Публикации > Просмотр публикации
Рафаэль Хакимов: "Потенциал тысячелетия огромен"

Празднование тысячелетия Казани прошло с международным размахом. Татарстан и его столица, без преувеличения, зазвучали, и по праву, на мировой арене. Что значит юбилей Казани для республики, для России, для татарского народа, что нужно делать в ближайшем будущем, чтобы в полной мере воспользоваться мощным позитивным эффектом миллениума одной из столиц государства российского - об этом и связанных с этой темой проблемах размышляет государственный советник Президента РТ по политическим вопросам Рафаиль ХАКИМОВ.

Рафаиль Сибгатович ХАКИМОВ
Родился 12 февраля 1947 года в Казани, Окончил Казанский государственный университет. С 1991 года - государственный советник при Президенте РТ по политическим вопросам, с 1996 года - директор Института истории АН РТ, с 2001 года - директор АННО "Казанский институт федерализма". Кандидат философских наук.


ВОСТОЧНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ

- Рафаиль Сибгатович, какой эффект, по-Вашему, вызвало и вызовет в будущем для Татарстана, столицы республики, для татарского народа празднование 1000-летия Казани?

- В этом вопросе заложено много различных аспектов, Например, политический контекст. Сегодня Казань зазвучала как восточная столица России, как третья столица государства, а это дорогого стоит. В дни праздника у нас собрались лидеры стран СНГ, губернаторы России. Данное обстоятельство обозначило тот факт, что Казань - это город, в котором можно собирать саммиты международного уровня. Не всякий город способен на это не только с точки зрения тем, которые поднимались, но и с точки зрения вопросов безопасности, инфраструктуры, обеспечивающей прием и работу столь высокопоставленных форумов.

Есть и мощный экономический аспект. Вы видите, как город меняется на глазах, сколько построено новых объектов, В Казани теперь есть пятизвездочные отели, удовлетворяющие любые вкусы и даже капризы. Это очень важно, поскольку республика всегда страдала от отсутствия нормальных гостиниц. Принимая важных гостей, мы всегда были озабочены тем, куда же их селить. Теперь такого вопроса нет, даже если гостей одновременно будет очень много. Появились сооружения, в которых можно проводить соревнования международного класса. Отреставрирован Кремль, многие улицы, уникальные здания. Построено метро. Все это произошло на наших глазах и сделано за счет не только республики, но и федерального бюджета. Много средств инвестировали крупные предприятия и компании, бизнесмены. Строительный бум, который возник в Казани, в итоге выгоден всем - и бизнесменам, и горожанам, и республиканскому бюджету.

Существует и идеологический аспект празднования 1000-летия Казани, Он особенно значим для татарского народа, который болезненно относится к различным интерпретациям своей истории, укорененным в российском общественном сознании. О нашей истории много "наврано", учебники по истории России, не говоря уже о прочей литературе, просто переполнены искажениями. 1000-летие Казани подстегнуло массовый интерес к истории. Мы в какой-то мере смогли удовлетворить этот интерес, издав большое количество литературы. В России хотя бы задумались над тем, что, поскольку татары живут тысячу лет на Волге, значит, это коренной народ, а не какие-то пришлые кочевники, которые появились невесть откуда из монгольских степей. Для многих в России стало открытием, что татары - это народ, который жил на этих землях еще до появления российской государственности как таковой. Осознание этого тоже очень важно. А поскольку мы признаем, что Россия - государство многих народов и наций, то отсюда следует, что и истории следует быть адекватной реальности. История России должна отражать историю всех народов. Причем последнюю как органическую часть истории страны.

- Какие изменения в менталитете россиян, федерального центра вызвало празднование 1000-летия Казани? Повлияют ли эти изменения на перспективы развития города, республики?

- Потенциал тысячелетия Казани огромен. Многие следствия, надеюсь, позитивного плана, должны появиться по прошествии какого-то времени. В любом случае российский менталитет под влиянием празднования миллениума Казани начинает меняться.

1000-летие Казани невозможно рассматривать как событие, которое произошло 26-30 августа. Шла очень длительная подготовительная работа. Еще задолго до непосредственных юбилейных мероприятий мы провели большое количество научных конференций, давших сильный толчок для размышлений. Например, в нынешнем году у нас состоялось выездное заседание президиума РАН, на котором выступил директор Института истории российской государственности. Он сказал, что Россия изначально строилась на двух фундаментах - Киевской Руси и Золотой Орде, соответственно понять историю России без какой-либо из этих составляющих невозможно. При игнорировании или приуменьшении этих базовых элементов история страны будет необъективна. Данное высказывание в какой-то мере подвело итог нашей многолетней работе с российскими историками. Я могу сказать, что это уже наша общая платформа. Многие исследования еще не в полной мере отразились в публицистике, научной литературе, не стали доступными широкому кругу читателей. Но тем не менее уже немало сделано и опубликовано. Это тот потенциал, на который будут опираться следующие поколения историков, писателей и публицистов.

Эффект тысячелетнего юбилея Казани в перспективе во многом зависит от того, как мы им воспользуемся. Чтобы мысль была яснее, хочу привести пример Барселоны. Этот город знают во всем мире, не всегда подозревая, что это столица одной из провинций Испании - Каталонии, Иногда город Барселона, как центр, в котором проводятся мероприятия международного уровня, звучит так же часто, как и Мадрид. Или, к примеру, Женева. Может быть, не все знают, что Женева не столица Швейцарии, а всего лишь один из ее кантонов. Между тем в Женеве также проходят саммиты мирового уровня. Барселона и Женева - яркие примеры того, как города могут брать на себя функции, далеко выходящие за рамки административной территории. Этот пример могла бы перенять и Казань, которая показала всем, что способна на выполнение такой роли. Мы продемонстрировали большой политический потенциал, за которым идет такая важная вещь, как репутация. Поскольку репутация свидетельствует о высоком уровне доверия, то создаются предпосылки для притока инвестиций.

Существует множество различных направлений для реализации потенциала республики. Так, на открытие мечети Кул Шариф приехал генеральный секретарь Организации Исламская конференция, и это содействовало принятию России в эту организацию. Нам нужно делать следующие шаги, нужно работать с МИД России по "дорожным картам", которые оно подписало с Евросоюзом. По крайней мере, две карты касаются нас напрямую: развитие малого бизнеса и образовательные программы. Значит, нужно определить нашу долю ответственности за их выполнение и напрямую работать с Европой при содействии МИДа. После празднования юбилея Казани на столь высоком уровне в Европе уже не будет сомнений в наших возможностях. Таким образом, сегодня существует множество направлений, которые можно и нужно развить.

ЗВУЧАНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА

- Какие ключевые положения в выступлениях В. Путина на юбилейных мероприятиях в Казани Вы могли бы выделить?

- Был сделан важный акцент на то, что Россия - многонациональное государство. Мы, конечно, об этом давно догадывались, и в Конституции РФ об этом записано. Но одно дело - запись в Конституции, а другое - реальная политика. Они, как известно, не всегда совпадают. Президент РФ отметил, что вклад татар в становление страны был очень существенным, а его заявление о том, что без учета этого вклада нельзя понять историю страны, - это признание тоже дорогого стоит. Хотя это и не было прямо сформулировано, но, по сути, Путин сказал, что татары - это тоже, наряду с русскими, государствообразующий народ. До этого ни один федеральный политик не решался так заявить. Столь высокое признание роли татар вызывает и определенные следствия в общероссийской политике.

Например, сегодня многие российские губернаторы без опасений поддерживают проведение в своих регионах праздника Сабантуй. Целый ряд российских городов включил в свои кабельные телевизионные сети трансляцию передач ТК "Новый век". Для нас это очень существенно. Таким образом, постепенно ломаются стереотипы по отношению к татарам, повышается степень доверия к республике. Но здесь есть и другая сторона. Поскольку татар признали государствообразующим народом, это накладывает на нас и большую ответственность. Татары отвечают и за то, каким будет будущее России. Мы должны быть не сторонними наблюдателями, а теми, кто активно меняет настоящее.

В Казани на заседании Госсовета РФ обсуждался также вопрос о передаче регионам дополнительных полномочий, и Путин очень ясно высказался о необходимости покончить с параллелизмом в функциях федеральных и региональных ведомств. Разговор об этом начался в Калининграде, в Казани он был продолжен, и во весь голос зазвучала тема федерализма. Что скрывать, с 2000 года о федерализме в России говорил только Татарстан. Мы были инициаторами федерализации России и гордимся этим. Казань была единственным городом, где все это время проводились конференции по федерализму, даже Москва побаивалась этой тематики. Большинство регионов поняли централизацию власти как отказ от федерализма и возвращение к унитарному государству. Татарстан же всегда отстаивает позицию, что федерализм вносит предельную ясность в механизм распределения ответственности. Федерализм остается, как и записано в Конституции РФ, формой государственного устройства России. Путин, до этого не использовавший слово "федерализм" в своем политическом лексиконе, наиболее ясно высказался об этом именно в Казани.

ДОГОВОР: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА

- Каковы перспективы подписания нового договора между федеральным центром и Татарстаном?

- На мой взгляд, ажиотаж вокруг централизации власти проходит. До недавнего времени бытовало мнение, что раз все функции сосредоточены в некоем Центре, значит, этот Центр все очень хорошо контролирует. На самом деле все оказалось наоборот. Например, всех судей в стране назначал Президент РФ. Пока все списки доходили до Путина, и он подписывал их, порою оказывалось, что некоторых людей из этих списков уже нет в живых. Этот пример показывает абсурдность сверхцентрализации.

На местах лучше знают действительность. На местах и контроль со стороны населения гораздо выше, поскольку оно прямо заинтересовано в эффективной работе местных властей. Вот когда возникает настоящая ответственность последних перед народом! Как бы много не было чиновников в Москве, но в регионах, в городах и селах чиновников гораздо больше. Московский чиновник не только не способен все и вся проконтролировать, но даже и встретиться с каждым желающим. Чиновнику на месте гораздо легче манипулировать ситуацией, когда он ответственен не перед местным населением, а перед неким вышестоящим чиновником в Москве. В последнем случае в процесс осуществления государственного управления довольно явно вмешивается субъективный фактор. Ввиду всего вышесказанного понятны причины того, что эйфория по поводу централизации власти прошла и пришло понимание, что федеральный центр должен заниматься стратегическими функциями, а не всякого рода рутинной "мелочевкой".

То, о чем долго говорил Татарстан, постепенно начало реализовываться на практике. В частности, мы акцентировали внимание Центра на неэффективности работы параллельных структур государственной власти. Пример: в сфере экологии в республике было создано четыре территориальных управления федеральных ведомств, однако в конечном счете всю ответственность за вопросы экологии несло республиканское Министерство экологии и природных ресурсов. Чем занимались остальные структуры, я не знаю. Сейчас принято решение о слиянии четырех федеральных управлений в республиканское министерство. Мы постепенно возвращаемся к старой проверенной схеме "двойного подчинения". Хотя с точки зрения федерализма это тоже далеко не идеальный вариант, но он лучше, нежели нынешнее параллельное существование целого ряда структур. В этом плане очень важны слова Путина, сказавшего, что президенты республик, главы регионов координируют на своих территориях деятельность всех органов государственной власти.

Что касается договора между Татарстаном и федеральным центром, то его проект мы отработали. В то же время Москва вообще не желает, чтобы существовала договорная практика. Она считает, что можно унифицировать все регионы и жить федеральными и республиканскими законами. Если бы федеральные законы принимались как рамочные, тогда принцип федерализма, учет в законотворческой деятельности местных особенностей осуществлялся бы через принятие местных законов. Но даже в этом случае я не уверен, что все разнообразие жизни необходимо загонять в федеральные законы. Возникают серьезные вопросы, в частности - нужно ли принимать отдельные законы для Калининградской области, обладающей существенной спецификой? Может быть, накопившиеся проблемы можно решить через договор с ней?! На мой взгляд, в построении отношений между Центром и регионами нужно использовать принцип целесообразности. Речь идет не о преференциях, преимуществах кому-то, а о необходимости максимального учета особенностей субъектов федерации, создания условий для реализации их потенциально сильных возможностей. Россия значительно отличается по характеристикам своих регионов. Есть Краснодарский край, есть тундра, есть бесконечная тайга, есть Северный Кавказ, где каждый клочок земли дорог. То, что целесообразно в одном регионе, нельзя делать в другом. Все это многообразие невозможно учесть в федеральном законе. Кстати, почему сельское хозяйство в России попросту гибнет? Во многом потому, что федеральное законодательство очень жесткое и нерамочное. Хотя все вокруг говорили, что сельское хозяйство - черная дыра, Татарстан в области сельскохозяйственной политики пошел несколько по иному пути, нежели в целом по стране. В республике бизнесменам дали возможность вкладывать деньги в землю и получать прибыль. Однако, чтобы механизм заработал в полной мере, необходим федеральный закон о свободной купле-продаже земли. Такого закона нет, и нам его принять не разрешают. Это типичная российская тупиковая ситуация. Ее нужно решать в Москве, но там слишком много разных интересов, поэтому дело встало. Пока же федеральный центр думает что делать, поля в России зарастают. Вот результат негибкости законодательства. Жизнь показывает, что договорную практику, учитывающую этнические, географические, экономические и другие особенности регионов, в России нужно бы сохранить. Договор между Татарстаном и федеральным центром пока не подписан. Но я оптимистично смотрю на процесс его подготовки. Конечно, нам важен договор, но важен и процесс, поскольку в ходе разработки договора целый ряд его принципов уже вошел в федеральное законодательство, в указы Президента РФ, Это совершенно нормально, поскольку Татарстан говорит о жизненно важных вещах, а не просит себе преимуществ.

Хочу рассказать о комичной, но в то же время показательной ситуации, возникшей в ходе переговоров с Москвой. Татарстанская сторона предложила ввести дифференцированный налог на добычу нефти. В результате в Альметьевской зоне республики должны появиться новые рабочие места, а республиканский и федеральный бюджеты получат ощутимую прибавку. То есть всем будет хорошо. Нам возражают под тем предлогом, что если ввести такой налог в Татарстане, тогда и другие регионы захотят того же. Наша делегация задала вопрос: "Но что же плохого, если всем будет хорошо?" Этот пример ярко демонстрирует стереотипы московской элиты, которая живет, по существу, в "другой стране". Когда въезжаешь в Москву, выезжаешь из России. Москва самодостаточна, она занимается своими мирового масштаба делами. К сожалению, она плохо чувствует свою причастность к делам страны.

Повторюсь, некоторые положения проекта договора вошли в действующее федеральное законодательство. Например, полномочия Президента Татарстана по координации всех органов власти, находящихся на территории республики, Эта норма введена в действие указом Президента РФ. Договор, не будучи подписанным, уже работает, хотя бы в этой части. По дифференцированному налогу на нефть, инициаторами введения которого являемся мы, готовится федеральный закон, предусматривающий его для всей России. Поэтому я не могу сказать, что республика напрасно работала над договором.

В России существуют тяжелые традиции. Она всегда была унитарным государством, не имеющим федералистских традиций. Это, конечно, сказывается на нынешних политических реалиях. Но мы должны формировать и внедрять в России культуру федерализма. Я абсолютно убежден, что мы постоянно должны быть в движении. Смысл политического процесса заключается именно в этом. Между тем договор и тот факт, что мы настаиваем на его заключении, очень важны с точки зрения федерализации страны. Федерализм в качестве одного из своих элементов предполагает, что существует договорная практика. В какой форме это выразится -не так важно. Но в федерации должны всегда быть две стороны: федеральный центр и субъекты, которые постоянно договариваются между собой.

ДЕМОКРАТИЯ И ФЕДЕРАЛИЗМ ВЫГОДНЫ ТАТАРАМ

- В ключе размышлений о тысячелетии Казани - в чем должна заключаться татарская национальная идея? Ваш взгляд на дальнейшие перспективы развития татар как нации?

- Я не сторонник того, чтобы формулировать конкретные национальные идеи, хотя у меня и вышла книга "Кто ты, татарин?", в которой я размышляю над перспективами татарского народа. На мой взгляд, нужно развивать идею большого Татарстана: республика плюс татары Российской Федерации и зарубежных стран. Республика сильна тогда, когда крепок сам татарский народ, а потенциал татарского народа подпитывается республикой, ее культурой, авторитетом. Это симбиоз, и эти два фактора нужно разными путями соединять. Собственно об этом гласит и статья 14 Конституции Татарстана. Путей же реализации данной идеи множество: это деятельность университетов, готовящих кадры на татарском языке, это телевидение, радио, это и бизнес тоже. Бизнес, который помогает поддерживать татарскую культуру на местах.

Мы должны учитывать татарский фактор для дальнейшего развития республики и одновременно для татар, проживающих за пределами Татарстана. Собственно, это моя основная мысль. На мой взгляд, эта идея, в случае ее последовательного осуществления, должна принести свои плоды. Некоторые практические результаты за время, прошедшее после предыдущего конгресса татар, уже есть. Так, например, я уже упоминал, что праздник Сабантуй проводится по всей России, что важно с точки зрения поддержки духа татар, роста авторитета татар в областях. Сабантуй - это праздник, который не разъединяет, а соединяет народы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы ЮНЕСКО зафиксировало этот праздник в качестве объекта всемирного наследия. В России постепенно открываются татарские школы, центры, клубы. Так что идея большого Татарстана работает, В любом случае именно Казань является признанной столицей татар.

Говоря о приоритетных целях татарского народа, скажу, что не следует формулировать татарскую идею как некую жесткую конструкцию. Ее нельзя сужать. Однако очевидно, что татары должны выступать за демократию, потому что она выгодна для нас. При демократических переменах у татар всегда наблюдался всплеск культуры. Скажем, после революции 1905 года, повлекшей демократизацию российского общества, произошел резкий рост всевозможных татарских структур, подъем национального самосознания. После 1917 и вплоть до 1929 года мы отмечаем то же самое. Подобное мы наблюдаем и после перестройки.

Татарам выгоден федерализм, причем не только с точки зрения сохранения Татарстана как центра татарского народа, но и с точки зрения несомненной пользы от роста полномочий субъектов федерации. В этом случае татары, проживающие в различных российских регионах, получают больше возможностей для реализации своего потенциала, развития своей культуры, интересы татар начинают лучше учитываться. Поэтому татары всегда должны бороться за демократию и федерализм.

Опубликовано в журнале «Татарстан» №10, 2005 г.