Публикации > Просмотр публикации
Взаимодействие, дружба, взаимопомощь
КАЗАНЬ - столица Республики Татарстан, город с более чем миллионным населением в 2005 году находится в атмосфере необычной приподнятости. Город отмечает свой тысячелетний юбилей со дня основания. Это событие по своей значимости далеко выходит за рамки Татарстана и всего Российского государства. Тысячелетие Казани, безпреувеличения можно сказать, - это явление не только национального, но и мирового масштаба, о чем свидетельствует то внимание, которое уделяется этому событию о стороны ООН, ЮНЕСКО, Всемирного банка, Совета Европы, других межправительственных и общественных организаций.
Казань на протяжении многих столетий традиционно выступала связующим звеном в тех многообразных контактах, которые существовали между Западом и Востоком Древний город, символом которого всегда был Казанский кремль, соединил тюркские, славянские и финно-угорские народы, исламские и православные историко-культурные начала. Все это во многом и предопределило неповторимый облик Казани как уникального исторического города особенность его культурно-архитектурного стиля. Поэтом; неслучайно в 2000 году Казанский кремль был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из глубины веков берут свое начало традиции толерантности и культурного плюрализма, взаимного доверия и уважения, чуткое понимание нужд и интересов народов. Татарстан давно уже стал родным домом для десятков этнических групп. И это не просто метафора, а проверенная временем политико-правовая характеристика социально-психологического климата нашей республики.
История сделала Татарстан многонациональным государством, где культурные традиции этнических татар и этнических русских взаимно обогащаются и дополняют друг друга. Судьбы выдающихся представителей татарской культуры, таких как К.Насыри, Ш.Марджани, Г.Тукая, неотделимы от истории Казани. Но ее история также свято хранит имена известных русских поэтов Александра Пушкина, который посещал Казань, и жившего там Евгения Баратынского. Здесь родился первый истинно классический поэт Гавриил Державин. Казань всегда была и остается многонациональным городом.
Новейшая история Татарстана, как и тысячелетней Казани, представляет собой гармоничную совокупность древности, этнонациональной и религиозной полисемии, многообразия тюркской, булгарской, чингисидской и русской культур, старинных традиций ислама, византийства, Востока и Запада. Оценивая прошлое с высоты сегодняшнего дня, необходимо не только суммировать все, что составляет бесценное достояние народов, населяющих республику, но и умножить это богатство на красоту и прогресс современного глобализирующегося мира. Празднование 1000-летия Казани, с одной стороны, стало еще одной вехой на пути цивилизационного развития татар как части многонационального народа России, объединенного единой судьбой на своей земле, а с другой - подтвердило особую роль и место Республики Татарстан в составе Российской Федерации в быстро меняющемся мире. Татарстан в последние годы получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для делового сотрудничества. Юбилейные праздничные торжества в тысячелетней Казани, звуки оркестров и праздничные гуляния, фантасмагория Сабантуя и юбилейные речи не заслонили годы последовательной, настойчивой и терпеливой работы сотен людей, ученых-исследователей, писателей-историков, археологов, руководителей республики и города, политиков, специалистов-международников по восстановлению истории Казани, прошлого и настоящего Великого Волжского пути и других явлений, вплетенных в современную историю города и его жителей.
Федеральные целевые программы стали серьезным фактором развития и превращения программ юбилейных торжеств в сотрудничество и взаимодействие многих сторон - федеральных и региональных министерств и ведомств, международных структур, российских и зарубежных органов местного самоуправления, фондов и конкретных хозяйствующих субъектов. Такому сотрудничеству способствовал протокол, подписанный Республикой Татарстан и Министерством иностранных дел Российской Федерации о взаимодействии в области осуществления международных и внешнеэкономических связей на 2003-2005 годы. Протокол был заключен 1 сентября 1999 года и подкреплен распоряжением правительства России от 3 марта 2001 года об утверждении программы подготовки к празднованию 1000-летия основания Казани, постановлением Коллегии МЦД России от 31 января 2003 года "Об участии МЦД России в мероприятиях по подготовке к празднованию 1000-летия Казани". В документах была признана необходимость активного взаимодействия в подготовке и проведении мероприятий международной части правительственной программы. Было признано необходимым информировать мировую общественность о предстоящем юбилее, его историческом и культурном значении. Были признаны международный масштаб и значимость для России предстоящего события.
В Татарстане начато осуществление ряда крупномасштабных программ, которые стали результатом целевых вложений из федерального и республиканского бюджетов. Завершено возведение крупнейшего архитектурного сооружения Казани - мечети Кул-Шариф, реконструирован православный Благовещенский собор, завершена прокладка первой линии казанского метрополитена. Ведется масштабное жилищное строительство.
Разительные перемены произошли за последнее время в реконструкции исторического центра столицы республики, которая все увереннее обретает облик современного европейского мегаполиса. Уже в ближайшие годы в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра города Казани" будет продолжена реализация 131 инвестиционного проекта.
Многонациональный народ Татарстана испытывает чувство гордости за свою столицу, которая вносит весомый вклад в дело сохранения историко-культурного богатства и упрочения взаимопонимания между народами. Заслуженные награды ЮНЕСКО - диплом Пальмовая ветвь мира", полученный в Международный год культуры мира (2000 г.), почетный приз конкурса "Города за мир 2000-2001" (2002 г.), в котором Казань стала первым российским городом, удостоенным этой награды, - мы расцениваем как знак особого внимания мирового сообщества к тысячелетнему юбилею древнего города.
В Казань Президент России В.В.Путин в последние годы приезжал несколько раз. Первое десятилетие XXI века стало периодом особо тесных отношений двух крупных современных политиков - В.В.Путина, Президента России, и М.Ш.Шаймиева, первого Президента Республики Татарстан. 1000-летие Казани сделали эти отношения еще более политически значимыми и эффективными.
В рамках подготовки и проведения юбилейных торжеств в Казань были приглашены главы субъектов Российской Федерации на заседание Государственного совета России, состоялась встреча в верхах руководителей государств СНГ.
Республика Татарстан является активным участником внешнеэкономической деятельности. С начала 1990-х годов внешнеторговый оборот республики вырос более чем в 3,5 раза, и на протяжении ряда последних лет сохраняется устойчивая тенденция его роста.
В настоящее время в регионах Российской Федерации и странах зарубежья функционируют 41 Торговый дом и 23 представительства Республики Татарстан. Экспорт товаров и услуг - наиболее эффективный и перспективный с точки зрения всех ключевых индикаторов экономического развития - повышения качества жизни (денежные доходы и занятость), создания добавленной стоимости, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. Современный российский рынок, рынок стран СНГ и зарубежные рынки очень быстро меняются. Если раньше существовали свободные "ниши", сейчас их практически не осталось, более того, западные компании с укреплением рубля сильно атакуют" традиционные рынки сбыта. Поэтому стратегия республики уточняется в соответствии с меняющимися условиями и сконцентрирована на защите традиционных рынков сбыта и освоении новых секторов. По каждой отрасли Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики совместно с Торгово-промышленной палатой, ассоциациями и отраслевыми союзами промышленных предприятий проводят соответствующие мероприятия по защите традиционных рынков сбыта.
В освоении новых рынков основное внимание уделяется развитию сотрудничества со странами СНГ - Казахстаном, Украиной, Беларусью, Азербайджаном. Республикой подписаны межправительственные соглашения с рядом стран. За три последних года в Татарстане проведено более 100 международных встреч, конференций, симпозиумов и т.д. Так, в 2003 году в присутствии Президента России Б.Б.Путина и премьер-министра Индии А.Ваджпаи было подписано Соглашение между правительством Республики Татарстан и индийским штатом Андхра-Прадеш. Осуществлена подготовка соглашений Татарстана с китайской провинцией Шандунь, региональным советом Рон-Альп (Франция) и американским штатом Колорадо. В рамках подготовки к 1000-летию Казани организован визит в республику делегации глав дипломатических представительств 30 стран. Ежегодно Татарстан посещают дипломатические представители многих стран мира. Премьер-министр республики в последние годы побывал с деловыми визитами в Дании, Франции, США, Южной Корее, Японии, Узбекистане, Украине. Председатель Государственного совета Татарстана Ф.Х.Мухаметшин неоднократно бывал во Франции, посетил Малайзию и другие страны.
В последние годы заметной динамикой отличалась внешнеэкономическая деятельность Татарстана на европейском (Германия, Италия, Болгария, Франция) и азиатском (Турция, Япония, Южная Корея) направлениях. Активно развивались торговые и партнерские отношения с США. Определенные связи имели место с Афганистаном, Ираном. В настоящее время продолжает действовать 51 соглашение международного характера, заключенные Республикой Татарстан в 1992-2003 годах. На уровне министерств и ведомств Татарстан поддерживает контакты с Чехией, Польшей, Финляндией, Венгрией, Латвией. В рамках СНГ наблюдается рост контактов с Украиной, Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном. Межправительственные соглашения регулируют вопросы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Вместе с тем следует признать, что ряд соглашений в последнее время стал носить больше декларативный, чем содержательный характер, и эти соглашения надо серьезно пересматривать, внося в них более весомые содержательные элементы.
Дальнейшее развитие получили связи Татарстана с рядом международных организаций, в том числе ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы (Ассамблея регионов Европы и Конгресс местных и региональных властей Европы), Всемирным банком, Международным центром научных исследований истории, культуры, искусства ислама (ИРСИКА). На 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО юбилей Казани и празднование 200-летия Казанского университета были включены в Календарь памятных дат ЮНЕСКО. Важным событием для республики стало сближение России с Организацией "Исламская конференция" (ОИК). Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для активного участия республики в работе финансово-экономических и культурных организаций, входящих в систему ОИК (Исламский банк развития, Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам и др.).
В настоящее время действуют соглашения, подписанные Республикой Татарстан с более чем 60 регионами Российской Федерации. В семи регионах России работают полномочные, постоянные и торгово-экономические представительства Татарстана.
1990-е годы стали началом интенсивного развития межпарламентского сотрудничества. Имеющийся положительный потенциал межрегионального и международного сотрудничества и контактов оформился в самостоятельное направление деятельности парламента республики. Гостями Госсовета Татарстана были парламентские делегации США, Канады, Кубы, Австралии, Турции, ряда государств Европы - Дании, Франции, Швейцарии, дипломаты и бизнесмены, политики и общественные деятели, чрезвычайные и полномочные послы многих иностранных государств и послы России в странах дальнего и ближнего зарубежья. В свою очередь, народные депутаты Республики Татарстан побывали с рабочими визитами в Турции, Венгрии, Канаде, Дании, Франции, Финляндии, Латвии и других странах.
В 1996 году был подписан протокол о сотрудничестве между Государственным советом Республики Татарстан и Великим национальным собранием Турции. Государственный совет Татарстана - активный участник Международной программы межпарламентского сотрудничества.
Сотрудничество Республики Татарстан с Конгрессом местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) началось в середине 1990-х годов, когда делегация экспертов Совета Европы побывала в Казани с целью изучения проблем местного самоуправления в республике.
Председатель Государственного совета Ф.Х.Мухаметшин является сегодня членом российской делегации в КМРВЕ. В Совете Европы он избран председателем Комитета по культуре и образованию. За последние годы Государственный совет Татарстана стал инициатором проведения почти 20 международных симпозиумов, научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам развития Российского государства и общества. В ходе международных мероприятий рассматривались вопросы, связанные с законодательной практикой обеспечения гражданских прав и свобод, развития местного самоуправления, федеративных отношений в странах Европы и Америки.
Большой общественный резонанс имела конференция по вопросам развития демократии на местном и региональном уровнях с участием представителей Совета Европы и регионов, входящих в Ассоциацию "Большая Волга" (сентябрь 1996 г.). Проведены с большой результативностью и получили высокую оценку общественности научно-практическая конференция "Федерализм - глобальные и российские измерения" (сентябрь 1993 г.), а также международный семинар по вопросам бюджетного федерализма (1997 г.). С участием зарубежных экспертов законодателями Татарстана рассматривалась тема "Законотворческий процесс в парламентской деятельности" (февраль 1998 г.). Особое внимание зарубежных экспертов привлек Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
В контексте договорной практики были рассмотрены проблемы становления российского федерализма (февраль 1999 г.). Татарстанские законодатели провели "круглые столы" и семинары по актуальным темам: "Федерализм и создание условий для экономических инвестиций в регионы", "Россия на рубеже веков: от противостояния к культуре мира", "Управление муниципалитетами в свете Европейской хартии о местном самоуправлении и их роль в обучении муниципальных кадров". В мае 2001 года был проведен "круглый стол" -"Международное и региональное измерение прав человека в свете Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". Большой резонанс получила Европейская конференция по конституционному статусу регионов в Российской Федерации и других европейских странах, проведенная в июле 2003 года совместно с Конгрессом местных и региональных властей Европы. Основной целью конференции было обсуждение текущего положения и развития конституционного статуса регионов и федерализма в разных европейских странах, особенно в России.
В ходе конференции, в которой приняли участие около 100 федеральных законодателей, руководители ряда субъектов Российской Федерации и представители республики, а также известные европейские политики и эксперты, имел место заинтересованный разговор по важным для Татарстана и других субъектов Российской Федерации темам: "Договорная система как метод разграничения власти между различными уровнями государственной власти" и "Разграничение власти и полномочий в процессе законодательной реформы и гармонизации законодательства различных уровней". Состоялся также "круглый стол" - "Федерализм как инструмент ослабления конфликтов".
Уважительный диалог в рамках общеевропейской платформы сотрудничества приносит пользу всем его участникам, особенно если учесть, что на повестку дня вынесены вопросы развития культурной и этнической идентичности и сохранения языков национальных меньшинств в условиях глобализации и общеевропейской интеграции. В центре внимания европейского сообщества остается тема участия граждан в общественной жизни в коммунах и регионах, формирования специальных программ в контексте международных обменов. В настоящее время обсуждается проект Европейской хартии регионального развития.
Уважение и соблюдение прав человека, воспитание гражданской ответственности, создание инфраструктур демократической политической культуры, возрождение традиций и обычаев наших народов с опорой на их историческое наследие выступают важнейшей основой государственной политики, проводимой руководством Татарстана. В республике хорошо понимают, что культурный плюрализм предполагает неповторимость и многообразие особенностей, присущих этническим сообществам. И это разнообразие является необходимым компонентом устойчивого развития социума в Татарстане.
В 1999-2000 годах в рамках программ Совета Европы Казань в лице ее мэра К.Ш.Исхакова принимала участие в создании Европейской ассоциации исторических городов. В июне 2002 года под эгидой Конгресса местных и региональных властей Европы в Казани проходила Европейская конференция исторических городов. В 2005 году в Казани были проведены Дни европейского культурного наследия.
Крупные международные деятели и руководители подразделений ООН давно проложили свой путь в Казань. Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура в 1993 году посетил Казань, где с интересом ознакомился с работой кафедры ЮНЕСКО в Татарском институте содействия бизнесу (ТИСБИ).
В дни празднования юбилея Казань принимала заместителя исполнительного директора ООН - Хабитат (программа ООН по населенным пунктам) г-на Даниэля Бью. Можно считать, что данный визит открыл новую важную страницу в международном сотрудничестве Казани, поскольку именно это учреждение ООН призвано заниматься вопросами местного самоуправления на глобальном уровне. Мэр города К.Ш.Исхаков включен в состав Консультативного комитета при ООН - Хабитат по местному самоуправлению. Это не только большая честь для Татарстана и России, но и великая ответственность для города Казани. Именно этот орган будет формировать критерии оценки деятельности органов местной власти и вырабатывать рекомендации органам местной власти на международном уровне. Исключительный интерес в ходе последней сессии Совета управляющих ООН - Хабитат, которая состоялась в апреле этого года в Найроби (Кения), был проявлен к Программе сноса ветхого жилья, реализованной в Казани в последние годы. Предложено распространить по каналам ООН опыт реализации этой программы на другие страны. Можно ожидать, что данная программа будет представлена к специальной международной премии по категории "Лучшая практика в обеспечении населения условиями для проживания". Так что празднование юбилея позволило уточнить приоритетные задачи в дальнейшем развитии сотрудничества республики и города в рамках программ ООН.
Проникновение в историю Великого Волжского пути, мобилизация крупных научных сил России и Татарстана, проведение четырех исторических походов, повторивших маршруты торговых путей по Волге и Каспию от Норвегии до Ирана, - это тоже этап значительной и серьезной подготовки к 1000-летию Казани. Это целое научное направление, которое разрабатывалось учеными РАН и Академии наук Татарстана при самом непосредственном организационном участии Казани. П.Н.Андреева, заместитель председателя Казанского городского совета, стала организатором и мобилизующей силой этого гигантского проекта. Потребуются еще многие годы, чтобы в полной мере осмыслить итоги такой самоотверженной четырехлетней работы ученых, политиков, руководителей регионов, представителей местного самоуправления, бизнеса - казанцев, россиян, и представителей зарубежных международных организаций. Выпуск серии научных изданий, содержащих основные выводы, - это только первый шаг к возрождению Великого Волжского пути, включающего Каспий. К проекту был проявлен интерес более чем 20 зарубежных стран, которые выразили готовность (в том числе и через Тегеранскую декларацию, принятую участниками в 2003 г.) продолжать исследования в этой области. На основе Тегеранской декларации была учреждена Ассоциация городов Великого Волжского пути. Членами ассоциации кроме Казани стали города Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Махачкала, Дербент, Баку, Энзли (Иран), Актау, Санкт-Петербург, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Таллин, Хельсинки, Рига, Стокгольм, Осло. С надеждой и упованием смотрят российские и зарубежные партнеры Казани на возможности нового этапа сотрудничества с городами и странами Великого Волжского пути в будущем. Вполне естественно, что Великий Волжский путь как тема исследования и развития безгранична и глубинна. Без сомнения, она требует отдельной страницы и отдельного очерка, поскольку является ярчайшим воплощением значимости всего того, что сделали Татарстан и Казань в международном плане в преддверии тысячелетия.
Крупномасштабный международный проект "Великий Волжский путь", в реализации которого республика в лице ее научной и политической элиты принимала самое активное участие, стал примером конкретного политического, культурного и экономического результата, полученного в ходе подготовки и проведения 1000-летия Казани. Итогом этой работы стало углубление диалога цивилизаций между историческими городами от Скандинавских стран через Россию до государств Закавказья и Ближнего Востока.
Три года подряд в рамках реализации проекта под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы, при содействии правительства России проходили международные научно-практические конференции. Эти крупнейшие научные форумы, начало которым было положено в Казани (2001 г.) и Санкт-Петербурге (2002 г.), позволили ученым и политикам, государственным деятелям и представителям деловых кругов многих стран Запада и Востока по-новому взглянуть не только на историческое прошлое, но и на перспективы расширения сотрудничества евро-азиатского ареала Великого Волжского пути. Последний этап проекта проходил летом 2004 года по странам Каспийского бассейна. В условиях начавшегося международного сотрудничества по освоению шельфа Каспийского моря "Великий Волжский путь" может обрести новый импульс в интересах многих государств мира.
Генеральный секретарь Совета Европы г-н Вальтер Швиммер направил в 2002 году приветствие участникам второго этапа "Великого Волжского пути" по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки - Таллин - Рига - Стокгольм. Такое же приветствие было получено от генерального секретаря Совета Европы в 2003 году для участников третьего этапа "Великого Волжского пути" по маршруту Казань - Астрахань - Баку -Энзли (Иран).
Вопросы поддержки российских соотечественников за рубежом, защита их прав и интересов входят в число наиболее приоритетных направлений государственной внешней политики России. Россия исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав и обеспечение достойных условий жизни на своих территориях несут соответствующие государства.
Положение соотечественников за рубежом волнует в полной мере и татарскую общественность. Ведь в дальнем и ближнем зарубежье в отрыве от своей исторической родины находятся десятки тысяч татар - тюрков. Поддержка соотечественников - татар, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье, является одним из приоритетных направлений работы Всемирного конгресса татар (ВКТ). Общественным организациям в этой работе существенную помощь оказывает руководство республики.
Для многонациональной России как особого типа общности, выстроенной на основе традиционной русской государственности, вопросы этнического благополучия являются коренными и судьбоносными. Ведь в отличие от многих зарубежных федеративных государственных образований, сложившихся из этнически близких или однородных групп населения на относительно позднем этапе цивилизационного развития, Россия "выстрадала" свое федеративное устройство, объединив народы, исторически проживавшие на своей земле. Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами. При этом российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию в странах проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности.
Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Россия придает большое значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культурных традиций.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 28.11.2002 года утверждены "Основные направления поддержки соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы", в рамках реализации которых на оказание практической помощи российской диаспоре (пока только в СНГ и Балтии) ежегодно выделяются средства федерального бюджета (в 2002 г. - 135 млн. руб., в 2003 г. - 210 млн. руб., на 2004 г. выделено 252 млн. руб.) Средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников регламентируются Правилами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2002 года N 330. Необходимо высказать слова благодарности МИД России, поддержавшему предложения Татарстана по оказанию помощи соотечественникам - татарам, проживающим в ближнем и дальнем зарубежье.
Перечнем направлений использования средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку соотечественников в 2003 году, предусматривалось выделение из федерального бюджета 210 млн. рублей на организацию мероприятий по следующим направлениям:
- на территории России - организация оздоровительного отдыха детей соотечественников в лечебных учреждениях России; организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения в зарубежных государствах; организация и проведение учебно-образовательных маршрутов учащихся школ с русским языком обучения, победителей олимпиад по историческим местам России; приобретение и доставка учебной, методической, научной и художественной литературы для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек, учреждений науки и культуры, общественных организаций;
- на территории стран проживания соотечественников - содействие в проведении мероприятий с участием общественных организаций соотечественников, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории, юбилейным датам Великой Отечественной войны; приобретение и доставка учебной, методической, художественной и иной социально значимой литературы и пособий для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек, общественных организаций соотечественников; проведение мероприятий в области образования, науки и культуры, а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера; организация информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам.
Предложения Республики Татарстан по организации мероприятий в рамках "Основных направлений...", содержащие информацию представительств Татарстана в Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Узбекистане, а также Исполкома БКТ, направлены Департаментом внешних связей Президента Республики Татарстан в МИД России для рассмотрения.
В конце XX - начале XXI века, развиваясь на прочном фундаменте равноправия и самоопределения народов, Россия выбрала действительно демократический и правовой путь построения многонационального государства на основе конституционно гарантированных принципов федерализма.
Этногенетическое многообразие социокультурных составляющих субъектов Федерации требует реализации поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями жизнедеятельности народов республик, краев, областей и автономий. И безусловно, что 1000-летие Казани стало импульсом в дальнейшем развитии Российской Федерации как многонациональной и поликонфессиональной демократической страны и способствовало подъему роли и авторитета нашего государства в международном сообществе.
КАЗАНЬ - столица Республики Татарстан, город с более чем миллионным населением в 2005 году находится в атмосфере необычной приподнятости. Город отмечает свой тысячелетний юбилей со дня основания. Это событие по своей значимости далеко выходит за рамки Татарстана и всего Российского государства. Тысячелетие Казани, безпреувеличения можно сказать, - это явление не только национального, но и мирового масштаба, о чем свидетельствует то внимание, которое уделяется этому событию о стороны ООН, ЮНЕСКО, Всемирного банка, Совета Европы, других межправительственных и общественных организаций.
Казань на протяжении многих столетий традиционно выступала связующим звеном в тех многообразных контактах, которые существовали между Западом и Востоком Древний город, символом которого всегда был Казанский кремль, соединил тюркские, славянские и финно-угорские народы, исламские и православные историко-культурные начала. Все это во многом и предопределило неповторимый облик Казани как уникального исторического города особенность его культурно-архитектурного стиля. Поэтом; неслучайно в 2000 году Казанский кремль был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из глубины веков берут свое начало традиции толерантности и культурного плюрализма, взаимного доверия и уважения, чуткое понимание нужд и интересов народов. Татарстан давно уже стал родным домом для десятков этнических групп. И это не просто метафора, а проверенная временем политико-правовая характеристика социально-психологического климата нашей республики.
История сделала Татарстан многонациональным государством, где культурные традиции этнических татар и этнических русских взаимно обогащаются и дополняют друг друга. Судьбы выдающихся представителей татарской культуры, таких как К.Насыри, Ш.Марджани, Г.Тукая, неотделимы от истории Казани. Но ее история также свято хранит имена известных русских поэтов Александра Пушкина, который посещал Казань, и жившего там Евгения Баратынского. Здесь родился первый истинно классический поэт Гавриил Державин. Казань всегда была и остается многонациональным городом.
Новейшая история Татарстана, как и тысячелетней Казани, представляет собой гармоничную совокупность древности, этнонациональной и религиозной полисемии, многообразия тюркской, булгарской, чингисидской и русской культур, старинных традиций ислама, византийства, Востока и Запада. Оценивая прошлое с высоты сегодняшнего дня, необходимо не только суммировать все, что составляет бесценное достояние народов, населяющих республику, но и умножить это богатство на красоту и прогресс современного глобализирующегося мира. Празднование 1000-летия Казани, с одной стороны, стало еще одной вехой на пути цивилизационного развития татар как части многонационального народа России, объединенного единой судьбой на своей земле, а с другой - подтвердило особую роль и место Республики Татарстан в составе Российской Федерации в быстро меняющемся мире. Татарстан в последние годы получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для делового сотрудничества. Юбилейные праздничные торжества в тысячелетней Казани, звуки оркестров и праздничные гуляния, фантасмагория Сабантуя и юбилейные речи не заслонили годы последовательной, настойчивой и терпеливой работы сотен людей, ученых-исследователей, писателей-историков, археологов, руководителей республики и города, политиков, специалистов-международников по восстановлению истории Казани, прошлого и настоящего Великого Волжского пути и других явлений, вплетенных в современную историю города и его жителей.
Федеральные целевые программы стали серьезным фактором развития и превращения программ юбилейных торжеств в сотрудничество и взаимодействие многих сторон - федеральных и региональных министерств и ведомств, международных структур, российских и зарубежных органов местного самоуправления, фондов и конкретных хозяйствующих субъектов. Такому сотрудничеству способствовал протокол, подписанный Республикой Татарстан и Министерством иностранных дел Российской Федерации о взаимодействии в области осуществления международных и внешнеэкономических связей на 2003-2005 годы. Протокол был заключен 1 сентября 1999 года и подкреплен распоряжением правительства России от 3 марта 2001 года об утверждении программы подготовки к празднованию 1000-летия основания Казани, постановлением Коллегии МЦД России от 31 января 2003 года "Об участии МЦД России в мероприятиях по подготовке к празднованию 1000-летия Казани". В документах была признана необходимость активного взаимодействия в подготовке и проведении мероприятий международной части правительственной программы. Было признано необходимым информировать мировую общественность о предстоящем юбилее, его историческом и культурном значении. Были признаны международный масштаб и значимость для России предстоящего события.
В Татарстане начато осуществление ряда крупномасштабных программ, которые стали результатом целевых вложений из федерального и республиканского бюджетов. Завершено возведение крупнейшего архитектурного сооружения Казани - мечети Кул-Шариф, реконструирован православный Благовещенский собор, завершена прокладка первой линии казанского метрополитена. Ведется масштабное жилищное строительство.
Разительные перемены произошли за последнее время в реконструкции исторического центра столицы республики, которая все увереннее обретает облик современного европейского мегаполиса. Уже в ближайшие годы в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра города Казани" будет продолжена реализация 131 инвестиционного проекта.
Многонациональный народ Татарстана испытывает чувство гордости за свою столицу, которая вносит весомый вклад в дело сохранения историко-культурного богатства и упрочения взаимопонимания между народами. Заслуженные награды ЮНЕСКО - диплом Пальмовая ветвь мира", полученный в Международный год культуры мира (2000 г.), почетный приз конкурса "Города за мир 2000-2001" (2002 г.), в котором Казань стала первым российским городом, удостоенным этой награды, - мы расцениваем как знак особого внимания мирового сообщества к тысячелетнему юбилею древнего города.
В Казань Президент России В.В.Путин в последние годы приезжал несколько раз. Первое десятилетие XXI века стало периодом особо тесных отношений двух крупных современных политиков - В.В.Путина, Президента России, и М.Ш.Шаймиева, первого Президента Республики Татарстан. 1000-летие Казани сделали эти отношения еще более политически значимыми и эффективными.
В рамках подготовки и проведения юбилейных торжеств в Казань были приглашены главы субъектов Российской Федерации на заседание Государственного совета России, состоялась встреча в верхах руководителей государств СНГ.
Республика Татарстан является активным участником внешнеэкономической деятельности. С начала 1990-х годов внешнеторговый оборот республики вырос более чем в 3,5 раза, и на протяжении ряда последних лет сохраняется устойчивая тенденция его роста.
В настоящее время в регионах Российской Федерации и странах зарубежья функционируют 41 Торговый дом и 23 представительства Республики Татарстан. Экспорт товаров и услуг - наиболее эффективный и перспективный с точки зрения всех ключевых индикаторов экономического развития - повышения качества жизни (денежные доходы и занятость), создания добавленной стоимости, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. Современный российский рынок, рынок стран СНГ и зарубежные рынки очень быстро меняются. Если раньше существовали свободные "ниши", сейчас их практически не осталось, более того, западные компании с укреплением рубля сильно атакуют" традиционные рынки сбыта. Поэтому стратегия республики уточняется в соответствии с меняющимися условиями и сконцентрирована на защите традиционных рынков сбыта и освоении новых секторов. По каждой отрасли Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики совместно с Торгово-промышленной палатой, ассоциациями и отраслевыми союзами промышленных предприятий проводят соответствующие мероприятия по защите традиционных рынков сбыта.
В освоении новых рынков основное внимание уделяется развитию сотрудничества со странами СНГ - Казахстаном, Украиной, Беларусью, Азербайджаном. Республикой подписаны межправительственные соглашения с рядом стран. За три последних года в Татарстане проведено более 100 международных встреч, конференций, симпозиумов и т.д. Так, в 2003 году в присутствии Президента России Б.Б.Путина и премьер-министра Индии А.Ваджпаи было подписано Соглашение между правительством Республики Татарстан и индийским штатом Андхра-Прадеш. Осуществлена подготовка соглашений Татарстана с китайской провинцией Шандунь, региональным советом Рон-Альп (Франция) и американским штатом Колорадо. В рамках подготовки к 1000-летию Казани организован визит в республику делегации глав дипломатических представительств 30 стран. Ежегодно Татарстан посещают дипломатические представители многих стран мира. Премьер-министр республики в последние годы побывал с деловыми визитами в Дании, Франции, США, Южной Корее, Японии, Узбекистане, Украине. Председатель Государственного совета Татарстана Ф.Х.Мухаметшин неоднократно бывал во Франции, посетил Малайзию и другие страны.
В последние годы заметной динамикой отличалась внешнеэкономическая деятельность Татарстана на европейском (Германия, Италия, Болгария, Франция) и азиатском (Турция, Япония, Южная Корея) направлениях. Активно развивались торговые и партнерские отношения с США. Определенные связи имели место с Афганистаном, Ираном. В настоящее время продолжает действовать 51 соглашение международного характера, заключенные Республикой Татарстан в 1992-2003 годах. На уровне министерств и ведомств Татарстан поддерживает контакты с Чехией, Польшей, Финляндией, Венгрией, Латвией. В рамках СНГ наблюдается рост контактов с Украиной, Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном. Межправительственные соглашения регулируют вопросы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Вместе с тем следует признать, что ряд соглашений в последнее время стал носить больше декларативный, чем содержательный характер, и эти соглашения надо серьезно пересматривать, внося в них более весомые содержательные элементы.
Дальнейшее развитие получили связи Татарстана с рядом международных организаций, в том числе ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы (Ассамблея регионов Европы и Конгресс местных и региональных властей Европы), Всемирным банком, Международным центром научных исследований истории, культуры, искусства ислама (ИРСИКА). На 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО юбилей Казани и празднование 200-летия Казанского университета были включены в Календарь памятных дат ЮНЕСКО. Важным событием для республики стало сближение России с Организацией "Исламская конференция" (ОИК). Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для активного участия республики в работе финансово-экономических и культурных организаций, входящих в систему ОИК (Исламский банк развития, Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам и др.).
В настоящее время действуют соглашения, подписанные Республикой Татарстан с более чем 60 регионами Российской Федерации. В семи регионах России работают полномочные, постоянные и торгово-экономические представительства Татарстана.
1990-е годы стали началом интенсивного развития межпарламентского сотрудничества. Имеющийся положительный потенциал межрегионального и международного сотрудничества и контактов оформился в самостоятельное направление деятельности парламента республики. Гостями Госсовета Татарстана были парламентские делегации США, Канады, Кубы, Австралии, Турции, ряда государств Европы - Дании, Франции, Швейцарии, дипломаты и бизнесмены, политики и общественные деятели, чрезвычайные и полномочные послы многих иностранных государств и послы России в странах дальнего и ближнего зарубежья. В свою очередь, народные депутаты Республики Татарстан побывали с рабочими визитами в Турции, Венгрии, Канаде, Дании, Франции, Финляндии, Латвии и других странах.
В 1996 году был подписан протокол о сотрудничестве между Государственным советом Республики Татарстан и Великим национальным собранием Турции. Государственный совет Татарстана - активный участник Международной программы межпарламентского сотрудничества.
Сотрудничество Республики Татарстан с Конгрессом местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) началось в середине 1990-х годов, когда делегация экспертов Совета Европы побывала в Казани с целью изучения проблем местного самоуправления в республике.
Председатель Государственного совета Ф.Х.Мухаметшин является сегодня членом российской делегации в КМРВЕ. В Совете Европы он избран председателем Комитета по культуре и образованию. За последние годы Государственный совет Татарстана стал инициатором проведения почти 20 международных симпозиумов, научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам развития Российского государства и общества. В ходе международных мероприятий рассматривались вопросы, связанные с законодательной практикой обеспечения гражданских прав и свобод, развития местного самоуправления, федеративных отношений в странах Европы и Америки.
Большой общественный резонанс имела конференция по вопросам развития демократии на местном и региональном уровнях с участием представителей Совета Европы и регионов, входящих в Ассоциацию "Большая Волга" (сентябрь 1996 г.). Проведены с большой результативностью и получили высокую оценку общественности научно-практическая конференция "Федерализм - глобальные и российские измерения" (сентябрь 1993 г.), а также международный семинар по вопросам бюджетного федерализма (1997 г.). С участием зарубежных экспертов законодателями Татарстана рассматривалась тема "Законотворческий процесс в парламентской деятельности" (февраль 1998 г.). Особое внимание зарубежных экспертов привлек Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
В контексте договорной практики были рассмотрены проблемы становления российского федерализма (февраль 1999 г.). Татарстанские законодатели провели "круглые столы" и семинары по актуальным темам: "Федерализм и создание условий для экономических инвестиций в регионы", "Россия на рубеже веков: от противостояния к культуре мира", "Управление муниципалитетами в свете Европейской хартии о местном самоуправлении и их роль в обучении муниципальных кадров". В мае 2001 года был проведен "круглый стол" -"Международное и региональное измерение прав человека в свете Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". Большой резонанс получила Европейская конференция по конституционному статусу регионов в Российской Федерации и других европейских странах, проведенная в июле 2003 года совместно с Конгрессом местных и региональных властей Европы. Основной целью конференции было обсуждение текущего положения и развития конституционного статуса регионов и федерализма в разных европейских странах, особенно в России.
В ходе конференции, в которой приняли участие около 100 федеральных законодателей, руководители ряда субъектов Российской Федерации и представители республики, а также известные европейские политики и эксперты, имел место заинтересованный разговор по важным для Татарстана и других субъектов Российской Федерации темам: "Договорная система как метод разграничения власти между различными уровнями государственной власти" и "Разграничение власти и полномочий в процессе законодательной реформы и гармонизации законодательства различных уровней". Состоялся также "круглый стол" - "Федерализм как инструмент ослабления конфликтов".
Уважительный диалог в рамках общеевропейской платформы сотрудничества приносит пользу всем его участникам, особенно если учесть, что на повестку дня вынесены вопросы развития культурной и этнической идентичности и сохранения языков национальных меньшинств в условиях глобализации и общеевропейской интеграции. В центре внимания европейского сообщества остается тема участия граждан в общественной жизни в коммунах и регионах, формирования специальных программ в контексте международных обменов. В настоящее время обсуждается проект Европейской хартии регионального развития.
Уважение и соблюдение прав человека, воспитание гражданской ответственности, создание инфраструктур демократической политической культуры, возрождение традиций и обычаев наших народов с опорой на их историческое наследие выступают важнейшей основой государственной политики, проводимой руководством Татарстана. В республике хорошо понимают, что культурный плюрализм предполагает неповторимость и многообразие особенностей, присущих этническим сообществам. И это разнообразие является необходимым компонентом устойчивого развития социума в Татарстане.
В 1999-2000 годах в рамках программ Совета Европы Казань в лице ее мэра К.Ш.Исхакова принимала участие в создании Европейской ассоциации исторических городов. В июне 2002 года под эгидой Конгресса местных и региональных властей Европы в Казани проходила Европейская конференция исторических городов. В 2005 году в Казани были проведены Дни европейского культурного наследия.
Крупные международные деятели и руководители подразделений ООН давно проложили свой путь в Казань. Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура в 1993 году посетил Казань, где с интересом ознакомился с работой кафедры ЮНЕСКО в Татарском институте содействия бизнесу (ТИСБИ).
В дни празднования юбилея Казань принимала заместителя исполнительного директора ООН - Хабитат (программа ООН по населенным пунктам) г-на Даниэля Бью. Можно считать, что данный визит открыл новую важную страницу в международном сотрудничестве Казани, поскольку именно это учреждение ООН призвано заниматься вопросами местного самоуправления на глобальном уровне. Мэр города К.Ш.Исхаков включен в состав Консультативного комитета при ООН - Хабитат по местному самоуправлению. Это не только большая честь для Татарстана и России, но и великая ответственность для города Казани. Именно этот орган будет формировать критерии оценки деятельности органов местной власти и вырабатывать рекомендации органам местной власти на международном уровне. Исключительный интерес в ходе последней сессии Совета управляющих ООН - Хабитат, которая состоялась в апреле этого года в Найроби (Кения), был проявлен к Программе сноса ветхого жилья, реализованной в Казани в последние годы. Предложено распространить по каналам ООН опыт реализации этой программы на другие страны. Можно ожидать, что данная программа будет представлена к специальной международной премии по категории "Лучшая практика в обеспечении населения условиями для проживания". Так что празднование юбилея позволило уточнить приоритетные задачи в дальнейшем развитии сотрудничества республики и города в рамках программ ООН.
Проникновение в историю Великого Волжского пути, мобилизация крупных научных сил России и Татарстана, проведение четырех исторических походов, повторивших маршруты торговых путей по Волге и Каспию от Норвегии до Ирана, - это тоже этап значительной и серьезной подготовки к 1000-летию Казани. Это целое научное направление, которое разрабатывалось учеными РАН и Академии наук Татарстана при самом непосредственном организационном участии Казани. П.Н.Андреева, заместитель председателя Казанского городского совета, стала организатором и мобилизующей силой этого гигантского проекта. Потребуются еще многие годы, чтобы в полной мере осмыслить итоги такой самоотверженной четырехлетней работы ученых, политиков, руководителей регионов, представителей местного самоуправления, бизнеса - казанцев, россиян, и представителей зарубежных международных организаций. Выпуск серии научных изданий, содержащих основные выводы, - это только первый шаг к возрождению Великого Волжского пути, включающего Каспий. К проекту был проявлен интерес более чем 20 зарубежных стран, которые выразили готовность (в том числе и через Тегеранскую декларацию, принятую участниками в 2003 г.) продолжать исследования в этой области. На основе Тегеранской декларации была учреждена Ассоциация городов Великого Волжского пути. Членами ассоциации кроме Казани стали города Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Махачкала, Дербент, Баку, Энзли (Иран), Актау, Санкт-Петербург, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Таллин, Хельсинки, Рига, Стокгольм, Осло. С надеждой и упованием смотрят российские и зарубежные партнеры Казани на возможности нового этапа сотрудничества с городами и странами Великого Волжского пути в будущем. Вполне естественно, что Великий Волжский путь как тема исследования и развития безгранична и глубинна. Без сомнения, она требует отдельной страницы и отдельного очерка, поскольку является ярчайшим воплощением значимости всего того, что сделали Татарстан и Казань в международном плане в преддверии тысячелетия.
Крупномасштабный международный проект "Великий Волжский путь", в реализации которого республика в лице ее научной и политической элиты принимала самое активное участие, стал примером конкретного политического, культурного и экономического результата, полученного в ходе подготовки и проведения 1000-летия Казани. Итогом этой работы стало углубление диалога цивилизаций между историческими городами от Скандинавских стран через Россию до государств Закавказья и Ближнего Востока.
Три года подряд в рамках реализации проекта под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы, при содействии правительства России проходили международные научно-практические конференции. Эти крупнейшие научные форумы, начало которым было положено в Казани (2001 г.) и Санкт-Петербурге (2002 г.), позволили ученым и политикам, государственным деятелям и представителям деловых кругов многих стран Запада и Востока по-новому взглянуть не только на историческое прошлое, но и на перспективы расширения сотрудничества евро-азиатского ареала Великого Волжского пути. Последний этап проекта проходил летом 2004 года по странам Каспийского бассейна. В условиях начавшегося международного сотрудничества по освоению шельфа Каспийского моря "Великий Волжский путь" может обрести новый импульс в интересах многих государств мира.
Генеральный секретарь Совета Европы г-н Вальтер Швиммер направил в 2002 году приветствие участникам второго этапа "Великого Волжского пути" по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки - Таллин - Рига - Стокгольм. Такое же приветствие было получено от генерального секретаря Совета Европы в 2003 году для участников третьего этапа "Великого Волжского пути" по маршруту Казань - Астрахань - Баку -Энзли (Иран).
Вопросы поддержки российских соотечественников за рубежом, защита их прав и интересов входят в число наиболее приоритетных направлений государственной внешней политики России. Россия исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав и обеспечение достойных условий жизни на своих территориях несут соответствующие государства.
Положение соотечественников за рубежом волнует в полной мере и татарскую общественность. Ведь в дальнем и ближнем зарубежье в отрыве от своей исторической родины находятся десятки тысяч татар - тюрков. Поддержка соотечественников - татар, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье, является одним из приоритетных направлений работы Всемирного конгресса татар (ВКТ). Общественным организациям в этой работе существенную помощь оказывает руководство республики.
Для многонациональной России как особого типа общности, выстроенной на основе традиционной русской государственности, вопросы этнического благополучия являются коренными и судьбоносными. Ведь в отличие от многих зарубежных федеративных государственных образований, сложившихся из этнически близких или однородных групп населения на относительно позднем этапе цивилизационного развития, Россия "выстрадала" свое федеративное устройство, объединив народы, исторически проживавшие на своей земле. Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами. При этом российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию в странах проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности.
Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Россия придает большое значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культурных традиций.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 28.11.2002 года утверждены "Основные направления поддержки соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы", в рамках реализации которых на оказание практической помощи российской диаспоре (пока только в СНГ и Балтии) ежегодно выделяются средства федерального бюджета (в 2002 г. - 135 млн. руб., в 2003 г. - 210 млн. руб., на 2004 г. выделено 252 млн. руб.) Средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников регламентируются Правилами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2002 года N 330. Необходимо высказать слова благодарности МИД России, поддержавшему предложения Татарстана по оказанию помощи соотечественникам - татарам, проживающим в ближнем и дальнем зарубежье.
Перечнем направлений использования средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку соотечественников в 2003 году, предусматривалось выделение из федерального бюджета 210 млн. рублей на организацию мероприятий по следующим направлениям:
- на территории России - организация оздоровительного отдыха детей соотечественников в лечебных учреждениях России; организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения в зарубежных государствах; организация и проведение учебно-образовательных маршрутов учащихся школ с русским языком обучения, победителей олимпиад по историческим местам России; приобретение и доставка учебной, методической, научной и художественной литературы для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек, учреждений науки и культуры, общественных организаций;
- на территории стран проживания соотечественников - содействие в проведении мероприятий с участием общественных организаций соотечественников, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории, юбилейным датам Великой Отечественной войны; приобретение и доставка учебной, методической, художественной и иной социально значимой литературы и пособий для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек, общественных организаций соотечественников; проведение мероприятий в области образования, науки и культуры, а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера; организация информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам.
Предложения Республики Татарстан по организации мероприятий в рамках "Основных направлений...", содержащие информацию представительств Татарстана в Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Узбекистане, а также Исполкома БКТ, направлены Департаментом внешних связей Президента Республики Татарстан в МИД России для рассмотрения.
В конце XX - начале XXI века, развиваясь на прочном фундаменте равноправия и самоопределения народов, Россия выбрала действительно демократический и правовой путь построения многонационального государства на основе конституционно гарантированных принципов федерализма.
Этногенетическое многообразие социокультурных составляющих субъектов Федерации требует реализации поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями жизнедеятельности народов республик, краев, областей и автономий. И безусловно, что 1000-летие Казани стало импульсом в дальнейшем развитии Российской Федерации как многонациональной и поликонфессиональной демократической страны и способствовало подъему роли и авторитета нашего государства в международном сообществе.
Назиф Музагиданович Мириханов - полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации, доктор политических наук.
Журнал "Международная жизнь" N 10, 2005 г., с 36-49