Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра социальной защиты Республики Татарстан Новиковой К.Н. на заседании коллегии по итогам 2004 года

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемые коллеги!

Завершился еще один, непростой для нашей отрасли, год. Год, который должен был быть, по нашим планам, завершающим по внедрению адресных жилищно-коммунальных субсидий, по разработке и внедрению критериев оценки деятельности отрасли, наших учреждений, каждого специалиста, отработки информационного сопровождения нашей деятельности, годом предметной разноплановой оценки деятельности учреждений отрасли и разработки программ оптимизации и мероприятий по совершенствованию их деятельности. А, в общем, все, что мы намечали в году прошедшем, должно было стать фундаментом повышения эффективности деятельности отрасли на перспективу не менее 5 лет.

И в первом полугодии у нас многое получилось.

Но, начавшаяся уже с июля, гонка по подготовке к предстоящей монетизации льгот, заставила большинство отделов министерства заниматься намеченным лишь попутно, а с ноября мы все уже с головой погрузились в решение навалившихся нелегким грузом проблем, работу с населением, до конца года, бежав "впереди паровоза", чтобы успеть реализовать, часто еще не утвержденные, нормативные документы. И хотя это стоило титанических усилий, но и на этот раз с задачей мы справились. Огромное всем Вам за это спасибо. И большое спасибо, прежде всего, Вам, Рустам Нургалиевич, за поддержку, за понимание наших проблем, за решение таких важнейших вопросов, как увеличение штатной численности отделений материальной помощи, укрепление их своевременной техникой, материальной поддержки специалистов отделений и управлений социальной защиты.

Сейчас нам еще очень тяжело, так как мы не вошли пока в режим работы, идем с опережением. Наплыв обращений хоть и спал, но все еще очень велик. Мы все еще не успеваем обрабатывать поступающие заявления в режиме реального времени. Но сомнений в том, что мы "вырулим", и в очередной раз справимся с задачей, у меня нет.

Да, нам многое не удалось сделать в прошлом году, но я уверена, что мы всё наверстаем во второй половине этого года. Это подтверждает план работы отрасли на 2005 год.

Хотя год будет поистине годом реформ, и объем работ, их сложность, наша ответственность за результаты работы в текущем году будет значительно больше.

Начатые Правительством Российской Федерации в 2004 году реформы требуют от отрасли дальнейшей мобилизации всех имеющихся ресурсов, усиления четкости, более эффективного планирования и расстановки приоритетов и акцентов в работе, оптимизации использования ресурсов.

Собственно говоря, в 2005 году нам предстоит осуществить крупномасштабную реформу социальной защиты населения.

Реформа коснется как структурной перестройки отрасли, так и содержания работы.

Наша задача сохранить и приумножить те достижения, которые, в первую очередь, востребованы малообеспеченными и социально уязвимыми категориями населения, теми, кто без государственной поддержки просто не сможет выжить.

Поэтому мы в 2005 году, прежде всего, должны разработать новую и совершенствовать действующую законодательную, нормативную правовую базу развития отрасли:

Разграничение полномочий между федераций и республикой в области социальной защиты. Согласно обновленному федеральному законодательству, социальная защита населения республики стала, в основном, предметом компетенции и расходными полномочиями республики.

Это требует дополнительных ресурсов, значит, их надо найти, заработать, оптимизироваться, работать более интенсивно и эффективно, делать больше, обходясь меньшим, но не допустить ухудшения социальной защищенности населения.

Изменение федерального законодательства потребовало кардинальных изменений и в республиканском законодательстве и нормативной правовой базе социальной защиты. Предстоит очень большая работа по приведению республиканского законодательства в соответствие с российским. Кроме этого, необходимо срочно разработать и внедрить государственные минимальные стандарты социального обслуживания, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг и условиям оказания гарантированных услуг учреждениями государственной системы социального обслуживания. Стандарты являются основой для межбюджетных отношений в области социальной защиты, поэтому их формирование должно пройти в кратчайшие сроки – до 1 ноября 2005 года.

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и мы уже начали разработку законодательной базы по разграничению полномочий и ответственности в обеспечении населения республики государственными социальными гарантиями в области социальной защиты с местными органами власти.

Предстоит осуществление нормативного правового и методического обеспечения передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан в области социальной защиты, в том числе в области разработки и принятия органами местного самоуправления нормативных актов и целевых программ по оказанию социальной поддержки населению.

Будет проведена реструктуризация учреждений, изменены штатные расписания, перестроена принципиально система социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов.

Усилится информационное и организационное взаимодействие со всеми структурами, ведомствами и министерствами, коммерческими и некоммерческими организациями и общественными объединениями, действующими в Республике Татарстан в области социальной защиты.

Требует скорейшей разработки законодательное и нормативно правовое обеспечение взаимодействия уровней власти, межсекторного взаимодействия, развития форм непосредственного участия населения в решении вопросов социальной защиты нуждающихся в поддержке государства.

В области социальной защиты инвалидов новые отношения будут построены с государственными внебюджетными фондами, Федеральной (уже) службой медико-социальной экспертизы, органами здравоохранения, образования, культуры и другими органами власти. Министерство, органы социальной защиты должны принять на себя роль координатора не только по социальной защите инвалидов, но и по вопросам семейной политики, государственной политики в области старшего поколения.

Вероятно, преследуя цель облегчить наш труд, Министр здравоохранения и социального развития РФ господин Зурабов М.Ю. выделил из нашей отрасли Государственную службу медико-социальной экспертизы, сделав ее самостоятельной, передал обеспечение средствами реабилитации инвалидов и санаторно-курортное обеспечение ветеранов в ФСС (хотя по закону это совершенно не свойственные им функции), направил средства на ежемесячные денежные выплаты льготникам федеральной компетенции через Пенсионный фонд.

На самом деле он разрушил систему в работе с этими категориями населения, задал работы, и много совершенно не нужной сделал всем: и нам, и новым исполнителям. И теперь нам вновь необходимо строить новую систему работы, прежде всего, с инвалидами.

За нами остались функции социальной помощи и социального обслуживания этой категории граждан.

Понятие реабилитации в прежнем понимании ушло из закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Значит нам необходимо будет перестраивать работу силами наших реабилитационных учреждений.

Учитывая изменения демографической ситуации среди пожилых людей в сторону увеличения числа немощных, нуждающихся в постороннем уходе, будем перестраивать работу наших учреждений с целью оказания помощи семьям, где они проживают, обеспечения пожилым людям необходимых реабилитационных услуг.

Будут изменены и принципы предоставления этих услуг, системы платы за них, системы оплаты социальных работников через внедрение почасовой оплаты.

Предметом особого внимания была и будет семья. Сюда пока реформаторы не добрались, и можем предметно работать над совершенствованием нашей системы работы. Сегодня, благодаря Вам, уважаемый Рустам Нургалиевич, у нас есть серьезный инструментарий для решения проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия – 70 учреждений в 38 районах республики. Оптимизируя и повышая эффективность их работы через внедрение новых социальных технологий (семейные воспитательные группы, целевые программы и проекты), мы сможем достигнуть доступности их услуг по всей республике.

Действующие процедуры бюджетного контроля, ориентированные исключительно на проверку целевого расходования бюджетных средств и их соответствия установленным финансовым правилам и нормативам, должны быть заменены регулярной практикой оценки эффективности и результативности социальной помощи и услуг, действенности процедур принятия управленческих решений, а также конечных социальных результатов конкретных мер по социальной поддержке населения.

Необходимо повысить уровень финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений социального обслуживания населения с одновременным повышением ответственности руководителей учреждений за результаты работы.

С каждым годом перед отраслью ставятся все более и более сложные задачи. Отрасль приобрела качества политического буфера – инструмента социальной политики, помогающего Правительству Республики Татарстан продолжать начатый курс экономических реформ.

Главной нашей целью стало сохранение социально-политической стабильности общества и рост экономического потенциала республики. Такие значимые цели требуют и нового качества работы.

А новое качество работы требует от работников отрасли и новых знаний и умений.

Поэтому, для того, чтобы соответствовать возрастающим требованиям к нашей отрасли, каждому работнику, специалисту отрасли необходимо самосовершенствоваться, повышать уровень своих знаний, образования, культуры производства, улучшать профессиональное мастерство.

Конечно, нам трудно. Но известно, что развития без усилий не бывает: сложности в работе делают нас только более организованными, умными и профессиональными. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что отрасль справится с новыми задачами 2005 года также грамотно и компетентно, как и в прошедший период.

Спасибо Вам за Вашу работу, за Вашу стойкость, трудолюбие, и, не побоюсь этого слова, патриотизм, так как только патриоты, горячо любящие свою родину, свой народ, могут работать так, как Вы. Еще раз спасибо.

Спасибо за внимание.

18 февраля 2005 г.

Материал предоставлен Министерством социальной защиты Республики Татарстан