Публикации > Просмотр публикации
Сабантуй по-питерски
Бесконечная вереница машин на обочине, поток людей, идущих только в одном направлении. «Пожалуйста, придерживайтесь левой половины дороги», — в который уже раз кричит сержант ГИБДД разбредающимся по всей ширине шоссе пешеходам. Люди веселы и безмятежны, повсюду звучит татарская речь, хотя в человеческом потоке слились все национальности Петербурга и Ленинградской области. И вот слышимая издалека музыка стала отчетливой, между деревьями проглянула просторная поляна, вот уже запах жарящейся на углях баранины заставляет ноги шагать все быстрее — туда, где сегодня развернулся настоящий народный праздник...
В воскресенье близ деревни Сярьги под Петербургом прошел Сабантуй — праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом говорит само название праздника: сабан означает яровые (в другом значении — плуг), а туй — торжество. Праздник не имеет точной даты и зависит от времени окончания посевных работ, но в Петербурге принято устраивать Сабантуй в последнее воскресенье июня.
У современных историков уже нет шансов установить точное время возникновения праздника, но большинство специалистов сходится в одном: Сабантуй ведет свою историю со времени изобретения плуга. Первоначальная цель обряда, видимо, заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы они благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. Перестав быть язычниками и приняв мусульманство, татары и башкиры не перестали праздновать Сабантуй. Этот языческий праздник стал светским, что помогло ему почти безболезненно пережить советскую эпоху воинствующего атеизма.
История петербургского Сабантуя насчитывает уже несколько десятилетий. «В советское время праздник не разрешали, но и не запрещали, — вспоминает «ветеран» Сабантуя Мухлиса Зарипова. — До войны татарские семьи каждый год собирались на торжество в Шапках. После войны те же люди, что проводили там праздники в 1930-е годы, восстановили Сабантуй. А поляну у деревни Сярьги выбрали для проведения торжеств уже почти 50 лет назад».
За это время татарский и башкирский праздник приобрел масштабы официально признанного торжества. «Ну что думаешь, — у входа на поляну увещевает покупателя продавец в тюбетейке, — где еще найдешь галстуки по одному рублю? Не будь чуркой, это я тебе как русский человек говорю», — под общий смех продает свой товар острослов-татарин. Торговля идет бойко: расходятся и галстуки, и отрезы татарской ткани, и тюбетейки, и халаты. «Валентине Ивановне — ура!» — увидев проходившего мимо петербургского губернатора, кричит торговец.
Валентина Матвиенко приехала на Сабантуй с невесткой. «Может, это в нарушение регламента, но мы знали, что Вы приедете с Зарой, и позвольте сначала ей в подарок вручить национальный головной убор», — обратились к губернатору представители хозяев праздника.
Вскоре подъехал и губернатор Ленинградской области. Валерию Сердюкову подарили традиционную тюбетейку и бочоночек меда. «Наш мед лучший, а если его еще и водочкой «разбавить», то м-м...», — завлекательно предложил вице-премьер правительства Башкортостана, министр культуры и национальных отношений республики Халяф Ишмуратов. «Мед хорошо с водкой пить?» — удивился губернатор области.
Трудно сказать, успел ли воспользоваться рецептом башкирского вице-премьера Валерий Сердюков, но на торжественном открытии праздника губернатор появился облаченным уже не только в подаренную тюбетейку, но и в национальный татарский халат. «К сожалению, я пока не умею говорить ни по-татарски, ни по-башкирски, но к следующему празднику обещаю обязательно что-нибудь выучить, — начал свою речь Валерий Сердюков. — Сабантуй — замечательный праздник татарской и башкирской культуры. В нашем многонациональном регионе мы как все дружно живем и работаем, так же дружно и празднуем. Сабантуй напоминает нам об уважении к старшим, об уважении друг к другу, к Родине, к земле и труду. Прежде всего, в этот день хочу поздравить ветеранов войны, поскольку на этот раз праздник совпал с годом 60-летия Победы».
Как пояснил журналистам президент фонда «Петербургский Сабантуй» Ирек Галеев, на праздник совместными усилиями областных и муниципальных властей собрали фронтовиков татарской и башкирской национальности со всей Ленинградской области — всего гостями Сабантуя стали более 50 ветеранов Великой Отечественной.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко напомнила, что петербуржцы к тысячелетию Казани приготовили свой весомый подарок. В конце августа в столице Татарстана будет открыта новая улица, получившая название Санкт-Петербургской. К слову, начала свою речь губернатор с поздравления на татарском языке. «Сабантуй перешел национальные границы, — уже по-русски отметила Валентина Матвиенко. — Праздник башкирского и татарского народа уже давно стал общегородским, общероссийским, общенациональным праздником труда и дружбы».
В этом нет ничего удивительного, учитывая разнообразие и красоту обрядов Сабантуя и искреннее гостеприимство его хозяев. По словам Ирека Галеева, в Сярьгах собрана почти вся традиционная программа праздника. Самые ловкие могли посоревноваться в лазании на 15-метровый столб (на этот раз смельчаков было не слишком много). Проводились состязания по бегу в мешках, битью горшков вслепую, армрестлингу, перетягиванию каната и другим экзотическим видам спорта. «Гвоздем» соревновательной программы был турнир по национальной борьбе на поясах — курэшу. Победитель в абсолютной весовой категории получил барана и - рекордный приз для этого вида спорта — автомобиль Hyunday. На двух больших сценах беспрерывно шла концертная программа. Не хватало лишь венца праздника — конных скачек. Но организаторы рассчитывают на строящийся по соседству с сабантуйной поляной ипподром — в следующем году там пройдет конная программа.
Празднование Сабантуя обошлось организаторам в 3 млн. рублей, сообщил президент фонда «Петербургский Сабантуй» Ирек Галеев. Это собственные средства фонда и пожертвования спонсоров. Власти Петербурга выделили две сцены и аппаратуру, помогли с транспортом и предоставили услуги «Спецтранса». Ленинградская область взяла на себя безопасность праздника («скорую», пожарных и МЧС) и бесплатно предоставила землю.
«В рамках праздника нереально показать все, что производится в Татарстане и Башкортостане, — поделился Галеев. — Мы выбирали для праздника только тот колорит — культуру, достижения — который будет интересен всем людям, вне зависимости от национальности».
Впрочем, на празднике раздавались и недовольные голоса. «Не пустили частников торговать, даже колбаса из конины продается полулегально», — в очереди за перемячами (аппетитный пирожок, похожий на беляш) ворчали завсегдатаи праздника. Устроители Сабантуя в этом году предпочли передать все права на организацию праздничной торговли одной компании. Монополия всегда удобна организаторам и неотвратимо бьет по интересам потребителя: попробовать блюда настоящей башкирской или татарской национальной кухни было практически невозможно. Огромные очереди и такие же цены: четыре прозрачных в толщину кусочка шашлыка продавались по стоимости килограмма хорошего мяса, да и шашлыки, и чебуреки быстро иссякли в большинстве выездных кафе. Забыли устроители праздника и о том, что страшнее природных катаклизмов бывают только трезвые и голодные журналисты, отработавшие на мероприятии полный рабочий день: не только «прокорм», но и организация собственно работы прессы были безнадежно заброшены.
Опытные «сабантуйцы», приезжающие целыми семьями не первый год, запаслись собственными «столами»: растопили привезенные мангалы, разложили на покрывалах овощи и зелень. Но статус Сабантуя, привлекающего все больше людей нетатарского происхождения, думается, должен поддерживаться на высоком уровне и в отношении общественного питания.
Кстати, Петербург и Ленинградская область не собираются в ближайшем будущем браться за проведение Федерального Сабантуя. Хотя любой регион, любой город, где регулярно проводится праздник, может подать заявку на проведение федерального торжества. «Мы заявки на Федеральный Сабантуй не подаем, потому что в Петербурге и так второй по величине, по объему празднования Сабантуй после Татарстана, — пояснил Ирек Галеев. — Федеральный праздник привлек бы такое количество людей, с которым нам не справиться. Даже сейчас отведенная территория (а это 11,5 га!) занята достаточно плотно».
Чем можно объяснить такую популярность Сабантуя в Петербурге? Прежде всего, искренностью и столь дефицитной ныне душевностью праздника. Старики с гармонями, всеобщие танцы под национальную музыку, лето, свежий воздух и... доброта. В людях на праздничной поляне абсолютно отсутствует агрессия. Даже борцы курэш, еще минуту назад неистово бросавшие друг друга на арене, устало обнявшись, следят за следующей схваткой... Атмосферу праздника подчеркивала удивительная чистота. В отличие от большинства городских торжеств «удобства» на лесной поляне были организованы безукоризненно. Необходимое и достаточное количество бесплатных туалетов и урн для мусора позволило гостям праздника чувствовать себя совершенно комфортно.
«Татары строили Петербург, их всегда здесь было много, — говорит президент фонда «Петербургский Сабантуй». — Сейчас более 250 тыс. татар и башкир проживают в Северной столице и Ленинградской области». По словам Ирека Галеева, уже к часу дня на празднике собралось около 45 тыс. человек, а гости все прибывали и прибывали. Их не мог напугать даже не раз принимавшийся моросить дождь.
Бесконечная вереница машин на обочине, поток людей, идущих только в одном направлении. «Пожалуйста, придерживайтесь левой половины дороги», — в который уже раз кричит сержант ГИБДД разбредающимся по всей ширине шоссе пешеходам. Люди веселы и безмятежны, повсюду звучит татарская речь, хотя в человеческом потоке слились все национальности Петербурга и Ленинградской области. И вот слышимая издалека музыка стала отчетливой, между деревьями проглянула просторная поляна, вот уже запах жарящейся на углях баранины заставляет ноги шагать все быстрее — туда, где сегодня развернулся настоящий народный праздник...
В воскресенье близ деревни Сярьги под Петербургом прошел Сабантуй — праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом говорит само название праздника: сабан означает яровые (в другом значении — плуг), а туй — торжество. Праздник не имеет точной даты и зависит от времени окончания посевных работ, но в Петербурге принято устраивать Сабантуй в последнее воскресенье июня.
У современных историков уже нет шансов установить точное время возникновения праздника, но большинство специалистов сходится в одном: Сабантуй ведет свою историю со времени изобретения плуга. Первоначальная цель обряда, видимо, заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы они благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. Перестав быть язычниками и приняв мусульманство, татары и башкиры не перестали праздновать Сабантуй. Этот языческий праздник стал светским, что помогло ему почти безболезненно пережить советскую эпоху воинствующего атеизма.
История петербургского Сабантуя насчитывает уже несколько десятилетий. «В советское время праздник не разрешали, но и не запрещали, — вспоминает «ветеран» Сабантуя Мухлиса Зарипова. — До войны татарские семьи каждый год собирались на торжество в Шапках. После войны те же люди, что проводили там праздники в 1930-е годы, восстановили Сабантуй. А поляну у деревни Сярьги выбрали для проведения торжеств уже почти 50 лет назад».
За это время татарский и башкирский праздник приобрел масштабы официально признанного торжества. «Ну что думаешь, — у входа на поляну увещевает покупателя продавец в тюбетейке, — где еще найдешь галстуки по одному рублю? Не будь чуркой, это я тебе как русский человек говорю», — под общий смех продает свой товар острослов-татарин. Торговля идет бойко: расходятся и галстуки, и отрезы татарской ткани, и тюбетейки, и халаты. «Валентине Ивановне — ура!» — увидев проходившего мимо петербургского губернатора, кричит торговец.
Валентина Матвиенко приехала на Сабантуй с невесткой. «Может, это в нарушение регламента, но мы знали, что Вы приедете с Зарой, и позвольте сначала ей в подарок вручить национальный головной убор», — обратились к губернатору представители хозяев праздника.
Вскоре подъехал и губернатор Ленинградской области. Валерию Сердюкову подарили традиционную тюбетейку и бочоночек меда. «Наш мед лучший, а если его еще и водочкой «разбавить», то м-м...», — завлекательно предложил вице-премьер правительства Башкортостана, министр культуры и национальных отношений республики Халяф Ишмуратов. «Мед хорошо с водкой пить?» — удивился губернатор области.
Трудно сказать, успел ли воспользоваться рецептом башкирского вице-премьера Валерий Сердюков, но на торжественном открытии праздника губернатор появился облаченным уже не только в подаренную тюбетейку, но и в национальный татарский халат. «К сожалению, я пока не умею говорить ни по-татарски, ни по-башкирски, но к следующему празднику обещаю обязательно что-нибудь выучить, — начал свою речь Валерий Сердюков. — Сабантуй — замечательный праздник татарской и башкирской культуры. В нашем многонациональном регионе мы как все дружно живем и работаем, так же дружно и празднуем. Сабантуй напоминает нам об уважении к старшим, об уважении друг к другу, к Родине, к земле и труду. Прежде всего, в этот день хочу поздравить ветеранов войны, поскольку на этот раз праздник совпал с годом 60-летия Победы».
Как пояснил журналистам президент фонда «Петербургский Сабантуй» Ирек Галеев, на праздник совместными усилиями областных и муниципальных властей собрали фронтовиков татарской и башкирской национальности со всей Ленинградской области — всего гостями Сабантуя стали более 50 ветеранов Великой Отечественной.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко напомнила, что петербуржцы к тысячелетию Казани приготовили свой весомый подарок. В конце августа в столице Татарстана будет открыта новая улица, получившая название Санкт-Петербургской. К слову, начала свою речь губернатор с поздравления на татарском языке. «Сабантуй перешел национальные границы, — уже по-русски отметила Валентина Матвиенко. — Праздник башкирского и татарского народа уже давно стал общегородским, общероссийским, общенациональным праздником труда и дружбы».
В этом нет ничего удивительного, учитывая разнообразие и красоту обрядов Сабантуя и искреннее гостеприимство его хозяев. По словам Ирека Галеева, в Сярьгах собрана почти вся традиционная программа праздника. Самые ловкие могли посоревноваться в лазании на 15-метровый столб (на этот раз смельчаков было не слишком много). Проводились состязания по бегу в мешках, битью горшков вслепую, армрестлингу, перетягиванию каната и другим экзотическим видам спорта. «Гвоздем» соревновательной программы был турнир по национальной борьбе на поясах — курэшу. Победитель в абсолютной весовой категории получил барана и - рекордный приз для этого вида спорта — автомобиль Hyunday. На двух больших сценах беспрерывно шла концертная программа. Не хватало лишь венца праздника — конных скачек. Но организаторы рассчитывают на строящийся по соседству с сабантуйной поляной ипподром — в следующем году там пройдет конная программа.
Празднование Сабантуя обошлось организаторам в 3 млн. рублей, сообщил президент фонда «Петербургский Сабантуй» Ирек Галеев. Это собственные средства фонда и пожертвования спонсоров. Власти Петербурга выделили две сцены и аппаратуру, помогли с транспортом и предоставили услуги «Спецтранса». Ленинградская область взяла на себя безопасность праздника («скорую», пожарных и МЧС) и бесплатно предоставила землю.
«В рамках праздника нереально показать все, что производится в Татарстане и Башкортостане, — поделился Галеев. — Мы выбирали для праздника только тот колорит — культуру, достижения — который будет интересен всем людям, вне зависимости от национальности».
Впрочем, на празднике раздавались и недовольные голоса. «Не пустили частников торговать, даже колбаса из конины продается полулегально», — в очереди за перемячами (аппетитный пирожок, похожий на беляш) ворчали завсегдатаи праздника. Устроители Сабантуя в этом году предпочли передать все права на организацию праздничной торговли одной компании. Монополия всегда удобна организаторам и неотвратимо бьет по интересам потребителя: попробовать блюда настоящей башкирской или татарской национальной кухни было практически невозможно. Огромные очереди и такие же цены: четыре прозрачных в толщину кусочка шашлыка продавались по стоимости килограмма хорошего мяса, да и шашлыки, и чебуреки быстро иссякли в большинстве выездных кафе. Забыли устроители праздника и о том, что страшнее природных катаклизмов бывают только трезвые и голодные журналисты, отработавшие на мероприятии полный рабочий день: не только «прокорм», но и организация собственно работы прессы были безнадежно заброшены.
Опытные «сабантуйцы», приезжающие целыми семьями не первый год, запаслись собственными «столами»: растопили привезенные мангалы, разложили на покрывалах овощи и зелень. Но статус Сабантуя, привлекающего все больше людей нетатарского происхождения, думается, должен поддерживаться на высоком уровне и в отношении общественного питания.
Кстати, Петербург и Ленинградская область не собираются в ближайшем будущем браться за проведение Федерального Сабантуя. Хотя любой регион, любой город, где регулярно проводится праздник, может подать заявку на проведение федерального торжества. «Мы заявки на Федеральный Сабантуй не подаем, потому что в Петербурге и так второй по величине, по объему празднования Сабантуй после Татарстана, — пояснил Ирек Галеев. — Федеральный праздник привлек бы такое количество людей, с которым нам не справиться. Даже сейчас отведенная территория (а это 11,5 га!) занята достаточно плотно».
Чем можно объяснить такую популярность Сабантуя в Петербурге? Прежде всего, искренностью и столь дефицитной ныне душевностью праздника. Старики с гармонями, всеобщие танцы под национальную музыку, лето, свежий воздух и... доброта. В людях на праздничной поляне абсолютно отсутствует агрессия. Даже борцы курэш, еще минуту назад неистово бросавшие друг друга на арене, устало обнявшись, следят за следующей схваткой... Атмосферу праздника подчеркивала удивительная чистота. В отличие от большинства городских торжеств «удобства» на лесной поляне были организованы безукоризненно. Необходимое и достаточное количество бесплатных туалетов и урн для мусора позволило гостям праздника чувствовать себя совершенно комфортно.
«Татары строили Петербург, их всегда здесь было много, — говорит президент фонда «Петербургский Сабантуй». — Сейчас более 250 тыс. татар и башкир проживают в Северной столице и Ленинградской области». По словам Ирека Галеева, уже к часу дня на празднике собралось около 45 тыс. человек, а гости все прибывали и прибывали. Их не мог напугать даже не раз принимавшийся моросить дождь.
Филипп Мостоцкий, Максим Федоров, ИА «Росбалт».