Публикации > Просмотр публикации
Новые подходы к древней истории
ЕЩЕ ДО РЕВОЛЮЦИИ губернатор ставил задачу перед учеными Казанского университета определить дату возникновения Казани, но ее посчитали невыполнимой. В советское время объявили, что Казани 800 лет, но празднование не состоялось. Злые языки говорили, будто в ЦК КПСС не могли допустить, чтобы Казань была старше Москвы. На самом деле те специалисты, которые критиковали датировку города 1177 годом по первому упоминанию в "Казанском Летописце" были правы - источник недостоверен, он носит явный фольклорный характер. В 1990-х годах этот вопрос вновь встал перед учеными Академии наук Республики Татарстан.
Обычная практика исходила из первого упоминания названия города в летописных источниках. Такой подход трудно назвать научным. В летописях город мог упоминаться гораздо позже, чем он возник. Летописи могли не сохраниться. Достаточно вспомнить, сколько раз горела Казань, а пожар 1552 года был просто катастрофичным. Легендарная библиотека Ивана Грозного до сих пор не найдена, хотя там наверняка можно было бы найти какие-то данные о Казани. Название города могло меняться по политическим мотивам, что в истории бывало довольно банальным явлением. Типичный пример: Городец Мещерский, выделенный великим князем Василием царевичу Касиму после смерти последнего в 1471 году, был переименован в город Касимов. Есть упоминания в летописях о Булгар аль-Джадиде (Новом Булгаре), который позже стал называться Казанью. Большинство исследователей сходятся на том, что первым названием Казани было 'Керман' (крепость). Кстати, слово "кремль" происходит именно от этого татарского слова. Существуют и другие версии первоначального названия Казани.
Понятие города предполагает довольно развитую структуру экономики, наличие оборонительных сооружений, интенсивную торговлю, светскую жизнь и т.д. Требуется время, чтобы сложились инфраструктуры, необходимые для полноценного функционирования города. Поэтому определение даты возникновения Казани как города было далеко не простым вопросом. Новый подход стал комплексным, причем с использованием метода аппроксимации, иначе говоря, сверялись самые разные данные, отражающие жизнь сложившегося города, а из всех возможных оценок (включая специальные современные методы анализа) выводилась среднестатистическая дата.
Оппонент новой методики датировки городов доктор В.Егоров из Государственного исторического музея России в качестве аргумента приводит отсутствие в описаниях походов русских ушкуйников города Казани, хотя Булгар в них упоминается. Понятно, что для речных пиратов Булгар был интереснее, чем Казань или другие многочисленные города на Каме и Волге. Булгар был в то время богатой столицей, где было что пограбить и легче было его взять приступом. Свидетельства пиратов - не самый надежный источник для подлинной науки. А то, что на европейских картах нет указания местоположения Казани, также объяснимо, ведь картографы пользовались чьими-то сведениями, в основном пилигримов, монахов, сами не обследовали берега Волги. Тем не менее на этих картах указана переправа на Qormancucto (переправа на Керман). На европейских картах есть город под названием Castrama (Castorina, Kostruni), что является калькой от слова "керман", ведь "castr" по латыни и есть "крепость". То, что это не русский город Кострома, доказывает наличие карты 1566 года, где на том же месте расположен город под названием "Kazan castrum" - Казанская крепость.
Сохранились не только культурные слои X века, но даже оборонительные сооружения, причем каменная стена XII века не просто является фрагментом, она тянется на сотни метров и во многих своих частях является нетронутым археологическим памятником. В свое время весьма критически настроенный коллектив Института археологии Российской академии наук послал своих лучших специалистов для проведения раскопок в Казанском кремле и независимой экспертизы. Их выводы совпали с мнением ученых Татарстана.
Открытость и публичное обсуждение полученных материалов стало одним из важных принципов наших исследований. Десятки международных конференций с привлечением ведущих специалистов мира стали отправной точкой для вынесения окончательного вердикта о времени возникновения Казани.
В прессе особенно много шума наделала чешская монета Вацлава, которая датируется 929-930 годами. Многие посчитали, что она послужила основным аргументом. В некоторых газетах даже обвинили казанских ученых в подлоге, будто бы ее купили и подкинули в раскоп. Но, во-первых, она единственная в мире, ее негде купить, а значит, нельзя было подбросить; во-вторых, не она являлась решающим фактором в датировке города. А сенсацией она стала прежде всего для Чехии, где были проведены международные конференции только по одной-единственной "казанской" монете Вацлава, при этом был сделан ее рентгенофлюоресцентный анализ в Государственном музее Берлина. Наличие монет (в частности, арабского дирхема X века) и других предметов, привезенных в Казань из арабского мира, Ирана, Средней Азии, Киева, Венгрии, русских княжеств, Прибалтики, Скандинавии, говорит о развитой международной торговле.
Не меньшую значимость для определения даты основания города играют орудия труда, изделия ремесленного производства, оружие, женские украшения, предметы одежды, керамика, которые довольно жестко привязаны к определенным культурным периодам. Немецкие специалисты путем термолюминесцентного анализа датировали наиболее ранние образцы керамики 888 годом. Кстати, по характеру керамики можно определить, какие именно этносы жили на территории города и даже сделать оценку их количественного соотношения, ибо булгарская, финноугорская и древнерусская посуда отличается цветом глины, формой и рисунком. Методом радиоуглеродного анализа можно датировать время существования остатков костей животных и угля, что было проделано в лабораториях России и за рубежом.
Бусинки - еще один признак развитости города. Когда женщины начинают носить украшения, то это говорит о наличии светской жизни. В Средние века производство бусинок было довольно сложным делом и немногочисленные центры их производства зафиксированы в каталогах. Казанские бусинки найдены даже в Дании, впрочем, это неудивительно, ведь Волга (Идель) соединяла Север Европы с Югом, включая Иран и Багдадский халифат.
При определении датировки города использовались и биологические методы. Найденные в культурных слоях семена, пыльца и споры растений привязаны к природным изменениям. В засушливые периоды живут одни растения, влажный климат порождает другую растительность, после пожаров бурно произрастает иван-чай. Биологи имеют таблицы изменения климата и растительности, привязанные к конкретным годам, что можно сопоставить с археологическими данными тех же культурных слоев. Их корреляция дает дополнительный аргумент в пользу научности датировки города.
На территории нынешней Казани люди жили с каменного века. Найдены городища с частоколом, которым 2500-2700 лет, но их нельзя назвать полноценным городом. Кроме того, существует довольно жесткий международный критерий для характеристики города - люди в нем должны жить во все века. Город не должен пустовать. На языке археологов это означает наличие стратиграфии без стерильных слоев. Этому критерию отвечает только холм Казанского кремля вместе с посадом. Там люди никогда не покидали город. Порой журналисты шутят, что возможно и дальше копать, и изменить дату основания города. Это исключено, поскольку сами раскопки были не только обширными, включая почти всю территорию Казанского кремля и изрядную часть посада, но и доведены до материка, то есть культурных слоев ниже не осталось. Первый глиняный вал рубежа X-XI веков с частоколом лежит на нетронутой человеческой рукой земле. Позже, в XII веке, была построена каменная стена, внутри которой была цитадель, оставшаяся и поныне административной частью Кремля.
Таким образом, даже беглый взгляд на новый метод датировки показывает его преимущества - он исходит из критериев оценки сложившегося города. На заседании отделения истории Российской академии наук этот метод был признан более достоверным, нежели прежний, и был рекомендован для использования при определении возникновения городов России, а так называемый V археологический слой, который сложился 1000 лет назад, был признан научным открытием. За это проголосовали все ведущие профильные научные институты РАН, при одном воздержавшемся.
В X-XI веках существовал общеисторический фон для возникновения целого ряда городов-тысячников, прежде всего вдоль больших рек - Волги (Идели) и Камы (Чулмана). Города Булгар, Биляр, Сувар, в разное время бывшие столицей Булгарского государства, возникли много раньше Казани. В IX-X веках начинается интенсивная торговля по Великому Волжскому пути и Северному пушному пути по Каме и на этих водных трассах возникает целый ряд укрепленных торговых факторий. Сложившееся Булгарское государство нуждалось в охране своих границ, что также вызвало интенсивное строительство оборонительных сооружений. Устье слияния реки Казанки с Волгой было одним из стратегических мест для булгар и всей торговли вдоль Волги, от Скандинавии до Каспия. Там естественным образом возникла Казань.
Существуют разные версии происхождения самого названия "Казань". Есть тюркская легенда о Казан-батыре, победившем змея, но она была распространена среди тюрков-огузов, и нет данных о какой-либо связи этого фольклорного памятника с названием города. Некоторые исследователи связывают Казань с именем хана Хасана. Наиболее популярное объяснение исходит из очевидного созвучия названия города со словом "котел" (по-татарски - "казан"). Существует легенда о золотом казане, который утонул в водах реки Казанки. Отсюда якобы и происходит название города. Как бы то ни было, но сама ассоциация Казани с котлом имеет очень глубокое историческое основание.
Булгары - одни из предков современных татар - происходили из западной ветви гуннского союза, а гунны еще в 155-158 годах н.э. под давлением китайцев, теряя обозы и женщин, ушли через Алтай на территорию между Волгой и Уралом. У гуннов родовым символом был котел, который служил не только для приготовления пищи, но и был ритуальным предметом, который нередко красиво украшался. Передвижения гуннских племен по территории Евразии легко проследить по найденным при раскопках котлам. Для булгар казан был больше, чем простой котел. Так что даже если название города Казань и котел-казан случайная ассоциация, она имеет историческое оправдание. Кстати, герб Казани - крылатый дракон-Зилант был привезен именно гуннами, а герб Татарстана - Белый Барс (Ак Барс) более позднего происхождения, он восходит к эпохе Первого Тюркского каганата, то есть к VII веку.
Гунны - тюрки - болгары (булгары) - татаро-монголы - современные татары - такова формула этногенеза татар. Эти близкие по языку и культуре этносы шли двумя мощными потоками: гунно-тюркским и тюрко-татарским. Гунно-тюркская волна оставила после себя государственность в виде Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии, а тюрко-татарский поток наложился на булгарскую и кипчакскую среду, преобразовав многочисленные тюркские племена в единый тюрко-татарский народ. Особая роль в этом процессе выпала на долю Золотой Орды - одного из самых развитых государств для своего времени. Про основателя Золотой Орды Бату-хана Лев Гумилев писал: "Бату-хан - это деятель большого масштаба, никак не меньшего, чем в Западной Европе Карл Великий, король франков, император. Только его империя слишком быстро распалась, а Орда существовала два с половиной столетия, затем ее преемницей стало Московское государство. Имя Бату при жизни начало обрастать легендами. Неслучайно, видимо, этот властитель получил и почтительное прозвище Саин, то есть "справедливый, добрый". Золотая Орда изначально формировалась как тюрко-татарское государство, в котором монгольская культура была достоянием узкого круга правящей элиты.
Тысячелетняя история Казани ставит ряд вопросов перед историками. Дело вовсе не в том, что татары появились на Волге на несколько столетий раньше, нежели русские. В средние века, как, впрочем, и позже, все перемещались, осваивая новые территории, и не имели так называемых исконных земель. Гораздо значимее то, что татары такой же государствообразующий народ, что и русские. Конечно, русские последние четыре столетия определяли характер России, но и другие народы внесли свою лепту в становление государственности, а сегодня несут долю ответственности за будущее страны. Вполне справедливо говорить о двух истоках России: Киевской Руси, чья заслуга состоит в принятии православия, и Золотой Орде, привнесшей дух экспансии и державности на российскую почву. Россия многое восприняла от татар и других народов, она и поныне несет в себе это наследие как субкультуру, явно или неявно влияющую на менталитет русских. Неспроста Н.В.Гоголь писал: "В каждом русском сидит татарин". Вчитайтесь в русские имена татарского происхождения, и тогда станет более понятной и русская история. Борис Годунов из рода хана Чета, Державин из рода Нарбековых, Карамзин из рода Кара-мурзы, Тургенев - из Тургаевых. Аксаковы, Огаревы, Чаадаевы, Кутузовы, Тимерязовы, князья Юсуповы и т.д. Какие имена! Русскую культуру невозможно представить без этих татарских (по происхождению) имен! Их невозможно игнорировать, их не выкинешь из российской истории.
Историческое сознание - цементирующий элемент общественных отношений. Зачастую народы России имеют более древнюю историю, чем русские. Сегодня каждый народ пишет свою историю самостоятельно. А с чего начинать историю страны? С Тюркского, Хазарского, Аварского каганатов, Дешт-и-Кипчак (Половецкой степи), Булгарского царства и жизни других древних народов и, следовательно, признать Россию полиэтническим государством? Или же, опустив жизнеописание нерусских народов и, трактовать историю России как чисто русскую?! Этот вопрос не столько академический, сколько политический. Он задевает саму суть общества и связан с самоназванием народа. В самом деле, кто же несет ответственность за судьбу России? Русские? Многонациональный народ? Конгломерат территорий? Если учебники не будут объективно излагать историю татар и других народов, тогда они окажутся вне системы ценностей страны.
Русская историческая традиция покоится на борьбе с татарами. На самом деле история и татар, и русских упирается в Золотую Орду. У Казани сложилась своя особенная роль в истории. Если Петербург называют северной, то Казань можно назвать восточной столицей. В ней органично переплелись Восток и Запад. Это не просто терпимое сосуществование, а некий евразийский синтез на основе взаимовлияния и взаимопонимания. Казань - сердце Евразии.
Какие ассоциации вызывает Казань? Есть Москва, воспетая и по вдохновению, и по заказу, у нее свой имидж, свой облик, место в истории. Есть строгий, суровый Петербург Гоголя и Достоевского, Мойка Пушкина, классическая архитектура. А что Казань? Какие с ней возникают ассоциации? Какое у нее предназначение?
Казань - колыбель татарской культуры. Наверное, именно поэтому она во многом воспринимается как татарская столица, ведь в Казанском кремле похоронены Чингисиды, а мечеть Кул-Шариф стала символом сопротивления при взятии города войсками Ивана Грозного.
Для кого-то Казань - это место обретения иконы Казанской Божией Матери и город, откуда начал свое восхождение будущий патриарх Гермоген - центральная фигура в годы великой Смуты. Для других же Казань - родина исламской реформации, джадидизма. Мы только сегодня начали осознавать значение либерального, толерантного, гибкого и очень передового течения исламского мира.
В то же время Казань - научная и духовная столица как татар, так и русских. Столица неевклидовой геометрии Лобачевского, органической химии Бутлерова, психофизиологии Бехтерева. Здесь поляк Бодуэн де Куртенэ разрабатывал основы российской лингвистики, а дагестанец Казембек закладывал основы тюркологии, немец Карл Фукс создавал этнографию татар.
Именно о Казани, будучи уже знаменитым поэтом, выдающимся государственным деятелем и первым министром юстиции, написал проникновенные строки Гавриил Державин: "И дым Отечества нам сладок и приятен". Первым зачисленным студентом Казанского университета стал славянофил Аксаков с такой откровенно татарской фамилией, которая означает "хромой", а в биографии Льва Толстого Казань, где губернатором был его дед, стала особым периодом жизни. Максим Пешков, не поступивший в Казанский университет, проходил свои "университеты" на "дне" города и стрелялся, его спас дворник-татарин. Великий Шаляпин, пронесший казанский дух через всю свою жизнь, считал Казань лучшим из всех городов мира. В Париже он скучал по вековым липам на берегу озера Кабан. Казань жила двумя параллельными мирами, которые порой сталкивались, а порой причудливо переплетались и обогащали друг друга. Строгая классическая архитектура здесь сочетается с восточными мотивами, а в минаретах проглядывается русское барокко. Архитектура как застывшая музыка, а музыка - от древних татарских песен до мелодий С.Сайдашева и фантастических симфоний Софьи Губайдулиной - как затаенный дух Казани.
Для кого-то Казань - город революционеров: народоволки Веры Фигнер, учившейся в Родионовском институте благородных девиц, Николая Баумана, студента Ветеринарного института, Владимира Ульянова, Сергея Кирова, Вячеслава Молотова, Алексея Рыкова. В Казани их плохому не учили. Другие же историки заглянут в Татарскую слободу, где существовал свой мир, насыщенный исламскими и тюркскими идеями. Юсуф Акчура, пройдя свои "университеты" в медресе "Мухаммадия", бежал от преследования властей в Турцию и оказался одним из идеологов турецкой революции, соратником и советником президента Кемаля Ататюрка. Садри Максуди в годы революции возглавил движение за создание штата "Идел-Урал". Ему в противовес Мирсаид Султан-Галиев предложил проект "Татаро-Башкирской республики" и выдвинул идею "исламского социализма". Арабский мир подхватил его концепцию, и она стала их путеводной звездой до конца XX столетия.
Можно ли Волгу представить без Казани? До того как эта великая река стала русской Волгой, она много веков была известна как татарская Идель. Волга - хребет российской истории, экономики, культуры, и Казань здесь занимает одно из ключевых мест.
Казань - котел... Котел идей, личностей, истории. Оплот особой неповторимой культуры. Есть Москва, есть Петербург и множество других прекрасных городов. Ни один из них не повторит и не заменит Казань - с ее поворотами исторической судьбы, переплетением культур, своеобразием идей, особым духом, присущим только ее жителям.
1000 лет. Время подведения итогов и больших надежд...
Миллениум, благодаря российским и зарубежным СМИ сделал Казань узнаваемой, он помог снять какую-то часть предубеждений и стереотипов в общественном сознании. Казань заявила о себе как город, который умеет мирно соединять ислам и православие, русских, татар, чуваш, финноугров и другие народы. Модель Татарстана не только работает, но и стала востребованной в условиях противостояния различных цивилизаций.
Казань преобразилась. Десятки самых современных сооружений, сотни перестроенных улиц, обновленный центр с отреставрированным Казанским кремлем. Десятки тысяч людей переехали в современные квартиры. Они на себе почувствовали тысячелетие как праздник.
Казань показала свои возможности собирать саммиты международного уровня. У нее есть соответствующие инфраструктуры, а главное - люди, способные проводить мероприятия самого высокого уровня и предлагать идеи, востребованные в мире. Казанцы после юбилея стали другими. Появилось чувство гордости и одновременно ответственности за судьбу республики и страны.
ЕЩЕ ДО РЕВОЛЮЦИИ губернатор ставил задачу перед учеными Казанского университета определить дату возникновения Казани, но ее посчитали невыполнимой. В советское время объявили, что Казани 800 лет, но празднование не состоялось. Злые языки говорили, будто в ЦК КПСС не могли допустить, чтобы Казань была старше Москвы. На самом деле те специалисты, которые критиковали датировку города 1177 годом по первому упоминанию в "Казанском Летописце" были правы - источник недостоверен, он носит явный фольклорный характер. В 1990-х годах этот вопрос вновь встал перед учеными Академии наук Республики Татарстан.
Обычная практика исходила из первого упоминания названия города в летописных источниках. Такой подход трудно назвать научным. В летописях город мог упоминаться гораздо позже, чем он возник. Летописи могли не сохраниться. Достаточно вспомнить, сколько раз горела Казань, а пожар 1552 года был просто катастрофичным. Легендарная библиотека Ивана Грозного до сих пор не найдена, хотя там наверняка можно было бы найти какие-то данные о Казани. Название города могло меняться по политическим мотивам, что в истории бывало довольно банальным явлением. Типичный пример: Городец Мещерский, выделенный великим князем Василием царевичу Касиму после смерти последнего в 1471 году, был переименован в город Касимов. Есть упоминания в летописях о Булгар аль-Джадиде (Новом Булгаре), который позже стал называться Казанью. Большинство исследователей сходятся на том, что первым названием Казани было 'Керман' (крепость). Кстати, слово "кремль" происходит именно от этого татарского слова. Существуют и другие версии первоначального названия Казани.
Понятие города предполагает довольно развитую структуру экономики, наличие оборонительных сооружений, интенсивную торговлю, светскую жизнь и т.д. Требуется время, чтобы сложились инфраструктуры, необходимые для полноценного функционирования города. Поэтому определение даты возникновения Казани как города было далеко не простым вопросом. Новый подход стал комплексным, причем с использованием метода аппроксимации, иначе говоря, сверялись самые разные данные, отражающие жизнь сложившегося города, а из всех возможных оценок (включая специальные современные методы анализа) выводилась среднестатистическая дата.
Оппонент новой методики датировки городов доктор В.Егоров из Государственного исторического музея России в качестве аргумента приводит отсутствие в описаниях походов русских ушкуйников города Казани, хотя Булгар в них упоминается. Понятно, что для речных пиратов Булгар был интереснее, чем Казань или другие многочисленные города на Каме и Волге. Булгар был в то время богатой столицей, где было что пограбить и легче было его взять приступом. Свидетельства пиратов - не самый надежный источник для подлинной науки. А то, что на европейских картах нет указания местоположения Казани, также объяснимо, ведь картографы пользовались чьими-то сведениями, в основном пилигримов, монахов, сами не обследовали берега Волги. Тем не менее на этих картах указана переправа на Qormancucto (переправа на Керман). На европейских картах есть город под названием Castrama (Castorina, Kostruni), что является калькой от слова "керман", ведь "castr" по латыни и есть "крепость". То, что это не русский город Кострома, доказывает наличие карты 1566 года, где на том же месте расположен город под названием "Kazan castrum" - Казанская крепость.
Сохранились не только культурные слои X века, но даже оборонительные сооружения, причем каменная стена XII века не просто является фрагментом, она тянется на сотни метров и во многих своих частях является нетронутым археологическим памятником. В свое время весьма критически настроенный коллектив Института археологии Российской академии наук послал своих лучших специалистов для проведения раскопок в Казанском кремле и независимой экспертизы. Их выводы совпали с мнением ученых Татарстана.
Открытость и публичное обсуждение полученных материалов стало одним из важных принципов наших исследований. Десятки международных конференций с привлечением ведущих специалистов мира стали отправной точкой для вынесения окончательного вердикта о времени возникновения Казани.
В прессе особенно много шума наделала чешская монета Вацлава, которая датируется 929-930 годами. Многие посчитали, что она послужила основным аргументом. В некоторых газетах даже обвинили казанских ученых в подлоге, будто бы ее купили и подкинули в раскоп. Но, во-первых, она единственная в мире, ее негде купить, а значит, нельзя было подбросить; во-вторых, не она являлась решающим фактором в датировке города. А сенсацией она стала прежде всего для Чехии, где были проведены международные конференции только по одной-единственной "казанской" монете Вацлава, при этом был сделан ее рентгенофлюоресцентный анализ в Государственном музее Берлина. Наличие монет (в частности, арабского дирхема X века) и других предметов, привезенных в Казань из арабского мира, Ирана, Средней Азии, Киева, Венгрии, русских княжеств, Прибалтики, Скандинавии, говорит о развитой международной торговле.
Не меньшую значимость для определения даты основания города играют орудия труда, изделия ремесленного производства, оружие, женские украшения, предметы одежды, керамика, которые довольно жестко привязаны к определенным культурным периодам. Немецкие специалисты путем термолюминесцентного анализа датировали наиболее ранние образцы керамики 888 годом. Кстати, по характеру керамики можно определить, какие именно этносы жили на территории города и даже сделать оценку их количественного соотношения, ибо булгарская, финноугорская и древнерусская посуда отличается цветом глины, формой и рисунком. Методом радиоуглеродного анализа можно датировать время существования остатков костей животных и угля, что было проделано в лабораториях России и за рубежом.
Бусинки - еще один признак развитости города. Когда женщины начинают носить украшения, то это говорит о наличии светской жизни. В Средние века производство бусинок было довольно сложным делом и немногочисленные центры их производства зафиксированы в каталогах. Казанские бусинки найдены даже в Дании, впрочем, это неудивительно, ведь Волга (Идель) соединяла Север Европы с Югом, включая Иран и Багдадский халифат.
При определении датировки города использовались и биологические методы. Найденные в культурных слоях семена, пыльца и споры растений привязаны к природным изменениям. В засушливые периоды живут одни растения, влажный климат порождает другую растительность, после пожаров бурно произрастает иван-чай. Биологи имеют таблицы изменения климата и растительности, привязанные к конкретным годам, что можно сопоставить с археологическими данными тех же культурных слоев. Их корреляция дает дополнительный аргумент в пользу научности датировки города.
На территории нынешней Казани люди жили с каменного века. Найдены городища с частоколом, которым 2500-2700 лет, но их нельзя назвать полноценным городом. Кроме того, существует довольно жесткий международный критерий для характеристики города - люди в нем должны жить во все века. Город не должен пустовать. На языке археологов это означает наличие стратиграфии без стерильных слоев. Этому критерию отвечает только холм Казанского кремля вместе с посадом. Там люди никогда не покидали город. Порой журналисты шутят, что возможно и дальше копать, и изменить дату основания города. Это исключено, поскольку сами раскопки были не только обширными, включая почти всю территорию Казанского кремля и изрядную часть посада, но и доведены до материка, то есть культурных слоев ниже не осталось. Первый глиняный вал рубежа X-XI веков с частоколом лежит на нетронутой человеческой рукой земле. Позже, в XII веке, была построена каменная стена, внутри которой была цитадель, оставшаяся и поныне административной частью Кремля.
Таким образом, даже беглый взгляд на новый метод датировки показывает его преимущества - он исходит из критериев оценки сложившегося города. На заседании отделения истории Российской академии наук этот метод был признан более достоверным, нежели прежний, и был рекомендован для использования при определении возникновения городов России, а так называемый V археологический слой, который сложился 1000 лет назад, был признан научным открытием. За это проголосовали все ведущие профильные научные институты РАН, при одном воздержавшемся.
В X-XI веках существовал общеисторический фон для возникновения целого ряда городов-тысячников, прежде всего вдоль больших рек - Волги (Идели) и Камы (Чулмана). Города Булгар, Биляр, Сувар, в разное время бывшие столицей Булгарского государства, возникли много раньше Казани. В IX-X веках начинается интенсивная торговля по Великому Волжскому пути и Северному пушному пути по Каме и на этих водных трассах возникает целый ряд укрепленных торговых факторий. Сложившееся Булгарское государство нуждалось в охране своих границ, что также вызвало интенсивное строительство оборонительных сооружений. Устье слияния реки Казанки с Волгой было одним из стратегических мест для булгар и всей торговли вдоль Волги, от Скандинавии до Каспия. Там естественным образом возникла Казань.
Существуют разные версии происхождения самого названия "Казань". Есть тюркская легенда о Казан-батыре, победившем змея, но она была распространена среди тюрков-огузов, и нет данных о какой-либо связи этого фольклорного памятника с названием города. Некоторые исследователи связывают Казань с именем хана Хасана. Наиболее популярное объяснение исходит из очевидного созвучия названия города со словом "котел" (по-татарски - "казан"). Существует легенда о золотом казане, который утонул в водах реки Казанки. Отсюда якобы и происходит название города. Как бы то ни было, но сама ассоциация Казани с котлом имеет очень глубокое историческое основание.
Булгары - одни из предков современных татар - происходили из западной ветви гуннского союза, а гунны еще в 155-158 годах н.э. под давлением китайцев, теряя обозы и женщин, ушли через Алтай на территорию между Волгой и Уралом. У гуннов родовым символом был котел, который служил не только для приготовления пищи, но и был ритуальным предметом, который нередко красиво украшался. Передвижения гуннских племен по территории Евразии легко проследить по найденным при раскопках котлам. Для булгар казан был больше, чем простой котел. Так что даже если название города Казань и котел-казан случайная ассоциация, она имеет историческое оправдание. Кстати, герб Казани - крылатый дракон-Зилант был привезен именно гуннами, а герб Татарстана - Белый Барс (Ак Барс) более позднего происхождения, он восходит к эпохе Первого Тюркского каганата, то есть к VII веку.
Гунны - тюрки - болгары (булгары) - татаро-монголы - современные татары - такова формула этногенеза татар. Эти близкие по языку и культуре этносы шли двумя мощными потоками: гунно-тюркским и тюрко-татарским. Гунно-тюркская волна оставила после себя государственность в виде Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии, а тюрко-татарский поток наложился на булгарскую и кипчакскую среду, преобразовав многочисленные тюркские племена в единый тюрко-татарский народ. Особая роль в этом процессе выпала на долю Золотой Орды - одного из самых развитых государств для своего времени. Про основателя Золотой Орды Бату-хана Лев Гумилев писал: "Бату-хан - это деятель большого масштаба, никак не меньшего, чем в Западной Европе Карл Великий, король франков, император. Только его империя слишком быстро распалась, а Орда существовала два с половиной столетия, затем ее преемницей стало Московское государство. Имя Бату при жизни начало обрастать легендами. Неслучайно, видимо, этот властитель получил и почтительное прозвище Саин, то есть "справедливый, добрый". Золотая Орда изначально формировалась как тюрко-татарское государство, в котором монгольская культура была достоянием узкого круга правящей элиты.
Тысячелетняя история Казани ставит ряд вопросов перед историками. Дело вовсе не в том, что татары появились на Волге на несколько столетий раньше, нежели русские. В средние века, как, впрочем, и позже, все перемещались, осваивая новые территории, и не имели так называемых исконных земель. Гораздо значимее то, что татары такой же государствообразующий народ, что и русские. Конечно, русские последние четыре столетия определяли характер России, но и другие народы внесли свою лепту в становление государственности, а сегодня несут долю ответственности за будущее страны. Вполне справедливо говорить о двух истоках России: Киевской Руси, чья заслуга состоит в принятии православия, и Золотой Орде, привнесшей дух экспансии и державности на российскую почву. Россия многое восприняла от татар и других народов, она и поныне несет в себе это наследие как субкультуру, явно или неявно влияющую на менталитет русских. Неспроста Н.В.Гоголь писал: "В каждом русском сидит татарин". Вчитайтесь в русские имена татарского происхождения, и тогда станет более понятной и русская история. Борис Годунов из рода хана Чета, Державин из рода Нарбековых, Карамзин из рода Кара-мурзы, Тургенев - из Тургаевых. Аксаковы, Огаревы, Чаадаевы, Кутузовы, Тимерязовы, князья Юсуповы и т.д. Какие имена! Русскую культуру невозможно представить без этих татарских (по происхождению) имен! Их невозможно игнорировать, их не выкинешь из российской истории.
Историческое сознание - цементирующий элемент общественных отношений. Зачастую народы России имеют более древнюю историю, чем русские. Сегодня каждый народ пишет свою историю самостоятельно. А с чего начинать историю страны? С Тюркского, Хазарского, Аварского каганатов, Дешт-и-Кипчак (Половецкой степи), Булгарского царства и жизни других древних народов и, следовательно, признать Россию полиэтническим государством? Или же, опустив жизнеописание нерусских народов и, трактовать историю России как чисто русскую?! Этот вопрос не столько академический, сколько политический. Он задевает саму суть общества и связан с самоназванием народа. В самом деле, кто же несет ответственность за судьбу России? Русские? Многонациональный народ? Конгломерат территорий? Если учебники не будут объективно излагать историю татар и других народов, тогда они окажутся вне системы ценностей страны.
Русская историческая традиция покоится на борьбе с татарами. На самом деле история и татар, и русских упирается в Золотую Орду. У Казани сложилась своя особенная роль в истории. Если Петербург называют северной, то Казань можно назвать восточной столицей. В ней органично переплелись Восток и Запад. Это не просто терпимое сосуществование, а некий евразийский синтез на основе взаимовлияния и взаимопонимания. Казань - сердце Евразии.
Какие ассоциации вызывает Казань? Есть Москва, воспетая и по вдохновению, и по заказу, у нее свой имидж, свой облик, место в истории. Есть строгий, суровый Петербург Гоголя и Достоевского, Мойка Пушкина, классическая архитектура. А что Казань? Какие с ней возникают ассоциации? Какое у нее предназначение?
Казань - колыбель татарской культуры. Наверное, именно поэтому она во многом воспринимается как татарская столица, ведь в Казанском кремле похоронены Чингисиды, а мечеть Кул-Шариф стала символом сопротивления при взятии города войсками Ивана Грозного.
Для кого-то Казань - это место обретения иконы Казанской Божией Матери и город, откуда начал свое восхождение будущий патриарх Гермоген - центральная фигура в годы великой Смуты. Для других же Казань - родина исламской реформации, джадидизма. Мы только сегодня начали осознавать значение либерального, толерантного, гибкого и очень передового течения исламского мира.
В то же время Казань - научная и духовная столица как татар, так и русских. Столица неевклидовой геометрии Лобачевского, органической химии Бутлерова, психофизиологии Бехтерева. Здесь поляк Бодуэн де Куртенэ разрабатывал основы российской лингвистики, а дагестанец Казембек закладывал основы тюркологии, немец Карл Фукс создавал этнографию татар.
Именно о Казани, будучи уже знаменитым поэтом, выдающимся государственным деятелем и первым министром юстиции, написал проникновенные строки Гавриил Державин: "И дым Отечества нам сладок и приятен". Первым зачисленным студентом Казанского университета стал славянофил Аксаков с такой откровенно татарской фамилией, которая означает "хромой", а в биографии Льва Толстого Казань, где губернатором был его дед, стала особым периодом жизни. Максим Пешков, не поступивший в Казанский университет, проходил свои "университеты" на "дне" города и стрелялся, его спас дворник-татарин. Великий Шаляпин, пронесший казанский дух через всю свою жизнь, считал Казань лучшим из всех городов мира. В Париже он скучал по вековым липам на берегу озера Кабан. Казань жила двумя параллельными мирами, которые порой сталкивались, а порой причудливо переплетались и обогащали друг друга. Строгая классическая архитектура здесь сочетается с восточными мотивами, а в минаретах проглядывается русское барокко. Архитектура как застывшая музыка, а музыка - от древних татарских песен до мелодий С.Сайдашева и фантастических симфоний Софьи Губайдулиной - как затаенный дух Казани.
Для кого-то Казань - город революционеров: народоволки Веры Фигнер, учившейся в Родионовском институте благородных девиц, Николая Баумана, студента Ветеринарного института, Владимира Ульянова, Сергея Кирова, Вячеслава Молотова, Алексея Рыкова. В Казани их плохому не учили. Другие же историки заглянут в Татарскую слободу, где существовал свой мир, насыщенный исламскими и тюркскими идеями. Юсуф Акчура, пройдя свои "университеты" в медресе "Мухаммадия", бежал от преследования властей в Турцию и оказался одним из идеологов турецкой революции, соратником и советником президента Кемаля Ататюрка. Садри Максуди в годы революции возглавил движение за создание штата "Идел-Урал". Ему в противовес Мирсаид Султан-Галиев предложил проект "Татаро-Башкирской республики" и выдвинул идею "исламского социализма". Арабский мир подхватил его концепцию, и она стала их путеводной звездой до конца XX столетия.
Можно ли Волгу представить без Казани? До того как эта великая река стала русской Волгой, она много веков была известна как татарская Идель. Волга - хребет российской истории, экономики, культуры, и Казань здесь занимает одно из ключевых мест.
Казань - котел... Котел идей, личностей, истории. Оплот особой неповторимой культуры. Есть Москва, есть Петербург и множество других прекрасных городов. Ни один из них не повторит и не заменит Казань - с ее поворотами исторической судьбы, переплетением культур, своеобразием идей, особым духом, присущим только ее жителям.
1000 лет. Время подведения итогов и больших надежд...
Миллениум, благодаря российским и зарубежным СМИ сделал Казань узнаваемой, он помог снять какую-то часть предубеждений и стереотипов в общественном сознании. Казань заявила о себе как город, который умеет мирно соединять ислам и православие, русских, татар, чуваш, финноугров и другие народы. Модель Татарстана не только работает, но и стала востребованной в условиях противостояния различных цивилизаций.
Казань преобразилась. Десятки самых современных сооружений, сотни перестроенных улиц, обновленный центр с отреставрированным Казанским кремлем. Десятки тысяч людей переехали в современные квартиры. Они на себе почувствовали тысячелетие как праздник.
Казань показала свои возможности собирать саммиты международного уровня. У нее есть соответствующие инфраструктуры, а главное - люди, способные проводить мероприятия самого высокого уровня и предлагать идеи, востребованные в мире. Казанцы после юбилея стали другими. Появилось чувство гордости и одновременно ответственности за судьбу республики и страны.
Рафаэль Сибгатович Хакимов - советник Президента Татарстана по политическим вопросам.
Журнал "Международная жизнь" N 10, 2005 г., с 50-59