Публикации > Просмотр публикации
Фарид Мухаметшин: Упор – на собственные силы
Предлагаем вашему вниманию интервью главного редактора «Татарских новостей» Ильяза Муслимова с председателем Государственного Совета Респубики Татарстан Фаридом Хайрулловичем Мухаметшиным, состоявшееся накануне празднования 1000-летия Казани.
– Весной этого года Госсовет Татарстана отметил 10-летие. Как Вы, руководитель законодательного органа республики, можете оценить его работу?
– Государственный Совет Республики Татарстан – это, в первую очередь, депутатский корпус, насчитывающий в своих рядах сто народных избранников.
Существует политологическая максима, – “общество “творит” парламент, а парламент – “творит” общество”. Забвение одной из этих составляющих неизбежно ведет к односторонности в понимании сущности парламентаризма. Мы исходим из того, что Парламент Татарстана должен быть эффективно работающим законодательным органом, гарантом демократических преобразований во всех сферах жизни общества.
Говоря о нынешнем Госсовете, необходимо напомнить о важнейших вехах в истории современного Татарстана: принятии Декларации о государственном суверенитете республики, а затем и Конституции РТ, введении института президентства; особой позиции по вопросу Федеративного договора; подписании Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.
Татарстан всегда последовательно отстаивал принципы рыночной экономики и федерализма в России, неизменно выступая за расширение самостоятельности регионов. Особо следует подчеркнуть, что Государственный Совет установил деловое и конструктивное взаимодействие с Президентом и Правительством республики, другими субъектами права законодательной инициативы.
Всего за десять последних лет Госсоветом принят 471 закон, 10 Государственным программам. Это один из самых значительных показателей деятельности Парламента за всю его историю. Такая высокая интенсивность обусловлена как масштабом, так и сложностью задач, стоящих перед республикой.
Если говорить о сегодняшнем, третьем созыве, то основной костяк Госсовета составили представители “Единой России”. В Парламенте успешно работают две фракции – “единороссов” и коммунистов, а также депутатская группа “Татарстан – новый век”, есть независимые депутаты. Лично я – за такую фракционность. Именно борьба мнений полнее раскрывает суть обсуждаемого закона и дает больше гарантий от ошибок.
– Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев назвал новый Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Россией и Татарстаном “сильнейшим договором”, аналогов которому в России не было. Чем отличается новый договор от старого, подписанного в 1994 году? Какие позиции удалось отстоять Татарстану?
– Прежде необходимо отметить, что Договор 1994 года позволил сохранить особый статус республики, реализовать государственные программы газификации, адресной социальной защиты, ликвидации ветхого жилья. Сюда надо включить увеличение добычи и переработки нефти, строительство дорог и мостов, объектов социальной сферы, активное развитие международных связей. Все это означало рост занятости населения, стабилизации экономики и, как следствие, значительное улучшение положения граждан в материальной и духовной сферах.
Договор способствовал повышению политической стабильности Татарстана, как сильного и самостоятельного региона. Неслучайно в своем программном выступлении в марте этого года Президент М.Ш. Шаймиев акцент сделал на том, что “Договор – это исторический документ, который сыграл свою неоценимую роль… В новых условиях нужен вариант Договора, учитывающий современные условия”.
Каким станет после окончательной редакции этот жизненно важный документ?.. Мы, естественно, связываем с ним вполне определенные надежды, верим, что он станет отправной точкой для нового прорыва Республики Татарстан – политического, экономического, духовного.
– Решение каких проблем в Татарстане могло бы стать примером для всей России?
– Татарстан одним из первых регионов России взялся за практическое решение проблем малого и среднего бизнеса. Государственным Советом была принята Программа по развитию малого предпринимательства на 2001 – 2004 годы. Сейчас готовится аналогичный документ, рассчитанный уже на среднесрочную перспективу. В конце прошлого года Парламентом республики принят Закон “О государственной поддержке жилищного строительства в РТ”, давший старт масштабной программе социальной жилищной ипотеки. Предполагается, что уже в этом году 6 тысяч семей в Татарстане смогут въехать в новые квартиры.
Все последние годы нам, конечно, с большим трудом удается принимать социально ориентированный бюджет Татарстана. В соответствии с законом о бюджете на 2005 год в республике запланирован беспрецедентный рост расходов на проведение социальной политики – более чем в два раза. Совокупные планируемые расходы составят 31,4 миллиарда рублей, или 8316 рублей на одного жителя республики.
В соответствии с Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года к компетенции Татарстана отнесено около 1 миллиона 300 тысяч человек, имеющих право на государственную поддержку. Для сравнения, к компетенции Федерального центра – отнесено лишь 300 тысяч. Республика пошла также на установление компенсационных выплат 160 тысячам пенсионеров, не входящих в перечень льгоников, предусмотренный Центром. Дополнительно это обошлось бюджету в 1,1 миллиарда рублей.
Важнейшим направлением деятельности нашего Парламента стала подготовка муниципальной реформы. В отличие от большинства субъектов Федерации законодателями Татарстана своевременно определены границы и установлен статус муниципальных районов и городов. На 16 октября назначены выборы в 998 муниципалитетов. Впервые институты самоуправления будут созданы на уровне городов и районов Татарстана.
И в дополнение темы: руководство республики предложило на переходный период, пока идет процесс формирования полноценной системы муниципального управления, предоставить органам госвласти субъектов Федерации право самим определять порядок избрания глав вновь образованных муниципалитетов. Соответствующая инициатива нашего парламента уже получила поддержку у депутатов Государственной Думы. В статью 85 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” были внесены необходимые изменения.
Но, положа руку на сердце, должен признаться, что такой позитивный опыт взаимодействия региональных и федеральных законодателей скорее можно считать исключением. Обычно наши предложения с трудом находят поддержку в Думе. Впрочем, подобную реакцию испытывают законодатели большинства регионов. Из всей массы поступающих в Думу законодательных инициатив субъектов статус федеральных нормативных актов приобретает лишь два-три процента.
– Как Вы относитесь к идее укрупнения регионов? Объединение с какими регионами могло бы быть приемлемым для Татарстана?
– Посмотрите на географическую карту России, найдите Республику Татарстан и взгляните на ее соседей. С кем из них мы можем объединиться? Гипотетически – со всеми… А собственно, зачем? Татарстан – вполне самодостаточный регион с мощной современной инфраструктурой. У нас установились с соседями дружеские и доверительные отношения, которые устраивают всех.
В марте этого года меня избрали Координатором Ассоциации руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, так что об истинном положении дел в регионе я знаю не понаслышке.
Да, сейчас некоторые регионы объединяются. Это регионы с огромной территорией и минимальным населением, расположенные очень и очень далеко от Москвы. Хочет Пермская область объединиться с Коми - Пермяцким автономным округом, а Чукотка – с Корякским автономным округом... Это их суверенное право.
В своей истории мы проходили такие уроки, как, например, попытка создания Татаро-Башкирской республики в первые годы Советской власти. Казалось бы, самые благие цели. А результаты? Конечно, времена сейчас другие, цивилизованные времена. Во всех без исключения республиках Поволжья идет рост национального самосознания и самоидентичности. В таких условиях говорить об объединении, как представляется, не совсем некорректно.
С другой стороны, если в каком-либо субъекте Федерации нашего округа будет проведен всенародный референдум, на котором подавляющее большинство населения проголосует за присоединение к Татарстану, мы всегда готовы на конструктивный диалог.
– Уже более десяти лет татарский язык имеет статус государственного языка в Татарстане. Но реально он не стал полноправным языком в республике. Почему? В чем Вы видите решение данной проблемы?
– Вы затронули “больной” вопрос. И очень деликатный… В последнем списке самых распространенных языков в мире, составленном ЮНЕСКО, татарский язык занимает очень высокое место – четырнадцатое. Но житейские бури XVI – XX веков так разметали наш народ по всей планете, что собственно в границах Республики Татарстан проживают лишь четверть татар.
Мы знаем, и это ни кем не оспаривается, что татары – второй по численности, после русских, этнос в Российской Федерации. А еще мы говорим, точнее давно устали повторять – татарский язык нуждается в коренном реформировании. Центру пора, наконец, понять, что такое наше стремление, может быть, последняя возможность сохранить родной язык. Лингвисты приводят неопровержимые доводы: литературный язык медленно, но верно исчезает из нашего времени.
Замусоренность татарского языка разного рода неологизмами, в первую очередь – американизмами, даже не перешагнула, а перепрыгнула все мыслимые пределы, сам здравый смысл. Я не специалист, но, часто встречаясь с простыми тружениками на заводах и фермах, в стенах разного рода организаций, вижу, как общаются люди на своем родном языке.
Известно, что любой язык живет по своим эволюционным законам и подталкивать его – дело хлопотное и неблагодарное. К сожалению, мы этот горький урок проходили не единожды.
9 сентября прошлого года был принят детально проработанный и тщательно взвешенный Закон Республики Татарстан “Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы”. Подобной долгосрочной программы нет ни в одной республике Российской Федерации.
В Татарстане всегда регистрировалось много межнациональных браков. Медики скажут, что для здоровья нации это замечательно. А социологи и языковеды не разделяют подобного оптимизма: ведь в семье обычно общаются на одном языке. И чаще таким языком оказывается русский.
Вынужден признать, что хотя и татарский, и русский языки являются в Республике Татарстан государственными и равноправными, некоторый дисбаланс все же существует. Хочется верить, что предпринятые нами законодательные инициативы уже в обозримом будущем принесут свои плоды.
– Какое отношение к Татарстану за рубежом, в Европе? Находят ли поддержку идеи руководства у зарубежных партнеров?
– Сегодня уже не приходится никого убеждать в важности и даже необходимости такого понятия, как “международные и внешнеэкономические связи регионов”. Татарстан одним из первых, еще в начале 1990-х годов, заявил о необходимости таких связей. Мы хорошо понимаем, что в открытой экономике серьезные перспективы развития связаны именно с самостоятельным участием регионов в международных экономических, информационных и культурных обменах.
Практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Такая деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику.
Внешние связи республики осуществляются в полном соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами политики Российской Федерации.
Существенную роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Мы экспортируем машиностроительную, нефтехимическую, военную и другую продукцию с высокой степенью переработки. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. Сложились неплохие отношения с Ираном, Индией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Вьетнамом, Китаем. Большие надежды мы связываем с участием в модернизации нефтехимического комплекса республики японских и южнокорейских компаний.
Вы спрашиваете о Европе – в июне Казань посетил вице-президент одной из крупнейших в мире компаний “Сименс АГ” Хенрик Фристацки. Достаточно сказать, что оборот российской региональной компании “Сименс” в прошлом году составил свыше одного миллиарда евро.
История наших связей с “Сименс” восходит к временам индустриализации, к 30-м годам прошлого века, – энергетическим оборудованием именно этого концерна были оснащены первые казанские ТЭЦ. С конца 90-х годов было совместно реализовано много крупных проектов. Назову один из последних – оснащение Республиканской клинической больницы магнитно-резонансным томографом.
По словам Х. Фристацки, у его компании в Татарстане самые радужные перспективы. Это касается как отраслей, где работа уже ведется полным ходом, – сферы коммуникаций, медицинского оборудования, автоматизации, – так и относительно новых. В частности, в промышленности и энергетике.
Почему я так подробно говорю о связях с “Сименс”? Сегодня, когда во многих отраслях экономики “все упирается в высокие технологии”, Татарстан как никогда нуждается в инновационных проектах. Поэтому не воспользоваться сегодня самыми передовыми в мире технологиями, значит отстать не на годы, а навсегда.
Как председатель Комитета по культуре и образованию Палаты регионов Конгресса Местных и Региональных властей Совета Европы, я просто обязан отметить рост интереса европейских стран к нашей республике. Татарстан – один из самых привлекательных инвестиционных регионов России, а, значит, наши идеи понятны зарубежным партнерам, число которых полнится год от года.
– В опыте каких стран Вы видите созвучность со схемой развития Татарстана?
– Я бы так вопрос не ставил. Посмотрите на Западную Европу: процветающие страны с очень высоким уровнем жизни, но каждая из них добивалась и добилась этого своим путем. Любое слепое заимствование неизбежно заводит в тупик. Что уж тут говорить о нашей совсем еще молодой демократии… На российском уровне, я считаю, еще четко и определенно не сформировалась национальная идея, или как говорят американцы, национальная мечта.
– Строит ли Татарстан какие-либо особые отношения с родственными тюркскими государствами: Турцией, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном?
– С тюркоязычными странами мы всегда поддерживали исключительно дружеские отношения, как с ближайшими родственниками по этносу и вере. Со многими из них, в первую очередь, с Турцией, Казахстаном, Узбекистаном, у нас подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве, целый ряд других документов.
Успешно реализуются проекты в области нефтепереработки, электроники, машиностроения. Самый настоящий ренессанс переживают контакты в сфере науки, культуры, образования. Подписан Протокол переговоров между министерствами торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан и Республики Казахстан. Действует Меморандум о побратимских и партнерских связях между Астаной и Казанью. В Узбекистане пользуется огромным спросом продукция наших машиностроителей. Такие положительные аспекты можно перечислять очень долго.
В становлении мировой цивилизации тюркоязычный мир сыграл огромную роль. Наша обязанность сохранить память о великом прошлом для потомков. Только тогда мы можем рассчитывать на столь же великое будущее. Татарстан является активным членом Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ).
– Вы – лидер регионального отделения партии “Единая Россия”. Как Вы считаете, насколько сильно единение в рядах татарстанского отделения партии?
– Татарстанское региональное отделение партии – самая крупная составляющая “Единой России”. Судите сами, в наших рядах – 78 тысяч членов. Для сравнения, в Московской области – 19 тысяч, в Башкортостане – 16 тысяч. Сегодня люди обращаются к “единороссам”, как к правящей партии. Нынешнее празднование Дня России 12 июня лишний раз ясно показало растущий авторитет “Единой России”.
Сейчас первоочередная задача партии – организованное и четкое проведение выборов в органы местного самоуправления. Есть и стратегические планы. После выборов парламента в 2007 году, который будет избираться только по партийным спискам, мы должны сформировать правительство. Пока же политическое поле не обрело четких контуров: правые не могут определиться с единым лидером, на левом фланге – полнейшая неопределенность. Я считаю, что “Единая Россия” должна быть партией правоцентристской, ведь мы отстаиваем курс страны на либерализацию экономики, безусловное обеспечение прав и свобод граждан.
– Ваше детище – движение “Татарстан – новый век” – идет параллельным курсом с “Единой Россией” или вместе?
– Я бы назвал движение “Татарстан – новый век” ближайшим партнером “Единой России”. Оно имеет огромный интеллектуальный потенциал и пользуется авторитетом. Сегодня у “ТНВ” более 100 тысяч сторонников. Это общественное объединение отражает интересы внушительной части татарстанского общества, учитывает его особенности и специфику. Мы поддерживаем “ТНВ” потому, что эта общественная организация стоит на страже интересов Татарстана, не вовлеченная в федеральные партийные и общественные структуры. Так, “Татарстан – новый век” имел свою, особую точку зрения по поводу инициативы Президента Российской Федерации о наделении полномочиями глав регионов, по пресловутой “монетизации” льгот.
Будучи добрыми партнерами, “Единая Россия” и “ТНВ” не всегда просто и легко добиваются консенсуса, но это именно тот спор, в котором рождается истина. Доброжелательная и вместе с тем конструктивная критика позволяют принимать “Единой России” более продуманные и взвешенные решения.
– Президент РФ Владимир Путин назвал 1000-летие Казани международным событием. Как Вы считаете, вызовет ли юбилей столицы Татарстана резонанс в мировом сообществе?
– Безусловно. Казань – один из крупнейших экономических, научных и культурных центров Российской Федерации. По историко-культурной ценности и сохранности наследия Казань относится к классу “А”, как Москва и Санкт-Петербург, за что столица Татарстана отмечена Дипломом и Золотой медалью ЮНЕСКО “Пальмовая ветвь мира”. Конечно, празднование не останется без внимания стран ближнего и дальнего зарубежья.
Их представителям будет на что посмотреть и даже подивиться. Всех новостроек не перечислить, но некоторые назову: метрополитен, крупнейший Ледовый дворец, ипподром мирового уровня… Проведение столь масштабных работ в кратчайшие сроки доставило казанцам много неудобств, но, к их чести, желание увидеть свою столицу обновленной и похорошевшей пересилило недовольство временными трудностями.
А празднование, можно сказать, уже началось – с открытия 24 июня мечети Кул Шариф, на котором присутствовали руководители многих арабских государств. На 26-27 августа запланирован саммит глав СНГ, в эти же сроки состоится и заседание Госсовета Российской Федерации под председательством Президента России Владимира Путина. Предполагается, что многие из участников саммита останутся на основные торжественные мероприятия, которые пройдут 29-30 августа. Международные конференции, в том числе и конференция Союза исторических городов мира, приуроченные к юбилею Казани, подчеркивают, без преувеличения, всемирное значение предстоящего события.
- В связи с 1000-летием Казани в республике уделяется большое внимание спорту. Наш вопрос касается хоккея. Когда Вы курировали "Ак Барс", команда достигала больших успехов. Но в этом году она не оправдала надежд. В чем Вы видите причины? Расстроило ли Вас это событие, и есть ли надежда, что ситуация с "Ак Барсом" в будущем изменится в лучшую сторону?
- В течение семи лет, когда мне доверили возглавлять хоккейный клуб, мы один раз были чемпионами, два раза - "серебряными", один раз - "бронзовыми". Трижды, по оценке независимых спортивных журналистов, "Ак Барс" признавался лучшим клубом России.
Обидно, конечно, отступать с завоеванных позиций. В целом же этот вид спорта, я считаю, развивается в республике динамично и планомерно. Есть сильные команды, подрастает честолюбивая молодая поросль. А что касается "Ак Барса", то ориентация только на "звезд" привела к тому, к чему и привела. Конечно, без серьезной селекционной работы сейчас не может обойтись ни один коллектив, претендующий на медали. Но все же упор надо делать на собственные силы, растить свои таланты. И здесь мы еще не сказали своего последнего слова...
- Уважаемый Фарид Хайруллович, спасибо Вам за столь обстоятельную беседу. Уверены, что ответы на затронутые нами вопросы удовлетворят интерес всех татар, независимо от их места проживания, ведь сегодня от состояния и самочувствия республики во многом зависит и судьба нации.
- Пользуясь случаем, хочу поздравить татарстанцев и всех татар мира с 1000-летием Казани, пожелать казанцам и гостям столицы удачно отпраздновать этот юбилей. Спасибо!
Предлагаем вашему вниманию интервью главного редактора «Татарских новостей» Ильяза Муслимова с председателем Государственного Совета Респубики Татарстан Фаридом Хайрулловичем Мухаметшиным, состоявшееся накануне празднования 1000-летия Казани.
– Весной этого года Госсовет Татарстана отметил 10-летие. Как Вы, руководитель законодательного органа республики, можете оценить его работу?
– Государственный Совет Республики Татарстан – это, в первую очередь, депутатский корпус, насчитывающий в своих рядах сто народных избранников.
Существует политологическая максима, – “общество “творит” парламент, а парламент – “творит” общество”. Забвение одной из этих составляющих неизбежно ведет к односторонности в понимании сущности парламентаризма. Мы исходим из того, что Парламент Татарстана должен быть эффективно работающим законодательным органом, гарантом демократических преобразований во всех сферах жизни общества.
Говоря о нынешнем Госсовете, необходимо напомнить о важнейших вехах в истории современного Татарстана: принятии Декларации о государственном суверенитете республики, а затем и Конституции РТ, введении института президентства; особой позиции по вопросу Федеративного договора; подписании Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.
Татарстан всегда последовательно отстаивал принципы рыночной экономики и федерализма в России, неизменно выступая за расширение самостоятельности регионов. Особо следует подчеркнуть, что Государственный Совет установил деловое и конструктивное взаимодействие с Президентом и Правительством республики, другими субъектами права законодательной инициативы.
Всего за десять последних лет Госсоветом принят 471 закон, 10 Государственным программам. Это один из самых значительных показателей деятельности Парламента за всю его историю. Такая высокая интенсивность обусловлена как масштабом, так и сложностью задач, стоящих перед республикой.
Если говорить о сегодняшнем, третьем созыве, то основной костяк Госсовета составили представители “Единой России”. В Парламенте успешно работают две фракции – “единороссов” и коммунистов, а также депутатская группа “Татарстан – новый век”, есть независимые депутаты. Лично я – за такую фракционность. Именно борьба мнений полнее раскрывает суть обсуждаемого закона и дает больше гарантий от ошибок.
– Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев назвал новый Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Россией и Татарстаном “сильнейшим договором”, аналогов которому в России не было. Чем отличается новый договор от старого, подписанного в 1994 году? Какие позиции удалось отстоять Татарстану?
– Прежде необходимо отметить, что Договор 1994 года позволил сохранить особый статус республики, реализовать государственные программы газификации, адресной социальной защиты, ликвидации ветхого жилья. Сюда надо включить увеличение добычи и переработки нефти, строительство дорог и мостов, объектов социальной сферы, активное развитие международных связей. Все это означало рост занятости населения, стабилизации экономики и, как следствие, значительное улучшение положения граждан в материальной и духовной сферах.
Договор способствовал повышению политической стабильности Татарстана, как сильного и самостоятельного региона. Неслучайно в своем программном выступлении в марте этого года Президент М.Ш. Шаймиев акцент сделал на том, что “Договор – это исторический документ, который сыграл свою неоценимую роль… В новых условиях нужен вариант Договора, учитывающий современные условия”.
Каким станет после окончательной редакции этот жизненно важный документ?.. Мы, естественно, связываем с ним вполне определенные надежды, верим, что он станет отправной точкой для нового прорыва Республики Татарстан – политического, экономического, духовного.
– Решение каких проблем в Татарстане могло бы стать примером для всей России?
– Татарстан одним из первых регионов России взялся за практическое решение проблем малого и среднего бизнеса. Государственным Советом была принята Программа по развитию малого предпринимательства на 2001 – 2004 годы. Сейчас готовится аналогичный документ, рассчитанный уже на среднесрочную перспективу. В конце прошлого года Парламентом республики принят Закон “О государственной поддержке жилищного строительства в РТ”, давший старт масштабной программе социальной жилищной ипотеки. Предполагается, что уже в этом году 6 тысяч семей в Татарстане смогут въехать в новые квартиры.
Все последние годы нам, конечно, с большим трудом удается принимать социально ориентированный бюджет Татарстана. В соответствии с законом о бюджете на 2005 год в республике запланирован беспрецедентный рост расходов на проведение социальной политики – более чем в два раза. Совокупные планируемые расходы составят 31,4 миллиарда рублей, или 8316 рублей на одного жителя республики.
В соответствии с Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года к компетенции Татарстана отнесено около 1 миллиона 300 тысяч человек, имеющих право на государственную поддержку. Для сравнения, к компетенции Федерального центра – отнесено лишь 300 тысяч. Республика пошла также на установление компенсационных выплат 160 тысячам пенсионеров, не входящих в перечень льгоников, предусмотренный Центром. Дополнительно это обошлось бюджету в 1,1 миллиарда рублей.
Важнейшим направлением деятельности нашего Парламента стала подготовка муниципальной реформы. В отличие от большинства субъектов Федерации законодателями Татарстана своевременно определены границы и установлен статус муниципальных районов и городов. На 16 октября назначены выборы в 998 муниципалитетов. Впервые институты самоуправления будут созданы на уровне городов и районов Татарстана.
И в дополнение темы: руководство республики предложило на переходный период, пока идет процесс формирования полноценной системы муниципального управления, предоставить органам госвласти субъектов Федерации право самим определять порядок избрания глав вновь образованных муниципалитетов. Соответствующая инициатива нашего парламента уже получила поддержку у депутатов Государственной Думы. В статью 85 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” были внесены необходимые изменения.
Но, положа руку на сердце, должен признаться, что такой позитивный опыт взаимодействия региональных и федеральных законодателей скорее можно считать исключением. Обычно наши предложения с трудом находят поддержку в Думе. Впрочем, подобную реакцию испытывают законодатели большинства регионов. Из всей массы поступающих в Думу законодательных инициатив субъектов статус федеральных нормативных актов приобретает лишь два-три процента.
– Как Вы относитесь к идее укрупнения регионов? Объединение с какими регионами могло бы быть приемлемым для Татарстана?
– Посмотрите на географическую карту России, найдите Республику Татарстан и взгляните на ее соседей. С кем из них мы можем объединиться? Гипотетически – со всеми… А собственно, зачем? Татарстан – вполне самодостаточный регион с мощной современной инфраструктурой. У нас установились с соседями дружеские и доверительные отношения, которые устраивают всех.
В марте этого года меня избрали Координатором Ассоциации руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, так что об истинном положении дел в регионе я знаю не понаслышке.
Да, сейчас некоторые регионы объединяются. Это регионы с огромной территорией и минимальным населением, расположенные очень и очень далеко от Москвы. Хочет Пермская область объединиться с Коми - Пермяцким автономным округом, а Чукотка – с Корякским автономным округом... Это их суверенное право.
В своей истории мы проходили такие уроки, как, например, попытка создания Татаро-Башкирской республики в первые годы Советской власти. Казалось бы, самые благие цели. А результаты? Конечно, времена сейчас другие, цивилизованные времена. Во всех без исключения республиках Поволжья идет рост национального самосознания и самоидентичности. В таких условиях говорить об объединении, как представляется, не совсем некорректно.
С другой стороны, если в каком-либо субъекте Федерации нашего округа будет проведен всенародный референдум, на котором подавляющее большинство населения проголосует за присоединение к Татарстану, мы всегда готовы на конструктивный диалог.
– Уже более десяти лет татарский язык имеет статус государственного языка в Татарстане. Но реально он не стал полноправным языком в республике. Почему? В чем Вы видите решение данной проблемы?
– Вы затронули “больной” вопрос. И очень деликатный… В последнем списке самых распространенных языков в мире, составленном ЮНЕСКО, татарский язык занимает очень высокое место – четырнадцатое. Но житейские бури XVI – XX веков так разметали наш народ по всей планете, что собственно в границах Республики Татарстан проживают лишь четверть татар.
Мы знаем, и это ни кем не оспаривается, что татары – второй по численности, после русских, этнос в Российской Федерации. А еще мы говорим, точнее давно устали повторять – татарский язык нуждается в коренном реформировании. Центру пора, наконец, понять, что такое наше стремление, может быть, последняя возможность сохранить родной язык. Лингвисты приводят неопровержимые доводы: литературный язык медленно, но верно исчезает из нашего времени.
Замусоренность татарского языка разного рода неологизмами, в первую очередь – американизмами, даже не перешагнула, а перепрыгнула все мыслимые пределы, сам здравый смысл. Я не специалист, но, часто встречаясь с простыми тружениками на заводах и фермах, в стенах разного рода организаций, вижу, как общаются люди на своем родном языке.
Известно, что любой язык живет по своим эволюционным законам и подталкивать его – дело хлопотное и неблагодарное. К сожалению, мы этот горький урок проходили не единожды.
9 сентября прошлого года был принят детально проработанный и тщательно взвешенный Закон Республики Татарстан “Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы”. Подобной долгосрочной программы нет ни в одной республике Российской Федерации.
В Татарстане всегда регистрировалось много межнациональных браков. Медики скажут, что для здоровья нации это замечательно. А социологи и языковеды не разделяют подобного оптимизма: ведь в семье обычно общаются на одном языке. И чаще таким языком оказывается русский.
Вынужден признать, что хотя и татарский, и русский языки являются в Республике Татарстан государственными и равноправными, некоторый дисбаланс все же существует. Хочется верить, что предпринятые нами законодательные инициативы уже в обозримом будущем принесут свои плоды.
– Какое отношение к Татарстану за рубежом, в Европе? Находят ли поддержку идеи руководства у зарубежных партнеров?
– Сегодня уже не приходится никого убеждать в важности и даже необходимости такого понятия, как “международные и внешнеэкономические связи регионов”. Татарстан одним из первых, еще в начале 1990-х годов, заявил о необходимости таких связей. Мы хорошо понимаем, что в открытой экономике серьезные перспективы развития связаны именно с самостоятельным участием регионов в международных экономических, информационных и культурных обменах.
Практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Такая деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику.
Внешние связи республики осуществляются в полном соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами политики Российской Федерации.
Существенную роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Мы экспортируем машиностроительную, нефтехимическую, военную и другую продукцию с высокой степенью переработки. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. Сложились неплохие отношения с Ираном, Индией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Вьетнамом, Китаем. Большие надежды мы связываем с участием в модернизации нефтехимического комплекса республики японских и южнокорейских компаний.
Вы спрашиваете о Европе – в июне Казань посетил вице-президент одной из крупнейших в мире компаний “Сименс АГ” Хенрик Фристацки. Достаточно сказать, что оборот российской региональной компании “Сименс” в прошлом году составил свыше одного миллиарда евро.
История наших связей с “Сименс” восходит к временам индустриализации, к 30-м годам прошлого века, – энергетическим оборудованием именно этого концерна были оснащены первые казанские ТЭЦ. С конца 90-х годов было совместно реализовано много крупных проектов. Назову один из последних – оснащение Республиканской клинической больницы магнитно-резонансным томографом.
По словам Х. Фристацки, у его компании в Татарстане самые радужные перспективы. Это касается как отраслей, где работа уже ведется полным ходом, – сферы коммуникаций, медицинского оборудования, автоматизации, – так и относительно новых. В частности, в промышленности и энергетике.
Почему я так подробно говорю о связях с “Сименс”? Сегодня, когда во многих отраслях экономики “все упирается в высокие технологии”, Татарстан как никогда нуждается в инновационных проектах. Поэтому не воспользоваться сегодня самыми передовыми в мире технологиями, значит отстать не на годы, а навсегда.
Как председатель Комитета по культуре и образованию Палаты регионов Конгресса Местных и Региональных властей Совета Европы, я просто обязан отметить рост интереса европейских стран к нашей республике. Татарстан – один из самых привлекательных инвестиционных регионов России, а, значит, наши идеи понятны зарубежным партнерам, число которых полнится год от года.
– В опыте каких стран Вы видите созвучность со схемой развития Татарстана?
– Я бы так вопрос не ставил. Посмотрите на Западную Европу: процветающие страны с очень высоким уровнем жизни, но каждая из них добивалась и добилась этого своим путем. Любое слепое заимствование неизбежно заводит в тупик. Что уж тут говорить о нашей совсем еще молодой демократии… На российском уровне, я считаю, еще четко и определенно не сформировалась национальная идея, или как говорят американцы, национальная мечта.
– Строит ли Татарстан какие-либо особые отношения с родственными тюркскими государствами: Турцией, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном?
– С тюркоязычными странами мы всегда поддерживали исключительно дружеские отношения, как с ближайшими родственниками по этносу и вере. Со многими из них, в первую очередь, с Турцией, Казахстаном, Узбекистаном, у нас подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве, целый ряд других документов.
Успешно реализуются проекты в области нефтепереработки, электроники, машиностроения. Самый настоящий ренессанс переживают контакты в сфере науки, культуры, образования. Подписан Протокол переговоров между министерствами торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан и Республики Казахстан. Действует Меморандум о побратимских и партнерских связях между Астаной и Казанью. В Узбекистане пользуется огромным спросом продукция наших машиностроителей. Такие положительные аспекты можно перечислять очень долго.
В становлении мировой цивилизации тюркоязычный мир сыграл огромную роль. Наша обязанность сохранить память о великом прошлом для потомков. Только тогда мы можем рассчитывать на столь же великое будущее. Татарстан является активным членом Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ).
– Вы – лидер регионального отделения партии “Единая Россия”. Как Вы считаете, насколько сильно единение в рядах татарстанского отделения партии?
– Татарстанское региональное отделение партии – самая крупная составляющая “Единой России”. Судите сами, в наших рядах – 78 тысяч членов. Для сравнения, в Московской области – 19 тысяч, в Башкортостане – 16 тысяч. Сегодня люди обращаются к “единороссам”, как к правящей партии. Нынешнее празднование Дня России 12 июня лишний раз ясно показало растущий авторитет “Единой России”.
Сейчас первоочередная задача партии – организованное и четкое проведение выборов в органы местного самоуправления. Есть и стратегические планы. После выборов парламента в 2007 году, который будет избираться только по партийным спискам, мы должны сформировать правительство. Пока же политическое поле не обрело четких контуров: правые не могут определиться с единым лидером, на левом фланге – полнейшая неопределенность. Я считаю, что “Единая Россия” должна быть партией правоцентристской, ведь мы отстаиваем курс страны на либерализацию экономики, безусловное обеспечение прав и свобод граждан.
– Ваше детище – движение “Татарстан – новый век” – идет параллельным курсом с “Единой Россией” или вместе?
– Я бы назвал движение “Татарстан – новый век” ближайшим партнером “Единой России”. Оно имеет огромный интеллектуальный потенциал и пользуется авторитетом. Сегодня у “ТНВ” более 100 тысяч сторонников. Это общественное объединение отражает интересы внушительной части татарстанского общества, учитывает его особенности и специфику. Мы поддерживаем “ТНВ” потому, что эта общественная организация стоит на страже интересов Татарстана, не вовлеченная в федеральные партийные и общественные структуры. Так, “Татарстан – новый век” имел свою, особую точку зрения по поводу инициативы Президента Российской Федерации о наделении полномочиями глав регионов, по пресловутой “монетизации” льгот.
Будучи добрыми партнерами, “Единая Россия” и “ТНВ” не всегда просто и легко добиваются консенсуса, но это именно тот спор, в котором рождается истина. Доброжелательная и вместе с тем конструктивная критика позволяют принимать “Единой России” более продуманные и взвешенные решения.
– Президент РФ Владимир Путин назвал 1000-летие Казани международным событием. Как Вы считаете, вызовет ли юбилей столицы Татарстана резонанс в мировом сообществе?
– Безусловно. Казань – один из крупнейших экономических, научных и культурных центров Российской Федерации. По историко-культурной ценности и сохранности наследия Казань относится к классу “А”, как Москва и Санкт-Петербург, за что столица Татарстана отмечена Дипломом и Золотой медалью ЮНЕСКО “Пальмовая ветвь мира”. Конечно, празднование не останется без внимания стран ближнего и дальнего зарубежья.
Их представителям будет на что посмотреть и даже подивиться. Всех новостроек не перечислить, но некоторые назову: метрополитен, крупнейший Ледовый дворец, ипподром мирового уровня… Проведение столь масштабных работ в кратчайшие сроки доставило казанцам много неудобств, но, к их чести, желание увидеть свою столицу обновленной и похорошевшей пересилило недовольство временными трудностями.
А празднование, можно сказать, уже началось – с открытия 24 июня мечети Кул Шариф, на котором присутствовали руководители многих арабских государств. На 26-27 августа запланирован саммит глав СНГ, в эти же сроки состоится и заседание Госсовета Российской Федерации под председательством Президента России Владимира Путина. Предполагается, что многие из участников саммита останутся на основные торжественные мероприятия, которые пройдут 29-30 августа. Международные конференции, в том числе и конференция Союза исторических городов мира, приуроченные к юбилею Казани, подчеркивают, без преувеличения, всемирное значение предстоящего события.
- В связи с 1000-летием Казани в республике уделяется большое внимание спорту. Наш вопрос касается хоккея. Когда Вы курировали "Ак Барс", команда достигала больших успехов. Но в этом году она не оправдала надежд. В чем Вы видите причины? Расстроило ли Вас это событие, и есть ли надежда, что ситуация с "Ак Барсом" в будущем изменится в лучшую сторону?
- В течение семи лет, когда мне доверили возглавлять хоккейный клуб, мы один раз были чемпионами, два раза - "серебряными", один раз - "бронзовыми". Трижды, по оценке независимых спортивных журналистов, "Ак Барс" признавался лучшим клубом России.
Обидно, конечно, отступать с завоеванных позиций. В целом же этот вид спорта, я считаю, развивается в республике динамично и планомерно. Есть сильные команды, подрастает честолюбивая молодая поросль. А что касается "Ак Барса", то ориентация только на "звезд" привела к тому, к чему и привела. Конечно, без серьезной селекционной работы сейчас не может обойтись ни один коллектив, претендующий на медали. Но все же упор надо делать на собственные силы, растить свои таланты. И здесь мы еще не сказали своего последнего слова...
- Уважаемый Фарид Хайруллович, спасибо Вам за столь обстоятельную беседу. Уверены, что ответы на затронутые нами вопросы удовлетворят интерес всех татар, независимо от их места проживания, ведь сегодня от состояния и самочувствия республики во многом зависит и судьба нации.
- Пользуясь случаем, хочу поздравить татарстанцев и всех татар мира с 1000-летием Казани, пожелать казанцам и гостям столицы удачно отпраздновать этот юбилей. Спасибо!
Опубликовано в газете "Татарские новости" №7(132) 2005 г.