Публикации > Просмотр публикации
Обитель чудотворной святыни

Уважаемые читатели! Наша газета продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. Сегодня мы систематизируем ответы, которые были присланы участниками на задание двадцать пятого тура (см. "РТ" N 213-214 от 21 октября 2004 г.). В центре нашего внимания - духовное средоточие Казани, куда до революции, по свидетельству современников, не иссякал поток паломников, страждущих поклониться общероссийской православной святыне - Казанской иконе Божией Матери. Столетие спустя к ней вновь приковано пристальное внимание общественности.

На древнейшей улице

Изображение трудно не узнать, хотя на этом месте в самом центре столицы Татарстана ныне очень многое изменилось. На фотографии изображена панорама древнейшей в городе улицы Казанской (ныне Миславского), которую венчают купола храмов женского Казанско-Богородицкого монастыря (ныне - дом N 5 по ул.Большой Красной). Снимок сделан с лестничного спуска, который и сегодня ведет на улицу Миславского с улицы Кремлевской (бывшей Воскресенской).


Улица Казанская получила название в честь Казанской иконы Божией Матери, которая была обретена на этом месте и до 1904 года хранилась в Богородицком монастыре. В мае 1929 года улицу переименовали в честь основателя казанской школы физиологов, ректора КГУ, профессора Николая Миславского.

С обеих сторон улицы видны дома известных купцов и здания старейших казенных учреждений, каждое из которых могло бы поведать о себе увлекательную историю. Чего стоят имена таких зодчих, как Кафтырев, Петонди, Хрщнович, строивших эти здания, или таких владельцев, как Аристовы, Осокины, Перминовы, Тунгусовы...

Скажем лишь об одном доме - купца Батурина (первый слева, ныне д.N 3/1 по ул.Миславского). До революции здесь размещался ресторан "Гамбург". Это одно из самых старых строений города. По преданию, в XVIII веке в нем долгое время располагался "Серебряный кабак". Именно в нем Емельян Пугачев, заключенный в казанскую тюрьму за подстрекательство казаков к бунту и добывавший себе на пропитание собиранием милостыни под охраной двух солдат, подпоил в мае 1773 года одного из своих конвоиров и бежал с другим, являвшимся его сообщником. Через год Емельян явился в Казань уже под именем Петра III и сжег практически весь город, в том числе и "Серебряный кабак"...

Дом также известен тем, что впоследствии в нем жили талантливый поэт-романтик Г.Каменев и потомки Е.Боратынского. После Октября 1917 года здесь, как и в других соседних домах, располагались различные советские учреждения.

Быль, ставшая легендой

Бесспорная доминанта снимка - Богородицкий монастырь, арка главного входа в который на фотографии венчает улицу Казанскую. Чтобы понять значение этого религиозного очага, необходимо вспомнить историю Казанской иконы Божией Матери. Подробно освежить о ней память можно по недавно вышедшей книге А.Елдашева "Монастыри Казанского края: очерки истории" (Казань: Институт истории АН РТ, 2004), мы же ограничимся краткой справкой. Ее канва - канонический рассказ обретения, который принадлежит будущему казанскому митрополиту и патриарху Московскому и всея Руси Гермогену - во время описываемых ниже событий простого священника Гостинодворской церкви.

Вскоре после пожара 1579 года десятилетней Матрене, дочери одного из казанских стрельцов Онучиных, случилось видение. Девочке во сне явилась Богородица и возвестила, что на месте сгоревшего дома ее семьи скрывается Пречистый Образ Девы, и повелела Матрене сообщить об этом другим людям. Девочка рассказала о видении родителям, а те - священникам, но никто Матрене не поверил. Богородица еще несколько раз во сне являлась девочке, и та вновь сообщала об этом взрослым, но тщетно - все считали слова юной Матрены вздором.

Тогда девочка стала копать на пожарище в указанном ей свыше месте самостоятельно. И на глубине двух аршин (около 1,5 м. - Авт.) нашла небольшую икону Божией Матери с младенцем, завернутую в обгорелый рукав.

Весть о чудесной находке стремительно облетела Казань. Посмотреть на икону пришли многие горожане - православные, мусульмане, язычники. Казанский архиепископ Иеремия распорядился перенести образ в стоявшую рядом церковь Николы Тульского. После совершения молебна икону понесли крестным ходом в Благовещенский собор Кремля.

По пути икона произвела два чуда - прозрели двое слепых. Это было воспринято как знамение. Исцеления больных посредством образа происходили и в дальнейшем. Казанцы стали верить, что икона является чудотворной.

Весть о ней продолжала распространяться. Вскоре об иконе узнал и Иван Грозный. Царь приказал прислать в Москву список (то есть копию) иконы и описание обстоятельств обретения образа и чудес, от него последовавших. Он был поражен благолепием образа и его целебной мощью. Для увековечения памяти о знаменательном событии Иван IV повелел лично выстроить на месте обретения святыни церковь во имя пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. И выделил на это щедро средства из казны.

Распоряжение было незамедлительно исполнено. В состав нового монастыря было включено и первое пристанище иконы - церковь Николы Тульского. А среди монастырских послушниц, а затем и настоятельниц была Матрена Онучина, в постриге - Марфа.

Было бы упущением не сказать, что к строительству монастыря впоследствии были причастны многие российские правители. Это сын Ивана Грозного Федор Иванович, Павел I, Александр I. Так, Павел I выделил на строительство каменного собора, начатое в 1798 году, 25 тысяч рублей. А Петр I и Екатерина II щедро жертвовали на оправу Казанской иконы.

Заступница Отечества

Ее воздействие на жизнь России трудно переоценить. Считается, что икона спасала страну от тяжелых потрясений по крайней мере трижды - в 1612, 1812 и 1941 годах.

Во время смуты, связанной с пресечением династии Рюриковичей, казанское ополчение, выйдя на выручку захваченной иностранными интервентами Москве, взяло с собой список Казанской иконы. 25 октября, после освобождения столицы, русские войска совместно с москвичами совершили с иконой торжественный крестный ход в благодарность за избавление города и России от интервентов.

Список поместили в московскую Введенскую церковь на Сретенке, в которую ежегодно по постановлению первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича стали совершать крестные ходы в дни обретения иконы - 8 (21 по новому стилю) июля и освобождения Москвы от иностранных захватчиков - 22 октября (4 ноября). Руководитель российского ополчения князь Дмитрий Пожарский дал обет поставить на Красной площади в Москве храм в честь Казанской иконы, исполненный в 1636 году. С тех пор здесь стали проходить ежегодные крестные ходы.

В 1710 году Петр I повелел сделать список с Казанской иконы и перенести его в Санкт-Петербург. Будущий император верил, что святой образ покровительствовал ему при основании северной столицы и помог одержать победу над шведами под Полтавой. Первоначально икона была размещена в деревянной часовне на Посадской улице старого Гостиного двора в центре Санкт-Петербурга. В 1721 году ее перенесли в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, а затем - в новый храм Рождества Богородицы. В 1811 году на его месте по проекту архитектора Воронихина был построен Казанский собор, в который и был перенесен список Казанской иконы Божией Матери.

В 1812 году именно в петербургском Казанском соборе перед Казанской иконой молился перед отъездом в армию Михаил Кутузов, прося благословения на борьбу с французскими супостатами. Надежды знаменитого полководца оправдались - Божия Матерь вновь дала российским воинам силы защитить Россию от нашествия. А после смерти Кутузова был исполнен его завет похоронить его в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Наконец, в 1941 году, когда фашистские войска стояли у Москвы, иерархи Русской православной церкви ходатайствовали перед Сталиным разрешить им в центре столицы провести крестный ход с Казанской иконой. Богоборческая власть неожиданно вняла этому обращению.

Самолет с Казанской иконой на борту, как рассказала газета РПЦ "Православный вестник", облетел многие фронты и города, возле которых шли ожесточенные бои. Впоследствии Казанская икона побывала также в Ленинграде и Сталинграде.

Велико значение иконы и в другом, не менее значимом духовном событии в истории родного края - на начальном этапе книгопечатания. Как известно, в 1580-х годах была издана первая казанская печатная книга - "Служба Казанской иконе Божией Матери".

Приобретения и утраты

К началу ХХ века Богородицкий монастырь постепенно разросся и занял обширный по площади многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и теперь не существующим Пятницким переулком, который отделял монастырь от приходской Пятницкой церкви. В состав монастыря, помимо старейшей в Казани церкви Николы Тульского, входили Крестовоздвиженская и Софийская церкви (последняя была передана верующим в 1994 году), а также многочисленные настоятельские и вспомогательные корпуса. Однако главная составляющая монастыря - центральный Богородицкий собор (построен в 1808 году) вместе с шестиярусной 55-метровой колокольней были уничтожены в 1930 году. На его месте в 1941 году были возведены корпуса табачной фабрики, а рядом в годы "оттепели" - три жилые "хрущевки". В помещении Крестовоздвиженской церкви, которую на фотографии мы видим справа от собора, до сих пор размещается филологический факультет педагогического университета.

Когда же именно сделан снимок?

На изображении можно увидеть газовые фонари, раннее время появления которых - 1874 год. Судя по куполу Крестовоздвиженской церкви, ее основательная реконструкция (1887) уже состоялась, значит, время действия - рубеж ХIХ-ХХ веков. Других примет, которые бы ограничивали нижнюю временную границу, нет. С другой стороны, твердый знак в названии "Ресторанъ "Гамбургъ" на вывеске указывает, что революционные потрясения еще впереди.

Через увеличительное стекло можно заметить, что около ворот в монастырь собралась довольно большая толпа. Предположим, что на фотографии зафиксирован один из дней празднования Казанской иконы Божией Матери. По одежде людей видно, что время действия - лето. Может быть, это фрагмент крестного хода или его подготовки? Но ни процессии верующих, ни хоругвей, ни икон не видно. К тому же люди на снимке идут кто в сторону монастыря, кто от него, некоторые стоят и беседуют. Что же за событие зафиксировал фотограф и зачем?

Сразу несколько наших конкурсантов выдвинули догадку: на фотографии зафиксировано утро 29 июня 1904 года. В этот день верующие узнали о страшном преступлении - похищении из собора монастыря Казанской иконы Божией Матери с ее драгоценным окладом. Возможно, многие казанцы, потрясенные этим известием, стали стекаться к монастырю, дабы на месте выяснить подробности. Предприимчивые фотомастера оказались тут как тут и запечатлели со стороны это поистине историческое черное событие.

Догадка логичная, хотя и остается только догадкой. Сегодня нам остается гадать и относительно дальнейшей судьбы Казанской иконы Божией Матери. Погибла она или все-таки уцелела, как и многие ее копии?

Возможно, когда-нибудь мы узнаем истину.

Газета "Республика Татарстан" N 14-15 (25350-25351), 27 января 2005 г.