Публикации > Просмотр публикации
Татарстанский парламентаризм в международном измерении

Сейчас уже очевидно, что в начале формирования и становления нового парламентского органа Республики Татарстан мы правильно сформировали и сконцентрировали усилия на решении трех очень важных задач того время.

Во-первых, это полноценная масштабная реализация Договора о разграничении полномочий и предметов ведения органов государственной власти Татарстана и федерального центра. Во-вторых, это создание полноценной оптимальной юридической базы для решения собственных проблем в республике. И, в-третьих, укрепление межрегиональных и международных связей. Этот последний аспект был крайне необходим для того, чтобы привести в республику инвестиции, рассказать миру правду о нас, о том, что происходило здесь, в республике, привлечь внимание самих татарстанцев к накопленному прогрессивному опыту, прежде всего, в области защиты прав и свобод человека, поиска новых рыночных экономических инноваций. И сегодня можно говорить о том, что эта триада очень активно осуществляется. Если говорить о вкладе татарстанского парламентаризма в международные региональные дела, то этому вкладу надо дать должную оценку.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что наши тогдашние и сегодняшние подходы соответствуют объективным тенденциям, которые вызваны такими процессами, как глобализация и регионализация и мировой экономики, и мировой политики.

Перед лицом угроз и вызова XXI века появилась самая серьезная необходимость изменить лицо, функции, содержание и деятельность как международных акторов, так и механизмов социальных связей, в которые они вступают. Все это затронуло широкий круг субъектов, начиная с государств, это затронуло международные организации, бизнес-сообщества, транснациональные корпорации, дипломатию, современное международное право. Очень важно подчеркнуть, что Татарстан принял участие в этом процессе, не оказался на обочине исторического развития.

Для меня также крайне важно, что сегодня вот та модель мировой и региональной парламентской дипломатии, которая заняла достойное место среди инструментов мировой политики, формировалась под влиянием российских регионов. Каждый российский регион имеет свой опыт, имеет свое, что называется, лицо, самоидентификацию, и Татарстан по многим направлениям, по многим векторам был и остается лидером.

Говорю об этом со знанием дела и хочу подчеркнуть, что и в прошлом веке, и в нынешнем республика будет приковывать к себе самое пристальное внимание.

И этот ряд воспоминаний не могу не начать с нашей встречи в декабре 1997 года с Папой Иоанном Павлом II, когда в Риме вместо 7 минут мы с ним проговорили 45 минут. Когда ему представили нашу делегацию, сказали, что мы из Татарстана, он вспомнил, как был в 50-е годы здесь, в Казани, проездом, плыл по Волге, отдыхал, любовался красотами и города, и республики. В процессе работы постоянным представителем России в Брюсселе неоднократно на самых высоких форумах при решении таких вопросов, как поиск оптимальной модели консульского урегулирования или развития экономического взаимодействия регионов Европы с глубоким уважением и самым внимательным образом изучали опыт Республики Татарстан.

Я думаю, что такого рода формы, которые мы предложили, как учреждение представительства Татарстана, региональных представителей за рубежом, как подключение республики к работе Конгресса местных и региональных органов Совета Европы, как принятие республики в Европейскую Ассамблею европейских регионов, приобретение Россией и российскими регионами, в том числе Татарстаном, статуса координационных структур при Совете Европы, наконец, заключение многих соглашений и договоров, позволяет нам сделать два очень важных вывода. Первое – это прогрессивное движение будет продолжаться.

Во-вторых, опираясь на достижения Татарстана, других российских регионов, мы можем говорить о необходимости формирования программы международного сотрудничества, хотя бы европейских регионов.

С моей точки зрения, эта программа должна включать следующие пункты. Первое. Совместную разработку кодекса поведения современных регионов. Второе. Принятие декларации о политическом сотрудничестве регионов России, регионов Европы перед вызовами, угрозами международному сообществу, в том числе борьбу с организованной преступностью, с международным терроризмом. Третье. Переход на более активное внедрение таких интересных форм, как еврорегионы. И, конечно, это последний пункт – начать необходимо в самое ближайшее время работу над изучением накопленного нормативного, политического, международно-правового материала, чтобы сделать очень хорошую кодификацию для прогрессивного развития новой самостоятельной отрасли международного права под названием «международное сотрудничество регионов».

Татарстану предстоят в ближайшее время очень серьезные задачи. Нет никакого сомнения, что мы эти задачи выполним. Выполним и с экономической точки зрения, и с точки зрения политических приоритетов и интересов, а, главное, выполним потому, что мы идеологически, духовно были и остаемся близкими людьми.

А сегодня для российской государственности вот эта идеологическая близость является чуть ли не самым главным испытанием. Будет она – будет Россия узнаваемым и авторитетным государством в современном мире.

Выступление члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, д.ю.н., профессора В.Н. Лихачева на республиканской научно-практической конференции "Развитие парламентаризма, государственности и демократиии в Республике Татарстан", 4 апреля 2005г.
По материалам республиканской научно-практической конференции "Развитие парламентаризма, государственности и демократиии в Республике Татарстан", 4 апреля 2005г.