Публикации > Просмотр публикации
Вклад в межцивилизационное согласие в мире
Сегодня уже не приходится никого убеждать в необходимости и важности такого явления, как “международные связи регионов”. Оно стало не только обыденным понятием, но и выступает реальным компонентом внешней политики Российской Федерации, способствует интеграции на территории СНГ, включению отечественной экономики в мировое хозяйство, укреплению демократических основ российского федерализма. Регионы играют положительную роль в развитии диалога между странами и народами, укреплении мира и международного сотрудничества, в обеспечении безопасности страны. Примечательно, что сегодня мы уже говорим об использовании положительного опыта в этой области, о качественно ином уровне этих связей, их большей эффективности.
В этом контексте опыт Татарстана представляет, на наш взгляд, особый интерес. Именно Татарстан в начале 1990-х годов первым заявил о необходимости развития международных связей на региональном уровне, одним из первых в российских регионах включился в процесс развития международных контактов и установления взаимовыгодных двусторонних связей с зарубежными партнерами, хорошо понимая, что в открытой экономике серьезные перспективы развития связаны с самостоятельным участием регионов в международных торговых, информационных и культурных обменах. В то время не всегда удавалось находить понимание на федеральном уровне. Жизнь показала правильность наших подходов.
Татарстан в целом представляет собой успешную модель регионального развития в постсоветский период, демонстрирующую социально-политическую стабильность и устойчивый экономический рост на фоне определенной самостоятельности во внешней деятельности.
Наличие геополитических, исторических, культурных, политических и экономических факторов оказывали и продолжают оказывать свое влияние на развитие этой территории. Налицо особый уклад жизни татар, которые на протяжении своей более чем 1000-летней истории всегда отличались предприимчивостью и стремлением к развитию внешней торговли и контактов.
Высокий международный авторитет Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева и государственная поддержка международной деятельности на республиканском уровне способствуют тому, что Татарстану удается наиболее эффективно использовать внешний ресурс для решения своих внутренних задач, а также реально участвовать в формировании восточного вектора внешней политики Российской Федерации.
Состоявшиеся в Казани 26 августа 2005г. заседание Совета глав государств СНГ, саммит лидеров стран-участниц Единого экономического пространства (ЕЭП), двухсторонние встречи президентов стран продемонстрировали не только возможности Татарстана устраивать у себя крупные международные форумы на самом высоком уровне, но и признание важной роли нашей республики в интеграционных процессах СНГ.
В своем интервью министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: «Саммит проходил на фоне празднования тысячелетия Казани, что само по себе знаменательно, поскольку акцентирует многонациональный и многоконфессиональный характер не только российского общества, но и Содружества в целом. Это лишний раз говорит о том уникальном вкладе, который наши страны могут внести в достижение межцивилизационного согласия в мире».
Прошедшие 15 лет были ознаменованы активным участием Татарстана в международной деятельности. За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику.
С начала 1990-х годов произошло шестикратное увеличение объемов внешней торговли Татарстана, значительно расширилась география международного сотрудничества (в 2004г. внешнеторговый оборот республики достиг рекордного значения – почти 6,3 млрд. долл., рост по сравнению с 2003г - на 33%, доля экспорта в ВРП превысила 45%.).
За последние 12 лет в Татарстан поступило иностранных инвестиций на общую сумму 3,9 млрд. долларов. При участии крупных зарубежных фирм осуществляется технологическая модернизация нефтехимического и машиностроительного комплекса республики, развитие сельского хозяйства.
Международные связи республики осуществляются в соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России. Международную деятельность Татарстана можно условно разделить на четыре этапа.
Первые самостоятельные внешние шаги Татарстана и становление системы ее международной деятельности в 1990-1993 годах. Второй этап - с 1994 по 1998 год ознаменован Договором о разграничении и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром и соглашением в области внешнеэкономических связей. Договор повышает уровень наших международных связей, наглядно демонстрирует, что республика имеет не только значительные права, но и несет большую ответственность за принятые на себя внешние обязательства. Последующий этап, до 2000 года характеризуется последствиями общероссийского кризиса в экономике 1998 года, принятием Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», усилением тенденций к централизации внешних связей субъектов РФ. И, наконец, сегодняшний этап, при котором, несмотря на укрепление вертикали власти, центр выступает за большую активизацию международной деятельности субъектов.
В целом можно сказать, что за пройденный период Татарстан выработал основные принципы и подходы к развитию своей международной деятельности, сформировал необходимую организационно-правовую и кадровую основу, инфраструктуру внешних связей, наладил механизм координации с федеральными органами власти.
Среди основных принципов международной деятельности республики можно выделить:
- Постепенную интеграцию в мировую экономику с поэтапной и прагматичной стратегией выхода на внешние рынки
- Соблюдение баланса между Востоком и Западом.
- Эффективное использование потенциала соотечественников, культурного и образовательного фактора.
- Активную государственную поддержку внешней деятельности.
- Конструктивное взаимодействие с федеральными органами власти.
Стратегическая цель Татарстана, в том числе и международной деятельности, - превращение республики в цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня. Основная задача - повышение конкурентоспособности ведущих отраслей и создание благоприятных условий для развития региона.
Исторические и культурные связи Татарстана создают хорошие предпосылки для налаживания стабильных и доверительных отношений с восточными государствами. В то же время необходимость технологического перевооружения промышленности, потребность в современных знаниях ориентируют нас на Запад.
Сотрудничество со странами Содружества независимых государств, их регионами является главным направлением внешней деятельности республики. Ведущими партнерами Татарстана выступают компании Украины, Казахстана, Азербайджана, Беларуси. В республике уже более десяти лет проводится скоординированная целенаправленная работа с соотечественниками, проживающими в государствах СНГ и странах Балтии (1 млн. 100 тыс. человек). При содействии Исполкома Всемирного конгресса татар организации соотечественников получают литературу, проводят культурные мероприятия, семинары, конференции. Несмотря на несоответствие учебных программ РФ и стран СНГ, Татарстан пытается находить возможности обучения в вузах республики талантливой молодежи из стран СНГ, проводится эффективная миграционная политика, осуществляется вещание республиканского спутникового телевидения ТНВ на страны СНГ. Такая форма международных контактов в немалой степени способствует сближению и процессам интеграции на территории Содружества.
За прошедшие годы у республики сложились устойчивые связи практически со всеми странами Европы, многие предприятия Татарстана имеют стратегических партнеров в этих странах, на этот регион приходится более 70 % татарстанского экспорта. На западном направлении также можно выделить сотрудничество с рядом североамериканских компаний, которые, также как и фирмы европейских стран, выступают в качестве ведущих иностранных инвесторов Татарстана.
На территории республики успешно работают такие всемирно известные западные компании как “БАСФ”, “АББ Лумус Глобал”, “Люфтганза”, “Вольво”, “Скания”, “Томсон”, “Пратт энд Уитни”, “Икеа”, “Метро”. В Татарстане сформированы эффективные механизмы развития инвестиционной и внешнеторговой деятельности.
Одним из итоговых документов, состоявшегося в Москве 10 мая 2005 года Саммита Россия-ЕС, стала «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. На наш взгляд, богатый образовательный, научный и культурный потенциал нашей республики позволяет ей принять участие в реализации этой «Дорожной карты», что будет способствовать более активному развитию сотрудничества между Российской Федерацией и Евросоюзом на региональном уровне.
Важнейшую роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Мы экспортируем в эти страны машиностроительную, нефтехимическую, военную, и другую продукцию, с высокой степенью переработки. Существуют хорошие перспективы для расширения присутствия Татарстана на этих рынках. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. У нас сложились неплохие отношения с Ираном, Индией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Вьетнамом, Японией, Китаем. Особый интерес представляет опыт инвестиционного сотрудничества с японскими и южнокорейскими компаниями по модернизации нефтехимического комплекса республики.
Считаем, что работа по возрождению “Великого Волжского пути” является существенным вкладом Татарстана в развитие международного транспортного коридора “Север-Юг”.
Со многими мусульманскими странами Востока республику связывает историческая духовная и культурная близость. В этом регионе неуклонно растет интерес к сотрудничеству с Татарстаном. Сегодня, в условиях масштабного проявления терроризма и искусственной “исламофибии” особенно важно демонстрировать мировому, и, в том числе, мусульманскому сообществу опыт формирования в многонациональной России цивилизации, основанной на диалоге и разнообразии, использовать возможности сотрудничества Российской Федерации с Организацией Исламская Конференция для продвижения идей культуры мира и ненасилия. Широкое и открытое обсуждение вопросов, связанных с ролью и местом ислама и мусульман в современном мире, представляют особую важность. Необходимо демонстрировать мирный потенциал ислама, как религии, способной позитивно откликаться на требования времени, активно противодействующей международному терроризму.
Россия и ее регионы обладают уникальным опытом этноконфессионального согласия. Толерантный российский ислам представляет широкие возможности для развития сотрудничества России со странами Востока и в этом плане Татарстан, где ислам на протяжении многих веков находился в тесном взаимодействии с православной культурой, является удачной площадкой для конструктивного диалога.
Полагаем, что статус наблюдателя России в ОИК открывает новые перспективы для сотрудничества нашей страны с мусульманским миром, а международный опыт Татарстана по развитию связей с Востоком будет безусловно востребован. Прошедшая в июне 2005 года в Казани II Международная конференция “Исламская культура в Волго-Уральском регионе” с участием Генерального секретаря ОИК Э.Ихсаноглу является наглядным примером эффективности связей Татарстана с этой авторитетной международной организацией.
Татарстан расширяет связи и с рядом государств Африки. Мы считаем, что это перспективные направления и постепенно создаем основу для закрепления наших компаний в этих странах (в первую очередь ОАО “КамАЗ” и ОАО “Татнефть”).
Среди основных форм осуществления международной деятельности можно выделить следующие: зарубежные визиты Президента Татарстана, правительственных делегаций, делегаций министерств и ведомств; развитие межпарламентских связей; заключение и реализацию соглашений и протоколов в конкретных областях сотрудничества; открытие представительств Татарстана в иностранных государствах; участие в работе международных организаций; различные формы презентации республики на международном уровне; приемы зарубежных гостей; развитие местного самоуправления через партнерство городов; научные, культурные, молодежные и общественные обмены; различные формы народной дипломатии.
От имени Республики Татарстан с зарубежными партнерами подписано более 50 соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Республика Татарстан является членом Ассамблеи регионов Европы, участвует в работе Межпарламентской Ассамблее СНГ, поддерживает контакты с ООН, ЮНЕСКО, ОИК, ЛАГ, Советом Европы, Всемирным банком, другими международными и региональными институтами.
Включение Казанского Кремля в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, заявки на включение в указанный список Болгарского и Свияжского историко-архитектурных комплексов, а также на включение в Список Нематериального наследия татарского национального праздника «Сабантуй», проведение в Татарстане ряда конференций под эгидой ЮНЕСКО, вручение Президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву диплома и памятной медали "Россия - ЮНЕСКО" за личный вклад в сотрудничество между Российской Федерацией и этой авторитетной организацией убедительно демонстрируют возможности республики на данном направлении.
В своем поздравлении по случаю 1000-летия г.Казани Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура отметил: «Этот юбилей не только повод для празднования на национальном уровне, но и международного признания важной исторической роли города Казани. На протяжении своей тысячелетней истории Казань внесла огромный вклад в мировую цивилизацию как крупнейший центр культуры, науки, торговли и промышленности».
Интересен татарстанский опыт межпарламентского международного сотрудничества, работа наших парламентариев в Конгрессе местных и региональных властей Европы.
Одним из эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических связей является деятельность представительского корпуса Татарстана в иностранных государствах. На сегодняшний день республика имеет 16 представительств за рубежом, которые способствуют привлечению иностранного капитала в республику, продвижению татарстанской продукции на внешние рынки, распространяют информацию о Татарстане, его политической, социальной, экономической, культурной и духовной жизни, регулярно принимают участие в международных конференциях, семинарах и выставках. Представительский корпус Татарстана состоит из высокообразованных, квалифицированных специалистов в области экономики, права, международных отношений, обладающих большим опытом работы в государственных органах, имеющих научные степени, пользующихся заслуженным уважением в регионах пребывания.
Представительства координируют свою деятельность с посольствами и торгпредствами России в странах пребывания, участвуют в работе российских частей совместных комиссий с зарубежными странами, входят в экспертные советы, в ряде случаев выступают инициаторами различных мероприятий, касающихся сотрудничества на региональном уровне.
Важным направлением внешней деятельности является расширение присутствия Татарстана в международном информационном пространстве и работа по продвижению международного имиджа республики.
Сегодня Татарстан и его Президент М.Ш.Шаймиев пользуются высоким уважением за рубежом. Визиты Президента республики в иностранные государства всегда проходят на высоком правительством уровне и привлекают большое внимание. Его встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, Премьер-министром Франции Аленом Жюппе, Президентом Польши Александром Квасьневским, Президентом Египта Мухаммедом Хосни Мубараком, Президентом Финляндской Республики Мартти Ахтисаари, Премьер-министром Швеции Йораном Перссоном, Президентом Ирана Сейедом Мохаммедом Хатами, Президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером, Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацууро подчеркивают высокий международный имидж Татарстана.
С 1996 года в республике работает Генеральное консульство Турции, в ближайшее время будет открыто генконсульство Ирана. При содействии Посольств зарубежных государств в России в Татарстане успешно действуют французский, немецкий, американский, испанский, шведский, японский, индийский, иранский и арабский культурные центры.
Только за последние три года республику посетили более 60 Чрезвычайных и Полномочных Послов иностранных государств в России (в период 1992-2005 гг. – более 150), свыше 100 высоких зарубежных делегаций.
Особое значение придается подготовке кадров в международной сфере. Обучение и переподготовка наших специалистов проходит на разных уровнях, включая систему специализированного обучения в вузах республики, МГИМО, Дипломатической академии МИД РФ, зарубежных образовательных учреждениях. Сегодня татарстанские специалисты - выпускники этих учебных заведений успешно работают в системе МИД, других федеральных министерствах и ведомствах. Мы полагаем, что при разработке учебных программ для подготовки кадров на федеральном уровне необходимо особо учитывать опыт и специфику международной деятельности регионов.
Особой спецификой отличается и структура республиканского управления и координации международной и внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с республиканской Конституцией Президент Татарстана определяет направления внешней деятельности, представляет Республику Татарстан при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Инструментом реализации конституционных функций Президента выступает Департамент внешних связей, на который возложены функции координации связей государственных органов РТ с иностранными государствами и международными организациями, а также функции обеспечения государственного протокола и оперативного руководства деятельностью представительств Татарстана. Департамент осуществляет взаимодействие с МИД РФ и его представительством в Казани.
Осуществление внешнеэкономической деятельности относится к конституционным полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан, которые реализуются Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. Парламент Татарстана участвует в определении направлений внешней деятельности республики. На уровне городов и районов действуют комитеты внешнеэкономических связей. Особого внимания заслуживает опыт внешних связей г.Казани. В министерствах и ведомствах имеются свои международные отделы. На протяжении многих лет в Татарстане успешно работает Торгово-промышленная палата. Министерства Татарстана, занимающиеся вопросами промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, туризма и спорта имеют свои программы и проекты с участием зарубежных партнеров. Одна из задач состоит в обеспечении единой скоординированной позиции всех республиканских участников внешних связей, соблюдении ими соответствующих норм татарстанского, российского и международного права.
Свои контакты с зарубежными партнерами имеют неправительственные организации, образовательные и научные учреждения республики. А функции самой республики заключаются в стимулировании и координации различных форм международной активности этих организаций. Например, при Департаменте внешних связей успешно действует Координационный Совет вузов и международных культурных центров Татарстана, который активно способствует созданию благоприятных условий для развития "народной дипломатии", роль и влияние которой в современном мире будет несомненно возрастать.
Подводя итог можно сказать, что за 15-летний период республикой накоплен богатый и разнообразный опыт международной и внешнеэкономической деятельности, выявлены трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться региону во внешнем мире, намечены основные принципы и направления развития. Не удалось избежать и недостатков в организации работы, присущих этапу становления.
Безусловно, существует необходимость повышения эффективности управления в области внешних связей на всех уровнях, более четкой координации органов государственной власти и управления, увеличение отдачи от работы зарубежного представительского корпуса республики и подписанных соглашений с иностранными партнерами. Необходимо уделять больше внимание подготовке управленческого персонала на уровне министерств и местных органов власти. Огромный комплекс задач предстоит решить на внешнеэкономическом и инвестиционном направлении.
За прошедшие годы удалось сделать немало. Республику стали узнавать и принимать в мире, проявлять интерес к ее богатой истории и культуре, развивать с ней взаимовыгодные отношения. Мы считаем, что это хороший задел для дальнейшего расширения связей Татарстана с внешним миром, укрепления авторитета России как современной демократической федерации.
АКУЛОВ Тимур Юрьевич
Государственный советник
при Президенте Республики Татарстан
по международным вопросам -
директор Департамента внешних связей Президента РТ
Сегодня уже не приходится никого убеждать в необходимости и важности такого явления, как “международные связи регионов”. Оно стало не только обыденным понятием, но и выступает реальным компонентом внешней политики Российской Федерации, способствует интеграции на территории СНГ, включению отечественной экономики в мировое хозяйство, укреплению демократических основ российского федерализма. Регионы играют положительную роль в развитии диалога между странами и народами, укреплении мира и международного сотрудничества, в обеспечении безопасности страны. Примечательно, что сегодня мы уже говорим об использовании положительного опыта в этой области, о качественно ином уровне этих связей, их большей эффективности.
В этом контексте опыт Татарстана представляет, на наш взгляд, особый интерес. Именно Татарстан в начале 1990-х годов первым заявил о необходимости развития международных связей на региональном уровне, одним из первых в российских регионах включился в процесс развития международных контактов и установления взаимовыгодных двусторонних связей с зарубежными партнерами, хорошо понимая, что в открытой экономике серьезные перспективы развития связаны с самостоятельным участием регионов в международных торговых, информационных и культурных обменах. В то время не всегда удавалось находить понимание на федеральном уровне. Жизнь показала правильность наших подходов.
Татарстан в целом представляет собой успешную модель регионального развития в постсоветский период, демонстрирующую социально-политическую стабильность и устойчивый экономический рост на фоне определенной самостоятельности во внешней деятельности.
Наличие геополитических, исторических, культурных, политических и экономических факторов оказывали и продолжают оказывать свое влияние на развитие этой территории. Налицо особый уклад жизни татар, которые на протяжении своей более чем 1000-летней истории всегда отличались предприимчивостью и стремлением к развитию внешней торговли и контактов.
Высокий международный авторитет Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева и государственная поддержка международной деятельности на республиканском уровне способствуют тому, что Татарстану удается наиболее эффективно использовать внешний ресурс для решения своих внутренних задач, а также реально участвовать в формировании восточного вектора внешней политики Российской Федерации.
Состоявшиеся в Казани 26 августа 2005г. заседание Совета глав государств СНГ, саммит лидеров стран-участниц Единого экономического пространства (ЕЭП), двухсторонние встречи президентов стран продемонстрировали не только возможности Татарстана устраивать у себя крупные международные форумы на самом высоком уровне, но и признание важной роли нашей республики в интеграционных процессах СНГ.
В своем интервью министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил: «Саммит проходил на фоне празднования тысячелетия Казани, что само по себе знаменательно, поскольку акцентирует многонациональный и многоконфессиональный характер не только российского общества, но и Содружества в целом. Это лишний раз говорит о том уникальном вкладе, который наши страны могут внести в достижение межцивилизационного согласия в мире».
Прошедшие 15 лет были ознаменованы активным участием Татарстана в международной деятельности. За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику.
С начала 1990-х годов произошло шестикратное увеличение объемов внешней торговли Татарстана, значительно расширилась география международного сотрудничества (в 2004г. внешнеторговый оборот республики достиг рекордного значения – почти 6,3 млрд. долл., рост по сравнению с 2003г - на 33%, доля экспорта в ВРП превысила 45%.).
За последние 12 лет в Татарстан поступило иностранных инвестиций на общую сумму 3,9 млрд. долларов. При участии крупных зарубежных фирм осуществляется технологическая модернизация нефтехимического и машиностроительного комплекса республики, развитие сельского хозяйства.
Международные связи республики осуществляются в соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России. Международную деятельность Татарстана можно условно разделить на четыре этапа.
Первые самостоятельные внешние шаги Татарстана и становление системы ее международной деятельности в 1990-1993 годах. Второй этап - с 1994 по 1998 год ознаменован Договором о разграничении и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром и соглашением в области внешнеэкономических связей. Договор повышает уровень наших международных связей, наглядно демонстрирует, что республика имеет не только значительные права, но и несет большую ответственность за принятые на себя внешние обязательства. Последующий этап, до 2000 года характеризуется последствиями общероссийского кризиса в экономике 1998 года, принятием Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», усилением тенденций к централизации внешних связей субъектов РФ. И, наконец, сегодняшний этап, при котором, несмотря на укрепление вертикали власти, центр выступает за большую активизацию международной деятельности субъектов.
В целом можно сказать, что за пройденный период Татарстан выработал основные принципы и подходы к развитию своей международной деятельности, сформировал необходимую организационно-правовую и кадровую основу, инфраструктуру внешних связей, наладил механизм координации с федеральными органами власти.
Среди основных принципов международной деятельности республики можно выделить:
- Постепенную интеграцию в мировую экономику с поэтапной и прагматичной стратегией выхода на внешние рынки
- Соблюдение баланса между Востоком и Западом.
- Эффективное использование потенциала соотечественников, культурного и образовательного фактора.
- Активную государственную поддержку внешней деятельности.
- Конструктивное взаимодействие с федеральными органами власти.
Стратегическая цель Татарстана, в том числе и международной деятельности, - превращение республики в цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня. Основная задача - повышение конкурентоспособности ведущих отраслей и создание благоприятных условий для развития региона.
Исторические и культурные связи Татарстана создают хорошие предпосылки для налаживания стабильных и доверительных отношений с восточными государствами. В то же время необходимость технологического перевооружения промышленности, потребность в современных знаниях ориентируют нас на Запад.
Сотрудничество со странами Содружества независимых государств, их регионами является главным направлением внешней деятельности республики. Ведущими партнерами Татарстана выступают компании Украины, Казахстана, Азербайджана, Беларуси. В республике уже более десяти лет проводится скоординированная целенаправленная работа с соотечественниками, проживающими в государствах СНГ и странах Балтии (1 млн. 100 тыс. человек). При содействии Исполкома Всемирного конгресса татар организации соотечественников получают литературу, проводят культурные мероприятия, семинары, конференции. Несмотря на несоответствие учебных программ РФ и стран СНГ, Татарстан пытается находить возможности обучения в вузах республики талантливой молодежи из стран СНГ, проводится эффективная миграционная политика, осуществляется вещание республиканского спутникового телевидения ТНВ на страны СНГ. Такая форма международных контактов в немалой степени способствует сближению и процессам интеграции на территории Содружества.
За прошедшие годы у республики сложились устойчивые связи практически со всеми странами Европы, многие предприятия Татарстана имеют стратегических партнеров в этих странах, на этот регион приходится более 70 % татарстанского экспорта. На западном направлении также можно выделить сотрудничество с рядом североамериканских компаний, которые, также как и фирмы европейских стран, выступают в качестве ведущих иностранных инвесторов Татарстана.
На территории республики успешно работают такие всемирно известные западные компании как “БАСФ”, “АББ Лумус Глобал”, “Люфтганза”, “Вольво”, “Скания”, “Томсон”, “Пратт энд Уитни”, “Икеа”, “Метро”. В Татарстане сформированы эффективные механизмы развития инвестиционной и внешнеторговой деятельности.
Одним из итоговых документов, состоявшегося в Москве 10 мая 2005 года Саммита Россия-ЕС, стала «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. На наш взгляд, богатый образовательный, научный и культурный потенциал нашей республики позволяет ей принять участие в реализации этой «Дорожной карты», что будет способствовать более активному развитию сотрудничества между Российской Федерацией и Евросоюзом на региональном уровне.
Важнейшую роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Мы экспортируем в эти страны машиностроительную, нефтехимическую, военную, и другую продукцию, с высокой степенью переработки. Существуют хорошие перспективы для расширения присутствия Татарстана на этих рынках. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. У нас сложились неплохие отношения с Ираном, Индией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Вьетнамом, Японией, Китаем. Особый интерес представляет опыт инвестиционного сотрудничества с японскими и южнокорейскими компаниями по модернизации нефтехимического комплекса республики.
Считаем, что работа по возрождению “Великого Волжского пути” является существенным вкладом Татарстана в развитие международного транспортного коридора “Север-Юг”.
Со многими мусульманскими странами Востока республику связывает историческая духовная и культурная близость. В этом регионе неуклонно растет интерес к сотрудничеству с Татарстаном. Сегодня, в условиях масштабного проявления терроризма и искусственной “исламофибии” особенно важно демонстрировать мировому, и, в том числе, мусульманскому сообществу опыт формирования в многонациональной России цивилизации, основанной на диалоге и разнообразии, использовать возможности сотрудничества Российской Федерации с Организацией Исламская Конференция для продвижения идей культуры мира и ненасилия. Широкое и открытое обсуждение вопросов, связанных с ролью и местом ислама и мусульман в современном мире, представляют особую важность. Необходимо демонстрировать мирный потенциал ислама, как религии, способной позитивно откликаться на требования времени, активно противодействующей международному терроризму.
Россия и ее регионы обладают уникальным опытом этноконфессионального согласия. Толерантный российский ислам представляет широкие возможности для развития сотрудничества России со странами Востока и в этом плане Татарстан, где ислам на протяжении многих веков находился в тесном взаимодействии с православной культурой, является удачной площадкой для конструктивного диалога.
Полагаем, что статус наблюдателя России в ОИК открывает новые перспективы для сотрудничества нашей страны с мусульманским миром, а международный опыт Татарстана по развитию связей с Востоком будет безусловно востребован. Прошедшая в июне 2005 года в Казани II Международная конференция “Исламская культура в Волго-Уральском регионе” с участием Генерального секретаря ОИК Э.Ихсаноглу является наглядным примером эффективности связей Татарстана с этой авторитетной международной организацией.
Татарстан расширяет связи и с рядом государств Африки. Мы считаем, что это перспективные направления и постепенно создаем основу для закрепления наших компаний в этих странах (в первую очередь ОАО “КамАЗ” и ОАО “Татнефть”).
Среди основных форм осуществления международной деятельности можно выделить следующие: зарубежные визиты Президента Татарстана, правительственных делегаций, делегаций министерств и ведомств; развитие межпарламентских связей; заключение и реализацию соглашений и протоколов в конкретных областях сотрудничества; открытие представительств Татарстана в иностранных государствах; участие в работе международных организаций; различные формы презентации республики на международном уровне; приемы зарубежных гостей; развитие местного самоуправления через партнерство городов; научные, культурные, молодежные и общественные обмены; различные формы народной дипломатии.
От имени Республики Татарстан с зарубежными партнерами подписано более 50 соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Республика Татарстан является членом Ассамблеи регионов Европы, участвует в работе Межпарламентской Ассамблее СНГ, поддерживает контакты с ООН, ЮНЕСКО, ОИК, ЛАГ, Советом Европы, Всемирным банком, другими международными и региональными институтами.
Включение Казанского Кремля в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, заявки на включение в указанный список Болгарского и Свияжского историко-архитектурных комплексов, а также на включение в Список Нематериального наследия татарского национального праздника «Сабантуй», проведение в Татарстане ряда конференций под эгидой ЮНЕСКО, вручение Президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву диплома и памятной медали "Россия - ЮНЕСКО" за личный вклад в сотрудничество между Российской Федерацией и этой авторитетной организацией убедительно демонстрируют возможности республики на данном направлении.
В своем поздравлении по случаю 1000-летия г.Казани Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура отметил: «Этот юбилей не только повод для празднования на национальном уровне, но и международного признания важной исторической роли города Казани. На протяжении своей тысячелетней истории Казань внесла огромный вклад в мировую цивилизацию как крупнейший центр культуры, науки, торговли и промышленности».
Интересен татарстанский опыт межпарламентского международного сотрудничества, работа наших парламентариев в Конгрессе местных и региональных властей Европы.
Одним из эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических связей является деятельность представительского корпуса Татарстана в иностранных государствах. На сегодняшний день республика имеет 16 представительств за рубежом, которые способствуют привлечению иностранного капитала в республику, продвижению татарстанской продукции на внешние рынки, распространяют информацию о Татарстане, его политической, социальной, экономической, культурной и духовной жизни, регулярно принимают участие в международных конференциях, семинарах и выставках. Представительский корпус Татарстана состоит из высокообразованных, квалифицированных специалистов в области экономики, права, международных отношений, обладающих большим опытом работы в государственных органах, имеющих научные степени, пользующихся заслуженным уважением в регионах пребывания.
Представительства координируют свою деятельность с посольствами и торгпредствами России в странах пребывания, участвуют в работе российских частей совместных комиссий с зарубежными странами, входят в экспертные советы, в ряде случаев выступают инициаторами различных мероприятий, касающихся сотрудничества на региональном уровне.
Важным направлением внешней деятельности является расширение присутствия Татарстана в международном информационном пространстве и работа по продвижению международного имиджа республики.
Сегодня Татарстан и его Президент М.Ш.Шаймиев пользуются высоким уважением за рубежом. Визиты Президента республики в иностранные государства всегда проходят на высоком правительством уровне и привлекают большое внимание. Его встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, Премьер-министром Франции Аленом Жюппе, Президентом Польши Александром Квасьневским, Президентом Египта Мухаммедом Хосни Мубараком, Президентом Финляндской Республики Мартти Ахтисаари, Премьер-министром Швеции Йораном Перссоном, Президентом Ирана Сейедом Мохаммедом Хатами, Президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером, Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацууро подчеркивают высокий международный имидж Татарстана.
С 1996 года в республике работает Генеральное консульство Турции, в ближайшее время будет открыто генконсульство Ирана. При содействии Посольств зарубежных государств в России в Татарстане успешно действуют французский, немецкий, американский, испанский, шведский, японский, индийский, иранский и арабский культурные центры.
Только за последние три года республику посетили более 60 Чрезвычайных и Полномочных Послов иностранных государств в России (в период 1992-2005 гг. – более 150), свыше 100 высоких зарубежных делегаций.
Особое значение придается подготовке кадров в международной сфере. Обучение и переподготовка наших специалистов проходит на разных уровнях, включая систему специализированного обучения в вузах республики, МГИМО, Дипломатической академии МИД РФ, зарубежных образовательных учреждениях. Сегодня татарстанские специалисты - выпускники этих учебных заведений успешно работают в системе МИД, других федеральных министерствах и ведомствах. Мы полагаем, что при разработке учебных программ для подготовки кадров на федеральном уровне необходимо особо учитывать опыт и специфику международной деятельности регионов.
Особой спецификой отличается и структура республиканского управления и координации международной и внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с республиканской Конституцией Президент Татарстана определяет направления внешней деятельности, представляет Республику Татарстан при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Инструментом реализации конституционных функций Президента выступает Департамент внешних связей, на который возложены функции координации связей государственных органов РТ с иностранными государствами и международными организациями, а также функции обеспечения государственного протокола и оперативного руководства деятельностью представительств Татарстана. Департамент осуществляет взаимодействие с МИД РФ и его представительством в Казани.
Осуществление внешнеэкономической деятельности относится к конституционным полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан, которые реализуются Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. Парламент Татарстана участвует в определении направлений внешней деятельности республики. На уровне городов и районов действуют комитеты внешнеэкономических связей. Особого внимания заслуживает опыт внешних связей г.Казани. В министерствах и ведомствах имеются свои международные отделы. На протяжении многих лет в Татарстане успешно работает Торгово-промышленная палата. Министерства Татарстана, занимающиеся вопросами промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, туризма и спорта имеют свои программы и проекты с участием зарубежных партнеров. Одна из задач состоит в обеспечении единой скоординированной позиции всех республиканских участников внешних связей, соблюдении ими соответствующих норм татарстанского, российского и международного права.
Свои контакты с зарубежными партнерами имеют неправительственные организации, образовательные и научные учреждения республики. А функции самой республики заключаются в стимулировании и координации различных форм международной активности этих организаций. Например, при Департаменте внешних связей успешно действует Координационный Совет вузов и международных культурных центров Татарстана, который активно способствует созданию благоприятных условий для развития "народной дипломатии", роль и влияние которой в современном мире будет несомненно возрастать.
Подводя итог можно сказать, что за 15-летний период республикой накоплен богатый и разнообразный опыт международной и внешнеэкономической деятельности, выявлены трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться региону во внешнем мире, намечены основные принципы и направления развития. Не удалось избежать и недостатков в организации работы, присущих этапу становления.
Безусловно, существует необходимость повышения эффективности управления в области внешних связей на всех уровнях, более четкой координации органов государственной власти и управления, увеличение отдачи от работы зарубежного представительского корпуса республики и подписанных соглашений с иностранными партнерами. Необходимо уделять больше внимание подготовке управленческого персонала на уровне министерств и местных органов власти. Огромный комплекс задач предстоит решить на внешнеэкономическом и инвестиционном направлении.
За прошедшие годы удалось сделать немало. Республику стали узнавать и принимать в мире, проявлять интерес к ее богатой истории и культуре, развивать с ней взаимовыгодные отношения. Мы считаем, что это хороший задел для дальнейшего расширения связей Татарстана с внешним миром, укрепления авторитета России как современной демократической федерации.
АКУЛОВ Тимур Юрьевич
Государственный советник
при Президенте Республики Татарстан
по международным вопросам -
директор Департамента внешних связей Президента РТ
Журнал "Международная жизнь", №10, 2005г. с.25-35.