Публикации > Просмотр публикации
Россия для русских, Татарстан для татар?

Российские мусульманские активисты требуют убрать православные символы из нашей государственной символики. Почему это требование возникло именно сейчас, не ясно. Но ясно, что это - симптом глубоких и болезненных для нашего общества процессов.

На протяжении постсоветского периода Россия быстро и неуклонно превращалась из федерации, в которую входили вроде бы даже суверенные национальные республики, находящиеся с ней в договорных отношениях, в унитарное государство с квази-монархической президентской властью. Разумеется, при такой модели нерусские окраины полностью подчиняются русскому центру. Более того, унитарная и авторитарная трансформация государства сопровождается его переосмыслением как традиционно русского. Крайним выражением этой тенденции является лозунг "Россия для русских", приобретший сейчас даже некоторую интеллектуальную респектабельность.

Но естественно, что чем более централизованным и осознающим себя как национально-русское, и даже православное, становится государство, тем менее оно воспринимается, как "свое" для тех, кто не русский и не православный. В нашей истории можно четко проследить связь между "национализацией" многонационального государства и усилением сепаратистских тенденций нерусских народов, в конечном счете приводивших к его распаду.

Так было в конце XIX - начале XX века, когда под давлением русского национализма власть стремилась ликвидировать особые права Финляндии и Остзейских провинций (как мы "привели в соответствие с российской Конституцией" законодательство национальных республик) и запретить литовцам писать на латинице (как мы недавно запретили татарам). В результате вместо поставлявшей кадры российского офицерства и бюрократии остзейских баронов в Прибалтике возникли мощные сепаратистские движения латышей и эстонцев, ранее спокойные и довольные финны взбунтовались, литовцы все равно писали на латинице, а в 1917 году империя распалась.

Так было и в СССР, когда с упадком наднациональной коммунистической идеологии он все более стал осознаваться как русское государство. В нерусских республиках постепенно вызревали национальные движения, в конце концов СССР развалившие. В нынешней России иное соотношение национальных сил. Русские составляют значительное большинство, что придает государству большую устойчивость. Но нацменьшинства все равно велики, и их удельный вес будет расти. Кроме того, "унитаризация" государства загоняет противоречия внутрь, и при первом же кризисе они стремительно выйдут на поверхность, как в 1917 или 1991 году.

Если Россия - для русских, то Чечня - для чеченцев, а Татарстан - для татар. Если Россия требует, чтобы татары писали на кириллице, значит, переход на латиницу станет "великой мечтой татарского народа". Если в символике российского государства - крест, то для мусульманских народов символом должен стать полумесяц.

Требование убрать православные элементы из государственной символики неожиданно обнажило не только глубокие противоречия нашей государственности, но и противоположные направленности ее эволюции и эволюции развитой части современного мира. Так, ЕС отказывается от религиозной символики, и это делает возможным в дальнейшем включение в него мусульманских Албании, Турции и полумусульманской Боснии. В очень религиозных США, где президент ничуть не менее верующий, чем Путин, Рождество и Санта- Клаус стали не "политкорректными" символами. Поэтому требование наших мусульман - вполне в духе современного мира.

Вот только очень мало шансов, что наши власть и общество прислушаются к нему. А если и прислушаются, то услышат лишь очередную попытку внутренних и внешних врагов развалить Россию.

Дмитрий Фурман, главный научный сотрудник Института Европы РАН

Газета "Известия", 13 декабря 2005 г.