтяной отрасли в Российской Федерации и в Республике Татарстан, в частности, могут существенно снизиться ввиду правового несовершенства действующего налогового законодательства. Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости устранения недостатков действующей системы налогообложения в нефтяной отрасли. Она не позволяет вести рентабельную добычу нефти до отбора проектных объемов запасов и толкает предприятия на «снятие сливок», то есть, на выборочную разработку высокопродуктивных участков. Опережающие темпы выработки высокопродуктивных пластов, приводят к преждевременному обводнению скважин, захоронению в недрах значительных запасов – всему тому, что называется нерациональным использованием недр.

С другой стороны, действующая система налогообложения не обеспечивает изъятие сверхприбылей, которые образуются при разработке «молодых» месторождений, находящихся в благоприятных горно-геологических условиях. По нашему мнению, изменения в Федеральном налоговом законодательстве по повышению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль с благородной целью изъятия “сверхдоходов” отдельных компаний не решают этой задачи. Не учитываются научно-обоснованные предложения по дифференциации налогообложения. Сегодня в равные условия поставлены компании со средним дебитом 3,7 тн/сутки и уровнем обводненности 85% и компании, разрабатывающие месторождения с дебитом 16-20 тн/сутки безводной нефти.

Не будет способствовать развитию нефтедобычи принятие поправок к действующему Федеральному закону «О недрах», отменяющих действующий механизм недропользования – совместное ведение Федерацией и её субъектом процесса лицензирования по принципу «двух ключей». Данный принцип соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы владения и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), что повышает заинтересованность регионов в развитии нефтяной отрасли.

Опыт использования положений Закона РФ «О недрах» в прежней редакции показывает высокую эффективность применения мер налогового стимулирования региональными властями при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами и внедрение новых методов увеличения нефтеотдачи.

Уважаемые участники V Конгресса нефтегазопромышленников России!

В заключении, позвольте Вам пожелать насыщенной, плодотворной работы, ярких выступлений, интересных дискуссий и новых встреч. Уверен, что наш форум внесет достойный вклад в решение острых проблемных вопросов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Благодарю за внимание.

Казань, КРК “Пирамида”, 8 сентября 2004 года